Многие родители стараются научить своего ребенка читать и писать еще в дошкольном возрасте. Это облегчает процесс обучения в начальных классах, придает уверенности маленькому ученику, позволяя ему проявлять активность на уроках, получая похвалу и хорошие оценки за успеваемость.
В статье мы расскажем, с какого возраста можно учить детей читать по слогам, какие упражнения и игры помогут начать обучение чтению, способы быстро и легко обучить ребенка читать, как быть, если не получается.
Ребенок не умеет читать в 3, 4, 5, 6 лет: когда пора учить
С самого рождения дети начинают познавать окружающий мир. С каждым днем приобретают новые знания и навыки. Все происходит постепенно. Не стоит ускорять этот процесс и спешить с обучением ребенка.
Некоторые родители пытаются научить читать своего трехлетнего малыша. В таком возрасте дети еще не могут понять разницу между буквами, слогами и словами. Визуально они отличают эти знаки, а вот прочитать их еще неспособны.
Знакомство с буквами можно начинать с помощью специальных кубиков и других игровых предметов, на которых есть буквы. Малыш может собирать из них слоги и повторять вместе с мамой на слух. Такие занятия помогут быстрее запомнить буквы, что в дальнейшем уже упросит процесс обучения чтению слогов и слов.
Мнения педиатров
Специалисты отмечают, что до 5 лет у детей хорошо развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за творческую деятельность и эмоции. Им еще сложно запоминать буквы, цифры и другие символы. Учить ребенка чтению лучше с 5–6 лет, когда интеллект детей начинает меняться и позволяет правильно воспринимать необходимую информацию.
Проверка готовности к обучению
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то с ранних лет проявляет интерес к чтению и уже в 3–4 года начинает зачитывать первые слоги. Другие же дети этого возраста еще с трудом разговаривают, поэтому о самостоятельном чтении еще не может быть и речи.
Психологи советуют родителям ориентироваться на некоторые признаки, которые укажут, что ребенок уже готов к такому обучению:
- Малыш активно разговаривает и понимает значения слов.
- Речь ребенка связанная, продолжительная.
- Может задавать и отвечать на вопросы.
- Хорошо различает звуки.
- Нет дефектов речи – картавости, шепелявости. Если такие проблемы имеются, стоит обратиться к логопеду. Возможно потребуются посещать занятия, которые помогут поставить ребенку правильную речь.
- Хорошо развита логика и ориентация в пространстве.
- Ребенок усидчив, умеет концентрироваться на делах. Может долго сидеть на месте, занимаясь творчеством, лепкой, рисованием и т. д.
- Проявляет интерес к книгам, просит родителей почитать сказку. Пытается сам «читать».
Как легко научить ребенка читать: обзор способов и методик
Для обучения чтению ребенка дошкольного возраста стоит использовать специально разработанные методики, позволяющие в кратчайшие сроки достичь успеха в этом непростом деле.
Доброго времени суток всем! Поделитесь пожалуйста опытом как научить ребёнка читать слитно. Дело в том что она знает все буквы, узнает их, каждый день коротенькие тексты читаем но читает она каждую букву отдельно и не понимает как читать слитно. Надеюсь понятно объяснила проблему. Заранее благодарю за отзывы
72 Ответа
Читайте отдельные слоги. Вскоре глаз привыкнет «видеть» целый слог сразу. Начните с двухбуквенных слогов, далее 3х, 4х. Даже если у слога смысла нет, те это не 3хбуквенное слово, а просто слог.
Потом будет то же самое со слогами…
Пропевайте слог! Одна буква не умеет петь, другая её учит.
Обязательно произносить звуки, а не буквы. М, Р, а не ЭМ и ЭР
Удачи!?
Именно так и делаем
Я так читала в пять лет? помню как мама мучалась.
Учили складывать слоги из двух букв, потом читали слова из трёх))
Букварь Жуковой, очень рекомендую
Поддерживаю. Отлично пошли слоги.
Мы тоже его любим самый простой и логичный для начала чтения
Я слышала что есть две Жуковы. О каком букваре идет речь? Спасибо
Согласна, учиться читать слоги по букварю
Учите произносить слитно не буквы а звуки … так она поймёт очень быстро.. держите во рту звук М ( мычите его , с закрытыми губами ) и потом как бы вырывается А… получается ММММААААААА… потом МММАААММММААА… и тд. когда она так сделает пару раз , с разными звуками, поймёт .. потом тянуть звуки перестанет быстро ))))
Можно сделать ДОМ, где живут Звуки! И ходят друг другу в гости и » поют ВМЕСТЕ» песенки!
Примерно такой.
Если удастся- покажу свой » рабочий)
А где такой можно скачать? Спасибо
Скачать не знаю, у меня была книга. А там шаблон для дома. Но методика была представлена другая.
Сколько лет ребёнку?
Не всегда у родителей получается научить ребёнка. Может, вам пригласить педагога для обучения чтения или заниматься в группе?
Это и правильно. Специальные педагогические методики помогут вашему ребёнку освоить процесс чтения. Идите в маленькую группу заниматься. Больше эффекта. Сама занимаюсь с детьми. Будут вопросы, пишите в личку.
у нас в этом возрасте была та же проблем. педагог на курсах сказала не заостряйте внимание. все детки разные и физиологически ребенок еще может быть не готов (сын сорвал гласная-согласная а наоборот хоть убей не понимал…) сейчас ему 6.5 и уже месяцев 4 как он сливает и звуки в слоги и слоги в слова
Ребус метод почитайте
Проблема с таким чтением только когда слова, когда читаем слоги то «тянет»
Начните с коротких слов , которые она может протянуть на одном дыхании .. ей важно понять технику , а дальше она подстроит любые слова … тяните с ней на одном дыхании … не МММААА-МММААА, а МММАААМММААА… следите , чтоб она не прерывалась , тяните вместе .. сделайте мычащую М такой же длинны , как и А.. Обычно , деток сбивают именно согласные … петь она может , растягивая гласные только и будет отделять слоги , на стыке с согласными … выберете слово , с согласными , которые можно растянуть .. с «Б» — это сложно … берите М, С например и сделайте их даже длиннее гласных в этом певучем слове …. СССССССААШШШШШШААА… я бы в аудио показала , да нет его в коментах ?♀️. но реально помогает … как только сообразит, читать начтет с этого же момента … медленно , растянуто , но правильно … а скорость прийдет позже ?
С какого возраста учить ребенка читать по слогам?
Выучить алфавит с крохой можно даже в год. Изучение каждой буквы должно происходить в игровой форме: мама может задавать вопросы о том, что это за буква, какие слова с нее начинаются, на какой предмет она похожа и т.д. Игра такого рода понравится малышу в любом возрасте. Знание ребенком алфавита это прекрасно. Но в каком возрасте начинать сливать буквы в слоги, а слоги соответственно в слова? Специалисты в последнее время наблюдают тенденцию раннего развития детей. Многие родители начинают учить малыша грамоте и письму едва крохе исполнится год. Однако психологи и педагоги пришли к единому мнению, что такое раннее обучение не принесет желаемой пользы. В этом возрасте малыш имеет еще не полностью сформировавшуюся психику, поэтому последствия такого раннего развития могут быть плачевными. Чтобы развитие ребенка было гармоничным и последовательным не стоит торопить события и с года вбивать буквы ему в голову. Прежде, чем приступить к обучению, необходимо выяснить на какой стадии развития находится малыш в данный момент. При этом следует знать, когда у него формируются те или иные сферы восприятия. Познавательная, эмоциональная и телесная сферы восприятия начинают формироваться еще в период беременности и развиваются до трехлетнего возраста. С трех до пяти лет начинает формироваться функциональная сфера восприятия, отвечающая за органы восприятия (слух, зрение, вкус, осязание и обоняние). Осознанная психическая деятельность формируется у ребенка после семи лет. Если родители пытаются «перешагнуть» тот или иной этап формирования, то со временем это скажется на процессах развития крохи. Например, если начать заниматься зрительной нагрузкой раньше, чем сформируется зрительная сфера восприятия, то у крохи может развиваться близорукость. Специалисты рекомендуют не начинать обучение чтению до тех пор, пока полностью не сформируется цилиарная мышцы, которая отвечает за зрение. Полное ее формирование происходит к пяти-шести годам жизни ребенка. Выждать это время и предупредить близорукость гораздо проще, чем потом восстанавливать малышу зрение. Чтобы понять, что малыш физиологически готов обучаться чтению, следует проверить развиты ли у него следующие навыки: – ребенок говорит полными предложениями, которые может связать в рассказ; – речь ребенка логопедически правильная, без нарушений ритма и мелодики; – малыш легко определяет где право и лево, хорошо ориентируется в пространстве; – ребенок различает и выделяет определенные звуки в разных частях слова. Если малыш обладает вышеперечисленными навыками, то мозг его уже достаточно сформировался, чтобы приступить к обучению чтению и неважно 4 года ему или 7.
Как заниматься, чтобы ребенок не устал?
Дошкольники быстро теряют внимание и интерес к однообразной деятельности. В процессе занятия детям может стать скучно, и они потеряют интерес к происходящему, быстро утомятся. Чтобы предотвратить такой исход событий первые занятия должны длиться не более десяти минут. Длительность последующих занятий постепенно нужно увеличивать, однако время одного урока не должно превышать тридцати минут. Ребенок должен легко и непринужденно воспринимать поступающую к нему информацию. Поэтому занятия должны проходить в игровой форме, так малышу будет интересно заниматься. Важным условием начала занятий по обучению чтения является то, что ребенок знает весь алфавит. Изучить буквы можно с помощью букваря или кубиков Зайцева. При изучении букв важно учить малыша правильно произносить звуки, которые обозначают те или иные буквы, например, звук «в», а не «вэ».
Десять рекомендаций, как быстро научить ребенка читать по слогам
Такой вопрос рано или поздно встает в каждой семье. И дальше из него вытекает еще масса вопросов, на которые родители ищут ответы:
- В каком возрасте ребёнка нужно учить читать?
- Где учить — дома, в детском клубе или с репетитором?
- По какой методике учить — по кубикам Зайцева, по букварю Жуковой и т.д. и т.п.
- А есть ли компьютерные программы для обучения чтению онлайн?
Мы хотим вам рассказать о некоторых моментах, которые очень важны при обучении ребенка чтению, независимо от того, в каком возрасте, с кем и как ребёнок учится читать. Выполнение этих несложных правил поможет научить ребенка читать в домашних условиях.
1. Изучать буквы не обязательно строго по алфавиту. Ребёнку легче запоминать произношение гласных букв (а, о, е, у и т.д.), затем наиболее часто встречающихся, с которыми можно сложить достаточно много слогов и слов (м, н, л, с, в, к, ш и т.д.), а уж затем — все остальные.
2. При изучении согласных букв важно называть ребенку именно звук, который эта буква обозначает, а не название буквы в алфавите т.е., например, не «эм», не «мэ», а [м]; не «шэ», не «ша», а [ш]; не «рэ», не «эр», а [р] и т.д.
3. Для более лёгкого и прочного запоминания букв полезно задействовать как можно больше органов чувств. Т.е. во время занятий ребёнок должен слышать соответствующий букве звук, видеть букву, конструировать изучаемую букву из проволоки, веревочки, пластилина, карандашей и т.д. Очень полезны игры с «шершавыми» буквами (вырезанными из наждачной или бархатной бумаги). Сначала предложите ребёнку провести по букве пальцем так, как она пишется. Затем предложите узнать изученные буквы на ощупь с закрытыми глазами. Также интересная и полезная игра при изучении букв и обучении чтению — когда взрослый «рисует» пальцем ребёнку на спине отдельные буквы, а ребёнок их угадывает.
4. Чтобы научить ребёнка читать по слогам, легче сначала осваивать слоги, начинающиеся с гласных букв, например, ам, ем, ум, он, от и т.д.
5. (Наверное, самое важное). Обучение чтению — очень сложный процесс, требующий большого терпения и достаточного времени, как для ребёнка, так и для взрослого! Терпения вам и удачи в освоении навыков чтения с вашим уже таким взрослым и еще таким маленьким ребёнком!
На этой странице вы найдете список замечательных книг для детей 5-6 лет.
А здесь — список книг, которые мы рекомендуем для чтения детям 3-4 лет.
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Я не знаю что делать(( и кубики Зайцева Есть, не идёт. И буквари всякие, и чего только нет. Буквы выучили. Слоги, ну никак., меня аж трясучка берет. Не может соединить в слог, уставится и смотрит на меня..
Расскажите, как учили?
Детям 4,5
Второй вообще, алесс, 6 букв только знает
Почитайте Черниговскую. Для меня она авторитет. Говорит, что к семи годам уметь читать — норма. Раньше — по желанию ребёнка.
Не дорос, моя также в 4,5 никак не могла соединить. В 5 уже нормально. В 6 читает по слогам. Вообщем у детей это само как то доходит, нет-нет, а потом раз и читает уже. Оставьте пока, через недельку ещё раз попробуйте, потом ещё. Мы по букварю Жуковой учились
букварь жуковой. там картинка человек бежит от одной буквы к другой. моей очень помогла понять как составлять слоги.
кто вам сказал — что в 4,5 года дети должны уметь читать?
отстаньте от детей или обратитесь к логопеду
Это я дочь научить не могу. Сын вообще всего 6 букв освоил, вот не запоминает, хоть тресни. Зато прекрасно знает, как например включить компьютер, и найдёт то что ему нужно
букварь жуковой. там картинка человек бежит от одной буквы к другой. моей очень помогла понять как составлять слоги.
Нормально будут учиться. Родители паранойят, считаю, сильно. Учеба, это желание знать. Не оценки же. Почитайте про вальдорфскую школу, на чем они базируют процесс обучения. Это полезнее детям в вашем возрасте, чем натаскивание на чтение и счёт.
Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» – это буква «Эм», «Б» – это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.
Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.
Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:
– Выбираем лучшую методику обучения
– Учим гласные и согласные
– Повторяем и еще раз повторяем
– Начинаем читать по слогам
– Читаем несложные слоги
– Переходим к сложным слогам
– Начинаем читать слова
– Следим за произношением
– Не забываем про возраст
– Учимся играя
Итак, вот основные правила:
1) Первое
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова
Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.
2) Второе
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.
3) Третье
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога – «М» – бежит ко второй букве – «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м‑м-м-ма-а-а-а‑а» – «м‑м-м-ма-а-а-а‑а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
7) Седьмое
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
8) Восьмое
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
9) Девятое
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.
10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5–2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.