Знаете, что Максим Горький мог прочесть 10-15 страниц в минуту, что в среднем составляет 3000 слов? Если да, вы, возможно, подумаете, что подобные умения присущи лишь великим гениям. На самом же деле скорочтению может научиться каждый, причем не только взрослый, но и ребенок. Сегодня вы узнаете, как (и главное, зачем) научить ребенка читать с высокой скоростью, в то же время получая из текста максимум информации.
Чем пригодится навык быстрого чтения?
Прежде чем об этом сказать, поговорим о стандартах. В школе они следующие:
- Учащийся 1-го класса должен уметь читать 25-40 слов в минуту.
- По окончании начальной школы ребенок должен уметь прочитывать за минуту 90-120 слов.
- На дальнейших ступенях обучения техника чтения не проверяется, но принято считать, что средний показатель – 180 слов в минуту.
Если показатель выше 400 слов в минуту, он считается высоким. 3000 и 400 – чувствуете разницу?
Многие родители полагают, что не стоит начинать обучение скорочтению с малых лет. Мы не раз слышали что-то вроде «у ребенка должно быть детство», «в школе детей и так нагружают», и мы с этим полностью согласны. Поэтому предлагаем облегчить ребенку жизнь, чтобы у него было больше свободного времени на любимые увлечения, ведь так он сократит время выполнения домашних заданий!
Как обычно начинают учить детей чтению? Сначала буквы и слоги, потом отдельные слова, затем предложения и, наконец, связный текст. Однако человеческому (в т.ч. детскому) мозгу доступна и более сложная схема, которая (парадокс, но факт!) сделает процесс обучения легче.
Какие существуют методики скорочтения и упражнения по нему?
Для начала стоит понять, что представляет собой процесс чтения. Среднестатистический человек следит за текстом скачкообразно. В результате он останавливается, чтобы понять информацию, а то и возвращается назад. Занятия по скорочтению помогают привить навык линейного чтения: выполняя специальные упражнения, ребенок не будет забегать вперед или возвращаться назад. Сначала он будет читать медленно, но благодаря несложным тренировкам он постепенно сможет воспринимать несколько слов сразу.
Итак, как правильно учиться скорочтению? Как мы уже сказали, это тренировка. А любая тренировка начинается с разминки. Нужно это для расширения периферического зрения. Разминка представляет собой трехминутное чтение без понимания смысла текста: водим глазами по двум строкам, стараясь как можно лучше разглядеть слова, находящиеся друг над другом; затем точно так же – по трем и, наконец, по пяти. В результате должно получиться так: человек читает по одной строчке с пониманием прочитанного. Не факт, что это удастся сразу, но путем регулярных занятий достичь этого удается.
Переходим к основным упражнениям. Рекомендуется клиновидная таблица. Попросите ребенка сосредоточиться на тех цифрах, которые расположены посередине по вертикали. После этого нужно плавно «идти» глазами вниз и проговаривать вслух боковые числа с двух сторон.
Чтобы быстро читать и понимать текст, важна долгая концентрация внимания. Для развития этого умения рекомендуется упражнение «Лабиринт». Многие в детстве любили эту головоломку. Если речь идет о скорочтении, задача ребенка – найти выход не с помощью ручки и бумаги, а глазами.
Чтобы мы не возвращались глазами к прочитанному, даже взрослому не стоит стесняться проводить карандашом или пальцем по строчкам. Это помогает читать быстрее.
Весьма эффективна методика скорочтения «Сбор урожая». «Урожай» – информация. Его «сбор» –откладывание информации в долговременную память. Шаги этой техники:
Внимание! В процессе чтения не проговаривайте текст. Чтобы было легче его воспринимать, можно использовать маркер-текстовыделитель. Одна мысль не должна содержать более 10 слов.
Наш детский центр всегда рад помочь ребенку обрести себя и раскрыть новые таланты наших учеников.
Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее
- Объем: 36 стр. 10 иллюстраций
- Жанр:о бщая психология, п рикладная литература, у чебная литератураРедактировать
Чтение – один из трех учебных навыков, который необходим человеку наравне с умением писать и считать
60 слов в минуту – именно с этой цифры начинается понимание прочитанного текста. Ребенок, читающий меньше – не понимает, о чем шла речь в тексте или в задаче, а следовательно, ему гораздо труднее учиться, чем читающему от 60 слов.
Средняя скорость чтения человека колеблется между 180—300 словами в минуту.
Нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению называется дислексия.
При оценивании скорости чтения учитывают три фактора: скорость, количество ошибок и понимание прочитанного. Как научить ребенка читать?
А когда можно учить ребенка читать? На самом деле, здесь нет возрастных норм или ограничений. Главное, что учить читать ребенка можно тогда, когда он знает буквы. Это можно делать и в три года, и в пять. Конечно, желательно научить читать будущего первоклассника заранее. Тогда процесс обучения будет для него проще и легче.
Как учить ребенка читать и что для этого нужно. Ответ на этот вопрос волнует многих родителей.
В книге, которую Вы держите в руках Вы узнаете, как за 6 шагов научить ребенка быстро читать и с удовольствием.
Бонусы для читателей книги
Специально для читателей нашей книги мы подготовили специальный тренажер «Чудесный домик» для обучения детей чтению.
Рецензии
Книга пришла ко мне очень вовремя – старший сын, а ему 6 лет, начинает активно интересоваться рассуждениями и чтение книг ему очень необходимо. Он хорошо знает и различает буквы, знает слоги, но пока не читает, поэтому я была очень сильно рада такому своевременному и полезному подарку.
Книга очень последовательная (это важно!) и грамотная, даны не только конкретные методики, но и тексты для чтения, готовые разработки и идеи. Это очень ценно. перед вами инструмент, который можно использовать прямо сейчас, не откладывать, не дорабатывать. Мы начали с 4 шага, а можно и с первого шага начинать и применять их друг за другом усложняя задачи и повышая не только скорость чтения, но и эффективность усвоения информации. Книга написана приятным, четким языком, она дает исчерпывающие ответы на вопросы заинтересованных родителей. Наслаждайтесь чтением и стимулируйте успехи своих детей!
Супер-книга! Прочитала на одном дыхании! Все по делу собрано в одной книге! Легко написана. О чём-то уже знала, а что-то оказалось очень познавательным! Точно буду перечитывать книгу, она явно будет актуальной для меня и через год, и через пять. Книга отправляется на полочку полезных!
Начну с того, что книга может быть интересна как родителям дошколят (буквально с 2—3 лет), так и школьников: младших, средних и старших. Она помогает решить не только озвученную в заглавии проблему – как же научить ребёнка быстро читать. Главное- как научить читать ребёнка с удовольствием, не из-под палки. Именно этим и ценны те советы, которые даёт автор.
Итак, ваш ребенок выучил буквы, научился складывать их в слова и даже самостоятельно их читать, но все же большие тексты даются ему не так хорошо. Обычно это дело практики. Если ребенок будет читать чаще, еще и разные книги, то научится читать бегло и выразительно. А еще вы можете немного позаниматься с ним, чтобы увеличить скорость чтения. Вам пригодятся эти советы.
Покажите пример
Ребенок считает себя достаточно взрослым и не хочет, чтобы вы читали ему вслух? Что же, придется потерпеть. Это одно из самых эффективных упражнений. Проще всего научиться чему-то, если увидеть (или услышать) хороший пример и повторить его.
Выберите какой-нибудь текст (книгу, статью, пересказы сценариев мультиков тоже подойдут) и прочитайте его вслух. Начинайте с отдельных предложений, потом без перерыва читайте абзацы и целые страницы. Ребенку нужно будет прочитать тот же отрывок текста, при этом стараясь делать это с той же скоростью и повторяя ваши интонации.
Читайте хором
Читайте вслух одновременно, чтобы ребенок подстраивался под вашу скорость по ходу чтения. Когда вы заметите, что он читает вполне уверенно, позвольте ему закончить текст самостоятельно. Но также следите, не сбивается ли ребенок и не отстает ли от вас.
Водите пальцем по строчкам
Иногда дети путаются во время чтения и перестают замечать, где кончается одно слово и начинается другое. Из-за этого они сбиваются и читают медленнее.
Предложите водить пальцем по строчкам или подчеркивать их карандашом. Сначала ребенок будет читать более отрывисто, концентрируясь на отдельных словах, но позже привыкнет и научится быстро читать полные предложения.
Делите предложения на части
Произносить целые предложения на одном дыхании сложно, для этого их делят на смысловые отрезки. На то, как их нужно делить, указывают знаки препинания. Детям удобнее делить предложения на еще более мелкие части, отдельные словосочетания.
Перед тем, как прочитать какой-то текст, вместе с ребенком разделите его предложения на небольшие отрезки по два-три слова. Можно подчеркнуть их карандашом. Со временем ребенок научится сам группировать слова по ходу чтения.
Выучите часто употребляемые слова
Часто дети читают медленно, потому что не могут воспринимать слова целиком, а видят лишь отдельные буквы, из которых и собирают слова. Из-за этого они читают медленно и сбиваются. Но ведь это известный факт, что обычно мы чиаетм не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком. Вы же смогли прочитать предыдущее предложение без запинок? Вам хватило того, что первые и последние буквы в словах были на своих местах, так что вы их сразу узнали.
В детских книгах часто повторяются одни и те же слова. Вместе с ребенком поищите в его любимой книге самые распространенные слова и запомните, как они пишутся. Ему не придется внимательно вчитываться в них каждый раз, поэтому он начнет читать быстрее.
Поработайте над словарным запасом
Важно как можно больше слов превратить в легко узнаваемые. Для этого нужно расширять словарный запас. Читайте с ребенком больше книг и отмечайте новые понятия. Еще предложите ребенку запоминать новые слова, которые он где-нибудь услышит. Останется только выяснить, как они пишутся.
Слушайте, как он читает
Иногда у ребенка нет проблем с самим чтением вслух, но он стесняется других людей. Вот и читает медленнее, боясь ошибиться в каком-нибудь слове. Вы можете отрепетировать чтение для аудитории.
Пускай ребенок читает вам. Первое время он, конечно, будет елозить на месте и постоянно смотреть, как вы реагируете на его чтение. Но когда поймет, что никто не станет над ним насмехаться в случае ошибки, начнет читать увереннее и быстрее.
Обустройте уголок для чтения
Атмосфера во время чтения вообще очень важна. Создайте подходящие условия. Помогите ребенку решить, где ему удобнее читать: за столом или на диване, поближе к окну или при свете лампы. В такой обстановке ребенок будет меньше отвлекаться, поэтому читать станет проще.
Записывайте на диктофон
Записывайте отдельные отрывки, которые читает ваш ребенок, чтобы потом прослушать их. Когда человек читает вслух сам, ему сложно определить, с какой скоростью он это делает. А если ребенок послушает себя со стороны, то поймет, как нужно изменить темп и какие слова вызывают у него трудности.
Рассказываем, какую пользу принесет ребенку (и вам!) умение быстро читать и какие есть секреты овладевания этим искусством в полной мере.
Скорочтение — не «глотание» текста на время, а инструмент развития интеллекта. Это умение, которое дает возможность быстро осваивать незнакомый текст: 600–1000 слов в минуту. Почему эта техника необходима для развития ребенка? Как она улучшает качество жизни взрослого человека?
Об этом «Летидору» рассказал Вадим Хабиров, сооснователь крупнейшей в России сети школ скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых «IQ007».
Начинайте обучать чтению до школы
В 5–6 лет дети уже способны хорошо читать вслух примерно от 50 до 70 слов в минуту. Но не все это умеют. Есть те, кто и в 4 классе продолжает читать по слогам — не потому, что ленятся или не стараются, а потому что с ними не занимались ни в детском саду, ни дома, ни в первых классах.
Дети сталкиваются с проблемами не только из-за недостатков школьного обучения, но и из-за внутренних причин: гиперактивности, нарушений речи, моторики, дыхания и многих других. В детских садах сейчас увлекаются фонетическими разборами, часто ребенок знакомится с фонетикой еще до обучения чтению: в результате многие дети долго пишут потом в школе «йаблоко».
Школа же хочет принимать в первый класс уже читающих детей, а вслух на уроках многие стараются не читать, чтобы не создавать лишнего шума.
Родители часто думают, что учить ребенка читать — это обязанность школы. Получается замкнутый круг. Но при желании из него можно вырваться.
Наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит именно в период от 4 до 14 лет, поэтому лучше начинать учиться читать еще до школы.
Учите ребенка читать вслух и расширяйте его словарный запас
Богатая лексика в разговорной речи детей сама ниоткуда не возьмется. Ее ребенок может почерпнуть:
• из разговоров с родителями,
• на занятиях в кружках,
• при чтении художественной литературы.
Последнее — самое важное, и читать нужно обязательно вслух.
Ведь при этом развиваются и воображение, и смысловое чтение. Если ребенок встречает непонятное слово, ему надо его объяснить, показать предмет, действие или явление, которое оно обозначает, привести примеры с ним. Интернет в этом деле — незаменимый помощник. Тогда слово «закрепляется», занимает свое место «на полке», то есть в голове малыша.
Если же ребенок слишком рано начинает читать «про себя», его словарный запас часто остается на том же уровне, что был, когда он бросил читать вслух.
Помогают развитию речи и пересказ, и заучивание стихов наизусть.
Пересказ текста в учебных планах начальной школы есть, а вот чтения стихов наизусть становится все меньше, так как это часто вызывает сложности у детей. Но и здесь родители должны помочь: ребенок может рисовать то, что учит («Белеет парус одинокий в тумане моря голубом» — море, лодку с парусом, солнце), или запоминать по смысловым блокам (чаще всего это строфы).
Также важно читать «с выражением» — акценты проясняют для детей смысл стихотворения. Читайте детям стихи как классиков, так и современных детских авторов, и чем лучше ребенок будет понимать поэзию, тем проще ему будет ее запоминать.
Часто дети заучивают стихи на слух, кому-то это дается легко, кому-то сложнее, но если этим заниматься регулярно, то на скорости чтения это обязательно отразится, ведь так развивается воображение, тренируется память, создаются непроизвольные устойчивые ассоциативные связи, которые помогают понимать и запоминать прочитанное.
Учите краткому пересказу
Для каждого возраста это разная работа. В начальной школе ребенок должен пересказывать текст практически дословно, прочитав его один раз. Этому он хорошо может научиться, отвечая на вопросы к тексту.
В среднем звене школы (5–8 классы) это умение выделять главное, то есть пересказывать прочитанное уже кратко, сосредотачиваясь лишь на основной мысли.
Такой навык детям нужен при чтении любых учебников, при выполнении тестов.
Если ребенок в 5 классе прочитывает менее 150 слов в минуту вслух (и, соответственно, меньше 300 слов «про себя»), а так бывает нередко, то его надо сначала «доучить», дать ему то, что не дала «началка». В этом нет ничего страшного, важно только точно и вовремя нащупать упущенные моменты и понять причины торможения.
Когда эти проблемы решены, можно приступать к обучению скорочтению — комплексу упражнений для артикуляционного аппарата, развития периферического зрения, умения сканировать текст, переключаться, концентрироваться, расширять боковое зрение и др.
Скорочтение — палочка-выручалочка для школьников старших классов, так как там резко возрастает объем читаемых текстов, особенно по гуманитарным предметам.
Интересно, что навыки скорочтения позволяют не только качественно усваивать материал учебников и большие художественные произведения, читая их при этом на нормальной скорости, но и учить иностранные языки и проходить тестовые задания, даже не всегда зная правильные ответы.
Скорочтение развивает мыслительные процессы, мозг начинает быстрее соображать, ребенку легче строить логические цепочки, думать нестандартно, ему это становится и интересно, и нужно. То есть растет мотивация к учебе.
Если ваш ребенок плохо читает и, по возможности, старается избегать встречи с книгой, не спешите отчаиваться. Детям важно быть успешными и нравится им то, что хорошо получается. Если они ежедневно чувствуют, что читают, считают, говорят по-английски хуже одноклассников, никакой любви к этому предмету они испытывать не будут. Даже, напротив, попытаются саботировать процесс: «Кому нужна эта математика/литература!?» О том, как исправить ситуацию с чтением, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин .
Мониторить качество чтения ребенка нужно с ранних лет. Если вы хотите сами учить малыша читать, рекомендую изучить соответствующую литературу перед тем, как покупать красочную азбуку. Многие проблемы с чтением у ребенка возникают именно из-за родительских ошибок. Часто детей учат буквам, а не звукам. Вот только когда дело доходит до слогов, ребенок почему-то читает не «бу», а «бЭу», не «ма», а «мЭа» или «Эма». Приходится переучиваться.
Что делать, если ребенок читает медленно?
Нужно выявить проблему. Не может быть так, что одинаково плохо все, поэтому надо сесть с ребенком и скрупулезно искать моменты, которые ему не даются.
- Первым делом проверьте, не заменяет ли ребенок звуки на буквы. Для проверки предложите ему листочек с буквами. Покажите ему на букву и попросите ребенка назвать звук. В идеале он должен делать это быстро, без раздумий. Удобно пользоваться карточками. Это листок размером с визитку из бумаги, которая не просвечивает. Подготовьте стопку таких карточек и напишите на одной стороне букву, а на другой — звук. Перемешайте карточки и показывайте ребенку по очереди сторону с буквой. Его задача — как можно скорее назвать звук. Те карточки, что получаются медленнее других или забываются, отложите в сторону. Затем перемешайте их и тренируйте чаще. Потом можно показывать звук (другую сторону карточки) и попросить назвать букву.
- Узнайте, не путает ли ребенок похожие по написанию буквы? Например, В и Б. Теперь переходите к открытым, а потом закрытым слогам. Обратите внимания на сложные звукосочетания (например, поРТФель). Сначала выявите проблемные слоги (при чтении текстов). Теперь дайте ребенку столбики со словами, содержащими проблемные места, и тренируйтесь. Чтение — навык, который можно выработать с помощью ежедневной практики.
- Считается, что ребенок должен читать буквы с такой же скоростью, как и числа. Для проверки этого параметра нужно дать ему по очереди длинную последовательность чисел, а потом букв и засечь время.
- Если у ребенка просто низкая скорость чтения, попробуйте предложить ему столбики слов разной сложности. Нужно читать слова и оттачивать скорость. Также разгон по скорости обеспечат несколько легких методик скорочтения:
1.Чтение со шторкой. Возьмите обыкновенный лист бумаги и плавно ведите сверху вниз. Ребенок должен стараться успеть прочитать строчку, пока вы не закрыли ее.
2. Чтение с мотором. Пусть ребенок сложит все пальцы кроме больших в замок, а большими (по принципу моторчика) крутит вперед или назад. Параллельно с этим упражнением нужно читать текст. Чем быстрее будут двигаться большие пальцы, тем быстрее он будет читать.
3. Чтение с указкой. Возьмите карандаш и ведите от начала строки к концу, пока ребенок читает текст. Суть в том, чтобы он успевал читать и не отставал глазами от вашей указки. Все эти методики отлично тренируют скорость чтения.
Имейте в виду, что достижения ребенка нужно отмечать и обязательно хвалить его за успехи. Ведите дневник, где будут отражены результаты. Отработал стопку из «сложных» карточек на 10 секунд быстрее чем вчера? Читал с методикой «Шторк» 15 минут перед сном? Отлично! Не скупитесь на похвалу. Так у ребенка будет опыт достижений, и он поймет, что у него реально получается.
Опираясь на наши знания, мы вывели
«Формулу читающего ребёнка» На курсе мы расшифруем эту формулу. Вы получите полный багаж знаний о том, как научить вашего ребёнка читать быстро и как развить память, внимание и мышление.
Почему наш курс
Доступность
Из любой точки мира у вас есть доступ в личный кабинет, можно заниматься в любое время дня и ночи
Мобильность
Курс адаптирован под телефон/планшет
Экспертность
Курс разработал ведущий эксперт Advance с 15-летним опытом работы в обучении детей
Результат
Мы гарантируем: соблюдая все рекомендации, ваш ребёнок увеличит скорость чтения в 1,5–2 раза за 1 месяц
Сертификат
Именной сертификат Advance
Положительные эмоции
Наш тренажёр для де