Вопрос: Добрый день! Хочу вас спросить, как вы считаете, если ребенок кричит, не слушается, плачет и всячески требует желаемого, но при этом он не прав. К примеру, вы ему говорите: «Марина, не надо рисовать на обоях… » Ребенок на любую критику, начинает злиться и кидаться игрушками.
Что делать? Шлепнуть ребенка или как себя вести? Марина Воловая, г. Воронеж.
Отвечает Ольга Владимировна СЕРГАЧЕВА, детский психолог:
Здравствуйте! Если я Вас правильно поняла, то ребенок кричит и плачет на критику и запреты? Если это так, то понаблюдайте за своим поведением – не много ли Вы критикуете своего малыша, не много ли запретов? В воспитании есть некоторые правила, которые Вам помогут в решении этого вопроса:
- Если Вы хотите указать на недостатки, отметьте сначала достоинства.
- Если хотите запретить – на одно «нельзя» должно быть как минимум два «можно».
Ребенок изучает окружающий мир, познает его и ему все интересно, у него много энергии для этого. Перенаправляйте его активность на те виды деятельности, которые разрешены.
И здесь очень многое зависит от Вашего интереса и Вашей изобретательности (если рисовать очень хочется на стене, то можно повесить большой лист ватмана и дать возможность ребенку рисовать столько, сколько ему захочется). Но нельзя, конечно, забывать про правила, которые должны быть в каждом доме. Их выполнение необходимо требовать от ребенка твердо и уверенно (без агрессивных эмоций и злости).
Дети старше 5 лет уже умеют делать логические выводы, например, что если потрогать горячий чайник, то можно обжечься и будет больно. Они уже готовы брать на себя условную ответственность, но рассчитывают на лучший исход. Если что-то происходит не как хочется, дошкольники могут устраивать истерики со слезами. Рассказываем, как реагировать и что делать.
Дать пережить эмоции
Если дошкольник устроил истерику из-за того, что у него что-то не получилось, слова «Успокойся» или «Это ерунда» не помогут.
Лучше дать ребёнку время погоревать и пережить свои эмоции, даже если всё произошло из-за пустяка по меркам взрослого: например, лопнул шарик или потерялся мяч.
Даже если плач дошкольника раздражает, родитель должен сохранить спокойствие. То, что взрослому кажется ерундой, для детей может быть трагедией. У них ещё не было такого опыта, а у взрослого был.
Когда ребёнок проплачется, нужно попробовать вместе найти решение ситуации, обсудить, почему так произошло и что с этим можно сделать.
❌ Неправильно | ✅ Правильно |
Успокойся, грязный мяч нельзя брать в комнату. Оставь его в коридоре. | Мяч испачкался, и сейчас его нужно оставить в коридоре. Если ты так хочешь занести его в комнату, мяч нужно будет помыть. Мы сделаем это после того, как ты переоденешься и поешь суп. |
Найти безопасное место
Сложно, если истерика происходит в общественном месте. Мама начинает чувствовать напряжение и осуждение в духе «какая плохая мама» от других людей. Ещё бывает, что прохожие пытаются помочь словами «Как это такой большой — и плачет?» или самоутвердиться за счёт мамы: «Сама избаловала».
Такое давление психологически тяжело выносить. Для мамы это становится ещё бóльшим стрессом, она может сорваться на ребёнка — накричать или отшлёпать.
Поэтому не стоит пытаться переждать истерику на людях. Лучше уйти вместе с ребёнком в другое место, где будет психологически безопасно в первую очередь маме.
Часто родители боятся истерик ребёнка в общественных местах из-за того, что окружающие осудят.
Поэтому сначала важно обеспечить безопасность для себя. И только потом начинать беседу с ребёнком.
Если дошкольнику нужно дать поручение, например убрать игрушки или вынести мусор, то делать это нужно через ценность для него.
Ребёнок не обращает внимания на беспорядок, это скорее волнует маму. Поэтому нужно не просто дать команду что-то сделать, а описать сценарий, что будет, если не прибраться.
Не нужно ждать, что после первого объяснения сразу будет результат. Возможно, придётся повторить несколько раз.
❌ Неправильно | ✅ Правильно |
Ешь кашу, а то будешь голодным. | Помнишь, вчера ты не съел кашу, а потом был голодным, злым и поссорился с Мишей? Потом весь день ходил грустный. Ты же не хочешь опять ходить с таким настроением? |
Реже отвечать «нет»
Если всё время говорить «нет», дошкольник начнёт обесценивать запреты.
В голове ребёнка постоянные запреты формируют логику: «нельзя не съесть кашу утром» — это то же самое, что «нельзя бежать на красный». Но если можно тихонечко пробежать на красный и мир не рухнул, значит и кашу можно каким-то образом не съесть.
Ещё если мама говорит «нет» на любой вопрос или просьбу, то ребёнок принимает это за её постоянное поведение, постепенно перестаёт спрашивать разрешения и втихомолку делает по-своему.
Разрешать всё подряд тоже неправильно. Скорее, лучше оценить последствия ситуации: насколько это может навредить ребёнку или он справится. Например, нельзя брать в руки вскипевший чайник, так как он тяжёлый, можно уронить и обжечься, но можно самому налить в чай молоко.
Разобраться с чувствами ребёнка бывает непросто. Для этого нужны терпение и знания, которыми обладает только специалист.
С помощью «Страхового Дома ВСК» можно за пару минут выбрать психолога. По промокоду СФЕРА15 действует скидка 15% на первую онлайн-консультацию.
Опираться на опыт ребёнка
Дети не могут трезво оценить последствия и всегда надеются на лучший исход. Родители должны объяснять свои просьбы на примере опыта — ситуаций из жизни, событий знакомых людей.
Так ребёнок видит ценность в просьбе родителя, а не приказ.
❌ Неправильно | ✅ Правильно |
Так и знала, что ты всё напутаешь, вечно с тобой так! Вот где сдача? Ты эти деньги зарабатываешь?! | Ты молодец, что попробовал. Ничего страшного, что забыл сдачу, в этот раз она небольшая. Чтобы в следующий раз так не получилось, не спеши убегать с покупкой: дождись, пока продавец положит монетки. Их ты сможешь добавить к себе в копилку. |
Следить за интонацией
Нельзя кричать на ребёнка, чтобы выплеснуть эмоции: это только напугает его. Но повысить голос будет полезно, когда ребёнок уже усвоил какой-то опыт.
Например, однажды он ел снег, потом заболел и запомнил последствия. Тогда взрослому можно показать своё недовольство интонацией.
Повысить голос не означает орать на ребёнка. Говорить нужно ровным тоном, но чуть громче обычного.
Мы, взрослые, часто завидуем тем, у кого растут послушные дети. Подумать только – беспрекословно садятся за уроки, кладут свои вещи на место, не спорят с родителями на каждом шагу! Это просто какая-то несбыточная мечта большинства пап и мам, которые вынуждены ежедневно вместо отдыха в кругу семьи укрощать сорванца. Ведь иногда ребенок не слушается. Уставшие после полного забот дня родители с трудом выдерживают иррациональный протест по отношению к любым своих предложений. Что делать, если дети не слушаются родителей? Как сделать, чтобы в семье царило спокойствие?
Почему дети не слушаются своих родителей?
Поведение ребенка меняется, он никогда уже не будет прежним. Родителям следует осознать, что возрастной кризис – закономерное явление. Теперь, чтобы достичь желаемого, им придется научиться уговаривать, поощрять и наказывать. Став старше, дети выполняют требования, если они:
- совпадают с их собственными желаниями;
- достаточно умны и обоснованные (несут им потенциальную выгоду);
- поддержаны моральным поощрением или подарком;
- подкреплены угрозой возможного наказания.
Причины детского непослушания
Чтобы узнать, почему ребенок не слушается, необходимо выяснить причину непослушания. Их может быть несколько. И выяснить, почему дети не слушаются маму, не так уж и сложно. Нужно просто проанализировать действия ребенка и свои реакции на них.
- Период кризиса. В психологии есть ряд базовых этапов кризиса: 1 год, 3 года, 5 лет, 7 лет и 10-12 лет, когда начинается подростковый возраст. Конечно, данные границы условные, но в их пределах изменяется детская личность и способности вашего сына или дочери. Происходит смена его психологического состояния и поведения.
- Большое количество табу. Когда ребенок бунтует, родителям не нужно сильно волноваться. Дети и в 5 лет, и в 15 будут восставать против запретов. Если малыша постоянно в чем-то ограничивать, то у него просто возникнет намеренное желание делать всё поперек воле мамы и папы. Таким образом он пытается показать взрослым свою самостоятельность и независимость.
- Противоречивость мамы и папы. Иногда вечером родители разрешают сыну или дочери посмотреть мультфильм перед сном. А на следующий день уже запрещают. В итоге ребенок не может понять, что и когда ему можно и нельзя, и из-за этого не слушается.
- Вседозволенность. В этом случае нет никаких ограничений, мама и папа разрешают чаду абсолютно всё, думая, что этим создают ему счастливое детство. На самом деле они делают ребенка избалованным, что только помешает ему в будущем.
Как реагировать на непослушание
Родители должны знать, что делать, если ребенок не слушается, и как вести себя в подобной ситуации.
- Уменьшите количество ограничений, оставьте табу только для очень значительных проступков, тогда и число дисциплинарных мер сократиться.
- Если ребенок 8 лет не слушается, а вы на него постоянно кричите, то смените тон, говорите спокойно.
- Иногда малыш 6 лет намеренно провоцирует опасность, чтобы мама и папа испугались за него, а он бы впитал в себя их переживания. В этом случае не следует излишне эмоционально реагировать.
- Если ваш ребенок сильно чем-то увлечён и не реагирует на замечания, то привлеките его внимание тихим голосов, жестами и мимикой. Тогда ему в любом случае придётся обратить на вас внимание.
Стоит ли командовать ребенком?
После 3 лет ребенок все чаще принимает решения самостоятельно и отвергает помощь взрослых. Добиться полного послушания можно только подавив его волю. В тех семьях, где принята авторитарная модель воспитания, требования родителей (или одного из них) не принято обсуждать. Ребенок лишен выбора друзей, книг, развивающих занятий, любой альтернативы маминым и папиным решением. Кто вырастет из послушного маленького человечка? Как отразится на его характере авторитаризм в семье:
- Ребенок 9 лет начнет думать, что только скрытно, тайно ото всех можно достичь желаемого. Как результат, строгость запретов может способствовать развитию лживости.
- Спокойный, неконфликтный ребенок, видя реальность и неотвратимость наказания, способен вести себя так, как от него требуют. Вероятно, благодаря послушанию он избежит многих опасностей, от которых его хотят защитить родители. Но из него не вырастет человек, способный самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
- Случается и так, что строгие родители теряют свой авторитет после достижения ребенком подросткового возраста (11-13 лет). Тогда поведение сына или дочери становится вызывающе демонстративным. Подросток 14 лет отыгрывается за авторитарное воспитание.
- Покорность, ставшая неотъемлемой чертой характера – не самое лучшее качество для взрослого человека. Без инициативы, самостоятельности и умения отстаивать свое мнение нельзя достичь успеха во взрослой жизни. Склонность к подчинению заставит его всегда быть на вторых ролях.
Стоит ребенку 15 лет позволять все? Разумеется, нет! День за днем, год за годом он должен все больше отдаляться от родителей и обретать уверенность в своих силах. И пусть его самостоятельные решения не всегда нравятся родителям, они необходимы, чтобы стать самостоятельным, успешным человеком.
Рекомендации для родителей
Мама и папа должны знать, как заставить ребенка слушаться. Для этого есть несколько советов.
- Не стоит большое количество раз говорить о своих требованиях. Сначала следует предупреждение, чтобы малыш закончил баловаться. Если он этого не делает, то пришло время дисциплинарной мере. После этого объясните ребенку, почему вы его наказали.
- Если у вашего сына или дочери произошла истерика, не стоит в это время взывать к голосу разума, ничего хорошего из этого не выйдет. Вам нужно самим успокоиться и повторить свое требование спокойным тоном.
- Все взрослые (мама и папа, бабушка и дедушка) должны требовать и разрешать одно и то же. Если все будут непоследовательны в наказаниях и поощрениях, то дети запутаются в том, что можно, а что нельзя.
- Уделяйте ребенку больше времени. Никакие дела по работе не должны стоять выше семьи. Не нужно откупаться от сына или дочери дорогими подарками. Для них нет ничего дороже времени, проведенного с родителями.
«Всегда слушаться родителей» — удобный императив. Но лучше все-таки научить ребенка прислушиваться к просьбам, а не выполнять команды.
Ребёнок не слушается – обычная ситуация в семье. Нет детей, которые бы всегда вели себя безупречно. В любой семье наступает момент, когда ребёнок перестаёт слушаться родителей. Есть дети, которые редко ведут себя плохо, а есть те, которые не дают спокойствия взрослым ни днём, ни ночью. Так почему малыш демонстрирует нежелательные формы поведения? И что делать, если ребёнок не слушается?
Причины детского непослушания
Чтобы понять, как научить ребёнка слушаться, нужно узнать причины его плохого поведения.
- Возрастной кризис. Психологи говорят, что даже в жизни детей присутствует такой термин. Обычно это 5 лет, 7 лет, 10-12 лет. В это время происходят изменения на личностном уровне ребёнка. Меняется его поведение и психика.
- Большое количество запретов. Как говорится, запретный плод сладок. Чем больше вы что-то запрещаете своим детям, тем больше вероятность, что он не будет слушаться вас.
- Вседозволенность. Аналогичная ситуация с выше описанной, только противоположная. Избалованность ребёнка 9 лет ни к чему хорошему не приводит. Если он поймёт, что ему всё можно, то это отразится на его поведении: он будет капризничать.
- Непоследовательность родителей. Взрослые тоже неидеальны, они тоже совершают ошибки. Например, вчера они разрешали смотреть телевизор после ужина, а сегодня уже запрещают. Понятно, что ребёнок запутался, он не понимает, что и когда можно, а что нельзя. Отсюда и непослушание.
- Разногласия в воспитании. Нередко мама с папой не могут договориться, как воспитывать малыша. В итоге один родитель запрещает ему то, что другой разрешает. От этого идёт дезориентация ребёнка. Ему непонятно, что делать.
Как реагировать на непослушание?
Чтобы понять, как справиться с детским непослушанием, нужно узнать, какие типы плохого поведения бывают.
- Протест. На любую просьбу родителей малыш закатывает истерики, отвечает скандалом или плачем. Он не хочет завтракать, надевать шапку, делать уроки. В этом случае нужно дать ребёнку немного самостоятельности и позволить ему самому принимать решение. Например, если сын или дочь не хочет на завтрак омлет, спросите, а что тогда он хочет. Если же ребёнок 8 лет вообще отказывается есть, то позвольте ему это. Когда он проголодается, то сам прибежит к вам.
- Беспокойство окружающих. Ребёнок 6 лет может кричать в общественных местах, плакать, всячески привлекать к себе внимание. Чтобы этого избежать, нужно с раннего детства объяснить малышу нормы морали и правила поведения в обществе. Дети должны понять, что нужно соблюдать этикет, уважать друг друга.
- Игнорирование взрослых. Иногда возникает ситуация, когда мама или папа просят ребёнка помыть посуду, убраться в комнате или сходить в магазин. А в ответ – лишь молчание. Такое поведение наблюдается от 10 лет и старше. В это время начинается подростковый бунт. Чтобы застраховаться от «детской революции», нужно принять во внимание, что такое подросток. Это человек, у которого бурлят гормоны, физическое развитие предвосхищает психологическое. Ребёнку трудно с этим справится, и он срывается на родителях. Поэтому нужно спокойно поговорить с ним, обсудить, что его не устраивает. Скорее всего, он захочет сам контролировать свою жизнь. Дайте ему свободу действий, но не пускайте его судьбу на самотёк. Позвольте ему самому решать свои проблемы. Если у него не получится, он обязательно обратится за помощью к вам. Главное – это доверие, уважение и понимание в семье. И тогда конфликты между вами и вашими детьми постепенно сойдут на нет.
Как добиться послушания?
- Чем меньше запретов, тем меньше наказаний. Оставьте табу только на серьёзные ситуации.
- При непослушании ребёнка нельзя решать проблему криком или скандалом. Попробуйте поговорить с малышом спокойным, уверенным тоном.
- Если ваш ребёнок не слушается, потому что очень сильно чем-то увлечен, то крики тут не помогут. Наоборот, перейдите на шёпот, эмоциональную жестикуляцию и мимику. Это заинтересует ребёнка, и он вас послушает.
- Не нужно несколько раз говорить одно и то же. Запретите что-то один раз, затем предупредите, а потом накажите. Ребёнок должен усвоить эту логическую цепочку.
- Психологи утверждают, что человек не усваивает частицу «не». Поэтому попытайтесь формулировать запреты так, чтобы эта частица отсутствовала.
Как восстановить контакт с ребёнком?
- Детям нужно быть уверенными в том, что они в любой ситуации могут обратиться к родителям. Малышу необходимо знать, что он может задать любой вопрос и не останется без ответа. Ребёнок должен знать, что в любых обстоятельствах мама с папой будут на его стороне, всегда поддержат и помогут.
- Общаясь с сыном или дочерью, поддерживайте зрительный контакт. Смотреть на ребёнка нужно мягко и с любовью. В другом случае малыш почувствует угрозу и замкнется.
- Воспитание детей – это не только запреты и требования. Это ещё и благодарность, похвала, одобрение. Всем детям очень важно слышать слова любви и заботы.
- Если родителям необходимо сообщить нехорошую новость, то лучше это сделать при физическом контакте. Обнимите ребёнка, поцелуйте, а уже потом сообщайте. В этом случае малыш почувствует вашу поддержку и будет не так расстроен или шокирован.
- Дети всегда должны чувствовать ваш опыт и защиту. Ребёнок должен находиться под вашим крылом и ощущать опеку и покровительство.
Непослушание и наказание
Многие специалисты утверждают, что физическое наказание приводит к душевной травме ребёнка. Он может понять, что тот, кто сильнее, тот и прав, и пронесет этот неверный факт на всю свою жизнь. Ребёнок должен понять, что неправильно решать свои проблемы с помощью силы. Если родители не могут наказать ребёнка без рукоприкладства, им следует пойти к психологу.
Наказать детей можно легко и без ремня. Например, объяснить, почему он неправ. Или лишить на время телевизора или конфет. Необходимо, чтобы наказание было своевременным. Если ребёнок провинился утром, а вы поставили его в угол вечером, он не свяжет эти два события.
Когда ребёнка наказывают, желательно, чтобы он находился в одиночестве. В этом случае он сможет обдумать свои действия и принять последствия. Также наказания не должны лишать детей еды, сна и свежего воздуха.
Ребёнок пытается отстоять своё право решать, что и как он будет делать, проверяя вас, что будет, если вы не разрешили что-то, а он попробовал это сделать. В данном случае вам необходимо быть непреклонным авторитетом: если вы установили границу, придерживайтесь её, если пообещали что-то сделать – сделайте это.
Иногда вам необходимо, чтобы малыш не мешал, но малышу скучно, поэтому он начинает капризничать. Единственное, что можно сделать в этой ситуации, – придумать ему занятие или создать среду. в которой можно придумать это занятие. Возьмите с собой в дорогу раскраски и книжки, в магазине предложите ему помочь вам найти хлеб или яблоки, в очереди играйте в словесные игры. Подумайте заранее о разных сложных ситуациях, где вашему чаду может быть скучно, и придумайте несколько игр, которые отвлекут и развлекут вас обоих.
Иногда ребёнку недостаточно просто запретить, 5 лет – это тот возраст, когда он уже способен понять причины запретов. Объясните малышу, почему его поведение небезопасно, вредит и мешает. Обсудите вместе с ним, какое поведение может быть желательным, предложите ему выбор (“уберешь игрушки до прогулки или после?”, “скоро пора ложиться спать, что нужно успеть перед этим сделать?” и т.д.).
Плохое поведение ребёнка может быть связано с тем, что вы сделали что-то, что его расстроило. Например, вы пообещали что-то, но не выполнили это. В этом случае необходимо уточнить у ребёнка, что именно происходит, вместе с ним придумать, как вы можете взаимодействовать с ним дальше.
Нарушение правил – это иногда и реакция ребёнка на то, что он теряет веру в себя, когда его часто ругают и наказывают. Постарайтесь отследить, как часто вы ругаете его, постарайтесь в дальнейшем оценивать не его, а конкретное поведение.
Мы перечислили лишь несколько причин того, почему ребёнок 5 лет не слушается вас. Надеемся, вам помогут наши советы и на их основе вы сможете придумать, как взаимодействовать именно с вашей крохой.
Дарья Гапоненко, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий»
Один из самых частых вопросов наших читателей — что делать, когда не слушаются дети? Один из таких случаев разбирает психолог, специалист в сфере детско-родительских отношений Светлана Лукка.
Вопрос. У меня две дочери: старшей 6 лет, младшей 10 месяцев. У старшей беда с поведением. Началось это не с рождением младшей, а задолго до этого. Чуть что не так, она начинает кричать. Не дослушав меня, кричит «нет», может начать плакать и выть по любому поводу, не слыша моих доводов. Был период, когда налетала на меня с кулаками. Если с ней о чём-то договариваться, то 100% не будет этого в итоге делать. Либо будет, но со скандалом. Может идти по улице и кричать на меня. При этом я стараюсь на неё не кричать; в крайнем случае, когда сил совсем не остаётся, повышаю голос. В основном чем громче кричит она, тем тише говорю я. С бабушками или в детском саду она адекватный ребёнок. Были у невролога, у психолога — ничего нового, чего бы я не делала, мне не сказали. Подскажите, что можно сделать в данной ситуации, сил совсем уже нет.
Ответ. «Чем громче кричит она, тем тише говорю я» — это приём из техник эффективного общения. Если человек хочет, чтобы собеседник его услышал, ему следует говорить тише. Тогда тот останавливает свой эмоциональный поток, чтобы переключиться на другую задачу — разобрать слова говорящего. Но этот приём эффективен только в том случае, когда слова собеседника важны.
В общении детей и родителей правят эмоции. И иногда можно ничего не говорить, достаточно лишь попасть в эмоциональный резонанс. Если мама рядом, то ушибленная коленка болит меньше и обида на мальчика из соседнего подъезда проходит быстрее.
Но если ребенку ответных эмоций недостаточно, он начинает буквально сходить с ума
Когда взрослый эмоционально сдержан, бывает, что сын или дочь боятся стать для него «невидимыми» — и начинают вести себя так, чтобы их заметили. В ход идут шалости и поведенческие эксцессы. Задача — заставить родителя «выйти из себя», проявить живые чувства, показав тем самым, что ребёнок ему не безразличен, что его видят и переживают из-за него. И если не получается вызвать положительные эмоции, то ребёнок будет вызывать отрицательные.
Эмоции со стороны мамы важнее, чем со стороны бабушки или воспитателя в саду, — именно на маму часто и выливается весь спектр детского непослушания.
Поэтому, возможно, стоит поменять методы взаимодействия с ребёнком, отказавшись от техник эффективного общения, и реагировать на то, что с ним происходит, более естественно. Больше разговаривать, задавать больше вопросов.
Если это не даст никакого результата, стоит обратиться за диагностикой к еще одному психологу, который не просто проанализирует ваши с дочерью отношения, но и порекомендует эффективный способ решения проблемы.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдём эксперта, который вам ответит. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать о чём угодно.