Многие люди полагают, что творчество является врожденным талантом, которым могут обладать лишь некоторые дети, в то время как другие его лишены. Но на самом деле творчество – это больше навык, чем врожденный талант, и родители могут помочь своим малышам успешно его развивать.
Будучи ключом к достижению успеха в практически любом виде деятельности, творчество является важнейшим компонентом здоровья и счастья, а также основным навыком, который важен для всестороннего развития детей. Творчество не ограничивается художественным и музыкальным выражением, оно имеет первостепенное значение также и в науке, математике и даже в социальном и эмоциональном интеллекте. Творческие люди более гибкие и умелые при решении проблем, что делает их способными лучше адаптироваться к технологическим достижениям и изменениям любого рода, а также помогает использовать новые возможности.
Вот несколько советов о том, как развить творческие способности у детей:
1. Предоставьте малышам ресурсы, необходимые для творческого самовыражения. Главным ресурсом является время. Важно давать малышам достаточно времени на неструктурированные, управляемые самими детьми творческие игры без вмешательства взрослых и не требующие дорогостоящих материалов.
Пространство – это еще один ресурс, необходимый детям. Если вы не сторонник вездесущего творческого беспорядка, отведите детям специальное место, где они могут устраивать беспорядок.
2. Сделайте свой дом творческой лабораторией. Помимо предоставления времени и пространства необходимо всячески культивировать творческую атмосферу.
Придумывайте с детьми различные творческие идеи, но не поддавайтесь искушению оценивать идеи, высказанные ими самими. Например, за ужином вы можете провести коллективное обсуждение мероприятий в предстоящие выходные, побуждая детей придумывать занятия, которыми они никогда раньше не занимались. При этом не высказывайте своего мнения о том, какие идеи можно воплотить в жизнь, а какие нет, и не решайте, какие из них лучше, а какие хуже. Сосредоточьте внимание на самом процессе творчества – на генерации (а не на оценке) новых идей.
Побуждайте детей совершать ошибки и терпеть неудачи. Да, именно неудачи: дети, которые боятся неудач и осуждений, сдерживают собственное творческое мышление. Рассказывайте им об ошибках, которые вы совершили в последнее время, чтобы они осознали, что ошибаться – это нормально. Умение смеяться над собственными ошибками – это счастливая привычка.
3. Позвольте детям свободно и самостоятельно изучать их идеи и делать то, что они хотят. Не командуйте. Хватит жить в страхе из-за того, что с ними случится что-то плохое на детской площадке или они не поступят в престижный вуз. Вероятность того, что случится что-то плохое, очень мала, а поступление в престижный университет не гарантирует счастья в жизни.
Внешние ограничения – хождение по струнке – вредят гибкости мышления. В одном исследовании простая демонстрация того, как нужно собирать модель, уменьшила количество творческих способов, с помощью которых дети выполняли эту задачу.
4. Поощряйте детей читать для удовольствия и заниматься искусством. Ограничьте время, проводимое ими перед телевизорами и компьютером, чтобы у них появилось больше возможностей для творческой деятельности, например, для участия в спектаклях, обучения рисованию, чтения книг любимых авторов.
5. Давайте детям возможности выражать мысли, отличающиеся от ваших. Пусть они не соглашаются с вами. Поощряйте малышей искать разные способы решения одной задачи. Когда они успешно решат ее, просите детей снова решить эту задачу, но уже другим способом (прийти к тому же ответу, но совсем другим путем). Затем попросите их придумать все возможные решения той же задачи.
6. Не вознаграждайте детей за творчество: стимулы мешают творческому процессу, снижая качество ответов и гибкость мышления. Позвольте детям овладеть мастерством в той сфере творческой деятельности, к которой они внутренне мотивированы, и не пытайтесь мотивировать их поощрениями и стимулами. Например, вместо того чтобы вознаграждать ребенка за занятия на фортепиано, позвольте ему заниматься тем, от чего он получает больше удовольствия, – может быть, рисованием или изучением насекомых.
7. Постарайтесь перестать переживать по поводу достижений ребенка. Придавайте большее значение процессу, а не результату. Один из способов сделать это – задавать ребенку соответствующие вопросы, например: «Ты весело провел время?», «Ты уже закончил работу?», «Что тебе понравилось больше всего в этом занятии?».
Как развить творческие способности?
Творческое мышление – это не обязательно врожденное качество, его можно развить самостоятельно и употребить на пользу себе.
Развитие творческих способностей оказывает неоценимое благотворное влияние на личность человека. Во-первых, оно помогает познать себя и свою истинную природу. Во-вторых, по-новому взглянуть на мир вокруг себя и изменить свое мышление. Наличие творческих способностей не обязательно сделает вас художником и писателем, но поможет в саморазвитии, окажется полезным в работе, учебе и общении с людьми.
5 шагов к новому мышлению
Психологи утверждают, что каждый человек может открыть в себе творческий потенциал и изменить свое восприятие жизни – достаточно только захотеть!
Для того чтобы сделать свое мышление более креативным, а ум – более гибким, следуйте нескольким простым советам…
1. Станьте независимым
Зависимый человек не чувствует себя свободно, а значит – не может свободно мыслить. Он ощущает себя скованным и закрытым для окружающего мира и людей.
Научитесь независимости и самостоятельности. Таким образом, вместе с долей ответственности придет и чувство свободы, которое поможет вам «расправить крылья».
2. Мыслите
Каждый день тратьте хотя бы какое-то время на размышления. Мыслительный процесс развивает человека, его способности к анализу различных ситуаций и самоанализу, помогает познать себя.
Кстати, мыслительный процесс вполне можно совмещать с пробежками или велопрогулками.
3. Занимайтесь творчеством
Найдите творческое занятие по душе. Это может быть что угодно – рисование, танцы, вышивание, написание прозы или стихов, игра на музыкальном инструменте или пение, скульптура и др.
Творчество – это путь к новому восприятию мира и себя в нем.
4. Учите языки
Начните учить иностранный язык, который вам всегда нравился. Выберите метод изучения языка, который идеально вам подойдет, и приступайте к получению новых знаний.
Изучение языка, особенно самостоятельное, повысит уровень ваших креативных способностей, разовьет самодисциплину и кругозор.
5. Следуйте за мечтой
Станьте хотя бы немного романтиком и мечтателем! Ставьте перед собой цели, может и не очень реальные, и делайте все, чтобы их добиться.
Мечтайте о дальних странах, приключениях, новых знакомствах и новом интересном опыте. Выбирайте неизведанные пути, ведь именно они обычно ведут нас к самим себе.
Полезные упражнения
Специалисты разработали немало простых и действенных упражнений, которые помогают развивать творческое и независимое мышление. На их выполнение вы будете тратить совсем не много времени, зато уже скоро вы почувствуете их благотворное влияние на свое сознание.
1. Считайте в уме
2. Тренируйте память. Пытайтесь держать важную информацию в голове – меньше записывайте и больше запоминайте
3. Тренируйте воображение. Домысливайте сюжеты фильмов и книг
4. Избегайте карт и навигаторов в поездках. Ориентируйтесь по дорожным знакам и указателям
5. Ведите дневник, записывайте свои мысли и впечатления
6. Привнесите разнообразие в быт. Украшайте свой дом, придумывайте новые блюда, красиво сервируйте стол, придумывайте интересные авторские декорации
7. Читайте. Удовлетворяйте свое любопытство, читайте книги, словари и энциклопедии
8. Играйте в развивающие игры. Например, в шахматы, стратегии, бридж и покер, а еще разгадывайте кроссворды, сканворды, анаграммы, головоломки и судоку
9. Самовыражайтесь во всем. Станьте тем, кем всегда хотели быть, не бойтесь критики в адрес своей индивидуальности
10. Учите по одному новому слову в день. Это могут быть интересные слова на вашем родном или иностранном языке
Для творческих личностей
У каждого ребенка есть определенные задатки от природы. И если их развивать, появятся способности, которые пригодятся малышу в будущем. Самое главное — это суметь правильно и вовремя разглядеть талант ребенка! В детском клубе «Муравей» работают чуткие педагоги с большим опытом, которые могут направить развитие ребенка в правильном направлении.
Дети в раннем возрасте любят рисовать, лепить, вырезать и наклевать, получая при этом возможность передать то, что им понравилось или вызвало интерес. Обучение рисованию и лепке способствует развитию моторики, а также творческому развитию ребенка, расширяет его кругозор, развивает воображение и нормализует эмоциональный настрой. На занятиях мы знакомим детей с разными материалами (мелки, акварель, гуашь, уголь, сангина, карандаши и пр.), рисуем с использованием поролоновых губок, соломинок, ватных палочек, зубных щеток и т. д. На занятиях лепкой ребенок овладевает способностью анализировать объект от общих форм к более мелким деталям, закрепляет знания геометрических понятий. Занятие аппликацией позволяет лучше усваивать строение предметов, сравнивать вырезанные формы, составлять композицию, накладывая одну фигуру на другую. Аппликация способствует стратегическому планированию, заставляя задумываться об очередности размещения различных объектов.
Занятия творчеством развивают мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует речевое развитие.
Комплексное развитие
Развитие творческих способностей в самом раннем возрасте. Лепка, аппликация, рисование. Улучшение мелкой моторики, воображения и мыслительных процессов. Дети развиваются через творчество.
Обучение по методике Н. А. Зайцева: в естественной обстановке. На занятиях используется не только типичное «заучивание». Ученики запоминают материал с помощью осязания, слуха, зрения. А занятия проходят в игровой форме. Это создает интерес к предмету и ускоряет прогресс в обучении
Мы разовьем лингвистические способности ребенка. Он усвоит начальные навыки разговорной речи, чтения и грамматические конструкции, пополнит словарный запас.
Занятия в игровой форме. Дети получают новые знания с интересом. В школе им будет проще осваивать новый материал, а оценки будут выше, чем у сверстников. Обучение проходит по методикам Зайцева, Никитиных, Дьенеш, Кюизинера, Монтессори.
Занятия по анатомии, географии и астрономии. Уроки полезны не только для общего развития. Дети узнают больше о нашем мире в привычной для них форме. Это формирует личность со здоровым отношением к себе, окружающим людям и природе.
Что дадут занятия
Во время занятий дети учатся общаться со своими ровесниками. Им становится проще идти на контакт. И в будущем они смогут влиться в любую группу без стресса.
На занятиях лепкой, аппликацией и рисованием дети не только разовьют мелкую моторику. Улучшится воображение, навыки абстрактного мышления, умение планировать результат и достигать его.
После наших курсов дети разовьют память и внимание. Усвоят начала математики, чтения и английского языка. В школе они будут лучше понимать новый материал. А оценки будут выше, чем у одноклассников.
Приходите на пробное бесплатное занятие, все очень просто!
Если Вам и ребенку не понравится — мы не возьмем ни копейки. Но мы гарантируем, что Вы останетесь довольны.
8 навыков дошкольника, которые стоит развивать
Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.
ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.
1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе
Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.
Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.
Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.
Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.
Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.
Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.
2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам
Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.
В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.
Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.
3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект
Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:
- умение размышлять;
- доказывать истинность или ложность суждений;
- принимать обоснованные решения;
- объяснять свою позицию себе и окружающим.
Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.
Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Вашему ребёнку 5-7 лет? Это идеальное время для старта.
Творчество
Для чего ребенку необходимо развивать любовь и интерес к творчеству? В первую очередь умение работать руками на прямую связано с речью. Поэтому в наших занятиях творчеством с детьми младшего возраста одно из ключевых мест занимает лепка.
Лепка известна тем, что развивает мелкую моторику рук и пальцев, а следовательно, и речь ребенка. Ведь в подушечках пальцев рук находятся нервные окончания, отвечающие за нее. А так же психологи отмечают, что работа с пластилином стабилизирует нервную систему детей.
Миссия занятий творчеством детей младшего возраста в нашем центре в заключается:
• в расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
• развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
• стимуляции развития речи по средствам развития мелкой моторики;
• практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
• воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
• формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивым и аккуратными в работе.
10 парадоксальных черт творческих людей
Недавно мы раскрыли вам 7 творческих секретов Леонадро да Винчи. По мнению Майкла Гелба, каждый может быть креативным и, не изобретая колесо, создавать что-то новое и интересное.
Сегодня мы поговорим о характере творческих людей. Этот вопрос изучает профессор психологии Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi). Это один из наиболее авторитетных экспертов в области психологии бизнеса, известный, в первую очередь, теорией потока. Чиксентмихайи автор нескольких бестселлеров, в том числе, книги «Креативность: жизнь и работа 91 известного человека» (Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People, 1996). В ней он описывает 10 парадоксальных черт, присущих творческим личностям, которые ему удалось выявить за 30 лет своей работы.
Хотите узнать, что отличает творца от обывателя? Тогда добро пожаловать под кат.
1. Сильные, но не тренированные
У творческого человека довольно много физической энергии, но, к сожалению, она мало расходуется. Ведь работа творца – это, в первую очередь, работа его мозга. Концентрация исключительно на интеллектуальном труде приводит к тому, что здоровое тело выглядит слабым. Именно поэтому важно соблюдать баланс разума и тела.
2. Умные, но наивные
Михай Чиксентмихайи признает, что творческие люди умны, их отличает гибкость и оригинальность мышления, способность слышать различные точки зрения. Но почти все наивно полагают, что измерить креативность можно творческими тестами, а развить на специализированных семинарах.
3. Игривы, но самоотверженны
Творческие люди любят отдыхать. Как говорится, ничто гедонистическое им не чуждо. Но когда речь заходит о «рождении» нового проекта, они способны работать, как одержимые. К примеру, итальянский художник Паоло Уччелло, когда разрабатывал свою знаменитую «теорию перспективы», целую ночь не спал и ходил из угла в угол.
Чиксентмихайи отмечает, что большинство творцов работают до поздней ночи и ничто не может их остановить.
4. Фантазеры, но реалисты
Это загадка творческих людей. Они великие выдумщики, могут придумать что угодно, но при этом большинство из них смотрят на жизнь вполне реалистично. Видимо, прав был Уильям Уорд, говоривший, что пессимист жалуется на ветер, оптимист надеется на перемену погоды, а реалист ставит паруса.
5. Экстраверты, но замкнуты
Мы привыкли делить людей на экстравертов и интровертов. Считается, что первые общительны, легко сходятся с людьми, обладают харизмой и т. д. А вторые, напротив, живут в своем внутреннем мире, куда пускают лишь «избранных».
Но, по наблюдениям Чиксентмихайи, по-настоящему творческие люди сочетают в себе обе этих черты. На людях они – душа компании, а в кругу близких тихи и немногословны.
6. Скромные, но гордые
Творческие люди, как правило, очень скромные. Они не ждут похвалы – им важен сам процесс создания нового. Однако при этом они никому не дадут спуска и не позволят унижать собственное достоинство.
7. Мужественные, но женственные
Михай Чиксентмихайи утверждает, что творческие люди часто не соответствуют своим гендерным ролям. Так, девушки-творцы нередко отличаются жестким нравом, а мужчины, напротив, чувственностью и сентиментальностью.
8. Бунтари, но консерваторы
Что есть творчество? Верно – создание чего-то нового. В связи с этим творческие люди очень часто слывут бунтарями, так как их идеи выходят за рамки привычного. Но в то же время многим из них трудно расставаться со своими закостенелыми привычками, менять амплуа и прочее.
9. Страстны, но объективны
Все творческие люди страстно влюблены в свою работу. Казалось бы, страсть должна ослеплять, но по-настоящему креативные люди всегда объективно смотрят на то, что они делают.
Чиксентмихайи подчеркивает, что творческий человек должен адекватно воспринимать критику, а также отделять свое «Я» от своей работы.
10. Открыты, но счастливы
Одним из творческих секретов Леонардо да Винчи была «острота чувств». Творцы всегда открыты к восприятию новых событий, даже если они причиняют им боль. При этом внутренне это гармоничные счастливые люди, так как они умеют получать удовольствие от самого творческого процесса.
Как видите, творческие люди действительно полны противоречий. Но как говорит Михай Чиксентмихайи, именно эти парадоксы помогают им адаптироваться практически в любой ситуации, приспосабливая все вокруг для достижения своих целей.
Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать,
сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка. Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её.
У детей, которые занимаются ручным трудом, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение.
Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, видеть то, что должно получиться, он учится видеть «потом». А если ребенок умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться ассоциативное мышление.
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. А это еще один очень важный момент.
В клубе «Маленький мир» развитие каждого ребенка индивидуально. Мы создаем уютное, современное пространство для общения и самореализации ребенка, в котором дети смогут научиться принимать осознанные решения и делать самостоятельный выбор.