Как развивается ребенок в 6 месяцев: здоровье, питание, игры

Полгода – первая серьезная дата и важный этап в развитии малыша. Он научился перекладывать предметы из одной руки в другую, переворачивается с живота на спину. Начинает перемещаться, отталкиваясь ногами и руками, ползает по-пластунски. Сидит без поддержки.

Психоэмоциональное развитие в 5 месяцев

Все, что попадется ему под руку малыш тянет в рот для изучения. Теперь он хорошо реагирует на интонации и улавливает перемены в настроении взрослых. Помните, что малыш «считывает» эмоции мамы, поэтому если ваши силы на пределе, вы раздражены или расстроены – попросите кого-нибудь из близких побыть с малышом и постарайтесь отдохнуть или развеяться.

Развитие речи в 6 месяцев

Малыш подолгу лепечет, возможно даже произносит отдельные слоги, активно пытается имитировать речь взрослых.

Питание ребенка в 6 месяцев

Согласно рекомендациям ВОЗ, в 6 месяцев нужно вводить первый прикорм. Ваш педиатр подскажет, с чего его лучше начинать – с каши или овощей.

Как развивается ребенок в 6 месяцев: здоровье, питание, игрыЗдоровье шестимесячного ребенка

Плановый визит к педиатру

3-я вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка; 3-я вакцинация против гепатита B; 3-я вакцинация против полиомиелита; 3-я вакцинация против гемофильной инфекции.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый ребенок уже имеет много новых навыков, становится более активным, чем ранее, сидит и пытается ползать. В шесть месяцев ребенку требуется больше внимания, нежели в раннем возрасте, так как он начинает стараться передвигаться. Полгода – это рубеж, который может многое сказать о своевременности развития ребенка. Многие мамочки задаются вопросом: что же должен уметь малыш в шесть месяцев, где нормы, а где отклонения. Данная статья предоставит вам ответы на все самые популярные вопросы.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Что же меняется в развитии ребенка к 6 месяцам?

У него уже достаточно окрепли мышцы спины, он спокойно переворачивается с живота на спину, учится или уже может сидеть самостоятельно; зрение к этому возрасту сформировано, малыш уже спокойно следит за перемещающимися предметами и взглядами других людей.

Дети становятся очень подвижными, легко перекатываются в разные стороны, тем самым требуют к себе повышенного внимания. У большинства именно к полугоду прорезывается первый зуб, появляется он, как правило, на нижней челюсти.

Детки пробуют, а многие уже умеют ползать, пытаются встать на ножки, хватаясь за опору, а если помочь малышу, он уже сможет начать переставлять ножки самостоятельно. Развитие крохи к шести месяцам позволяет ему активно орудовать руками – поднимать и держать предметы, переставлять их на другие места. Шестимесячные дети уже могут брать еду с ложки, поэтому здесь в ход начинает идти прикорм, но о нем поговорим позже.

В шесть месяцев обычно начинают появляться первые зубы, хотя, конечно, все дети развиваются индивидуально. Это часто вызывает дискомфорт у ребенка и беспокойство у родителей. Подробнее о прорезывании зубов.

Нормы веса и роста у ребенка в 6 месяцев

Зачастую к шести месяцам мальчики немного «обгоняют» в физическом развитии девочек, а именно, набирают больше в весе и росте. Стоит повторить, что нормы роста и веса – показатели относительные, которые у каждого малыша свои, но, все же, они должны быть приближены к диапазону нормы.

Что умеет ваш ребенок в 6 месяцев?

В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает взрослым, а также братику или сестричке. У вас появляются прекрасные возможности для его развития. Основной игрой периода может стать «Делай, как я»: пусть малыш повторяет за вами действия с предметами, мимику и жесты, а затем самостоятельно воспроизводит их в новой игровой ситуации.

Развиваем подвижность

Ваш малыш уже прекрасно умеет ползать, и теперь пришло время развить этот навык, освоив спуски и подъемы. Очень удобно делать это на невысоком диване или небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А чтобы спуститься на пол, нужно повернуться лицом к спинке дивана и аккуратно сползти вниз, попкой вперед. Лучше всего, если вы покажете малышу правильные движения на примере братика или сестрички.

Если ваш кроха сам встает на ножки, но еще держится за опору, привлеките его внимание заводной игрушкой. Игрушка будет «убегать» от малыша, а он за ней потянется и, таким образом, сделает свои первые самостоятельные шаги. Также можно привязать игрушку на резинку и потихоньку тянуть ее от крохи, призывая его догнать свою «добычу».

Игры и игрушки

Игры малыша становятся более сложными, теперь его привлекают предметы, которые можно собрать и разобрать. Дайте ребенку пирамидку с несколькими крупными кольцами и покажите, как можно стянуть их со стрежня, а затем вдеть обратно. Не расстраивайтесь, если малыш захочет разобрать и «цельную» игрушку и случайно ее сломает – таким образом, он пытается понять, из чего она состоит. На данном этапе развития это его основной способ познания мира.

Малыш продолжает совершенствовать свои представления о форме и пространстве. Он вкладывает один предмет в другой, закрывает отверстия соответствующими крышечками, собирает разбросанные игрушки в коробку. В этом возрасте любимыми становятся простые самодельные игрушки, причем сделать их может даже ваш старший ребёнок. Например, игра «Сними шарик»: нанижите на длинный шнур 5-6 шаров со сквозными отверстиями, затем предложите крохе их снять. Сложность задачи заключается в том, что шнур все время прогибается в руках у ребенка, и доставать шарики не очень удобно. Такая игра учит малыша усидчивости, последовательности, развивает мелкую моторику и координацию движений.

Также одной из любимых может стать игра с предметом на веревочке. Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит возиться, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки прикрепите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за веревочку. Таким образом, развивается его представление о том, как можно воздействовать на предметы.

Задержка физического развития ребенка

Задержка физического развития представляет собой существенное отставание ребенка по антропометрическим критериям от своих сверстников. Часто для данного состояния характерна задержка становления двигательных способностей и познавательных навыков.

Оценку антропометрических данных (рост, вес, окружность груди, головы и др.) проводят с помощью центильных таблиц, составленных специально для детей разного возраста и пола. Если антропометрические данные ребенка выходят за центиль либо за небольшой отрезок времени произошло их существенное уменьшение (к примеру, с уровня более процентиля до уровня меньше ), можно говорить о задержке физического развития. Существует традиционное разграничение задержки физического развития в связи с наличием заболеваний (органическая) с задержкой физического развития связанной с психологическими и социальными факторами (психосоциальная, неорганическая), отмечающуюся у детей до пятилетнего возраста.

Симптомы задержки физического развития ребенка

Степень тяжести проявлений может колебаться от незначительного отставания роста и массы тела, до выраженных проявлений, включающих потерю подкожного жирового слоя, сокращения мышечной массы, дерматита, выпадения волос, развитию рецидивирующих инфекций. В наиболее тяжелых случаях развивается (маразм) либо белковое истощение (квашиоркор). Задержка физического развития в развитых странах чаще всего характеризуется минимальными нарушениями, диагностируемыми в условиях поликлиники. В развивающихся странах чаще встречаются более выраженные проявления, требующие стационарного лечения.

Степень задержки можно установить для каждого антропометрического параметра (рост, масса тела, индекс) в процентах от среднестатистических возрастных нормативов. При наличии сопутствующих заболеваний необходимо многократное определение антропометрических параметров в динамике. В случае с недоношенными детьми учитывается также степени недоношенности, поскольку до лет при сопоставлении антропометрических данных необходимо проводить корректировку возраста.

Отставание можно характеризовать как легким, умеренным или тяжелым при массе тела равной 75–90, 60–74 и менее 60% от должного, росте — 90–95, 85–89 и менее 85% от должного, индексе — 81–90, 70–80 и менее 70% от должного. Отставание в массе обычно опережает отставание в росте. При хроническом недоедании отмечается синхронная задержка роста и прибавки массы тела.

При отставании физического развития лабораторное обследование, как правило, является малоинформативным, в связи с этим рекомендуется ограничиваться наиболее основными анализами. К ним относятся общеклинические анализы крови, мочи, крови. Важно оценить костный возраст ребенка. Для этого производится рентгенография кистей с захватом л/запястных суставов. Анализируется наличие точек (ядер) окостенения. Костный возраст может соответствовать паспортному, отставать от него или опережать. Благодаря данному исследованию можно выявить семейную низкорослость, при которой костный возраст соответствует паспортному, предположить наличие эндокринных заболеваний или отклонений в питании, что позволяет определить спектр дальнейшего обследования.

Лечение задержки физического развития ребенка

Госпитализацию проводят в случае выраженной задержки физического развития, при истощении, необходимости обследования, а также когда имеются подозрения неадекватности отношения родителей к своему ребенку. Если причиной задержки является заболевание, в стационаре проводят подбор терапии.

Обратившись в наш СМЦ, вы можете быть уверенными в профессиональной и качественной помощи нашими ведущими специалистами. Свяжитесь с нами, и мы ответим на все ваши вопросы!

От рождения до 6 месяцев: из положения лежа в положение сидя

В первые полгода жизни малышу придется освоить много навыков: из беспомощного существа, хаотично двигающим ручками и ножками он превратится в маленького человечка, способного хватать игрушки, переворачиваться, пытаться ползать.

1 месяц

В первый месяц жизни сгибательные мышцы крохи находятся в тонусе, и в период бодрствования он обычно хаотично двигает ручкам, согнутыми в кулачки, и ножками, согнутыми в коленях. Только к третьему месяцу тонус сгибательных мышц начнет постепенно исчезать. Сначала крепнут мышцы шеи, и поэтому уже к концу первого месяца ребенок сможет ненадолго приподнимать и удерживать голову в положении лежа на животе.

2 месяца

Большую часть времени малыш по-прежнему проводит в положении лежа. Тонус в сгибательных мышцах постепенно уменьшается, а в разгибательных мышцах повышается в разгибательных мышцах, благодаря этому ребенок может поднимать ручки, разводить их в стороны, потягиваться.

Кроха не просто удерживает голову, но и свободно ее поворачивает, а при укладывании на животик опирается на предплечья и попеременно активно двигает ножками. Пробует захватить погремушку рукой, но удержать ее ему все еще трудно, так как ручки плотно сжаты в кулачки. Помогайте крохе разжимать кулачки, расправляя ладошку и массируя пальчики.

3–4 месяца

Движения ребенка становятся более произвольными, постепенно угасают рефлекторные движения. Ребенок начинает знакомиться со своим телом, «обнаруживает» ручки и ножки. На данный момент это самые интересные для него игрушки.

Он уже умеет сжимать и разжимать кулачки, внимательно наблюдает за своими движениями, начинает понимать, что это именно его ручки, и именно он ими управляет. Важная задача для ребенка на этом этапе — научиться координировать движения рук. Малыш пытается дотянуться до игрушек, находящихся в поле его зрения. Если показать ему погремушку, он сразу протянет к ней ручки.

5 месяцев

С каждым днем вам становится все интереснее общаться с малышом, открывая новые грани в его развитии. Ребенок начинает в этом возрасте больше двигаться — дотягивается до пальцев на ногах и тащит их в рот, сгибается, кувыркается, переворачивается. Умеет перекладывать предмет из одной ручки в другую. Интересно, что теперь малыш сам выбирает предмет, с которым хочет поиграть. Он легко достанет нужную игрушку.

К концу 5-го месяца кроха, как правило, умеет хватать игрушки, удерживать их, притягивать к себе, вертеть, толкать, отпускать. Развивается координация мышц ног, вследствие чего некоторые дети в этом возрасте уже пытаются сидеть, а другие совершают свои первые ползки — лежа на животике, приподнимаются на локотках, стараясь оттолкнуться ножками от поверхности.

От 6 до 12 месяцев: из положения сидя к первым шагам

Каждый следующий день жизни малыша не похож на предыдущий, и с ним становится все интереснее проводить время. Родители уже не просто наблюдают за ребенком, но и оказываются вовлеченными в его игры и познание мира.

6 месяцев

Вот и первая значимая дата в жизни вашего малыша — полгода! Ребенок, приподнимаясь на ручках, пытается садиться. Некоторые дети в этом возрасте уже вполне уверенно сидят, однако их спинке все еще нужна поддержка. Другие встают на четвереньки и покачиваются взад-вперед. Так они готовятся к активному ползанию. У каждого из маршрутов ребенка теперь есть цель — домашний питомец (кот или собака), любимый мишка или мячик, мама или папа.

Педиатры считают абсолютно нормальным явлением, если малыш начинает ползать в период от 5 до 8 месяцев. Однако есть детки, которые вовсе пропускают этот этап. Наверняка вы слышали истории, как дети ваших знакомых сразу начинали вставать на ножки, не ползая совсем. Каждый ребенок индивидуален. Тем не менее, ползание — очень полезный навык. Ползанье способствует правильному развитию мышц спины, а также помогает формированию межполушарных связей и пространственных представлений.

Поэтому если ваш кроха никак не хочет ползти, а среди ваших знакомых есть родители с ползающими малышами, пригласите их в гости. Пусть ваш ребенок с ними «пообщается». Ведь, как известно, дети учатся у ровесников всему гораздо быстрее, чем у взрослых. Врач в подобной ситуации может порекомендовать специальный массаж и комплекс упражнений.

7 месяцев

Сейчас малыш сидит уверенно без поддержки, и дни напролет активно ползает. Самостоятельно встает на колени. С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Некоторые малыши пытаются вставать, но, если ваш ребенок пока не проявляет такого желания, в этом нет ничего страшного.

8 месяцев

Ребенок теперь может не только сидеть, но и пересаживаться с места на место. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Если сейчас спросить малыша, где папа или бабушка, и он с радостью обернется в сторону родного человека или укажет на него пальчиком. Отлично ползает, иногда с игрушкой в руке. Может помахать ручкой вслед: «пока-пока». К концу месяца многие дети способны вставать у опоры, держась за перила кроватки или манежа.

9 месяцев

Сейчас самое время убрать все опасные предметы с пути малыша. Потому что малыш теперь не только встает, но и может делать первые шаги, держась за опору. Однако добираться до намеченной цели по-прежнему предпочитает ползком, а не шагом. Тянется к предметам, которые находятся выше его роста, и иногда ему даже удается стащить что-то со стола.

Он любит «читать» журналы и книжки, перелистывать страницы и с особым удовольствием и азартом рвет бумагу.

10 месяцев

Ребенок учится стоять самостоятельно, иногда даже пытаясь усложнить себе задачу: стоит, затем приседает и снова поднимается. Правда, пока такие попытки могут выглядеть смешно и неуклюже. Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого или за стены, мебель, специально предназначенные для первых шагов игрушки-каталки. Также в этом возрасте иногда уже можно заметить, что ребенок начинает отдавать предпочтение одной из рук.

11 месяцев

Теперь ваш малыш без поддержки стоит на двух ножках. Может наклоняться и собирать игрушки с пола. Наступает время первых долгожданных шагов. Если же малыш пока не решается их сделать, не переживайте. Педиатры считают нормой, если ребенок начинает ходить в возрасте от 9 до 15 месяцев.

Малыш вырывает у вас ложку во время обеда, тряпку, расческу, всем своим видом показывая, что он хочет делать все сам. Он любит собирать и разбирать кубики и пирамидки, строить башенки, ему нравятся музыкальные игрушки.

12 месяцев

Ваш малыш, как Фигаро, то здесь, то там, он постоянно в движении. Многие дети к году начинают самостоятельно ходить. Но некоторые малыши в этом возрасте передвигаются только держась за руку взрослого, и это тоже абсолютно нормально.

Также дети в год любят принимать участие в процессе одевания, купания, питания. Еще они могут сами могут забраться на кресло или невысокий диван, перелезть через небольшое препятствие

Уход за ребенком: рекомендации педиатров

Два первых месяца после рождения малыша тревоги родителей остаются позади. Ребенок растет, развивается, становится менее беспомощным. К 3 месяцу уверенно держит головку, узнает близких, различает лица родителей, переворачивается на бок, поворачивает голову, ища источник шума.

Третий месяц жизни ребенка обозначен важными достижениями – смехом, “гулением”. Координация движений становится лучше. Малютка пытается схватить, взять в рот предметы, лежащие поблизости. Предметы, окружающие малыша, должны быть безопасны, нетоксичны. В трехмесячном возрасте детки делают попытки взаимодействия с мамой – пытаются разговаривать, используют мимику, начинают улыбаться. При удобном случае говорите с малышом, формируя пассивный запас слов.

Четвертый месяц жизни ребенка: как развивается малыш

Уход за ребенком 4 месяца становится проще. Карапуз спокойнее, родители привыкают к изменившемуся распорядку. Развитие ребенка в 4 месяца обозначается следующими изменениями:

  • малыш захватывает нужный предмет одной рукой, изучает, начинает играть;
  • узнает маму, папу, выделяет их среди присутствующих, отдавая предпочтение родителям;
  • активно переворачивается с животика на спинку, обратно;
  • приподнимает голову, делает попытки приподняться, лежа на спине. Малыша нужно поддерживать при попытках сесть, не оставлять в сидячем положении.

Пятый месяц жизни ребенка: развитие ребенка в 5 месяцев

Малыш узнает взрослых. К незнакомым людям относится настороженно, может расплакаться. Пятый месяц жизни ребенка характеризуется следующими изменениями:

  • из положения лежа на животе малыш подтягивается на руки;
  • при поддержке за подмышки начинает стоять;
  • прислушивается к словам, лопочет в такт говорящему;
  • кроха приобретает способность самостоятельно сидеть, прекращает заваливаться на бок.

Любимое занятие малыша – брать предметы в рот. Родителям нужно быть осторожными, убрать опасные вещи.

Мышцы достаточно окрепли, карапуз начинает ползать. Родители должны помогать крохе развивать эту способность. Можно положить вдалеке любимую игрушку – вскоре карапуз захочет к ней доползти.

Как ухаживать за 3 месячным ребенком, малышами 4-5 месяцев

Основу ухода за ребенком до 5 месяцев составляет правильное питание, гигиена, прогулки, сон.

Как ухаживать за трехмесячным ребенком, 4-5-месячными детками? Основой питания остается грудное вскармливание по требованию малыша. Промежутки между кормлениями становятся больше – 3-4 часа. Питание мамы должно быть сбалансированным. Дите с материнским молоком получает необходимые вещества для роста, развития. Не рекомендуется начинать прикорм раньше 5-6 месяцев. Изначально стоит проконсультироваться с педиатром. Врач поможет правильно подобрать детскую смесь.

Водные процедуры можно проводить ежедневно. Чем старше становится малыш, тем активнее проходит процесс купания, начинают использоваться резиновые игрушки, пищалки. Ежедневно делайте умывание, промывайте глазки, чистите нос, ушки, подстригайте ногти. Необходимо чаще умывать малыша под проточной водой, ограничить использование салфеток.

Уход за ребенком 4 месяцев включает процедуры, связанные с формированием иммунитета. При купании рекомендуется постепенно снижать температуру воды до 32-34°С. Полезны посещение бассейна, оздоровительный массаж.

Выходить на ежедневные двухчасовые прогулки два раза в день при любой погоде кроме сильных морозов (-15°С). Зимой перед выходом на улицу детскую кожу покрывают жирным питательным кремом. Летом гулять в тени, обязательно использовать солнцезащитный крем с наибольшим фильтром защиты (50-100). Развитие ребенка вызвано интересом к окружающему миру. Рекомендуется устанавливать сиденье вертикально, так малыш увидит окружающую обстановку.