Как развивается ребенок в 1 год: нормы развития годовалого ребенка

Физическое развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие (НПР) ребенка рассматривается как интегральный показатель его здоровья. ФР и НПР Вашего малыша специалист оценивает в день грудного ребенка, ежемесячно, в возрасте от 0 до 1 года, затем 1 раз в 2 месяца — в возрасте до 2-х лет и ежеквартально в возрасте до 3-х лет.

Поговорим об основных фактах о развитии малыша с рождения до года. Так, нормальный рост является одним из главных признаков здоровья грудного ребенка. Специалисты оценивают вес детей по возрасту в соответствии с нормами роста и массы тела, которые были разработаны ВОЗ. Новые нормы роста, представленные в виде графиков, были опубликованы ВОЗ в 2006 году и стали доступны специалистам и всем лицам, осуществляющим уход за детьми. Графики роста детей до года показывают, что дети в любом регионе мира при наличии правильной практики кормления, надлежащего ухода за их здоровьем и безопасной окружающей среды способны достичь одинакового уровня роста, массы тела и общего развития. На сайте ВОЗ и нашем сайте прибавки массы и роста малыша представлены для Вашего удобства в виде таблиц по возрастам и полу.

Прежде всего специалист смотрит, чтобы параметры развития новорожденного малыша по месяцам не выходили за пределы средних значений — это так называемая «золотая середина», абсолютно нормально, если Ваш малыш имеет параметры массы и роста в пределах т. н. «выше среднего» и «ниже среднего», что касается «низких» и «высоких» значений, то для таких малышей важно, чтобы все остальные «навыки и умения» соответствовали возрасту, в этом случае конкретные цифры массы и роста являются его индивидуальной особенностью.

Как развивается ребенок в 1 год: нормы развития годовалого ребенкаКонечно, возможны ситуации, когда может потребоваться помощь специалиста, но у практически здорового малыша такие ситуации крайне редки.

На сайте ВОЗ, в мобильных приложениях динамика прибавки роста им массы представлена графически. Такие графики набора веса и роста могут быть вложены для удобства в амбулаторную карту ребенка или его историю болезни. Кроме графического отражения параметров развития малыша эксперты ВОЗ представили таблицы, в которых отражены показатели роста и веса по месяцам, и они также могут использоваться для оценки физического развития малыша.

Почему стали неактуальными прежние нормы развития ребенка до года, и родители очень часто говорят о том, что рост и масса их малыша «не соответствуют никаким нормам»?

Дело в том, что существовавшие ранее показатели веса грудного ребенка по месяцам были разработаны на основании данных о физическом развитии большого количества детей, которые имели разные варианты вскармливания. А эксперты ВОЗ для разработки новых норм роста инициировали крупномасштабное исследование, включив в него детей, находящихся в своего рода «идеальных» условиях, и получили эталонные показатели физического развития детей. Как известно, темпы роста напрямую зависят от практики вскармливания.

Показатели психомоторного развития детей до года также были разработаны достаточно давно, но до сих пор остаются актуальными, этапы НПР и системы развития ребенка представлены в таблицах с учетом основных эпикризных сроков, т. е. условных возрастных точек в 3, 6, 9, 12 месяцев, когда доктор оценивает основные параметры развития малыша. На сегодняшний день доказано, что психическое развитие и эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от влияния наследственности и окружающей среды. В частности, наследственность программирует потенциал ребенка, а окружающая среда, то есть семья, влияет на то, как этот потенциал будет реализован. Это означает, что те показатели, которые Вы видите в таблице Ваш малыш реализует в том случае, если с ним постоянно заниматься, разговаривать, соблюдать режим дня грудничка, не использовать гаджеты.

А формирование навыков и умений, развитие речи, все, что отражено в календаре развития ребенка, безусловно, напрямую будет зависеть от активности родителей.

Нормы нервно-психического развития в 1 год

Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год. Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие

Оценка НПР детей раннего возраста.

Группы риска детей по нервно — психическому развитию:

  • дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.

Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.

Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.

  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
  • дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.

Группы развития I группа:

  • дети с нормальным развитием.
  • дети с опережением в развитии:

а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)

б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).

в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные

сроки по одному или нескольким показателям.

П группа:

  • дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

III группа:

  • дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

IV группа:

1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям,

2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

V группа:

  • дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

Рост и вес малыша в 1 год: нормы

На первом году жизни ребенок растет самыми быстрыми темпами. Его развитие должно находиться под постоянным наблюдением детского врача.

В первую неделю жизни малыш может потерять 5-7% своего веса. Главная причина этого — уменьшение количества жидкости в его организме. Находясь в утробе матери, малютка не терял влагу с дыханием, через кожу, с мочой и стулом. Перейдя из водной среды в воздушную он впервые столкнулся с этими «тратами». Именно поэтому он теряет в весе, и в этом нет ничего плохого для здоровья, пока снижение массы не выходит за рамки 7-10%.

Рост и вес малыша при рождении

По нормам Всемирной организации здравоохранения при рождении масса тела малыша составляет 2.800-3.900 г. Рост 47-52 см.

Набор веса у младенца

За первый месяц ваш ребенок наберет около 600 г массы, хотя некоторые могут прибавить около 1000 г. Если это первые роды и малыш вскармливается грудью, не будет ничего страшного, если он прибавит 400 г — это взаимная адаптация матери и младенца.

Рост и вес малыша: 1 месяц

По нормам Всемирной организации здравоохранения к концу первого месяца масса тела малыша составляет 3.600-5.100 г. Рост 52-57 см.

Рост и вес малыша: 2 месяца

По нормам Всемирной организации здравоохранения в два месяца масса тела малыша составляет 4.500 — 5.800 г. Рост 55-59 см.

Рост и вес малыша: 3 месяца

По нормам Всемирной организации здравоохранения в три месяца масса тела малыша составляет 5.200-7.200 г. Рост 58-64 см.

Рост и вес малыша: 4 месяца

По нормам Всемирной организации здравоохранения в четыре месяца масса тела малыша составляет 5.700-7.800 г. Рост 60-66 см.

Рост и вес малыша в 5 месяцев

По нормам Всемирной организации здравоохранения в пять месяцев масса тела малыша составляет 6.100 — 8.400 г. Рост 62-68 см.

Рост и вес малыша: 6 месяцев

По нормам Всемирной организации здравоохранения в шесть месяцев масса тела малыша составляет 6.500-8.800 г. Рост 64-70 см.

Рост и вес малыша: 7 месяцев

По нормам Всемирной организации здравоохранения в семь месяцев масса тела малыша составляет 6.800-9.200 г. Рост 65-71 см.

Рост и вес малыша: 8 месяцев

По нормам Всемирной организации здравоохранения в восемь месяцев масса тела малыша составляет 7.000-9.600 г. Рост 66-73 см.

Рост и вес малыша: 9 месяцев

По нормам Всемирной организации здравоохранения в девять месяцев масса тела малыша составляет 7.300-9.900 г. Рост 68-74 см.

Рост и вес малыша: 10 месяцев

По нормам Всемирной организации здравоохранения в десять месяцев масса тела малыша составляет 7.500-10.200 г. Рост 69-76 см.

Рост и вес малыша: 11 месяцев

По нормам Всемирной организации здравоохранения в одиннадцать месяцев масса тела малыша составляет 7.700-10.500 г. Рост 70-77 см.

Рост и вес малыша: 12 месяцев

По нормам Всемирной организации здравоохранения в двенадцать месяцев масса тела малыша составляет 7.900-10.800 г. Рост 71-78 см.

Развитие речи у детей

Как бы нам этого ни хотелось, но повлиять на скорость развития речи малыша на самых ранних этапах (гуление, агуканье и пр.) нам практически не под силу. В этом возрасте оно скорее обусловлено физиологическими факторами и средой. Зато в том, что касается речевого развития после года, очень многое зависит от нас, взрослых. Рассказываем про основные особенности развития речи ребенка в разных возрастах и объясняем как помочь крохе заговорить скорее (и правильнее).

Этапы развития речи

5-6 мес.- лепет, появление первых слогов;

9-10 мес. – первые цепочки слогов, обращение к взрослым «мама», «баба», «папа»;

11-12 мес. – появление в речи названий предметов, выражение желаний. Словарный запас составляет около 10 слов. На этом этапе к словам относят любые устойчивые сочетания звуков, которыми малыш называет тот или иной предмет, даже если они совсем не похожи на настоящие слова;

18 мес.- словарный запас малыша стремительно нарастает, теперь он знает от 20 до 40 слов. Может выполнять простые просьбы, указывать на предметы;

2 года — ребенок начинает составлять простые предложения из двух слов, знает части тела и может показать их по просьбе, знает названия цветов. Словарный запас расширяет до 150-200 слов;

  • 3 года — предложения становятся сложнее, малыш использует предлоги, начинает правильно употреблять рода. Речь становятся понятнее, но некоторые звуки малышу все еще могут даваться с трудом. Ребенок может запоминать короткие стишки и песенки.

Помните, что это всего лишь приблизительные сроки, и, если ваш ребенок на несколько месяцев отстает от общепринятой нормы, это еще не повод бить тревогу. Следует учитывать, что у большинства мальчиков и речь, и коммуникативные навыки в целом развиваются медленнее, чем у девочек. Также медленнее овладевает речью билингвальные дети.

Понять, развивается ли речь ребенка в соответствии с возрастными нормами вам помогут своевременные обследования у невролога и ЛОРа.

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку о развитии и питании ребенка, скидки и спецпредложения, а также полезные советы от экспертов NutriClub.

Как помочь малышу заговорить быстрее?

Главное, что могут сделать родители и близкие для развития речи ребенка – почаще с ним разговаривать. Пойте песенки, рассказывайте малышу стихи и истории, обращаясь к нему, четко произносите слова и интонируйте, имитируйте звуки животных и его лепет. На развитие речевого аппарата положительно влияют своевременное (в возрасте около полугода) введение твердой пищи в рацион и обучение жеванию.

От 1 года до 1,5 лет:

Чтобы помочь малышу расширить словарный запас, не просто показывайте ему предметы, но и позволяйте их потрогать, совершить с ними какие-то действия, изучить их свойства. «Это дерево, оно шершавое», «снег холодный и мокрый», «в книжке картинки и буквы, ты можешь ее открыть, полистать, положить на стол».

Рассказывайте ребенку короткие ритмичные стишки, сказки, потешки. Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой и упражнениями для развития дыхания.

Читайте ребенку книжки! Если он еще не готов сосредоточиться на книге, попробуйте аудиосказки, а лучше сами рассказывайте малышу интересные истории и стихи. Очень полезно разучивать вместе стихи и песенки, побуждающие к произнесению звуков и повторению движений, например, про знакомого всем нам с детства косолапого мишку, или про автобус с крутящимися колесами.

Ограничьте время у экрана: да, мультики и компьютерные игры тоже дают знания и помогают развивать некоторые навыки, но не речь – ни планшет, ни телевизор не могут ответить на вопрос и отреагировать на реплику ребенка.

Развивайте слух, учите малыша отличать разные звуки: О-А, Б-П и так далее. Поправляйте ребенка, если он неправильно произносит слова и звуки, но делайте это спокойно и мягко, не ругайте его – ведь он так старается!

А что же мелкая моторика?

Считается, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Об этой связи говорят уже давно, делая вывод из того, что в мозге человека зоны, отвечающие за артикуляцию и движения пальцев рук находятся рядом. Но, на самом деле, связь эта не доказана ни одним масштабным научным исследованием, хотя и оснований утверждать обратное тоже нет. Мы уверены, что упражнения на развитие как мелкой, так и крупной моторики в любом случае лишними не будут.

Как научить ребенка говорить в 1 год!

Задача родителей в развитии речи у ребенка довольно простая: уделять этому, как можно больше времени и внимания, и какие бы врожденные способности не были у ребенка, он рано или поздно заговорит.

С базовой информацией разобрались. Давайте перейдем к основному вопросу, как собственно учить ребенка разговаривать в 1 год.

Основные приемы по обучению ребенка речи в 1 год.

5) Делайте артикуляционную гимнастику. Ребенок в год уже активно делает ртом всяческие движения, поощряйте его в этом, это полезно для развития речи. Если ребенок высовывает язык, надувает щеки, показывает зубы, отрывает широко рот, визжит, то повторяйте за ним, играя с ним в это, как в игру. Когда что-то говорите, делайте артикуляционные движения языком, челюстью и губами, вызывая тем самым интерес у ребенка.

Это основные приемы по обучению речи годовалого ребенка.
Сам процесс обучения должен проходить на позитиве, как с вашей стороны, так и со стороны ребенка. Если вы устали или не в настроении, можете привлекать родственников, друзей и знакомых к общению с ребенком. Чем больше разнообразной речи будет слышать ваш малыш, тем более активно будет включаться в работу его мозг.
Бонусом, еще одну тему, которую хотелось бы затронуть, немного отойдя от основной темы, это развитие второго и последующего языков у ребенка.
Можно ли научить ребенка в 1 год речи сразу на двух языках?
Как ни странно, но можно. Когда родители ребенка говорят на разных языках, то ребенок обычно усваивает оба в равной степени без ощутимого ущерба для каждого.
Есть поистине уникальные примеры владения детьми сразу несколькими языками. Живой пример — девочка, которая говорит на 7 языках в 4 года:

Вот к чему могут приводить усердные занятия с ребенком и врожденные склонности. Вводить второй язык можно, как с рождения, так и с момента начала речи, если вы беспокоитесь о том, что ребенок будет путаться или же отстанет в развитии из-за второго языка.

В заключении, хочется кратко подытожить все вышенаписаное.
Вашему ребенку 1 год и он не начал разговаривать – не беспокойтесь, еще как минимум 1,5 года. Используйте основных 5 приемов: много общайтесь, обязательно с подключением эмоций, читайте книги, развивайте мелкую моторику и делайте артикуляционную гимнастику. И, если ваш ребенок будет преуспевать, то можете предложить ему освоить еще один язык.
Напишите, что вы думаете по поводу обучения детей речи в 1 год. По поводу введения второго языка.
Если у вас уже есть дети, как быстро они научились разговаривать и какие приемы вы использовали.
Любые ваши вопросы, предложения, мнения и пожелания оставляйте в комментариях под этой статьей.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Развитие ребенка в 1 год

Малыш освоил все основные движения: он садится, встает и ложится, ловко перекладывает и поднимает предметы, наклоняется, и, возможно, уже ходит самостоятельно. Если малыш пока не умеет ходить, не расстраивайтесь, в норме большинство детей осваивает ходьбу без поддержки в период от 11 до 14 месяцев (а иногда и позже).

Психоэмоциональное развитие в год

Малыш эмоционально реагирует на собственные успехи – радуется и хлопает в ладоши, если что-то получается. Неудачи же часто сопровождаются плачем. В возрасте около 12 месяцев многие мамы сталкиваются с кризисом 1 года – поведение ребенка меняется, он становится капризным, не реагирует на запреты, в то же время боится потерять маму из виду и не хочет слезать с рук. Объясняется такое поведение тем, что малыш начал отделяться от матери, теперь он понимает, что они не одно целое, что он отдельная личность со своими желаниями, которые, увы (в силу объективных причин), не всегда удовлетворяются.

Развитие речи в 1 год

Понимает произнесенные названия предметов, даже если их нет в поле зрения. Хорошо знает запреты и слово «нельзя». Умеет произносить около 10 простых слов. Это не значит что ребенок должен (он вообще никому ничего не должен) уметь без запинки выговаривать «универсам», «троллейбус» или хотя бы «мячик» – любые сочетания звуков, обозначающие предметы, действия или эмоции считаются за слова, включая «гав-гав», «ай» и «бо-бо». Если ваш ребенок не набирает к году 10 слов, но понимает вашу речь и выполняет простые просьбы – беспокоиться не о чем. Но если вы все же волнуетесь, обратитесь за консультацией к педиатру.

Питание ребенка в 1 год

Многие мамы к году сокращают количество кормлений грудью в связи со скорым выходом на работу или другими причинами. Помните, что малыш все еще нуждается в кальции, и если вы снизили объем грудного молока, замените его другими богатыми кальцием продуктами. Продолжайте кормить малыша здоровой едой. Ребенок – не маленький взрослый, ему не подходит жареная, острая и жирная пища с нашего стола. Если вы хотите перевести его на общий стол, придется скорректировать свой рацион. Подробнее о питании детей после года читайте здесь.

Здоровье в 1 год

В год малыша ждет вторая большая диспансеризация

Осмотры у педиатра, невролога, детского хирурга, оториноларинголога (ЛОРа), травматолога-ортопеда и электрокардиография.

  • Анализы: общий анализ крови и общий анализ мочи.
  • Прививки

Согласно национальному прививочному календарю: 1-я вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита, для детей из группы риска – 4-я вакцинация против вирусного гепатита B.

Чем занять ребенка в 1-1.5 года?

Первый день рождения малыша стал историей, и родители задаются вопросом чем занять ребенка в 1 год 6 месяцев. В этом возрасте, карапуз представляет собой хоть и маленького, но сообразительного и активного человека. Практически нулевая усидчивость, постоянное движение. Неудивительно, что какое-либо занятие или игрушка довольно быстро теряют для ребенка интерес. Нескончаемый процесс изучения квартиры и окружающей обстановки путем ползания или ходьбы.

В этой связи приоритетной целью станет обеспечение малышу безопасных условий, равно как и увлечение его внимания развлекательными и развивающими играми. С их помощью малыш познает существующую вокруг реальность, приобретает полезные навыки, познает незнакомые слова и действия. В этой статье будут предложены некоторые креативные идеи касательно того чем развлечь годовалого ребенка, равно как и малышей более старшего возраста.

Чем заниматься с годовалым ребенком?

Перед тем как перейти к основной теме, необходимо отметить навыки, которые активно развиваются у малыша в 1 год. Прежде всего это физиологическое становление, что позволяет осваивать прямое хождение, преодоление преград и залезание на разные поверхности. Более осознанной становиться речь, часто сопровождаемая жестами, развивается чувствительное восприятие, предметная и игровая деятельность.

Так чем развлечь ребенка в год? Конечно водными играми. Набранная в глубокую емкость вода при прикосновении к ручкам вызовет радость у малыша. Как вариант, поместите в воду кораблики из бумаги или резиновых уточек.

В топ забав для годовалого ребенка можно также включить:

  1. Игра с мячиком путем перекатывания друг другу или сбивания размещенных по комнате игрушек.
  2. Построение из кубиков архитектурных композиций в виде башни или пирамидки.
  3. Гимнастика танцевальным методом под понравившуюся ребенку музыку.
  4. Совместный просмотр красочных картинок.

Превосходно благоприятствует развитию мелкой моторики конструктор или лепка из пластилина. Альтернативой последнему материалу часто выступает обычное тесто. К слову, большинство игровых процессов будет комфортно выполнять, используя детские игровые коврики для малышей. Подобные изделия имеют декорированную картинками, буквами, изображениями животных поверхности, что также способствует развитию.

Чем занять ребенка в полтора года?

По-прежнему акцент ставится на развитие мелкой моторики, поэтому отвечая на вопрос чем занять ребенка в 1 год 3 месяца и чуть старше можно утвердительно заявить: сыпучими продуктами!

Беспроигрышным вариантом станет игра с различными крупами или макаронными изделиями, которые отдаются малышу предварительно насыпанными в небольшую мисочку. Продемонстрируйте как крупу можно пересыпать из одной емкости в другую. Важно при этом контролировать процесс игры, чтобы исключить попадания в рот посторонних предметов.

Перечень интересных идей можно дополнить:

  • Рисованием с помощью восковых мелков.
  • Сортировкой фигурок по цветам.

Игры должны быть не только развлекательными, но и развивающими, когда малышом изучаются цвета, предметы их форма. Чем развлечь ребенка 1,5 года? Чтением книг. Во время процесса просматриваются картинки, а некоторые слова совместно проговариваются. Уже спустя короткое время, малыш самостоятельно сможет узнавать персонажей и называть их. Стимулирует развитие сенсорного восприятия прикосновение ребенка к разным текстурам, например, клеенке, шелку или бархату. Для достижения лучшего эффекта нужно в момент прикасания малыша к материалу озвучивать вызываемые ощущения.

Наилучшим образом организовать место для отдыха, развлечений или обучения поможет двусторонний коврик для развития детей. Все больше родителей отдают предпочтение подобным изделиям. Органичное сочетание функциональности, прочности и практичности делают коврик для малыша «маст хев» в семье.

Преимущества использования детских ковриков для занятий и развития ребенка

Воспользовавшись услугами тематического интернет-магазина Мат4Беби, каждый желающий может выбрать и купить детский коврик. Стильный аксессуар разработан специально для детей, с учетом их эмоциональных, анатомических, физиологических и умственных особенностей.

Ассортиментный ряд радует своим разнообразием и постоянно пополняется новыми моделями. В иллюстрированном каталоге представлены варианты для игр и развития, для мальчиков и для девочек, включая складной коврик для малыша и модификации с термоизоляционным эффектом — термоковрики.

Высокий потребительский спрос на детские коврики, объясняется целым рядом их достоинств:

Этапы развития речи у ребенка

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком является чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи и общения с помощью осмысленных слов.

Первые полгода

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

В 5 месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К 6 месяцам появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

До года

В 8 месяцев возникает лепет, т. е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т. п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

После года

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

Второй год развития

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

После двух — не поздно

3 года. Словарный запас 250-700 слов, ребёнок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

4 года. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи; активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные»).

7 лет. Словарь увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила. Ребёнок активно пытается объяснить значение слов, размышляет о роде существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.