Как развить у ребенка социальный интеллект

Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Для ребенка 6–7 лет проблемы адаптации к социальному окружению встают достаточно остро, так как ребенок готовится перейти в совершенно иную, новую для него среду — школу. Диагностика уровня развития социального интеллекта позволяет предугадать и, возможно, частично разрешить проблемы социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день в педагогической психологии отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, мной была предпринята попытка систематизации своей деятельности, с четко определенными поставленными целями.

Цели:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • умение поставить себя на место других персонажей в проекции собственного возможного поведения в предложенных обстоятельствах;
  • умение правильно воспринимать эмоциональное состояние других людей и прогнозировать их поведение в различных ситуациях.

Процессом осуществления целей, стало формирование мною среды, которая будет способствовать развитию у детей социального интеллекта. В группе детей я постоянно поддерживаю, контролирую общение дошкольников между собой, наблюдаю за детьми в игровых ситуациях и учебной деятельности, изучаю их взаимоотношения между собой. Такое наблюдение дает поистине бесценный материал, на основе которого я делаю выводы о развитии социального интеллекта каждого ребенка группы. У меня, как у педагога-психолога, возникло желание изучить развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Социальный интеллект можно определить, как способность человека правильно понимать и прогнозировать поведение других людей.

К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека — улыбку, слезы, хлопанье в ладоши — но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.

Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение, сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело — присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному: у кого-то в большей степени, у кого — то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а так же проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.

Тогда я подобрала диагностический материал, чтобы получить достоверную информацию. Методики определения уровня развития социального интеллекта дошкольников:

  • Д. Векслера (субтест «Понятливость»)
  • Проективная методика «Картинки»
  • Методика Рене Жиля.

Данные методики позволяют увидеть, как ребенок будет решать социальную проблемную ситуацию, сталкиваясь не с реальным конфликтом, а с проблемной ситуацией, представленной в проективной форме. Во всех случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы.

В совокупности с тестированием наблюдение позволяет получить наиболее достоверную информацию о детях и их проблемах.

Для создания в группе психологического комфорта особое внимание уделяю организации развивающих игр со всеми детьми от 4 до 7 лет по развитию социального интеллекта, которые конструирую в виде системы игр, направленных на формирование доброжелательных отношений между детьми, и которые построены на принципах:

  • безоценочности
  • отказа от реальных предметов и игрушек
  • отсутствия соревновательного момента в играх.

Игры без предметов, и «без повода» помогают детям пережить чувства общности друг с другом (например, игра «Зеркало»), замечать достоинства и переживания друг друга, помогать другому в игровом и реальном взаимодействии.

Комплекс игр, используемый мною, основан на технологии, авторами которой являются: Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Программа состоит из семи этапов:

  1. общение без слов
  2. внимание к другому
  3. согласованность действий
  4. общие переживания
  5. взаимопомощь в игре
  6. добрые слова и пожелания
  7. помощь в совместной деятельности

Этапы способствуют погружению детей в мелкие детали движений сверстников, ориентацию на действия партнера и подстройки к этим действиям.

Кульминационным моментом является вербальное выражение отношений к сверстнику, которое, как правило, имеет исключительно положительный характер.

В процессе обобщения собственного опыта по данной теме я систематизировала развивающие игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по ролевантности: «Найди продолжение», «Найди такой же», «Подбери каждому герою карнавала подходящую маску», «Дорисуй детям лица», «Азбука настроений», «Собери маску», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Встреча эмоций», «Банк идей».

Результаты и выводы.

Используя эту систему, способствующую поэтапному воспитанию и развитию у детей социального интеллекта, я получила следующие изменения действий детей:

Социализация – это важный процесс, во время которого дошкольник осваивает ценности, традиции, культуру – в котором ему предстоит жить.

В век информации все большее значение приобретает такое свойство личности, как умение уверенно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. Развитие социального интеллекта – это важный этап социализации ребенка в общем процессе освоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Все это происходит в силу того, что жизненный опыт у малыша мал, также это особенности развития восприятия, воображения, мышления и высокой эмоциональности.

Социальный интеллект очень важен для дошкольников, от того, что ребенок знает о себе и своих родных, о месте его жительства. Также то, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. И все это влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. В игре, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми – он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, нормы и правила поведения в обществе, другими словами – становится социально компетентным.

Успешному развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста содействовала совокупность психолого-педагогических условий эффективности разработанной модели:

Подбор диагностической методики для выявления уровня социализации дошколят и динамики развития.

Разработка календарного плана реализации деятельности, учитывая результаты диагностики.

Разработка подходов и методов со стороны семьи, как первичной структуры социализации ребенка, и дошкольной организации, где ребенок получает наибольший опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Организация педагогом диалогической формы общения, которая повысит уровень социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Использование тематических сюжетно-ролевых игр, при которых обеспечивается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.

Применение совокупности социально ориентированных задач, которые обеспечат развитие коммуникативных умений, воспитание самостоятельности и решительности.

Выстроив единую линию по формированию социального интеллекта у старших дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи, используя современные формы работы с родителями. Они позволили выстроить отношения с позиции сотрудничества и взаимодействия между участниками.

Для проведения образовательных игровых ситуаций среду сделали легко трансформируемой. Создавая декорации, необходимые для ситуации социальной игры, мы с успехом используем конструкторское моделирование. В нашем детском саду используется разнообразный бросовый и подручный материал, всевозможные конструкторы.

Таким образом, четко распланированный, целенаправленный и систематический подход к формированию социального интеллекта у старших дошкольников, мы можем говорить о более успешной адаптации ребенка в социуме, о повышении культуры межличностного общения. И самый благоприятный период для интенсивного формирования социального интеллекта – это старший дошкольный возраст. И в результате мы выпускаем из детского сада ребенка, у которого период адаптации к школьным условиям проходит намного легче ребенка, способного выстраивать взаимоотношения со сверстниками, эмоционально отзывчивого, способного к сочувствию, сопереживанию, способного к успешному обучению.

Вы замечали, что у каждого человека свой подход к обретению друзей и заведению иных социальных контактов? Есть люди, которые входят в незнакомое помещение и сразу приковывают к себе внимание, а есть и те, кто годами учится с вами в одном классе, но вы толком и не знаете, что это за человек и чем он живёт.

Дело в том, что социальные навыки, темперамент, самооценка, положение себя в обществе и самоидентификация — части такого понятия, как социальный интеллект. Давайте разберёмся, что такое социальный интеллект и как он может помочь в обычной жизни.

Социальный интеллект: Что это такое?

Если коротко, то социальный интеллект — ряд навыков, как врождённых, так и приобретённых, которые помогают социализироваться в обществе и спокойно контактировать с любыми людьми в коллективе. Нужно учитывать, что интеллект и социальный интеллект — это разные понятия. Часто человек, обладающий хорошим интеллектом, плохо проявляет себя в социуме и наоборот. Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои и чужие эмоции и является всего лишь частью социального интеллекта.

В социальный интеллект входит:

  • открытость и желание получать новый опыт в общении;
  • умение считывать эмоции других людей;
  • восприимчивость к эмпатии, состраданию и сочувствию;
  • анализирование поступков других людей и своих собственных;
  • возможность сформировать правильное поведение в любом кругу общения;
  • адаптирование к любым условиям и любым коллективам.

Зачем нужен социальный интеллект?

Большие свершения, малые победы, дружба, умение отстоять свою позицию — всё это неотъемлемая часть социального интеллекта. Развитие этой способности формирует в личности базовые принципы комфортного сосуществования в обществе. Умение вести последовательный и логичный диалог, находить нетривиальные решения в спорах и дискуссиях даёт мощную подготовку к взрослой жизни, когда ребёнку придётся постоянно взаимодействовать с другими людьми.

Чем лучше развит в детстве социальный интеллект, тем проще в дальнейшем ребёнку достигать поставленных целей. Так, ребёнок, который умеет найти подход и к сверстникам, и к педагогам, чувствует себя увереннее, его самооценка не так зависит от мнения окружающих, и он уже с юного возраста понимает свою самоценность. К тому же именно высокоразвитый социальный интеллект позволяет ребёнку лучше понимать мотивацию и эмоции родителей и других взрослых. Возможность поставить себя на место другого человека — одна из составляющих данного качества, которая не меньше помогает сформировать здоровую и сильную личность.

Если у вас стеснительный ребенок, то рекомендуем почитать нашу предыдущую статью: Как повысить самооценку и уверенность ребенка?

Как развить социальный интеллект у ребёнка?

Есть самые разные технологии, игры и методики, которые помогают последовательно и быстро развить социальный интеллект у ребёнка в формате весёлой и познавательной игры.

Интересная и необычная игра, в ходе которой два участника передают информацию друг другу без использования слов. Отчасти это похоже на любимую игру детей и взрослых «Крокодил», только загадываются не какие-то отдельные слова, а и действия, просьбы и даже эмоции. Например, вы берёте таймер и начинаете «общение»: жестами показываете, что хотели бы взять в руки определённую книгу либо что хотите вместе пойти в другую комнату. Каждое отгаданное действие отождествляется вашей улыбкой, которая и транслирует эмоцию и выступает ключом к понимаю ребёнка. В конце игры ребёнку предлагается оценить то, насколько сложно было догадаться. Повторение игр поможет лучше разбираться в невербальных знаках других людей.

Понимание эмоций других — ключ к здоровой эмпатии. Предложите ребёнку понаблюдать за домашним или уличным животным попутно комментируя мысли, которые могли бы быть у него. Попросите ребёнка не просто фантазировать на тему мыслей животного, а и рассказать вам, почему именно так он считает, какие знаки подсказали ему.

Вся семья садится в круг и по часовой стрелке за минуту произносит самые добрые слова и комплименты своему соседу. Игра проводится ровно до тех пор, пока один из участников не исчерпает словарный запас комплиментов и добрых слов. Эта игра поможет открыть в ребёнке качество поддержки и эмпатии, он поймёт, что похвала работает в обе стороны и что важно находить особые слова, чтобы поддержать человека в любой ситуации.

Основное правило — не спешите и не переживайте, у каждого малыша свой темп и ритм, но в конечном итоге социальный интеллект обязательно разовьётся. Постоянная практика, игры и тёплое общение сделают вашего ребёнка стабильной, сильной и всесторонне развитой личностью.

Вы задумывались, почему одни люди считаются «душой компании» и запросто находят общий язык в любом коллективе, а другие — с трудом сходятся с коллегами, новыми знакомыми и даже родственниками? Многие объясняют это типом темперамента, экстраверсией и интроверсией, особенностями характера. Но на самом деле большое значение играет эмоциональный и социальный интеллект.

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект — это набор навыков и способностей, которые помогают ребенку эффективно взаимодействовать с другими людьми и грамотно строить межличностные отношения.

Впервые этот термин ввел американский психолог Эдвард Ли Торндайк, а его коллеги изучили это явление более подробно. В понятие social intellect входят следующие навыки:

  • понимание правил построения взаимоотношений между людьми;
  • правильное поведение в компании;
  • умение слушать и слышать;
  • понимание своего и чужого поведения;
  • способность принимать точку зрения собеседника;
  • адаптивность к новым социальным условиям;
  • умение анализировать сложившуюся ситуацию;
  • чувствование невербального языка;
  • умение грамотно строить диалог и выходить из конфликтов;
  • открытость новому опыту.

Социальный интеллект базируется на таких личностных качествах, как активность, эмпатия, адаптивность, коммуникабельность, некритичность, самоуважение. При этом уровень социального интеллекта не всегда зависит от общего интеллектуального уровня. Поэтому так важно уделять внимание социальному развитию ребенка отдельно.

Зачем развивать социальный интеллект у детей?

Мы все являемся частью общества, и в течение жизни должны так или иначе проявляться в нем, достигать целей, взаимодействовать с другими людьми. Через общение человек развивается духовно, профессионально, культурно. В беседах и спорах оттачивается умение вести диалог, решаются вопросы, находятся компромиссы, создаются новые проекты. Развитие мира и личности в нем так или иначе сходится в одной точке — коммуникация между людьми.

От того, насколько гармонично ребенок вольется в этот процесс, зависит его профессиональная и личная жизнь. Развитый социальный интеллект позволяет детям больше добиваться в жизни (это подтверждают исследования и соцопросы!). Такие дети меньше подвержены влиянию стресса и легче адаптируются к любым условиям.

Какие социальные качества важно развивать в семье?

Говоря про социализацию ребенка, большинство специалистов имеют в виду целенаправленное развитие определенных качеств в обществе и дома. Для этого недостаточно просто поместить ребенка в среду (например, в группу детского сада), нужно активное участие родителей в формировании социальных качеств малыша. Какие же это качества?

Эмпатия

Эмпатия (или социальная восприимчивость) — это умение абстрагироваться от собственных эмоций и чувствовать состояние другого человека. Это чувствование помогает ребенку адаптировать свое поведение под ситуацию. Например, если другому грустно, он не станет насмехаться, веселиться или шутить. Для развития эмпатии родителям необходимо много говорить с детьми, разбирать поведение героев книг и фильмов, а также реальных людей в той или иной ситуации.

Работа в команде

В Центре «Имена Продакшн» мы большое внимание уделяем командной деятельности воспитанников. Работа в коллективе помогает детям лучше чувствовать окружающих людей. Они учатся уважать труд товарищей, а также берут свою долю ответственности за общий результат команды. В детском возрасте ролевые групповые игры особенно важны, так как позволяют детям побывать в разных ролях, изучить разные модели поведения и выбрать наиболее подходящие для себя.

Умение просить помощь

Прекрасно, если ребенок сам может справиться с большинством задач, но иногда каждому нужен совет или подсказка. И важно, чтобы малыш не боялся и не стеснялся обратиться за помощью к педагогу, попросить объяснить то, что он не понял на занятии. Для этого важна атмосфера в классе и личность преподавателя, но также необходимо взращивать в детях уверенность в себе, смелость проявляться, искреннюю тягу к знаниям.

Умение делиться

Этот навык необходим для установления контакта в обществе и для воспитания в личности таких качеств, как щедрость, человеколюбие, сочувствие. Чтобы научить ребенка делиться, нельзя силой забирать у него игрушку и давать другому. Это лишь создаст дефицит. В результате малыш может замкнуться в себе. Ему будет трудно осознать свои личные границы, понять разницу между своим и чужим. Для начала можно просто обращать внимание малыша на проявления щедрости других (в том числе по отношению к нему). Полезно приобщать ребенка к благотворительности, чтобы он понимал, что в мире есть те, кому повезло меньше, чем ему.

Уважение к чужим границам

Чем младше ребенок, тем беспечнее и бестактнее он ведет себя с детьми и взрослыми (в том числе чужими). Однако с возрастом он осваивает социальные нормы и учится контролировать свое поведение. Родителям важно разговаривать с детьми и на реальных примерах объяснять, в каких моментах его поведение затрагивает личные границы других людей.

В Детском центре «Имена Продакшн» мы создали такую среду, в которой воспитанники развиваются не только творчески, интеллектуально и нравственно, но и социально.

Как развить у ребенка социальный интеллект.

Советы психолога.

Трухина О.Л.,воспитатель первой категории,

МАДОУ№31, Снежинского городского округа.

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. «Хулиган, бездельник, троечник» вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в «случайной удаче» или «счастливой судьбе», а в социальном интеллекте. От того, насколько он развит, зависит наша социальная адаптация, способность понимать людей и в конечном счете успешность.Социальный интеллект, в отличие от формального, можно развивать. И начинать это делать лучше с раннего возраста. Как именно?

Обратить внимание на то, с кем и как общается ребенок. Для начала нам нужно занять максимально объективную позицию и посмотреть на круг общения ребенка. Где и с кем он проводит свободное время? Есть ли у него реальные (а не виртуальные) друзья, с которыми он регулярно встречается, ходит к ним в гости? Есть ли у него возможность самостоятельно выбирать друзей? Или мы проводим тщательную ревизию его знакомств и в попытке уберечь от дурного влияния запрещаем общаться с «неровней», «плохими» мальчиками и девочками? Умеет ли он выходить из трудных ситуаций, разрешать конфликты или бежит за помощью к родителям?

Расширять круг общения ребенка. Ограничивая контакты ребенка, мы тормозим развитие его социальных навыков. Подрастая, он выходит в мир, не понимая, как в нем жить и как взаимодействовать с людьми, которые живут в этом мире. Ребенок должен общаться с людьми разного возраста, разного материального достатка и культурного уровня. Он должен отрабатывать свои социальные навыки.

Использовать социальные тренажеры. Даже если ребенка возят на машине с персональным водителем, ему полезно время от времени прокатиться на метро или на трамвае. Поездка в общественном транспорте — идеальный вариант отработки социальных навыков. Несмотря на кажущуюся простоту, даже умение правильно найти себе место в салоне вырабатывается постепенно.. Задача «протиснуться между людьми» решается гораздо легче, если обратиться к соседям со словами: «Вы сейчас не выходите? Разрешите, пожалуйста, мне пройти!» Ребенок на собственном опыте узнает, что слова намного эффективнее, чем грубый напор.

Научить соблюдать границы в общении. Для успешного социального взаимодействия ребенку очень важно научиться понимать границы личного пространства других людей и стараться их не нарушать. Особенно это касается границ незнакомых людей — в общественных местах, на улице, в ресторане, в самолете, поезде. К примеру, ребенок с криком носится по ресторану от столика к столику — надо остановить его и сказать, что он всем мешает. А если не поймет, должно последовать наказание. Требуя соблюдения внешних границ, мы тем самым даем импульс к формированию внутреннего самоконтроля, то есть умения следить за собой, справляться со своими импульсами, эмоциональными порывами.

Научить ребенка адекватно реагировать в различных ситуациях общения. В большом мире ребенку придется самому решать свои проблемы, отвоевывать место под солнцем, определять, кто друг, а кто нет. Где-то придется отступить в сторону, где-то нужно договориться и пойти на компромисс, где-то активно настаивать на своем и прямо высказывать свое мнение. Для этого в арсенале ребенка должно быть много способов реагирования и совладания с разными ситуациями. Чем разнообразней опыт ребенка, чем больше у него было репетиций, тем убедительнее он сыграет спектакль под названием «жизнь».