Родители играют огромную роль в речевом развитии ребенка. Исследования показывают, что дети, которые с раннего возраста много читают и разговаривают, в будущем имеют больший словарный запас и грамотную речь по сравнению со своими сверстниками. Рассмотрим несколько простых способов развить у ребенка речевые навыки.
1. Разговаривайте как можно больше
Озвучивайте все, что происходит за день. Например, скажите ребенку: «Сейчас мы пойдем купаться. Чувствуешь, какая теплая вода? Когда ты обсохнешь, мы оденемся и выйдем на улицу прогуляться».
2. Читайте ребенку и вместе с ним
Никогда не рано начать читать ребенку. Чем больше времени родители посвящают этому занятию, тем большие шансы ребенок получает на то, чтобы достичь жизненного успеха. Можно начать с самых простых детских книг и со временем переходить к книгам с картинками. Стоит регулярно уделять время для чтения вместе с ребенком в местной библиотеке или книжном магазине – это поможет ему развить любовь к чтению.
3. Наслаждайтесь музыкой вместе
Маленькие дети любят слушать музыку и двигаться. Когда они слушают песни, они больше узнают об окружающем мире, а танцуя – развивают чувство ритма.
4. Рассказывайте истории
Сочиняйте истории со сложным сюжетом, большим количеством персонажей, приключениями и счастливым концом. Убедитесь, что эти истории соответствуют интересам ребенка и не пугают его.
5. Дайте ребенку возможность проявлять инициативу
Если вы увидели, что ребенка заинтересовала какая-либо картинка в книге, поговорите о ней. Если, например, его заинтересовала нарисованная лодка, покажите ему настоящие лодки и поговорите о них. Повторяйте фразы, которые произносит ребенок, задавайте ему вопросы, всячески взаимодействуйте с ним. Можно даже записать разговоры ребенка на диктофон и в дальнейшем переслушивать их.
6. Никогда не критикуйте произношение или грамотность речи ребенка
Вместо этого повторите слово или фразу, произнося ее правильно. Если у ребенка получается исправлять свои ошибки, хвалите его за усилия.
7. Умеренно используйте телевизор и компьютер
Врачи не рекомендуют включать телевизор ребенку до двух лет, а детям старше двух лет рекомендуется смотреть телевизор не более двух часов в день, и только качественные детские программы. Некоторые обучающие программы могут приносить детям пользу. В то же время телевизионные шоу не предусматривают обращения к детям и взаимодействия с ними, а это – главные факторы развития речевых навыков. Компьютерные игры предусматривают интерактив, но взаимодействие в них является односторонним.
8. Следите за здоровьем органов слуха ребенка
В детском саду дети становятся более подвержены заболеваниям органов слуха. Из-за этого может возникнуть угроза снижения или потери слуха, что, в свою очередь, может привести к задержкам речи. Если педиатр назначает лекарства для лечения инфекции, проконтролируйте, чтобы ребенок ежедневно принимал правильную дозу лекарства в течение всего курса лечения. Когда ребенок пройдет курс лечения, еще раз запишитесь на прием к врачу, чтобы убедиться, что инфекция прошла.
9. Посещайте вместе с ребенком музеи, зоопарки и другие интересные места
Походы в зоопарк, аквапарк или музей откроют для ребенка совершенно новый мир. Например, в зоопарке ребенок захочет узнать названия всех животных, которых он увидел.
Что нужно делать для развития речи у ребенка?
Речь ребенка представляет собой спонтанные речевые вокализации, похожие на звуки: а, о, у, э, п, и, к, г, х
Гуление. Ребенок осознанно произносит много звуков и сочетаний: а-а-а, у-у-у, а-гу, бу, ма. Ребенок понимает темп, ритм, тон речи взрослого, реагирует на громкость речи и интонацию.
Лепет. Ребенок начинает произносить отдельные слоги: ба, ма, та, да, да-да-да, та-та-та и т. д. Малыш активно подражает взрослому, идет активное развитие артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха.
Первые слова. Развивается понимание речи. Ребенок начинает ассоциировать слова с предметами действиями
Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет простую инструкцию, без жеста показывает знакомые слова на картинке, знает части тела. Увеличивается словарный запас.
Ребенок начинает говорить словосочетания и предложения из двух слов. Пытается произнести трехсложные, четырехсложные слова, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки
В речи ребенка есть все гласные звуки и появляются свистящие звуки (С, С’, З, З’). Однако произношение многих звуков далеко от совершенства, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Быстро пополняется пассивный и активный словарь. К 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 – до 1000 слов
К 2 годам появляется фразовая речь, состоящая из двух слов, часто лепетных. К 3 годам предложения детей становятся сложными с союзами «потому что», «или», «чтобы».
В первую очередь у детей формируются звуки: а, о, у, и, э, п, м, т, д, б, н, в, к, г, х. Позднее появляются звуки: ы, с, з, ш, ж, щ, ф, ц, ч, й, л, р.
По возрасту:
✅ К 3-3,6 годам у ребёнка появляются звуки: с, з, при этом нормально, если есть дефекты смягчения и оглушения.
✅ К 4-4,5 годам появляются звуки: ш, ж, щ, ч, ц, дефекты смягчения и оглушения должны уйти.
✅ К 5-5,5 годам появляются звуки: л, л’, р, р’.
✅ К 6-7 годам все звуки должны быть в речи.
Это нельзя запускать, так как все ошибки в устной речи переходят на письмо.
Конечно, все зависит от индивидуальной траектории развития ребенка и показатели могут быть сдвинуты на +/- полгода. Но не более! Лучше всего обратиться за консультацией к логопеду – он скажет точнее.
Прежде всего, ребенок должен чётко и правильно воспринимать звуки речи на слух (развитый фонематический слух) и иметь достаточно подготовленный для их произношения артикуляционный аппарат.
Обратиться к логопеду для постановки и автоматизации необходимых по возрасту звуков. Перед этим желательно исключить другие причины отсутствия звуков, то есть посетить невролога, лора и стоматолога, получить их заключение.
Конечно, родители – важное звено в развитии и обучение ребенка, они в любом случае могут ему помочь. Но! В плане развития речи родителям не рекомендуется самостоятельно что-то ставить.
На это есть 2 весомые причины:
1) У родителей часто есть свои речевые проблемы. Они о них не знают, а ребенок все перенимает.
2) Родители некомпетентны в этой сфере.
Обычно даже проблема определена неправильно, что уже говорить тогда о решении. Например, есть риск поставить горловой Р, и тогда есть опасность в нарушении прикуса и другие проблемы… Именно поэтому к логопеду нужно ходить также с доверием, как и к зубному.
Дыхательная гимнастика
Упражнениями, описанными ниже легко пользоваться дома. Но для того, чтобы определить, на какие виды упражнений необходимо делать упор, желательна КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для
поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру. Во время игр постарайтесь проследить за правильным выдохом у малыша. Для этого необходимо помнить, что выдох считается правильным только в том случае, когда:
- перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь»;
- совершает выдох плавно, не толчками;
- во время выдоха губы не сжимает и не надувает щеки, а складывает их трубочкой;
- во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух;
- выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух;
- не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора и пения;
Предлагаю следующие виды игр:
«Наслаждаемся запахами духов, цветов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть, стараясь сдуть ватку с носа.
Игровое задание «Мячик – ямочка». Делаем глубокий вдох. Животик стал похож на мячик. Выдыхаем воздух – образовалась ямочка. Это статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и, а-э-и, а-э-и.
Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей.
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.
Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?
«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.
«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
Упражнения для выработки продолжительно выдоха.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок» губами. Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Нужно учитывать, что любое упражнение у ребенка отнимает много сил и может его быстро утомить. В среднем дыхательная гимнастика должна занимать от 5 до 10 минут в зависимости от настроения малыша. Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке четкости речи.
Что полезно для развития речи?
Наиболее благоприятный возраст для развития речи – это от 1,5 – 3 лет. Психологи знают, что дети, по каким-либо причинам не получившие в этом возрасте должного речевого развития, затем с трудом наверстывают упущенное, долго отстают от своих сверстников не только по развитию речи, но и по развитию мышления, эмоций и чувств. Поэтому особая задача родителей – постоянно обращать внимание на речевое развитие ребенка начиная с самого раннего возраста.
Одной из важнейших функций речи является функция общения, и зарождается речь именно в общении со взрослым. Вы знаете, что на первом году жизни ребенка ведущая деятельность – это эмоциональное общение со взрослым. Первые проявления такого общения – это комплекс оживления, который складывается к 2-3 месяцам. И в этом первом, более или менее осмысленном общении человека с человеком и появляются элементарные попытки ребенка взаимодействовать с помощью речи. Это очень важный момент в развитии речи ребенка. Малыш весь направлен на взрослого, стремиться подражать ему в улыбке, в движениях. И в произнесении первых звуком. И это необходимо использовать, с самого начала организуя воздействие на развитие речи.
Конечно, разговаривать с малышом надо с самого его рождения, но уже с 3-4 месяцев можно проводить с ним 4-5 раз в день специальные занятия по 3- 6 минут каждое. На таких занятиях вы можете дать образец для произнесения отдельных звуков. Например: вы произносите: «Ба-ба-ба-ба…», затем делаете небольшую паузу, для того чтобы ребенок мог самостоятельно произнести эти звуки. Подобные упражнения формируют у ребенка установку на речевое общение и стремление вслушиваться в речь взрослого.
Ко второму полугодию ребенок уже может хорошо произносить простые слоги (ма, па, да, на, ба) и более сложные звуковые сочетания (агу, ньга). Теперь следует давать ребенку названия отдельных предметов и действий. Можно поиграть с ребенком в прятки, убирая на его глазах игрушку и спрашивая: «Где кукла?», «Где киска». Такие игра направляют внимание ребенка на название предмета.
В этом возрасте очень важно разговаривать с малышом в самых различных ситуациях, но не просто лепетать с ним, а давать четкие названия предметов. «Где ручка? Дай ручку». К концу первого года у ребенка возникает осмысленное пониманиемногих слов. Малыш может понимать такие слова, как кукла, часы, собака, платье. Дай, надень, принеси… Обычно малыш сам к 1,5 годам может активно использовать от 15 – 25 слов.
Те слова, которые малыш сначала только понимал, при определенных условиях он будет скоро произносить сам. Поэтому важно обращать внимание не только на активную речь ребенка, то есть на то, сколько слов и какие он произносит, но и на то, чтобы он понимал как можно больше слов взрослого.
На 2-м и 3-м году жизни ребенок может уже общаться со взрослым с помощью речи. Он называет предметы, выражает свое отношение к ним, высказывает определенные просьбы. Однако до 3 лет речь ребенка часто бывает понятно только тем взрослым, которые постоянно с ним находятся. Это происходит потому, что речь малыша носит ситуативный характер. Ситуативная речь используется в процессе непосредственного общения и становится понятна именно в процессе такого общения. Связано это с тем, что в ситуативной речи большую роль играют указательные жесты, мимика, междометия, эмоциональные восклицания и т. д.
Развитие речи ребенка в любой период его жизни будет идти интенсивнотолько в том случае, если мы, взрослые, создадим такие условия для ребенка, которые и будут стимулировать это развитие. Наиболее распространенный прием – это искусственное не понимание речи ребенка. («Я не понимаю, что ты хочешь, скажи мне»). С детьми очень полезно заниматься пересказами сказок, стихов, рассказы по картинкам, это способствует формированию контекстной речи. В школьном возрасте возникает необходимость владения объяснительной речью.
В развитии речи ребенка существует несколько важных моментов, которые имеют значение для становления всех форм речи: и ситуативной, и контекстной, и объяснительной. Одним из таких моментов является формирования словаря ребенка. Развитие словаря ребенка тесно связано с речью окружающих взрослых. Очень важно, чтобы ребенок постепенно слышал все больше и больше новых слов.
Уже на втором году жизни не стоит слишком часто изменять слова, подделываясь под речь ребенка (ляля, бибика, ам-ам). Называйте все предметы правильно и постепенно вводите новые названия предметов. Родителям необходимо внимательно следить за речью ребенка и мягко исправлять все его ошибки.
Что является важнейшим средством развития речи?
В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.
Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
· общение взрослых и детей;
· культурная языковая среда, речь воспитателя;
· обучение родной речи и языку на занятиях;
· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Рассмотрим кратко роль каждого средства.
Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как: процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей (Б. Ф. Парыгин, В. Н. Панферов, Б. Ф. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).
В отечественной психологии общение рассматривается как сторона какой-либо другой деятельности и как самостоятельная коммуникативная деятельность. В трудах отечественных психологов убедительно показана роль общения со взрослыми в общем психическом развитии и развитии вербальной функции ребенка.