Логопед клиники DocDeti Ирина Березовская подготовила статью о том, как происходит развитие речи у детей.
Какие этапы развития речи существуют? Как они проходят?
Важно понимать, что каждый ребёнок развивается индивидуально, при этом существуют факторы, которые могут замедлить развитие (например, болезнь), но после всё вернётся в нормальный ритм.
1. Подготовительный этап (с рождения до 1года). Во время своего появления на свет ребёнок кричит – это является первой голосовой реакцией малыша, запускается деятельность артикуляционного, голосового и дыхательного отделов речевого аппарата. Логопеду необходимо сообщить, если малыш не закричал при рождении.
2. Этап «гуления» проходят все малыши. С 1 до 3 месяцев дети издают только гласные звуки — период крика и вокализации. В 7-9 месяцев гуление переходит в лепет, который соотносится с конкретными окружающими ребёнка людьми. К 5-7 месяцам появляются согласные звуки и сочетания согласных с гласными (маа, паа, таа)-слоги. В 7 месяцев малыш может повторить два одинаковых слога, кроме этого появляются согласные звуки: П, Б, М, К, Г. В данный период ребенок будто играет голосом, забавляется, однако это играет важную роль в тренировке органов речи.
3. Преддошкольный этап. Объем лепетных слов расширяется. В 1-3 года дети переставляют звуки родного языка и заменяют на более простые по артикуляции. Самым благоприятным периодом для развития речи ребёнка являются первые три года жизни, так как центральная нервная система развивается естественным образом и поддаётся тренировкам. Важно: родителям необходимо артикулировать свою речь, говорить медленно, четко, эмоционально окрашивая свой голос и смотреть ребенку в лицо. Обратите внимание, если в 2,5-3 года ребёнок продолжает общаться используя лепетные слова и обрывки лепетных предложений: гаки (глазки), ноти (ножки), око (окно), дев (дверь), да тина (дай машину) – необходима консультация логопеда, проверка физиологического слуха и посещение логопедических занятий.
4. Дошкольный этап. В этот период развитие речи происходит максимально интенсивно. Ребёнок активно использует все части речи, формируются навыки словообразования. Динамичный процесс усвоения языка приводит к тому, что после 3х лет дети, имеющий хороший уровень речевого развития, могут легко общаться, используя сложные предложения, правильно построенные с точки зрения грамматики.
5. Школьный этап. Дети осознанно усваивают правила грамматики, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На данном этапе происходит формирование письменной речи. Если вы хотите разобраться, имеются ли у ребёнка какие-либо речевые дефекты или убедиться в том, что всё в порядке, то вам следует посетить логопеда. На диагностическом приёме специалист определит уровень речевого и психического развития, в также поможет подготовиться к школе.
Узнать свободные даты приёма логопеда клиники DocDeti, стоимость и записаться можно:
Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.
Как родители развивали или не развивали речь малыша в нежном возрасте, становится заметно по мере взросления ребенка. Дальше – больше. Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Логично, что дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно.
Логопед Дарья Мартьянова поясняет, что «речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству». По мнению специалиста, самый благоприятный период для развития речи – от 0–3 лет.
Если в период раннего возраста у ребёнка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому, просто необходимо с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.
По мнению специалиста, в возрасте с рождения и до трехмесячного возраста«младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Появляются звуки, не свойственные нашему языку».
0–3 месяца
Как развивать ребенка в этом возрасте. Логопед составила подсказки для родителей:
Пение гласных звуков (о, а, у, и).
- Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
- Пение колыбельных песен.
- Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
- Делайте паузы, чтобы малыш смог вам «ответить» на своём языке.
- Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
- Использование в режимных моментах потешек, пестушек.
3–5 месяцев
- Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
- Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
- Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
- Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
- Продолжаем выполнять приемы из первого периода.
5–9 месяцев
Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.
- Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
- Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
- Потешки, прибаутки
- Игра в «Ку-ку» (спрятать лицо, игрушку)
- Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
- Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
- Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
- Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.
9–12 месяцев
Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определённый предмет.
- Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
- Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
- Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
- Развиваем моторику
- Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
- Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)
- Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)
- Задавайте вопросы ребёнку: «где?», «что это?», «кто это?», «где зайка, а где киска»?
- Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?
Всегда разговаривайте с вашим малышом! Не будьте мамочкой-молчуньей! Комментируйте, что вы делаете дома, что видите во время прогулки, из окна комнаты. Поверьте, это очень важно для речевого развития вашего малыша.
Речевое развитие ребенка считается одним из важных пунктов комплексного развития детей и нередко заставляет родителей переживать и волноваться. Если малыш долго не говорит или неправильно произносит звуки, родители стараются сразу обратиться к врачу или записать ребенка на занятия с логопедом для детей. Конечно, это важный момент, но можно заниматься развитием речи и в домашней игротеке.
Почему ребенок долго не говорит?
Обычно дети в полгода уже произносят первые звуки, а к полутора годам говорят определенный набор слов. Однако, важно понимать, что единого стандарта здесь нет. Педагоги из детских центров знают, что некоторые малыши пытаются общаться в год, а другие молчат до трех лет. И все же, почему ребенок долго не говорит?
- Ребенка понимают без слов. У него нет необходимости учиться говорить.
- Малыш слышит мало живой речи в своем окружении.
- Наследственные особенности развития — вспомните, во сколько вы заговорили сами?
- Проявление негативизма, если родители всеми силами стараются «разговорить» малыша.
- Наличие медицинского диагноза, связанного с развитием речи.
Но чаще всего все объясняется индивидуальными особенностями развития. В этом случае отдайте ребенка в детский развивающий центр и обеспечьте ему языковую среду дома. Результаты не заставят себя долго ждать.
5 игр для развития речевого аппарата у детей 2–3 лет
Знакомство с игрушками. Важно проговаривать названия предметов и игрушек. «Это кукла», «это собачка», «это пирамидка» — далее положите предметы перед малышом и попросите показать, где что лежит.
Звукоподражание. Попробуйте спровоцировать ребенка подражать звукам, которые издают животные и предметы. Например, позвоните в колокольчик и несколько раз повторите . Через такие простые звуки ребенок сможет легче перейти к полноценной речи.
Дыхательные упражнения. Для развития артикуляционного аппарата в центрах раннего развития и на актерских курсах деткам предлагают надуть шарик или выдуть мыльные пузыри. Дома это тоже можно тренировать дыхание: дуть пузыри, задувать свечки или сдувать со стола бумажные фигурки, перышки и вату.
Пальчиковые игры. Тренировка мелкой моторики необходима для нормального развития речи у ребенка. Можно делать малышу массаж ручек, выполнять гимнастику пальцами или заняться пальчиковым рисованием на курсах рисования для детей.
Развитие слухового восприятия. Если ребенок хорошо воспринимает неречевые звуки, то понять речь и заговорить ему будет легче. Включайте малышу музыку. Пусть в игротеке для детей будет много музыкальных инструментов: барабаны, треугольник, колокольчик.
Когда нужен логопед?
Раньше считалось, что раньше 5–7 лет ребенка нет смысла вести в детский центр к логопеду, но сейчас стало понятно, что это не так. Ученые доказали, что лучший возраст для занятий с логопедом для детей начинается с 2–3 лет. В этом возрасте можно привести малыша к специалисту на профосмотр. Если вы в порядке, следующий прием врач назначит через полгода или года. Если есть отклонения, чем раньше их выявить и начать устранять, тем лучше.
Мы приглашаем вашего ребенка в Центр развития детей «Имена Продакшн». Наши педагоги уже более 10 лет развивают детские таланты и способствуют становлению личности наших воспитанников. А логопед в нашем Центре детского развития помогает детям поставить сценическую речь, избавиться от речевых дефектов и заговорить красиво, правильно и свободно.
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от уровня развития связной речи. Подобрать нужное слово, ответить на вопрос полным предложением, передать содержание небольшого текста – это умения, которые необходимы ребенку практически на каждом уроке.
Одной из особенностей детей с задержкой психического развития является отставание в развитии речи.
Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недостатки звукопроизношения, не обращая внимание на такие важные характеристики речевого развития, как нарушение слоговой структуры слова («мицанер» вместо «милиционер», «мотолок» вместо «молоток»), правильность восприятия и воспроизведения звучания слова («палесос» вместо «пылесос», «кыло» вместо «около»), пропуски и замены звуков, способность составлять связные предложения, умение использовать предлоги и падежные изменения слов в предложении.
Как часто мы слышим выражения «двух слов связать не может», «ему говоришь русским языком, а он не понимает». Дети, про которых так говорят, чаще всего плохо учатся в школе, не любят читать, со сверстниками общаются с неохотой. Игры их примитивны (бессюжетные «стрелялки», беготня), они много конфликтуют или, наоборот, замкнуты. Почему?
Дело в том, что речь – это результат мыслительных процессов, которые у больного нарушены, а значит, будут проблемы и с процессом говорения. Качество речи показывает качество знаний и развития.
Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится «глухим» к речи при нормальном слухе.
У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят. При обнаружении проблем необходимо пройти обследование речи.
При ЗПР нарушаются обе формы в равной степени, происходит системное недоразвитие речи, хоть и встречаются случаи, когда один из вариантов преобладает. У детей заметны следующие характеристики речи:
неправильное воспроизведение звуков;
маленький словарный запас;
Они медленно воспринимают речь на слух, не понимают смысл отдельных слов, а также значение интонаций.
Уделяется внимание особенностям речи детей при ЗПР и развиваются отдельные параметры. Например, память. Если способности ребенка позволяют, то нужно заучивать короткие стихи. Это способствует пониманию связности повествования, что хорошо скажется на сенсорной речи.
Если есть проблемы с пониманием смысла слов, то делается упор на объяснении. Прежде чем требовать от ребенка использовать новое незнакомое слово, нужно на практике показать, что оно значит или как действует.
При проблемах с произношением требуется цикл логопедических упражнений.
Чтобы помочь малышу начать говорить, надо создать специальную среду. У него должен быть стимул говорить. Для этого надо дать как можно больше материала и содержания, чтобы было о чем поговорить.
Формирование речи у детей с ЗПР — это длинный процесс. Чтобы исправить и поощрить развитие фонематического слуха и звукопроизношения требуется не только ряд упражнений, но и подготовка к ним.
Делается артикуляционная разминка, рекомендуется еще и дыхательная гимнастика, упражнения по мелкой моторике рук (например, пальчиковая гимнастика). Такие игры можно сопровождать сказками, картинками, стихами, музыкой.
Как родители могут развивать речь ребенка дома? Для этого существуют различные приемы, которые помогут в интересной и непринужденной форме заниматься с ребенком.
Дидактические (обучающие) игры. Главное требование к ним – доступность, соответствие возрасту и возможностям ребёнка.
Игра «Скажи наоборот» проводится на прогулке, экскурсии и т. д. Детям предлагается в непринуждённой обстановке назвать слово, противоположное сказанному взрослым. Например: большой — …, высокий — …, мягкий — …, горький — …, полный — …, старый — …, день — …, труд — …, друг — …, взял — …, близко — …, вспомнил — …, редко — …, вместе — …и т. д.
Игра «Угадай по описанию». Взрослы произносит слова-признаки предмета (прилагательные), а ребенок должен угадать, о чем идет речь. Задания даются по определенной теме, например, по теме «Овощи». Красный, круглый, сочный -помидор. Оранжевая, длинная, твердая -морковка. Похожие упражнения можно провести со словами-действиями. Например, предложить ребенку угадать, кто рычит, лает, охраняет или летает, крякает, плавает. Эти задания способствуют как активизации словаря, так и введению в речь новых слов. Можно поменяться с ребенком ролями -ребенок загадывает предмет, а родитель должен угадать.
Игра «Объяснялки». Взрослый рассказывает о предмете, на называя его, ребенок должен угадать. Потом объясняет ребенок, а взрослый угадывает. Например: двухколесный транспорт с педалями (велосипед).
Чтение художественной литературы.
Совместное чтение книг родителями и детьми способствует не только улучшению качества чтения. Обогащение словарного запаса за счет объяснения незнакомых слов, формирование диалогической речи во время беседы по содержанию прочитанного, формирование монологической речи при пересказе произведения — все это способствует развитию связной речи в целом.
Составление предложений.
Для того, чтобы дети научились составлять распространенные предложения, я рекомендую поиграть в игру «Кто больше». Взрослый и ребенок поочередно произносят предложение, добавляя по одному слову.
Маша ест манную кашу.
Маленькая Маша ест манную кашу.
Маленькая Маша ест манную кашу ложкой.
Для составления сложный предложений можно использовать игру «Почемучка». Один участник задает вопрос, второй отвечает полным ответом.
Почему тает снег?
Снег тает, потому что наступила весна.
Составление рассказов по сюжетной картине или серии сюжетных картин.
По ходу игры детям представляется сюжетные картинки или репродукции известных картин. Они должны внимательно рассмотреть изображение и дать интересный ответ на заданный вопрос или сочинить небольшую историю. Например, вопросы могут быть такими: где происходит действие картины? Как зовут героя? Как он оказался на этом месте? С кем и зачем он туда пришёл? Для чего он взял в руки (палку, мяч и т. д.)? и т. д.
Развивая речь, мы развиваем ребёнка. Как показывает практика, дети, овладевшие умением связно, грамотно, правильно говорить более успешны в обществе, лучше адаптируются при выпуске из школы и быстрее устраивают свою жизнь.
Дефекты легче исправить тогда, когда они не запущены. Делается это как с помощью специалистов, так и дома, ведь процесс обучения и коррекции – это игра и живое общение. При наличии терпения и желания, работать с ребенком может каждый взрослый.
Речевые нарушения — одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются родители. Специалисты говорят о росте количества детей с такими нарушениям. Если в 1980 году речевые проблемы встречались у 24% детей, то на 2020 год это 54%. В половине случаев это искажение звука (картавость, шепелявость), но также это замена букв, перестановка слогов в словах, заикание или слишком быстрая (медленная) речь — во всех этих случаях ребенку потребуется помощь специалиста. Но одних занятий с логопедом недостаточно, стоит поддерживать малыша и дома.
В этой статье рассмотрим, какие логопедические упражнения можно делать дома.
Логопедические занятия для детей: с какого возраста начинать и как организовать?
Лучший возраст для логопедических занятий от 4 до 6 лет: до 3 лет ребенок еще не способен на целенаправленные занятия, а к школе нужно привести речь в порядок. Школьнику необходима хорошо развитая речь для успешного обучения. Преподаватели начальных классов отмечают, что зачастую ошибки в словах ребенок делает из-за плохого фонематического слуха: юный школьник просто не слышит звук в слове и пишет его с ошибкой.
Для того чтобы логопедические упражнения принесли заметную пользу, придерживайтесь правил:
1. Регулярность. Занимайтесь по 5-10 минут каждый день, а не по 30-40 минут раз в неделю.
2. Обстановка. Для некоторых упражнений вам понадобятся атрибуты: зеркало (необходимо для артикуляционной гимнастики) или свисток (для упражнений на дыхание). Поэтому, спланируйте заранее, что вам нужно и положите на стол перед ребенком. Так же, желательно убрать со стола все лишние.
3. Терпение. Не критикуйте, не передразнивайте и не кричите на ребенка, если упражнение не получается. Помните, вы занимаетесь этим, чтобы улучшить речь ребенка, а не ради галочки перед врачом или учителем.
4. Игровой формат. Ребенок легче занимается и воспринимает материал через игру. К каждому упражнению придумайте свою историю, или волшебную цель — зачем это делать ребенку.
Как улучшить речь ребенка?
Логопеды выделяют 6 основных направлений в логопедических занятиях для детей. Каждое из них включает в себя собственные упражнения и методики.
1. Артикуляционная гимнастика — упражнения, благодаря которым развиваются мышцы и органы отвечающие за дикцию и речь. Для дома подойдут базовые упражнения. Заниматься лучше перед зеркалом, так ребенку будет легче понять, как именно ставить язык или что делать с губами.
• Цель: широко улыбнуться, при этом не обнажая зубы. Зафиксироваться в этом положении на 20-30 секунд.
• Цель: поднести кончик языка за верхние зубы, приоткрыть рот, вернуть язык в исходное положение. Повторить 5-10 раз.
• Цель: открыть рот, вытянуть вперед язык и постараться свернуть его трубочкой. Зафиксировать в таком положении на 5 секунд. Повторить 5 раз.
• Цель: сомкните зубы вместе, а губы постарайтесь вытянуть вперед «трубочкой». Повторите упражнение 5 раз.
• Цель: поочередно тянитесь кончиком языка к носу, подбородку, правому и левому уголку рта. Повторите упражнение 5 раз.
2. Мелкая моторика. Ученые давно доказали связь между кончиками пальцев и речевым аппаратом. Лучшими играми для развития мелкой моторики у детей всех возрастов так и остаются:
• Игры с пластилином. Для детей помладше — это лепка простых фигур (шар, снеговик и т.д.), для детей постарше можно задействовать видеоуроки со сложными элементами лепки. Так же во время пластилиновых игр с малышом можно изучать цвета, цифры, буквы, фрукты и овощи.
• Аппликации. Для того чтобы создать аппликацию, мы задействуем сразу несколько участков мозга и тренируем не только мелкую моторику, но и фантазию, пространственное мышление.
• Игры с прищепками (развесить одежду для кукол или платочки). Давайте ребенку самостоятельно застегивать пуговицы и молнии, также полезны игры со шнуровками.
3. Пальчиковые игры — это знакомые с детства Сорока-белобока, Пароход, Речка-рыбка и т.д.
4. Фонематический слух. Без развития слухового восприятия речи невозможна грамотная устная, а значит и письменная, речь. Для развития фонематического слуха можно использовать следующие упражнения:
• Для малышей: покажите картинки с различными животными. Задача малыша воспроизвести звук, который издает животное. Для детей постарше: произносите слова, задача ребенка — назвать первый и последний звук в слове.
• Найди отличия. Произнесите 2 похожих слова, задача ребенка — найти разницу (например, кот-код, лёг-лёд и т.д.).
• Как звучит инструмент? Вы включаете звук (или играете на инструменте), задача ребенка угадать, что за инструмент и воспроизвести похожий на него звук.
5. Дыхательная гимнастика — упражнения для развития дыхательной мускулатуры, диафрагмы.
• Щечки-пузырики. Упражнение для детей 3-4 лет. Вдыхаем воздух через нос, надуваем щеки, задерживаемся на 2-3 секунды в этом положении, и медленно выдыхаем через приоткрытый рот. Повторить упражнений 3-5 раз.
• Воздушный шар. Ложимся на спину, вытягиваем ноги, ладони прижаты к полу, тело расслабленно, глаза закрыты. Выдох — живот втягивается (как будто прижимаем его к позвоночнику), вдох — живот поднимается (как шар), выдох — снова живот к позвоночнику. Главное, делать упражнение медленно и плавно. Повторить 6-8 раз. Так же есть второй вариант этого упражнения, но на грудную клетку: вдох — поднимаем грудную клетку, выдох — сдуваем.
• Используйте теннисный мячик. Задача ребенка катать его по столу при помощи дыхания. Возможно поиграть в такой воздушный «футбол» с ребенком.
6. Словарный запас. Развивая словарный запас ребенка, вы не тлько развиваете речь, но и увеличиваете его объем знаний.
• Сказки. Читайте сказки перед сном ребенку или просто разговаривайте на разные темы. Объясняйте малышу не понятные слова. В этом вам могут помочь такие книги: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать».
• Пересказ. Попросите ребенка рассказать вам сюжет любимой сказки или мультфильма. Если малышу сложно — начните с пересказа с опорой на картинки.
С речевыми проблемами сталкиваются многие дети и родители, главное — вовремя обратить на это внимание и не ждать, когда проблема решится сама по себе. Помните, что логопедические проблемы могут привести к лишним комплексам в общении со сверстниками.
Статьи, которые могут быть вам интересны:
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).