Как развить память у ребенка

Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Общеизвестно, что существуют большие индивидуальные различия памяти. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо память может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила; другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.

Типология памяти достаточно сложна. О словесно-логической памяти говорят, когда запоминание преимущественно связано с использованием теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы: одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя; в пересказе других вы увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Для детей 7–8 лет запомнить что-то без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Если ребенок в начальной школе не овладевает приемами смыслового запоминания, его логическая память может остаться недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, ассоциация и др. Так, дети 7–8 лет с успехом учатся пользоваться пиктограммами для запоминания, в частности, стихов: к каждой строчке рисуется очень схематичная картинка, передающая смысл фразы, затем ребенок воспроизводит стихотворение при опоре на рисунки, а потом и без них.

Помогите ребенку разобраться в особенностях его памяти: выясните, какую информацию он легче запоминает, как ему легче запоминать (на слух, при помощи зрения, движений и др.), а затем переходите к обучению приемам эффективного запоминания. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.

Заучивание стихов, изучение иностранных языков, кроссворды, счет в уме, решение логических задач, игры в шахматы и шашки — все это способствует улучшению памяти в любом возрасте. И не забывайте о физических нагрузках, которые увеличивают приток кислорода в мозг и активизируют все психические процессы.

Мы убеждены, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций значительно улучшат память вашего ребенка.

К врачам часто обращаются родители учеников с вопросом: можно ли развить память и что для этого нужно делать?

Прежде всего запомните: память поддается тренировке и развитию.

Вначале следует выявить слабые и сильные стороны памяти. Одни, лучше запоминают материал, который видят своими глазами (зрительный тип памяти), другие лучше усваивают услышанное (слуховой тип памяти), третьи хорошо заучивают материал, если делают при этом записи (двигательный тип памяти), у четвертых – отдельные типы памяти сочетаются и образуют зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и другие варианты. Это наиболее часто встречающиеся типы памяти.

Обычно у каждого человека из многих типов памяти один или два развиты сильнее, остальные – слабее.

Чтобы хорошо овладевать материалом, необходимо выработать прежде всего навыки правильной и планомерной работы. Перед началом занятий надо просмотреть все, что было сделано в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету. Кроме того это поможет лучше запомнить как старое, так и новое, углубит понимание того и другого, так как при этом устанавливаются связи нового со старым, что является не только обязательным, но и основным условием глубокого изучения материала. Чем детальнее изучаемое ассоциируется с известным ранее, тем прочнее сохраняется в памяти и тем быстрее вспоминается, когда требуется.

Довольно частая причина плохого запоминания заключается в неправильном усвоении заданного на дом учебного материала. Многие школьники многократно перечитывают текст, пока не покажется, что они уже все знают, а на следующий день, отвечая урок, с досадой убеждаются, что помнят материал очень плохо. В результате низкая оценка.

Лучше чередовать восприятие прочитанного с припоминанием – прочли в первый раз, еще далеко не все запомнили, но закройте книгу и попытайтесь пересказать прочитанное как можете. Когда уже ничего больше не припоминается, снова загляните в книгу. Прочитав, вновь пытайтесь пересказать текст уже полнее, и так до тех пор, пока не станете хорошо пересказывать прочитанное.

Чтобы надолго запомнить материал, необходимо прежде всего найти в нем так называемые опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, которые первыми будут приходить на память. Опорными пунктами могут служить и некоторые части текста с эмоциональной окраской — удачное сравнение, оригинальная мысль, интересный образ.

Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов.

Из простейших методов тренировки памяти можно порекомендовать следующий. Нужно взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, не механически повторяя материал, а постоянно стремясь видеть внутреннюю связь одного отрывка с другим. С этой целью рекомендуется выбрать, например, какое-нибудь произведение А.С. Пушкина и начать его изучать по данной методике, т. е. По частям, с систематическим повторением. Через 1-2 мес, как правило, отмечается безусловное улучшение памяти. Важнейшим приемом улучшения запоминания является разгрузка памяти путем применения средств так называемой внешней памяти – записных книжек, дневников, еженедельников, карточек, таблиц, схем.

Еще один метод – метод минимизации, т. е. сокращения. В одном случае сокращения можно добиться редакторской правкой, в другом может быть применен литературный прием, т.е запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.

Приведенные примеры облегчают, главным образом, запоминание. Между тем большие трудности часто возникают с воспоминанием. Для тренировки этого свойства памяти можно применять прием – обратную развертку памяти. Вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности.

Возраст: от 5 лет
Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.

Упражнение «Таблица Шульте»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.

Упражнение «Пять спичек»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: внимательность, образное мышление.

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.

Упражнение «Что вокруг»

Возраст: от 5 лет
Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.

Упражнение «Спидкубинг»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.

Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума»

Возраст: от 7 лет
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

  • Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
  • Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
  • Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

О рационе и спорте

Перед тем, как развивать память и внимание у ребенка, надо уделить время двум важным составляющим:

  • рациону питания;
  • спортивным занятиям.

В рацион обязательно стоит включить магний, жирные Омега кислоты, витамины группы В. Положительно влияет на умственное развитие йод. Недостаток йода приводит к утомляемости, отсутствию активности, снижению успеваемости. Среди полезных для мозга продуктов — рыба, морепродукты, цельнозерновые, авокадо, тропические фрукты, брокколи, оливковое масло, зеленый чай, темный шоколад.
Когда рацион оптимизирован, стоит обратить внимание на физическую активность. Как ребенку укрепить память, если он мало двигается? Если интенсивные занятия спортом противопоказаны врачом, то стоит хотя бы устраивать вечерние прогулки на свежем воздухе.

Развиваем память, внимание, мышление ребенка

Существует немало способов развития памяти — некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают. Вот несколько полезных методик.

Метод 1. Чтение и пересказ

Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:

  • зрительную память;
  • слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);
  • двигательную;
  • тактильную.

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.

Как развить память у ребенка
Метод 2. Найди отличие

Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.
Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя — яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия. Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное — чтобы не было скучно.

Метод 3. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.
Аналог этого метода — рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное — насколько хорошо запомнились детали.

Метод 4. Что изменилось?

Метод 5. Угадай предмет

Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.

Метод 6. Ментальная арифметика

Этот метод больше известен под названием «устный счет». Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.
В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус — специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика — это то, чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.

Метод 7. Изучение языков

В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка — это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.

Как развить память у ребенка
Метод 8. Прохождение IQ-тестов

Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики — они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.

Метод 9. Световые песочницы

Световые песочницы Smartik — комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера — красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.

В раннем возрасте у ребёнка свободное сознание, которое не ограничивает его воображение и способность воспринимать информацию. А память ребёнка построена на эмоциях, впечатлениях и ассоциациях. Поэтому, чем больше впечатлений вызвало событие, тем ярче и подробнее будет воспоминание о нём. Развитие памяти необходимо для учебы и дальнейшего образования ребёнка. Эта способность будет выручать его на протяжении всей жизни.

Когда нужно начинать развивать память у детей?

Дети способны запомнить больше информации, чем взрослые. Поэтому новые знания остаются в памяти ребёнка гораздо дольше. Да и мыслительные способности в детстве намного активнее. В это время формируется словарный запас. Например, уже в два с половиной года ребёнок способен запоминать стихи. Поэтому важно не упустить время и начинать заниматься развитием памяти ребёнка как можно раньше.

Как хорошая память поможет в школе?

Развитая память непосредственно связана с успехами в учёбе. Умение быстро воспринимать и запоминать материал позволяет школьнику не тратить много времени на один предмет. Ученик будет развиваться всесторонне, не растрачивая много сил на запоминание стихов и « зазубривание » определений.

Какие есть методы для развития памяти?

Пока ребёнок запоминает материал непроизвольно бесполезно насильно заставлять его сидеть над сборниками стихов. Чтобы занятия были увлекательными и полезными, найдите подходящий игровой метод тренировки памяти.

В дошкольном и младшем школьном возрасте развивать память нужно через образы и ассоциации. Можно разделить типы запоминания информации на двигательный и тактильный, образный и слуховой.

Самые маленькие учат буквы, слова и цифры, переворачивая и расставляя кубики с изображениями. Или запоминают названия геометрических форм с помощью игрушек-фигур. Или попробуйте тактильную игру, когда ребёнок с завязанными глазами трогает предмет или материал и старается его распознать.

Двигательный метод развивает у ребёнка трудовые навыки. В этом помогают различные кружки и секции дополнительного образования. Раньше популярными были кружки шашек и шахмат, сегодня — это робототехника. Уже с шести лет дети через тактильный и двигательный методы понимают, что такое 3D пространство. Могут самостоятельно собрать шагающего робота и начинают разбираться в основах электроники.

Как развить память у ребенка

Приходите заниматься в IT-школу Адукар У нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры. На занятиях дети тренируют память и развивают природную любознательность. Записаться на пробное занятие

Образный метод эффективно помогает в запоминании стихов и других литературных произведений. Например, вы можете разыгрывать по ролям пьесы, придумывать дополнительные обстоятельства, в которых происходят события. Также для развития воображения и запоминания необходимо ежедневно читать вместе с детьми и рассматривать иллюстрации.

Слуховой метод помогает в закреплении полученной информации. Например, можно слушать аудиокниги и обсуждать сюжет или отрывки диалогов с ребёнком. Также, полезным будет записать на диктофон школьный урок и дома переслушать его.

Способствуют развитию памяти и запоминанию слов функциональные настольные игры. Например, Activity (12+) и Scrabble (10+) развивают образное мышление и навык запоминания слов. Игра Все на борт (4+) помогает в развитии зрительной памяти. Мобильные приложения также могут стать удобными тренажерами памяти. Попробуйте развивающий набор мини-игр Peak (3+), подборку нетипичных задач в приложении Математические хитрости (3+) или аналог Скрабл — Эрудит (3+).

Чтобы держать память ребёнка в тонусе, почаще задавайте ему вопросы в повседневной жизни. Так он будет рассказывать, как прошёл его день или какая тема была на уроке географии. Покажите, что вы увлечены рассказом и хотите узнать подробности. Тогда ваше общение станет первым шагом к закреплению пройденного материала в школе и на кружках.

Подписывайся на уведомления adukar.by , чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.

Вы несколько раз повторили полуторагодовалому малышу, что нельзя рисовать на стенах, а он продолжает это делать? Не спешите обвинять кроху в упрямстве или плохом поведении. Он мог просто забыть вашу просьбу. Чтобы запомнить указание, малыш должен хорошо понимать лексику, которую вы используете.

Несмотря на то, что для развития когнитивных навыков требуется некоторое время, вы можете помочь нейронам мозга ребенка наладить прочные новые связи. Начните с этих простых советов по развитию памяти, и вы удивитесь, как легко и быстро будет впитывать новую информацию ваш любимый малыш.

Придерживайтесь режима

Маленькие дети любят предсказуемость, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на их памяти. Если ваш годовалый малыш всегда после вечерней ванны пьет теплое молоко и слушает сказку в кровати, он не только будет хорошо засыпать, но и помнить последовательность событий: купание – теплое питье – сказка. По мере взросления ребенка вы можете обсуждать с ним режимные моменты: «Что ты делаешь после того, как примешь ванну?» Это так просто и в то же время полезно для развития памяти и речи ребенка.

Показывайте пример и отходите в сторону

Дети копируют действия взрослых. Если хотите, чтобы ваш ребенок научился, например, собирать пирамидку, сначала покажите ему, как это сделать, а затем позвольте ему повторить самому. Когда ребенок что-то делает самостоятельно (а не просто наблюдает со стороны), он лучше запоминает информацию.

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку о развитии и питании ребенка, скидки и спецпредложения, а также полезные советы от экспертов NutriClub.

Двигайтесь!

Регулярная физическая активность запускает в организме биохимические реакции, благодаря которым улучшается работа мозга и укрепляются нейронные связи. У детей должна быть возможность бегать, лазать по деревьям и играть в физические игры до, во время и после обучения. Кстати, для изучения частей тела и запоминания обычных действий полезна логоритмика. Во время песенки, к примеру, нужно потопать, похлопать, побегать, присесть, повернуться, подпрыгнуть. Или дотронуться до лба, ушей, глаз, губ, шеи и т.д.

Выясняйте детали

Родители могут развивать память детей, если будут задавать им вопросы. Например, по возвращении из зоопарка спросите малыша: «Каких животных ты видел?» или «Как выглядел слон?» Ничего страшного, если кроха еще плохо умеет формулировать свои мысли – помогите ему и вместе вспоминайте детали. Ваша основная задача – запустить мыслительный процесс и помочь ребенку обрести опыт в запоминании информации.

Пойте песни

Вы когда-нибудь задумывались, почему слова песни из мультфильма, который вы смотрели еще в детстве, так легко вспомнить, в отличие от сюжета или диалога между персонажами? Музыка – это инструмент доязыкового обучения, она может оказывать мощное влияние на нашу память. Пойте малышу песни, делайте паузы и пропускайте слова, чтобы ребенок мог по памяти воспроизвести пропущенное слово или строчку.

Просите помощи

Малыши изо всех сил стараются быть более независимыми, поэтому с радостью готовы помогать родителям. В следующий раз, когда пойдете вместе в магазин, попросите ребенка запомнить несколько предметов из списка покупок. Это не только отлично помогает развивать память, но и дает ребенку ощущение собственной значимости.

Повторяйте

Наверняка вы обратили внимание, что многие сказки основаны на постоянном повторении каких-то элементов и добавлении новых? Это – первые уроки для развития памяти, дошедшие до нас от предков. Вы хорошо знаете эти сюжеты: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Дом, который построил Джек». Читайте ребенку такие истории почаще.

Как педагог раннего развития я советую мамам не давать маленькому ребенку серьезные нагрузки, но и пускать развитие на самотек тоже не стоит. Играйте и развивайтесь с удовольствием!