«Мелкую моторику нужно развивать» — знают все ответственные родители. Буквально с рождения ребенка они слышат об этом от педиатров, воспитателей и просто знакомых. На игрушках для детей тоже часто встречаются упоминания, что они способствуют развитию моторики.
Давайте вместе разберемся, почему так важна эта функция и как ее улучшить?
Мелкая моторика, которую еще называют пальцевым праксисом – это точные, скоординированные действия пальцами и кистями рук, в выполнении которых задействуется нервная, костная, мышечная и зрительная системы. Функция объединяет различные движения – и самые простые (например, хватание предмета), и сложные (письмо и рисование).
Что понимается под развитием мелкой моторики?
Попробуйте поднять теннисный мячик и гречишное зернышко. Согласитесь, взять шарик легче и быстрее – достаточно сомкнуть. А для того чтобы подцепить и удержать зернышко, нужно приловчиться.
Причина заключается в особенностях физиологии. У человека кисти рук оснащены большим количеством крупных и мелких мышц. Первые тренируются и развиваются каждый раз при совершении любых движений пальцами или кистями. А мелкие мышцы чаще «отдыхают», так как задействуются только при выполнении мелких и точных манипуляций.
Еще один пример. У младенца мелкая моторика неразвита. Если дать малышу монету, то он просто зажмет ее в кулаке, какой бы интерес она не вызывала. А ребенок четырех-пяти лет уже сможет взять мелкий предмет пальцами и осмотреть со всех сторон. В этом простом различии заключается особенность развитой мелкой моторики.
«Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки» — эти песенки-потешки, под которые мама играет с малышом, водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает ему пальчики, существуют много сотен лет. Кажется, в них ничего особенного. А ведь на самом деле это один из самых простых и эффективных способов развития мелкой моторики у детей, передающийся из поколения в поколение.
Однако в мировом научном сообществе о пальцевом праксисе заговорили относительно недавно – всего около 100 лет назад. Мария Монтессори, итальянский педагог и врач, заметила, что интеллект и речь ребенка тесно связаны с уровнем развития мелкой моторики. Позднее эту связь подтвердили исследователи Института физиологии детей и подростков. Также правомерность выводов о влиянии мелкой моторики на становление речи у ребенка подтверждается опытами Е. И. Исениной, В. А. Сухомлинский, А. Р. Лурия.
Первые открытия послужили импульсом к многочисленным исследованиям в области психологии, физиологии и педагогики. В итоге была выявлена тесная связь между отделами мозга, отвечающими за мелкую моторику и речь, мышление, сознание, память, пространственную ориентацию, зрение. Развитие мелкой моторики активизирует сразу несколько отделов мозга. Постоянное взаимодействие систем приводит к быстрому формированию новых нейронных связей.
Сегодня педагоги и ученые рекомендуют развивать мелкую моторику, чтобы привить ребенку:
Почему важно развивать мелкую моторику рук у детей
В давние времена китайцы отмечали, что активная работа пальцами рук влияет на развитие головного мозга. Письмо, рисование, зашнуровывание обуви, застегивания пуговиц — все эти действия предполагают точную работу пальцев рук, которой надо учиться с раннего детства.
Мелкая моторика — это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук, благодаря скоординированным действиям костной, нервной и мышечной системы организма. Составляя конструкторы, пазлы, мозаїку, дети тренируют мелкую моторику рук и развивают важнейшие умения.
Развитие мелкой моторики рук связано с развитием познавательных процессов: памяти, внимания, координации движений. Специалисты отмечают, что именно мелкая моторика рук отвечает за развитие речи и четкость звуков. Если она хорошо развита, уже в детском саду дети четко разговаривать, а в первом классе не будет проблем с письмом. Тренировать мелкую моторику рук нужно с раннего детства с помощью игрушек.
Какие купить игрушки для развития мелкой моторики рук
Игрушки помогают малышам познавать мир и гармонично развиваться. Мозаики, пазлы, конструкторы, сортеры — все эти игрушки помогут ежедневно тренировать мелкую моторику рук малыша. Но игрушка должна быть не только полезна, но и безопасна! Мелкие детали могут навредить годовалому малышу. В этом возрасте у крохи активно режутся зубы и постоянный зуд в деснах провоцирует малыша все брать в ротик.
«Моя первая мозаика» — развивающая игрушка для детей от одного года. Большие фишки игрушки безопасны для юных исследователей. В комплекте — 10 цветных рисунков, прозрачная планшетка с отверстиями и 54 фишки пяти различных цветов. Ребенок будет составлять фишки соответственно рисунка, тренировать мелкую моторику рук, внимание и анализировать цвета, чтобы подобрать подобные оттенки. Благодаря различным рисункам эта игрушка будет долго удерживать внимание ребенка, ведь каждый раз перед ребенком будет новое изображение.
Развивающая игрушка «Baby puzzles» — это пазлы для самых маленьких. С разных деталей ребенок должен составить целостную картинку. Каждый элемент пазла имеет небольшую, аккуратную ручку, чтобы удобно было складывать картинку. Эта игрушка не только будет развивать мелкую моторику рук, но и логическое мышление, наблюдательность. Когда малыш научится самостоятельно составлять пазл, его можно повесить на стену, как весомое достижение крохи.
«Игро пазлами» могут играть дети, которые только научились самостоятельно сидеть. Детали игрушки обтекаемой формы, большие и безопасные. 20 цветных фишек можно составлять на планшетку, или друг на друга. Так ребенок будет развивать логическое мышление и пространственное воображение.
Игрушка-сортер «Educational cube – будет развивать и развлекать ребенка. 18 разноцветных фигурок в виде различных геометрических фигур, 6 стенок-планшеток с отверстиями различной формы
Малыш подбирает фигуру в соответствии с формой отверстия, играет и развивается.
Когда-то для развития мелкой моторики рук использовали различные крупы, которые нередко малыши глотали. Сегодня же родители могут развивать важнейшие умения детей с качественными игрушками и не волноваться за их безопасность.
Как улучшить мелкую моторику
В данной публикации мы ознакомим вас с некоторыми видами деятельности и занятиями для развития мелкой моторики для детей с аутизмом. Публикация подготовлена по результатам лекции Линн Фарли (Lynn Farley), специалиста по аутизму из США, принявшей участие в III международной научно-практической конференции «Аутизм: поддержка или растём вместе», прошедшей в Минске.
Моторные навыки необходимы для выполнения любой функциональной задачи. Различают мелкую и крупную моторику. Мелкая — способность ребенка манипулировать небольшими движения рук и пальцев и контролировать их. Она необходима для ухода за собой и для участив я различной деятельно в школе и дома. Включает в себя силу рук, способность сжимать руку и хватать предмет, умение координировать работу обеих рук.
Подробнее о крупной моторике читайте в статье Как улучшить крупную моторику
Игры, одевание, застегивание/растегивание одежды, раскрашивание, вырезание, письмо, пользование столовыми приборами во время еды требуют применения навыков мелкой моторики. Перед тем как рассматривать способы улучшения мелкой моторики, рассмотрим типичные признаки нарушения мелкой моторики:
- нетипичный для возраста ребенка или несформировавшийся захват карандаша
- грязный, медленный или вызывающий у ребенка слишком большое напряжение процесс рисования, раскрашивания или письма
- быстрое утомление при печатании или использовании компьютерной мышки
- сложности с использованием ножниц
- сложности с выполнением задач, требующих точных движений (застёгивание пуговиц, кнопок, завязывания шнурков и пр.)
- ребенку не нравится либо он нервничает при выполнении точных действий, требующих координации рук и глаз (сооружение конструкций)
- ребенок испытывает сложности (раздражается/избегает) в действиях по самообслуживанию
- ребенок быстро чувствует усталость от выполнения действий, требующих использования навыков мелкой моторики
Чтобы улучшить мелкую моторику стоит проводить систематические занятия по ее улучшению, увеличивая силу рук. Вот несколько занятий для этого:
- смятие бумаги
- сжимание губки
- разбрызгивание воды из пульверизатора
- вырезание ножницами
- копание воздушно-пузырчатой пленки
- игра с игрушкой «Мистер Картофельная голова»
- игра с игрушкой «Жвачка для рук»
Старайтесь использовать занятия по улучшению мелкой моторики в повседневной жизни и играх. Вот еще несколько советов:
Нанизывайте и шнуруйте: используйте тесемки и бусины разных размеров.
Используйте щипцы или пинцеты: ими нужно захватывать разные предметы (например, укладывать шарики в лабиринт).
Играйте в игры по развитию манипуляторных навыков (такие как «Подними палочки», игра «Connect four» или «Четыре в ряд»).
Конструируйте: выполняйте действия, требующие толкания и вытягивания пальцами (например, «Lego», «K’nex» и подобные конструкторы).
Храните детали конструкторов в банках с закручивающимися крышками , которые необходимо откручивать/закручивать.
Создавайте поделки , используя старые коробки, упаковки от яиц, шерсть, бумагу, липкую или малярную ленту.
Работайте с пластилином , формируя шарики из пластилина ладонями или мелкие шарики при помощи только кончиков пальцев.
Сложности с контролем мелкой моторики возникают такие из-за ослабленных мышц кора (мышцы, окружающие брюшную полость, таз и спину). О некоторых мерах укрепления мышц кора читайте в статье Как улучшить крупную моторику.
Развитие мелкой моторики у детей
Тренировка мелкой моторики – это важный этап психофизического развития ребёнка. Дети с плохо развитыми моторными навыками неловко держат в руке ложку или карандаш, не умеют застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. В школе у них возникают сложности с письмом. Поэтому очень важно с раннего возраста уделять особое внимание мелкой моторике. Давайте узнаем, какие игры и упражнения используются для тренировки этого навыка у детей.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это тонкие движения кистей рук и пальцев , в которых задействуются мелкие мышцы. Умение держать ложку, орудовать маленькими предметами, рисовать, строить башенки из кубиков достигается по мере тренировки мелкой моторики. Младенец не в состоянии удержать в руках даже погремушку или бутылочку со смесью. Со временем неуклюжие детские пальчики становятся все более ловкими и цепкими.
Мелкая моторика напрямую связана с работой мышления, памяти, внимания, речи . Тренируя её, ребёнок развивает эти когнитивные процессы. Не зря грудные малыши тянут ручки к любому предмету, оказавшемуся в зоне досягаемости. Трогая разные предметы, беря их в руки, бросая и рассматривая, они знакомятся с окружающим миром. Поэтому важно предложить крохе как можно больше занятий для тренировки мелкой моторики. Создавая развивающие наборы и настольные игры, мы обращали внимание на толщину изделия, чтобы ребёнку было удобно держать элементы, а они в свою очередь благотворно влияли на мелкую моторику.
Двустороннее домино
Тренажёр памяти — Мемори
Процесс взаимодействия с различными предметами помогает быстрому формированию новых нейронных связей в мозге ребёнка. Когда кроха ощупывает вещи, оперирует ими, в мозг поступают нервные импульсы, которые активизируют находящийся рядом речевой центр. В результате ребёнок быстрее начинает говорить.
Кроме того, игры и занятия тренируют усидчивость и терпеливость, поскольку малыш учится концентрироваться на выполняемой задаче. Развивать моторные навыки нужно с самого раннего возраста . Для каждого возрастного периода есть свои практики.
Развитие мелкой моторики рук у детей от 3 до 6 месяцев
У новорождённого малыша движения пальцев обусловлены врождёнными рефлексами. Если вложить палец в ладошку крохи, он непроизвольно сожмёт его. Это действие называется хватательным рефлексом. Все дети обладают им с момента рождения.
Примерно к трёхмесячному возрасту малыш начинает учиться управлять ручками, координировать их движения. Теперь он не просто рефлекторно сжимает пальчики, а вполне осознанно берет интересующие его предметы.
С этого возраста можно начинать тренировать моторные навыки. Есть разные способы развития мелкой моторики рук у детей . Используйте для занятий погремушки, мягкие тканевые кубики и мячики, массажные шарики для малышей. Давайте ребёнку в руки эти предметы, чтобы он их рассматривал, ощупывал. На первых порах кроха будет часто ронять игрушки, но вскоре научится крепко удерживать их в руках.
Развитию моторных навыков способствует пальчиковая гимнастика. Вы можете поглаживать ладошки крохи, нежно и аккуратно массировать их, загибать и разгибать пальчики. Известные игры-потешки «Сорока-ворона кашку варила», «Идет коза рогатая за малыми ребятами» – это тоже элементы пальчиковой гимнастики. Существует много интересных потешек. Поглаживания ручек, сопровождаемые весёлыми стишками или песенками в такт движениям, очень нравятся малышам.
Вы можете заниматься пальчиковой гимнастикой где угодно – дома, в транспорте, в очереди в поликлинику. Это полезное занятие поможет отвлечь малыша, если он начнёт капризничать.
Развитие моторики от 6 месяцев до года
К полугодовалому возрасту ребёнок уже умеет уверенно держать предмет в одной руке и перекладывать в другую. Следующий этап развития – освоение пинцетного захвата: кроха берет предметы не всей ладонью, а большим и указательным пальцем. Это важный этап, свидетельствующий о том, что мелкая моторика развивается правильно.
В этом возрасте малышу можно покупать пирамидки с кольцами, деревянные кубики, молоточки, пластмассовые и деревянные кубики, мягкие книжки. Очень полезная игрушка-тренажёр – сортер. Она представляет собой полый куб или другую конструкцию с окошками в виде геометрических фигур, животных и т. д. и набор вкладышей. Малыш должен научиться вставлять вкладыши в аналогичные по форме окошки. У КУВЫРКОМ тоже есть сортер, подходящий для малышей от года – двусторонние досочки Сегена, созданные по методике знаменитого французского педагога.
Как понять что у ребенка плохо развита мелкая моторика?
Часто можно услышать от родителей и педагогов о том, что у современных детей плохая мелкая моторика. Им трудно рисовать, красиво писать, вырезать, завязывать шнурки и осваивать другие тонкие действия. Изучив современные исследования, можно сделать вывод, что это действительно так. К причинам появления этих трудностей относится стремительное развитие технологий, увеличение темпа жизни и мода на раннее интеллектуальное развитие ребенка. Более подробно об этом можно прочитать в статье консультанта по развитию речи А. Волковой.
Влияние современной техники на мелкую моторику
Наши дети – неотъемлемая часть современного общества с его благами и недостатками. За последние двадцать лет произошел значительный скачок в области развития технологий. У нас появилось много помощников в быту: стиральные машины, мультиварки, моющие пылесосы, парогенераторы. Они заметно облегчают жизнь, выполняя ту работу, которую наши мамы и бабушки, а вместе с ними и дети, делали руками.
Сейчас же достаточно нажать на кнопочку, чтобы выполнить львиную долю хозяйственных дел. Дети наблюдают за родителями, копируют их движения. Они не знают, что можно по-другому. Как результат – у детей мелкая моторика развита недостаточно.
Техника высвобождает время, которое нужно чем-то занять. Раньше многие вышивали, вязали, шили, выжигали. Сейчас все эти виды досуга часто заменяет телевизор и интернет. Мало кто занимается рукоделием и творчеством, и обучает этому своих чад. Вот еще одна причина того, что у современных детей мелкая моторика слабо развита.
Недостаток времени как причина плохого развития мелкой моторики
За последние годы темп жизни увеличился в разы. Люди много часов проводят на работе, в пробках. Они постоянно спешат. Часто не остается свободных минут для полноценного общения с детьми. Приходя домой, маме нужно успеть приготовить ужин, убраться, проверить уроки.
Поэтому малышу вручается «развивающая» игрушка, которая призвана развивать мелкую моторику рук в том числе. Однако самый важный развивающий фактор – это мама и ее непосредственное участие, без которого эффект любого новомодного детского гаджета сводится практически к нулю.
Следующая причина того, что у детей мелкая моторика плохо развита – нехватка времени на обучение ребенка элементарным бытовым навыкам.
Виной тому служит постоянная спешка, в которой мы все пребываем. Проще самим накормить, одеть, обуть, почистить зубы, пока ждать, как это будет делать ребенок.
Многие полагают, что всему научится сам. Да, но периода ошибок не избежать в любом случае. Конечно, чем старше ребенок, тем меньше времени ему понадобится на то, чтобы научиться, к примеру, завязывать шнурки. Но и он будет на первых порах ошибаться.
Довольно часто ситуация принимает весьма неприятный оборот, когда у детей мелкая моторика слабо развита, и ребенок в возрасте пяти лет не ест сам ложкой, или в девять не может завязать себе шнурки. Грустно, но это реальные примеры.
Раннее развитие и мелкая моторика
Вместе с тем сейчас многие мамы увлекаются ранним развитием. И это прекрасно. Однако часто оно неправильно понимается. Акцент делается на развитии интеллектуальном и логическом.
Малыши же натуры творческие от природы. У них большую роль играет правое полушарие мозга. Именно его и нужно задействовать. Как? Рассказывать сказки, привлекать красочные образы, рисовать, лепить, вырезать и клеить. Развивая ребенка через игру, предлагая ему творческие задания, вы не столкнетесь с тем, что у него мелкая моторика плохо развита.
Поэтому пытаясь научить двухлетнего ребенка читать и считать, задайте себе вопрос: «А зачем?» Чтобы с гордостью рассказывать об этом знакомым? Или для того, что эти знания пригодились малышу уже сейчас?
Гораздо большую пользу крохе принесет умение самостоятельно справляться с застежками, кушать и мыть руки. Никто не говорит о том, что не нужно его знакомить с различными предметами и явлениями. Но не забывайте при этом развивать мелкую моторику рук и уделять особое внимание освоению практических навыков и умений.
Нарушение развития мелкой моторики у детей
Дети с нарушением мелкой моторики – пациенты с нарушением двигательной способности человека. Каждое движение, каким бы простым оно ни было, возможно благодаря точному взаимодействию определенных мышц, которое контролируется сложными процессами, происходящими в головном мозге. Каждое движение должно быть изучено, а также практиковано. Компонентами двигательных навыков являются постоянство, выносливость, координация, а также контроль тела. При нарушениях наблюдается расстройство пальцевого и кистевого праксиса. Данное состояние сопровождается трудностями движений, а также логопедическими проблемами. Коррекция включает комплексное воздействие – пальчиковая гимнастика, массаж рук, дозированный ручной труд.
Особенности и развитие
Моторика развивается в процессе созревания, через опыт, обучение. У каждого человека свой ритм. Именно поэтому точные даты для различных этапов развития не могут быть определены.
Чем старше ребенок, тем важнее опыт, процессы обучения для улучшения двигательных навыков. Эволюция в детском саду или начальной школе зависит от возможности заниматься физическими упражнениями, закрепления приобретенных навыков.
Грубая моторика развивается в первую очередь. Дети изучают основные формы движения, такие как ползание, бег, прыжки. Если малыш недостаточно усвоил грубую двигательную деятельность, не может оставаться, например, в равновесии на одной ноге, у него могут быть проблемы с мелкой моторикой.
Влияние на развитие ребенка
Моторика и ее развитие оказывают влияние на общее развитие. Ребенок, у которого есть проблемы с ней, может испытывать определенные трудности в следующих сферах:
- Социальная: взаимодействие, отношения с другими людьми также зависят от моторики. Если ребенок отстает от сверстников, то начинает избегать общения, не проявляет активность.
- Физическая: кости, мышцы и нервная система может развиваться нормально, только если вы выполняете достаточно упражнений.
- Когнитивная: способность к обучению и производительность намного выше, когда ребенок много двигается, его моторика развивается хорошо.
- Эмоциональная, психологическая: дети, моторика которых хорошо развита, эмоционально более стабильны, чем дети с двигательным дефицитом. У них есть лучшее представление о себе, они менее тревожны.
- Языковая: если речевые движения не могут быть выполнены должным образом, человек не может научиться говорить правильно. Кроме того, дети, которые много двигаются, лучше концентрируются, а также более восприимчивы.
Причины нарушений
Недостаточность мелкой моторики рук развивается при дисфункции нервной, зрительной и/или костно-мышечной системы. Расстройство ручного праксиса развивается на фоне:
- перинатальной патологии (повреждение ЦНС, эпилепсия, ДЦП);
- недоношенности при отклонениях в неврологическом статусе;
- нейроинфекциями (энцефалит, менингит, церебеллит).
Среди причин также следует выделить травмы головы и верхних конечностей. Предрасполагающими факторами являются наследственные заболевания – генетические нарушения.
Содействие
Если у родителей возникает подозрение на то, что малыш отстает от сверстников, то следует проконсультироваться со специалистом. Врач назначит диагностику, изучит особенности формирования центральной нервной системы по индивидуальной карте пациента. При необходимости будут приняты меры коррекции.
С нарушением моторики пальцев обращайтесь в центр психологии и неврологии «Доверие» в Красногорске. Для диагностики расстройства ручного праксиса проводится церебральное МРТ, визометрия, рентген рук, ЭЭГ. Также необходима консультация невролога, офтальмолога, а также других профильных специалистов.
Для коррекции используем развивающую среду, массаж рук, ЛФК, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, а также суджок терапию. В клинике создано пространство, выходящее за рамки привычного формата медицинских центров. Мы оказываем поддержку пациентам, пытаясь не только улучшить их здоровье, но и оказать всяческую поддержку в сложных ситуациях.
Су-Джок терапия
Развитию мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Су Джок массажеры активно используются для развития мелкой моторики и речевой активности. Главной целью которых является скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок.
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
В своей практике мы применяем Су Джок массажеры в виде массажерных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективный способ их стимуляции – массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшаются мелкая моторика и чувствительность конечностей.
Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируется каждый палец до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шариков – «Ёжиков» с колечками – детям массируют пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики рук. Все это способствует развитию речи. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал.
Формы работы с использованием Су Джок массажеров.
Пальчиковая гимнастика с применением Су Джок шарика – уникальное средство для развития речи детей.
Она сопровождается чтением стихотворения. Дошкольники любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
1.Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2.Мы капустку рубим, рубим, (дети ребром ладони стучат по шарику).
Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогают шарик).
Мы капустку трем, трем, (потирают ладошки о шарик).
Мы капустку жмем, жмем, (сжимают шарик в кулачке).
При массаже пальцев эластичным кольцом – дети поочередно надевают его на каждый палец сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение:
Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику, можно осуществлять автоматизацию поставленного звука в речи. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст.
Использование Су Джок шариков в совершенствовании лексико – грамматических категорий.
1.Упражнение «Один – много».
Логопед катит Су Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично выполняются упражнения «Назови ласково», и «Скажи наоборот».
2.Упражнения «Назови ласково» и «Скажи наоборот».
Тема «Ягоды». Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. Дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки, и называют ягоды например: крыжовник – крыжовничек и т. п. Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (дети поднимают плечи, удивляются). Я – молодец! (дети вытягивают большой палец вперед).
Применение Су Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.