Время отхода ко сну – пожалуй, один из самых важных моментов в режиме дня. Во многих семьях это еще и самое «громкое» время суток. После насыщенного дня ребенок перевозбужден и пытается сбросить напряжение движением, криком и плачем. Между тем есть действенные способы успокоить ребенка перед сном и сделать вечер самым приятным временем дня для всей семьи.
Постоянство. Режим дня — лучшее снотворное для ребенка любого темперамента. Укладывание в одно и то же время помогает нервной системе лучше справляться с перевозбуждением, которое накапливается к концу дня. А еще так у ребенка формируется привычка засыпать в одно и то же время.
Сбавьте ритм. Порой взрослые (особенно папы), испытывая дефицит времени днем, наверстывают упущенное и играют с малышом вечером. Именно эта активность становится причиной того, что он никак не может уснуть. Поэтому за час-полтора до укладывания в постель не должно быть подвижных игр, просмотра мультфильмов и прочих возбуждающих психику занятий. Можно за час до сна погулять на улице, а остаток вечера провести под спокойную музыку за тихими играми — например, настольными.
Меньше визуального контакта. Старайтесь поменьше смотреть в глаза малышу, наоборот — когда пришло время спать, прикройте веки, чтобы ребенок последовал вашему примеру. Для маленьких детей визуальный контакт с родителями, особенно с матерью — сильное стимулирующее средство, так что приберегите его на утро.
Молоко или травяной чай. Можно дать ребенку стакан теплого молока перед тем, как наступит время отхода ко сну. Молоко содержит триптофан — естественное успокоительное средство. Если ребенок не любит молоко, можно воспользоваться готовыми детскими успокоительными травяными сборами. В их состав, как правило, входят липовый цвет, мелисса и ромашка — они обладают мягким успокаивающим и легким снотворным эффектом.
Теплая ванна. Пусть вечернее купание будет тихим, а вода в ванной — чуть теплее, чем обычно. Закаливание и шумные игры лучше оставить на первую половину дня. Теплая вода помогает мышцам расслабиться, и от этого малыша естественным образом начинает клонить в сон. Можно делать ванны с успокаивающими травами (подходят все те же мелисса и ромашка, а также шалфей, валериана, пустырник). Настой из сухой травы заваривают заранее и добавляют в воду перед погружением ребенка в ванну. Такие травяные ванны нельзя делать постоянно — их нужно применять курсом.
Ароматерапия. Если ребенок капризничает перед сном, попробуйте помочь ему успокоиться при помощи запахов. Цветы лаванды, добавленные при вечернем купании, зашитые в матрасик или саше над кроватью, снимают напряжение и способствуют мягкому расслаблению.
Однако следует быть осторожными в употреблении ароматических средств для детей младше полугода или маленьких аллергиков. А перед тем как применять травы, настои или ароматы, лучше проконсультироваться у специалиста и прекратить их использование при первых признаках аллергии или другой нежелательной реакции.
Массаж. Легкий поглаживающий массаж в течение 10-15 минут, особенно после теплой ванны, помогает малышам поскорее уснуть.
Темнота. Убедитесь, что в комнате темно. Свет мешает запуску мозговых механизмов засыпания. Если речь о дневном сне, пусть на окнах будут плотные занавески, не пропускающие солнечный свет. А если малыш боится полной темноты, заведите маленький ночник. Такая смена освещения станет дополнительным сигналом, что пора спать.
Ритуалы. Пожалуй, вечерний ритуал укладывания — главный залог спокойного сна. Расскажите ребенку сказку на ночь или спойте что-нибудь. Чтение вслух и пение колыбельных способствует установлению прочных внутрисемейных связей, особенно если кто-то из родителей часто отсутствует в течение дня. Ритуал может состоять сразу из нескольких элементов: сначала купание, потом сказка и, наконец, колыбельная.
Поближе к родителям. Даже если вы не практикуете совместный сон, поставьте детскую кроватку рядом со своей. Это позволит ребенку чувствовать себя в безопасности. Кроме того, доказано, что запах мамы и ощущение, что она рядом, помогают детям вырасти более спокойными и уверенными в себе.
Раннее укладывание. Если несмотря на все усилия ребенок постоянно перевозбужден перед сном, попробуйте сдвинуть время укладывания на более ранний срок. Вечерние истерики могут быть связаны с общей накопившейся усталостью, и дополнительные полчаса сна в сутки могут сыграть в борьбе с ней большую роль. Сначала это будет непросто, но за неделю-другую малыш привыкнет к новому времени.
Ориентируйтесь на знаки. Есть признаки, по которым можно понять, что ребенок хочет спать, несмотря на его внешнюю активность. Потирание глаз, постукивание себя по голове, зевота или похожие на нее заунывные звуки — эти признаки подскажут вам, что ребенку пора спать. Старайтесь отслеживать эти признаки и укладывать ребенка до того, как он окончательно устанет.
Мягкая игрушка. Если малыш спит отдельно от родителей, ему будет легче засыпать с любимым зайчиком или мишкой. Любимые мягкие игрушки выполняют роль так называемого «переходного объекта», облегчая отвыкание от мамы. Можно сказать малышу: «Ночью, когда ты проснешься, рядом с тобой будет мишка. Посмотри на него, обними и снова сладко засыпай». Даже если ребенок проснется среди ночи, скорее всего, он не испугается, а заснет снова, уже до утра.
Психика детей очень ранима. Задача родителей – помочь ребенку, поддержать нервную систему в нужный момент. Простые, на взгляд взрослого, ситуации у детей могут вызвать стрессовые реакции. Ведь так сложно «переварить» то, с чем ты сталкиваешься впервые!
Если закрыть на это глаза и списать все на «возрастные капризы», то так дело может дойти и до невроза. А это, в свою очередь, окажет дальнейшее влияние и на всю жизнь человека в будущем. Поэтому важно не игнорировать потребности ребенка и вовремя оказать помощь.
В каких случаях нервной системе ребенка требуется поддержка?
Повышенные нагрузки в школе и детском саду. Обычно учебные программы рассчитаны на стандартные уровень. Но это не значит, что все детки с ними справляются с легкостью. Серьезные нагрузки на мозг, от которого требуются решения новых задач, дополняются эмоциональными переживаниями — волнениями и беспокойствами. В этих ситуациях чрезмерно перегружен и мозг, и вся нервная система в целом. Самое время ее поддержать.
Адаптация к детскому саду и школе в начале учебного года. Для ребенка начало нового этапа жизни может стать большим переживанием. Особенно, если он впервые у дверей детского сада или школы. Но если малыш, оказавшийся в садике первый раз, будет не стесняясь кричать и плакать, то первоклассник чаще всего уже не будет столь открыт в выражении своих эмоций. Хотя переживаний внутри может быть ничуть не меньше. Важно не пропустить этот момент и тоже вовремя поддержать ребенка.
Возрастные кризисы, поведенческие скачки. Это может быть и кризис трех лет, и всех других возрастов. В каждой семье все индивидуально, но в каком бы возрасте это ни происходило, родителям стоит обратить на это внимание.
Бывает, что порой ребенок просто чрезмерно активен и эмоционален, его трудно уложить спать. В таких ситуациях тоже будет уместно поддержать его нервную систему.
Как поддержать нервную систему ребенка?
Для любой из всех вышеперечисленных ситуаций очень важна поддержка организма с помощью специальных микронутриентов. Сложно судить об их изобилии в современных продуктах, поэтому вполне оправданно принимать их дополнительно. Важно: сейчас ребенку нужны именно те элементы, которые необходимы для правильного формирования, развития и укрепления нервной системы. Вот фундаментальные микроэлементы, которые отвечают за правильную работу нервных клеток:
Дефицит магния у детей может проявляться в:
- низкой концентрации внимания;
- повышенной возбудимости;
- сниженной памяти;
- повышенной раздражительности 1 .
Нервная система чутко реагирует на уровень магния в организме. Снижение его содержания может вызвать беспокойство, страх, а также нарушения сна и усталость, снижение внимания и памяти и др. Магний (особенно в сочетании с витамином В6) оказывает нормализующее действие на состояние высших отделов нервной системы при эмоциональном напряжении, депрессии, неврозе. Это связано с тем, что эмоциональные нагрузки увеличивают потребность в магнии, что служит причиной недостатка магния внутри клетки 2 .
Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, повышает умственную работоспособность. Глицин способен:
— уменьшать психоэмоциональное напряжение, конфликтность, повышать социальную адаптацию;
— облегчать засыпание и нормализовать сон;
— повышать умственную работоспособность 3 .
Все это особенно пригодится вашему малышу при вхождении в новый коллектив и в целом в процессе учебы.
Этот витамин необходим для нормального функционирования нервной системы. Он влияет на состояние физического и психического здоровья. Участвует во многих процессах, происходящих в организме, улучшая усвоение целого ряда веществ: магния и пр.
Кроме того, он влияет на иммунитет и выработку антител 4 .
Помимо пищевых микронутриентов для спокойствия ребенка хорошо зарекомендовали себя успокаивающие растительные экстракты.
Они пользуются большой популярностью, благодаря своей натуральности и умеренному действию. Для нежного детского организма это очень важно.
Они оказывают седативное, расслабляющее и успокаивающее действие на детский организм.
Если вы хотели бы поддержать нервную систему вашего ребенка, то стоит обратить внимание на эти микронутриенты.
Основные компоненты, так важные для нервной системы (магний, глицин, витамин В6), усиленные натуральными экстрактами мелиссы и мяты, – содержатся в мармеладных витаминах «Бэби Формула Мишки Спокойствие» от компании «Эвалар». Это единственный 5 на рынке мультикомплекс для поддержки нервной системы с многокомпонентным составом в форме вкусных мармеладных пастилок. В период повышенных нагрузок на нервную систему или если вы замечаете, что ребенку нужна поддержка легко предложить эти вкусные витамины.
«Бэби Формула Мишки Спокойствие» оказывает успокаивающее действие, способствует поддержанию нервной системы при повышенных нагрузках, уменьшению волнения и беспокойства. Когда ребенок бодрствует, компоненты комплекса помогают повысить концентрацию внимания, усидчивость и умственную активность. А ночью – нормализовать сон.
Мармеладные пастилки «Бэби Формула Мишки» обладают приятным сочным фруктовым и ягодным вкусом.
— Без искусственных красителей, ароматизаторов и консервантов
— Качество гарантировано международным стандартом качества GMP.
Вкусные и полезные мармеладные пастилки «Бэби Формула Мишки» можно найти в аптеках вашего города – подержать пачку в руках, внимательно поизучать упаковку. А можно, сидя на диване, заказать прямо из дома доставку в ближайшую аптеку.
А при любых вопросах вы легко сможете в любой момент связаться с производителем, и выяснить все, что вас интересует, позвонив по телефону или зайдя на сайт.
Мы живем в век скоростей — постоянно торопимся, бежим, никуда не успеваем. И сегодня стресс стал неотъемлемой частью жизни всех — и не только взрослых, но и детей. И если кратковременные стрессы для организма даже благотворны, то затяжные могут стать причиной разных заболеваний в будущем. Поэтому задача каждого взрослого — вовремя заметить симптомы стресса у ребенка и принять меры, которые помогут предупредить неприятные последствия.
Далеко не каждый родитель может списать особенности детского поведения на стресс. Как определить, что у ребенка начался стресс? Что делать? Об этом мы узнали у экспертов.
Как рассказывает детский невролог, педиатр, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова Лусине Хачатрян, если раньше повышенная тревожность и фобии у детей встречались не так часто, то в наш век высоких скоростей они стали уже привычным явлением.
Детские стрессы могут вылиться в самые разные заболевания. В первую очередь подверженные нервным нагрузкам дети гораздо чаще (в 2–3 раза) сверстников болеют ОРВИ. Ведь стресс воздействует на все органы и системы, стимулирует центральную нервную систему вырабатывать чрезмерные количества гормонов кортизола и норадреналина. При небольшом стрессе кортизол создает защиту, но если его слишком много, он начинает разрушать органы, запуская аутоиммунные процессы, что в конечном итоге снижает иммунитет. «Недавно наши коллеги из Самары провели исследование среди детей, заболевших ОРВИ. Оказалось, что чем тяжелее у них протекала инфекция, тем выше у них был уровень норадреналина и кортизола», — говорит профессор кафедры педиатрии РМАПО Ирина Холодова.
Поэтому, конечно, со стрессом, которому дети подвержены не меньше взрослых, нужно бороться — чтобы впоследствии избежать серьезных осложнений. Между прочим, даже малыши могут испытывать нервные перенапряжения — в основном на фоне различных физиологических изменений в организме и непривычных внешних условий. Причиной таких стрессов могут быть переезд, болезнь, разлука с мамой, прорезывание зубов, поход в поликлинику, смена климата или обстановки вообще, посещение детсада.
Как проявляется детский стресс? Ребенок становится излишне возбудимым, у него нарушается сон, появляются проблемы с аппетитом, он плачет больше, чем обычно, становится суетливым, иногда агрессивным, в некоторых случаях появляется нервный тик. Если вы заметили за своим ребенком такое, нужно обратиться к детскому неврологу.
Как бороться с детским стрессом? Существует немало способов, которые позволят вам пережить эту ситуацию и сохранить здоровье ребенка в будущем.
Первое. Очень важно соблюдать режим дня. В первую очередь режим сна и бодрствования. Если беспокойный сон у ребенка сохраняется, помогут дыхательные упражнения и спокойные игры. Кроме того, при детской бессоннице хорошо помогают различные виды творческой активности (рисование, лепка и пр.) А вот телевизор лучше отключать по возможности насовсем. Гаджеты тоже должны войти в жизнь ребенка как можно позже.
Второе. Очень важно давать понять ребенку, что он находится в безопасности, что его близкие люди всегда рядом и готовы помочь. Это вовсе не значит, что вы должны находиться с ним неотлучно. Но пользуйтесь каждой удобной возможностью, чтобы обнять своего малыша, подержать его за руку, сказать ласковое слово.
Третье. Если ребенку предстоит смена обстановки (переезд, поход в детский сад, отпуск), его нужно приготовить к этому заранее. Постоянно рассказывать о том, что ждет его. Однако если вы понимаете, что с переменой обстановки ваш ребенок вдруг стал агрессивен, с этим помогут справиться закаливание и водные процедуры. Отличный эффект дает и модная ныне энимал-терапия (то есть общение с приятными животными).
Четвертое. Очень важную роль в борьбе со стрессом играют различные игры — они помогают детям перенести центр тревоги на вымышленные ситуации и снять напряжение.
Пятое. Стресс у школьника — особое явление. Он может возникать по самым разным причинам: из-за того что не складываются отношения с учителем или одноклассниками; из-за того что поставили плохую отметку; из-за предстоящих экзаменов и пр. Вот основные симптомы стресса в школьном возрасте: утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании, прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки), замкнутость, заикание, головные боли, раздражительность. Роль правильного режима дня, в который входят не только подъем и отход ко сну в одно и то же время, включая выходные, но и завтрак, обед и ужин по расписанию, играет очень большую роль. Улучшить сон помогают водные процедуры перед сном — душ комфортной температуры. Кроме того, работа у ребенка школьного возраста должна чередоваться с отдыхом.
Шестое. В период стресса очень важно обеспечить организм витаминами. Посоветуйтесь с педиатром, какой витаминный комплекс подойдет именно вашему малышу в зависимости от его индивидуальных особенностей. Кроме того, детям подойдут гомеопатические препараты от стресса, которые одновременно устраняют и психоэмоциональные, и физические проявления стресса. Кстати, исследования, проведенные на кафедре детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова, показали, что 87% детей с фобиями, нарушениями коммуникации и повышенной тревожностью прекрасно выздоравливали на гомеопатическом лечении.
Седьмое. Важно следить за питанием ребенка: он должен получать достаточное количества белка, полезных жиров и углеводов. В рационе должно быть как можно больше пищевых волокон (клетчатки), которыми богаты овощи, фрукты, квашеная капуста, злаки, отруби. Многие признают и пользу пробиотиков.
Восьмое. Физическая активность — один из самых действенных способов борьбы со стрессами в любом возрасте. Разумные нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и повысить стрессоустойчивость ребенка. К ним относятся бег, велосипед, лыжи, теннис, танцы, плавание. Кстати, исследователи из Университета Миссури (США) обнаружили, что всего полчаса интенсивных занятий любым спортом значительно снижают уровень стресса. Ведь физические нагрузки приводят к усиленной выработке гормонов радости эндорфинов, так необходимых для борьбы с любыми нервными нагрузками.
Девятое. Дыхательная гимнастика — еще один эффективный способ борьбы с паническими состояниями и стрессом. Она поможет не только «усмирить» эмоции, но и обеспечит прилив кислорода к головному мозгу. Полезна она и взрослым, и детям. Вот одно из действенных упражнений: закройте глаза и начинайте дышать очень медленно и глубоко. Выдох при этом должен быть в 2–3 раза продолжительнее, чем вдох. Выдыхать нужно через слегка сжатые губы, словно вы дуете на ложку с горячей кашей. Такую гимнастику можно превратить для ребенка в увлекательную игру.
В любом случае каждый детский стресс требует консультации с врачом. И, конечно, предельной внимательности со стороны взрослых.
Это утверждение знают практически все люди, но большинство из нас думают, что это не более чем шутка. Однако, на самом деле, ни одна болезнь не проходит без участия в ней нервной системы и ее подчиненных – эндокринной системы и обмена веществ.
Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, одна деятельность сменяет другую. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье.
Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент. Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтоб определить, какая помощь именно нужна вашему ребенку. Если малыш днем скован и робок, а вечером «наверстывает» упущенное, то нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, перевозбуждения. Если же ребенок и в садике ураган, и дома никак не может остановиться, то надо плавно перевести его энергию в мирное русло.
Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различными:
— Наиболее распространенный источник напряжения – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т. д. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило в течение дня – если захочет, то он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. А вот напротив посещение общественных мест, множество гостей в доме, конфликты в семье могут дать чрезмерную нагрузку на нервную систему, и малыш не успевает восстановиться.
— Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому не следует, приведя, его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабиться от прикосновений. Не пожалейте немного времени побыть с ним вдвоем.
— Постарайтесь, как можно раньше забирать ребенка из детского сада, но не слишком спешить домой – старайтесь, чтоб ваш малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Небольшая прогулка позволит ребенку перейти в вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.
— Понаблюдайте за ребенком – к чему он инстинктивно стремиться, возвращаясь домой. Это либо музыка, домашние животные, аквариум, игрушки, брат или сестра, книги всё это, является для него источником стихийной психотерапии.
— Одна из лучших антистрессовых приемов – игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься и расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил: во-первых, выбор – играть или не играть должен оставаться всегда за ребенком. Во-вторых, вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться бегом и криками.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с напряжением игры с водой. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня – усталость, раздражение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри, играть с губками: смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов; просто дать 2-3 баночки, и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.
Попробуйте исключить телевизор и компьютер из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение может сделать для «Спокойной ночи малыши», это передача идет в одно и тоже время и может стать частью «ритуала» отхода ко сну.
«Игра с песочком». Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.
«Дудочка». Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».
«Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.
«Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».
Каким бы замечательным ни был детский сад, какие профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», день в детском саду не покажется ему вечностью и стресс отступит.
«Да перестань паясничать!» – кричишь ты. А потом приглядываешься – какие-то движения странные, навязчивые, и вроде совершает их ребенок не по своей воле. Что это?
Что, где, когда?
– Это тики, или по-другому – навязчивые состояния, – объясняет детский психиатр, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Владислав Брагинский.
Они бывают у детей 5-11 лет. Мальчики страдают ими в 4 раза чаще, чем девочки. И подвержен тикам чуть ли не каждый десятый ребенок, в общем, нередкая напасть.
Тики никогда не тревожат ребенка во время сна. Зато усиливаются от волнения, возбуждения. В привычной обстановке они менее заметны, носят сглаженный характер. На интеллектуальные способности тики никак не влияют, человек может в детстве ими страдать, но прекрасно мыслить и во взрослой жизни дорасти хоть до академика.
Вызывают это расстройство разные причины, поэтому и прогноз, и лечение при тиках – тоже разные.
Психиатры их делят на два основных типа:
● невротические (по новой международной классификации – транзиторные, преходящие);
● и неврозоподобные (хронические).
Тик от испуга
Допустим, ваш совершенно здоровый, спокойный ребенок испугался чужой собаки, которая бросилась на него во дворе, или строгой учительницы, устроившей ему разнос перед всем классом, и теперь у него дергается глаз, или мышца щеки, или он делает такие движения шеей, как будто освобождается от тесного воротничка. Это тик невротический. Несмотря на устрашающее название, невротический тик – простой вариант. Он возникает от внешней травмы – испуга, стресса, напряжения – и лечится врачом за пару недель, от силы за пару месяцев. После лечения исчезает бесследно.
Что требуется в этом случае от родителей?
● Показать ребенка врачу.
● Создать дома спокойную обстановку.
● Не загружать несчастного усиленными занятиями по математике, иностранным языкам, информатике.
● Если тики вызваны школьными конфликтами, поговорить с учителем, чтобы не относился слишком строго.
Но навязчивые состояния этого типа встречаются не так уж часто, они составляют только 10% от всех тиков.
Причина и повод
Иное дело странное покашливание, которое возникло как-то у моего сына. Тут можно и не догадаться, что это тик. Таких неврозоподобных, хронических навязчивых состояний большинство, по словам Владислава Брагинского, среди тиков они занимают 85-90%. Причина их – слабость нервной системы ребенка. Она возникает, когда у мамы сложно протекает беременность, или из-за проблем во время родов (например, у младенца была асфиксия – кислородное голодание, или роды были затяжные, со стимуляцией, или пришлось делать кесарево сечение, или накладывать щипцы. ), или из-за болезней самого малыша в первые месяцы жизни – болезни тоже изменяют реактивность нервной системы.
Вот на такой «подготовленной» почве любой повод: будь то простуда или утомление от непосильной учебной нагрузки – может вызвать неврозоподобный тик.
Часто он начинается с реального события: у ребенка, например, ячмень, который все время ощущается, мешает, от этого ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое, неконтролируемое действие. Или у моего сына, например, был бронхит. Два месяца со времени болезни прошло, все анализы крови хорошие, а кашель тянется и тянется.
Ребенок понимает, что тики – движения необычные, болезненные. Он часто стесняется их, на людях пытается сдерживаться, но от этого испытывает огромное внутреннее напряжение, которое его страшно утомляет. Попытки контролировать тики кончаются тем, что они только усиливаются.
Неврозоподобные тики лечатся трудно, долго. Могут то возникать, то на месяц или на полгода пропадать, потом возвращаться вновь даже без видимого толчка, например повинуясь сезонным колебаниям. Время обострения тиков – весна и осень.
«Неужели эти подергивания, помаргивания, покашливания будут преследовать нас всю жизнь?» – обычно спрашивают родители врача. Нет, не будут. У подростков тики встречаются крайне редко. А те взрослые с насильственными движениями, которых мы видим на улицах или в метро, страдают последствиями других болезней или травм головы.
Как лечить
Хотя медицина и утверждает, что тики – это не на всю жизнь, ребенка надо лечить, а значит, обязательно показать врачу: психиатру или психоневрологу, психотерапевту.
Во-первых, для того, чтобы убедиться, что ваш случай – всего лишь слабость нервной системы, а не симптомы серьезных душевных болезней. Врач может об этом судить, изучив, в обрамлении каких других расстройств наблюдается тик. Например, неврозоподобные тики сочетаются с быстрой утомляемостью, раздражительностью, слезливостью, изменчивостью настроения, плохим сном.
Надо исключить редкий тип таких навязчивых состояний, при которых тики с годами усложняются.
Во-вторых, когда диагноз станет ясен, врач назначит лечение.
При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это и гипноз, для ребят постарше – аутотренинг – умение самовнушением помочь себе расслабиться, и специальные дыхательные упражнения для релаксации – всему этому ребенка научит врач.
И кроме лечения словом нужны лекарства: витамины, препараты, улучшающие питание мозга, его обмен веществ, седативные средства.
А родителям можно посоветовать:
● Создайте дома спокойную обстановку.
● Следите, чтобы ребенок со слабой нервной системой обязательно высыпался.
● Ему нужен щадящий режим и полноценный отдых в выходные дни.
● Особенно берегите его нервную систему после болезни: даже пустячная простуда делает ее уязвимой еще на две недели.
● И не обсуждайте его тики. Чем больше вы о них говорите, тем ребенку становится хуже. Он и так понимает, что с ним что-то неладно, и ждет от вас помощи.
Кстати
Виды навязчивых движений:
- Моргание
- Подергивание щеки, плеча, ноги
- Заведение глаз вверх
- Навязчивый кашель
- Навязчивые глотательные движения
- Нахмуривание лба
- Шумное дыхание
- Втягивание живота
- Выбрасывание руки в сторону
Личное мнение
Иосиф Пригожин:
– Психологическое состояние ребенка во многом зависит от атмосферы в семье. Если атмосфера добрая, любящая, то и особых проблем с нервными перевозбуждениями у детей не будет.
Многие родители сталкиваются с такой задачей как укрепление нервной системы ребенка. И это не случайно. Зачастую дети растут непослушными и капризными. Это связано с их ослабленной нервной системой. Поэтому знание методов, позволяющих стабилизировать психическое состояние малыша, достаточно актуально.
Краткий экскурс в медицину
Одной из самых сложных и важных систем нашего организма является центральная нервная система. Именно она формирует с помощью разных чувств адекватную реакцию на внешние раздражители. Также она осуществляет контроль над такими функциями организма как сердцебиение, дыхание, чувство голода и прочее.
Нервная система карапуза еще очень слаба и несовершенна, особенно до пятилетнего возраста. Это связано с анатомо-физиологической особенностью его организма. Поэтому не стоит удивляться, что малышу трудно долгое время усидеть на месте, он часто не может себя контролировать, плачет и капризничает. Зачастую успокоить чадо бывает крайне сложно, вот тут-то и поможет укрепление нервной системы ребенка.
Способы укрепления нервной системы ребенка
Существует целый комплекс мероприятий по укреплению нервной системы ребенка. К ним относятся:
- Расслабляющий массаж
Курс массажа, особенно повторяющийся на регулярной основе, да под спокойную музыку очень благотворно влияет на психическое состояние малыша. - Правильное питание
Следите за питанием малыша. На его столе должны преобладать свежие фрукты и овощи и отсутствовать полуфабрикаты, сладости и газированные напитки. - Прием комплекса витаминов
Витамины помогут не только ЦНС, но и другим важным системам организма. Особенно их прием актуален в сезон простудных заболеваний. - Режим дня
Для детей очень важным аспектом является соблюдение режима дня. Старайтесь, чтобы карапуз ложился спать и просыпался в одно и то же время. Не пренебрегайте и каждодневными прогулками на свежем воздухе. - Закаливание
Воздействие на организм внешних факторов, таких как тепло и холод, солнечные лучи и вода благодатно влияет на нервную систему малыша. - Физическая активность
Физические упражнения оказывают влияние на работу кардиально-сосудистой системы и снимают нервно-психическое напряжение. Они приводят организм в тонус и улучшают настроение.
Укрепление ЦНС с помощью занятий на шведской стенке
Чтобы была польза от физической активности, необходима личная заинтересованность в ней ребенка. Он должен сам захотеть заниматься спортом. Как это сделать в домашних условиях? Приобрести интересный для малыша тренажер! В качестве последнего предлагаем Детский комплекс Wallbarz Jungle Dome.
Этот тренажер из линейки шведских стенок Wallbarz включает в себя множество игровых элементов, таких как качели, лестницы и канаты. Поэтому занятия на нем будут интересны и полезны. А, как известно, положительные эмоции не только успокоят карапуза, но и окажут положительное влияние на его психологическое состояние.
В качестве тренинга на шведской стенке для снятия нервного напряжения можно предложить следующий комплекс:
- Расслабление
Любые элементы на растяжку позволят расслабить не только тело, но и ЦНС. Наклоны к ноге, расположенной на перекладине, прогибы тела из положения «стоя на лестнице», обычный вис на турнике – вот далеко не все упражнения, позволяющие расслабиться. - Дыхание
Правильное дыхание во время выполнения любого упражнения очень хорошо успокаивает нервную систему. Попрактиковаться можно на несложных заданиях: подъем ног с опорой руки не перекладину, приседания из этого же положения. Можно даже добавить игровой момент: пусть карапуз во время движения на качелях делает вдох, когда качели «идут» вперед, а выдох — назад. - Массаж
Уже самое лазание по лестнице, обычной и веревочной, предполагает эффективный массаж стоп. А воздействие на точки стопы также благотворно влияют на ЦНС. - Равновесие
Упражнения на равновесие напрямую связаны с развитием ЦНС. При их выполнении начинается тренировка контроля головы. Попросите ребенка взобраться по канату вверх, а на половине пути пусть он застынет на минуту-две. Вот вам и равновесие. В дальнейшем можно усложнить задание, попросив карапуза закрыть глаза. - Динамика
Динамические упражнения всегда оказывают благоприятное влияние на психическое состояние. Правильно подобранный темп, ритм и количество повторений укрепят психику малыша. Бег вокруг тренажера, прыжки с лестницы, быстрые спуски и подъемы – в ход может пойти все.
Сочетание всех этих упражнений поможет ребенку быть сильным и выносливым как психически, так и физически.
На форуме Татьяна Евгеньевна рассказала об опыте применения комплексной реабилитации у детей, страдающих аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС). Опыт отделением накоплен огромный. Результаты – очень хорошие. Сотрудники отделения используют огромный спектр реабилитационных методик, при этом для каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации.
Важно, что участниками мероприятия были и родители детей с этими заболеваниями; они узнали, какими инструментами комплексной реабилитации (а их – великое множество) обладает Областная детская больница, увидели заведующую отделением, поняли, к кому обращаться в случае необходимости.
Но мы хотели бы рассказать об основных акцентах доклада и на сайте ОДКБ – чтобы эти материалы были доступны всем. Вот главные тезисы.
• При применении комплекса реабилитационных мероприятий для детей, страдающих аутизмом и РАС, положительный эффект отмечается практически во всех возрастных группах и у всех детей. Улучшаются когнитивные функции, коммуникативное поведение, стабилизируется эмоциональная сфера, снижается уровень тревожности.
• Очевидна взаимосвязь между своевременностью назначения комплексных реабилитационных методик на ранних стадиях развития заболевания и наступлением положительного эффекта.
• При применении комплексной реабилитации улучшение клинической картины заболевания соответствует положительной динамике электроэнцефалографического исследования. Т.е. реальные улучшения врачи и родители не только субъективно наблюдают в поведении ребенка – о положительной динамике свидетельствуют объективные результаты диагностики.
Коротко расскажем о методиках, применяемых для реабилитации детей, страдающих аутизмом и РАС:
— медикаментозная коррекция,
— логопедическая коррекция (она включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать, — это и развитие в т.ч. тактильного, мышечного, кинестетического, зрительного и слухового восприятий с помощью специальных пособий и специальных подвижных игр, которые сопровождаются чтением стихов, пением, развитие практик, необходимых в познании предметов, их формы, объема, величины и пр.),
— сенсорная интеграция (т.е. упражнения на все основные виды восприятия – тактильное, зрительное, обонятельное, вестибулярное, вкусовое и пр.),
— программа мозжечковой стимуляции (коррекционно-развивающие и организующие упражнения),
— кинезиотейпирование (стимуляция речевой функции, мимической активности, расслабление мимической мускулатуры при спастике, лечение нарушений функции глотания и пр.),
— психологическая коррекция,
— физиотерапевтическое лечение, направленное на улучшение кровоснабжения головного мозга,
— лечебная физкультура (в т.ч. прыжки на батуте, игры с мячом и т.д.) и спортивная медицина, включая подвижные игры,
— массаж; иглорефлексотерапия, включая различные методики аккупунктурного лечения и фармакопунктуру (под фармакопунктурой подразумевается подкожное или внутрикожное введение лекарственных средств в биологически активные точки пациента),
— транскраниальная микрополяризация, которая позволяет изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС,
— особое место занимают альтернативные подходы к реабилитации, среди которых: арт-терапия, куклотерапия, песочная терапия, глинотерапия, иппо- и дельфинотерапия; остеопатия (используются мягкие мануальные техники)
Т.Е. Ефремова обращает внимание родителей на то, ЧТО в поведении ребенка должно насторожить и дать повод для своевременного обращения к врачу:
— нарушения вербального общения, задержки интеллектуального развития,
— отсутствие реакции, внимания на звуковые раздражители,
— молчание,
— зацикливание на каком-то определенном действии и проговаривании вслух отдельных слогов или фразу, цикличность, стереотипность речи.
Важно также знать, что риск развития аутизма и расстройств аутистического спектра у мальчиков в 4 раза выше, чем у девочек. Еще один факт, который тоже надо иметь в виду: как ни странно, аутизм и РАС нередко проявляется в семьях, где профессиональная деятельность родителей требует больших интеллектуальных затрат и времени.