Желание многих родители – развить у ребенка математические способности, чтобы облегчить ему учебу в школе. Но что входит в это понятие? Какие арифметические навыки будут полезны ребенку, а какие можно пока не прививать? Давайте разбираться.
Что такое математические способности
Ошибочно математическими способностями считается умение быстро и корректно производить арифметические вычисления в уме или на бумаге. На самом деле это понятие включает в себя развитие целого комплекса навыков, касающихся счета, логического мышления и даже творческого подхода к решению задач. А только лишь умение быстро считать и запоминать большие массивы цифровой информации – это нечто иное.
Математические способности – это:
- умение обрабатывать (обобщать) разнообразный математический материал, например, способность найти общее у нескольких разнородных предметов либо, напротив, исключить из их ряда лишнее;
- развитое логическое мышление и в то же время способность мыслить абстрактно, умея отвлечься от выполняемой задачи и понять («увидеть») всю картину в целом;
- строить цифровые и иные логические ряды в прямой и обратной последовательности;
- не использовать шаблонное мышление, умение думать нестандартно;
- наличие развитых математического мышления и математической памяти;
- умение применить полученные арифметические и геометрические знания в различных ситуациях, включая научные и бытовые;
- уверенное оперирование пространственными понятиями.
Как формируется склонность человека к математике
Как и все другие способности, математические – не предопределенный навык. Даже будучи врожденными, они все равно формируются и развиваются только в процессе обучения и закрепления практическими занятиями. В своем развитии они проходят несколько стадий:
- познание (первое знакомство);
- применение в игре (выполнении упражнений, решении примеров) и на практике;
- расширение (получение новых знаний о предмете изучения);
- закрепление полученного материала;
- адаптация (перенос знаний из игр в реальные жизненные ситуации).
Стадия применения должна повторяться несколько раз: после первого ознакомления с материалом, после расширения знаний о нем, после закрепления. Причем ребенок должен применять выученное самостоятельно, иначе навык или знание не будут должным образом закреплены.
Развиваем математические способности ребенка
Начинать знакомство ребенка с математикой нужно в игровом формате, используя предметы, которые будут интересны малышу, в первую очередь, игрушки. Обсудите с учеником основные признаки предмета (его форму, цвет), ненавязчиво познакомьте с количеством предметов, их пространственном положении. Для последнего ребенок должен четко понимать, что такое верх, низ, левая и правая сторона, а также уметь оперировать понятиями «дальше-ближе», «за-перед» и другими подобными.
Второй этап – пересчитывание и сортировка предметов. Ребенок знакомится с понятиями «много-мало», «один-больше одного», «больше-меньше-поровну». Пусть он рассматривает игрушки или другие предметы разного вида, в разном количестве. Пусть считает их, решает ¬–много их или мало, чего в ряду предметов меньше или больше. Хорошим упражнением будет раскладывание предметов на кучки, только вначале их чело должно быть не более 3-4 в каждой кучке, иначе малышу будет трудно наглядно оценить разницу в количестве.
Затем можно более углублено рассматривать геометрические особенности предметов. Научите малыша находить простейшие фигуры вокруг себя. Одновременно нужно изучать цифры, числа и основные операции с ними. Начинайте со сложения и вычитания, после переходите к умножению малых чисел, а делению в дошкольном возрасте можно уделить меньше времени и сил – только для разделения фигур на равные доли, и лучше – не более четырех.
Математика неинтересна ребенку. Что делать
Любое знание хорошо усваивается только при интересе ученика к его получению, и если такая заинтересованность отсутствует, занятия лучше отложить. Если малыш продолжает скучать на уроках, можно попробовать изменить форму преподнесения знаний – упростить объяснения, добавить еще больше игровых или развлекательных элементов. Не делайте уроки слишком длинными – четырехлетке достаточно заниматься 5-10 минут, в возрасте 6-7 лет математическая тренировка может продолжаться уже полчаса. Не давайте слишком сложных и слишком простых заданий: материал должен быть адаптирован к возрасту ученика. Кроме того, он должен быть не однотипным в рамках одной тренировки: лучше решить несколько более мелких разноплановых задач.
Покажите ребенку пример: начните интересоваться математикой сами, маленькие дети активно интересуются тем, что интересно старшим членам семьи. Помогайте ребенку рассуждать, ни в коем случае не смейтесь над неверными ответами. Сочетайте занятия математикой с другими видами обучения, а также с физической и творческой активностью.
Поощряйте использование полученных знаний на практике, переносите любое математическое понятие на персонажей книг и мультфильмов. Удачным примером можно назвать сказку «Теремок». По ней можно изучать количество персонажей и их размеры, получить представление о понятиях «большой-маленький». С точки зрения математики можно рассмотреть и сказки «Репка» или «Три медведя».
Другие методы развития математических способностей
Занятия математикой можно дополнить решением ребусов, загадок, использованием настольных игр. Очень полезными будут шахматы – они развивают логическое мышление, учат просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Пазлы и ручные головоломки развивают мелкую моторику и одновременно – пространственное мышление.
Популярной методикой сегодня является изучение ментальной арифметики. Эта дисциплина не только учит мгновенно считать в уме, но и развивает одновременно оба полушария головного мозга, а это учит ребенка выполнять два и более действий сразу.
Мотивация- самый серьезный вопрос в обучении. Наверное, каждый из вас прекрасно помнит, как легко и просто давались предметы школьной программы, к которым был интерес, и как тяжело и нудно проходили уроки нелюбимого предмета. Математика, как одна из основных и достаточно сложных школьных дисциплин, требует не только интереса, способностей, усидчивости и внимательности от самого ребенка, но и высокого качества преподавания, умения преподнести сложные знания в простой и доступной форме. Как и в любой другой профессии, в педагогике есть свои профессионалы, ремесленники и таланты. Большая удача, если ваш ребенок попадет в руки действительно талантливого педагога, который собственным энтузиазмом, любовью к предмету заразит учеников. Очень часто бывает, что первичный интерес ребенка связан не с самим предметом, а именно с личностью учителя, который легко, красиво и интересно преподает. Большая удача, если у вашего ребенка именно такой преподаватель, тогда все, что требуется от родителей, — это подкрепить интерес вовремя найденными книгами или компьютерными программами, — дать инструменты для превращения первичной заинтересованности в серьезные знания. Что же делать, если такого не произошло, если преподавание в школе, где учится ваш ребенок, на среднем или даже плохом уровне? Гарантирует ли это, что ребенок уже никогда не полюбит математику и не выберет своей профессией что-то, что с математикой тесно связано? Думаю, что нет. Конечно, в этом случае, родителям ребенка придется помогать и поддерживать его, найти подход, который бы заставил ребенка увидеть в математике возможность для развития и заинтересовал. Как это сделать? Что нужно предпринять родителям в этом случае? На что стоит обратить внимание? Как пробудить интерес и активность ребенка? В первую очередь, конечно, вы сами должны стать для ребенка тем проводником, который откроет первую дверь в такую красивую и сложную науку, как математика. И это возможно в том и только в том случае, если вы сами будете искренно и по-настоящему увлечены. Ребенок заразится вашим интересом, невольно подражая начнет искать в предмете то, что так радует и оживляет вас. Это может быть, например, быстро и красиво решенная задача, или формулировка какого-то интересующего ребенка вопроса на языке математики с последующим простым и ясным для него решением. Или, в некоторых случаях, поддержка и поощрение ребенка даже за казалось бы незначительный успех. Это поддержка сама по себе может стать первичным мотивом для дальнейших занятий, а потом перерасти в стойкое увлечение.
Замечу, что обратная, негативная мотивация в этом случае не действует. Наказывая ребенка, вы можете добиться от него какого-то требуемого поведения, но это никогда не приведет к тому, что ребенок начнет думать и интересоваться тем предметом, которым его заставляют заниматься насильно. Важно помнить, что нормальный ребенок со средними способностями в состоянии освоить школьную программу по математике. В этом случае нет непреодолимого барьера, есть лишь частные непонимания, с которыми ваш ребенок в состоянии справиться. В более старшем возрасте (средние классы школы) ведущим мотивом обучения становится соревновательный. В этом возрасте побудить ребенка заниматься математикой может желание выделиться на фоне других ребят, победить в игре, доказать свою правоту в споре. Полезно, если в этот период ребенок будет участвовать в каких-либо соревнованиях, математических олимпиадах, конкурсах.
Итак, давайте сформулируем простые правила, которые помогут вам увлечь вашего ребенка математикой.
1. Показать, что математика — это интересно. Например, превратив занятие математикой в игру, в ходе которой решаются головоломки, загадки и различные занимательные задачи.
2. Продемонстрировать практичность математики (например, переформулировав какой-то бытовой вопрос на математическом языке и показав его простое решение).
3. Давать позитивное подкрепление. Вместе с ребенком преодолеть психологический барьер, связанный со страхом, что решить задачу он не сможет.
4. Включать соревновательный момент в обучение.
5. Открыть для ребенка удовольствие от самостоятельно найденного правильного решения.
6. Верить, что у ребенка есть способности к математике и поощрять их проявление и развитие.
7. Подготовить «почву» для развития и реализации интереса — книги, энциклопедии, игры.
В заключение, хотелось бы обратить ваше внимание на один существенный момент. Для того, чтобы хорошо владеть какими бы то ни б
ыло знаниями, в том числе, математическими, необходимо их глубоко понимать. В математике бесполезен формальный подход — даже выучив наизусть доказательство какой-либо теоремы, вы не сможете ее понять, если не разберетесь в каждой детали, в каждом шаге этого доказательства. Только ясное, четкое понимание может стать основой для дальнейшего интеллектуального движения в этом направлении. Поэтому не заставляйте ребенка выучивать формулы, а вместе с ним добейтесь их понимания.
Здесь мы выходим на очень важную тему, связанную с формированием мышления ребенка. Да-да, мышление является инструментом, который мы создаем в процессе нашей жизни и который можно править, менять, затачивать под себя. Математика, как строгая наука, требует развитого абстрактного мышления. Его можно сформировать, в процессе занятий или подобрав специальные упражнения, но это отдельная очень большая и серьезная тема. Удачи вам, верьте в своего ребенка, интересуйтесь и открывайте новое в математике вместе с ним!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания в 1 классе на тему: «Как помочь ребенку учиться»
Цель: оказание помощи родителям в организации учебных занятий детей в домашних условиях и адаптации детей к учебной деятельности.Задачи:дать родителям рекомендации по организации режима дня;выраб.
Выступление на методическом объединении на тему: « Как помочь ребенку стать внимательным?»
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, .
Методические рекомендации родителям «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание».
Рекомендации для родителей.
Практические рекомендации родителям по теме «Как помочь школьнику с трудностями в обучении?»
Все дети – разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. Это знают все, но когда речь заходит о школе, о её требованиях, о возможностях ребёнка следовать .
Практические рекомендации для родителей по теме «Как помочь школьнику с трудностями в обучении»
Многим детям учиться трудно. У одних проблемы возникают по устным предметам, у других — сложности с письменными, третьи «тянутся» изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются это.
Рекомендации родителям учащихся 3 классов на тему «Как помочь ребенку успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?»
Рекомендации родителям учащихся 3 классов на тему«Как помочь ребенку успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?».
Большинству школьников математика кажется самым сложным предметом. Ребёнку не всегда удаётся быстро освоить материал, а решение математических задач заметно утомляет и наскучивает, когда есть занятия поинтереснее: например, компьютерные игры. Как же привить ребёнку интерес к математике и доказать ему, что решение арифметических задач – максимально весёлое занятие?
Сборник увлекательных геометрических задач от учителя высшей категории и известного популяризатора математики. Условия задач будут понятны каждому, а вот поиск ответа заставит вас серьёзно задуматься! В некоторых случаях вы не будете верить собственным глазам: математические расчёты приведут к совершенно неожиданным результатам. Книга будет интересна как детям, так и взрослым.
Совет 1. Подавайте пример
Вряд ли вашему ребёнку захочется заниматься математикой, если вы сами этого не делаете. Разбавляйте повседневную рутину простейшими задачками: например, заказанная на дом пицца – отличный повод для того, чтобы обсудить дроби, а поход в магазин за продуктами – возможность потренировать таблицу умножения. Ребёнок должен увидеть, что математика окружает нас повсюду!
Совет 2. Смотрите интересные фильмы
Существует множество фильмов, которые обязательно вдохновят ваше чадо на занятие математикой и другими точными науками. «Вселенная Стивена Хокинга», «Игры разума», «Умница Уилл Хантинг» – вот лишь немногое из того, что можно показать ребёнку. Так он поймет, что математика – это не злая учительница и переписывание с доски уравнений, а целый мир, открывающий перед нами невероятные возможности.
Совет 3. Не ругайте
Одна из самых распространённых ошибок, которые делают родители – это ругать своего ребёнка, когда он не понимает материал. Психологи сходятся во мнении, что наш мозг начинает работать лучше только в том случае, если нас хвалят. Крик приводит к обратному эффекту: ребёнок замыкается в себе и начинает ненавидеть предмет, изучение которого походит на пытку.
Совет 4. Не зацикливайтесь на оценках
Страх получить плохую оценку мотивирует ещё меньше, нежели родительский крик. Именно поэтому так важно – хотя бы на время – абстрагироваться от цифр в электронном журнале и сосредоточиться на том, чтобы ваш ребёнок прежде всего разобрался в материале и стал с математикой на «ты».
Совет 5. Найдите хорошего преподавателя
Если ваши попытки привить ребёнку любовь к математике не дают никаких результатов, стоит задуматься о поиске хорошего репетитора. Увлечённый преподаватель обязательно заразит вашего ребенка интересом к предмету, поможет разобраться в самых сложных математических нюансах и повысить успеваемость в школе.
«Читай-город» – сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России.
А ещё это – крупный интернет-магазин книг. В нём вы можете заказывать книги в любое время 24 часа в сутки.
Для многих детей математика, геометрия и другие точные науки — темный лес, через который они продираются с целым ворохом негативных эмоций. Родители в таких ситуациях либо заставляют ребенка учить эти предметы, нанимая репетиторов, либо опускают руки, решив, что их малыш гуманитарий.
Математика — это очень интересная наука, которая к тому же очень полезна. Самая важная и сложная ситуация — дать ребенку в этом убедиться. В этой статье мы расскажем, как привить ребенку любовь к математике.
Доктор медицины, невролог и профессиональный педагог Джуди Уиллис считает, что учить ребёнка можно, во-первых, легко и ненавязчиво, а во-вторых, делать это и в машине, и в метро, и на прогулке. В книге «Как научить ребёнка легко учиться», которая вышла в издательстве «Попурри», она объясняет, как математика может стать частью вашей жизни и почему важно показывать детям её значимость каждый день.
Чтобы повысить интерес ребенка к деятельности, связанной с математикой, начните с его любимых занятий. Выберите то, которое отличается от обычных школьных уроков, чтобы ребенок получал удовольствие от применения этой науки в реальной жизни. Составьте ряд математических вопросов, чтобы обдумать их вместе с ребенком.
В школе, где обычно делают акцент на механическом запоминании, дети оперируют голыми фактами. Но когда знания и навыки не применяются на практике, ребенок поневоле попадает в зависимость от такого способа обучения, не устанавливая осмысленных связей и не создавая ментальных образов, необходимых для того, чтобы сформировать в памяти долговременные связи. Если же информация находит в жизни ребенка какое-то реальное применение, она обрабатывается в мозге совсем по-другому.
Развивайте у ребенка математическую память и укрепляйте знания посредством его личного участия в той или иной реальной деятельности. К тому же, чтобы надолго сохранить нужную информацию, вовсе не потребуется продолжительных тренировок.
Задавайте ребенку несложные задачи, когда делаете покупки в магазине, читаете, играете в карты, считаете деньги, обедаете в ресторане, играете с ним в мяч и т. п. С вашей помощью эта наука выйдет за рамки учебника, и в мозге вашего сына или дочери сформируются четкие образы.
Ситуации, которые можно использовать для обучения математике
Перечисленные ниже ситуации можно использовать для занятий математикой, проводимых в игровой форме.
Математические игры
Во время перерывов для укрепления синаптических связей предложите ребенку поиграть в математические игры. Они направлены как на заучивание основных математических действий, так и на развитие логики. Карточные игры (например, пасьянс), а также настольные игры (например, «Монополия» и «Руммикуб») просто немыслимы без использования математических знаний (так же как домино, морской бой и крестики-нолики). Судоку и математические пазлы, разумеется, тоже эффективно повышают умственную активность. Таким образом, у вас имеется огромный выбор игр, направленных на развитие у ребенка математических способностей.
Старайтесь постоянно демонстрировать ребенку примеры использования математики в повседневной жизни. Пусть он нальет два 250-миллилитровых стакана воды в пол-литровую мерную кружку, чтобы вы могли замесить тесто; подсчитает, сколько тарелок нужно для всех членов семьи; скажет, в какое время нужно выйти из дому, чтобы, потратив 30 минут на дорогу, приехать к его другу в 14:00; определит, через какое время начнется его любимая телепередача. Таким образом ребенок увидит и поймет, насколько важно изучать математику, ведь эти знания приходится постоянно использовать в реальной жизни.
Как увлечь ребёнка математикой. Советует Людмила Петерсон
Если ребенок собирает деньги, ему понравится раскладывать их по достоинству, а потом подсчитывать общее количество. Если он регулярно получает от вас какую-то сумму денег, посоветуйте ему самому следить за тем, как растет эта сумма, или открыть счет в банке.
Игры и задания для детей (4 года — 7 лет)
Детям нравится строить догадки и узнавать, что их предположения оказались верными, особенно если вы будете им помогать и делать подсказки. Возьмите две упаковки весом 200 и 400 граммов. Вы должны назвать вес, а ребенок — взять ту упаковку, о которой вы говорите. Затем пусть он, не глядя на указание веса, сравнит 200-граммовую и 400-граммовую упаковки. После этого дайте ребенку третью упаковку, и пусть он определит, к какой из двух упаковок ее вес ближе — к 200- или к 400-граммовой.
Попрактиковавшись, ребенок наверняка сможет назвать вес более точно. Спросите, почему он считает, что новая упаковка весит 250 граммов. Ребенок может ответить: «Она немного тяжелее, чем 200-граммовая, и на-много легче, чем 400-граммовая». Так у ребенка будет развиваться «чувство чисел»: путем установления взаимосвязи между цифрами и объектами реального мира он начнет осознавать понятия «больше чем» и «меньше чем».
Чтобы закрепить понятия «больше чем» и «меньше чем», спросите у ребенка, сколько, по его мнению, стоит пакет с овсяными хлопьями
В ходе таких занятий в первое время ограничьтесь изучением целых чисел. Ребенок испытает большое удовлетворение, увидев, что указанная на коробке цена соответствует его окончательному предположению.
Вы можете начать указывать на геометрические фигуры (треугольники, круги и прямоугольники) на зданиях и дорожных знаках еще до того, как ребенок будет готов заучить их названия. После того как вы скажете ему, что по форме окно представляет собой прямоугольник, попросите его найти другие предметы подобной формы.
Называя их по очереди, вы поможете ребенку усвоить понятие формы и фигуры. После того как ребенок познакомится с прямоугольниками, попросите его найти предметы треугольной формы.
Посещая банк, можно завести разговор о том, что значат деньги. Магазины канцелярских товаров и компьютерной техники также позволяют изучать средства для измерения и применять понятия «больше чем» и «меньше чем». Когда ребенок начнет понимать более сложные математические концепции, вы найдете интересные возможности для обсуждения таких тем, как проценты, скидки, налог на продажи и кредитные карточки. Подобные эксперименты, основанные на знании математики, будут оказывать на ребенка положительное воздействие и поддерживать у него интерес к данной дисциплине.