Как воспитать целеустремленного человека? Психолог и бизнес-коуч дает пять советов, которые помогут ребенку не бояться своих ошибок и стать успешным в будущем.
Каждая мама, особенно если она деловая женщина, мечтает, чтобы и ее чадо было целеустремленным и успешным. Как воспитать такого ребенка, рассказывает психоаналитический коуч и бизнес-эксперт Анна Федотова.
В данном случае жизненный успех и стремление или отсутствие стремления достигать целей напрямую зависит от родителей. Именно родители дают понимание жизненных ценностей и ориентиров, отвечают за то, будет ли ребенок удовлетворен своими результатами, станет ли успешным и психологически зрелым.
Кто больше влияет на целеустремленность ребенка — отец или мать?
Оба родителя ответственны за это одинаково, но в большинстве случаев это проявляется в разных сферах. Чаще всего мать учит ребенка психологической устойчивости, любви к себе, принятию и заботе о себе. Отец же формирует способность поставить цель и выдержать путь к ее достижению. Он учит справляться с ошибками и их последствиями, быть настойчивым и видеть истинные цели. При этом ребенок не будет гармонично развиваться и достигать целей, если свой вклад не сделает один из родителей. Так или иначе, у такого ребенка в будущем возникнут проблемы с целеустремленностью и реализацией собственных желаний.
Три вещи, которые нельзя делать, чтобы не воспитать неудачника
Зацикливаться на оценках
Ребенок нуждается в принятии, а не в оценке, особенно в ранние годы жизни. Поэтому ни в коем случае нельзя зацикливаться на оценках: требовать пятерки, чтобы он был лучше всех и не расстраивал маму (читайте также: Никогда не простит: 7 фраз, за которые ребенок будет ненавидеть вас всю жизнь).
Игнорировать успехи
Нельзя быть безразличным к достижениям ребенка, если вы хотите, чтобы он вырос успешным. Он старается, что-то делает, получает медали и грамоты, просто делает что-то хорошо, и все это замечают, а мама — нет? Это ранит ребенка. Если вы хотите, чтобы у вас был целеустремленный, успешный ребенок, не относитесь к этому как к должному, хвалите чаще.
Проецировать на ребенке свои желания
Важно бескорыстно любить ребенка и видеть его истинные таланты, а не проецировать на него свои нереализованные мечты. Если у вас была мечта стать балериной, вы не стали, но теперь ваш ребенок без личного на то желания ходит в балетную школу, вы используете его и занимаетесь проекцией (читайте также: Как научить ребенка делать уроки самостоятельно).
В любой ситуации важно помнить, что ребенок — это отдельный человек, а не вы, ваше продолжение или ваша собственность. Это отдельная личность со своими потребностями, желаниями и путем в жизни, которую нужно уважать.
5 советов, которые помогут воспитать целеустремленного ребенка
Будьте психологически зрелым. Ребенок не должен закрывать ваши нереализованные потребности, играть для вас роль родителя, спасателя, развлечения или спасителя брака. Только зрелый человек, находящийся во взрослой позиции способен воспитать целеустремленного ребенка (читайте также: 6 причин, почему не стоит сохранять брак только ради детей).
Понимайте потребности ребенка. В разное время у ребенка — разные потребности. И до определенного возраста он не может закрывать их сам, поэтому не зря говорят, что детьми надо заниматься. Проводите с ребенком время, интересуйтесь им, показывайтесь, что его цели важны, и он будет целеустремленным.
Научите его получать удовольствие от процесса. Очень многие фокусируют внимание на результате, в то время как сам процесс может быть интересным, увлекательным и доставлять удовольствия не меньше, чем конечная цель. Научите ребенка кайфовать от процесса, тогда сложных и непостижимых целей для него не будет.
Научитесь справляться с проблемами. Лучше научить ребенка справляться с трудностями прямо пошагово, едва ли не по плану. У ребенка обязательно должно быть сформировано ощущение, что любую проблему можно решить, главное составить правильный пошаговый план и реализовать его.
Научите ребенка справляться с ошибками. Идеально, если вы сами устойчивы к ошибкам и можете научить свое чадо на собственном примере. Если он действительно амбициозен и талантлив, ошибаться ему придется много раз. Чтобы ошибки не оказались сильнее его амбиций и в какой-то момент не заставили его опустить руки, покажите, что ошибки — это нормально, это опыт, а не препятствие.
У каждого ребенка есть цели, все они по-разному амбициозны, и если подойти к воспитанию ребенка с умом и постараться раскрыть его талант, абсолютно каждый малыш может вырасти в успешного, целеустремленного взрослого, которым вы будете гордиться.
Не добивается целей лишь тот, у кого их нет, и тот, кто ничего не делает для их реализации. Целеустремленность — главное качество личности. Умение ставить цели — первая ступенька к успеху.
Подобные установки современной жизни вызывают закономерное желание родителей воспитать целеустремленного ребенка. В поисках ответов на вопрос, как воспитать целеустремленность у ребенка, многие отправляются бродить по Интернету, психологическим сайтам, различным форумам для родителей. Там их ждут простые и, на первый взгляд, дельные советы по воспитанию детей.
Советы по воспитанию детей: «Фантики»
«Учите детей ставить цели: от простой к сложной. Развивайте в ребенке умение доделывать начатое дело до конца и не бросать его на полпути, не перескакивать с одного на другое. Хвалите за успехи, будьте строги при неудачах. Обучайте дальновидности…»
Все понятно, как красивые блюда из кулинарной книги, а вот начинаешь готовить и понимаешь, что не все так просто, как кажется, и что что-то в рецепте не дописали, упустили. И приготовленное кулинарное чудо, подававшее блестящие надежды, далеко от нарисованного идеала. Если с последствиями неудачного ужина справиться достаточно легко, то вот провалы родительского воспитания дают о себе знать долгое время, иногда длиною в жизнь.
Нельзя научить собаку летать — это всем известно и ясно, но несмотря на прописную истину, родители и педагоги зачастую, не зная врожденных особенностей ребенка, во-первых, пытаются развить в нем то, что ему не дано от природы, а во-вторых, используют одни и те же методы, без учета индивидуальных особенностей.
В том числе, воспитывают у ребенка целеустремленность шаблонными путями. Но для кого-то они работают, для кого-то проходят впустую, а кому-то наносят непоправимую душевную травму.
Как воспитать ребенка: «Умный, но пассивный»
Тихий, спокойный, послушный ребенок. Много знает, много познавательных книг прочел. Старательный отличник. Терпеливый, дотошный. Ребенок, рожденный с анальным вектором. Вязкая психика, энциклопедичная память, стремление доводить начатое дело до идеального завершения. Однако ему трудно решиться начать новое дело. Все новое, как и резкая смена обстановки, создает для него ситуацию стресса.
В понимании анального ребенка целеустремленность — это доведение дела до конца, причем без сучка и задоринки. Родители и педагоги при воспитании ребенка с анальным вектором обычно допускают следующие ошибки: торопят выполнять задание, ругают за медлительность в принятии решения, постановке цели, упрекают в тугодумности.
На самом же деле, необходимо поддерживать его в начинании, корректно подталкивать к реализации целей с помощью похвалы, тогда хорошей привычкой для него станет сначала размышление о цели, потом ее постановка и пошаговое выполнение. Выработанный и закрепленный алгоритм действий — отличное подспорье для консервативного по своей сущности анального ребенка.
Как воспитать ребенка: «Быстрый, но не усидчивый»
Кожные дети отличаются активным поведением, логичным мышлением, любознательностью. Им нравится все новое, при этом быстро адаптируются к изменениям. Рациональные, прыткие. Легко начинают новое дело, но так же быстро его забрасывают, если оно их не заинтересовало.
Для кожного ребенка целеустремленность — это стремительная реализация цели, той которую он сам выбирает. Неверными действиями педагогов и родителей, обучающих и воспитывающих ребенка с кожным вектором, является желание развить усидчивость, заставить выполнять не то, что интересно, а то, что нужно, хвалить за положительный результат, заставлять доделывать начатое до совершенства и не хвататься за все сразу.
Кожный ребенок нуждается в ощутимом стимулировании своей деятельности, его гибкая психика позволяет делать несколько дел одновременно, делать пусть не идеально, но быстро, а также его надо воспитывать в дисциплине, четко соблюдать распорядок дня.
Нужно развить в нем заложенные свойства к самоограничению, ответственности, его лидерские задатки. Кожник амбициозен и стремится быть первым — это благодатная почва для того, чтобы развивать в нем целеустремленность. Соответственно, необходимо создать ему условия состязательности и реализации амбиций, он должен видеть, куда можно расти.
Как воспитать ребенка: «Талантливый, но своенравный»
Ребенок-сорвиголова. Прирожденный природный вождь. Ему не нужно никому доказывать свое превосходство — он и так это знает, чувствует. Огромный потенциал уретрального ребенка зачастую остается не раскрытым, потому что взрослые, ориентируясь на различные курсы по воспитанию детей, пытаются установить для него собственные правила, заставить выполнять то, что они считают нужным, подчиняться требованиям взрослых, учат знать меру.
После неудачных попыток восстановить родительский авторитет, утвердить свою власть над этим «неуправляемым», «дерзким» ребенком он даже может уйти из дома.
Для уретрального ребенка целеустремленность — это взгляд в будущее, цели —всегда за горизонтом и при приближении следующие — снова за горизонтом. И пусть другим она может казаться «нереалистичной», «недосягаемой», но для уретрального вождя нет границ, рамок — он сам устанавливает свои правила игры. Им нужно восхищаться, быть его регентом, советоваться с ним, но ни в коем случае не подавлять или ограничивать его широкую, милосердную натуру.
Как воспитать ребенка: «Сильный, но бесхарактерный»
Мышечные дети физически развитые, крепкие, спокойные, трудолюбивые. Соль земли. Воспитателям этого ребенка повезло — он послушен, исполнителен. Они недовольны одним — он не проявляет сам инициативу, не ставит собственные цели — его ведут за собой и он идет.
Некоторые родители, желая воспитать у него целеустремленность, отдают мышечного ребенка в спорт. В итоге он развивает свою мускулатуру, но так и не обучается целеустремленности. Вместо того чтобы стать человеком, приносящим обществу своей простой, земной работой пользу, он становится «грудой мышц», потенциальным орудием насилия для преступных главарей.
Кроме нижних векторов нужно учитывать верхние для определения верного курса воспитания целеустремленности у своего ребенка. Так, свои особенности в целеполагании дает каждый вектор — зрительный, звуковой, оральный, обонятельный. И в конечном итоге любое целеполагание — это выбор наиболее «вкусных» и адекватных данному вектору стимулов, к которому он безошибочно всегда будет стремиться.
Некоторые могут думать, что целеполагание, самоорганизованность, умение достигать желаемого — прерогатива взрослых людей. Однако, если ребёнок с детства не обладает навыками для получения желаемого самостоятельным путем, повзрослев, он может испытывать сложности с достижением целей. К чему это приводит?
- Дети надеются, что за них все сделают родители;
- сдаются при первых трудностях;
- не верят в себя;
- завидуют другим, считая себя ни на что не способными;
- пропускают многие удачные возможности в жизни.
Чтобы этого не случилось, ребёнок с детства должен понимать, что от него зависит результат исполнения его желаний. Для этого он должен уметь ставить и достигать цель. Дети сами не могут приобрести навыки, которым, даже взрослые обучаются, когда хотят, чтобы их желания исполнялись. Родители могут помочь ребёнку стать целеустремленным. Как — читайте в этой статье.
Цель для ребёнка
Быть целеустремленным — задача взрослых людей. Именно от их действий зависит то, в каких условиях будет жить семья, как станет чувствовать себя ребёнок, каким он вырастет. Однако, если исследовать области детской жизни, станет понятно, что и у них есть задачи, которые требуют выполнения. Какую цель может поставить ребёнок?
Умение быть целеустремленным доступно не только для подростков, когда они уже могут мыслить разумно, уметь отличать фантазии от реальности, но и для дошкольников. Первое время, когда малыш растет и познает мир, постановка цели в его жизни и способы ее достижения являются негласными. Для того чтобы учиться целеустремленности, ему необязательно слышать эти слова и тренировать навыки. Родители могут наблюдать за тем, на каком уровне развития они находятся — когда ребёнок упрямо пытается справиться с одеждой, доделывает до конца трудное дело, он проявляет активность и, скорее всего, достигает результата. О его целеустремленности свидетельствует способность расставлять игрушки по местам, взбираться на горку, разгадывать загадки, раскрашивать рисунок, поливать цветы. Закрепятся эти навыки в его личности или нет — зависит от родителей и их отношения.
Со временем, жизнь ставит перед ребёнком другие, новые цели — выполнять домашнюю работу, научиться кататься на роликах, велосипеде, освоить акробатические упражнения, овладеть игрой на музыкальном инструменте, написать контрольную работу, выступить на городских соревнованиях. Если ребёнок делает это легко и достигает успеха, можно говорить о его целеустремленности.
Обратная ситуация — капризы, лень, нежелание учиться, робость, неуверенность — говорит об отсутствии навыков целеполагания у детей. Иногда воспитание в семье приводит к тому, что дети не умеют ставить цели и добиваться их.
Ошибки родителей
Оценочные слова, критикующие фразы, негативное отношение матери и отца к деятельности ребёнка могут привести к тому, что, он не будет обладать навыками целеустремленности. От чего должны отказаться родители?
Делать за ребёнка то, что он может выполнить сам. Способность быть целеустремленным начинается с мелочей. Заправлять кровать, собирать портфель, складывать и вешать одежду, содержать личные вещи, игрушки и учебники в чистоте, ходить в магазин, одеваться и раздеваться самостоятельно, готовить уроки — сферы жизни, за которые отвечает ребёнок. Кроме этого, родители могут привлечь его нести ответственность за другую деятельность — ухаживать за аквариумными рыбками или хомяком, поливать цветы, выносить мусор, мыть посуду, пылесосить и так далее. Дети с удовольствием выполняют эти дела, если родители говорят о них легко и радостно, а не преподносят, как тяжкие обязанности.
Критика всего, что делает ребёнок. «У тебя руки-крюки», «Дай, я лучше сам сделаю», «Не трогай — разобьешь (испортишь)!», «Так и знала, что тебя ни о чем нельзя попросить» — эти и подобные фразы не только отбивают желание к деятельности, но, еще и заставляют ребёнка думать, что он неумелый и сделать что хорошо и правильно — это не про него. С таким настроем дети будут избегать активности и достижения целей, чтобы вновь не столкнуться с критикой. Родителям полезно отказаться от привычки критиковать все, что делает ребёнок, если они хотят воспитать человека, уверенного в себе, способного брать ответственность и переживать неудачи.
В каких случаях дети избегают целеполагания
Желая сформировать в детях навыки достижения целей, родители пытаются создать у них положительную мотивацию: «Получишь «пятерку» в году — я буду гордиться тобой, куплю тебе велосипед». Объясняют необходимость быть целеустремленным: «Сильные и умные люди достигают в жизни успеха — у них хорошая работа, много денег, их все уважают». Предупреждают: «Твой дядя ничего не умел и ничего не хотел — его жизни сейчас не позавидуешь». Сравнивают: «Федор из соседнего подъезда — большой молодец. Ты должен быть таким, как он».
Подобные попытки взрослых научить ребёнка ставить цель и получать желаемое, в большинстве случаев, заканчиваются неудачей, ребёнок будет избегать активности и целеполагания. Лучшее, что могут сделать взрослые — это хвалить, поощрять, ставить в пример известных, успешных людей, обращаясь к их сильным качествам характера, опираясь, при этом, на личные особенности ребёнка. Не стоит сравнивать его с другими детьми — это может привести к зависти и злости. Предупреждение похоже на запугивание — дети, в таких случаях, могут пытаться избегать активности из-за страха совершить ошибку. Для развития целеустремленности нужна радость и сильное желание получить то, что хочется. Эти чувства появляются в том случае, когда родители гордятся детьми не только за заслуги, но, еще и просто так.
Дети, также, станут избегать целеполагания, если видят, как трудно родителям получать желаемое, как они страдают от этого — ходят на нелюбимую работу, не отдыхают, нуждаются, жалуются, терпят. В таком случае, речь идет не о целеустремленности, а том, чтобы кое-как справляться с жизнью. Тогда, взрослые, если они хотят, чтобы дети жили по-другому, должны задуматься над собственной жизнью и отношением к целям — решиться на перемены, больше заботиться о себе, не бояться просить помощи, воплощать в жизнь новые идеи без страха ошибиться.
Практические упражнения для детей
Ребёнок учится через игру. Это нужно учитывать родителям, когда они хотят привить ему навыки активности и повысить мотивацию. Рассказы о том, как важно быть целеустремленным не всегда помогают, гораздо эффективнее — игры и упражнения. Ребёнок вместе с родителями может писать на стене или ватмане цель — что он хочет получить и задачи к ней — что для этого нужно сделать.
Дети не будут забывать о цели, если она визуально находится рядом, и родители поддерживают их на этом пути, помогают, советуют.
Что такое целеустремленность? Это иметь ясную и определенную цель, стремиться к ее достижению.
Известный американский изобретатель Томас Эдисон считал, что секрет гения – это работа, настойчивость в достижении цели и здравый смысл.
Если у человека есть цель, то действия по ее достижению сопровождаются эмоциями радости, приятного напряжения и даже приятной усталости.
Как воспитать целеустремленность? Для ответа на этот вопрос следует понять структуру целеустремленности, выяснить, из каких действий и умений она складывается.
Говоря о воспитании целеустремленности у детей, следует учесть возрастные особенности дошкольников, чтобы определить, какие элементы целеустремленности могут быть заложены на соответствующем возрастном этапе.
Целеустремленными не рождаются, ими становятся, но не вдруг, а постепенно.
В воспитании целеустремленности у дошкольников можно выделить два этапа. Первый под названием «фундамент целеустремленности» соответствует возрасту старшей группы детского сада, а второй – «детская целеустремленность» — возрасту подготовительной группы.
В соответствии с возрастными особенностями детей старшей группы формируется содержание данного этапа, предполагающее знакомство дошкольников на примере литературных произведений с целеустремленностью как характеристикой человека. На доступном примере (сказке, истории) дети рассматривают ситуацию, в которой персонаж ставит себе цель и добивается ее в течение определенного периода времени, преодолевая трудности и препятствия.
Важно акцентировать внимание на поиске персонажами путей, способов достижения цели. Поскольку для целеустремленности актуально не только «Что я хочу достигнуть?», но и «как я могу это сделать?», то, беседуя с ребенком о сюжете истории, необходимо задать вопрос: «А что конкретный персонаж делал, чтобы достигнуть цели?».
Большое значение имеет гордость своими достижениями. Эмоции – важный стимул любого развития. После рассказа воспитанника о своем достижении следует спросить у него: «Этим можно гордиться?», чтобы ребенок прочувствовал эмоции сильнее. При этом независимо от его ответа педагог должен подтвердить, что, несомненно, этим достижением можно гордиться.
В ходе работы с детьми подготовительной группы необходимо активизировать в словаре слово «цель» — то, что ребенок хочет достичь. так, беседуя, можно спросить, например — «Что бы ты хотел научиться делать в ближайшее время?». Когда ребенок ответит «поднимать детские гантели», педагог поможет сформулировать цель: «Итак, твоя цель – научиться поднимать детские гантели». Когда ребенок что-то делает, следует периодически задавать вопросы типа: «Какая у тебя цель? Чего ты хочешь достичь, что сделать?».
Психологические исследования показали, что деятельность более точно и активно регулируется, если цель формулируется конкретно, а не общими словами.
Чем более конкретный образ желаемого сформируется у ребенка, тем понятнее ему будет «куда он идет» и к чему стремится. Поэтому, если дошкольник сказал, что хочет научиться поднимать гантели, необходимо задать ему вопросы, которые помогут ребенку представить свое желание более конкретно, например — «Сколько раз ты хочешь поднимать гантели?», «Как поднимать: от плеча вверх или с низу вверх?». Другими словами, педагог вопросами помогает дошкольнику представить конкретную цель. В этом и заключается искусство взрослого – задать нужный вопрос.
Важно, чтобы ребенок выбирал трудные, но достижимые цели, поскольку достижение трудного, высокого результата позволяет радоваться и гордиться собой, а легко достижимые цели не дают такого всплеска позитивных эмоций. Вместе с тем цель должна быть достижима для конкретного ребенка (исходя из его возможностей и особенностей, иначе ситуация станет для него стрессом.
Задача взрослого – зная возможности конкретного ребенка, помочь ему принять трудную, но достижимую цель. Это тоже можно сделать в процессе диалога с дошкольником, например — «Если сейчас мальчик Ваня поднимает гантели 7 раз. То насколько достижимо его желание научиться поднимать их 15 раз? Может быть, 12 достаточно?».
Деятельность по достижению цели будет более организованной, если ребенок осознает, к какому времени он хочет достичь цели.
Конечно, представления дошкольника о времени еще недостаточны, поэтому разговор о нем – искусство взрослого: можно воспользоваться известным ориентиром, например, к лету, к приезду брата. При этом можно высказать собственное мнение, например — «Я думаю, тебе потребуется целых четыре недели». Итак, можно спросить ребенка: «А за какое время (за сколько дней или недель) ты хочешь достичь своей цели – научиться поднимать гантели 12 раз?».
Цель больше вдохновляет, если она важна и значима, поэтому нужно обязательно порадоваться за ребенка и похвалить его за желание учиться и чего-либо достичь.
Не менее важно напоминать ребенку о его прошлых достижениях. Например, «Вспомни, как долго тебе пришлось учиться хорошо ездить на велосипеде, но ты научился!». Это поможет дошкольнику поддерживать веру в себя, свои силы в случае трудностей, неудач, когда нужно долго чему-нибудь учиться.
Воспитание целеустремленности, как и воспитание в целом, должно проходить при активном участии членов семьи дошкольника. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей имеет особое значение для сопровождения ребенка в достижении им поставленной цели. Совместное обсуждение, интерес и поддержка позволяют дошкольнику получить позитивный опыт успешного целеполагания и целедостижения, осознать его и гордиться этим.
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.
Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.
Вы когда-нибудь думали над тем, в чем секрет успешных предприятий? Одним из таких секретов является настойчивость тех, кто затеивал эти предприятия: они не пасовали перед трудностями, а упрямо шли к своей цели. И это качество успешные люди развивали именно в детские годы.
Как развивать в ребенке настойчивость, если он отказывается от предложенного ему дела и уходит в сторону сразу же, как только у него что-то не выходит?
В жизни малышей трудностей немало. Им надо делать первые шаги во всем, что нам кажется элементарным: научиться держать предметы в руках, пользоваться горшком, есть ложкой, завязывать шнурки и одеваться. И родители уже в этот период могут заметить, насколько настойчив их малыш в достижении какой-либо цели.
Ваш ребенок быстро сдается? Ему далеко не всегда интересно добиться результата, несмотря на ваши попытки убедить его в обратном? В такие минуты он плачет и кричит, а вы и вовсе теряете самообладание?
Чтобы понять, как развить в ребенке настойчивость и упорство, важно разобраться в векторном наборе своего малыша и учитывать его при любых воспитательных мероприятиях, будь это принципы гендерного воспитания или развитие талантов.
Медленно, но верно
Детей с анальным вектором можно научить настойчивости, трудолюбию – у них для этого есть все задатки. Однако сами эти умения в полном объеме вряд ли могут раскрыться, так как во всем, что касается развития детей с анальным вектором, очень важна поддержка мамы.
Таких малышей важно правильно мотивировать – хвалить за дело, но не переходить грань и не засыпать их потоком комплиментов. Привыкший к необъективной похвале (например, за то, что он уже давным-давно научился делать), ребенок ожидает ее за любые действия (причем хорошо знакомые, уже давно изученные). И если появляется новое занятие, требующее прикладывания дополнительных усилий, ребенок может быстро отступить: во-первых, нужно сделать что-то сложное, за что он не сможет получить немедленной похвалы; во-вторых, боязнь всего нового, характерная для анального вектора, вводит его в ступор.
Впрочем, дети с анальным вектором, которых адекватно хвалят (то есть вместо стандартного: «Какой ты молодец!» – используют что-то вроде: «Смотри, как ты хорошо подумал, поработал и благодаря этому справился с заданием!») и поддерживают в любых начинаниях, с ранних лет учатся проявлять настойчивость и решительность (а не упрямство и склонность к сомнениям).
В обучении малыша с анальным вектором как нельзя лучше работает система разбивки материала на отдельные составные части. Берите небольшие задания, материал которых можно закреплять в игровой форме. И обязательно объединяйте и повторяйте пройденные темы – чем больше вы будете повторять изученный материал, тем лучше его усвоит малыш с анальным вектором. И скучно ему не будет, поверьте: наоборот, он будет чувствовать себя в нем увереннее.
Не настойчивость, а самоуверенность
У детей с кожным вектором другие трудности: они прирожденные лидеры и во всем стремятся к успеху, однако слишком импульсивны, хотят всего и сразу, не умеют проигрывать и доводить дело до конца. Однако если в воспитании настойчивости у такого ребенка вы будете использовать знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, ребенок окажется не просто настойчив, но и успешен в жизни.
Прежде всего, родителям малыша с кожным вектором нужно понять, что настойчивость в его случае – это не усидчивость, как в примере с ребенком с анальным вектором, а умение добиваться цели, не опуская руки на полпути. Как развить настойчивость у этого прыткого и верткого человечка?
Детям с кожным вектором очень важно быть во всем победителями – в играх с родителями и сверстниками, в учебе и спорте. Однако в раннем возрасте побеждать всегда у них еще не получается: прежде, чем стать лучшими во всем, им нужно научиться самодисциплине и самоограничениям, научиться быть ловкими и быстрыми, быстро соображать и адаптироваться к меняющейся действительности. А на это нужны годы и соответствующее воспитание.
А пока такой ребенок мал, он сильно расстраивается, если у него не получается выигрывать, и проигрыш больно бьет по самолюбию. Родителям кожников нужно знать об этой особенности их характера и использовать ее во благо: подогревать соревновательный дух, вводя игры, в которых будет только один победитель, в рутину каждого дня. Благодаря этому малыш станет спокойнее относиться к проигрышам, но желание добиваться поставленной цели станет крепнуть.
Обязательно нужно развивать такого ребенка в спорте. Не только потому, что спорт полезен кожнику для развития тела, но и потому, что спорт дисциплинирует и организует. Польза от правильно подобранного спортивного кружка обязательно скажется и на характере вашего ребенка: он станет более собранным и целеустремленным.
Напоминайте ребенку с кожным вектором об успехах. Но не просто ради похвалы, а для того, чтобы он стал еще более настойчивым. А также научитесь с ним договариваться (кожники это и сами обожают!). Например, занятия в бассейне, пусть и с эпизодами соревнований, могут показаться ему скучными. Но если вы договоритесь, что при условии успешного обучения в бассейне летом вы поедете с ним на море, он намного быстрее будет схватывать обучающую часть тренировок.
Не стесняйтесь поощрять такого ребенка за его успехи материальными подарками – новым компьютером, планшетом, телефоном, велосипедом и так далее. Увидев зависимость между своими успехами и вещами, о которых он так сильно мечтал, ребенок с кожным вектором будет более настойчив в достижении цели.
Все оттенки настойчивости
Развитие настойчивости в любом векторе будет иметь свои особенности и даже свою трактовку слова «настойчивость». В случае с анальным вектором настойчивость больше напоминает упорство и усидчивость, в случае с кожным – целеустремленность. Уретральный ребенок и без того настойчив – настолько, что здесь родителям больше нужно заботиться не о том, как ее развивать, а как ее понимать и как с ней уживаться, чтобы не мешать развитию такого малыша. В случае с мышечниками и настойчивостью – здесь скорее нужно вести разговор о мышечной монотонии, состоянии монотонного действия.
Верхние вектора (звуковой, зрительный, оральный, обонятельный) добавляют индивидуальных черт в портрет ребенка, а значит, и вопросы о воспитании настойчивости дополняются различными рекомендациями. Так, задания для развития упорства у эмоционального зрительного ребенка могут дополняться играми, в которых участвует воображение. А упражнения для воспитания настойчивости у звуковика – сложными умственными задачами, которые придутся по вкусу задумчивому ребенку, в потенциале гению или даже вундеркинду. Но поскольку таких нюансов очень много, уместить их в скромный формат статьи невозможно.
Полное же понимание того, как именно развивать настойчивость у вашего ребенка, приходит после тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана: он дает огромный объем знаний по каждому вектору, который вы без труда сможете применять в повседневной жизни.
Адекватная самооценка, умение ставить цели и достигать их, учиться на ошибках — эти качества помогают во всех сферах жизни. Излишняя скромность или безынициативность мешают развитию, духовному, физическому, социальному росту. Ребёнок, с детства привыкший добиваться желаемого, работать над собой и отношениями с другими людьми, лучше адаптируется в новой среде. Сбросить лишний вес, исправить оценку в четверти, добиться руки и сердца возлюбленной, повышения на работе — для всего этого требуется упорство, оптимизм и вера в себя. Развивать эти свойства характера лучше с детства.
Целеустремленность — врожденное или приобретенное качество?
Врожденный темперамент и характер сильно влияют на поведение человека. Есть робкие и застенчивые дети, которые смущаются в присутствии чужих людей, не любят быть в центре событий. Уверенные в себе и эмоциональные ребята стремятся обращать на себя внимание окружающих, легко нарушают запреты и не слишком заботятся о своей репутации.
Хотя с непослушным ребёнком трудно в детстве, из него часто вырастает целеустремленный взрослый. Нерешительным отличникам с безупречным поведением бывает сложно продвигаться по карьерной лестнице, их опережают более проворные и хитрые конкуренты.
Родителям стоит поддерживать доверительные отношения с детьми, делиться с ними своими планами и опытом. Интересоваться и анализировать их достижения и неудачи. Ребёнок, который чувствует поддержку и знает, к кому обратиться за советом, быстрее учится и взрослеет. Ему важно уметь отстаивать свои интересы, добиваться намеченного, не выходя за рамки дозволенного.
Ошибки, которые допускают родители при воспитании детей
Примерно с трех лет ребёнок начинает проявлять самостоятельность, говорить о себе в первом лице. Можно позволять ему самому застегивать куртку, надевать кеды, есть ложкой йогурт, нести пакет из магазина, даже если это занимает много времени. Не стоит ругать малыша за промахи, лучше концентрироваться на удачных попытках и поощрять инициативу.
Лишая ребёнка самостоятельности, родители выстраивают с ним авторитарные отношения. Позже они решают, чем ему заниматься в свободное время, с кем дружить, где учиться. У подростка не вырабатывается навык целеполагания, он делает, что велят. Либо наоборот устает от давления и отказывается подчиняться: прогуливает учебу, связывается с плохой компанией.
Воспитание детей — сложный процесс, в котором важно знать меру. Для формирования адекватной самооценки детям полезно слышать правдивую критику и похвалу. Не стоит безосновательно внушать ребёнку, что он лучше всех. В возрасте 5-6 лет он осознает, что у всех разные способности и таланты. Одни люди хорошо поют, другие лишены музыкального слуха, так же с учебой, рисованием и т.д. Можно улучшать собственные результаты, но не пытаться успеть все.
Избалованный ребёнок, которому покупают игрушки по первому требованию, лишен мотивации к деятельности. Трудно увидеть смысл в учебе и работе, если без проблем получаешь все, что захочется. Дети богатых людей нередко не находят места в жизни. Чтобы этого не происходило, родители учат сыновей и дочерей ценить подарки и чужой труд.
Отсутствие внимания тоже имеет неприятные последствия. Дети, родители которых не принимают участия в их жизни, часто растут неуверенными в себе, быстро сдаются и не решаются на новые попытки.
Как помочь ребёнку развить силу духа?
Развивать силу духа можно с детских лет. Предлагать ребёнку игры, требующие усидчивости и внимательности, ловкости и аккуратности. В развлекательной форме малыш учится не сдаваться, менять подход к ситуации. Сначала пирамидки, мозаики и пазлы, позднее — конструкторы, дженга, настольные и спортивные игры порождают стремление к победе.
Злость и раздражение — эти эмоции часто настигают детей, когда у них что-то не получается. Сердятся и родители, делая по несколько часов уроки с дочерью или сыном. Иногда полезно отвлечься, сделать перерыв, попить чай или перекусить, обсудить новый план действий и приступить к его реализации.
Признание даже небольших побед очень важно для детей вне зависимости от возраста. Мамы и папы придумывают поощрения за хорошие оценки или спокойное поведение в кресле у стоматолога. Позитивное закрепление — полезный инструмент мотивации. Осознание того, что за стараниями следует вознаграждение, хорошо стимулирует.
Спортивные секции способствуют развитию силы воли. Это та сфера, в которой закаляется характер, а результат работы можно увидеть и оценить на соревнованиях. Важно лишь подобрать спортивное направление, которое нравится ребёнку и приносит удовольствие от достижения в нем новых высот. Кубки, грамоты, медали занимают почетное место на полке дома и напоминают о победах.
Правильные ценности и принципы помогают человеку не погрязнуть в гонке за материальными ценностями. Важно чтобы старания ребёнка оценивались не только в игрушках, деньгах, смартфонах. Наградой может быть одобрение и гордость родителей, возможность провести свободное время с семьей или друзьями, начать вести самостоятельную взрослую жизнь.
Почему трудолюбивым людям не всегда легко строить отношения?
Работящие, волевые люди иногда пренебрегают личными отношениями. Они проявляют прямолинейность, решительность, граничащую с резкостью и грубостью. На пути к мечте они отодвигают на задний план не только свои, но и чужие чувства. Чтобы этого не происходило, не желательно внушать или демонстрировать ребёнку, что цель оправдывает средства.
Настойчивым и успешным людям нередко сложно из-за зависти или обид со стороны окружающих. Человек, который добивается всего своим трудом, восхищает далеко не всех. Люди часто не могут смириться с собственной несостоятельностью, ленью, нерешительностью и пытаются очернить тех, кто ставит цели и идет к ним.
Трудно нравиться всем, но единомышленники и друзья найдутся, если поступать по совести, не идти по головам, не участвовать в интригах, распространении сплетен. Лучше больше времени уделять саморазвитию и получать удовольствие от жизни.