Ваш ребенок идет в детский сад? Все родители хотели бы, чтобы этот этап прошел легко, спокойно, чтобы малыш с удовольствием и без криков сразу же пошел в детский сад. Но так бывает довольно редко. Чаще дети первые несколько дней или недель плачут, не хотят отпускать маму. И в этом нет ничего необычного. Для ребенка начало посещения садика — это стресс. И наша с вами задача — смягчить его настолько, чтобы он прошел незаметно и без неприятных последствий. Чтобы адаптация ребенка в нашем детском саду прошла как можно легче и быстрее, применяйте 10 правил:
1) За одну-две недели до начала посещения садика приучить ребенка к режиму, который установлен в саду и ввести в рацион ребенка блюда, которые готовят в детском саду.
Таким образом на 2 стрессовых момента станет меньше. Ребенок должен привыкнуть просыпаться утром (например, в 7:00), спать днем с 13:00, завтракать и обедать примерно в то же время, что и в саду. Тогда ему будет легче привыкать к его условиям. Первые посещения детского сада желательно ограничить по времени: не более 2 часов. Детская психика очень быстро перегружается впечатлениями, поэтому для начала хватит и этого времени. В течение недели стоит понемногу увеличивать время пребывания.
2) Обучите навыкам самообслуживания
Попробуйте научить вашего ребенка одеваться, раздеваться, есть ложкой, отучите от одноразовых подгузников. Конечно, если вам приходится отдавать ребенка в детский сад в очень раннем возрасте, то эти навыки могут быть еще не сформированы на достаточном уровне. Главное, чтобы ребенок хотел и пробовал делать это самостоятельно, а также умел попросить о помощи.
3) Сформируйте положительную установку на детский сад
Никогда не пугайте ребенка помещением детского сада. Такие фразы, как: “Успокойся, иначе отведу в сад”, “Вот пойдешь в садик — увидишь!” способны сформировать у ребенка установку на то, что в саду плохо и его следует избегать всеми силами. Не используйте фразы, содержащие негатив для ребенка (“А в саду тебе придется такое есть!”, “Вот пойдешь в садик, а там надо делиться с детьми!”) Рассказывайте о садике, гуляйте возле него, наблюдайте за детьми на его площадке, комментируя все, что увидели. Не обманывайте ребенка! Говорите так, как есть.
4) Научите ребенка отпускать маму, играть самостоятельно игрушками.
Конечно, не у всех есть такая возможность, но хорошо, если у ребенка есть регулярный опыт того, что мама отлучается на несколько часов, а малыш в это время остается с папой, бабушкой, няней. Дети, которые никогда не расставались с мамой, так же, как и те, у которых был неудачный опыт такого расставания, могут дольше адаптироваться к детскому саду.
5) Обучите навыкам общения
Покажите ребенку, как делиться игрушками, как просить игрушку, как обращаться к взрослым. Эти навыки пригодятся ему в группе детского сада буквально с первого же дня.
До посещения детского сада мы рекомендуем прийти в наши центры на занятия в группах «Мама и малыш». Это позволит ребенку уже а раннем возрасте: научиться взаимодействовать с другими детьми; узнать, что такое занятие; понять, что необходимо слушать и слышать взрослых.
6) Общайтесь с воспитателями в детском саду с уважением и доброжелательно
Ребенок очень внимательно следит за вашими эмоциями, реакциями, поведением. Таким образом, он относится к другим людям так, как вы относитесь к ним, он принимает ваше отношение. Поэтому, придя в детский сад впервые, ребенок должен почувствовать и понять, что воспитатель — это “добрая тетя”, потому что мама с ней приветлива, спокойна и доброжелательна.
7) Обязательно прощайтесь, не убегайте, оставляя ребенка
Это касается не только детского сада, но и любых моментов расставания. Ребенку гораздо легче понять, что мама идет и скоро вернется, а не куда мама внезапно делась. В последнем случае дети начинают придумывать, что мама бросила их и больше никогда не вернется. Тогда начинаются слезы, переживания, истерики, нежелание отпускать маму ни на секундочку.
8) Давайте ребенку больше внимания, тепла, ласки
Малышу, который начал ходить в детский сад, уделяйте больше внимания, тепла, ласки, больше обнимайте, демонстрируйте свою любовь, больше времени проводите вместе. Таким образом вы компенсируете ту нехватку общения с мамой в течение дня и еще раз убеждаете, что мама продолжает любить, а не оставляет в саду, потому что больше не любит.
9) Если ребенку трудно расставаться с мамой, пусть отводят в детский сад кто-то из других родственников (папа, бабушка и т. д.)
Не всегда это возможно, но желательно следовать этому правилу хотя бы на первых порах. Помните, ребенок чувствует вашу тревогу! Поэтому стояния под дверью группы и прислушивание к тому, что там происходит, хождение вокруг сада и “заглядывания в окна” ни к чему хорошему не приведет. Ребенок, который ощущает мамину тревогу или страх, начинает сам бояться и думать, что в саду с ним может случиться что-то неприятное. Для такого ребенка период адаптации может не заканчиваться очень долго — пока мама не успокоится и не отпустит свои переживания.
10) Принимайте чувства ребенка
Исключить нотации, убеждения. Если ребенок плачет в саду, скучает по маме, никогда не запрещайте его чувства, не старайтесь сразу же убедить, что эти чувства напрасны. Просто примите их, покажите, что вы понимаете, что это нормально так чувствовать. Скажите: «Да, я вижу, ты очень скучал/скучала!» «Тебе было страшно, грустно, печально…», «Тебе хочется поплакать, поплачь!» Более подробно об отражении и принятии детских чувств можно прочитать в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Необходимо помнить, что адаптация у всех детей протекает по-разному. Кто-то уже на третий день радостно бежит в детский садик, кто-то месяцами плачет по утрам, не отпуская маму. Детские психологи утверждают, что насильно пытаться «сдать» ребенка в детский садик не стоит, ведь гораздо лучше будет, если он будет посещать детский сад с радостью и удовольствием.
Сейчас детские психологи и педагоги уверены в том, что чем более мягкой и плавной будет адаптация ребенка к детскому саду, тем меньше впоследствии возникнет проблем со здоровьем и общением со сверстниками.
Одно из первых серьезных испытаний для малыша это поход в детский сад. В этой статье хотелось бы подробно остановиться на вопросах, связанных с подготовкой малыша к дневному сну в новой обстановке.
В процесс сна ребенок до этого посвящал не такое уж большое количество людей. Как же сделать так, чтобы адаптация к садику прошла самым благополучным образом?
1) Постарайтесь за 2 месяца решить вопросы с нормализацией дневного сна дома. Ребенку пора научиться засыпать в кроватке, и желательно, чтобы кто-то ещё кроме мамы мог его уложить.
2) Если вы сторонник длительного грудного вскармливания и кормите «вокруг снов», то с особенной скрупулёзностью обратите внимание на то, что малыш в саду будет засыпать без вас и утешительного сосания. Заручитесь поддержкой близких родственников или няни в том, чтобы научить малыша засыпать не только под грудью.
3) Если вы еще не сделали этого, откажитесь от сна в движении, на улице, т.к. ребенок в садике будет спать в своей кроватке. В целом, старайтесь приблизить условия сна к тем, которые вы помните ещё со времен своего сада. Не так много перемен коснулось этой стороны жизни.
4) Важно заранее начать соблюдать режимы снов и кормлений, с которыми встретиться ребенок в саду. Разговоры о том, что ребенок быстро привыкнет к новым условиям и режиму, не всегда основательны, даже если считать, что кроха начнет делать все «за компанию». Дневной сон обычно начинается около 13:00 и продолжается до 15:00. Если малыш не может уснуть в 13:00, т.к. поздно просыпается утром – за несколько дней до похода в сад постепенно сдвиньте на более раннее время подъема.
5) Если вы видите, что ребенок утром вялый, хочет ещё полежать в кровати, значит, он не выспался — вечернее время укладывания на сон надо сместить на более ранее время. Для ребенка в возрасте 3 лет лучшее время для засыпания на ночной сон в 19:30, строго не позднее 20:00.
6) Сохраните режим дня и во время выходных.
7) В момент подготовки к детскому саду, если у малыша ещё нет любимой игрушки, сходите в магазин вместе с ребенком, выберите мягкого плюшевого любимца, устройте настоящий праздник знакомства этой игрушки со всеми членами семьи. Вечером включите его во все ритуалы подготовки ко сну. (Например, «мишка смотрит, как купается наша доченька, мишке очень понравилась сказка, теперь мишка устал и хочет спать с тобой, он будет вместе с тобой смотреть сны.») Каждый день приучайте ребенка к любимой игрушке, постоянно разговаривайте с ней, играйте. Приучите малыша к вопросу: «Понравилось ли мишке на прогулке?» Сначала отвечайте на него сами, изменив голос, словно это медвежонок разговаривает. Через несколько дней попросите ответить ребенка за мишку. Когда ребенок привыкнет, полюбит и целиком примет игрушку, ему не будет так одиноко в момент укладывания в кроватку в садике. Вечером же вы узнаете от ребенка, что же мишке понравилось, а что нет в саду, хорошо ли мишка спал. Ребенок не может ещё подробно рассказать о себе, т.к. личные переживания мешают, а о состоянии мишки рассказать гораздо легче.
8) Сон в не совсем знакомом месте всегда вызывает стрессовую реакцию, поэтому непосредственно перед походом в детский сад обязательно расскажите ребенку, что с ним будет происходить. Объясните, что обед превратится в поход в кафе, он будет кушать с другими ребятами за одним большим столом; что у него будет своя уютная кроватка. Поделитесь своими чувствами гордости и радости за первые самостоятельные успехи ребенка за пределами дома. Ведь и правда, он настоящий гений, если успешно справляется с адаптацией к детскому саду!
9) Не оставляйте ребенка в первый же день на дневной сон в детском саду, ему будет легче адаптироваться, если он начнет знакомиться с ребятами и воспитателями уже после дневного сна, во время прогулки. Его может заинтересовать совместная игра. Второй аргумент за общение во второй половине дня заключается в том, что малыш не увидит утренних слез других детей при расставании с мамами. Именно этот момент может насторожить вашу кроху, и вместо желания посмотреть, что творится за дверью группы, он может быстро рвануть к выходу.
10) Будьте спокойны и уверенны, доверяйте опыту воспитателей, относитесь к ним как к близким, уважаемым и любимым людям. Расскажите воспитателям об особенностях сна вашего ребенка. Ну что, посидели на дорожку, приготовились, а теперь — в путь!
1. Родителям необходимо заранее познакомиться с ясельным режимом дня и постараться дома придерживаться его, как можно точнее. Ведь основные трудности чаще всего возникают из-за того, что дома он живет совсем по другим биологическим часам. Малыш и так находится в состоянии эмоционального стресса: его разлучили с родными и близкими людьми, оторвали от привычной обстановки, а тут еще и ломка привычного режима
2. Очень многое в процессе адаптации детей зависит от родителей: от их настроя, их отношения к воспитателям и детскому учреждению вообще. Если близкие будут рассказывать ребенку только хорошее о детском садике, о воспитателях, об интересных занятиях и красивых игрушках – это отношение и настрой передадутся малышу, и он с удовольствием захочет пойти в садик.
3. Хорошо если у малыша есть братья, сестры и многочисленные родственники, с которыми он имеет возможность часто общаться. Но, если у ребенка нет даже двоюродных братьев и сестер, я советую чаще бывать с ним в «обществе» таких же, как он малышей и в обществе их родителей (это может быть парк, двор, аллея и прочие места отдыха). Можно также прийти с ребенком в ясли, в то время, когда воспитатель с детьми гуляют на участке и погулять вместе с ними. Видя, что мама рядом, малыш будет спокойно играть с детьми. Имея хоть небольшой опыт общения ребенок, войдя в группу, не испугается новых, незнакомых ему детишек и взрослых, а скорее потянется к ним.
4. Многие мамочки, конечно из лучших побуждений, очень долго дают своим детям грудь. Несомненно, материнское молоко очень полезно для маленького ребенка. Но, если вы решили отдать ребенка в ясли, необходимо заранее (не менее чем за месяц) отучить его от груди. Малыш, находящийся на грудном вскармливании, очень сильно привязан к матери и разлука может плохо сказаться на его душевном здоровье и усложнить адаптацию.
5. Иногда в детский сад приводят малышей, которые не только не умеют самостоятельно пользоваться ложкой и чашкой, а вообще не знакомы с этими столовыми предметами. Некоторым родителям проще дать малышу бутылочку с жидкой кашей или соком, чем кормить его с ложечки и поить из чашки. В результате у ребенка своевременно не формируется ни жевательный, ни глотательный рефлекс, и он не ест пищу, приготовленную в детском саду. Это сильно усложняет привыкание к новым условиям. Поэтому, рекомендуем родителям приучать малыша кушать с ложки густую и жидкую пищу и пить из чашки. Имея эти навыки, ребенок будет чувствовать себя намного увереннее и спокойнее.
6. Бывают такие случаи, что ребенок не приучен кушать за столом. Он бегает по дому, а мама или бабушка с ложкой и тарелкой носятся по всей квартире за ним, лишь бы он что-нибудь съел. Воспитателям приходится очень трудно переучивать такого малыша. Он плачет, сопротивляется, отказывается садиться за стол, не понимает, почему его не кормят так, как он привык. Поэтому, как только ребенок начал уверенно сидеть, приучайте его кушать за столом без сказок, мультфильмов и игрушек. Малыш должен понимать, что прием пищи это не баловство, а серьезное мероприятие.
7. Будет не плохо, если родители заранее познакомятся с меню детского учреждения и постараются следовать ему и дома. Процесс привыкания к новой пище пройдет легче и незаметно для малыша.
8. Многие детки приходят в группу в памперсах, но проблема не в этом. Бывает, что они даже не знакомы с горшком. В яслях мы высаживаем детей на горшок часто и малыши, которые не приучены к нему, отказываются на него садиться, плачут, проявляют испуг, закатывают истерику. Все это очень сильно отягощает адаптацию и может стать причиной нежелания ходить в ясли. Поэтому, настоятельно советуем родителям, чтобы знакомство с этим предметом туалета проходило задолго до поступления в дошкольное учреждение. А еще лучше, если ребенок отучен от памперсов и привык самостоятельно пользоваться горшком. Тогда он себя будет чувствовать в яслях более спокойно и уверенно.
9. Очень важным моментом в режиме дня маленького ребенка является дневной сон. Он положительно влияет на психическое и физическое здоровье. Все знают, если малыш не поспит днем, вечером будет капризничать. Сейчас стало модным, что дети спят вместе с родителями. Даже укладывая на дневной сон, многие мамы ложатся вместе с ребенком и укачивают его. Надо понимать, что воспитатель не может ложиться на кроватку с ребенком, а малышу не понятно, почему он должен засыпать в кроватке один. Он плачет, протестует против такого укладывания. Чтобы ребенок спал спокойно в детском садике, важно заранее приучить его самостоятельно засыпать в детской кроватке и без укачиваний.
10. Малышу будет намного легче адаптироваться в детском учреждении, если родители научат его простым первичным навыкам самообслуживания, т.е.: самостоятельно снимать и надевать трусики, колготки, носочки и обувь. Более уверенный в себе и своих умениях ребенок, быстрее и легче привыкнет к новой обстановке, к детскому саду.
Из года в год, наблюдая за детьми, мы видим, что подготовленные родителями детки, быстрее привыкают к яслям, легче адаптируются, находят общий язык со сверстниками, меньше плачут и скучают по близким, и, как правило, меньше болеют.
От всей души желаем вашим малышам легкой адаптации и крепкого здоровья!
Сыну 1 год и 8 месяцев, вторую неделю ходим в садик на 1-1,5 часа, постоянно плачет, ходить отказывается.
Интернет форумы советуют разные методики приучения, хочется услышать мнение участников сообщества.
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Нам почти три. Вчера мы первый раз пошли в садик, на один часик сначала, маме разрешили без проблем присутствовать этот час с сыном. Сегодня уже почти два часа они там провели. С мамой не капризничает, бегает играет. Группа разновозрастная, наша группа пока еще не сформирована.
вообщем, пришел мой час)))
первое время нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО ходить с ребенком в сад и играть с ним, или находиться в зоне его видимости, когда ребенок привыкает к обстановке, окружению, детям (у всех по-разному, но примерно 1-2 недели), можно приходить с ним, играть, потом исчезать на недолгое время, так постепенно он привыкает к тому, что там будет находиться один. В среднем, опять же зависит от ребенка, адаптация может проходить до 4 месяцев.
В любом случае, ни в коем случае нельзя делать что-то резко и тем более с насилием! Важно понимать, что в возрасте до 3 лет единственно важным человеком в жизни ребенка является мама. Если неправильно адаптировать к садику или не адаптировать вообще, то сложностей потом не оберетесь.
Не во всех садах мамам разрешают находиться в группе.
не имеют права запретить маме находиться рядом с ребенком, тем более таким маленьким. А если запрещают, то надо много раз подумать о том, что они скрывают (ведь есть причины, почему не хотят нахождения взрослого в группе) и вопрос компетенции воспитателей тоже встает остро.
у нас запрещают мамам сидеть, т.к другие дети нервничают от присутствия чужих
я вам как детский психолог скажу — дети не нервничают из-за присутствия других взрослых, нервничают воспитатели. Их можно понять, они не хотят оценки взрослого. ну тут вопрос выбора каждой мамы… моральное здоровье ребенка или угода воспитателю.
В этом случае, если в ДС есть штатный психолог, то можно подключить его к адаптации малыша
скорее так и есть.
ребенка забирают. дверь закрывают, говорят если будет плохо позвоним.
жена ходит вокруг садика, больше всего пробыл там 1 час 20 минут, но поел. плачет 50/50.
когда приходит забирать жена, прыгает на руки, кладет голову на плечо и с рук не слезает до вечера
на самом деле, любой психолог и хороший педагог вам скажет, что нельзя резко бросать малыша. Он чувствует себя покинутым, брошенным. Естественно плачет. От этого ни удовольствия от садика, ни близости с родителями не будет. Если все же решили отдавать такую малышню, то этому надо уделить много времени и стараний, чтобы потом все было хорошо.
Кстати, не знаю, как у вас, а у нас была цела разработанная программа адаптации, прям пошаговая инструкция, которую разработала психолог, согласовала с педагогами, а потом еще и родителей учили.
вся наша программа.
1. приводить утром, голодным в с 8 — 8,30
2. завтрак, самостоятельно или с помощью няни
3. высаживание на горшок, самостоятельно или с помощью няни
4. утренняя прогулка
И по домам. до пункта 4 мы пока не дошли.
К пункту 3 приступали)
пахнет совдепом и насилием((
ну все как обычно. провинциальный город и все вытекающие
ну у нас тоже не большой город. Просто мне повезло работать в детском саду, где на первое место ставились нужды детей.
вся наша программа.
1. приводить утром, голодным в с 8 — 8,30
2. завтрак, самостоятельно или с помощью няни
3. высаживание на горшок, самостоятельно или с помощью няни
4. утренняя прогулка
И по домам. до пункта 4 мы пока не дошли.
К пункту 3 приступали)
Мой с прогулки по началу сбегал )))
я вам как детский психолог скажу — дети не нервничают из-за присутствия других взрослых, нервничают воспитатели. Их можно понять, они не хотят оценки взрослого. ну тут вопрос выбора каждой мамы… моральное здоровье ребенка или угода воспитателю.
В этом случае, если в ДС есть штатный психолог, то можно подключить его к адаптации малыша
я думаю может жена сильно переживает за него и ребенку все это передается?
попробую завтра сам с ним сходить
здесь дело не только в переживаниях жены. И лучше вы не сделаете, если заберете ребенка. Вот поставьте себя на его место: его будят утром и он уже знает, что поведут непонятно куда, но там его непременно оставят без мамы. И если из привычного у него было то, что водила туда мама и это хоть чуть-чуть его успокаивало, то теперь его берет за руку папа, мама провожает с траурным лицом (еще одна неизвестная ситуация), все вокруг напряжены, ребенок это чувствует.
Пожалейте малыша, если есть возможность, устройте мини-прогулку с утра, не говорите малышу, что ведет в садик, скажите, что идете гулять всей семьей. как-будто бы случайно можете оказаться перед садиком и предложите зайти посмотреть, что они там делают или «забудьте» там любимую игрушку и зайдите забрать ее. Скажите сразу малышу, что никуда не уйдете, что будете там, а он может поиграть с другими ребятами и как только он решит, что хочет уйти, вы все вместе уйдете.
Как только ребенок «выберется» из младенческого возраста, перед его родителями встает вопрос о необходимости устройства его в детское учреждение. Есть ли в этом необходимость? Психологи утверждают, что здоровому ребенку лучше расти в коллективе, поэтому детский сад все же предпочтительнее няни или бабушки.
Однако малыши могут по-разному отнестись к идее посещения детского коллектива. Некоторые быстро привыкают и ходят в сад не без удовольствия, другие каждое утро проливают слезы, третьи чувствуют себя обиженными и брошенными. Чтобы процесс адаптации прошел максимально безболезненно, нужно знать, как приучить ребенка к детскому садику.
В каком возрасте?
Когда малыша можно отдавать в детское учреждение? Тут все определяется индивидуально. Некоторые малыши уже в 2 года вполне успешно адаптируются в группе, другие и в 5 лет наотрез отказываются посещать сад. Но все же, большинство детей готово к посещению сада в 3 года.
Основные признаки того, что ребенок готов к посещению сада:
- малыш умеет самостоятельно есть или хотя бы делает первые попытки «орудовать» ложкой;
- ребенок может обходиться без памперсов, то есть, может самостоятельно воспользоваться туалетом или попроситься на горшок;
- ребенок может одеться (пусть даже пока он не справляется с застежками).
Кроме того, к трем годам большинство малышей уже с удовольствием общаются со сверстниками, и могут отпустить от себя маму без истерик.
Если же трехлетний ребенок крайне болезненно реагирует на разлуку с мамой и не хочет играть со сверстниками, стоит подождать еще год и начинать его устраиваться в сад в 4 года.
Как подготовить ребенка?
Чтобы правильно приучить ребенка ходить в садик, его нужно предварительно подготовить.
Родителям стоит понимать, что первые посещения детского учреждения для детей большой стресс. Ведь даже взрослому сложно бывает адаптироваться в новом коллективе, где все незнакомо, а что уж говорить о ребенке, который привык все время проводить рядом с любящими его взрослыми.
Прежде всего, родителям нужно приучить малыша жить по «садиковскому» режиму, то есть, кушать в те часы, когда в садике завтрак, обед и полдник, гулять и укладываться днем спать в то же время, что и в группе. Если малыш успеет привыкнуть к режиму еще дома, адаптация в саду будет проходить легче.
На прогулках нужно стараться стимулировать детку к совместным играм со сверстниками, гуляющими на площадке. Нужно учить общаться, делиться, в чем-то уступать, на чем-то настаивать.
Периодически нужно подводить малыша к ограде детского сада, когда дети на прогулке. Ребенку нужно объяснить, что в садике детки вместе весело играют, гуляют, что в группе много интересных игрушек и пр.
Как проводить приучение?
Но даже, казалось бы, хорошо подготовленный малыш может растеряться, попав в незнакомую обстановку. Как же приучить ребенка к садику без слез? В этом могут помочь советы психолога:
- желательно отдавать ребенка в группу в летний сезон, когда дети большую часть времени проводят на улице;
- на начальном этапе приучения малыша стоит приводить в садик после обеда во время прогулки, чтобы он видел, что деток забирают их мамы и папы. Это поможет ему понять, что детей не оставляют в садике навсегда, и за ними приходят родные;
- чтобы приучить ребенка оставаться в садике, нужно действовать постепенно. Сначала нужно оставить его не более чем на час. Затем время пребывания можно будет увеличить;
- можно давать ребенку с собой в группу его любимую игрушку, этот «кусочек дома» помогут ему легче перенести разлуку.
Родителям придется запастись терпением. Зачастую, ребенок ходит в сад охотно в течение 1-2 недель. Родители радуются, что период адаптации прошел успешно и ребенок привык. И вдруг малыш начинает упрямиться, отказываясь вставать утром или идти в группу. Дело в том, что в течение этого времени новые впечатления успели притупиться и начались «будни», которые ребенка совсем не радуют. В этом случае, родителям придется запастись терпением, но, ни в коем случае, не ругать ребенка. Мама должна быть настойчивой, но спокойной. Ее внутренняя уверенность в том, что посещение сада – это норма, должна передаться и малышу.
Детский сад и болезни
Как бы не был хорошо подготовлен ребенок к детскому саду, болезни на первых месяцах посещения практически неизбежны. А виной всему – стресс, который существенно снижает защитные силы организма.
По этой причине, желательно, не совмещать выход мамы на работу и начало посещения детского учреждения ребенком. Ведь частые больничные, которые придется брать маме на первых порах, вряд ли порадуют ее работодателя. Лучше отдать ребенка в сад, пока мама еще находится в отпуске, либо иметь «на подхвате» бабушку или няню.
Более частые болезни – это, пожалуй, единственный отрицательный момент посещения детского сада. Поскольку большинство болезней – острые респираторные инфекции, а их подхватить в большом коллективе намного проще.
Однако большинство педиатров, в том числе и Евгений Комаровский, считают, что этот факт не является абсолютно отрицательным. Дело в том, что многие инфекции не зря принято называть «детскими». Краснуха, ветряная оспа, корь у детей протекают более менее легко, а вот инфицирование взрослого человека чревато реальной угрозой для жизни.
Что означает термин «несадиковский» ребенок?
Каких детей называют «несадиковскими»? Чаще всего тех, которые, поступив в группу, начинают бесконечно болеть, «переползая» из ангины в грипп, из гриппа в отит и так далее.
Причина такой болезненности – снижение иммунитета, которое, в свою очередь, провоцируется стрессом. А заболев, малыш оказывается в привычной обстановке, рядом с мамой. И у него формируется ассоциация – болезнь, значит, сидим дома с мамой. В результате образуется порочный круг, вырываться из которого крайне сложно.
Чтобы избежать такой ситуации, важно, правильно подготовить малыша к посещению детского коллектива и тогда ваш малыш никогда не станет «несадиковским».
Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребёнка – он идёт в детский сад. И для того чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.
В возрасте 1, 5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст — наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему? », «куда? ». И это далеко не всё. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него — игра. И родителям надо понимать, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем! ». Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. В игре же происходит и развитие речи малышей.
Хорошо помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Идея методики заключается в том, чтобы подготовить и рассказать ребенку о детском садике на примере игры, а именно самым приятным для ребенка способом. Играть в садик необходимо уже за несколько месяцев до поступления в него вашего малыша. Можно использовать самые разнообразные игры: «Кукла Маша пошла в садик. У Маши в садике будет свой шкафчик. Маша нашла много новых друзей». Подтолкните ребенка наводящими вопросами: «А ты хочешь свой шкафчик? », «Покажи, как ты будешь спать в садике; как будешь играть». Предлагаем такую игру «Иди ко мне”. Ход игры: мама отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший! » Когда ребенок подходит, она его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел! ». Игра повторяется.
Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?.
Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того чтобы он прошёл без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.
Что же для этого нужно?
1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
2. В уголке для родителей висит листок режима дня ребёнка. Это ещё один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большой степени с режимом ДОУ: завтрак, обед, сон, полдник, укладывание на ночь. И стараться максимально придерживаться этого режима.
3. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.
Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день вы приводите ребёнка на несколько часов; во второй день- до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.
Но вот ребёнок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть? ». Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе. Ребёнок плачет – и успокаивается эмоционально, он даёт «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведём консультацию.
Имейте в виду, что пока ваш ребёнок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.
И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть.