Как приучить ребенка к садику если он плачет

  1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
  2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду.

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры).
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? Нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами». Необходимо ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.
2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять»). Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает, то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.
5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.
6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате).
8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.
14. Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
15. Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится — и пора принимать меры?

Ребенок плачет.

Утром он начинает плакать еще до того, как вы вышли из дома, в садике плачет и не хочет вас отпускать. Когда вы за ним приходите, вы снова застаеет его заплаканным, а воспитатель сообщает, что малыш был расстроен и в течение дня. Слезы в первые две-три недели посещения детского сада — это нормально, и хороший воспитатель обязательно найдет способ успокоить малыша и вовлечь его в общие игры и занятия (разумеется, без угроз и запугиваний). Если прошло уже больше месяца, а каждый поход в детский сад означает расстройство и плач, стоит поискать причину: может, малыш очень привязан к маме и не готов оставаться в садике полный день, или ему тут скучно, или воспитательница слишком строгая?

Ребенок разучился делать то, что раньше умел.

Например, он категорически отказывается есть самостоятельно, ложкой или вилкой, хотя еще вчера вполне успешно это делал. Он сообщает вам, что еще маленький, и предлагает покормить его с ложечки — ведь малышам не нужно ходить в садик! Или, например, ребенок вдруг разучился одеваться, путается в штанинах и рукавах, не может сам надеть носки. Могут появиться «туалетные» промахи или сосание пальца. Конечно, он не издевается и не делает это специально, просто в состоянии стресса действительно происходит регресс. Постарайтесь не обращать на такое поведение внимания, не ругать и не стыдить за него.

Ребенок дерется.

В садике воспитательница жалуется, что малыш агрессивный — задирает других детей, отнимает у них игрушки, не может спокойно играть — сразу начинаются конфликты. Да и дома вы заметили изменения: он может замахнуться на вас или бабушку, часто сердится, кричит. У маленьких детей пока маловато опыта, и им сложно разобраться в своих эмоциях, так что агрессия и драки — просто доступный способ выразить свои разочарование, злость и бессилие.

Он отказывается рассказывать, что было в садике.

Вы спрашиваете, что было интересного, он отвечает односложно. Вкусный ли был обед? С кем играл? Какие были занятия? Похоже, ребенок совсем не хочет обсуждать с вами события дня, даже кажется, что он не говорит про садик, потому что хочет поскорее забыть о нем. Скорее всего, что-то интересное все-таки происходило, но он так занят своими переживаниями, что просто не успевает этого заметить.

У него не появились друзья.

Ребенок ходит в садик уже около двух месяцев, но, похоже, так и не обзавелся там компанией. По крайней мере, когда вы спрашиваете, с кем ему нравится играть, он может буркнуть «ни с кем» или «со всеми», но не называет никаких конкретных имен. Когда вы забираете его с прогулки, вы можете заметить, что он и правда играет в стороне от других детей, а утром одногрупники не прибегают его поприветствовать.

Ребенок стал часто болеть.

Конечно, осень. возрастает риск простуд, но, похоже, у малыша что-то с иммунитетом: он часто простужается, у него постоянно то насморк, то кашель. Дома он жалуется на боль в животе, голове, ноге, выглядит при этом бледным и утомленным. Приходится часто оставлять его дома — похоже, это именно то, к чему он и стремится? Скорее всего, он не притворяется, а правда легко простужается, для периода адаптации это нормально, дети «обмениваются» вирусами и бактериями. Но и стресс от новых остоятельств тоже играет важную роль.

Ребенок стал хуже спать.

Вы стараетесь придерживаться режима, класть его спать в одно и то же время, но это не помогает: малыш стал хуже засыпать, просит подольше посидеть с ним перед сном, а утром встрает с большим трудом. Он может жаловаться на плохие или «странные» сны, приходить к вам в постель среди ночи. Возможно, его пугают тени или «монстры» — так выражается неосознанная тревога.

Что делать?

Иногда достаточно будет попросить воспитателя уделить ребенку больше внимания. Например, привлекать его к подготовке занятий — раскладывать материалы для творчества, наливать воду для занятий рисованием. Вовлекать малыша в общие игры, стараться его заинтересовать — это тоже задача воспитателя: он может предложить групее детей какую-то совместную игру, но убедиться, что ваш ребенок тоже в ней задействован и не остался в стороне. Если воспитатель замечает, что малыш загрустил — он тоже предложит ему какое-то занятие, игру, или, скажем, нарисовать для мамы рисунок.

Попросите воспитателя наблюдать, как ведет себя ребенок в течение дня, какие занятия ему нравятся, а в какие периоды он особенно расстроен. Может быть, стоит вернуться к сокращенному дню в детском саду, или, например, приводить ребенка во время прогулки, чтобы он мог сразу включиться в игру.

Привлеките садовского психолога: попросите его провести диагностику и дать рекомендации по адаптации.

Дома задавайте ребенку вопросы про детский сад. Лучше не спрашивать «Кто тебя обижает?» или «А воспитательница строгая?», а, например, «Что у вас обычно делает воспитательница, если Миша и Витя дерутся?».

Если адаптация и правда затянулась, и улучшения ситуации вы не замечаете, возможно, стоит сделать перерыв, или сменить группу или детский сад.

Многие малыши, которые только начали ходить в садик, никак не могут к нему привыкнуть. Они плачут при расставании с мамой и просто так на протяжении дня. Как справиться с этой проблемой?

  • Что делать, если ребенок плачет в детском саду
  • Почему ребенок не хочет ходить в садик
  • Как успокоить плачущего ребенка

Адаптация к детскому саду — это стресс для любого ребенка. Малыш привык все время быть рядом с мамой, в центре ее внимания. А теперь он попал в совершенно новую среду. Его окружают чужие люди, большое количество ровесников, но при этом нет рядом самого близкого человека.

Стресс может проявляться не только плачем, но и истериками, категорическим отказом идти в детский садик или отказом от общения с детьми. Адаптационный период также у каждого ребенка неодинаков и может длится от нескольких дней до нескольких месяцев.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Еще за несколько месяцев до того, как вы планируете начать посещать садик, расскажите ребенку об этом месте, о том, чем там занимаются и как проводят свободное время. Важно заранее заинтересовать малыша, чтобы он ждал того дня, когда его поведут в этот загадочный взрослый мир. Не менее важно уже дома начать соблюдать режимные моменты, которые предусмотрены в выбранном вами детском учреждении. Так кроха быстрее и легче адаптируется в новой среде.

В первый день оставьте малыша в саду всего на пару часов. Если это время пройдет спокойно, то можно постепенно увеличивать период пребывания в садике. Важно, чтобы ребенок привык, что вы обязательно за ним придете попозже, и не переживал по этому поводу. Через 1-2 недели вы уже сможете начать оставлять кроху на целый день.

Чтобы кроха чувствовал себя спокойнее в незнакомой обстановке, позволяйте ему брать с собой в группу любимую игрушку или книжку. Так малыш будет чувствовать, что он не один.

Рассказывайте своему чаду о том, сколько всего интересного его ждет в садике: игры, сказки, танцы, песни, новые игрушки и друзья. Когда он сам поймет, что там намного интереснее, чем дома, процесс адаптации пройдет быстрее и ребенок с удовольствием начнет ходить в детский сад.

Чтобы ребенок вам доверял, всегда говорите ему правду. Если вы собираетесь забрать малыша домой только вечером, то так и скажите. Не стоит обманывать кроху, говоря, что придете через полчасика. Он целый день проведет в ожидании и будет очень переживать.

Расскажите своему сыночку или дочке о том, что у каждого существуют обязанности. Так, мама и папа ходят на работу, старшие ребятишки — в школу, а малыши — в детский сад. Пусть ребенок почувствует гордость, выполняя свою важную обязанность.

После садика обязательно расспросите малыша о том, как прошел его день, чем он занимался и что нового узнал. Это даст маленькому человеку понять, что мама всегда рядом, интересуется его жизнью и поддерживает его.

Ребенок идет в детский сад. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы этот этап прошел легко, спокойно, чтобы малыш с удовольствием и без криков сразу же пошел в детсад. Но так бывает довольно редко. Чаще дети первые несколько дней или недель плачут, не хотят отпускать маму. И в этом нет ничего необычного. Для ребенка начало посещения садика — это стресс. И наша с вами задача смягчить его настолько, чтобы он прошел незаметно и без неприятных последствий. Поэтому предлагаем вам 14 правил для родителей, чтобы адаптация ребенка прошла как можно легче и быстрее.

1. Отдавать ребенка в детский сад лучше в теплое время года, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Так ребенку будет легче адаптироваться, поскольку игры на свежем воздухе, песочница — все очень напоминает привычные условия ее повседневной жизни.

2. Через неделю-две приучить ребенка к режиму, который установлен в саду и ввести в рацион ребенка блюда, которые готовят в саду. Таким образом на 2 стрессовых моменты станет меньше. Ребенок должен привыкнуть просыпаться утром (например, в 7:00), спать днем с 13:00, завтракать и обедать примерно в то же время, что и в саду. Тогда ему будет легче привыкать к условиям садика.

3. Навыки самообслуживания. Научите малыша одеваться, раздеваться, есть ложкой, отучите от одноразовых подгузников. Конечно, если вам приходится отдавать ребенка в детский сад в очень раннем возрасте, то эти навыки могут быть еще не сформированы на достаточном уровне. Главное, чтобы ребенок хотел и пробовала самостоятельно одеваться или есть, а также умела попросить о помощи. Тогда она комфортнее и увереннее чувствовать себя среди сверстников, среди которых найдутся те, что умеют делать это самостоятельно.

4. Сформировать положительную установку на сад. Это очень важный пункт! Никогда не пугайте ребенка садиком. Такие фразы, как: «Успокойся, потому отведу в сад», «Вот пойдешь в садик — увидишь!» Способны сформировать у ребенка установку на то, что в садике плохо и его следует избегать всеми силами. Не используйте фразы, содержащие негатив для ребенка ( «А в саду тебе придется такое есть!», «Вот пойдешь в садик, а там мусово делиться с детьми!». Рассказывайте ребенку о садике, гуляйте у него, наблюдайте за детьми на площадке в детском саду, комментируя все, что увидели.

5. Не обманывайте ребенка! Говорите так, как есть. Не стоит слишком расхваливать садик, чтобы потом у ребенка не было разочарования. «Да, ты придешь в группу, а там много детей. Сначала ты никого не знаешь, но воспитательница поможет подружиться и вам будет весело! «. «Да, тебе придется быть в саду без мамы, я тоже буду скучать по тебе, но вечером я обязательно с тобой приду!» — вот так лучше разговаривать с ребенком.

6. Научите ребенка отпускать маму, играть самой игрушками. Конечно, не у всех есть такая возможность, но хорошо, если у ребенка есть регулярный опыт того, что мама отлучается на несколько часов, а малыш тем временем остается с папой, бабушкой, няней . Дети, которые никогда не расставались с мамой, так же , как и те, у которых был неудачный опыт такого развода, могут дольше адаптироваться в детский сад.

7. Навыки общения. Покажите ребенку, как делиться игрушками, как просить игрушку, как обращаться к взрослым. Эти навыки пригодятся ему в группе детского сада буквально с первого же дня. Для подготовки ребенка в детсад, посещайте группы раннего развития, хотя бы для того, чтобы ребенок привык к детскому коллективу, занятий и необходимости слушать и слышать взрослого.

8. Общайтесь с воспитателями с уважением и доброжелательно. Ребенок очень внимательно следит за вашими эмоциями, реакциями, поведением. Таким образом, она относится к другим людям так, как вы относитесь к ним, она принимает ваше отношение. Поэтому, придя в детский сад впервые, ребенок должен почувствовать и понять, что воспитатель — это «добрая тетя», потому что мама с ним приветлива, спокойная и доброжелательная.

9. Обязательно прощайтесь, не убегайте, оставляя ребенка. Это касается не только детского сада, но и любых моментов раставания. Ребенку гораздо легче понять, что мама идет и скоро вернется, чем понять, куда мама внезапно делась. В последнем случае дети начинают придумывать, что мама бросила их и больше никогда не вернется. Тогда начинаются слезы, переживания, истерики, нежелание отпускать маму ни на секундочку.

10. Не нарушайте привычки на первых порах, даже плохие (сосание пальца, соски и т.п.) Если ваш малыш сосет соску, палец имеет еще какую-то привычку, не пытайтесь отучить от нее параллельно с вступлением в сад. Так вы добавляете еще один стресс вашему ребенку. Подождите пока ребенок адаптируется в садике, тогда займитесь привычками. Или еще лучше, отучите от привычки заранее, еще до начала посещения детского сада.

11. Ребенку больше внимания, тепла, ласки. Малышу, который начал ходить в детский сад, уделяйте больше внимания, тепла, ласки, больше обнимайте, демонстрируйте свою любовь, больше времени проводите вместе. Таким образом вы компенсируете ту нехватку мамы в течение дня и еще раз убеждаете, что мама продолжает любить, а не покидает в саду, потому что больше не любит.

12. Если ребенку трудно расставаться с мамой, пусть отводит в детский сад папа, бабушка или еще кто-то. Хотя бы на первых порах.

13. Помните, ребенок чувствует вашу тревогу! Поэтому стояния под дверью группы и прислушивание к тому, что там происходит, хождение вокруг садика и «заглядывания в окна» ни к чему хорошему не приведет. Ребенок, испытывающий мамину тревогу или страх, начинает сама бояться и думать, что в саду с ней может случиться что-то неприятное. Для такого ребенка период адаптации может не заканчиваться очень долго — пока мама не успокоится и не отпустит своих переживаниях.

14. Принимать чувства ребенка. Исключить нотации, убеждения . Если ребенок плачет в саду, скучает по маме, никогда не отрицайте его чувства, не пытайтесь сразу же убедить, что эти чувства напрасны. Просто примите их, покажите, что вы понимаете, что это нормально так чувствовать. Скажите: «Да, я вижу, ты очень скучал / скучала!» «Тебе было страшно, грустно, печально . »
Легкой вам адаптации!

Начало посещения ребёнком детского сада является новым этапом в его жизни, поэтому лучше подготовиться к нему заранее. Критерием благополучного психологического и физического состояния ребёнка является его успешная адаптация. В том случае, когда ребёнок не справляется с задачей адаптации к новым условиям, мы можем наблюдать симптомы трудной адаптации.

К ним относятся:

  • нарушение положительного эмоционального состояния ребёнка;
  • ребёнок много плачет, стремится к эмоциональному контакту с взрослыми или, напротив, раздражённо отказывается от него;
  • ребёнок испытывает сложности с установлением контакта с другими детьми;
  • нарушение аппетита;
  • нарушение сна;
  • болезненно протекает разлука с родными;
  • снижается общая активность;
  • общее подавленное состояние.

Однако в силах родителей предотвратить подобные последствия посещения детского сада. Для этого специалисты рекомендуют предпринять следующие меры.

♦ В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.

♦ Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически — рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Родитель может поделиться с ребёнком собственными положительными воспоминаниями о пребывании в саду. Однако одновременно с этим нужно не перестараться — не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

♦ Можно поиграть с ребёнком в игру «Детский сад». Роль малыша может выполнять или он сам или какая-нибудь игрушка. Покажите ему в игре, как можно познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Пусть в игре соблюдается ритм детсадовской жизни: куклы будут завтракать, делать зарядку, гулять, обедать, ложиться спать… Полезно продолжать игру и тогда, когда малыш начнет ходить в садик. В игре вам будет проще проследить, какие проблемы и трудности он испытывает, помочь ему справиться с ними.

♦ В том случае, если детский сад находится побли­зости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней — до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.

♦ К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца.

♦ В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду. Рекомендации психологов следующие — около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели — сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на весь день. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни — один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

♦ Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище — супам, кашам, салатам и т.д. Если Ваш ребёнок не отличается хорошим аппетитом, стоит заранее поговорить с воспитателем – ни в коем случае не следует насильно заставлять ребёнка есть.

♦ Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели, в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д.

Норматив­ные показатели становления самостоя­тельности в период с 2-х до 3-х лет.

В 2—2,5 года — повторяет быто­вые действия (подметание, открывание двери ключом, складывание игрушек в коробку; «звонит» по телефону), само­стоятельно ест, может ездить на трех­колесном велосипеде.

В 2,5—3 года — одевается и обу­вается самостоятельно, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнур­ки; держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с взрослым в «больницу», «ма­газин», «троллейбус».

♦ Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома. Пусть игрушка ходит с ребенком в детский сад «ежедневно» и знакомится там с другими игрушками. Расспрашивайте ребёнка, что с игрушкой происходило, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно (детям легче говорить о своих чувствах от имени игрушки).

♦ Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать — держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются. Оставляя ребенка, главное — не исчезать внезапно. Ребенок должен видеть, что мама уходит и потом придет. Нужно подробно объяснить ребенку, что он будет сейчас делать: «Ты сейчас поиграешь, покушаешь, поспишь, а я пока схожу в магазин, куплю тебе что-нибудь вкусное. Потом ты проснешься, а я уже за тобой пришла».

♦ В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

♦ Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени — гулять, играть, разговаривать.

♦ Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Надеемся, что данные советы помогут Вам и Вашему малышу в период адаптации!

Случаи, когда ребенок с радостью идет в детский сад, а через несколько дней наотрез отказывается его посещать, встречаются довольно часто. Детский психолог, психиатр Полина Зеликсон рассказала «Ямал-Медиа», как родители могут облегчить адаптацию ребенка к новой жизни.

Что такое адаптация ребенка в детсаду?

Адаптация ребенка в детском саду — это привыкание к совершенно новому для него образу жизни. А также выстраивание доверительных отношений с незнакомыми взрослыми людьми и детским коллективом.

Это такая большая перестройка всей жизни ребенка. Переход из микросистемы, в которой он жил дома, к новому социуму. Который, даже если группа небольшая, для него является очень большим, сложным, непонятным. Это и для него, и для всей семьи — революция. Особенно, если в сад идет первенец.

детский психолог, психиатр

Степени адаптации

Различают несколько степеней адаптации ребенка. При тяжелой ребенок более двух месяцев не может приспособиться к посещению детского сада. При средней привыкает примерно за 1,5-2 месяца, при легкой — за две-три недели.

Признаком тяжелой адаптации является ежедневный, переходящий в истерики затяжной плач. Справиться с такой проблемой самостоятельно невозможно, родителям лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

«С помощью психолога можно понять, что лежит в основе, возможно, было какое-то травматичное переживание. Например, в раннем возрасте была какая-то длительная госпитализация в медучреждение, где он лежал без мамы. Такие дети тяжело привыкают к детскому саду», — уточнила эксперт.

Что влияет на адаптацию ребенка?

Проблемы с адаптацией встречаются у детей, которые спят вместе с родителями. К отправке ребенка в садик лучше приучить его спать в собственной кровати.

На привыкание ребенка к саду влияет опыт общения с другими людьми, полученный во время посещения развивающих занятий или групп короткого пребывания. И даже прогулки на детской площадке, где ребенок контактировал со сверстниками, несколько облегчат адаптацию.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

Совет 1: готовность мамы

Самое главное, чтобы мать была готова отдать ребенка в детский сад, считает психолог. Чтобы она смогла от себя его оторвать и доверить другим людям, признать компетентность и авторитет воспитателей и выстроить с ними бесконфликтные отношения.

Необходимо, чтобы мать сформировала у себя доверие к тому месту и к тем людям, которым она отдает ребенка. Это первое базовое условие адаптации ребенка в детском саду.

детский психолог, психиатр

Совет 2: безоговорочность решения

Решение о посещении ребенком детского сада должно быть безоговорочным . Ни в коем случае, предупредила психолог, нельзя даже на время забирать ребенка, чтобы он «две недели отдохнул от сада», а потом вести обратно.

«Если она будет пользоваться таким приемом адаптации, то ребенок в саду не приживется. Он не усвоит правила. И с каждым последующим возвращением в садик это для ребенка будет все сложнее и сложнее», — добавила эксперт.

Совет 3: поддержка правил

Правила детского сада стоит соблюдать и дома. Например, придерживаться схожего распорядка дня с тихим часом. Это поможет сгладить ритмы жизни в будние и выходные дни.

Совет 4: найти замену

Если прощаясь с мамой ребенок плачет и цепляется за нее — это травмирует обоих. Возможно, для всех будет лучше, если первые три-четыре недели ребенка в сад станет отводить отец или другой близкий родственник.

Совет 5: навыки самообслуживания

Важно, чтобы к началу посещения детского сада ребенок освоил элементарные навыки самообслуживания. Он должен уметь есть ложкой, мыть руки, раздеваться и одеваться и пользоваться унитазом.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».