До того, как одноразовые подгузники стали частью повседневной жизни в конце прошлого века, дети уже к 18 месяцам чаще всего уже умели «ходить на горшок». Сегодня средний возраст детей, приучаемых к горшку, составляет 30 месяцев. И хотя нет ничего плохого в том, что одни дети требуют порой и больше времени на приучение к горшку, другие малыши могут быть готовы задолго до этого возраста. Фактически, некоторые часто дозревают так рано, что могут обходиться без подгузников, начиная с 12-месячного возраста.
Заинтересовать их в этом вопросе могут книжки, нижнее белье «как у взрослых», спокойный подход к приучению, похвала и бонусы за удачи. Каждый ребёнок индивидуален, но если ваш малыш может сам передвигаться, проявляет интерес к горшку или туалету, умеет сидеть в течение нескольких минут без поддержки и здоров, возможно, у него хорошие шансы быстрее освоить этот важный навык. Для тех родителей, которые хотят как можно скорее попрощаться с подгузниками — из-за личных целей или потому, что так советуют в детском саду, есть способы приучать детей к горшку уже в годовалом возрасте.
Ориентированный на ребёнка подход к методу приучения к горшку
Ориентированный на ребёнка подход к приучению к горшку успешен, когда дети готовы сами отказываться от подгузников. И хотя это чаще всего наблюдается начиная с 18-месячного возраста, этот период может начаться и раньше (особенно когда родители ненавязчиво мотивируют малыша и подогревают его интерес к новому предмету). Эксперты говорят, что возраст готовности может начаться и в 12 месяцев — и это не такая уж большая редкость.
Согласно исследованию ученых University of Toronto (Канада) дети, чьи родители сами определяют время и темп приучения к горшку, добиваются наибольшего успеха. Однако это также означает, что родители таких малышей не торопятся с процессом приучения к горшку. Вместо этого маленькие дети используют его, когда чувствуют необходимость сходить в туалет или когда им хочется сесть на горшок.
Что надо делать?
Когда родитель сам пользуется туалетом, полностью одетый ребёнок тоже садится на свой «горшок» и может покинуть его по своему желанию. Через одну-две недели таких «занятий» с ребёнка снимают подгузник, когда он сидит на горшке. Когда ребёнок чувствует себя комфортно на горшке, но все еще делает дела в подгузник, ребёнка отводят на горшок, и подгузник опорожняется (буквально или как будто) в горшок. Так взрослый объясняет, что испражнения «принадлежат» горшку.
Если кажется, что малыш понимает, ему предлагают садиться на горшок несколько раз в день. По мере роста интереса с ребёнка снимают подгузники и штанишки на короткое время, кладут рядом с горшком и поощряют пользоваться им по желанию и самостоятельно.
Этот метод эффективен до тех пор, пока дети действительно интересуются тем, что родители делают в туалете и зачем нужен горшок. Для такого подхода может потребоваться некоторое время. Но поскольку он не вызывает стресса у детей, то с высокой вероятностью будет сопровождаться меньшим количеством мокрых штанишек.
Метод постепенного приучения к горшку под руководством родителей
Если родители предпочитают приучать ребёнка к горшку по расписанию, то метод постепенного приучения к горшку с руководством подходит как нельзя лучше.
В самом начале приучения к горшку годовалые дети, как правило, не распознают физические признаки того, что им нужно вовремя справлять нужду на горшок. Они чувствуют, что им чего-то хочется, но понять, с чем это связано, пока не способны. Поэтому взрослым надо установить расписание, по которому малыш будет садиться на горшок через определенные промежутки времени — например, каждый час, а также после еды, до сна и после подъема. Так малыши начинают понимать, что значит ходить в туалет, а не писать в подгузниках или трусиках.
Разумеется, если малышам нужно пописать в другое время, кроме времени по расписанию, они могут использовать горшок. И если ребёнок начал пытаться использовать горшок самостоятельно — отлично! Это следует замечать и поощрять, потому что это сигнал о том, что он прислушивается к своему телу и начинает осознавать потребности и логику происходящего.
О том, как правильно поощрять достижения ребёнка, мы рассказываем в статье «Не захвалить: как правильно хвалить ребёнка и надо ли это делать?».
Вспомогательный метод раннего приучения ребёнка к горшку
Этот метод приучения ребёнка начинается задолго до того, как малышу исполнится год. Фактически, начинать приучать к горшку в этому случае надо, когда детям еще две-три недели от роду.
В этом возрасте, по словам экспертов, родители могут начинать помогать ребёнку понимать, что значит пользоваться туалетом, а не использовать подгузники для избавления организма от отходов жизнедеятельности. Держать над горшком (или тазиком) надо каждый раз после еды, а также как только родители заметят признаки, что ребёнок хочет в туалет. Чаще всего малыши начинают покряхтывать и тужиться, личико краснеет.
Чтобы приучать к горшку таким образом, потребуется самоотверженность, потому что дети не могут передвигаться сами и не обладают коммуникативными навыками, так что не могут ни сказать, ни доползти до горшка. Но при таком методе высаживания с раннего возраста дети намного чаще начинают пользоваться туалетом самостоятельно уже к году.
Стоит знать, что по данным российских ученых (Казанская государственная медицинская академия) частота мочеиспускания у детей в возрасте до двух месяцев составляет 17-28 раз в сутки.
Метод нужного момента
Этот способ раннего приучения к горшку основан на том, что родители уже знают сигналы своих детей, которые указывают, когда малышу нужно справить нужду. Как только вы поймете, какие жесты и звуки предваряют мочеиспускание или испражнение (распознать второй вариант обычно проще), нужно будет сажать ребёнка на горшок, как только вы заметите такой сигнал.
Цель состоит в том, чтобы заставить детей сходить на горшок до того, как они испачкают подгузник или трусики. Опытные мамы советуют издавать стимулирующие звуки — всем известные «пись-пись» и т. д., или включать тонкую журчащую струйку воды. В итоге ребёнок начнет использовать подгузники только как запасной вариант на сон или долгие прогулки в местах без туалета.
Те, кто используют этот метод, считают, что он ускоряет процесс приучения к горшку. А в странах, где активно применяется такое «улавливание» нужного момента, некоторые дети уже к девяти месяцам самостоятельно пользуются туалетом.
Ну а если вы после знакомства с этими методами считаете их слишком трудоемкими (и часто это так), то читайте статью «Как приучить ребёнка к горшку?».
Три тысячи — примерно столько подгузников в среднем понадобится малышу в течение первого года жизни (можно заранее подсчитать бюджет). Но когда на смену им наконец придут трусики и горшок, зависит прежде всего от родителей, поэтому они бесконечно ломают голову вопросами «когда», «как», «в каком возрасте носить подгузник это уже ненормально».
Вместе с издательством «Альпина.Дети», где недавно вышла книга для детей «Конни пора на горшок» мы попробовали разобраться и ответить на самые важные родительские вопросы.
Когда пора приучать к горшку?
Есть семьи, в которых детей приучают к подгузникам буквально с первых недель жизни, когда младенца периодически держат над горшком. Других родителей начинает заботить процесс, когда детям исполняется полтора года — в этом возрасте малыш уже может сообщить о своих потребностях. А третьи берутся за дело ближе к трем годам, когда развитые навыки коммуникации ускоряют процесс. Выбор, как правило, зависит от культуры и обычаев, принятых в том месте, где вы живете.
В любом из вариантов есть свои плюсы и минусы. Но на самом деле не так уж и важно, когда вы приступите к приучению к горшку — раньше или позже. Даже если у всех ваших знакомых дети в полтора года сами просились на горшок, а ваш малыш не торопится это делать, не переживайте. Все дети развиваются и овладевают навыками в своем темпе, неважно, идет ли речь о приучении к туалету, чтении или завязывании шнурков.
Вместе с тем в процессе приучения к горшку есть важные моменты, которые будут актуальны вне зависимости от того, когда вы приступите. Эти моменты и рассмотрим ниже.
Как правильно приучать к горшку?
- Предлагайте горшок регулярно. Не делайте это от случая к случаю или только тогда, когда у вас есть настроение. Поэтому каждый раз напоминайте ребенку про новый атрибут и предлагайте присаживаться на горшок до и после сна, до и после прогулки, до и после еды и т.д.
- Убедитесь, что сам горшок ребенку нравится: сидение на нем не доставляет дискомфорта, не давит, не царапает, не натирает, а сам «агрегат» достаточно теплый (как правило, дети отказываются сидеть на холодном горшке). Чтобы избежать детского отказа из-за слишком холодного горшка, подержите его несколько минут теплыми руками, поставьте рядом с батареей или обдайте теплой водой (не забудьте вытереть).
- Не высаживайте на горшок, когда ребенок находится в плохом настроении, если он чем-то расстроен, а вы предлагаете «сделать свои дела», в голове может отложиться связь: «мне неприятно» = «горшок». Первые попытки лучше начинать, когда ребенок в приподнятом расположении духа.
- Приводите в пример старших детей и взрослых. Все дети хотят почувствовать себя большими. Отказ от подгузников — отличный способ почувствовать себя взрослым.
- Не торопитесь с ночным туалетом. Сначала нужно добиться стойкого успеха днем. Ночью ребенку гораздо сложнее регулировать свои позывы. Многие дети, которые уже привыкли пользоваться горшком, еще некоторое время продолжают спать в подгузниках до 4 лет и старше.
- Не манипулируйте обещаниями вкусностей и подарков, если ребенок «сделает дело». Не злитесь, если малыш совершает промахи. Просто раз за разом предлагайте горшок. Со временем вы начнете предугадывать моменты, когда ребенок напрягается, или начинает кряхтеть, или не может найти себе место. Несколько таких удачным разов и ребенок сам привыкнет видеть взаимосвязь между горшком и этими ощущениями.
- Покажите разницу между трусиками и подгузниками. Например, в книге «Конни пора на горшок» мама показала героине Конни, в чем разница между подгузником и трусиками наглядно — она берет кувшин и выливает немного воды сначала на одно, потом на другое. Подгузник впитал всю влагу, а трусики промокли и оказались в луже. Ребенок сразу понимает — к трусикам нужен особый подход.
- Напоминайте ребенку, что никуда не нужно торопиться. Если малыш захочет вскочить с горшка раньше времени, скажите: «Уже получилось?» (а не «Нет-нет, еще не получилось. Садись обратно»).
- Будьте спокойны. Когда ребенок говорит: «Мне нужно на горшок», отвечайте: «Хорошо, садись». Если же начать суетиться и давать указания, он быстро передумает. И конечно, хвалите каждый раз, когда ребенок успевает.
- Придумывайте ассоциации. Например, когда ребенок начинает писать или какать, можно сопровождать процесс соответствующими звуками. Ребенок привыкнет сопровождать естественные отправления этими звуками. Впоследствии привычные сигналы сообщат ребенку, что пора сходить в туалет, и позволят ему самому сообщить о своих потребностях.
- Если горшок совсем не вызывает интереса у ребенка, попробуйте зайти через любимых книжных или мультяшных персонажей, которые демонстрируют этот навык.
О чем важно помнить в процессе?
Помните: успех неизбежен, нужно только набраться немного терпения. По статистике, только 20 процентов детей полностью контролируют свои отправления к двухлетнему возрасту, когда многие родители приступают к обучению. Поэтому снова и снова предлагайте ребенку горшок, и однажды вы обязательно увидите, как ребенок бежит сам бежит к горшку с криком: «Мама, хочу писать!».