В первую очередь, хочется отметить, что не стоит надеяться на государство, школу, учителей — они не научат ваших детей финансовой грамотности.
Нужно брать ответственность на себя — показывать своим примером, учить, рассказывать, объяснять.
Только от вас зависит насколько легко детям будет жить и зарабатывать, будут ли они работать «на себя” или »на дядю”, будут ли иметь пассивный доход или все время будут тянуть деньги с вас до конца жизни.
Если с детства привить интерес к теме финансов — показать, что она не трудная, а со своими законами, правилами — во взрослом возрасте легче будет успешно встроиться в экономическую жизнь.
Когда я работала тьютором по финансовой грамотности в частной школе — видели бы вы с каким азартом и восторгом дети на занятиях узнают о простых вещах, например, о сложном проценте, квадранте денежного потока, вариантах инвестирования.
Дети всегда задают много вопросов, им интересно как можно заработать, куда инвестировать выгоднее, как накопить. Мало кто из родителей обсуждает с детьми эти темы, а зря! Я считаю, что нужно использовать детскую любознательность для развития их финансовой грамотности.
Поделюсь некоторыми идеями для развития финансового IQ детей, которые успешно были реализованы в моей практике:
Можно с 6-7 лет в любом крупном коммерческом банке. Удобнее всего в том, где у вас уже есть своя взрослая дебетовая банковская карта. Вы можете поставить ограничения на расходы, подключить смс-информирование о списаниях. Подросткам можно выдавать заранее оговоренную сумму на карманные расходы в безналичном виде.
Для детских карт делают разные варианты дизайна и ребенок может выбрать тот, что по душе.
У моего ребенка во 2 классе у большинства детей уже оформлены детские банковские карты, не нужно этого бояться, просто проговорить правила безопасности (где хранить карту и пин-код, что делать, если карта утеряна).
Что касается карманных денег, я за регулярность. Если ребенок получает определенную сумму каждую неделю, он может спланировать, сколько ему нужно дней, чтобы накопить нужную сумму для достижения финансовой цели.
Представьте, что ваш работодатель выдает вам заработную плату по желанию, когда захочет. Вот и здесь аналогично.
Карманные расходы — это не обязательные расходы на еду и проезд, учебники, а сверх того. То, чем ребенок сможет распоряжаться по своему усмотрению.
Именно так дети и подростки начинают учиться управлять деньгами, составлять бюджет, копить, в общем, взаимодействовать с миром финансов.
Стоимость годовой подписки — два похода в кафе, а пользы в разы больше! Но тут вам самим должно быть интересно то, что вы читаете, схитрить не удастся.
Сейчас в один клик на сайте почты России можно оформить подписку на множество бумажных изданий, и не надо идти в почтовое отделение и стоять в очередях.
Кроме того, есть много подписок на электронные издания, выбор просто поражает, обратите внимание на такие издания как Forbes, РБК, Эксперт.
Важно показать как можно ставить конкретные финансовые цели, например, ребенок хочет купить игрушку или велосипед. Сколько он стоит? По сколько в день/неделю/месяц нужно откладывать на покупку?
Лучше не ставить длительных сроков, не более 2-3 месяцев для детей до 10 лет, а для малышей до 7 лет – не более месяца. Для подростков уже горизонт планирования можно увеличить до полугода.
Для наглядности можно нарисовать «денежное дерево», когда ребенок накопил 100 рублей – к ветвям дерева он пририсовывает один листик и закрашивает его, накопил еще 500 рублей – дорисовывает еще 5 листиков.
Такое дерево можно повесить скотчем на дверь или на стену, тогда очень хорошо видно как быстро ты приближаешься к реализации своей финансовой цели.
Раньше я думала, что в муниципальных библиотеках только старые советские потрепанные книги выдают – как же я ошибалась. Во многих библиотеках выдают на дом современные, красочные издания детских книг всех известных мировых детских писателей.
В книгах много народной мудрости об обращении с деньгами, финансами, о труде и честности, доброте и щедрости, жадности и честолюбии. Прочитайте вместе сказки, обсудите такого персонажа как хитрая лиса, которая добивается своего нечестными путями, обманом.
Для детей постарше будут интересны такие книги как Остров сокровищ, Человек-амфибия, граф Монте-Кристо, Пес по имени Мани. Как ведет себя Джон Сильвер? Педро Зурита, что движет ими? Какие у них мотивы? На что они идут ради получения выгоды? В мультиках тоже есть такие персонажи (Скрудж Мак Дак) , здорово их тоже вместе обсуждать, общаться.
Роберт Кийосаки разработал отличную игру «Денежный поток»: есть версия для взрослых, а есть для детей от 6 лет.
Во время игры дети быстро схватывают, что такое доходы, расходы и инвестиции, есть даже карточка «деньги на ветер». Дети анализируют, стоит ли вкладывать деньги в покупку, считают доходы, объединяются с другими игроками — целая экономическая жизнь в миниатюре.
Для детей от 7 лет есть интересная градостроительная японская игра «Мачи Коро».
И конечно, известная всем «Монополия»: ее рекомендуют от 10 лет, но можно пробовать играть раньше.
Настолок у всех много, но кто бы в них еще играл? Может устроите вечер настольных игр?
Помимо настольных игр можно играть в словесные, бумажные, связанные с деньгами и финансами.
Открываете счет и ребенок может его пополнять, покупать и продавать акции/облигации. Смотрите как растет или падает стоимость его портфеля. Все по-взрослому, по-настоящему, тогда и интерес может появиться для дальнейшего изучения фондового рынка.
Напишите, если статья понравилась и хотите больше читать и знать по детской финансовой грамотности.
На моем ТГ-канале публикуются БЕСПЛАТНЫЕ, разнообразные, интересные задания и упражнения для детей и взрослых.
Откройте счёт с тарифом «Всё включено» за 5 минут, не посещая офис.
проект «Открытие Инвестиции»
Открыть брокерский счёт
Тренировка на учебном счёте
Об «Открытие Инвестиции»
Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4
8 800 500 99 66
Согласие на обработку персональных данных
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
«Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов»
«Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков + 60 идей заработка»
«Начинающий инвестор»
«Пёс по имени Мани»
«Финансовая грамотность для детей и подростков»
«Твой первый миллион. Как его заработать и не потерять»
«Как потратить деньги с умом»
«Финансовые истории для подростков»
«Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги»
«Твои деньги»
«Сделайте ваших детей успешными»
«Заставь деньги расти»
«Удивительные приключения в стране Экономика»
«Богатый папа, бедный папа для подростков»
«Финансы для тинейджеров»
«Финансовая грамота для школьников»
«Юный инвестор»
«Экономикс»
«Самый богатый человек в Вавилоне»
«Первый национальный банк папы»
«Деньги»
Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»
Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий
Откройте счёт с тарифом «Всё включено» за 5 минут, не посещая офис.
проект «Открытие Инвестиции»
Открыть брокерский счёт
Тренировка на учебном счёте
Об «Открытие Инвестиции»
Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4
8 800 500 99 66
Согласие на обработку персональных данных
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Откройте счёт с тарифом «Всё включено» за 5 минут, не посещая офис.
проект «Открытие Инвестиции»
Открыть брокерский счёт
Тренировка на учебном счёте
Об «Открытие Инвестиции»
Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4
8 800 500 99 66
Согласие на обработку персональных данных
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Наука денег крайне важна для взрослого человека. Однако часто забывается тот факт, что грамотное отношение к материальным ценностям должно закладываться с юных лет, когда человек наиболее обучаем и способен воспринимать новые знания в огромных количествах. Родителям необходимо прививать детям правильное отношение к деньгам еще до школы. Ведь, по словам Ирины Пермяковой, психолога, психодраматерапевта, развитие грамотности в финансовых вопросах не только поможет ребенку избежать многих проблем, но и сбережет время и нервы взрослым. В связи с этим мы решили перечислить несколько правил того, как научить ребенка финансовой грамотности.
Что значит быть финансово грамотным
Вопреки распространенному мнению наука о деньгах заключается не только в умении зарабатывать средства, экономить их и распределять. Финансовая грамотность – это, в первую очередь, способность оценивать текущую ситуацию на рынке и принимать верные решения после проведенного анализа. Получить подобное умение сразу невозможно, начало пути его формирования корнями уходит в детство. Как говорит Екатерина Сафонова, психолог портала «Я-родитель», финансовая грамотность – очень важный аспект воспитания, так как любой человек вне зависимости от возраста ежедневно сталкивается с денежными вопросами.
Понятие многогранно. В рамках развития финансовой грамотности дети должны изучить важные аспекты денежной науки, и узнать:
• Методы экономии;
• О правильной постановке материальных целей и их достижения;
• О выгодном вложении денег или как заставить инвестиции работать на себя;
• О том, как работает финансовый рынок и его основной институт – банк;
• О формировании бюджета и распределении доходов между потребностями;
• О контроле над расходами при помощи различных методик, в том числе современных программ;
• О том, как зарабатывать деньги и сохранять их.
При этом строить обучение, основываясь на методике принудительного постижения наук, не стоит. На это указывает и психолог Элла Эквтимишвили: «Ребенка необходимо обучать ответственному отношению к деньгам и управлению семейными финансами, но не переусердствовать, чтобы не вызвать неуместного страха».
Финансовая грамотность должна прививаться другим способом. О нем говорит Галина Уткина, вице-президент, директор департамента управления банковскими продуктами «Ренессанс Кредит»: «Что касается формы «обучения», то для совсем маленьких детей это, безусловно, должна быть игра, а вот школьники среднего и старшего возраста уже могут учиться на реальных деньгах. Игры и задания могут быть разнообразными. Ребенок может копить свои карманные деньги для покупки чего-то серьезного. Или, наоборот, родители покупают ребенку новую приставку, а потом в качестве «процентов за выданный кредит» в течение определенного срока разрешают в нее играть ограниченное количество времени. В любом случае, важно сформировать у детей понимание того, что деньги – не самоцель, а всего лишь инструмент для достижения поставленных целей».
Точка отсчета: когда начинать обучение
В школе ребенок уже способен научиться рационально распределять денежные траты. Анализируя, какие покупки важны, а какие являются излишеством, от которого можно отказаться. К тому же в это время детей уже можно приучать к самостоятельному зарабатыванию денег. Об этом говорит и Замир Шухов, генеральный директор Global Venture Alliance: «Дети могут выполнять какие-то дополнительные задачи или работу от родителей или близких родственников для того, чтобы чуть-чуть подзаработать. Это прививает некую дисциплину и понимание ценности денег. Дети понимают, что для того, чтобы появились деньги, необходимо совершить какой-то труд, выполнить какую-то задачу».
При этом тема денег не должна выступать в качестве табу. Ребенок должен включаться обсуждение семейного бюджета и осознавать: средства ограничены, поэтому необходимо тратить их с умом.
Шаги к формированию финансовой грамотности
Чтобы добиться осознания ценности денег родители при воспитании ребенка должны придерживаться некоторых правил:
• Рассказывать, откуда берутся деньги, донося до детей ценность труда;
«Вместе с малышами оценивать стоимость товаров, строя градацию покупок по принципу» самое важное сейчас, остальное можно отложить»;
• Ребенок школьного возраста должен иметь определенную сумму на карманные расходы и тратить ее самостоятельно. Только имея средства можно научиться ими распоряжаться;
• Дети должны учиться быть экономными. Если выданные родителями деньги быстро заканчиваются, не нужно жалеть чадо. Необходимо разъяснить, что придется некоторое время обойтись без покупок. В следующий раз ребенок задумается о необходимости приобретения той или иной вещи;
• Стимулировать детей к заработку, объяснять что труд – это способ получения денег. При этом нельзя «оплачивать» оценки или домашние обязанности ребенка. Лучше найти иной способ заработка, в крайнем случае – поощрять инициативу в работе по дому. То есть оплачивать то, что ребенок не должен был делать, но выполнил по своему желанию.
Родителям, стремящиеся обучить детей азам финансовой науки, нужно помнить: деньги не должны выступать в качестве средства манипуляции, поощрять или наказывать их за поступки определенного характера не следует.
Только привитие необходимых умений в юном возрасте способствует формированию правильно представления о материальных богатствах и способах распоряжаться ими. Лишь обучая детей можно вырастить грамотных взрослых. К тому же, как утверждает директор Международной школы Russian International School Ирина Макагон: «Возможностей для повышения финансовой грамотности действительно очень много и основная задача родителей и педагогов — это заинтересовать и увлечь детей, чтобы у них появилось желание разбираться в этой важной теме дальше».
Дети копируют поведение родителей, поэтому начинать всегда нужно, конечно, с себя. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Лайфу рассказала психолог Арина Кейро-Мороз.
Детство — это такая замечательная пора, когда мир познаётся в игровой форме. В это время быстрее даётся изучение языков, освоение сложных материалов, финансовая грамотность здесь не исключение. Лайфхаками, как научить ребёнка грамотному обращению с деньгами, с Лайфом поделилась психолог Арина Кейро-Мороз.
1. Играйте с ребёнком в магазин
Первое, на чём следует сделать акцент, — это игра. Например, в магазин, где есть то, что мы продаём, и то, за что мы это покупаем. Таким образом в игровой форме происходит первое взаимодействие малыша с деньгами.
2. Купите ребёнку копилку
Детство — период фантазий, мечтаний. Все мы слышали фразу: «Мечтайте как дети», потому что маленькие девочки и мальчики умеют мечтать, как никто другой. Предложите ребёнку копить на мечту, активируя мотивацию. У чада сформируется понимание, что всё имеет свою стоимость, а труд должен быть оценён.
Если же детям всё даётся за просто так, в будущем это привносит незнание того, «чего же я хочу». То есть туманное представление о своей мечте, цели
3. Научите чадо планировать расходы
При общении с ребёнком не пренебрегайте финансовыми планами. Например, вы решили провести время вместе и выделяете для этого определённую сумму денег. Ориентируясь на неё, вашему чаду предстоит выбрать, как распределить расходы, чтобы хватило на всё, что он считает более важным. Этот метод хорошо развивает способность считать деньги и распоряжаться ими с умом.
4. Выделяйте карманные деньги
Карманные деньги учат ребёнка планированию бюджета.
Они учат детей планировать свой бюджет. Да, он маленький, но всё же их собственный. Расскажите ребёнку о правиле 10%, которые нужно откладывать от каждой суммы, выданной родителями. Это позволит сформировать чёткий навык на всю жизнь. Чадо будет знать, что деньги всегда нужно припасать, поэтому с ощущением, что их нет вовсе, попросту не столкнётся.
5. Фокус на то, что ребёнку действительно нужно
Не стоит покупать ребёнку что-то по первому требованию. Если он захочет дорогую безделушку, задайте вопрос, насколько эта игрушка ему действительно нужна. Таким образом формируется сила воли, терпение, осознание ценности вещи, которая не окажется вскоре в мусорном контейнере или просто будет пылиться на полке. Если же конкретная вещь действительно необходима чаду, она обретает ценность. Здесь формируется понимание вышеперечисленных умений и независимость от эмоциональных трат.
6. Баланс «брать и давать»
Также важно научить детей не только просить и брать, но и делиться. Это даст элементарные плюсы при правильном взращивании в ребёнке финансовой грамотности.
В качестве вишенки на торте этой актуальной темы я бы выделила фундаментальный совет, без которого конструкция воспитания не будет такой прочной. Помните, что вы являетесь примером для подражания. Дети копируют ту среду, в которой растут и развиваются. Именно своими полезными привычками вы научите не только финансовой грамотности, но и многому нужному в этой жизни