Как приучить ребенка к дисциплине и почему дети нарушают дисциплину

Дисциплинированный ребёнок – мечта любого родителя . Но дети не рождаются послушными и дисциплинированными . Такими их делает воспитание. Давайте узнаем, как приучить ребёнка к дисциплине без криков и нервов.

С какого возраста нужно приучать ребёнка к дисциплине?

Воспитание малыша нужно начинать буквально с первых дней жизни . Как только ребёнок появляется на свет, он начинает приспосабливаться к окружающей его обстановке. Родители организуют ему режим дня и ежедневные ритуалы, к которым малыш привыкает. Так с самого раннего возраста он приучается жить по определённым правилам и распорядку.

По мере взросления кроха становится все более активным, с удовольствием изучает окружающий мир. Взрослые не должны ограничивать его свободу, но при этом обязаны следить за тем, чтобы ребёнок не переходил границы дозволенного. Во-первых, это нужно для его же безопасности. А во-вторых – малыш должен считаться с окружающими и не нарушать правил, принятых в обществе. Всему этому учат с раннего детства.

Сначала взрослые обучают малыша придерживать определённых правил, а затем ребёнок учится дисциплине сам. Чем старше он становится, тем меньше ему требуется контроль со стороны. Школьник уже в состоянии сам следить за своим поведением и планировать дела.

В зависимости от возраста ребёнка, взрослый играет разные роли в его жизни:

  • от рождения от до года – родитель выполняет функцию няни;
  • от 3 до 6 лет – функцию воспитателя;
  • от 6 до 12 лет – родитель становится для ребёнка учителем;
  • от 12 до 16 лет – превращается в наставника.

Если взрослый понимает эти роли и соответствует им, особых сложностей с воспитанием не возникает. Если же, например, мама нянчится с десятилетним сыном, как с малышом или, наоборот, пытается занять учительскую позицию по отношению к двухлетке, проблемы в детско-родительских отношениях неизбежны.

Как правильно приучать ребёнка к дисциплине в разном возрасте

Приучение к дисциплине – это постепенный процесс. По мере того, как ребёнок становится старше, количество правил, которые он должен соблюдать, увеличивается. Методы приучения к дисциплине должны меняться в соответствии с возрастом. То, что работало для трёхлетнего ребёнка, уже не будет работать для семилетнего.

Правила дисциплины для детей до трёх лет

Совсем маленькие детки не нуждаются в дисциплине. Они изучают окружающий мир и пока что не понимают разницу между плохим и хорошим поведением . Поэтому их бесполезно наказывать или пытаться призывать к разумному поведению.

Дисциплина или как воспитывать детей

Как приучить ребенка к дисциплине и почеме дети наршуают дисциплину

Воспитание не является такой большой проблемой, если вы подразумеваете под этим словом следующее: по­мочь ребенку помогать себе, помочь ему научиться жить и играть с другими, осторожно исследовать все новое, справляться со своими чувствами, развивать его интере­сы.

Это совсем нелегко. Нет никакого волшебного «правиль­ного пути». Методы, которыми вы дисциплинируете или воспитываете своего ребенка, зависят от всех тех особен­ностей, которые отличают вашу семью от других. Дисци­плина – это не значит заставить ребенка делать то, что хотите вы. Вы не можете заставить малыша быть «хоро­шим»; конечно, некоторые дети после криков и шлепков, угождая вам, перестают делать то, что вам не нравится.

Дети бывают наиболее непослушными, когда их родите­ли постоянно заняты своими делами, сильно напряжены или переживают сложные времена. Поэтому важно помнить, что обычно дети повторяют поведение родителей. И осознавая эту ответственность, обращайте внимание на то, как вы себя ведете, так как дети все впитывают как «губка».

Следующие советы помогут вам ориентироваться в вопросах воспитания детей.

Больше хвалите вместо наказаний

Малыши любят, когда их хвалят, они очень любят угождать. Они очень хотят, чтобы их замечали. Если вы поощряете их поведение, которое вам нравится, ребенок, чтобы угодить вам, будет стараться еще больше. Объятия, улыбки, проявление интереса родителей к тому, что они делают, – это лучшая награда и мотивация для ребенка.

Будьте разумны в своих ожиданиях

Энергичные, очень подвижные малыши просто не воспринимают таких понятий, как «аккуратно», «тихо», «подожди» и т. д. Дайте им время осмыслить то, что вы говорите, покажите своим примером как это сделать, и закрепите новые знание совместно сделав с ребенком необходимое поведение и так вы поможете ребенку научиться новому поведению.

Используйте слово «нет», когда оно действительно нужно

Ребенку необходимо, чтобы вы установили ясные границы допустимого поведения. Если ему все сходит с рук, он будет в большом замешательстве и недоумении; но вы должны решить, что является действительно важным. Ваш ребенок научится правилам быстрее, если их будет не так много.

Научитесь договариваться с ребенком

Вы не можете заставить малыша есть, спать и ходить в туалет именно тогда, когда этого хотите вы. Вы не добьетесь послушания, вызывая все новые конфликты. Понимание того, как у детей формируются необходимые поведения и умение заранее договариваться с ребенком помогут вам минимизировать конфликты и наладить ваши взаимоотношения..

Отвлекайте ребенка или попробуйте свои уловки, чтобы переключить внимание ребенка на позитивное

Обычно легко переключить внимание малыша с чего-то, что вам не нравится, на более приятное занятие. Отвле­чение внимания не означает, что вы «сдались», но оно может творить чудеса. Если ребенок играет с кнопками на телевизоре, предложите ему старый фонарик для игры или всякий раз, когда собираетесь смотреть теле­визор, просите ребенка включить его. Если дочка хочет играть с вашей косметичкой, дайте ей разные баночки и коробочки, положив их в другую сумку.

Будьте настойчивы в том, что важно

Угрозы и придирки не дадут вам нужного результата. Малыши быстро учатся игнорировать постоянный поток фраз типа: «Если не перестанешь трогать телевизор, я тебя накажу»,

которые по сути ничего не значат. Поэтому важно научиться объяснять, показывать своим примером и договариваться, а также быть последовательным и настойчивым в своих решениях.

3 простых шага к дисциплине на уроках и уважению учеников

Как приучить ребенка к дисциплине и почеме дети наршуают дисциплину

«Дети должны уважать учителя». Эту истину вбивают в голову примерно всем школьникам не одного поколения. А вот вопросы «за что уважать», «почему» как-то стараются обходить. Уважать надо по факту. Потому что взрослый и учитель. Но правда в том, что и учитель должен что-то сделать, чтобы дисциплина основывалась на уважении.

Вокруг очень много информации про случаи вопиющего поведения несовершеннолетних и агрессии школьников по отношению к учителям. И в то же время с подобными проблемами сталкиваются не все педагоги. У меня, например, есть коллега, которому из года в год мы поручаем (потому что слово «сплавляем» мне показалось грубым, хотя суть именно в этом) самые сложные в поведенческом плане классы. А он, такое чувство, этого не понимает. И они у него каким-то волшебным образом превращаются в воспитанных и благополучных учеников. Да и сама я, не буду кокетничать, достаточно успешно организую спокойную рабочую обстановку на своих уроках. Никаких секретов, как водится, в таких вопросах не существует. Но есть некоторые умозаключения.

1. Не делать борьбу за дисциплину главной проблемой

Если учитель идёт на урок бороться с нарушителями дисциплины, он их обязательно найдёт. И непременно потратит немало сил на противостояние с ними, на поиск зачинщиков и виновных. Потому что мы все, в конечном итоге, видим то, что хотим видеть. Одна моя коллега, учитель математики, однажды мне сказала: «Нет классов с плохой дисциплиной, есть неправильно подобранные к уроку задачи».

Мне эта фраза, услышанная в самом начале профессионального пути, очень крепко засела в голову. На её основе я определила свой собственный принцип: «Я иду на урок не бороться за дисциплину, а проводить интересное занятие». И я стараюсь не высматривать нарушителей, а вовлекать всех неохваченных и занимать всех незанятых. При таком подходе фокус проблемы смещается с поиска виновных на усовершенствование педагогических подходов и технологий.

2. Не пытаться бороться с ребёнком на равных (если конфликт уже есть)

Конечно, такие ситуации всегда становятся испытанием для учителя. И главная опасность в таких случаях — это соблазн озлобиться погрузиться в конфликт с ребёнком на равных, желая победить и наказать виновного любой ценой. Я думаю, что если учитель однажды встаёт на этот путь — противостояния с учеником без оглядки на то, что он заведомо сильнее, взрослее, авторитетнее и на его стороне выступает система, он обречён. Вся его профессиональная жизнь будет отравлена этой борьбой. Борьба за дисциплину, вычисление зачинщиков, наказание виновных, требования извинений перед всем классом и металлическое «повтори, что ты только что сказал» станут обязательной, неотъемлемой отставляющей его педагогических будней. И, конечно, ощущение собственной беспомощности в борьбе с подростковым бунтом.

Совсем недавно в сложную конфликтную ситуацию попала одна моя молодая коллега. Не просто коллега, а моя выпускница. Она училась в классе, где я первый раз была классным руководителем. К тому же перед самым выпуском именно с ней и её мамой у меня был конфликт, затянувшийся на несколько дней. После него мы, конечно, помирились и пришли к согласию. И вот теперь она оказалась в похожей ситуации. Хотя, нет, в гораздо худшей, обидной и несправедливой к ней ситуации. И она справилась! Не озлобилась на ребёнка, не стала затягивать и обострять ссору, не воспользовалась возможностью осложнить жизнь ученику и его семье. И авторитет её как учителя только вырос среди её учеников и родителей этого класса.

3. Уважать учеников, а не требовать уважения от них

Я не верю, что уважение можно завоевать. Да и не обязанность это для учителя — бороться за уважение. Наоборот, педагог должен уважение демонстрировать. Хочешь, чтобы школьники уважали твоё время и приходили вовремя на уроки — уважай их время. Начни сам приходить в класс вовремя и завершать урок со звонком, и зеркальным отражением возникнет детская пунктуальность. Для того, чтобы все работы сдавались вовремя и никто не выпрашивал немотивированных отсрочек и не прикидывался неосведомлённым об установленных сроках, нужно учителю самому соблюдать подобные требования. Мы, учителя, должны сначала сами научиться вовремя записывать домашние задания, проверять собранные работы и выставлять в журнал отметки. И многое другое. Вежливое обращение по имени, готовность выслушать и ответить на вопрос, корректные формулировки замечаний обеспечат нам ответную вежливость. А за ней, может быть, придёт и уважение, перед которым все дисциплинарные проблемы беспомощно падут ниц. Ну или хотя бы станут редкими.

Решение дисциплинарных проблем с малышами

Преподаете дошкольникам и младшим школьникам? Дисциплина и поведение учеников — это половина вашего успеха на занятии. В этой статье мы обсудим способы коррекции нежелательного поведения студентов и проверенные стратегии, помогающие сохранять рабочую атмосферу в классе.

Начнем с того, что у ребят с 5 до 10 лет еще плохо развиты механизмы саморегуляции, поэтому зачастую их поведение на уроке попадает в разряд «нежелательного» ненамеренно с их стороны. Они могут шуметь, смеяться и с нежеланием выполнять задания, которые вы им предлагаете. Подобную ситуацию легко можно исправить, правильно подобрав последовательность активностей на уроке. Физминутка также позволит сбросить накопившееся напряжение и усталость.

Но если ребенок проявляет агрессию, физическую или вербальную, такое поведение требует незамедлительного внимания со стороны преподавателя. Логичнее всего прервать урок и спокойно сообщить ребенку о том, что «здесь так нельзя». Продолжая урок при неприемлемом поведении ученика, педагог тем самым обесценивает правила, провоцируя нарушать дисциплину и дальше.

При работе над улучшением дисциплины на занятиях важно быть последовательным, то есть делать замечание и принимать меры при каждом случае неприемлемого поведения. Выбирайте «наказания» на которые реагируют дети данного класса. В одном случае будет достаточно назвать имя ребенка и попросить не отвлекаться, а в другом — понадобится беседа с родителями и классным руководителем.

Ребята часто испытывают границы дозволенного и пытаются из интереса нарушать правила, которые транслирует преподаватель. Учитель должен не отступать от выбранной стратегии и строго защищать границы. Через некоторое время ребята усвоят, что есть правила, и им нужно следовать.

Для того, чтобы свести к минимуму желание шалить на уроках, важно дать ребятам четкое понимание того, кто же главный на уроке.

Здесь вам помогут следующие шаги:

  1. выпрямите спину. Так вы будете выглядеть и чувствовать себя уверенней, а ребята будут вести себя более уважительно
  2. говорите спокойным и ровным голосом. Не стоит повышать голос на учеников. Крик — это неуважение к ребятам, влекущее за собой отсутствие уважения к преподавателю.
  3. перемещайтесь по кабинету. Это тоже способ показать уверенность и установить лидерство.
  4. говорите только тогда, когда вы убедились, что вас слушают и слышат. Об этом было сказано ранее, но не лишним будет напомнить: продолжая урок в шуме, вы не уважаете себя и рушите выстроенную до этого момента дисциплину.
  5. заведите жесты и сигналы, которые будут привлекать внимание учащихся. Это могут быть звонок, стук молотка и разного рода речевки. К примеру, можно использовать фразу-призыв к действию. Посмотрите больше способов получить внимание ребят.
  6. используйте четкие инструкции и подкрепляйте их жестами. Если инструкция длинная и непонятная, шанс на ее несоблюдение значительно возрастает.
  7. применяйте метод «отказ не принимается». Эту методику описал Дуг Лемов в своей книге «Мастерство учителя». Суть в том, что «учитель возвращается к ученику, не сумевшему ответить на первоначальный вопрос, и просит его повторить правильный ответ за другим одноклассником либо решить задачу самостоятельно, используя дополнительную информацию, предоставленную другим учащимся. В рамках данной методики задаются такие вопросы: «Ребята, кто может сказать Шарлин, что ей надо сделать первым делом, чтобы решить эту задачу?», «Кто подскажет Шарлин, где она может найти верный ответ?» или «Кто может сказать Шарлин, что мы подразумеваем под (идея или термин, вызвавшие у ученика трудность)
  8. чередуйте активные и спокойные активности, задавая тем самым темп урока. Если после активной игры, организовать еще одну такую же, ребятам будет очень сложно потом вести себя спокойно, так как они будут взбудоражены. Если же на протяжении урока задания все спокойные, то студенты могут заскучать и начать шалить. Оптимальный вариант — сменять их по очереди
  9. планируйте дополнительные активности. Даже самые талантливые и опытные учителя иногда неверно рассчитывают время на активности урока. Поэтому важно иметь в своей педагогической копилке дополнительные задания, которые могут занять время и спасти ситуацию. К примеру, с малышами всегда можно начать играть в «Simon says», это будет и весело, и полезно.

Как научить ребёнка самодисциплине: 5 простых советов

Дисциплинированный малыш — мечта любого родителя. Он помогает по хозяйству, выполняет домашние задания, не опаздывает на занятия, вовремя ложится спать, может высидеть целый урок или ограничиться одной серией мультфильма. Такой ребёнок организован, усидчив, внимателен и нацелен на результат.

Мы спросили у психолога, что нужно делать, чтобы воспитать такого же.

Самодисциплине надо обучать с раннего детства, лучше с рождения. Процесс этот постепенный: ребёнок рождается без готовых моделей поведения. Они формируются под воздействием ближайшего окружения. Чтобы обучить ребёнка самодисциплине, в первую очередь сами родители должны быть дисциплинированными и организованными. Поэтому я советую взрослым следующее.

1. Сдерживать данные обещания

Разрешили что-то купить ребёнку — значит, надо это купить. Решили наказать — сдерживаем слово и наказываем ребёнка, несмотря на чувства (стало жаль, погорячились, а через пару минут передумали). Если вы не собирались что-то делать, не нужно говорить об этом и давать пустых обещаний.

2. Соблюдать временные рамки

Например, если взрослые дают пять минут ребёнку на собирание игрушек, то ровно через пять минут вы должны проверить, выполнена задача или нет. Либо другая ситуация: малышу разрешили полчаса посмотреть телевизор. Ровно через 30 минут нужно выключить мультфильм.

3. Придерживаться распорядка дня

Очень важно укладывать спать ребёнка не тогда, когда этого захотел сам малыш или когда удобно родителю, а приблизительно в одно и то же время. Это касается и пробуждения.

4. Вести себя конструктивно в различных ситуациях — без криков и истерик

Если вы уронили кружку и разбили её, сказать: «Ох, вот это да, надо же было аккуратнее, впредь буду осторожнее» и пойти за шваброй. Или пошли с ребёнком в магазин за нужной именно вам вещью, а её там не оказалось. Объясните ребёнку, что в таком случае надо её поискать в другом магазине или прийти за ней в другой день, когда она будет в наличии.

5. Привить ответственность

Можно давать ребёнку небольшие задания и поручения, за которые будет нести ответственность только он. Например, ухаживать за комнатными растениями, домашним животным, протирать пыль, мыть посуду.

Развитие самодисциплины: КАК развить С НУЛЯ

Любые достижения в работе и искусстве лежат через упорный труд. Даже самый талантливый человек без кропотливой работы, терпения и упорства не сможет достигнуть выдающихся результатов. Именно для этого и нужна самодисциплина. Благодаря последовательной и ежедневной работе по расписанию — можно добиться выдающихся результатов.

Как развить самодисциплину?!

Самодисциплина – это способность держать дела под контролем, работать по всем направлениям по установленному порядку. Самодисциплина важна для достижения любых профессиональных и личных целей. Это может быть как сброс лишнего веса, так и какой-то крупный проект на работе. Дисциплинировать самого себя не всегда приятно. Это связано с выходом из привычной зоны комфорта. Дисциплина значит сказать нет прокрастинации. Это также значит умение говорить «нет» всему, что мешает вам выполнять ваши планы.

Дисциплинированность позволяет человеку четко двигаться к поставленным целям не взирая на сиюминутные настроения и импульсы отдохнуть или отвлечься.

Дисциплина позволяет также держать под контролем время для отдыха. Иногда мы тратим на развлечения и отдых больше времени, чем это было бы в рациональном случае.

Самодисциплина, сила воли и тайм-менеджмент – взаимосвязанные между собой понятия. В своей книге «Тайм-драйв» Глеб Архангельский начинает рассказывать про отдых или про то, как не превратиться в загнанную лошадь. Проще говоря, прежде чем начать развивать самодисциплину, необходимо убедиться, что ваш баланс между работой и личной жизнью находится в порядке. Усталость, недосып, та или иная дисгармония подрывают силу воли, и человек склонен срываться.

Что способствует самодисциплине?

Вот несколько общих рекомендаций, которые помогут развить дисциплину и сделать ее своей сильной стороной.

  1. Цель. Пойми чего ты хочешь добиться. Бесцельная жизнь хуже, чем отсутствие дисциплины. Какое поведение для тебя является желательным. Сверь свои желания с тем, что ты делаешь день ото дня по факту. И нужно иметь смелость посмотреть правде в глаза, чтобы признаться самому себе, что большую часть дня ты проводишь непонятным образом.
  2. Выработай правильные привычки. Действовать в новом ключе сложно лишь поначалу. Со временем наш мозг привыкает к нашим задачами и тратит все меньше энергии на выполнения подобных задач. Это случается, когда привычное действие начинает контролироваться базальными ядрами. Это значит, что если ты хочешь научиться правильно питаться или заниматься спортом регулярно, то лишь поначалу может быть сложно. Со временем правильные привычки станут настолько привычными, что вам будет уже нетрудно заставлять себя придерживаться их.
  3. Развивай дисциплину постепенно. Если ты один день предпримешь героические усилия, то на другой день ты сорвешься и не сделаешь даже минимума. Про этот феномен подробно рассказывается в книге «Сила воли». Это называется эффектом «Какого черта». В этом смысле полезнее подходить к тренировке самодисциплины как в тренажерном зале. Постепенно повышаем нагрузку и ждем, пока наша психика адаптируется к новым задачам. В случае срывов не нужно уходить во все тяжкие. Достаточно лишь просто вернуться к изначальной цели.
  4. Спорт, медитация, прогулки и дыхательная гимнастика влияют на нашу дисциплинированность и желание действовать на гормональном уровне. Включите активный отдых на свежем воздухе в еженедельный распорядок дня. Также можно посоветовать техники осознанности.

Рекомендации для родителей неусидчивого и невнимательного ребенка

Ваш ребенок чрезмерно активный, вспыльчивый, импульсивный или невнимательный?

Можно перечислить целый ряд вероятных причин такого поведения ребенка. Оно может быть связано с расстройствами слуха или зрения, заболеванием щитовидной железы, скукой, депрессией, тревогой, страхом, психическими заболеваниями или побочным действием некоторых препаратов, чрезмерными физическими и эмоциональными нагрузками.

Также такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении. Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.

Другой возможной причиной невнимательности и неусидчивости ребенка может быть заболевание, под названием — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей. Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Рекомендации для родителей неусидчивого и невнимательного ребенка

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью и неусидчивостью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Как улучшить дисциплину в классе

1. Контакт глазами: никаких слов — только взгляд.
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока. Показать полностью..
4. Посылайте «секретный сигнал». Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «тсс!» или скрестить руки. 5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь.»
6. Делай неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок». Попросите об одолжении. Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул «размышлений», который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. «Стул размышлений» должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
12. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с «заклинаниями» примерно такого содержания: » Я могу спокойно работать» «Я могу изменить свое поведение»
13.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.