Сегодня редко можно увидеть, что ребёнок сидит с книжкой. Гаджеты заменили все развлечения. Электронные игры доступны везде — в телефоне, планшете, на компьютере. От самых простейших игр до сложных стратегий, они захватывают все возрастные группы детей и взрослых.
Если ребёнок не любит читать
Нет смысла напоминать о том, что при постоянной игре за компьютером портится зрение детей, тратится впустую время, ребёнок отвыкает общаться и разговаривать, у него остается бедным словарный запас, он не сможет выразить словами свои эмоции и желания. Он теряет возможность самообразования, у него не обогащается кругозор, не развивается воображение.
Родители, которые не приучили ребёнка читать, лишили его увлекательного мира волшебных сказок, героических приключений. Да, есть много экранизаций известных книг. Но фильмы и мультфильмы не обогащают словарный запас, не развивают память, мышление, воображение.
Как показать ребёнку, что ноутбук с играми не заменит книгу? Как дать почувствовать, что книга — не только источник знаний, но и проводник в мир волшебных сказок, захватывающих приключений?
Начинаем с малышей
Во-первых, на личном примере. Если малыш постоянно будет видеть читающих родителей, то маленький подражатель будет копировать и эту хорошую привычку.
Развивать интерес к книгам необходимо именно в раннем детстве. Психологи утверждают, что привить любовь к чтению можно только детям до 9 лет. Потом будет поздно. Подростков волнуют уже совсем другие проблемы. Если у ребёнка нет привычки искать ответы на свои вопросы в книгах, то у взрослых эту потребность выработать уже не получится.
Начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Он хорошо слышит и голос мамы на него благотворно действует. Малыш сначала не понимает значения слов, но они откладываются в его голове и впоследствии он быстрее начнет понимать речь, и будет стараться раньше начать говорить.
Детям от 2 до 4 лет, которые еще не умеют сами читать, нужно читать книги с крупными красочными картинками. Попутно можно объяснять значение непонятных слов, обсуждать с ребёнком картинки, главных героев, события книги.
Когда дети становятся старше
Детей постарше, которые сами умеют читать, нужно только стимулировать взять книгу в руки. Здесь можно придумывать множество способов. Например, привлекать персонажей любимых сказок, придумывать, что малыш поможет кому-то, прочитав книгу, или найдет ответ на какой-то интересующий его вопрос. Сам любимый сказочный герой может «написать» письмо вашему ребёнку, которое будет мотивировать прочитать о нем книгу.
Хорошо удерживает внимание детей прием, когда взрослый прерывает чтение на самом интересном месте под разными предлогами. Тогда ребёнок с нетерпением ждет продолжения. Сами книги в этот период должны быть с захватывающим сюжетом: приключения, кругосветные путешествия, космос, фантастика. Словом, прислушивайтесь, что больше нравится вашему ребёнку.
Не стоит забывать о бессмертной классике детской литературы: «Маленький принц», «Приключения Тома Сойера», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Незнайки и его друзей», «Алиса в стране чудес» и многие другие книги.
Для того чтобы ребёнок захотел читать не с современного гаджета, а именно держал в руках книгу, чаще обращайте его внимание на картинки в книгах, на то как она пахнет, как шелестят страницы. Книгу можно читать и перечитывать где угодно, у нее не кончится зарядка, в ней можно делать пометки, оставлять закладки.
Существуют книги для малышей, где пропущены некоторые слова, а вместо них есть картинки, их нужно называть по ходу чтения, есть также всевозможные ребусы. Это активизирует пассивный словарный запас, развивает память, внимание, вызывает интерес к прочитанному.
Вместе с ребёнком можно придумывать продолжение любимых историй или какие-то новые сюжеты. Можно вместе инсценировать отрывки сказок, самые невероятные приключения героев. Персонажи книг можно лепить, рисовать, вырезать. Тогда они будут жить рядом с ребёнком, и про них можно придумать много всего интересного.
Дети обладают образным мышлением, они воспринимают и запоминают только целостные образы. Малыши не способны анализировать, планировать, обучаться самостоятельно. Поэтому уговоры почитать не подействуют. Невозможно и не нужно заставлять детей читать. Можно только заинтересовать, создать интригу. Чтобы ребёнок сам хотел читать. Чтобы сам брал книгу и читал сидя, лежа, под одеялом с фонариком, в шалаше на улице, сидя на дереве, на даче, у реки. Нужно, чтобы они хотели читать постоянно, как читали дети в прошлом веке, не зная компьютеров.
И ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка дочитывать неинтересную книгу. Если заметно, что он постоянно отвлекается, перелистывает страницы, или уходит в свои мысли, то пусть отложит эту книгу. Нельзя заставлять маленького читателя сидеть за неинтересным ему произведением. Это отобьет у него желание читать совсем.
Что еще могут сделать родители
Как уже говорилось выше, большое значение в вопросе прививания любви к чтению играет личный пример остальных членов семьи. Если в семье заложена культура чтения, родители сами много читают и обсуждают между собой прочитанное, то малыш впитает это с младенчества. Дети вообще очень много выносят именно из семьи.
Большую роль играет и наличие собственной домашней библиотеки. Она может быть не очень большой, но доступной. И там обязательно должны быть книги, соответствующие возрасту ребёнка. Чтобы он мог подойти к книжному шкафу и взять оттуда что-нибудь.
Приучать ребёнка к чтению книг не только можно, но и нужно. Ведь именно чтение способствует воспитанию всесторонне развитой личности. У читающих детей лучше развито воображение, богаче словарный запас.
К тому же ничто не сближает так, как совместное интересное занятие. И таким занятием может стать чтение. Обсуждая книжных героев, их поступки и действия, можно многое донести до сознания ребёнка и лучше узнать его мысли и желания.
Самый важный вопрос — зачем?
Первый вопрос – зачем – позволяет подняться над проблемой на несколько уровней выше, устраняя ее причины.
Например, если мне нужно заставить себя заниматься уборкой, я могу, конечно, развивать силу воли или вознаграждать себя каждый раз за успешно преодоленную лень. Но гораздо эффективнее задуматься – а зачем нужна уборка? Чтобы было чисто? А можно ли эту цель более высокого уровня достичь другим путем? Оказывается, совсем просто – можно поручить уборку другому человеку. Это может быть кто-то из членов семьи или наемная уборщица – не важно.
Если подняться еще на уровень выше, то ответ на вопрос, а зачем вообще нужна чистота, может привести к совершенно разным вариантам. Например, если мне важно мнение людей, приходящих в гости, то можно вообще их не приглашать (да, вот такой радикальный вариант, если чистота не является внутренней потребностью). А если чистота – залог здоровья, то можно сократить необходимость уборки до минимума, упростив быт и интерьер.
Чтение «для школы»
Вернемся к чтению. Зачем ребенку читать? Здесь может быть несколько вариантов.
Самый очевидный – изучить те произведения, которые детям задают на уроках литературы. Надцель диктует решение – если ребенку тяжело дается именно процесс чтения, то той же самой цели можно достичь, прослушивая аудиокниги. В конце концов, заведите традицию семейных чтений и читайте ребенку вслух.
Еще вариант, если ваша цель – лишь положительные оценки по литературе, пусть ребенок читает длинные произведения в кратком изложении, а подробно изучает лишь отрывки, на которых акцентирует внимание учитель.
Если навык чтения у ребенка развит плохо, то у него обычно проблема не только с уроками литературы, но и с другими предметами, где требуется самостоятельно изучать многостраничные параграфы учебника – историей, обществознанием. И здесь уже можно решить вопрос специальным обучением на курсах техники чтения или скорочтения.
Воспитать читателя
Допустим, вас волнуют не школьные оценки, а вы уверены, что образованный, культурный человек должен читать. То есть вы хотите вырастить из ребенка читателя. И именно в этом ваша цель высшего порядка.
Тогда слово «заставить» звучит, как минимум, неуместно. Ведь любовь никак не сформируешь насилием. Вырастить читателя намного сложнее, чем добиться ознакомления с «программными» произведениями.
Первые книги
Вкус к чтению формируется с самого детства – маминым голосом и интонацией, выбором книг. И детская непоседливость тут ни при чем. Самый лучший совет по поводу чтения маленькому непоседе мне дала много лет назад невролог из детской поликлиники: «Он скачет, а Вы все равно читайте – он услышит!»
Особую роль правильный выбор книг играет в период обучения чтению. Часто кажется, что вот же, он уже может читать – пусть прочитает книгу. Но ребенок, только освоивший чтение, настолько поглощен сложнейшей мыслительной операцией, что плохо воспринимает содержание прочитанного – поэтому не получает от процесса чтения никакого удовольствия. Поэтому маме важно продолжать читать вслух даже умеющему читать ребенку!
Сделайте совместное чтение вашей семейной традицией – и постепенно привлекайте ребенка. Пусть для начала прочтет пару простых предложений, или заканчивает начатые мамой фразы, а за остальным текстом просто следит во время маминого чтения.
«Капкан» на читателя
Когда речь идет о школьнике, у которого навык чтения уже сформирован достаточно хорошо, приохотить к чтению помогают хитро расставленные ловушки.
«Подслушанный разговор». Обсуждайте интересные книги. Но не с ребенком. Но так, чтобы он слышал. Информация, не обращенная напрямую к ребенку, представляется ему более ценной и правдивой, особенно в подростковом возрасте.
«Метод Шахрезады». История, прерванная на интересном месте, вызывает желание узнать, что будет дальше. Поэтому, читая вслух, иногда можно под благовидным предлогом прерваться «до завтра».
«Это тебе еще рано». Как известно, запретный плод сладок. Поэтому заведите в доме специальную книжную полку недетских книг. И объясните ребенку, что здесь стоят книги, которые ему еще читать рано. «Вот, когда подрастешь… (повзрослеешь…)».
«Сначала фильм, потом книга». Психологически легче приняться за чтение, особенно «толстой» книги, если точно знаешь, что история интересная. Поэтому покажите ребенку сначала фильм по книге. Если сюжет его заинтересует, обратите внимание, что многие эпизоды в фильме пропущены. А вот в книге… Кроме того, детям с преобладающим визуальным восприятием намного проще читать, когда они уже видели героев, сцены. Это помогает им в процессе чтения рисовать в голове картины происходящего.
«Уважительная причина». Сделайте чтение, увлечение книгой уважительной причиной для некоторых проступков. Например, я сегодня не успела приготовить ужин – зачиталась. Поэтому давайте быстренько сделаем бутербродов. Такие фразы невзначай формируют в голове ребенка убеждение, что чтение – настолько важная часть жизни, что служит веской причиной, например, нарушения режима.
Ну и, наконец, не критикуйте литературный вкус ребенка. Многим нравится манга – пусть читают. Попросите посмотреть, рассказать вкратце сюжет. Учитесь обсуждать прочитанное, не осуждая. Это тоже важный жизненный урок: у нас с тобой разные вкусы, но мы близкие люди и уважаем друг друга. «Я ценю твое мнение» — очень важная для ребенка фраза, особенно если мама действительно прочитает рекомендованную им книгу.
«Мой ребёнок не хочет читать!» — часто говорят отчаявшиеся родители, которым так и не удаётся усадить малыша за книгу. Почему же так происходит? Может быть, он ленивый? Вовсе нет!
Взрослым кажется, что читать — это само собой разумеющееся. Что это легко. Но для малыша чтение — это трудный процесс, и дети легко утомляются. Ребёнку нужно узнать букву, вспомнить звукопроизношение, соединить буквы в слоги, слоги в слова. Нужно удерживать внимание на тексте, понимать прочитанное, держать в голове сюжет.
Как приучить ребенка к чтению
Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.
«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.
Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?
Обратимся с этим вопросом к нейропсихологу, руководителю школы «Супермозг» Гюзель Абдуловой.
— Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?
В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.
Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!
При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.
Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.
Что делать?
Несколько простых советов вернут вам и ребёнку желание общаться с книгой.
- Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден и хорошо себя чувствует.
- Обязательно покажите ребёнку, что совместные занятия для вас удовольствие, щедро хвалите за успехи.
- Поддерживайте игровую форму занятий. В игре дети усваивают любой навык непроизвольно, без усилий.
- Занимайтесь не более 30 минут или даже меньше, если замечаете, что ребенок устал. Малышу трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете. Чаще меняйте виды деятельности и упражнения.
- Ведите дневник успеха, в котором отмечайте достижения ребенка — даже самые маленькие победы.
Предлагаю несколько интересных игр, чтобы чтение быстрее из скучного занятия превратилось в удовольствие!
Вращающиеся буквы.
Слоги за «шторкой».
Система игр и тренировочных упражнений вы найдёте в моей книге-тренажёре «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение». Всего за 10 недель регулярных занятий вы ликвидируете все трудности в чтении у вашего ребёнка. Программа подробно расписана по шагам: дыхание, артикуляция, игры на отработку навыков чтения и подробные методические рекомендации помогут создать атмосферу увлекательного, занимательного и полезного общения.
По книге Гюзель Абдуловой «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!
До начала учебного года осталась всего пара недель, а ребёнок не прочитал и половины из заданных на лето книг? Или даже ни одной? Без паники! Наш блогер Наталья Баранова даёт несколько советов, как мотивировать школьника в конце каникул все-таки взять в руки книгу.
Для большинства детей летнее чтение — пытка, а список литературы выглядит как приговор. Не удивлюсь, если вы тоже когда-то его недолюбливали. Но у этого «варварского» метода приобщения детей к чтению есть и плюсы:
- за лето ребенок не теряет навык;
- детям есть чем заняться в дождливый день, когда неохота на прогулку;
- часть школьной программы на будущий год осваивается заранее;
- ребенок узнает много нового, интересного и может влюбиться в течение (если только родители все не испортят).
Часто нежелание детей читать рассматривается мамами и папами как саботаж. В ход идут ультиматумы и ограничения, которые вконец отбивают желание браться за книгу. Я составила список из 10 рекомендаций — с их помощью вы сможете договориться с ребенком, мягко подтолкнуть его к чтению, не вызывая негатив.
1. Читайте сами
Главная мотивация ребенка — личный пример взрослого. Если вы делаете что-то, а детям запрещаете, у них возникает резонный вопрос: почему тебе можно, а мне нет? Справедливо и обратное. Непросто объяснить ребенку, что чтение — это важно, если вас самих не застать с книгой. Решение простое: хотите, чтобы ваш ребенок читал, — читайте сами.
2. Смотрите фильмы и мультфильмы по книгам
Это можно делать как до, так и после прочтения. Ребенку будет интересно увидеть знакомых героев и забавно смотреть, зная сюжет заранее. Обращайте внимание ребенка на различия между книгой и фильмом/мультиком, если они есть. Как правило, в книгах описывается больше событий. Многие нюансы при съемках ускользают. Это может наглядно продемонстрировать ребенку преимущество книги перед фильмом.
3. Начинайте с коротких рассказов
В списках литературы обычно бывают и большие произведения, и маленькие, на несколько страниц, рассказы. Первым делом проведите аудит и рассортируйте их по группам. Начните с маленьких. Их можно осилить быстро и сполна ощутить эффект завершенного действия. А когда очередной рассказ будет прочитан, разрешите ребенку с чистой совестью вычеркнуть его из списка.
4. Предоставьте выбор
Не стоит указывать ребенку, с чего ему начинать и чем заканчивать. Пусть он сам решит, что ему хочется прочитать именно сейчас. При этом не обязательно покупать книги по первому запросу — вспомните, что в мире еще остались библиотеки и там, как ни странно, неплохой выбор детской литературы.
5. Разрешайте читать книги не из списка
Школьная программа не отражает весь спектр интересов современных детей и подростков. Зато книжные магазины предлагают издания на любой вкус. Здесь вам и истории по мотивам компьютерных игр и известных мультфильмов, и романтические рассказы, и повествования о других мирах. Если ваш ребенок выбрал книгу не из списка, просто порадуйтесь — он читает! Подумайте: что вам на самом деле важно? Чтобы все книги из летнего списка были прочитаны или чтобы ваш ребенок интересовался чтением?
6. Определите время для чтения
Это правило вы должны обсудить с ребенком. И, пожалуйста, давайте обойдемся без ограничений и ультиматумов. Мы с сыном договорились на 1 час чтения в день. Я постаралась сделать условия максимально лояльными: мой ребенок сам выбирает, когда в течение дня посвятит время книгам. Также у него есть возможность дробить час на два отрезка по 30 минут.
7. Помогайте читать
Этот совет особенно важен для родителей младших школьников — им бывает сложно осваивать большие объемы текста. Если ребенок устал, он начинает читать хуже, тратит больше времени и в конце концов начинает злиться — сам на себя, на книги, на учителей, задавших эти ужасные задания, на вас, заставляющих их выполнять, и на весь большой несправедливый мир. Не надо оставлять ребенка один на один с непосильной задачей. Попробуйте решить ее вместе, а заодно превратить летнее чтение в семейное дело.
8. Ребёнок наотрез отказывается читать? Начните вы
Бессмысленно пытаться преодолеть сопротивление агрессивными методами. Попробуйте использовать метод Шахерезады: начните читать ребенку интересную историю. Пусть он втянется в сюжет и захочет узнать продолжение сам.
9. Делите большие произведения на части
Помогайте детям освоить длинные произведения — заранее посмотрите количество страниц в книге и поделите их на тот период времени, за который нужно ее прочитать. Так вы и ваш ребенок будете четко знать, сколько страниц в день нужно осилить.
10. Не надо противопоставлять чтение интересам ребенка!
«Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!», «Сначала книги, потом компьютер», «Не будешь читать — не куплю новый диск». Разве это мотивирует? Выбросьте из головы идею подобных запретов. Они лишь отобьют у ребенка желание читать, превратят в его глазах книги в воришек личной жизни.
Фото: wavebreakmedia / shutterstock / fotodom
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
На сегодняшний день дети чаще увлекаются всевозможными гаджетами и интернетом, нежели книгами. Однако чтение помогает развить не только память и грамотность, но и логическое, творческое мышление, фантазию, а также сформировать личность ребёнка. Но детей иногда проблематично вытащить погулять на улицу, не говоря уже о том, чтобы приобщить их к чтению книг. Но не стоит отчаиваться! При желании и правильном подходе научить ребёнка любить книги все же можно. Предлагаем несколько практичных советов от психологов.
1. Громкое чтение
Чтение вслух носит образовательный характер. Совсем маленьким деткам можно и нужно читать интересные истории и сказки. Малыши со временем поймут, что увлекательная информация берется именно из книг. Скорее всего, потом дети сами захотят читать их, чтобы узнавать больше нового. Нередко родители перестают читать своему ребёнку, когда он уже сам научится это делать. Однако психологи рекомендуют продолжать совместные чтения вслух, даже если дети справляются с этим самостоятельно. Такие занятия дают ребёнку состояние защищенности и спокойствия, укрепляя его любовь к книгам.
2. Книги на видном месте
Желательно, чтобы детские книги лежали в доме на видном месте, чтобы ребёнок без проблем мог взять любое понравившееся произведение и почитать. Иногда родители расставляют книги по всему дому, размещая их на уровне роста детей. Тогда рука ребёнка рано или поздно сама потянется к ним, и чтение вскоре сможет заменить малышу его компьютерные игрушки.
3. Красивые книжки
Ученые доказали, что у детей до 12-ти лет преобладает наглядно-действенное мышление. Поэтому не стоит пренебрегать визуальной составляющей детских изданий. Очень важно выбирать красочные книги с яркими, красивыми иллюстрациями на качественной бумаге. Так можно вызвать приятные эмоции у ребёнка, и он скорее заинтересуется книжкой и тем, о чем в ней написано.
4. Походы с детьми в библиотеку
Совместные походы в библиотеку вместе с взрослыми помогают ребёнку осознать значимость книг и чтения. Но при этом малышу должно быть интересно находится в стенах библиотеки. Для этого, к примеру, можно придумать различные игры для ребёнка, предложить угадать название сказки или придумать продолжение уже прочитанной истории. Пусть ребёнок самостоятельно обследует полки и выберет интересующие его книжки. В некоторых библиотеках организуют специальные детские красочные комнаты с уютным декором и яркими изданиями, картинами и игрушками, чтобы дети могли привыкнуть к библиотеке и ходить туда с удовольствием.
5. Журналы и комиксы
Очень часто дети отказываются читать книжки, но с большой радостью изучают прочие печатные издания, например, такие, как журналы, комиксы или энциклопедии с небольшими текстами и яркими картинками. Стоит уважать выбор малышей и не стоит слишком давить на них, если они желают прочесть комикс, а не обычную книжку. Как бы там ни было, но даже чтение таких материалов приносит несомненную пользу. С возрастом ребёнок перейдет на печатные издания с более серьезными художественными произведениями.
6. Свободный выбор ребёнка
Иногда дети начинают интересоваться чтением лишь после того, как родители и школа перестают навязывать его им. Важно понимать, что чтение — это не просто удовольствие, а именно свобода. Таким образом, ни в коем случае нельзя навязывать своему чаду чтение тех или иных произведений. Нужно только заинтересовывать. Неправильным некорректным отношением родители зачастую просто отбивают желание ребёнка читать. У детей должна быть свобода выбора, и тогда их любовь к чтению вряд ли угаснет.
7. Обсуждение прочитанного
Чтобы сформировать положительное отношение ребёнка к книгам, после знакомства с тем или иным произведением полезно обсудить его содержание и аналогии. О чем хотел рассказать автор? Почему главные герои поступают именно так, а не иначе? Кого из знакомых персонажи больше всего напоминают? За такими разговорами и обсуждениями дети лучше запомнят сюжет. Помимо этого такое времяпровождение хорошо развивает детскую логику и сближает детей с родителями.
8. Чтение как ритуал
С самого раннего возраста ребёнка его родителям полезно придерживаться своеобразного домашнего ритуала. Необходимо не менее чем 3-4 дня в неделю уделять чтению хотя бы полчаса. Еще с давних времен известна традиция, когда вся семья собиралась вечером у очага, для того чтобы совместно почитать интересные книги. Не менее полезен ритуал чтения ребёнку перед сном. Он успокаивает малыша и укрепляет его связь с родителями.
9. Визуализация
Стихи, сказки и рассказы, любимые детьми, можно обыграть в лицах или изобразить в цветных рисунках. Так ребёнку будет намного понятнее содержание книги, и оно больше его заинтересует. При подобном подходе хорошо развивается детское воображение и творческое мышление, что принесет несомненную пользу в будущем.
10. Просмотр фильмов
Для того чтобы заинтересовать ребёнка известными классическими произведениями, можно пойти на некоторую хитрость. Желательно вместе прочитать книгу, а затем посвятить приятный вечер просмотру ее экранизации. После этого желательно обсудить разницу книги и экранизации. Кроме того, многие дети обожают смотреть фильмы, и это будет для них весьма приятной наградой.
11. Аудиокниги
Иногда родители недооценивают роль аудиокниг для детей. Если ребёнок не хочет читать, то можно предложить ему послушать ту или иную аудиокнигу. Малыши хорошо воспринимают текст, прочитанный профессиональными актерами с выражением, и вскоре, возможно, захотят прочитать бумажный аналог. Слушать аудиокниги малышам можно с самого раннего возраста.
12. Обязательная похвала
Не нужно забывать хвалить своего ребёнка за то, что он читает с выражением и произносит сложные слова. Позднее похвала должна следовать после каждого прочитанного им серьезного произведения. Ласковые прикосновения, слова и поощрения вскоре дадут желаемые результаты. Ребёнок поймет, что чтение — это совсем не сложное, и даже приятное занятие.
13. Пример родителей
В воспитании детей одним из самых важных факторов является собственный пример родителей. Желательно, чтобы дети не видели, как папа постоянно просиживает за ноутбуком, а мама в это время просматривает бесконечные мелодрамы по телевизору. В читающей семье ребёнок быстрее потянется не к видеоиграм, а именно к книжке. Глядя на увлеченных чтением родителей, он и сам рано начнет читать.
Это далеко не все способы привить ребёнку любовь к книгам. Какие бы из методов ни были выбраны, важно не забывать о самом важном — о любви и терпении.