Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.
«Уууууу, математика. Не хочу», — говорят многие младшеклассники, когда родители предлагают им позаниматься этим предметом. А ведь это от того, что дети воспринимают царицу наук как нечто скучное. Узнайте, как улучшить математические навыки детей и помочь им полюбить науку.
№1. Переведите математику в игру
Помогите ребенку заниматься математикой в реальной жизни, не осознавая, что он изучает счет. Вот несколько простых идей, которые вы можете использовать:
- покупая мороженое или другое лакомство для вашего ребенка, используйте момент, чтобы научить его сложению или вычитанию. К примеру, мама-блогер сделала математические пазлы из палочек для мороженого;
- играя в конструктор, рассказывайте ребенку о форме (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг), о площади, периметре и объеме фигур;
- купите малышу часы и задавайте вопросы о времени;
- когда едите торт, говорите, что каждый ломтик является частью целого. Можно в шутку посчитать, кто съел больше/меньше.
№2. Практикуйте веселые математические уроки ежедневно
Чем больше ребенок практикуется в математике в повседневной жизни, тем выше вероятность, что он полюбит математику в школе. Ведь он уже будет понимать ее.
№3: Рассказывайте интересные факты о математике
Дети от природы любопытны. Вместо того, чтобы задавать им математические вопросы напрямую, вы можете пробудить любопытство, сначала рассказав им истории о математике. К примеру, почему цифры римские и арабские, чем прямоугольник отличается от квадрата, а круг — от овала.
№4. Покупайте ребенку детские журналы с вопросами по математике
Во многих детских журналах есть интересные задачки по математике. Они всегда с забавными картинками. Вот в такой форме ребенку интересно отвечать на вопросы.
№5. Занимайтесь математикой везде, где есть возможность
У вас должны быть математические задачки и вопросы на все случай жизни. К примеру, для прогулки:
- Твой шаг — 50 см. Ты прошел 10 шагов. Сколько получилось?
- Твой шаг — 50 см, а мой — 60 см. Давай узнаем, на сколько мой больше твоего.
- Давай прыгать с пенька и делать отметки, кто дальше. А потом замерим рулеткой и сравним.
Копилка интересных вопросов есть у Александра Попова, директора физико-математического лицея г. Челябинска. К примеру:
- Вторник оранжевый, а среда какого цвета?
- Ты заходишь в свой класс, там один человек и рукопожатие у вас одно. А если там два человека, если три…?
- Как быстро сосчитать количество ног у столов школьной столовой? А сколько рук на них может облокачиваться?
- Что будет с миллионом, если один ноль сбежит?
- Сосчитай углы у всех цифр.
- Сколько раз за день ты улыбаешься?
А вдруг ребенок не полюбит математику? Эти страхи родителей развенчали эксперты Университета Сассекса. По их мнению, гармоничные отношения в семье способствуют тому, что ребенок «подружится» с царицей наук.
Демонстрация ободрения, выслушивание мнений друг друга и обмен своими идеями, конструктивность, а не отрицательность, а также участие в решении задачи связаны с положительными результатами, — говорит доктор Даниэль Эванс.
Участники исследования обнаружили, что интерес к математике у ребенка можно формировать, начиная с возраста в 3,5 года.
Родителей повзрослевших детей, которые совсем скоро отправятся в первый класс, очень волнует вопрос, как правильно их подготовить к школе? Сейчас много хорошо развитых малышей, которые идут учиться полностью готовыми. Они знают цифры и буквы, умеют писать и читать, знают все об окружающем мире, безопасности, взаимоотношениях с другими людьми. Они готовы к нагрузке и обучению. Но немало и тех, кто психологически или интеллектуально не готов отправиться в школу.
Взрослым стоит адекватно оценить развитие ребенка и понять, где его слабые места. Ведь идя в школу, малыш должен быть уверенным в себе и своих знаниях, знать, что его там ждет и как стоит себя вести. Одним из главных предметов на протяжении всего обучения в школе считается математика. И совершенно справедливо, ведь эта наука окружает нас повсюду. Поэтому с раннего детства стоит заниматься с детьми счетом. С чего начать, как научиться считать, и как правильно организовать занятия по математике — расскажем в этом материале.
Когда начинать занятия математикой у дошкольников
Пока ребенок маленький, можно начинать знакомить его с азами математики, которые он уже может запомнить и усвоить. Это названия цифр и элементарный счет. Учитывая, что в дошкольном возрасте основной вид деятельности детей – игра, стоит подавать материал именно в игровой форме.
Необязательно устраивать полноценные занятия, чтобы научить сына или дочку считать. Достаточно будет знакомства со счетом. Например, во время покупок в магазине можно вместе с ребенком посчитать количество яблок в корзине или конфет в пакете. Прогулка в парке также может быть полезна не только свежим воздухом. Собирайте с малышом шишки или листочки, считая их, лепите снеговиков и снежки, также проговаривая, сколько их.
Все это стоит делать до 5 лет. А с этого возраста уже можно начинать полноценную подготовку к школе. В этот период дошкольник начинает воспринимать информацию по-другому, а значит и научить его более серьезным понятиям будет проще. Чем старше становится ребенок, тем легче ему заниматься математикой. В 6-7 лет он уже переходит в формат обучения, а игровая форма подачи информации постепенно уходит.
Но все же важно помнить основные правила:
- нужно выбрать удобное и продуктивное время;
- занятия могут быть только короткими, без перегрузки ребенка;
- стоит делать перерывы по мере необходимости;
- менять вид деятельности и род занятий.
Дошкольникам еще сложно долго концентрироваться на одном занятии – им хочется отвлечься, поиграть, размяться.
Как научиться считать
Все родители хотят, чтобы их сын или дочь были умными и развитыми. Поэтому они часто торопятся, стараясь вложить в малыша все и сразу. Так делать не стоит, потому что материал усвоится лишь частями, а значит придется возвращаться и начинать с самого начала. К тому же ребенку будет сложно систематизировать свои знания.
Подготовка к школе – математика для будущих первоклассников – должна начинаться с базовых знаний. Сначала дошкольнику важно запомнить цифры и счет от одного до десяти. Затем выучить обратный порядок. Важно хорошо освоить счет в пределах десятка и только потом переходить к следующей теме.
Когда малыш отлично считает до десяти и проговаривает обратный порядок счета, то можно начинать обучение в пределах 20. Нельзя торопить ребенка, перепрыгивать темы, заниматься слишком много и долго – это негативно скажется и на знаниях, и на отношении к обучению.
Важно помнить, что школьная программа требует, чтобы первоклассник умел считать до десяти и обратно. Этих знаний ему будет вполне достаточно, чтобы не отставать от своих одноклассников. Поэтому лучше освоить меньший объем информации, но сделать это хорошо.
Задания по математике при подготовке к школе
Чтобы занятия проходили эффективно, стоит подобрать для ребенка интересные упражнения и игры. Чем увлекательнее и разнообразнее они будут, тем сильнее будущему первокласснику будет хотеться заниматься. Итак, какие «уроки» можно придумать:
- Самый распространенный и легкий вариант обучения счету – учить цифры и их порядок во время обычной жизни дома. Понять, три – это сколько, сосчитать до пяти, разобраться с понятиями «много-мало» можно используя фрукты, конфеты, игрушки.
- Ребенок также может освоить решение простых задачек. «Если на столе лежит 3 шоколадки, а он съел одну, то сколько осталось?». «В коробке есть 7 кубиков, мы положили еще два – сколько стало кубиков?». Эти простые и понятные примеры быстро научат малыша считать в пределах 10.
- Нужно начинать изучение геометрических фигур – квадрат, ромб, треугольник, круг. Дошкольник легко может освоить их основные признаки, отличия, названия, внешний вид.
- Игры с цветами также помогают освоить математику. Используйте кубики, деревянные фигуры, счеты, счетные палочки. Держа в руках предметы, намного проще научиться считать.
- Важно обучать будущего первоклассника писать цифры. Он должен научиться различать их, писать, произносить, а также познакомиться со знаками плюс, минус, равно, больше и меньше.
Также есть специальные тетради для занятий, где уже придуманы и написаны примеры и задачки. Это поможет родителям облегчить обучение сына или дочки.
Подготовка к школе от AMAkids
Те родители, которые не уверены в своих силах, чтобы подготовить ребенка к математике в школе или же у них попросту нет свободного времени на полезные игры с ним, то стоит обратиться в обучающие центры.
AMAkids – академия развития интеллекта, которая занимается всесторонним развитием детей от 5 до 17 лет. Здесь можно получить профессиональную подготовку малыша к первому классу, в том числе.
Обучающий центр предлагает обучение с высококвалифицированными педагогами, которые имеют огромный опыт работы с детьми разного возраста. Кроме того, методисты и психологи AMAkids разрабатывают современные и эффективные методики развития интеллекта, проверенные на многочисленных учениках.
Подготовка в школе проходит в игровом формате, постепенно переходя в обучение. Занятия построены таким образом, чтобы ученик находился в максимально комфортной для себя обстановке, был увлечен и заинтересован темой. Такой подход приносит отличные результаты. Дети приходят в AMAkids с большим удовольствием. Ведь они не только весело проводят время, но и получают новые знания и навыки. Становясь умнее, развитее и старше, они готовятся пойти в первый класс. Каждый ученик после подготовки здесь чувствует себя уверенно – это помогает ему минимизировать стресс, который испытывает каждый первоклассник в первые дни в школе.
Кроме того, плавная подготовка малыша к школьному образованию постепенно подводит его к большой ежедневной нагрузке на уроках. Хорошая умственная и психологическая подготовка к школе позволяет облегчить детям вступление в новый этап своей жизни.
Как научить ребёнка
Дети в возрасте 5-6 лет начинают активно познавать и осваивать окружающий их мир. Они становятся почемучками, стремятся разобрать каждую вещь «по винтикам», чтобы понять, как она устроена, пытаются установить причинно-следственные связи между событиями. Так что к этому возрасту, и даже уже раньше – с 4 лет, можно начинать учить ребенка основам математических знаний. Поскольку ведущей деятельностью старших дошкольников все еще остается игра, ее элементы и нужно использовать при обучении.
С чего начинать занятия математикой?
Совсем не нужно, так как это делала Мальвина, сразу же усаживать детей за стол и учить их писать цифры, складывать яблоки и т.д. Лучше просто, разговаривая с ребенком, обращать его внимание на свойства различных предметов, сравнивать их между собой: арбуз тяжелее, чем яблоко, кошка ростом меньше папы. Потом, не спеша, начните упоминать простые числа: принеси мне три тарелки, в вазочке осталось еще две конфеты.
Одновременно с числами по такому же принципу нужно знакомить детей с основными понятиями геометрии – показывать и рассказывать, что значит круглый, треугольный, длинный и короткий. Для детворы 5-6 лет уже не составит большого труда осознать эти понятия, особенно если родители будут подкреплять эти, в общем-то, абстрактные понятия практическими будничными примерами: этот дом выше, а тот ниже, дорога к бабушке длиннее, чем дорога в детский сад.
Как проводить почти школьные занятия по математике
Уже после того, как дошкольник овладеет этими основными представлениями, можно переходить к «вратам математики» – усвоению понятий «число» и «цифра», что представляет для детей в возрасте 5 лет наибольшую сложность.
Главный принцип проведения математического занятия для детей 5-6 лет – это наглядность, т.е. объяснение каждого понятия или термина должно сопровождаться конкретными примерами и выполнением «домашнего задания». Конечно же, задания для детей нужно выбирать в соответствии с их возрастом – интересные, больше похожие на игру.
Чтобы родителям будущих школьников не приходилось самим изобретать велосипед и придумывать математические примеры одновременно и занимательные, и обучающие, педагогами совместно с психологами разработаны программы подготовки детей к школе, включающие в себя немало методов игрового обучения детей основам математических знаний. В этих программах используются и тематические раскраски, карточки с цифрами, обучающие мультфильмы, различные логические головоломки, веселые арифметические упражнения, математические прописи и многие другие задания.
Теперь немного подробнее.
Математические раскраски
Раскраски-пособия для занятий математикой очень эффективны для обучения дошкольников цифрам. В процессе раскрашивания ребенок запомнит, как цифра выглядит, и как она называется, и поймет ее «числовое содержание». Кроме начертания цифр такие раскраски могут содержать в себе и элементы геометрии – из кругов, квадратов, треугольников ребенок может складывать различные орнаменты и окрашивать их в различные цвета. Более того, есть раскраски, которые могут научить ребенка порядковому счету – это раскраски из серии «Нарисуй по цифрам», в которых, последовательно чертя ломаную линию от цифры к цифре, малыш сам может нарисовать достаточно сложную картинку. Раскраски могут содержать и различные упражнения. Пример такого задания – в большом круге изображена цифра, ребенку нужно нарисовать и раскрасить в нем такое количество маленьких кружочков, которое эта цифра обозначает.
Карточки с цифрами
Занятия с цифровыми карточками помогут в короткие сроки познакомить ребятишек со всеми необходимыми математическими понятиями. Карточки с цифрами и смешными картинками можно использовать в качестве домино, можно искать в них сходства и отличия, можно составлять из них различные примеры. Конечно, главная роль в таких занятиях, по крайней мере, поначалу принадлежит родителям – они должны придумать задания и научить ребенка, как «играть» в карточки.
Логические задачки и дидактические игры
Примеры логических задачек можно встретить на каждом шагу, например, все народные загадки – это, в сущности, задачи на развитие логического мышления. Классический образец веселой логической задачки по математике – «Что тяжелее: один килограмм пуха или один килограмм железа?». Что же касается дидактических игр, то пусть слово «дидактический» родителей не пугает – это всего лишь обучающие игры, например такие как посчитать, сколько желтых треугольников находится в комнате. В такую игру можно поиграть с малышом даже, например, сидя в очереди к врачу или возвращаясь из детского сада.
Математические прописи
Если у мамы нет возможности купить готовые прописи в магазине, их можно сделать самим. Это несложно – на бумаге пунктирной линией рисуется контуры любой цифры или фигуры, которые затем малыш должен будет обвести. Такие занятия очень рекомендуются во всех программах подготовки к школе, начиная с 5 лет. При работе с любыми прописями нарабатываются навыки аккуратного письма, развивается внимательность и усидчивость.
Что должен знать ребенок
Математика – довольно сложная наука, и чтобы с самого начала школьного обучения ребенок не испытывал трудностей в ее изучении, ему необходимо иметь основные математические навыки. Так что же должен знать и уметь будущий школьник?
- считать до десяти;
- знать цифры;
- рисовать основные геометрические фигуры – круги, квадраты, прямоугольники, треугольники;
- делить круг и квадрат две или четыре равные части;
- измерять длину, высоту и ширину предметов;
- знать, что такое выше-ниже, больше-меньше, шире-уже;
- решать самые простые арифметические задачки в одно действие.
Подсказки для родителей
При всей серьезности данных выше рекомендаций, сложности в них нет никакой. Любой маме или папе по силам научить свое чадо главным азам математической науки. Главное, соблюдать несколько правил, чтобы не превратить веселые занятия в тоскливую повинность.
Казалось бы, в начальной школе решают типовые задачи. Однако пятиклассники часто не умеют делать это правильно. Это может стать причиной школьной неуспешности и снизить мотивацию ребенка к учебе. Важно научить ребенка решать задачи по алгоритму. Тогда он сможет самостоятельно делать домашнее задание и почувствует себя уверенно на уроках математики в школе.
Сталкивались ли вы с такой ситуацией: ваш пятиклассник битый час сидит над учебником математики и тщетно пытается что-то решить. Ваше сердце не выдерживает вид страданий маленького мученика, вы подходите и говорите: “Ну, покажи, что у тебя не получается”. Пролистав несколько страниц тетради, вы видите: точно такая же задача была решена в классе. “Ну и что здесь сложного? Ведь ты эту задачу уже в классе решил”, — скажете вы. А ваш пятиклассник удивленно посмотрит на вас и ответит: “Как это решил? В классе мы яблоки считали, а тут орехи”.
Знакомо? Если да, ваш ребенок испытывает трудности в решении типовых задач.
Что такое типовые задачи?
Типовыми называются задачи, условия которых строятся по одному алгоритму. То есть могут меняться исходные данные, числа, но суть условия остается постоянной. Следовательно, ВСЕ задачи, относящиеся к конкретному типу, решаются по ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ схеме. Освоив ее, ребенок обретает универсальный “ключ” к любым задачам подобного типа.
“Я ничего не понимаю!” Как часто вы слышите эту полную отчаяния фразу от своего ребенка? “Математика — это сложно”, — повторяют те, кто сами не смогли полюбить считать и рассуждать логически. И вот уже не только ваш сын или дочь неохотно садится делать “домашку”, но и вы сами начинаете сомневаться в его или ее способностях. Не торопитесь с выводами. Возможно, вы просто не знаете, как интересно и по-разному можно научить решать даже самые заковыристые задачи.
На самом деле чаще всего нелюбовь к математическим дисциплинам начинается с уроков в школе, где материал подается таким образом, что не каждый взрослый с первого раза может уловить суть, не говоря уже о совсем юных учениках. Дети не только с трудом представляют, какими способами можно решить задачу, но и порой просто не понимают, что спрашивается в условии.
Пошаговое руководство по решению задач
Следующие правила помогут научиться анализировать не только задания по алгебре или геометрии, но и по другим предметам, где требуется использовать логическое мышление.
1. Убедитесь, что ваш ребенок понял условие задачи
Самая распространенная проблема в решении задач по математике — непонятное условие. Зачастую школьные учебники и сборники заданий составлены таким образом, что вопрос, на который и нужно дать ответ, сформулирован слишком сложно. Поэтому, чтобы убедиться, что ребенок правильно понял суть, попросите его проговорить условие своими словами. Часто уже на этом этапе все становится очевидно.
Если же условие задачи так и осталось чем-то не до конца ясным, попробуйте объяснить его, используя пример из обычной повседневной жизни. Попросите ребенка представить себе то, о чем говорится в задаче, и порассуждать, как обычно выглядит или происходит то, что там описано. Часто детям просто не приходит в голову, что с ситуацией из учебника они хорошо знакомы.
Также отлично работает наглядное изображение. Например, в задаче про футбольные поля их можно нарисовать как прямоугольники, а отрезки пути очень похожи на деления линейки. Использование разных цветов для обозначения отдельных элементов рисунка тоже способствует развитию навыка связывать картинку со смыслом.
2. Задавайте вопросы
Чтобы удержать или вернуть внимание ребенка к задаче или показать, на что конкретно нужно сместить фокус, задавайте ему наводящие вопросы. Фразы типа:
“Как ты думаешь, для чего дано …?”
“Какое действие мы можем выполнить с …?”
“На что это похоже?”
“Какой вывод мы можем сделать из…?” и другие помогут включиться в ситуацию и посмотреть на нее под другим углом.
Если вы сможете сюжет задачи переложить на что-то, чем ребенок интересуется в жизни, ему будет проще понять связь между условием и результатом. Плюс ко всему вы сможете показать, что математика есть даже там, где, казалось бы, ее трудно представить. Например, если ваш сын или дочь увлекаются рисованием, а с геометрией все сложно, расскажите, а лучше нарисуйте, из каких геометрических фигур состоят предметы в натюрморте или туловище животного. Кстати, в Матклассе есть целая каникулярная программа для юных художников!
3. Возвращайтесь к вопросу задачи
Часто, окунувшись в процесс поиска решения и перебора в голове имеющихся формул и правил, ребенок забывает, что именно он должен получить в итоге. Хорошо, если с самого начала вы вместе определите, что результатом должна быть, например, длина пути в километрах или количество конфет у Васи в штуках, и по ходу будете напоминать, что будет ответом к задаче.
4. Закрепите алгоритм на будущее
Когда задачу удалось решить, попросите ребенка повторить всю последовательность шагов, которые он делал. Спросите его, какие выводы он сделал в процессе поиска ответа, какие ошибки заметил за собой и как ему удалось с ними справиться. Так вы поспособствуете развитию полезной привычки анализировать свои действия и запоминать, что сработало, а от чего лучше отказаться.
5. Поддерживайте ребенка
И последний (но не по важности) совет — старайтесь хвалить ребенка в процессе работы над заданием, по возможности выражая позитивные эмоции. Поддерживайте его не только, когда он все правильно сделал, но и на каждом этапе, например, когда он вспомнил нужную формулу или сделал правильный вывод. Человеческой психике особенно в раннем возрасте необходимо позитивное подкрепление, тогда в следующий раз ребенок не только вспомнит то, что ему удалось, но и почувствует удовольствие от обучения, зная, что это весело и приятно.
Впоследствии, когда ребенку снова потребуется ваша помощь с математикой, вы сможете напомнить ему, как здорово у него получилось в прошлый раз. Это придаст ему сил и веры в себя.
Не стоит злиться или ругать ребенка, если у него не получается быстро сообразить, что к чему, даже если вам все кажется очевидным, и вы с подобными задачами справлялись без помощи родителей. Во-первых, мы все разные, и вполне возможно, что вашему сыну или дочери нужно немного больше времени, чтобы все расставить по своим местам у себя в голове, увидеть взаимосвязи и сделать правильные выводы. Во-вторых, и без того не самый любимый предмет теперь будет прочно связан с ощущением беспомощности и тяжести, а кто же хочет возвращаться к занятию, от которого уверенность в своих силах сходит на нет?
Есть еще немало способов развить у ребенка логическое мышление, научить его видеть причинно-следственные связи.
О том, как изучать математикe легко и весело через занятия, на первый взгляд с ней никак не связанные, а также о том, как полюбить считать и справляться с задачами в процессе увлекательной игры читайте в нашем блоге!
Или присоединяйтесь к занятиям Маткласса.