Как правильно воспитывать ребенка без криков и наказаний

Наш разговор — не о жестокой порке, а о способах распространенных и социально приемлемых: поставить в угол, лишить мультиков, карманных расходов или общения. Есть ли другие способы воспитывать ребенка, кроме наказаний? И как тогда быть, если ребёнок не слушается? Вместе с психологом Анжелой Эсер мы разобрались в вопросе и покажем на конкретных примерах, как возможно решать конфликты, не наказывая ребёнка.

В момент конфликта с ребенком взрослый проходит несколько этапов. Поначалу плач и крики ребёнка вызывают раздражение. Когда дети бунтуют регулярно, мы начинаем злиться. Нам может стать больно, мы сомневаемся в себе как в хороших родителях. И, в конце концов, вместо тысячи просьб появляется соблазн самой поднять-таки разбросанные по ковру кубики — мы принимаем, что сегодня непослушный ребенок победил.

На любом из этих этапов мы можем не выдержать и перейти на крик или пригрозить наказанием. Но срабатывают ли они? Чем больше мы давим, тем громче крик ребёнка и сильнее сопротивление. А если угрозы и крики срабатывают, то не слишком ли высока цена: страх в любимых глазах или, ещё хуже, ненависть? Так что же делать?

    Истерика, каприз или непослушание — звоночек для родителя, что ребёнку не хватает внимания. И он получает его таким способом — хоть какое-то, хоть негативное, пусть в виде криков и наказаний, но внимание.

Примечание: этот метод сработает для детей старше шести лет. Важно, чтобы ребенок сам предложил последствие. «Давай я не буду конфеты есть неделю». Только так ребёнка можно научить без наказаний, передав ему ответственность. Ведь сам же обозначил последствие!

Посчитайте, сколько раз в день вы хвалите ребенка, а сколько — ругаете. Если перевес в последнюю сторону, пора пересмотреть свое отношение. И к ругани, и к ребенку. Помним, что чем сильнее давление, тем сильнее сопротивление.

Например, ваш сын просит вас на каникулах поехать за границу, но у вас другие планы. Что вам мешает вместе поискать информацию о том месте, куда ему хочется и, например, выписать все достопримечательности? И решить, что вы поедете туда, например, через полгода. При походах в магазин списки тоже спасают: «Сейчас я не могу купить шоколадные хлопья, но давай внесем их в список покупок на следующий раз. Говори, что еще тебе хочется, я запишу».

А что плохого, собственно, в наказаниях? Разве это не те же самые последствия?

Наказывая, мы подменяем внутренний контроль собственного поведения необходимостью контроля внешнего, т.е. родительского. Не самый лучший путь к умению брать ответственность за свои действия. Скорее эта дорожка приведет к мстительности или чрезмерной мягкотелости и уступчивости.

Например, тот же отказ от общения, когда родитель прекращает разговаривать с ребёнком какое-то время, будто его не замечая, имеет самые тяжелые побочные эффекты. Так мы лишаем ребёнка базового чувства нужности и безопасности в собственной семье, лишаем безусловной любви и принятия.

«Дети — это наше зеркало, которое отражает всё, что происходит в семье. Агрессия порождает агрессию, любовь взращивает любовь.

Воспитание — это всегда диалог. Разговаривайте с детьми, объясняйте их поступки и наказания, если уж они случились.

За помощью можно обратиться к сказкам, в которых герои могут стать примером и отражать ту же проблему, что и в вашей семье. Есть замечательные книги, которые так и называются „психологические сказки“. Можно придумать какую-то историю, где некий выдуманный персонаж, например, был таким же „непослушным“, „упрямым“ или „капризным“. Психологи часто используют на консультациях такой приём: „Есть у меня знакомый мальчик или девочка и вот он (она) непослушный — как ты думаешь, почему он такой? Или что бы ты ему посоветовал?“ Подходит такой метод детям младшего школьного возраста, они дают прекрасные советы этому „мальчику“, а по большему счету, — себе.

Вы можете рассказать ребенку, почему вы, например, сейчас на него злитесь. Даже трехлетний ребенок чувствует, что мама расстроена. Говорить надо без обвинений и оскорблений. Из позиции „Я — высказывание“, используя местоимения от первого лица „я“, „мне“, „меня“, исключая „ты“. Например: „Я очень расстроилась, что ты не убрал игрушки“, „Мне жаль, что у тебя сегодня плохие результаты в школе“.

Выстраивая диалог таким образом, ваш ребенок не слышит обвинений, не защищается или убегает от ответа, не нападает на вас, а учится понимать чужие чувства. В будущем он не будет бояться выражать свои переживания и именно к вам придет со своей бедой или проблемой. А самое главное — ваш ребенок начинает лучше понимать себя и окружающих. Конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, решать конфликты без угроз, истерик и родительских санкций».

Наказать нельзя помиловать

Проанализируйте самые частые конфликты и подготовьтесь к ним. Напишите несколько способов их решения, пробуйте, наблюдайте за реакцией ребенка. Да, просто наказать действительно проще в моменте, но лучше всё-таки разобраться в причинах плохого поведения, чтобы конфликты в принципе не возникали.

Правда, совсем устранить детские шалости, давайте будем честными, просто нереально. Все дети хулиганят время от времени! И вы, и дети — живые, давайте дадим друг другу право на банальное плохое настроение. Сформированная у вашего ребенка уверенность, что при любых обстоятельствах он любим и желанен — одно из важных условий мира в семье.

Как правильно воспитывать ребенка без криков и наказаний

Наказания появляются в жизни родителей, если им кажется, что другие методы не работают. Наш блогер, психолог и психотерапевт Лариса Милова, объясняет, почему поощрения работают лучше, чем угрозы, и как договариваться с ребёнком другими способами.

Наказание детей — непростая тема. Поощрения всегда действуют лучше, чем наказания, поэтому изначально лучше позаботиться о том, чтобы выработать ясную систему поощрений в семье. Для этого родителям хорошо бы понимать, что они хотят сформировать у ребёнка своими действиями (какую полезную привычку, какое поведение), и ответить себе на вопрос, как они будут помогать ребёнку это осваивать.

1. Правила, а не запреты

Если запретов слишком много, ребёнок всё равно будет их нарушать, даже если знает, что это вызовет гнев со стороны родителей. Количество наказаний будет увеличиваться, а поведение — только ухудшаться.

2. У каждого поступка есть последствия

Один из лучших методов воспитания — метод естественных последствий, когда ребёнок сам сталкивается с последствиями своего поведения и это само по себе становится наказанием. Например, не захотел собирать свои игрушки на улице — ушли без них, ребёнок остался без игрушек.

3. Закон и порядок

Ребёнок должен понимать, за каким поступком следуют последствия, и заранее это знать. Если последствия появляются на ходу и по принципу «раз ты себя так ведёшь, то тогда не будешь смотреть мультфильмы», ребёнком это воспринимается как импульсивность взрослого и часто кажется ему несправедливым.

С ребёнком надо заранее оговорить правила в семье и проговорить, что будет, если эти правила нарушаются. Для наглядности можно нарисовать (детям постарше — написать) эти правила на листе бумаги, а напротив сделать значки, обозначающие поощрения в случае выполнения и последствия — если правила нарушаются.

4. Нет насилию!

В качестве наказаний ни в коем случае нельзя применять оскорбления, унижения, физическую силу. Ударить ребёнка — это про бессилие родителей и эмоциональное их истощение, а не про воспитание. Результатом насилия может стать невроз или агрессия и плохое поведение, но не правильно воспитанный счастливый человек.

5. Тайм-аут

Экстренный способ остановить разбушевавшегося ребёнка — метод тайм-аута: когда ребёнка, поведение которого «вышло из берегов», отправляют в комнату на несколько минут «успокоиться». Считается, что психологически безопасен тайм-аут продолжительностью равному возрасту ребёнка (в 3 года — 3 минуты, в 4 года — 4 минуты и так далее).

При этом ни в коем случае не отправляйте ребёнка в кладовку, туалет и тёмные комнаты. Только светлая комната с окном, включённым светом, если на улице уже темно, и безопасной атмосферой.

6. Стабильность

Не забывайте про стабильность. Установленные правила должны соблюдаться всегда, а не по настроению. Если вы хотите вырастить психологически здоровую личность, не будьте непредсказуемыми родителями.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Сначала вы говорите спокойно и стараетесь всё объяснить. Но ребёнок как-будто не слышит вас и не понимает. Вам это знакомо?

Но вы уже устали… И вы повышаете голос. Кричите, угрожаете, наказываете. А потом испытываете чувство вины и переживаете. Обещаете, что не будете ругаться и будете «хорошей мамой». Но все повторяется снова и снова… Вы устали и больше так не хотите…

Хочу вас успокоить. С такими проблемами сталкиваются большинство родителей. Вы не одиноки и не виноваты! Просто в школе или в институте нас не учили воспитывать детей и справляться со своими эмоциями. И, возможно, ваши родители воспитывали вас именно так и вы это повторяете.

Сейчас вы можете сделать первый важный шаг – решить изменить отношения с ребёнком.

Пройдите с нами путь от детского непослушания и упрямства, капризов, слёз, криков, наказаний и усталости – к спокойному и конструктивному взаимодействию с ребёнком в атмосфере уважения, принятия, поддержки и вашему гармоничному душевному состоянию – читайте наши статьи и присоединяйтесь в наш телеграм-канал «Секреты воспитания»

Детские психологи во время практики постоянно обращают внимание на то, что родителям не хватает базовых знаний по детской психологии. Этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в институте.

Интересная картина получается: чтобы управлять машиной – будущий водитель идет в автошколу и изучает правила вождения. Чтобы летать на самолете – проходят летную школу. Чтобы прыгнуть с парашютом – пройти специальные курсы. Даже чтобы пользоваться бытовыми приборами – мы внимательно читаем инструкции к ним.

А когда зарождается новая жизнь и в семью приходит новорожденный малыш, живой человек, которого предстоит вырастить и воспитать – родители часто не имеют представления о возрастных особенностях развития ребенка, о том, как формируется его психика и органы чувств, какой ведущий тип деятельности в каждый возрастной период, чего от него ждать пока еще рано, а что он уже сейчас должен уметь делать.

Часто родители не осознают, что многое из того, что кажется им само-собой разумеющимся и очевидным, ребенку пока непонятно.

Например, малыш не рождается с пониманием того, что другому живому существу больно, если его толкнуть или ударить. Он не умеет пока поставить себя на место другого человека, потому что это сложная мыслительная операция, которая ребенку еще недоступна – его мозг еще только развивается. Поэтому до определенного возраста ему недоступна эмпатия и сопереживание. Ему можно рассказать и научить, что другому бывает больно, если его толкать или ударять. Но сам дойти до этого осознания своим умом пока не может.

И это только один пример, и их очень много.

Все психические процессы ребенка – внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь – еще начинают формироваться и это будет длиться весь дошкольный и продолжаться в школьный период.

Поэтому многого ребенок еще не понимает, не умеет, не осознает, и ему нужны помощь, поддержка и обучение взрослого.

Ни один родитель в мире не просыпается с мыслью о том, как сделать несчастным своего ребенка. Ни одна мама не говорит себе «Сегодня я буду кричать, ругать и наказывать мою дочку».

Наоборот, утром многие родители решают: «Сегодня у нас будет мирный день. Я буду ласковой, внимательной и говорить спокойно. Мы будем обо всем договариваться по-доброму – никакого ссор». Но конфликты происходят снова и снова, все идет как по замкнутому кругу, один и тот же сценарий изо дня в день.

Цель нашего образовательного центра «Позитивные решения для родителей» – помочь вам лучше понимать своих детей, их потребности, чувства и эмоции, что ими движет и почему они ведут себя именно так. Объяснить, как устанавливать правила и ограничения для ребенка, обучать его новому, легко с ним договариваться, развивать его эмоциональный интеллект и использовать игровой подход в воспитании.

Когда вы лучше будете понимать причины поведения своего ребенка и что им движет, вам будет намного легче спокойно и разумно на это реагировать.

Родители после знакомства с базовыми знаниями по детской психологии переставали применять физические наказания к детям, кричать на них, ежедневно ссориться и бороться. Они налаживали отношения с детьми даже в тех случаях, в которых уже отчаялись что-либо поправить.

Желаем вам взаимопонимания, тепла и радости в общении с вашим ребёнком!

Кому понравится каждый день слышать сотни приказов! Первым делом забудьте про командный гон и просите, просите и еще раз просите. Вы должны помнить, что слово «пожалуйста» является волшебным не только в устах вашего ребенка, но и в ваших тоже.

Ситуация: ваше чадо, вдоволь наигравшись, оставило в комнате пейзаж, сопоставимый с последствиями операции «Буря в пустыне». Требуется: ликвидировать беспорядок.

Способ: вместо привычной требовательной фразы: «Убери в своей комнате» попробуйте вариант в сослагательном наклонении «Ты не уберешь в своей комнате?» Почти безотказно работает слово «давай»«Давай уберем в твоей комнате». Еще хуже приказов пространные сообщения вроде «В твоей комнате всегда жуткий кавардак». Еще хуже — риторические вопросы, в которых можно прочесть кучу упреков. Слыша реплику «Почему в твоей комнате всегда жуткий кавардак?», ребенок слышит также и «Ты плохой и ленивый, никогда меня не слушаешься». Когда вы восклицаете: «Как ты мог забыть о!», ребенок слышит: «Ты бесчувственный и глупый, на тебя нельзя положиться».

Всегда стремитесь вызвать в ребенке чувство того, что он является вашим почти полноправным партнером.

Общие закономерности таковы: экстравертов нужно немножечко сосредотачивать и «тормозить», а интровертов — наоборот, поощрять и тормошить.

Он продолжает сопротивляться.

Кажется, тут уже наказания не избежать. Но вы попробуйте поступить с точностью до наоборот. И вместо кнута посулите пряник. Награда за хорошее поведение обычно вызывает желание вести себя так и дальше, а наказание за плохое только акцентирует внимание ребенка на плохом и убеждает его: «Ты плохой». Поэтому, если возникла необходимость дать понять ребенку, что он поступил дурно, никогда не говорите ему: «Ты — ужасный ребенок, ты невыносим». Разграничьте ребенка и поступок ребенка. Ваши словесные выступления должны быть выдержаны в ключе: «Ты хороший ребенок, а разве такой замечательный мальчик может так ужасно капризничать?» Ваша задача — не вызвать у ребенка ощущение собственной неполноценности и безнадежности, а, наоборот, поднять его собственную значимость, здоровые амбиции. Пусть он сам учится оценивать свои поступки с точки зрения здравого смысла.

Фиксируйте малейшие проблески хорошего поведения, желания делать что-то хорошее. Развешивайте над кроватью маленького хулигана флажки, звездочки по количеству хороших поступков за день. И за каждый десятый. двадцатый давайте приз. Говорите слова, которые подчеркивают его значимость и побуждают к лучшему: «Ты у меня такой умница. Ты сделал потрясающую работу. Ты мой помощник».

Он еще упрямится.

Тут уж настало время вспомнить, кто здесь главный. Вы честно попросили, выслушали, посулили награду. Все бесполезно. Поэтому пора превратиться в генерала и отдать войскам команду. Командовать — это значит прямо сказать ребенку, что вы от него хотите: «Я хочу, чтобы ты убрал свои игрушки».

Он не смог остановиться.

Ваш приказ не выполнен. Ребенок полностью вышел из-под вашего контроля, он стал неуправляем, эмоции переполняют его. Тут тоже возможны варианты решения проблемы. Главное здесь — шоковая терапия.

Это может быть своеобразный «тайм-аут», ребенку нужно остаться наедине с собой, освободиться от негативных эмоций. Ни в коем случае не нужно рассматривать варианты «шоковой терапии» как наказание — это просто последние попытки наладить сотрудничество. Каждый ребенок должен четко усвоить: если он будет упорствовать до последнего, ему придется остаться со своими чувствами. Пусть попытается посмотреть на себя со стороны.

Если протестующий рев вашего чада не несет в себе никакой конструктивной ноты, а является «воплями ради воплей, его нужно просто резко «переключить», потому что разумные доводы тут не подействуют. Скажите ему: «Кажется, тебя укусила злая Каприза, я знаю, как тебе можно помочь», голос ваш должен быть как можно более ласковым, вы ведь знаете, что ваш ребенок — это ваш ребенок, а злая Каприза — внешнее влияние. Лучшее средство от истерик — умывание водой.

Консультация для родителей «Как уложить ребёнка спать» Если у вашего малыша есть проблемы со сном — вечером сложно уложить, утром тяжело разбудить… или ребёнок никак не желает спать в своей кроватке,.

Консультация для родителей «Как воспитывать гиперактивного ребенка» Как воспитывать гиперактивного ребенка. Многие родители даже не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, поэтому так необходимо придерживаться.

Консультация для родителей «Как воспитывать ребёнка без криков и наказаний» «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ» Вам что-то надо от ребенка. Кому понравится каждый день слышать сотни приказов! Первым.

Консультация для родителей «Как путешествия воспитывают ребёнка!» Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация на тему: Как путешествия воспитывают ребёнка! Люди любят путешествовать по.

Консультация для родителей «Как игра помогает воспитывать интерес детей к природе» Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы.

Консультация для родителей «Как одеть ребёнка весной» Консультация для родителей «Как одеть ребёнка весной» Весна всегда радует нас первым теплым солнышком, но еще дают о себе знать зимние.

Консультация для родителей «Как сберечь здоровье ребёнка» Как сберечь здоровье ребёнка. Все мы знаем, как неблагоприятна экологическая обстановка в наше время. Огромное количество автотранспорта,.

Консультация для родителей «Как успокоить ребёнка» Многим родителям знакома ситуация, когда, например, ребёнка надо вечером укладывать спать, а он разыгрался, расшалился и никак не хочет.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность у детей» Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к книге?» Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка к книге?» В последнее время очень часто родители обращаются с вопросом – как.

Воспитатель МК ДОУ дет. сад № 7: Борзенко Е. И.

«Все дети рождаются гениями, многих детей этой

гениальности по неосторожности лишают взрослые.»

Все мы родом из детства. Именно в детстве формируются основные достоинства и главные недостатки личности. И родительское влияние тут переоценить сложно. Родители должны сделать всё для того, чтобы помочь своему ребёнку вырасти счастливым и успешным.

Существует несколько правил воспитания детей без криков и наказаний :

1. Чётко и ясно объясните ребёнку, в чём конкретно он ведёт себя неправильно. Избегайте длинных нотаций и нравоучений.

2. Воспитывайте личным примером. Запрещая что-то ребёнку, придерживайтесь этого правила сами.

3. Если кроха бьётся в истерике, пытаясь добиться желаемого, не поддавайтесь на провокацию, но не наказывайте. Попробуйте отвлечь его, переключить внимание на что-то более конструктивное.

4. Уделяйте ребёнку достаточно внимания. Как правило, капризы и непослушание являются следствием недостатка внимания.

5. Будьте последовательны в соблюдении правил и установлении границ. Если что-то нельзя- значит, нельзя никогда.

6. Признавайте личность малыша. Даже крохи имеют право на выбор. Не подавляйте волю ребёнка. Всё должно быть гармонично.

7. Поощряйте хорошее поведение. Хвалите ребёнка, когда он ведёт себя правильно. Не забывайте о небольших наградах.

8. Чаще ставьте себя на место ребёнка : «Как бы я поступил на его месте?» ; «Что бы я чувствовал на его месте?»

Воспитание без криков и наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты- это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное. Воспитание без наказаний и криков- это большая и тяжёлая работа. Главным образом, это работа над собой. Ведь, что бы мы ни делали, дети всё равно будут похожими на нас. Так как дети являются нашим отражением, во многом их поведение зависит от нашего. Не забывайте, что жизнь прекрасна! Не стоит тратить её на негатив и крик. Радуйтесь каждой минуте общения с детьми.

1. Мадлен Дени, «Как сделать счастливыми наших детей», М, Клевер-Медиа-Групп,2014;

2. С. Е. Чуднявцев, «Непослушное солнце, или как перестать кричать на своего ребенка», Ростов н/Д, Феникс, 2016;

3. М. Городок, Г. Городок «Эффективное воспитание без наказаний» . — Житомир: ЧП Синельникова, 2013.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность» Статья на тему: «Как воспитывать самостоятельность?» Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать.

Как воспитывать ребёнка без мамы Воспитание ребенка матерью – привычное явление. И неполной семьей, в которой нет папы, тоже, к сожалению, никого не удивишь. Именно в этом.

Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.

Консультация для родителей «Как воспитывать ребенка без криков и наказания» Вам что-то надо от ребенка. Кому понравится каждый день слышать сотни приказов! Первым делом забудьте про командный гон и просите, просите.

Консультация для родителей «Как воспитывать ребенка счастливым?» 14 уникальных советов 1. Начните с себя. Следите за тем, чтобы у Вас всегда было хорошее настроение. Правильно питайтесь, отдыхайте, высыпайтесь,.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность?» Если родители хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным и ответственным, они должны ему предоставить такую возможность. Другими словами,.

Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказаний?» Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить.

Консультация для родителей «Как воспитывать детей с разными группами крови» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ КРОВИ» ВОСПИТАТЕЛЬ: бЕЛОПЛОТСКАЯ Т. А. Группа крови, как и прочие наследственные.