Взрослые часто сталкиваются с тем, что дети их не слушаются: игнорируют просьбы или делают что-либо назло. Все эти ситуации могут быть утомительными, особенно если конфликт случается вне дома или в тот момент, когда родители куда-то торопятся. О том, почему дети не слышат взрослых и как родителям бороться с этим, в своей колонке «Газете. Ru» рассказала практикующий психолог, сооснователь детского сада Infant School Хамовники Наталия Дербенева.
Причины, по которым ребенок не слышит взрослых
Наверняка каждому родителю знакомо ощущение, когда он долго и подробно что-то объясняет ребенку, но в итоге ловит себя на мысли, что разговаривает со стеной. Причин для такого непослушания может быть несколько.
1. Возрастные кризисы. Непослушание ребенка может объясняться теми психическими изменениями, которые свойственны его возрасту. Например, дети во время кризиса трех лет стремятся к самостоятельности во всем, поэтому они могут быть очень упрямы и своенравны. В таком случае родителям важно понимать, что это просто период, который рано или поздно закончится. На это время следует набраться терпения и помочь ребенку справиться со всеми сложностями взросления.
2. Высокие требования. Иногда родители могут ставить ребенку задачи, с которыми он не в силах справиться в силу своего возраста и уровня психоэмоционального развития. Не стоит ждать, что дошкольник выполнит какое-то сложное указание. Более того, он может просто не понять сложную задачу и, как следствие, проигнорировать ее.
3. Угрозы. Дети противятся любым запретам и, услышав их, стараются сделать все наоборот. Если родители часто прибегают к запретам или угрозам наказания, то, скорее всего, ребенок не будет прислушиваться к тому, что ему говорят. А фраза «Убери игрушки, не то останешься без мультика!» в данном случае не принесет никакого эффекта.
Иной раз внимание ребенка может быть поглощено игрой или прогулкой, поэтому просьба взрослого остается без внимания.
Нервничать из-за этого точно не стоит: дети не обладают таким высоким уровнем концентрации, как взрослые, поэтому иногда нужно обратить их внимание на себя.
В любом случае, выяснить причину непослушания ребенка очень важно. В дальнейшем это поможет наладить коммуникацию и прийти к взаимопониманию.
Подросток грубит: как исправить ситуацию
Очень часто в подростковом возрасте у детей, в связи с необходимостью почувствовать себя взрослыми, проявляются такие черты, как грубость, неуважение (пренебрежительное отношение).
Да, бывает, что причина в элементарном недостатке воспитания, но далеко не всегда! Просто в период становления подросток не знает, как ему проявить свою взрослость, и находит самый простой путь — грубость, дерзкие фразы, которые раньше он не мог себе позволить. И здесь родителям очень важно правильно повести себя, чтобы не просто наорать и «надавить» авторитетом, а исправить ситуацию.
В первую очередь,
говорите с ним на равных, не сюсюкайте и не подавляйте — дайте ему почувствовать свою важность, значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Советуйтесь с ним почаще в разных семейных вопросах — не исключено, что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.
Когда ваш ребенок грубит,
сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешел черту. Главное, чтобы ваши замечания были направлены на его поведение, а не на саму личность ребенка. Например: «Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза (ухмыляешься). Это проявление неуважения. Не надо так больше делать», «Говорить мне «отстань», когда я с тобой разговариваю, недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я больше не повторяла». Главное говорить все это спокойно, не повышая голос.
Не стесняйтесь
разъяснить ему, как правильно. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести. Только постарайтесь сделать это не в виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше — на собственном примере. Обратите внимание, как вы, взрослые, общаетесь между собой в семье. Может, все дело как раз в этом? Моя любимая поговорка: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас.»
Никогда
не вступайте в пререкания. Не надо демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены. Как не надо и уговаривать, увещевать, ругаться — такая тактика никогда не срабатывает, а только усугубляет подобное поведение. Из практики: дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это… неэффективно для привлечения вашего внимания. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте. Даже откажитесь продолжать разговор, пока сын или дочь грубит, и делайте так ВСЕГДА.
Важный момент
старайтесь поправлять ребенка, если он неправильно и грубо себя ведет, с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Иначе можете нарваться на еще большую грубость — помните, что ваш ребенок уже не маленький и болезненно воспринимает любую критику в свой адрес, тем более на людях!
Поощряйте
уважительное, правильное поведение как можно чаще — это самый простой способ добиться желаемого. А ведь часто родители подростков в большинстве случаев поступают как раз наоборот: вместо того, чтобы обращать внимание на хорошее, постоянно указывают на плохое. И потому, как только вы увидите или услышите, что ваш «грубиян» проявляет вежливость или уважение, похвалите его, оцените его старания, даже если не совсем получилось, но вы видите, что он старался!
Консультирую родителей,
желающих изменить качество отношений
со своими детьми и подростками
Что для вас самое важное в воспитании ребенка?
Одни родители в первую очередь учат ребенка следовать правилам и прислушиваться к взрослым, другие тренируют в детях умение отстаивать личные границы и защищать свое мнение, а третьи считают, что главное — установить доверительные отношения в семье.
Разные взгляды взрослых на воспитание иногда приводят к конфликтам — например, в общественных местах или между родственниками. Чтобы родителям было проще понять друг друга, предлагаем обменяться мнениями о воспитании детей в нашей дискуссии.
Расскажите, каких принципов воспитания вы придерживаетесь и почему? Каким навыкам учили ребенка в первую очередь? Какие взгляды вам кажется важным передать? Что вы считаете неприемлемым во взаимоотношениях с детьми? Сталкивались ли вы с несогласием родственников с вашей методикой воспитания? И если да, то как разрешили эту ситуацию?
Для вдохновения сотрудники редакции поделились своими правилами воспитания детей.
«Никогда не пугаем, что дядя-полицейский заберет сына»
К рождению ребенка я уже понимал, что хочу учесть в его воспитании все недостатки собственного. Сейчас сыну три года, и вот каких принципов я придерживаюсь.
Если возникает конфликтная ситуация или ребенок как-то нашкодил, никогда не выставляю его в негативном свете перед чужими людьми — даже если он не прав. А вот дома провожу разъяснительную работу.
Кроме этого, учим говорить «здравствуйте» и «до свидания» всем — соседям, продавцам, врачам. А также улыбаться и махать рукой водителям электричек. И никогда не пугаем, что дядя-полицейский заберет сына, если он нас не будет слушаться.
«Главное — чтобы ребенку нравилось»
Моему сыну четыре года. Главный принцип воспитания, которого я сейчас придерживаюсь, — уважение к выбору ребенка. Расскажу на примерах.
В нашем детском саду ребята бесплатно ходят в бассейн, занятия проходят раз в неделю. Когда сын начал ходить в сад и воспитатели только рассказали нам об этой возможности, я обрадовалась, потому что много читала о пользе плавания для детей.
Около года сын еженедельно посещал занятия, но недавно наотрез отказался: сказал, что ему не нравится переодеваться, шлепать в соседнее с бассейном помещение и залезать в воду, которая иногда бывает прохладной. Я не стала спорить. Теперь каждую неделю его одногруппники идут плавать, а сын остается в группе под присмотром нянечки.
То же самое произошло с платным кружком «Чудеса на песке» — там ребята рисуют на световом экране песком. Я записала сына по своему желанию: знала, что он не любит рисовать карандашами, но думала, что песок его увлечет. Спустя три месяца воспитатель сообщила, что сын уже третий раз подряд отказывается заниматься. Я написала заявление на отчисление из кружка.
Зато вот уже четыре месяца он посещает платный танцевальный кружок в детском саду. Он там один мальчик — все остальные девчонки. Несмотря на это, сын говорит, что ему интересно, и ходит туда с удовольствием. Я не возражаю: главное — чтобы ребенку нравилось. Думаю, такой подход поможет найти то, что по душе именно ему, а не то, что навязали извне.
«Когда мы повторяем одно и то же, слова обесцениваются». Как сделать так, чтобы ребёнок слушался с первого раза
Часто от родителей можно услышать: моему ребёнку все приходится повторять по триста раз! Просишь его, просишь, говоришь, говоришь. Или кричать начинаешь, или как попугай твердишь одно и то же. Как сделать так, чтобы ребёнок слушался с первого раза?
Давайте признаем факт: мы сами создаём такую привычку. Однажды мы говорим свою просьбу, но результата не добиваемся, убегаем по своим делам. Например, говорим ребёнку прибрать игрушки, а сами заняты ещё чем-то. Ребенок увлечён своими делами, мы увлечены своими. Потом вспоминаем о своей просьбе, повторяем снова. Но опять не настаиваем на выполнении, а отвлекаемся, надеясь, что родительского слова достаточно. Потом обнаруживаем, что просьба не выполняется, и тогда уже начинаем требовать и кричать.
А ребёнок усваивает, что первую просьбу можно пропустить мимо ушей. Вот когда мама придёт десятый раз или кричать начнёт, тогда надо слушаться.
Как сделать так, чтобы ваша просьба сразу воспринималась серьезно? Ответ прост: добиваться результата с первых слов. Первым делом вы должны убедиться, что ребёнок вас слышит и видит. Если вы говорите свою просьбу, когда ребёнок смотрит в планшет, телевизор, компьютер и отвечает вам «угу», считайте, что вы и не говорили ничего.
Второе. Если ребёнок маленький или рассеянный по натуре, попросите его повторить указание своими словами. Дети, когда повторяют, мысленно представляют, как они это делают, а значит, готовятся к этому.
Третье. Ждите исполнения. Присутствуйте рядом или в назначенное время подойдите за проверкой результата. Но если результата нет, то не говорите снова свою просьбу, а задавайте вопросы: о чем мы договаривались? Что ты должен был сделать? Где у нас должны храниться игрушки? Как ты думаешь, для чего мы чистим зубы? Куда ты должен положить грязные носки? Вопросы, а не повторение одной и той же фразы: «Вынеси мусор, вынеси мусор!»
Помните, когда мы повторяем одно и то же, наши слова обесцениваются. Избегайте этого. Добивайтесь результата сразу или задавайте ребёнку наводящие вопросы. И пусть он сам отвечает, что он должен сделать, и делает это в результате.
Основные возрастные кризисы ребенка от 1 года 3 лет
Все, наверное, наслышаны о возрастных кризисах. Кто-то считает всё это распространенными мифами, кто-то уверен, что ему придется столкнуться со всеми возрастными кризисами своего чада. Так как же на самом деле обстоят дела? Сначала стоит отметить, что возрастные кризисы действительно существуют, но совсем необязательно, что придется со всеми ними столкнуться, тут все-таки все очень индивидуально, об этом не стоит забывать. Какие же кризисы существуют у детей до трех лет?
Самый первый кризис – это, безусловно, кризис новорожденного
Казалось бы, как у новорожденного вообще может быть кризис, он же только появился на свет и еще ничего не осознает? Но действительно такое бывает. Такой малыш очень чувствителен ко всему окружающему и еще очень требователен. Не секрет, что почти круглые сутки ребенок нуждается в том, чтобы родители были рядом с ним: кормили, умывали, укачивали, меняли памперсы, развлекали и т. д. Помимо этого ребенок грудного возраста очень чутко чувствует эмоциональное состояние своих родителей. Так, если в семье постоянно возникают конфликты, то ребенок будет очень тревожным. Поэтому молодым мамочкам всегда советуют быть максимально спокойными, чтобы ребенок «заражался» этим спокойствием от них.
Следующий кризис – кризис, который встречается у детей от 1 до 1,5 лет
Этот кризис связан с тем, что ребенок все больше стремится познавать мир, у него появляется все больше возможностей для этого: он учится ходить, издает первые звуки, начинает самостоятельно держать ложку, подниматься рядом с опорой и т. д. Все это позволяет ему изведать то, на что раньше он лишь смотрел. В такой период родители сталкиваются с тем, что малыш начинает тянуться к запретным вещам, например, к розеткам. Естественно, его постоянно отстраняют от подобных вещей, а в ответ можно услышать громкие протесты, с которыми нелегко совладать. Кроме того, в этот период ребенок осознает, что он может быть обособлен от мамы, но при этом он понимает, что мама – самая важная часть его жизни, поэтому в поведении можно заметить, что малыш, то постоянно убегает куда-то от мамы, то наоборот не может отойти ни на шаг.
Как справиться с этим периодом? Как минимум, убрать все опасные вещи подальше, не соблазняя ими ребенка. Благодаря новым технологиям даже розетки можно «спрятать», сделав для ребенка максимально безопасную среду. Если ребенок требует внимания, то стоит оставить все свои дела, и заняться им. В конце концов, что может быть важнее?
Кризис ребенка 3х лет
О пресловутом кризисе трех лет наслышаны многие, поэтому его так боятся. Почему в этом возрасте случается кризис? Да потому что он в полной мере осознает свою самостоятельность и активно стремиться к ней, кроме того, в три года дети уже умеют манипулировать родителями, и если мама и папа не могут совладать со своим чадом, то он просто сядет им на шею. У трехлетнего малыша активно формируется собственное мнение, причем он не приемлет несогласия. Он учится защищаться, поэтому в данном возрасте родители нередко замечают признаки агрессии.
Что же делать? Не стоит слишком сильно ограничивать ребенка в его самостоятельности, но конечно, в пределах разумного. Ну хочет малыш сам помыть полы – ну пусть помоет, и неважно, что маме потом придется все переделывать, зато ребенок будет удовлетворен, и ничего плохого в этом нет. Нужно учиться поиску компромиссов, это некий способ обхитрить малыша. А еще очень важно хвалить за самостоятельность свое чадо. Для ребенка вообще всегда важно одобрение со стороны родителей.
10 фраз, которые нельзя говорить детям !
1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я! Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.
2. Возьми, только успокойся! Тяжело некоторым родителям выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать малышу то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.
3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь! Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего кроху. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.
4. Я сказал(а) немедленно перестань! Не стоит так резко говорить с малышом! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать — малыши плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.
5. Ты должен понимать, что … У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая вас, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Помните, он тоже человек, у которого возникла какая-то «проблема», и в данный момент он озабочен ею, и никак не принимает ваши даже самые здравые и правильные рассуждения.
6. Мальчики (девочки) так себя не ведут! Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.
7. Не расстраивайся из-за ерунды! Возможно, для малыша это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенка может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик — самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах своего малыша.
8. Побереги мое здоровье! Нередко некоторые мамы говорят это малышам. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т. д.
9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)! Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги — можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Не лучше ли сказать, мамы и папы: «такая игрушка у тебя уже есть», «шоколада много вредно». Да, объяснять всегда трудно! Но ребенок должен понимать, почему родители ему это не покупают.
10. У всех дети как дети, а ты… …господнее наказание, неряха, растяпа и т. п. Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.
Что делать, если ваш ребенок слишком обидчив?
Обида – чувство, знакомое каждому человеку. Дети не являются исключением. Важно понимать, что ребенку сложнее справляться с возникшими чувствами в силу недостаточного опыта и эмоциональной неустойчивости. Родителям важно понять причины такой обидчивости ребенка, научиться правильно реагировать на детскую обиду и помочь ребенку проявлять чувства и справляться с переживаниями.
- Прежде всего, помните, что дети достаточно часто являются зеркалом внутрисемейных отношений. Если вам свойственно обижаться на домочадцев, при этом вы можете замолкать на несколько часов, а то и дней, демонстрируя близким, как сильно вы обижены, ребенок может перенять такой стиль поведения. Демонстрируя малышу конструктивные способы урегулирования конфликтов и личную способность говорить о чувствах и переживаниях, вы научаете его тому же.
- Расскажите ребенку о чувствах. Поговорите о том, какими они бывают. Какими телесными реакциями сопровождаются. В игровой форме обсудите, что ребенок может испытывать в том или ином случае. Важно научить кроху дифференцировать чувства. Объяснить чем, к примеру, обида отличается от злости.
- Не обесценивайте чувства ребенка. Признавайте его право на обиду. Но и не оставляйте без внимания, старайтесь обсудить каждую отдельную ситуацию.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания. Частые обиды могут быть следствием недостаточного внимания со стороны родителей. Могут быть средством привлечения внимания, если другим способом у ребенка не получается это сделать.
- Не завышайте требования к ребенку. Замечайте и хвалите за самые маленькие достижения.
- С помощью игрушек можно разыграть сценку «обиженный зайка». Уделите внимание вопросам «На что зайка обижен?», «Что происходит с зайкой, когда он испытывает обиду?». Помогите зайке выразить свою обиду, обратившись к обидчику. Обратите внимание на то, как изменилось состояние зайки, когда у него получилось выразить свою обиду. Предлагайте малышу использовать конструктивные способы решения проблемы. Предложите ему проиграть различные варианты развития событий. Скажем, что будет, если обиженный зайка замолчал и игнорирует всех вокруг, или зайка затаил обиду на своего лучшего друга.
- Старайтесь избегать оценочных суждений по отношению к своему ребенку, а также не сравнивайте его с другими детьми.
- Никогда не высмеивайте своего ребенка, если он рассказывает вам о своем обидчике. В такие моменты он нуждается в вашем сочувствии.
Как правило, часто обижаются ранимые, чувствительные дети. Большое влияние оказывает и уровень самооценки ребенка. Если самооценка ребенка занижена, родителю стоит серьезно задуматься над тем, почему это произошло, и помочь малышу повысить самооценку.
Отдельно стоит обратить внимание на те случаи, когда поведение ребенка резко и внезапно изменилось. Скажем, малыш стал болезненно реагировать на малейшее замечание, обижается, плачет или закрывается от всех. Особенно, если мы говорим о ребенке, ставшем свидетелем боевых действий. В этом случае не откладывайте визит к психологу! Возможная причина такого состояния – пережитая психотравмирующая ситуация.