Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
Речевое дыхание у большинства детей дошкольного возраста несовершенно. Но зачастую родителям сложно это заметить из-за того, что они общаются с малышом постоянно.
Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша:
Первый год жизни
Ребенок попадает в языковую среду с момента рождения. Он слышит речь взрослых, реагирует на того, кто с ним говорит. Речь начинает развиваться с первого дня жизни.
- От рождения до 2 месяцев. Со взрослыми малыш общается посредством улыбки, спонтанных вокализаций гласных. О своих потребностях, дискомфорте он сообщает криком.
- В три месяца происходит формирование речевого дыхания. Младенец гулит, растягивая и припевая гласными. В этом возрасте родители могут услышать первый смех.
- В четыре месяца ребенок обычно испытывает сильную радость при общении. Он уже умеет «жонглировать» звуками, гуление становится более сложным: один гласный плавно переходит в другой, например «ОООО-УУУУ-АААА и т.д.».
- В пять месяцев малыш активно гулит. Он учится произносить простые согласные звуки и соединять их с гласными. Например, «ПЯ», «ПА», «МА», «БА» и пр.
- Шесть месяцев – это время появления лепетных слов типа «БАБА», «ГАГА», «НАТИ» и т. д., некоторые из них приобретают значение, но чаще всего слоги соединяются в случайном порядке.
- В 7 месяцев младенец понимает обращенную речь взрослого, активно использует лепетные слова, пытается вести примитивный диалог.
- В 8-12 месяцев ребенок осваивает интонацию родного языка, во всяком случае, он может произнести несколько слогов с разной интонацией. Он использует простейшие слова «ДАЙ», «МАМА», «НА» и другие, обозначающие базовые действия и близких родственников. К году активный словарный запас обычно составляет около 15 слов
Если к 12 месяцам нет ни гуления, ни лепета, ребенок не реагирует на речь взрослого, необходимо срочно проконсультироваться с логопедом.
От года до 1,5 лет
В этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается до 30-50 слов (названия предметов, действий). Он употребляет их в значении предложений, дополняя жестами, интонацией и мимикой. Иногда он составляет из облегченных слов короткие двухсловные предложения типа «ДАЙ МАМА». Малыш начинает активно познавать мир, и родители должны ему в этом помогать: называть предметы и их характеристики, например, «чай горячий».
От 1,5 до 2 лет
Словарный запас быстро увеличивается, ко второму дню рождения многие дети знают около 200 слов, среди них есть прилагательные и местоимения. Облегченные варианты слов сменяются правильной формой. Все чаще в речи появляются простейшие предложения из 2-3 слов. Малыш связывает слова с конкретным значением, употребляет их осмысленно, правда, слова обозначают обобщенные понятия. Например, слово «КИСА» обозначает всех кошек вообще, а не конкретную. Ребенок хорошо понимает простые побудительные предложения типа «Дай», «Пойдем гулять».
К концу второго года жизни дети с удовольствием слушают сказки и песни, различают слова по их звучанию. Во время игры ребенок часто говорит сам с собой, называя свои действия.
От 2 до 2,5 лет
В этом возрасте дети с легкостью повторяют фразы, услышанные от взрослых, запоминают коротенькие стихи. Лексикон быстро расширяется, ребенок знает и активно употребляет 300-700 слов. Длина предложения увеличивается до 3-4 слов, но они еще грамматически неправильны. В речи появляются глаголы, существительные, наречия («тут», «здесь»), служебные слова. Со сверстниками и взрослыми ребенок общается именно при помощи речи. Ребенок хорошо понимает рассказы взрослых о событиях, участником которых он был лично.
Когда нужно срочно показать малыша логопеду? Если ребенку уже исполнилось 1,5 -2,5 года, а в его речи все еще нет слов с конкретным значением, например, «ПИТЬ», «МАМА», «ИДИ», он говорит на своем собственном «птичьем» языке.
От 2,5 до 3 лет
Малыш активно познает мир, и речь взрослого становится для него важным источником знаний. Словарный запас очень быстро растет. Предложения становятся более сложными, в них меньше ошибок. Ребенок хорошо понимает просьбы взрослого, состоящие из двух действий. В речи появляются падежи и местоимение «я». При произношении длинных слов могут пропадать некоторые слоги, звуки произносятся то правильно, то с ошибками.
Если в 3 года ребенок молчит, но «всё понимает», общается преимущественно жестами и мимикой, «мычит», то следует срочно исключить алалию. Это может сделать только опытный логопед.
От 3 до 4 лет
В этот период ребенок овладевает почти всеми звуками родного языка и может даже заметить, если их неправильно произносят другие дети. Словарный запас составляет 1500 – 2000 слов, в речи употребляются глаголы, существительные, прилагательные, числительные, служебные слова. Ребенок правильно использует названия основных цветов, личные местоимения, некоторые антонимы («большой – маленький»), умеет объединяет слова в группы, рассуждать, может связно рассказать о себе – назвать имя, фамилию, возраст, пол. Речь становится грамматически правильной. Большой интерес ребенок проявляет к сказкам, стихам, песням. По картинкам он может передать хорошо знакомый сюжет. В незнакомых словах переставлять слоги, но в целом говорит без грубых ошибок.
От 4 до 5 лет
Словарный запас составляет 2000 слов и более. Ребенок умеет хорошо обобщать и делать выводы, например, он в состоянии построить рассуждение типа: щенок – собака – животное. В речи появляются наречия времени и места. Малыш с удовольствием усваивает словообразовательные модели родного языка, он умеет переносить грамматические признаки с одного слова на другое (в пределах части речи). Кроме того, он более-менее правильно образует форму множественного числа. Речь становится более связной и точной. Практически все звуки, за исключением [р], произносятся правильно. Ребенок часто придумывает собственные слова, с легкостью запоминает несложные стихи. Кроме того, малыш уже может что-то правильно пересказать, построить простое монологическое высказывание, подробно описать вещь или игрушку, выучить и выразительно прочитать стихотворение.
Внимание! Если в 4-5 лет малыш сильно искажает звуки, например киса – это [кися], а птица – это [фица], то это серьезный повод для беспокойства.
От 5 до 6 лет
Речь становится связной, логически выстроенный. Например, ребенок может рассказать историю по сюжетным картинкам, пересказать текст. Постепенно формируется внутренняя речь.
Словарь очень быстро увеличивается, ребенок моментально усваивает незнакомые слова, причем не только значение, но и грамматические признаки.
Что касается фонетического состава слова, ребенок уже понимает, какой звук является первым, что произойдет, если один звук заменить на другой или убрать его вообще. Он с легкостью управляет громкостью голоса и интонацией.
Если ребенок в 5-6 лет произносит звуки неправильно, у него неприятный гнусавый голос, нужно обязательно показать его логопеду!
У каждого малыша свой темп развития, поэтому он может опережать или отставать от сверстников на 2-3 месяца, но не более. Иногда в суете родители настолько привыкают к детскому лепету и не замечают, что по возрасту речь должна перейти на более сложный уровень.
Именно поэтому мы рекомендуем обязательно приходить на консультацию к логопеду ежегодно. Только опытный специалист может точно сказать, правильно ли развивается речь ребенка.
Упражнения подходят как в целях расширения активного словаря, общего речевого развития и кругозора ребенка, так и в качестве исправления нарушений лексико-грамматического строя речи.
Упражнения для детей от 2 до 7 лет.
Что надо делать для успешного развития речи ребёнка?
Нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
Организуя речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Своевременное и правильное развитие речевых функций у ребенка является важным этапом в жизни. От того, насколько грамотно и полноценно ребенок будет владеть речью, зависит его успех в общении с окружающими и развитие интеллекта.
Развитие речи ребенка
В основе формирования речи ребенка выделяют несколько факторов:
- постоянное общение с малышом;
- прикосновения, ощущения, зрительное и слуховое восприятие окружающего мира;
- движение (общая активность и развитие моторики).
Речевое развитие малыша начинается уже в 2-3 месяца, когда он произносит разнообразные звуки – агу, угу и т.д.
На 5 месяце ребенок начинает подражать взрослым, наблюдая, как они двигают губами и произносят звуки.
В 8-9 месяцев малыш уже произносит слоги, можно услышать лепет и пение, что благотворно влияет на развитие голоса.
В возрасте 1 года ребенок усваивает некоторые гласные и согласные, в словарном запасе имеется от 5 до 10 слов, активно используются жесты в общении.
В 1,5 года словарный запас увеличивается до 45 слов. В этом возрасте нужно развивать у ребенка способность соотносить слово к действию, стимулировать желание самому попросить что-то, заводить с ним разговор.
К двум годам ребенок уже может произносить простые предложения и длительное время разговаривать на своем языке. Он показывает предметы, игрушки и части тела, о которых спрашивает взрослый. Даже когда малыш пропускает некоторые буквы или добавляет лишние, то это не страшно, а также не является патологией.
Формирование правильной речи
Иногда, даже при нормальном развитии, у ребенка возникают сложности при овладении речью. В таких случаях необходимо малышу помочь. И необязательно сразу обращаться к специалистам. Родители сами могут справиться с этой задачей.
Проблемы с произношением могут возникать из-за нарушений развития зубов. Поэтому нужно контролировать состояние зубочелюстной полости и своевременно обращаться к стоматологу.
Слух также играет важную роль в формировании речи у ребенка. Даже при его малейших нарушениях у детей снижается качество развития правильной речи. Во избежание этого родители не должны допускать сильной нагрузки на слух ребенка, не включать громко музыку и вовремя обращаться к врачу при болезнях ушной полости.
Дети в произношении очень часто подражают взрослым. Поэтому окружающим необходимо следить за правильностью своей речи, четко и медленно произносить все слова и не подделывать свое общение под детскую речь.
Нельзя ругать малыша за его плохое произношение каких-то слов. В таком случае он просто замкнется в себе, не будет идти на контакт. Нужно поправлять ребенка терпеливо и с любовью, произнося слово правильно.
Первые слова
Время, когда малыш произнесет свое первое слово, зависит от его окружения и общения с ним родных. Обычно это происходит в срок от 1 до 2 лет. И, как правило, первые слова состоят из повторяющихся слогов: мама, папа, баба и т.д.
Интересен тот факт, что детки в возрасте до 2 лет говорят только о том, что находится в пределах их видимости, так как первые слова у малышей обязательно связаны с определенными действиями или объектами.
На следующем этапе произносятся местоимения: вот, там и т.д. Таким образом, малыш сопоставляет предмет с местом его пребывания.
Очень часто после этого этапа в произношении начинаются глаголы. И это большой успех в развитии речи малыша, так как уже можно понемногу составлять диалог.
Родители должны создать в семье такую атмосферу для ребенка, чтоб ему всегда было интересно и приятно общаться с близкими, познавать новую информацию и увеличивать свой словарный запас. Это будет залогом грамотного общения с окружающими и развития интеллекта ребенка.
О чем речь? Развитие речи у детей дошкольного возраста – это один из важнейших этапов воспитания. Фактически, от него зависит не только общение, но и восприятие информации. А значит, оно важно на любых этапах человеческой жизни.
На что обратить внимание? Развитие речи начинается уже с первых дней. Поначалу малыш учится у своих родителей, затем начинает познавать окружающий мир и общаться с другими людьми. Как же помочь малышу сформировать речь?
Основные цели и задачи развития связной речи у детей дошкольного возраста
Пожалуй, речь – это один из важнейших приобретенных навыков в жизни человека. Ребенок достигает определенного возраста, когда пытается произнести свои первые слова. Родители должны приложить множество усилий для того, чтобы малыш развивал свою речь и говорил правильно.
Развитие речи у детей дошкольного возраста – важный этап формирования мышления и организации воспитания. Владение и способность правильного построения речи – важный критерий при устройстве ребенка в школу.
Развитие речи у детей дошкольного возраста должно отвечать следующим показателям согласно ФГОС:
- Речевые навыки должны быть развиты настолько, чтобы ребенок мог спокойно общаться и изъяснять свои мысли перед сверстниками.
- Словарный запас должен активно обогащаться.
- Приобщение к литературным художественным произведениям.
- Развитие творческих речевых навыков ребенка: сочинение рассказов, стихотворений.
- Правильная расстановка ударений и интонаций.
Посмотрите on-line вебинар «Создание в семье речевой среды для детей дошкольного возраста» и оформите международный сертификат участника.
Методы обучения и развития речи дают детям возможность общаться со своими родными и строить взаимоотношения со сверстниками. Кроме того, это позволяет ребенку выражать себя творчески.
Психологические особенности и этапы развития речи у дошкольников
Что важно знать родителям про развитие речи у детей дошкольного возраста? Разумеется, психологическую составляющую данного процесса. Особенности психологии в развитии речевых навыках объясняется тем, что в младшем возрасте каждый год жизни ребенка отличается от предыдущего своим темпом, ритмом и эмоциональным диапазоном. Ребенок активно все изучает, пробует, познает и накапливает эмоциональный опыт.
Пройдите курс повышения квалификации «Воспитание и коррекция нарушений речи детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Удостоверение установленного образца» всего за 990 рублей
За год ребенок может сильно измениться, как и его привычки, поведение, реакции, а соответственно, и речь. Количество словарного запаса становится богаче, ярче и красочнее. Высказывания малыша формируются в определенный образ и имеют эмоциональный окрас. Каждый год дошкольник переходит на новый уровень развития.
Развитие речи у детей от 3 до 4 лет
В дошкольном периоде в словарном запасе ребенка примерно 1,5 тысячи слов, чаще встречаются глаголы и существительные. Дети стараются объяснить и описать свои действия, при этом их речь в 2-4 года аграмматична. Слова объединяются в предложения, но очень неуклюже и не всегда правильно. Таким образом дети показывают свой интерес к тому или иному явлению. Не стоит ожидать в этом возрасте логических изъяснений, все предложение короткие и простые.
Также в этом возрасте мышление ребенка формируется на окружающих предметах, наглядности и впечатлениях, поэтому его речевые навыки ситуативны. Как правило, без дополнительных подсказок и свойств предмета, не сразу можно понять, что имеет в виду ребенок.
Фонематический слух у детей этого возраста сформирован, однако произношение может даваться сложно из-за артикуляции или, например, из-за согласных звуков, которые в слове идут подряд. Такие слоги искажаются либо пропускаются детьми.
В 3-4 года с ребенком необходимо постоянно разговаривать, чтобы он слышал родную речь и развивал ее.
Развитие речи у детей от 4 до 5 лет
Формируется понимание звучание слова и дети придумывает к простым и часто используемым словам забавные рифмы. Например, собака-бабака, кашка-малашка и т.п.
Такой процесс называют словотворчеством и начинается он примерно в 3 года и усиливается к 4-5 годам. Такой подход позволяет малышу намного лучше познать родной язык. Это первый признак того, что дошкольник осваивает грамоту, кроме того, это хорошо развивает творческое мышление.
В 5 лет развитие речи у детей дошкольного возраста выходит на новый уровень, и теперь они составляют из слов сложноподчиненные предложения, следят за порядком, правильно склоняют, изменяют слово в соответствии с родом и числом.
И тем не менее, часто дети такого возраста не всегда могут использовать грамматические формы. На автомате они могут произнести «я крикнул громкие Вани» или «мой дом близее» и т.п.
Посмотрите on-line вебинар «Активизация речи детей 2-3 лет. Создание игр из подручных материалов» и оформите международный сертификат участника.
Развитие речи у детей от 5 до 7 лет
В 5-7-летнем возрасте дети уже являются старшими дошкольниками и вместо ситуативной речи появляются связанные предложения.
Это говорит о том, что ребенок начал владеть связной речью. Мысли выражаются последовательно и правильно. Словарный запас намного богаче.
Старшие дошкольники выражаются понятным для взрослых языком и ориентируются на своего собеседника.
В 6 лет ребенок начинает понимать речевое планирование. Раньше слова излагались перед или после действий, сейчас же дошкольник продумывает, формирует мысль и только потом озвучивает, что именно он собирается сделать.
Появляется осознание речевых форм деятельности. В развитии речи старшего дошкольника уже есть понимание таких процессов, как слушать, рассказывать, читать, размышлять и т.д.
Пройдите курс повышения квалификации «Воспитание
детей дошкольного возраста. Удостоверение установленного образца» всего за 990 рублей
Речевые нормы у детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Рассмотрим кратко уровни речевого развития у детей дошкольного возраста, опираясь на таблицу:
Ситуативная речь, частое присутствие неопределенных форм, вроде там, такой, тут.
Предложения простые, частое использование глаголов, существительных и указательных местоимений.
Мягкое звучание, не может выгорит букву Р, иногда Л, К, Г, а все шипящие звуки заменяются на свистящие.
В речи все чаще появляются прилагательные.
Значения слов воспринимаются буквально, сочиняет рифмы, выдумывает слова.
Появляются уменьшительные суффиксы.
Часто в речи повторяются союзы а, и, но. Период почемучек: вопросы когда? Почему? Зачем? Что это?
Количество и качество выражается словами много-много, большой-пребольшой и т.п.