Как правильно хвалить ребенка и не допустить ошибок

Похвала — это неотъемлемая часть воспитательного процесса. Но, как и в любом деле, тут важно не переборщить: похвалу нужно действительно заслужить. Как и в каких случаях нужно хвалить малыша?

Что лучшего всего влияет на малыша? Внимание родителей к его занятиям и интересам, их похвала и проявление любви. Действительно, детские психологи именно похвалу считают самым хорошим мотиватором для малыша. Правда, специалисты призывают родителей научиться хвалить чадо правильно.

В чем секрет правильной похвалы?

С одной стороны, главным свойством похвалы — будь то слово, объятия или поцелуй, была и есть возможность передать свою любовь. С другой, похвала с легкостью приобретает воспитательную силу. Для этого надо лишь не просто сказать «молодец», но и объяснить — почему!

Так, многие порывы ребенка в возрасте 3 — 4 лет основаны на естественной потребности малыша подражать родителям, таким образом осваивая «взрослые дела». Но эти порывы, к примеру, помочь маме по дому, носят неосознанный характер.

И вот, вы хвалите кроху за то, что он, повторяя за вами и вместе с вами, убирает игрушки. Но малыш при этом не понимает — что именно делает его умницей.

Обязательно упомяните в своей похвале те действия и их особенности, которые заслужили ваше одобрение: к примеру, ребенок аккуратно сложил свои вещи, убрал баночки с красками, листы и кисточки после занятий рисованием.

Теперь, когда вы знаете, как правильно хвалить, взгляните на список ситуаций, в которых ребенок должен услышать слова одобрения.

Как правильно хвалить ребенка и не допустить ошибокКогда и за что хвалить ребенка?


Малыш что-то сделал впервые. Осваивать новое — процесс нелегкий, поэтому первые успехи обязательно должны быть награждены одобрением родителей.

Ребенок что-то сделал лучше, чем раньше. Совершенствование навыков является тяжелым трудом, особенно для маленького человека, и достижение нового уровня, конечно, заслуживает похвалы.

Кроха сдержал обещание. Держать слово, следовать данному обещанию даже взрослым бывает непросто. И, безусловно, выполнение обещания малышом требует внимания и поощрения!

Малыш проявил инициативу и самостоятельность. В конце концов, сделать ребенка самостоятельным и способным принимать правильные решения, — это и есть цель родительского воспитания. Каждый шаг на пути к автономности должен сопровождаться высокой оценкой.

Дополните этот список теми пунктами, которые вы сами считаете важными и правильными. И обязательно дарите крохе похвалу — понятную, заслуженную и уместную. Похвалу, которая даст ребенку стимул двигаться развиваться и достигать еще больших успехов!

Похвала очень важна для ребенка

Любой ребенок ожидает похвалы от тех, кого любит и кем дорожит. Не важно, что сделал малыш, нарисовал мамин портрет, навел порядок в своей комнате, принес долгожданную пятерку или вымыл посуду, его необходимо похвалить.

Психологи считают, что хвалить ребенка тоже нужно правильно, они даже создали некоторые правила:

Хвалите малыша только по делу, не игнорируя достижения ребенка.

Должна быть четкая похвала, а не условная. Ни в коем случае не нельзя употреблять уточнения типа «но…» и сравнивать вашего малыша с другими детьми.

Хвалить можно только определенные поступки и действия, не переходя на личности.

Похвала способна творить чудеса, он вселяет силы для новых дел. Это касается не только детей, но и взрослых. Если взрослых поощряют каким-то образом на работе, то для ребенка похвала родителей – это единственный способ понять, что он сделал что-то хорошо. Ребенок должен ощущать себя значимым, любимым, успешным и уверенным в себе.

Многие родители бояться переусердствовать и поэтому скупятся на похвалу.

7 рекомендаций, как правильно хвалить малыша

1. Старайтесь, чтобы ребенок понимал, что он сделал хорошо. Похвалите малыша за красивый рисунок, при этом обратите внимание на небольшие элементы. Правильная похвала: «Какая красивая у вас птичка получилась, совсем, как живая», «Ты очень красиво нарисовал солнышко!». Неправильная похвала: «Ты – настоящий художник! Ты — молодец!». Хвалите не личность, а совершенное действие. Можно также сказать: «Это было очень сложно, нарисовать такую птичку, ты справился».

2. Похвалу необходимо подкрепить поцелуем, объятием или хотя бы улыбкой. Малыш должен чувствовать, что не просто похвалили его, чтобы отвязаться, что вы искренне рады его успехам. Целовать и обнимать малыша нужно не менее 4 раз в день.

3. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это касается и когда речь идет об ошибках, и о похвале. Не нужно говорить, что малыш сделал что-то лучше, чем Женя, Маша или Владик. Не нужно воспитывать в ребенке чувство превосходства.

4. Чтобы смысл похвалы не потерялся, не нужно хвалить ребенка за каждую мелочь. Ребенок может привыкнуть и будет ждать похвалы за каждое свое действие и если не получит ее будет растерян.

5. Старайтесь различать, что ребенку дается с трудом, а что с легкостью. Не акцентируйте внимание на природных данных (гибкости или силе). Похвалы в первую очередь заслуживают те действия, которые даются ребенку с трудом, если он старается что-то сделать и не сдается.

6. Не стоит обещать ребенку, что он станет великим танцором, спортсменом или художником. В будущем его ждут сильные разочарования, если его ожидания не оправдаются. Но при этом не стоит говорить ребенку фразу, типа «У тебя это не получится, ты к этому не приспособлен».

7. После похвалы малыша за какое-то достижение, не нужно через какое-то время говорить, что его успех не так уж и велик.

Как и за что хвалить ребенка?

Хвалить, но не перехвалить — это главное правило похвалы для детей в любом возрасте! Ребёнок должен слышать похвалу от родителей всегда, иначе ему угрожают неуверенность и заниженная самооценка.

Не превращайте ребёнка на объект всемирного одобрения, или на исключительного мистера или миссис Вселенной. Обычно родителям очень нелегко найти ту грань, чтобы не превратиться в жадных на добрые слова или, наоборот, не стать слугой ребёнка, петь ему похвальные оды.

«Ты сильный, смелый, счастливый, красивый!»

Эти фразы следует говорить детям, которые недовольны, глядя на себя в зеркало. Чтобы повысить их самооценку (особенно девочкам), необходимы следующие слова в детстве.

«Мы очень рады, что у тебя все получается!»

Поддержка и положительная оценка от родителей никогда не повредит ребёнку. Эти слова доказывают малышу, что родители радуются за него и сопереживают.

«Ты хорошо можешь справиться с задачей (по хозяйству)! Спасибо за помощь!»

Похвала и благодарность от родителей повышают самооценку ребёнка, такие слова вдохновляют его совершенствовать свои умения и показать маме и папе, на что ещё он способен.

«Каждый раз у тебя получается это (что угодно) ещё лучше! Не останавливайся! Ты на правильном пути»

Такими фразами родители помогают ребёнку не останавливаться на достигнутом и идти дальше. Это очень хорошо помогает, например, в спорте, когда малыш овладевают каким видом спорта. Подбадривайте своего ребёнка!

«Прекрасно! Ты сам уже оделся (нарисовал, создал и что-либо другое, овладевший ваш ребёнок)»

Отмечайте факт сделанного и сформируйте положительный образ, а не хвалите отдельно малыша: «Ой, какой молодец, одну ложку в рот донёс! Прекрасно! Ты самый лучший!» Вообще старайтесь не сравнивать с другими. Так вы избежите опасности воспитать горделивого ребёнка, с которым никто не захочет дружить или общаться. К тому же дети привыкают, что их постоянно хвалят, и уже без этого не могут ничего делать, у них возникают трудности и недоразумения как с родителями, так со сверстниками и преподавателями.

«Ты настоящий мужчина (женщина)»

Упор на принадлежности к определенному полу и на отдельных характерных отличиях. С детства в девочке воспитывайте женственность, а в мальчике — мужские черты. Это, безусловно, не тривиально: «Мужчины никогда не плачут». Кстати, эту фразу сейчас опровергают учёные. Будто бы такие нарекания плохо влияют на дальнейшее психологическое здоровье и характер взрослого мужчины. А вот о том, что парню никогда нельзя бить женщин и нужно уважать бабушек, следует говорить регулярно!

«У тебя хорошие задатки в этой (в любой) сфере! Ты можешь стать успешным человеком»

Вдохновляйте ребёнка, но не обещайте, что он обязательно станет Биллом Гейтсом. Предупредите его, что для того, чтобы добиться хороших результатов, стать обеспеченным, стоит очень много работать и не бояться трудностей.

«Как тебе это удается? Научи меня!»

Это приятно будет слышать, как малышу, который построил загадочную башню из кубиков, так и подростку, который разбирается в гаджетах, может объяснить важную информацию, лучше эксперта. Ребёнок радуется, что его умение пригодились родителям, а ещё он может даже почувствовать себя в роли учителя, чему-то научить маму или папу.

«Потрясающе! Это достойно похвалы»

Эту фразы следует употреблять, когда ребёнок делится своими победами. Это нужно отметить, но не стоит акцентировать на самом ребёнке, только на его умениях и достижениях. Не передавайте переборщить, во всём должна быть мера.

«Я люблю тебя!»

Без уверенности в том, что ребёнка любят, ему трудно гармонично развиваться. Вы не замечали, как ребёнок часто спрашивает: «Мама (папа), ты меня любишь?». Дети хотят слышать утвердительный ответ, ведь это помогает им по жизни. Малышу также нравится говорить родителям о своей любви: «Мамочка (папа), я тебя люблю!» Создайте в своей семье такую ​​традицию, и все будут счастливы!

Правильно хвалите своего ребёнка с детства! И тогда у вас не возникнет никаких проблем в воспитании, ведь ребёнок будет развиваться в гармоничной среде и в любящей семье.

Вредная похвала, или почему не следует говорить ребёнку «Ты молодец»

Проверьте себя — посчитайте как часто вы говорите своему ребёнку «Ты молодец». Поступки, за которые вы хвалите ребёнка равнозначны? Правильно надел свитер — молодец, научился ездить на велосипеде без посторонней помощи тоже молодец? Как часто вы хвалите свое чадо на автомате, даже не обращая внимание на поступок? Нам иногда кажется, что простого «Ты молодец» достаточно, чтобы дети чувствовали поддержку, одобрение и принятие, такие необходимые для укрепления чувства собственного достоинства и формирования здоровой самооценки.

Но у нас для вас плохая новость — слово «молодец» в качестве похвалы не объясняет ребёнку абсолютно ничего о том, что такого уникального он сделал, и чем именно этот поступок поразил вас. И как следствие — не мотивирует ребёнка к развитию и совершенствованию.

Во избежание недоразумений следует отметить, что мы не против поддержки и похвалы, мы против шаблонных суждений, которые не приносят никакой пользы для детской самооценки, а иногда даже наоборот — вредят.

Мы предлагаем навсегда выбросить из своего лексикона фразу «Ты молодец». Вместо этого мы поможем вам научиться хвалить так, чтобы не навредить, и чтобы похвала вдохновляла на дальнейшие свершения.

Исключительность

Проявлять любовь и поддержку по отношению к ребёнку нужно постоянно, а хвалить — по определенному случаю.

Похвала должна нести в себе исключительный смысл — не обобщающее «Ты молодец», а точно подобранные слова к отдельно взятому поступку. Это родительская любовь и поддержка должны быть абсолютными и постоянными, а слова похвалы — тщательно подобранными в исключительных ситуациях.

Конкретность

Оценочные суждения, по типу «Ты хороший мальчик», «Какая же ты умница» не несут в себе необходимой конкретики. За что именно вы хвалите ребёнка? За то, что он хороший / послушный / умный? Чего вы хотите добиться — дать ребёнку понять, что вы заметили его поступок, что его усилия отмечены, что его помощь вам полезна? Тогда будьте конкретными — акцентируйте внимание на поступок. «Ты убрал все игрушки, как чисто и красиво теперь в комнате», «Ты так быстро оделся сам, теперь у тебя есть время посмотреть мультик перед выходом», «Ты мне очень помогла с ужином, я тебе очень благодарна». Возможно это не похоже на привычные нам слова похвалы, но поверьте, такие безоценочные фразы эффективны и действительно мотивируют детей.

Ценность

Будьте честными с детьми, хвалите их за старания и поддерживайте во всех начинаниях.

Ребёнок увлекся новым хобби, но у него недостаточно хорошо получается, и он очень расстраивается из-за неудач? Как поддержать? Говорить «У тебя всё так хорошо получается» не стоит, ведь ребёнок понимает, что это не так, и может ещё больше расстроиться и бросить это занятие. Уж лучше будьте честными и хвалите за старания. Так вы поддержите ребёнка и дадите ему понять, что замечаете его достижения, даже если пока они незначительны.

Неотложность

Для того, чтобы похвалить ребёнка за помощь, не стоит ждать, ведь нет более подходящего времени, чем сразу. Дочь помогла с покупками, сын придержал для вас двери — поблагодарите за помощь сразу, не ждите пока придете домой. Почему похвалу нельзя откладывать? Люди с низкой самооценкой обычно преуменьшают свой труд и достижения. Для того, чтобы укрепить самооценку детям, хвалите их сразу, давайте им почувствовать, что их помощь важна и ценна для вас.

Реалистичность

Не стоит думать, что больше похвалы принесет больше пользы ребёнку. Очень важно не преувеличивать поступки и старания детей. Переоценка поступков может привести к тому, что ребёнок будет меньше стараться, ведь мама и так похвалит. Или дети перестанут доверять, потому что поймут, что родители не искренни с ними. Кроме этого, чрезмерная похвала может стать причиной завышенной самооценки.

Положительные фразы для укрепления самооценки ребёнка

Теплые слова и крепкие объятия — это то, что нужно каждому ребёнку.

Предлагаем вам список фраз, которые лучше использовать вместо неэффективного «Ты молодец» и тем самым развивать у ребёнка адекватную самооценку и уверенность в себе.

Как правильно хвалить

И еще несколько примеров правильной и неправильной похвалы: Правильная похвала: Твое стихотворение меня очень тронуло. Неправильная похвала: Для твоего возраста это неплохие стихи. Правильная похвала: Комната, которую ты убрала, стала такая чистая и красивая. Неправильная похвала: Ты хорошая уборщица. Правильная похвала: Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду! Неправильная похвала:.Сегодня ты вымыл всю посуду, спасибо, а то всегда приходиться мыть ее за тебя.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) известен миру сотни лет. Это распространённое расстройство нервного развития, которое влияет на поведение человека. СДВГ диагностируется у детей и взрослых – патология часто сохраняется до конца жизни, так как остаётся без лечения.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – группа заболеваний, вызванных нарушениями нейропсихического развития. Основные проявления: ограниченная или полная невозможность взаимодействовать с социумом, отклонения в общении и стереотипные занятия и интересы.

Гипертония, или повышенное давление, встречается у все большего числа мужчин. Несмотря на то, что заболевание нередко может протекать бессимптомно и, казалось бы, безболезненно для организма, сердце и мозг все равно подвергаются функциональным и физиологическим изменениям.

Хвалить детей — хорошо или плохо?

Современные родители хотят своим детям добра, хотят окружить их своей заботой и конечно, хвалить. Потому что ваш ребёнок умный, красивый и талантливый! Это правда так. И, кажется, что говоря ребёнку о том, что он умный и исключительный, мы вселяем ему уверенность в себе и своих силах. Да? Нет. Как ни странно, похвала часто имеет обратную силу. Сейчас мы объясним, почему.

Кэрол Дуэк* провела масштабное исследование с 400 учениками в 20 школах Нью-Йорка. С учениками работали индивидуально. Их просили собрать несложную головоломку, справиться с которой им было точно под силу. А после того, как они справлялись, их хвалили. Но хвалили по-разному. Одним говорили «ты, наверное, очень умный», другим — «ты отлично поработал».

А потом им предложили два варианта — либо усложнить тест (при этом исследователи говорили, что это поможет многому научиться) либо пройти тест такой же сложности, как и первый. Как думаете, кто решил попробовать себя в решении более сложных задач? 90% детей, которым сказали, что они отлично поработали. А больше половины детей, которых назвали умными, выбрали легкий вариант.
Почему?
Говоря детям о том, что они «очень умные», мы хвалим их за некоторые природные качества, которые, как будто, не зависят от них самих. И даем им понять, что выглядеть умными, не допускать ошибок и не опозориться — самое главное.

«Если вы хвалите ребёнка за усилия и упорство, вы передаёте ребёнку ощущение контроля над ситуацией. Он поймёт, что успех зависит от него самого. Если вы хвалите ребёнка за ум, которым он наделён с рождения, вы выводите ситуацию за пределы его контроля. Ему будет очень сложно пережить неудачу», — пишет Кэрол Дуэк.

Это же показывает следующий этап эксперимента, когда и тем, и другим ученикам дали более сложное задание, справиться с которым было действительно трудно. В итоге те дети, которых хвалили за упорство, изобретали и с интересом пробовали всё новые решения, а дети, которых хвалили за ум, ощущали свою беспомощность и чувствовали себя очень плохо.

Но и на этом исследователи не остановились и снова дали детям простое задание, похожее на то, с которым они уже справились в начале. И те дети, которых хвалили за усилия улучшили результаты на 30%. «Умные» — снизили показатели на 20%.
Получается, что дети, которые привыкли считать себя очень умными, недооценивают значимость усилий, которые необходимо применять и думают «я умный, значит мне не надо стараться».

Этот эксперимент повторяли много раз, с учениками из разных социальных слоев и разного пола, и результаты были одинаковыми. Те ученики, которых хвалят за ум, всегда справляются хуже.

Так что же? Как хвалить?

Исследователи рекомендуют хвалить детей за какие-то конкретные, осязаемые вещи. То есть не «ты такой умный!», а «здорово, что ты решил это задание, оно было действительно сложное, но ты справился!».