Уверенность в себе — обязательное условие для развития полноценного, общительного, позитивного ребенка.
Какие действия могут привести к повышению уверенности? Простые рекомендации помогут вам, родители, разобраться в этом вопросе и помочь вашему ребенку стать увереннее в себе.
1. Для уверенности в себе любому ребёнку, в первую очередь, нужна родительская любовь. Любовь и ласка творят чудеса! Всегда говорите насколько ребенок для вас желанный и любимый. В затруднительных ситуациях не старайтесь сиюминутно прийти на помощь, дайте возможность ребенку самому найти решение проблемы.
2. Помогайте ребенку, если он сам попросит помощи. Радуйтесь вместе с ним его успехам, всегда выслушивайте мнение ребенка и старайтесь его учитывать и с ним считаться. Не уставайте говорить, что он во всём самый лучший, что Вы его любите вместе с его удачами и неудачами, достоинствами и недостатками.
3. Часто ли вы дурачитесь со своим ребёнком? Играете в игры, безобразничаете, пускаете мыльные пузыри? Ему всегда нужна Ваша поддержка. Поиграйте с ним в школьный урок, пусть он будет учителем, а Вы ученицей. Откуда у ребенка может быть уверенность, когда он крутится во взрослом мире?
4. Чаще всего в неуверенности детей виноваты близкие люди. Ребенок просто боится вас разочаровать! Не требуйте от него много и, всегда говорите, что любите его не за достижения в спорте, музыке, а потому, что он ваш любимый ребёнок!
Но главное в похвале не перегнуть палку! Похвала-награда, которая выдается от случая к случаю. Хвалить ребенка лучше всего в том случае, если он справился с довольно сложной задачей. Если хвалить ребенка за то, к чему он не прилагал старания и усилий, у него не будет желания совершенствоваться. Пытаясь решить одну проблему можно получить и новую.
5. Для развития уверенности в себе в Америке используют следующие правила: не делать замечаний и не одергивать ребёнка, мол, не беги — упадёшь, не трогай, сядь и сиди. В этой стране многие мамочки стараются всё подробно объяснить. Вместо того, чтобы делать замечание, ребенку предлагается пойти другим путём. А если набил шишки, то ребёнок на своём примере учится, а мама только показывает, как она его любит.
6. Не унижайте ребенка наказаниями. Нет, безусловно, существуют ситуации, требующие наказания, но физическую силу применять все же не стоит. Всегда можно объяснить словами то, что вам не нравится. Это еще эффективнее, поскольку орущего родителя дети не воспринимают и смысл сказанного теряется.
7. Внимательно слушайте ребенка, вслушиваться в его слова, следить за выражением его лица и положением тела. Так вы получите намного больше информации и лучше поймете проблемы и переживания ребенка.
8. Проводите больше времени с ребенком (читайте, играйте и др.).
9. Особое внимание уделите тому, чтобы возлагаемая ответственность вселяла в ребенка уверенность в себе.
10. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда что – то не получается. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
11. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
12. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его.
13. Поощряйте в ребенке инициативу, позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
14. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
15. Принимайте индивидуальность ребенка.
16. Сосредотачивайтесь на сильных, позитивных сторонах и преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки.
17. Поддерживайте его при неудачах, избегая подчеркивания его промахов.
18. Демонстрируйте оптимизм, любовь и уважение к ребенку.
19. Помогайте ребенку поверить в себя и свои способности.
Заниженная самооценка ребенка
Самооценка регулирует процессы принятия решений и является стимулятором развития Личности. Она может быть завышенной, нормальной и заниженной.
Признаки заниженной самооценки
Заниженную самооценку у ребенка формируют внешние и внутренние факторы, в том числе внешность, вес, индивидуальные особенности психики, социальный статус родителей, количество достижений, оценки окружающих.
Признаками заниженной самооценки являются:
- высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;
- высокая чувствительность к критике, обидчивость;
- нерешительность и страх совершить ошибку;
- боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;
- необоснованное чувство вины;
- пессимизм и меланхоличность;
- враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.
Ребенок с заниженной самооценкой всячески старается получить признание окружающих, считая его критерием оценки собственной личности.
Причины формирования заниженной самооценки
Проблемы с самооценкой ярче всего проявляют себя с 13 до18 лет в период переходного возраста. Особенно остро они переживаются в больших городах с интенсивным темпом жизни.
В больших городах люди существуют в условиях жесткой конкуренции. Дети с самого раннего возраста ориентированы на достижения, которые высоко поощряются социумом. Изучение языков, оценки в школе, победы на олимпиадах, участие во всевозможных соревнования становятся критериями успешности ребенка.
На самооценку ребенка влияет несколько факторов.
- Форма взаимодействия родителей с ребенком может привести к заниженной самооценке. Родители вкладывают в ребенка много собственных ресурсов, формируют свои ожидания, но часто критикуют ребенка. Это делает его уязвимым перед негативными оценками окружающих и сверстников;
- Отсутствие у ребенка опыта и достижений также не способствует формированию нормальной самооценки. Для повышения самооценки хорошо помогает спорт. Он развивает уверенность в своих силах, учит самодисциплине. Сферу, где ребенок сможет проявить себя, необходимо искать, ориентируясь на его таланты. Это может быть физика, декоративные искусства. Главное, чтобы были небольшие достижения, ощущение движения вперед.
Методы и приемы коррекции заниженной самооценки
- Хвалить ребенка необходимо правильно. Поводом для похвалы могут становиться конкретные достижения, а не красота, здоровье ребенка и его природные способности. Из жалости хвалить ребенка не следует;
- Просите у ребенка совета или помощи как у равного, чтобы он осознал свою значимость;
- Поощряйте инициативность ребенка и поддерживайте его стремление к достижениям;
- Не сравнивайте его с другими людьми. Правильнее будут сравнения его с ним же в прошлом с выделением роста и изменений в лучшую сторону;
Какие методики используются специалистами центра К. О.Т. по работе с самооценкой?
Чтобы самооценка ребенка оставалась в пределах нормы, ему постоянно нужно формировать задачи, адекватные уровню развития. Всегда должен соблюдаться баланс между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и его потенциалом развития.
Необходимость работы с профессиональными тренерами связана с тем, что родитель не может взять на себя все необходимые функции. Родители проявляют заботу, любовь. Тренер-педагог выводит ребенка из зоны комфорта, расшатывает его, стимулирует к развитию. Роли родителя и тренера различны. Если у ребенка что-то не получается, то может рассчитывать на поддержку родителей.
Залог поддержания у ребенка нормальной самооценки — освоение новых навыков и постоянное развитие. Чем больше ребенок умеет, тем более он уверен в себе.
В центре К. О.Т. работают профессиональные тренеры-педагоги, проводятся тренинги по профориентации, развитию творческого потенциала, раскрытию Личности, коррекции самооценки. Специалисты используют игровые методики и другие увлекательные для ребенка форматы, подбираемые под конкретный возраст.
НИЗКАЯ САМООЦЕНКА У РЕБЕНКА: В ЧЕМ ПРИЧИНА?
Самооценка — один из самых важных критериев, который участвует в формировании личности на протяжении всей жизни. Самооценка имеет решающее значение в процессе становления и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Она определяет отношение к себе и людям, направление и уровень активности, уровень притязаний, особенности поведения человека. От самооценки зависит, решается ли он на определенные действия, достигает ли большего или довольствуется тем, что имеет. Ее уровень может варьироваться в зависимости от условий и обстоятельств, но основы самооценки закладывается родителями в самом раннем детстве.
Существует базовая самооценка – общее восприятие и отношение к себе как к личности и частная самооценка – оценка своих умений и способностей в конкретной сфере.
Так, если ребенок говорит «Я плохой» — это проявление базовой заниженной самооценки, а если ребенок говорит: «Я плохо рисую» — это частности, конкретная область или навык где ребенок оценивает свои способности.
Базовая самооценка формируется в первые пять лет жизни и мало изменяется на протяжении всей жизни, частная самооценка более гибкая и легче изменяется на протяжение всего времени.
Изначально, от природы, самооценка у детей высокая, но в процессе общения с окружающими, она может подвергаться изменениям. Ребенок принимает на веру оценку и отношение к себе, оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей.
Задача родителей – не превратить изначальное мнение «Я хороший» в «Я плохой», потому что именно родители и ближайшее окружение, является людьми, чью оценку перенимает ребенок, трансформируя ее в самооценку.
Подсчитано, что в среднем, в возрасте от одного года до пяти лет дети обычно слышат от 15 до 20 тысяч раз слова “нет”, “не делай”, “нельзя”, “лучше не надо”, “не следует”. Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица, создают базу для отрицательного разговора с собой, который, в свою очередь, порождает ограничивающие убеждения и действия.
Для создания позитивной самооценки говорите больше: “да”, “ты можешь”, “почему бы нет”, “мог бы”.
Уже к 3-4 годам, статус и положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Дети, к которым негативно относится воспитатель и которые, получают много замечаний и являются непринятыми или непопулярными среди сверстников, имеют низкую самооценку.
Заниженная самооценка обнаруживает себя в следующих симптомах – тревожность и неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных заданий. Типичным для детей проявлением заниженной самооценки является эмоциональная отгороженность, стремление к уединению, нерешительность, скованность движений, обидчивость. Другой вариант — агрессивное поведение как ответная реакция на несправедливое отношение окружающих.
В дальнейшем низкая самооценка может привести к:
- Развитию «комплекса неполноценности»;
- Задержке личностного развития;
- Зависимости от окружающих;
- Замкнутости и необщительности
- Отрицательному отношению к сверстникам;
- Мстительности и враждебности.
Как самостоятельно определить уровень самооценки малыша?
Сделайте с ним два простых теста:
Тест «Ступени»
Можно использовать с трехлетнего возраста.
Необходимо нарисовать 10 ступеней и объяснить малышу, что внизу находятся плохие дети, на следующей ступеньке те, которые немного лучше и так по возрастанию. На вершине лестницы находятся лучшие малыши. Спросите ребенка: «На какой ступени он расположил бы себя?» Пускай изобразит себя там, где считает необходимым.
— если ребенок изображен на 1-3 ступени снизу — у него пониженная самооценка;
— если кроха изображен на 4-7 ступени, тогда у него адекватная самооценка;
— если изображение малыша находится на 8-10 ступеньке, то уровень его самооценки повышен.
Упражнение «Беседа»
Задайте ребенку шесть вопросов. За каждый положительный ответ он зарабатывает 1 балл, за отрицательный — 0 баллов.
6. Ты аккуратный?
— если ребенок набрал 6 баллов – у него высокая самооценка;
— если ребенок набрал 5-4 — балла – у него средний уровень самооценки;
— если результат составил 2 – 3 балла – у малыша низкая самооценка;
— если малыш получил 0 – 1 балл – у него очень низкая самооценка.
В норме, у детей дошкольного возраста самооценка является повышенной, они часто располагают себя на десятой ступени или дают все положительные ответы. Если малыш дал себе заниженную оценку, поговорите с ним, почему он так думает и сделайте для себя выводы, что вам следует делать по-другому, что бы у ребенка была хорошая самооценка.
В следующей статье поговорим о том, какие еще есть способы, чтобы повысить детскую самооценку.
Влияние самооценки на жизнь в социуме
Самооценка играет значимую роль в жизни человека, т. к. уровень самооценки влияет на уровень достижений личности , реализации своих устремлений , целей и общения в социуме. Самооценка — это одно из самых значимых психологических образований, которые составляют понятие «личность». Самооценка является крайне важным и необходимым регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими людьми, критичность и требовательность к себе и окружающим, отношение к своим успехам , неудачам и достижениям. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности как целостного. Самооценка, так же определяет социальный статус человека в обществе, которое его окружает. Самооценка представляет собой способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках, а также для оценки других людей и окружающего мира. Формирование самооценки начинается в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет. Самооценки девушек обычно более скромны и реалистичны. Психологи полагают, что мужская самооценка основывается на заложенных в нем стандартах, которые могут брать свое начало из детства. Именно это служит причиной того, что некоторые мужчины чувствуют себя неполноценными исходя из своего детского опыта. Очень часто родители устанавливают для своих детей определенные стандарты в какой-то сфере деятельности: в учебе, спорте, отношениях и т. д.. При этом если мальчик не способен достичь установленного взрослыми минимума, он начинает ощущать себя так, будто является неполноценным, что в результате и приводит к низкой самооценке, распространяющейся на все другие сферы жизни. Также стоит отметить, что согласно статистическим данным психологов, около 75% мужчин, страдающих от низкой самооценки, испытывают определенные сложности в личной жизни и общении с противоположным полом в целом и общем. Адекватная, какая бы она ни была, считается нормой, потому что молодые люди и мужчины и женщины трезво смотрят на то, что они делают, к чему стремятся и на что вообще являются способными. Девушки и молодые люди, которые имеют адекватную самооценку, в дальнейшем способны ценить и уважать себя и окружающих, не связывать свои действия и поступки с мнением других людей. Они спокойно воспринимают возникающие разногласия и не боятся неодобрения со стороны. В конфликтных ситуациях они не теряют уважения ни к себе, ни к тем, чье мнение может значительно отличаться от его собственного. Это приводит нас к следующему : самооценка – это индикатор достижений и отношений с окружающим миром и самим собой. Если уровень низок, то человек не уверен в своих силах, не находит себя счастливым, старается не выделяться из толпы, считая свой характер и свою жизнь скучной и заурядной. Но такая личность личность так же может прилагать усилия для того, чтобы достичь успеха, и после него уровень самооценки человека, скорее всего, изменится в лучшую сторону. Завышенная самооценка также не является естественноц для личности, поскольку не дает ей адекватно оценить свои возможности и способности.
Почему дети вырастают неуверенными в себе?
Расскажу ситуацию из жизни. Ребенку 9 лет. Отказывается убирать за собой со стола, наводить порядок в своей комнате, не контролирует, какие учебники он положил в портфель, постоянно теряет и забывает личные вещи в школе. Маме, естественно, такая ситуация не нравится. А папе и подавно. Но объяснить ребенку о том, что это его прямая обязанность и его зона ответственности никак не могут. «Почему дети вырастают несамостоятельными?» — данный вопрос беспокоит родителей и «Что теперь делать?».
Причины несамостоятельности нередко заключаются в следующем:
1. Тотальный контроль и гиперопека. Родители вместо того, чтобы направлять деятельность ребенка, контролируют каждый шаг. Все действия ребенка проговариваются наперед, то есть взрослые не дают возможности самостоятельно принять решение. Таким образом, малыш со временем привыкает действовать по указаниям.
Родители уверены, что им гораздо виднее, что для ребенка лучше и гораздо безопаснее и эффективнее, если он будет действовать по заданному образцу, не давая свободу действий. Образцы поведения непременно должны быть, но не стоит забывать о самостоятельном поиске знаний.
2. Завышенные ожидания. Мама или папа сформировали у себя в голове образ идеального ребенка и теперь строго следуют по плану, чтобы пазл сложился. Это приводит к тому, что не учитываются индивидуальные особенности ребенка, его переживания. Мама наказывает за оплошности, но забывает похвалить за успех. Поэтому, ребенок начинает принимать пассивную позицию — «А для чего мне стараться, если я и так плохой».
3. Зацикленность взрослого на своих заботах. Здесь опять же ребенок вынужден оставаться без должного внимания. Родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка, мечтая чтобы он побыстрее стал самостоятельным. К примеру, требуют чтобы он в 4-5 лет умел читать, запоминал, где какие вещи должны лежать и прочее. Но все дети развиваются по-разному, упуская из внимания этот момент, мы — взрослые, формируем у ребенка низкую самооценку и зависимое поведение.
4. Жесткая система требований! «Я хочу, чтобы ты делал так, как я тебе говорю!». Со временем ребенок не знает, как самостоятельно принимать решения. Растет зависимым от чужого мнения и неуверенным в себе.
Чтобы повысить уровень самостоятельности ребенка важно не ставить жесткие запреты на детские «Я хочу так», а предоставлять свободу действий. Также нужно помнить, что чрезмерная критика, без поощрений развивает заниженную самооценку и неуверенность. А чрезмерный контроль снижает уровень критичности мышления и мотивации .