Михаил Мокринский
Директор школы «Летово»
Каждый человек многое знает и умеет, многого хочет — и ребенок, конечно, тоже. Какими из его достижений имеют право гордиться взрослые, в первую очередь учителя? Каков их реальный вклад и насколько этот вклад соответствует лучшим образовательным практикам, планам школы и потребностям ребенка?
Знания в огромной степени задаются культурой, семьей, школой, учителем. А навыки и компетенции? Всей страной умеем формировать предметные навыки, а вот компетенциям всей страной учимся, и пока не слишком успешно. Причина этих неуспехов напрямую связана с детской мотивацией, с тем, насколько традиции образования расходятся с фундаментальными законами формирования этой мотивации.
Процесс учебы ребенка разделяется на два потока. Первый — плотные взаимодействия с учителем: в этой конструкции ребенок — всегда ведомый. За цели и задачи учебы отвечает учитель, и он поощряет и понукает ребенка эмоциями, оценками, обратной связью. Здесь привычный мотив ребенка — учитель. Это мотив внешний, даже если учитель заботливый, внимательный и талантливый.
Второй поток — почти самостоятельная деятельность ученика, где соединяются интересы ребенка, учебные задачи и сценарные заготовки, находки учителя. Как сделать так, чтобы он делал что-то, возможно, чуть медленнее, но сам; чтобы это стало привычкой; чтобы учитель мог промолчать, даже отвернуться, а работа детского ума, оживленное обсуждение, творчество при этом не замирали? Именно в этом потоке мотивация и ответственность за результат приживаются, прорастают в ребенке.
Опыт работы над задачей, над поиском и переосмыслением способов ее решения формируется во втором потоке, при крепнущей детской мотивации. Только так школьник движется к большей сложности и большей самостоятельности, наращивает одаренность, а не растрачивает способности.
Александр Ларьяновский
Директор по развитию Skysmart
Отсутствие методик и навыков работы учителей с мотивацией — бич нашей педагогической системы. За всей диджитализацией образования мы зачастую забываем, что у любого ученика есть свободная воля, что не всегда он вписывается в жесткие образовательные рамки. Все взрослые разные, каждый со своими особенностями. Но это значит, что и подростки, из которых эти взрослые получаются, тоже разные.
Мотивация взрослого человека — более осознаваемая вещь: у них же нет обязаловки. Ну так и взрослых, которые осознанно учатся, мало. Заставить подростков учиться только через запугивание — тупиковая история, но самая распространенная. А вот помочь человеку выработать настоящую, внутреннюю мотивацию, основанную на любопытстве, амбициях, определении собственной цели, — это сложная и ответственная история. Именно таким должно стать массовое образование.
Образование должно помочь подросткам найти свою цель, построить собственную траекторию, показывать, как ее достичь
Хотя, кроме самих подростков, никаких других заказчиков изменения этой системы нет. Но и вряд ли нынешние подростки сами захотят пойти в учителя, чтобы менять систему изнутри. Образование должно помочь подросткам найти свою цель, построить собственную траекторию, показывать, как ее достичь. Пусть это будет не всегда линейная история, со своими ответвлениями и сложностями. Пройти этот путь можно только на внутреннем интересе, вере в свои способности и понимании, что любые границы преодолимы.
Елена Клековкина
Директор центра Executive-коучинга, развития и карьеры, академический директор программы «Карьерный навигатор Junior» бизнес-школы «Сколково»
Проводя образовательные программы для подростков в бизнес-школе «Сколково», на входе мы часто видим ребят со сниженной мотивацией к обучению. Это вызвано, во-первых, тем, что традиционный школьный формат строится скучно и монотонно, не предполагает дискуссии, проактивной позиции учеников, не базируется на важнейшем принципе: «Главное задать правильные вопросы, а не выучить правильные ответы».
Попав к нам, ребята удивляются нашему подходу: эксперименты, игры, опыт всегда предшествуют мини-лекциям, ведь чтобы что-то понять, сначала нужно это прожить. Вторая проблема школьной системы заключается в ее косности с точки зрения выбора предметов и составления индивидуальных планов обучения. Дети все очень разные с точки зрения их интересов и способностей. И это важно учитывать. Последняя проблема — сам фокус внимания ребят. В подростковом возрасте им куда важнее найти ответы на волнующие экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «Как мне выстраивать отношения с моими одноклассниками?», «Как начать принимать собственные решения, а не быть покорным исполнителем воли родителей?». К сожалению, очень мало школ уделяют время развитию эмоционального интеллекта и создают пространство для поиска ответов на эти важные вопросы.
Чтобы заинтересовать ребенка, важно тщательно продумать методы вовлечения, предложить гибкие форматы с учетом интересов и целей
По нашему опыту, чтобы заинтересовать ребенка, важно тщательно продумать методы вовлечения, предложить гибкие форматы с учетом интересов, способностей и целей, а также уделять больше внимания именно тем проблемам, которые интересуют подрастающее поколение.
Важную роль в этом играет не только школа, но и родители. Их задача заключается в том, чтобы помочь своему ребенку достроить недостающие смысловые кирпичики: расширять горизонты, предлагать новый опыт, а главное, внимательно слушать и слышать, не навязывая собственную картину мира.
Евгения Тюрикова
Глава Sber Private Banking
Для меня одно из главных качеств, которое определяет не только финансовый, но и жизненный успех, — любопытство. А что будет, если попробовать вот это? А смогу ли я добиться вот такого? А если не принимать условия игры, а «хакнуть» систему и сделать ее удобнее и проще? А как добиться того, что тебе не давалось никогда?
Задача родителей — дать ребенку все необходимое, но не давать лишнего. Не факт, что мы сами можем провести границу между «необходимым» и «лишним». И самая сложная задача родителя — создать баланс для своего ребенка, пробовать и искать это «необходимое» вместе.
Еще одна хорошая база для правильной мотивации — отсутствие страха. Дети не должны бояться сделать «что-то не то» и получить как минимум нагоняй от старших. Должно быть чувство внутренней свободы, понимание, что всегда можно попробовать, что ошибаться здорово, искать интересно, а учиться — увлекает. Это очень поможет потом, когда закончатся все школы и университеты, но окажется, что все поменялось и надо заново открывать для себя мир.
Ребенка как будто подменили… Был энергичным и увлеченным, а сейчас — апатичный и растерянный. Еще интерес к учебе потерял. Знакомо? Разбираемся в причинах случившейся перемены и советуем, как помочь подростку слышать себя в непростой для него период взросления и вдохновить его на свершения в учебе и не только.
Почему подросток теряет интерес к учебе?
Причин угасающего интереса к учебе у ребенка может быть бесконечно много. Вот самые распространенные:
1. Слишком большая нагрузка
В идеальном мире подросток учится в школе, а дома отдыхает. В реальности нагрузка в виде домашнего задания и дополнительной подготовки столь велика, что любое разделение пропадает. Он знает, что дома его ждет еще больше дел и они не заканчиваются, особенно если скоро ОГЭ или ЕГЭ. В таком режиме у подростка остается мало времени на отдых и восстановление. А еще на то, чтобы услышать свои истинные желания! Какой уж тут интерес?
2. Оказываемое давление
Во внешнем мире подросток неизбежно сталкивается с давлением. Особенно в школе. И хорошо, если, столкнувшись с принуждением и обесцениванием в школе, подросток встретит поддержку дома. А если нет? Результатом давления могут стать сиюминутное внимание и послушание, но последствия будут гораздо хуже. Никакой мотивации такими методами, конечно, не повысить.
3. Отсутствие осязаемой цели
Как и все мы, подросток постоянно задается вопросом: «А ради чего?» Часто цель настолько грандиозна, что кажется недостижимой. Поэтому она не вдохновляет, а пугает.
Чтобы страха на пути к достижению цели не возникало, нужно знать, как именно к ней идти и ради чего. Найти ответы на все эти вопросы и понять, что же вашему ребенку нужно от жизни, помогут эксперты по профориентации MAXIMUM Education. Мы определим несколько сфер, которые интересуют подростка, и подскажем, как в них можно развиваться. И заодно подскажем, к каким экзаменам стоит готовиться и как. Записывайтесь — это бесплатно!
Как помочь школьнику справиться со стрессом?
Прочитайте 5 советов от практикующего психолога ✋
Приятного чтения! А на почте вас ждет полезный подарок 😊 Приятного чтения!
А на почте вас ждет полезный
подарок 😊 Скачать файл
Возвращение мотивации — основные ошибки родителей
Родители идут на многие ухищрения, чтобы вернуть мотивацию подростка:
- запугивают мрачным будущим;
- сравнивают своего ребенка с другими.
- пытаются взять всю ответственность за выборы ребенка на себя.
Часто родители решают за подростка, в какие секции лучше записаться, какое направление в учебе выбрать, чем заняться в свободное время и как провести лето. Так они крадут у ребенка самое главное — свободу распоряжаться своей жизнью.
Но ведь интересы, а значит и мотивация, могут зародиться у человека только в атмосфере свободы. Именно она благоволит появлению желаний у подростка. Выходит, что задача родителя — не пожелать что-то вместо ребенка, а создать для него условия, в которых он сам захотел бы чего-то для себя.
6 способов вернуть интерес ребенка к учебе
1. Забудьте про оценки, баллы и другие способы сравнения вашего ребенка с другими
Да, с этим непросто согласиться, когда сама система образования побуждает к постоянной гонке… Но, согласитесь, когда мотивацией становятся сами оценки или количество баллов, смысл обучения теряется. Что важнее: быть отличником или найти любимые предметы и вкладываться в их изучение? Не лишним будет напомнить, что самой эффективной и полезной зарекомендовала себя система школьного образования в Финляндии, где отсутствуют оценки и экзамены в привычном нам понимании.
2. Не запугивайте и не манипулируйте
«Сейчас – тройка по математике, а потом пойдешь мести дворы». Наверное, услышав «страшное» предостережение, подросток обретет невиданную мотивацию… На самом деле, интерес к учебе под давлением не пробудится. Зато страх и неуверенность в себе — вполне.
3. Не приставайте с расспросами
Нет ничего плохого в том, что подросток пассивен в ответах на вопросы и не посвящает вас во все свои трудности. Он отвоевывает право на личное пространство. Важно дать ему расти самостоятельно.
4. Хвалите как можно чаще
Искренне и щедро хвалить ребенка и радоваться его успехам — вот что вдохновляет быть лучше. Важно научиться подмечать эти успехи и не давить ожиданием новой победы. Если ребенок получил «5», это не значит, что следует тут же придавить его новой целью — скажем, олимпиадой.
И вообще, старайтесь хвалить без привязки к оценкам и баллам. Гораздо лучше отметить, что, например, скорость решения задач по алгебре увеличилась.
5. Слушайте ребенка и реагируйте на его потребности
Ребенок должен чувствовать, что его интересы и мечты будут восприняты всерьез. Если подросток интересуется какой-либо профессией, важно услышать его и ненавязчиво направить в нужном направлении.
В этом помогут наши специалисты по профориентации. Мы предложим вашему ребенку тест, который поможет ему лучше понять себя. Затем мы проанализируем результаты и подскажем, на каких школьных предметах вам стоит сфокусироваться. А в качестве бонуса дадим список вузов с подходящими факультетами — чтобы вы не мучались, пытаясь найти все самостоятельно. Ждем вас!
6. Позвольте подростку быть подростком
Не стоит наседать с выбором жизненного пути. Последний шанс сделать этот выбор – явно не школьные годы, хоть система образования и пытается нас в этом убедить. Не присоединяйтесь к хору голосов, внушающих ему, что у него нет права на ошибку. Будьте рядом и скажите ему, что у него есть право на сотни ошибок. Главное – пусть не боится их совершать, пробуя найти то самое.
Вы ясно видите в электронном дневнике ребёнка буквы «дз», а он почему-то никак не реагирует на это и держит портфель нераспечатанным с прошлой пятницы. Не торопитесь браться за задания самостоятельно, возможно, ребёнка можно подстегнуть. Вернее, не ребёнка, а его интерес к обучению. Предлагаем несколько приёмов, которые повысят интерес школьника к картинкам в его букваре. Консультацией нам помогла психолог Анастасия Лындина.
Перед тем как брать быка за рога, помните, что проблема мотивации — это довольно тонкий психологический момент, до конца в науке не решённый. Учебный задор школьника, кажется, легко сбивается от одного чиха: оценки вредят мотивации, излишнее давление — вредит, подкуп карманными деньгами — упаси боже! В идеале, конечно, ребёнку должно быть интересен предмет: открыл тетрадку и увлёкся. Но если вы когда-нибудь, видели каким образом в обычной школе формулируются задания, то сами понимаете, что увлечься «упр.5 на стр. 23, повт. пар.4.» — невозможно.
Кроме того, неплохо учитывать возрастные особенности клиента. Человека, который поступил в вуз, лучше вообще не трогать. Он и сам знает про сессию, это убедительный стимул раскрывать книгу без наставлений. Школьник лет с 12 вдохновлён внешними мотивами, ему интересно, умнее ли он, ловчее ли, чем Василий с третьей парты, и как он будет выглядеть у доски, читая стих про мужичка с ноготок (при этом с третьей парты в чтеца будут лететь бумажные самолётики). А вот именно про учебную мотивацию можно смело говорить применительно к младшей школе: с 7 до 12 лет. Тут удивительно и как буквы складываются в слово, которое ты пишешь на крышке стола, и как так получилось, что счётные палочки не умещаются в носу, и почему комар не летит без одного крыла — везде восторг и радость познания.
Эту учебную мотивацию стоит создавать, бережно сохранять и поддерживать. И вот как это делать:
1. Не заставляйте
Нет способа скорее вызвать отвращение к учёбе, чем небольшие домашние скандалы с принудительным усаживанием за парту. Вдумчивые доверительные разговоры о школьных правилах и о радости учительницы от выученного Петей четверостишия подойдут больше.
2. Радуйтесь и замечайте успехи ребёнка
Видя, как второклассник достаёт тетрадь (он туда, конечно, вложил сушёных муравьёв, а теперь решил посмотреть на их жизнь), хлопайте в ладоши и хвалите: «Петя, ура! Ты трудолюбивый парень. Сам взял и достал тетрадку, чтобы сделать уроки!»
3. Дайте понять, что ученье — свет
Учите добывать информацию, увлекайтесь сами, ищите ответы на сложные вопросы в интернете, поражайтесь чудесам мира, расширяйте границы школьных дисциплин. Главная цель: не отбарабанить «от сих до сих», а показать, что учиться — это увлекательно. Возможно, в этом случае ненавистная домашка обретёт некий смысл, хотя бы в контексте мировой истории. Задавайте каверзные вопросы без ответов, помните, что заинтересовать — гораздо важнее, чем получить правильный ответ, написанный в конце учебника.
4. Используйте эффект прерванного действия, его ещё называют эффект Зейгарник
Суть лайфхака в том, что незаконченное действие нас притягивает. В экспериментах американского психолога Курта Левина творческую деятельность детей останавливали и предлагали им заняться чем-то более интересным. Если у прерванного дела оставался какой-то потенциал, дети при первой возможности стремились завершить неоконченное. Это не значит, что нужно вбегать с бразильским танцем в комнату, где школьник вдруг начал делать математику. Хотя бы отнеситесь философски, если человек решил сделать в работе перерыв. А иногда можно и напомнить: «А помнишь, ты на прошлой неделе увлечённо думал над задачей про рыбаков?»
5. Применяйте метод зелёной ручки
Этот коучинговый подход изобрела мама первоклассницы. Вместо того чтобы подчёркивать красной пастой ошибки, она обводила зелёной лучшие варианты. Этот метод помогает ребёнку концентрироваться не на том, что не получилось, а на собственных успехах, и стремиться к ним и дальше. Если вы сидите рядом со школяром, который делает уроки, перестаньте ворчать: «Одни ошибки! Кто так пишет. Полная чушь.» Говорите о том, что получилось: «У тебя классно выходит раскачиваться на стуле. Ничего себе! Даже верно условия задачи записал!»
6. Видоизмените задания
Если ребёнок не хочет делать задания, возможно, он боится, что у него не получится. И наоборот — когда все получается легко, берёшься за работу с радостью. Попробуйте переформулировать задачу, чтобы она стала ему понятнее, или разбить выполнение «домашки» на куски. Пусть они будут по силам вашему ребёнку, пусть он получит удовольствие от сделанного.
7. Заканчивайте на подъёме
Если ваш ученик выдохся и работает через не могу, в следующий раз ему будет труднее бодро сесть за урок. Пусть задания закончатся на приятной ноте, не растянутся на весь день и не вынут все жилы. Вы, положим, не можете изменить программу. Просто организуйте день таким образом, чтобы уроки пришлись не на 12 часов ночи, а на тот момент, когда у всех светлая голова. «Дочка, у нас 30 минут перед прогулкой. Вот тебе таймер, попробуй уложиться с заданием».
8. Не ломайте ребёнка
Это традиционный совет от эксперта-психолога, правда непонятно, как ему следовать. У вас суперсильная физматшкола, если вся семья не будет твёрдо и последовательно запирать ребёнка в комнате, наедине с Перельманом, случится катастрофа. Но отчего-то психологи уверены, что настоящая катастрофа будет, если ученик заработает нервное истощение, заболеет или непоправимо испортит отношения с родителями. В общем, время от времени поглядывайте на цвет детских щёк.
В начале каждого учебного года родители задумываются, как мотивировать детей учиться или как объяснить, зачем в школе учиться рисовать, если ребёнок хочет стать пилотом. Наш блогер Наталья Бабанова делится лайфхаками, как она подбадривает и поддерживает своего старшего сына.
Согласно опросам, современные дети стали всё раньше и раньше терять мотивацию к обучению. Если нам, советским школьникам, дисциплинированным и послушным, достаточно было сказать «Так надо!», то у современных детей это не прокатит.
Лично я сталкиваюсь со множеством вопросов, зачем и почему, плохим настроением ребёнка до и после школы, когда необходимо делать уроки. «Мы проходим какую-то ерунду, там нельзя играть и бегать на переменах». Если на выполнение домашнего задания в начальной школе у детей должно уходить полтора-два часа, то у нас процесс растягивается до шести-семи часов с нытьём, отвлечением «хочу есть, хочу в туалет, хочу пить» и моим родительским закипанием.
Перед началом учебного года я решила разобраться в вопросе мотивации детей к учёбе и собрала некоторые приёмы и рекомендации известных психологов и педагогов, чтобы сделать процесс обучения более лёгким для всех. К ним добавила немного личного опыта. Будет интересно ваше мнение и лайфхаки, которые работали в вашем детстве или сейчас с детьми! Вот что у меня получилось.
1. Поставьте цель
Пусть это будет профессия мечты — интересная, творческая, высокооплачиваемая, играющая яркими красками и сплошным счастьем. Проговорите задачи для достижения этой цели: начальная школа, средняя школа, подготовительные курсы, университет, возможно, какие-то дополнительные занятия (английский язык, актёрское мастерство, танцы и так далее). Договоритесь, что для достижения цели каждая задача является обязательной и важной.
2. Объясните законы и устройство системы образования в России
Допустим, в программе есть предмет «изобразительное искусство», который никак не относится к нашим задачам. В таком случае ребёнок должен знать, что этот шаг нам просто необходим для перехода на следующую ступеньку с любым результатом. На пути будет ещё много таких, на наш взгляд, ненужных шагов, и, так как обойти мы их не сможем законодательно, нет смысла каждый раз сокрушаться на этот счёт.
3. Не делайте уроки вместе, если не просят о помощи
Мы, родители, не являемся компетентными педагогами или репетиторами для собственного ребёнка, так как элементы бессознательного невозможно исключить из процесса обучения. Зачастую попытки учить своих детей заканчиваются скандалами и криками. Также не собирайте за ребёнка рюкзаки, папки ИЗО, технологии, одежду для физкультуры — настал момент учиться самостоятельности и нести ответственность за рассеянность или забывчивость.
4. Научите ребёнка учиться самостоятельно
Помогайте ему только в случае, если к вам обратились за помощью.
5. Скачайте на телефон электронный дневник
Да, у нас у всех много приложений, но электронный дневник очень удобен для доступа к домашнему заданию.
6. Покажите алгоритм поиска информации
Лучше сделать это, отвечая на поставленный вопрос: через учебник, книгу, интернет-ресурсы. Представьте, что вам необходимо нарисовать рисунок. В моём детстве мы искали его в книжке, потом срисовывали, накладывая лист бумаги сверху. Сейчас достаточно зайти в интернет, набрать «рисунок кошки дети», и вуаля — лаконичный, легко воспроизводимый портрет готов!
7. Делитесь лайфхаками
Как выучить стихотворение — прочитать с выражением, представляя, что вы на сцене; как запомнить английские слова — исписать словом две-три строчки в тетради или играть в учительницу, объясняя новую тему. Я как-то увидела сына улыбающимся и довольным при заполнении читательского дневника, он представил, что составляет и подписывает многомиллионный контракт. Кстати, большинство произведений, которые проходят в школе, экранизированы или озвучены в форме аудиосказки. «Серебряное копытце» Бажова лучше воспринимается в мультфильме, а «Стрекоза и Муравей» выучится в разы быстрее после прослушивания аудиоверсии.
8. Обсуждайте прочитанное, интересуйтесь мнением, делитесь своим
Причём мнением полезно интересоваться не только в рамках учёбы, но и в обыденной жизни. Ребёнка важно воспринимать всерьёз, демонстрируя его значимость. Проверяя математику или русский, позволяйте ему самому найти ошибки. Обозначьте их количество — будет интереснее искать.
9. «Делай что должен, и будь что будет!»
Для меня лично не столь важны оценки, сколько вопрос подготовки к контрольной, экзамену или уроку. Решение любой задачи предполагает усилия и труд. Это и в школе, и в жизни. Пусть ребёнок задаст себе вопрос накануне, сделал ли он всё от него зависящее.
10. Замечайте достижения, демонстрируйте веру в возможности
Делайте это, сравнивая ребёнка с ним прежним. Мотивируйте настойчивость в преодолении трудностей: почерк улучшился, стало меньше ошибок, улучшилась память. Замечали, что каждый раз, заканчивая работу или задачу, настроение поднимается? Отмечайте это состояние каждый раз после того, как уроки сделаны. Пусть будет «дозаправка» положительных эмоций.
11. Предоставляйте свободу выбора
Делать или не делать уроки, ходить или не ходить в школу — это выбор ребёнка. Довольно сложный в исполнении пункт, но иногда можно и нужно пропустить занятия, в противном случае вас ждут регулярные звонки учителя, чтобы забрать сына или дочь из школы, так как болит живот или тошнит…
12. Вспоминайте собственные школьные провалы
В этом нет ничего постыдного. Анализируйте их и подумайте, как бы мама или папа могли тогда помочь.
13. Делитесь переживаниями
Домашний процесс обучения, увы, не проходит гладко, но я всегда честно говорю, когда я была неправа и срывалась на крик. Прошу прощения: «Ну что, мир?» — рассказываю, что меня расстраивает, слушаю, что расстраивает ребёнка, мы обнимаемся и говорим, как любим друг друга…
Ну и главное — принимайте ребёнка таким, какой он есть, ведь родительская любовь безусловная, и пусть наши дети об этом знают!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Мотивация к обучению. Учимся грамотно мотивировать ребенка к учебе
Воспитание детей — это достаточно сложный процесс, который требует определенных знаний и умений. Недостаточно родить ребенка, накормить, одеть и отдать в хорошее учебное заведение, важно также приложить максимум усилий к воспитанию полноценного субъекта общества. Для многих родителей вопрос обучения детей является достаточно сложным, ведь необходимо, чтоб ребенок был грамотным и эрудированным. Очень повезло тем родителям, у которых ребенок сам ищет новые знания, любит выполнять домашние задания и много времени уделяет чтению книг. Однако, все чаще дети не хотят учиться, а все свободное ремня тратят на компьютерные игры и общение с ровесниками.
Конечно, вы можете просто ограничить доступ к компьютеру и интернету, но маловероятно, что тем самым вы привьете любовь ребенка к урокам. Тут необходимо подойти к решению вопроса более грамотно.
Мотивация — это та самая движущая сила, которая заставляет человека работать над собой и реализовывать свои планы. Если вы хотите чтоб ребенок хорошо учился и имел тягу к науке, то его необходимо правильно мотивировать.
1. Обратите внимание на то, какой предмет в школе нравится вашему ребенку больше всего. В любом случае найдется то, что будет интересно даже самому ленивому и пассивному малышу. Именно от этого предмета и стоит отталкиваться. Запишите ребенка на курсы, занимайтесь с ним дома и хвалите любые успехи в этом направлении. Это подарит ребенку уверенность в себе и вызовет интерес к другим предметам.
2. Всегда говорите ребенку, что он самый лучший, а лучшие не могут приносить в дневнике плохие оценки. Конечно, ваш сын или дочь могут начать противиться и демонстративно игнорировать ваши слова, но, поверьте, уже сейчас ваши слова откладываются на подсознании ребенка, и в более взрослом возрасте это вырастет в соперничество с отличниками. Своими упреками и оскорблениями из-за плохих оценок ребенка вы можете только понизить его самооценку, а вам необходимо ему внушить, что он очень умный и успешный.
3. Придумайте неплохое поощрение успехов в учебе. Купите любимое лакомство ребенка, отведите на сеанс интересного мультфильма или фильма или сходите вместе в кафе. Таким образом, у ребенка выработается желание зарабатывать себе на различные радости жизни. Такая мотивация станет прекрасным вкладом в будущее ребенка, ведь уже с малых лет он будет знать, что для того чтоб получить что-то хорошее, надо усердно потрудиться.
4. Расскажите ребенку плохие примеры семей без образования, которые живут в бедности. Конечно, далеко не все работают по профессии, но именно школа и институт формируют личность, развивают логическое мышление и дают возможность проявить себя. Ребенок должен понять, что без хорошего образования и большого багажа знаний он может просто не справиться с различными сложностями жизни. Даже если сегодня вы его неплохо обеспечиваете, то он должен понимать, что мама с папой не вечные, поэтому важно и самому уметь зарабатывать деньги.
5. Психологи доказали, что лучше всего мотивируют к обучению детей именно отцы. Все дело в том, что желание достигать карьерного роста необходимо прививать. Бывают такие случаи, когда ребенок может и сам с детства мечтать о развитии в профессии, но, чаще всего, это заслуга родителей. Если отец успешный в работе, то должен максимально эффективно продемонстрировать это своему ребенку и постараться передать весь энтузиазм. Конечно, есть огромное количество женщин, которые развивают свой собственный бизнес, и дети также берут пример с них в этом деле, но чаще всего азартными являются именно отцы и именно они демонстрируют пример успешности свои из-за своего стремления подняться на ступень выше карьерной лестницы. Если папа вовремя донесет мысль сыну или дочке о том, что необходимо получить образование, чтоб хорошо зарабатывать и быть интересным окружающим, то высока вероятность успешной мотивации ребенка к обучению.
6. Предоставьте вашим детям материальную базу для комфортного обучения. Для многих родителей весьма непонятно как тетради, ручки и красивый письменный стол могут влиять на качество знаний ребенка. На самом деле это действительно так, ведь это дарит эстетическое наслаждение и является стимулом к действиям. Например, ребенок значительно аккуратнее и внимательнее будет заполнять красивый дневник, а в новый стильный рюкзак ему будет намного приятнее скалывать свои вещи. В частных школах и лицеях обучение происходит значительно эффективнее не только из-за профессионализма преподавателей, но и из-за того, что в кабинетах очень светло и уютно. Именно поэтому предложите ребенку заработать хорошие отметки, например, по математике и литературе, чтоб получить новые тетради с изображением любимых героев мультика.
7. Донесите до вашего ребенка мысль о том, что качественные знания — это не необходимость подчиняться родителям, а возможность добиться успехов в будущем и стать самодостаточным. Ни в коем случае не проявляйте агрессию и не давите на вашего малыша, но максимально часто говорите о том, что знания станут прекрасной возможностью проявить себя в жизни и добиться успехов как в работе, так и в личной жизни.
8. Обязательно морально поддержите ребенка, если он получил плохую отметку в школе, иначе он просто в следующий раз опустит руки и перестанет бороться за успех в учебе. Обязательно обсудите с ним то, почему же получилась такая ситуация и как можно было всего этого избежать. Таким образом, ребенок научиться анализировать свои успехи и неудачи и в следующий раз не будет бояться оступиться.
9. Проявляйте максимум конструктивной критики по отношению к процессу обучения вашего ребенка. Это значит, что вы всегда должны быть в курсе того как обстоят дела ребенка в школе или институте. Комментируйте все оценки и поступки учителей, не бойтесь показать ребенку, что он в чем-то не прав, но и не молчите, если причиной его плохой оценки стала некомпетентность учителей. Всегда акцентируйте внимание на том, как прошел учебный день ребенка и расспрашивайте его о подробностях, чтоб он знал, что вы не безразличны к его успехам и неудачам.
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Заветное желание родителей — чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением! Специалисты обнадеживают: есть действенные стратегии, позволяющие нам мотивировать своего ребенка к учебе.
Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается? Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике. По данным опросов Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.
Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо».
Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.
У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого.
«Влияние родителей опосредованное, мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес — настаивает психолог Тамара Гордеева, автор книги «Психология мотивации достижения», — но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих».
Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают детям противоречивую установку — поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», — уверена Тамара Гордеева.
«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, — уточняет семейный психолог Людмила Петрановская. — Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы». Но большинство школ, увы, не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, нам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.
«Стать репетитором по всем предметам не выход из положения, — уверена детский психолог Елена Морозова. — Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к собственному ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».