Год назад «Лаборатория Касперского» провела исследование и выяснила, что каждый четвертый ребенок проводит в смартфоне всё свободное время. Мы поговорили с Еленой Румянцевой, семейным психологом, специалистом центра «Вера Сухих & Co», и узнали, почему дети «общаются» со смартфоном больше, чем вживую, и надо ли из-за этого беспокоиться.
Почему дети зависают в смартфонах?
И дети, и взрослые проводят много времени в телефонах, потому что там много информации на любой вкус: хочешь — учись или общайся, хочешь — играй или смотри сериалы. Мы все буквально «утекаем» в гаджеты, потому что там огромный мир в свободном доступе. Этот мир очень привлекательный: в телефоне картинки более яркие, а действия более быстрые, чем в жизни.
Маленькие дети вовлекаются в этот мир быстрее, чем взрослые, потому что еще не умеют себя контролировать. К тому же для дошкольников смартфон — это способ получить быстрый и понятный результат, например в играх. В итоге ребенок думает: зачем прикладывать какие-то усилия в реальной жизни, если в телефоне добиться успеха можно гораздо быстрее.
Подростков привлекают в смартфоне не только развлечения, но и общение — тоже легкодоступное. Дети в этом возрасте очень радуются тому, что могут «дружить» онлайн, что кому-то на другом континенте интересны их мысли и впечатления.
Нужно ли отвлекать ребенка от гаджетов? И если да, то как это сделать?
Если ребенок проводит в смартфоне часть свободного времени, при этом у него есть любимые занятия, он нормально учится и помогает по дому, значит, он умеет отвлекаться и контролировать себя, и ваша помощь ему пока не нужна. Но когда гаджет заменяет всё, родителям нужно насторожиться.
Так как дети сидят в смартфонах, потому что это привлекательно, единственный способ вытащить их оттуда — найти что-то еще более привлекательное и интересное.
Для детей дошкольного возраста эта альтернатива шире. Можно вместе с ребенком играть в куклы, машинки или настолки, собирать лего, гулять, кататься на самокате или велосипеде — делать всё, что любит ребенок.
Со школьниками 7–11 лет искать альтернативу сложнее. В этом возрасте у детей уже есть свои интересы, и они не всегда хотят проводить время с родителями. Чтобы найти альтернативу смартфону, спрашивайте ребенка о его желаниях: куда он хочет пойти, какую книгу почитать, в какую настолку поиграть.
С подростками работает такая же тактика. Они с родителями общаются еще меньше и больше сопротивляются. Поэтому, если ребенок говорит: «Нет, мама, я никуда хочу», лучше не давить и выбрать другой момент для совместного досуга.
Родителям подростков важно знать: если вы переживаете, что ребенок много времени проводит в гаджетах, скажите ему об этом. Например: «Я беспокоюсь, что ты так много времени проводишь в телефоне, и хочу предложить альтернативу — давай обсудим?» Это будет сигнал о том, что вы не пытаетесь вломиться в его личные границы, но всегда рядом, если нужна помощь.
Современная, технически развитая жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Гаджеты — это такие технические устройства как смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли, приставки и много другое. При этом ситуация сложилась двоякая, так как гаджеты созданы, чтобы служить человеку, облегчить ему жизнь, работу, а на деле оказалось так, что они часто подчиняют человека себе. И в данном вопросе особая опасность и проблема возникает тогда, когда зависимость от гаджетов появляется у детей.
Зависимость от гаджетов у детей и подростков — достаточно серьезная проблема.
Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Как выяснилось, подавляющее большинство школьников и молодежи не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, во время эксперимента у них наблюдались тревожные симптомы, такие как растерянность, депрессия, агрессия, номофобия (англ. Nomophobia, от no mobile-phone phobia) — страх (фобия) остаться без мобильного телефона или вдалеке от него). Некоторые даже испытывали состояние напоминающее ломку. Об этом говорят опыты, проведенные учеными России, Китая и ряда стран запада. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в очень серьезную проблему, которую невозможно будет решить.
Зависимость от гаджетов начинается с родителей.
Все начинается с того, что родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным, технически сложным миром, приобретая ему разные современные технические новинки. При этом они искренне считают, что это важно и необходимо. Но забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов своих чад, не ищут ресурсы в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни реальные впечатления. Если говорить простыми словами, то гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Как правило, многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным — не отвлекающим от взрослых дел. И как следствие вырастает подросток, у которого неверно расставлены жизненные приоритеты: в первую очередь виртуальный мир, и только потом реальная жизнь. Также хочется отметить тот факт, что производители гаджетов не стоят на месте, не останавливаются на достигнутом, постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители, научив своих детей получать удовольствия и впечатления от реального мира, от реальной жизни.
Как определить зависимость от гаджетов у детей и подростков?
Гаджет-зависимость у детей можно определить, проведя маленький тест. Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на следующие заявления:
— Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
— Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
— Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
— Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
— Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
— Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
— Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
— Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
— Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
— Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.
Количество ответов «Да» свыше 5-6 будет свидетельствовать о тенденции к зависимости или уже о имеющейся зависимости от гаджетов. И данный факт будет тревожным сигналом.
Как бороться с зависимостью от гаджетов у детей и подростков?
Во – первых – не следует паниковать. Во – вторых – станьте для своего ребенка реальным примером – максимально исключите гаджеты и из своей обычной жизни, особенно в то время, когда проводите его вместе с ребенком. В-третьих — решение проблемы состоит в правильной расстановке жизненных приоритетов. Здесь возможны следующие варианты: Побеседуйте с ребенком. Сознательно ограничьте время использования любых технических устройств. Будет трудно, но мотивировать свои действия нужно спокойно, без агрессии, не повышая голоса на ребенка, преподнося убедительные доводы, что это для его же блага. Специалисты рекомендуют отключать гаджеты 1-2 раза в неделю, а в году — на две недели (к примеру во время совместного отпуска). Заставьте своего ребёнка отложить гаджет. Найдите время выбраться с ним куда-то вместе: покататься на велосипедах, на роликах, лыжах, коньках, на прогулку в лес, в парк, в кино, в театр, в кафе — куда угодно…, лишь бы вызвать у ребенка интерес к реальным эмоциям, к реальной жизни. Данные мероприятия помогут вам не только отлучить ребенка от современных технических средств, но выстроить другие, более близкие отношения со своим чадом, дадут возможность вернуть ребёнка к нормальной жизни. Но необходимо помнить, что это процесс не будет быстрым. Нужно будет запастись терпением. Процесс сближения ребенка с вами и отлучения его от гаджетов будет сопровождаться ссорами, слезами, агрессией, недовольством со стороны детей. Но это, единственный путь к решению проблемы.
Как понять, что ребенок зависим от телефона
Врачи классифицируют доминирующие симптомы телефонной зависимости на физические и психологические. К первым относятся:
Среди основных психологических признаков нарушения:
- возникновение чувства эйфории во время использования гаджета;
- постепенное увеличение количества времени, проводимого за смартфоном;
- появление сильного беспокойства, если телефон разряжается, где-то забыт, его забрали родители;
- проявление агрессии, если любимая «игрушка» оказывается под запретом;
- постоянно приходящие уведомления от различных интернет-приложений и игр;
- отказ от выполнения уроков;
- пренебрежение необходимостью общаться с родными, друзьями;
- ощущение пустоты, когда приходится сталкиваться с реальным миром.
Все эти симптомы довольно легко заметить. Родителям нужно лишь внимательно относиться к своему чаду и наблюдать, как часто он берет телефон в руки, способен ли куда-нибудь выйти без него.
Булкин Алексей Владимирович
Генеральный директор Клиники «ВЕРИМЕД», Врач психиатр-нарколог
Почему возникает зависимость от телефона у подростков
Таким образом, телефонная мания всегда обусловлена сложностями в межличностных отношениях. Именно поэтому она хорошо поддается коррекции с помощью методов психотерапии и различных психологических приемов.
Опасна ли зависимость от телефона у подростков
Безобидным это состояние назвать точно нельзя. Оно приводит к нарушениям в состоянии здоровья и серьезным социально-психологическим проблемам. Смартфоны негативно влияют на головной мозг. Они приводят к рассосредоточенности внимания, понижают объем памяти, мешают решать даже самые простые задачи и логически мыслить.
Если ребенок подолгу смотрит на светящийся экран телефона перед сном, мозг воспринимает этот свет, как продолжение светового дня. Отсюда изменение циркадных ритмов организма, нарушения в выработке мелатонина и очень чуткий ночной сон.
Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что при изучении какого-либо объекта число морганий уменьшается. Следовательно, роговица смачивается в недостаточном объеме. Слизистые оболочки глаз пересыхают, постепенно снижается и зрение.
Влияет зависимость от телефона и на фигуру современных подростков. Во время изучения социальных сетей они часто едят высококалорийную пищу, а двигаются в течение дня совсем мало. Такой распорядок способствует возникновению ожирения.
Как лечат зависимость у подростков от телефона в медицинском центре «Веримед»
В ходе них добиваются того, чтобы подросток перестал относиться к гаджету, как к неотъемлемому атрибуту своей жизни, учат его взаимодействовать с родителями и ровесниками. К каждому обратившемуся сотрудники «Веримед» ищут персональный подход. Лечение всегда начинается с выяснения основополагающих причин и завершается социализацией подростка.
Современные подростки сталкиваются с сильным социальным напряжением, поэтому они часто «зависают» в телефоне, чтобы развлечься и снять стресс, но в других случаях подростки используют телефоны, чтобы быть в курсе событий. Однако, такое отвлечение от внешнего мира приводит к сильной зависимости.
Хотя общепризнанного диагноза «зависимость от смартфона» не существует, родители задаются логичным вопросом – можно ли считать одержимость подростка смартфоном зависимостью? В этой статье мы расскажем, что такое зависимость, как она проявляется и как с ней бороться.
Статистика подростковой зависимости от телефонов
Результаты отчета Common Sense Media за 2016 год показали, что 50% подростков «чувствуют себя зависимыми» от мобильных устройств, а 59% опрошенных родителей считают, что их дети имеют смартфонозависимость.
Этот опрос также показал, что 72% подростков и 48% родителей считали необходимым сразу реагировать на сообщения и другие уведомления, а 69% родителей и 78% подростков проверяли свои устройства хотя бы раз в час.
Отчет Pew Research за 2018 год показал, что 45% подростков пользуются Интернетом «почти постоянно», а еще 44% выходят в сеть несколько раз в день. Также девочки «сидят» в соцсетях гораздо больше, чем мальчики (50% против 39%)
Самые последние данные Pew Research Reports показали:
- 46% подростков пользуются Интернетом «почти постоянно»;
- 48% подростков заходят в интернет несколько раз в день;
- 48% девочек в сети «почти постоянно». Мальчики — 43%.
Учитывая, что подростки используют свои смартфоны по разным причинам, как в личных, так и в учебных целях (часто одновременно), это помогает меньше сосредотачиваться на подсчете минут использования и больше на том, как они используют свои смартфоны.
Родители много слышали о важности обучения балансу, но часть оценки здорового баланса заключается в понимании того, как и для чего подростки используют свои телефоны. YouTube, например, может быть как развлекательным, так и обучающим.
Симптомы смартфонозависимости
В отчете 2016 года предлагается использовать критерии руководства DSM-5 для компульсивной азартной игры и злоупотребления психоактивными веществами, чтобы побороть смартфонозависимость. Хотя проблемное использование смартфона не определяется как зависимость, его можно расценивать как расстройство поведения.
При использовании этой модели потенциальные симптомы могут включать следующее:
- Сознательное использование смартфона в потенциально опасных ситуациях (например, во время вождения);
- Отказ от семейных мероприятий в пользу использования смартфона;
- Отрицательное влияние на успеваемость в школе и эмоциональное состояние;
- Частая проверка телефона (возникает потребность проверять телефон каждые несколько минут);
- Бессонница или нарушение сна;
- Использования телефона для достижения удовлетворения или противодействия грустному настроению;
- Необходимость немедленно реагировать на сообщения и прочие уведомления;
- Повышенная тревожность и раздражительность при невозможности пользоваться телефоном.
Может быть трудно отличить нормальное ежедневное использование от чрезмерного использования. Поэтому родителю нужно задать себе следующие вопросы:
- Становится ли мой ребенок злым, раздражительным, беспокойным или даже агрессивным, когда у него отнимают телефон или им нельзя пользоваться?
- Пропускает ли подросток внеклассные мероприятия, чтобы вместо этого использовать смартфон?
- Влияет ли использование смартфона на личную жизнь и режим сна подростка?
- Есть ли серьезные изменения в питании подростка, которые нельзя объяснить иначе?
- Есть ли изменения в настроении?
Как помочь своему ребенку?
Несмотря на все отрицательные стороны, использование смартфона может быть полезным для подростков. Они используют смартфоны, чтобы общаться со сверстниками, обращаться за помощью в выполнении школьных заданий и даже использовать обучающие приложения. Многие дети используют свои устройства в разумных пределах.
Важно дать подросткам возможность контролировать использование смартфона. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь ребенку:
- Обучайте: открыто говорите о преимуществах и опасностях использования смартфона. Задайте несколько наводящих вопросов, чтобы подросток мог сам на них ответить, например: Как частое использование телефона влияет на него физически или эмоционально, на успеваемость в учебе? Как можно использовать смартфон с пользой?
- Установите рамки: обсудите ограничения пользования, например, не позволяйте пользоваться телефоном во время ужина.
- Контролируйте использование смартфона: Сделайте мониторинг активности в Интернете семейной целью, чтобы подростки признавали свое использование и поведение в Интернете. Существует приложения для отслеживания активности подростков в телефоне, например, функция экранного времени в iPhone.
- Разработайте план использования: все устройства следует убирать из спальни на ночь, чтобы предотвратить нарушение сна и бессонницу.
- Моделируйте правильное поведение: когда родители сами прикованы к своим телефонам, подростки понимают, что это нормально. Придерживайтесь тех ограничений, которые вы сами установили.
Как лечить смартфонозависимость?
Если вы подозреваете, что ваш подросток зависим или что использование смартфона негативно влияет на его повседневную деятельность, обратитесь за помощью.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь подростку изменить отрицательные мысли и поведение на здоровые и позитивные;
- Индивидуальная терапия может помочь распознать и побороть чувства и переживания, которые способствуют проблемному использованию смартфона;
- Загрузите приложения, предназначенные для ограничения потребления;
- Развивайте осознанность, чтобы контролировать свои желания;
- Практикуйте адаптивные стратегии, такие как физические упражнения, дыхательная гимнастика и расслабление мышц.
Родителям полезно следить за уровнем использования смартфонов подростками, поскольку бездумная прокрутка и просмотр ленты могут занять целые часы и повлиять на повседневную деятельность. Придерживаясь ограничений и разговоров, семьи могут установить «цифровые диеты», которые помогут не только ребенку, но и всей семье.
Современная, технически развитая жизнь «преподнесла» нам еще одну психологическую проблему — зависимость от гаджетов (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Гаджеты — это такие технические устройства как смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли, приставки и много другое. При этом ситуация сложилась двоякая, так как гаджеты созданы, чтобы служить человеку, облегчить ему жизнь, работу, а на деле оказалось так, что они часто подчиняют человека себе. И в данном вопросе особая опасность и проблема возникает тогда, когда зависимость от гаджетов появляется у детей.
Зависимость от гаджетов у детей и подростков — достаточно серьезная проблема.
Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Как выяснилось, подавляющее большинство школьников и молодежи не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, во время эксперимента у них наблюдались тревожные симптомы, такие как растерянность, депрессия, агрессия, номофобия (англ. Nomophobia, от no mobile-phone phobia) — страх (фобия) остаться без мобильного телефона или вдалеке от него). Некоторые даже испытывали состояние напоминающее ломку. Об этом говорят опыты, проведенные учеными России, Китая и ряда стран запада. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в очень серьезную проблему, которую невозможно будет решить.
Зависимость от гаджетов начинается с родителей.
Все начинается с того, что родители, часто того не понимая, сами увлекают ребёнка виртуальным, технически сложным миром, приобретая ему разные современные технические новинки. При этом они искренне считают, что это важно и необходимо. Но забывают о том, чтобы увеличивать круг других интересов своих чад, не ищут ресурсы в интеллектуальных, творческих занятиях, не учат получать от жизни реальные впечатления. Если говорить простыми словами, то гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. Как правило, многие предпочитают видеть своего ребёнка удобным — не отвлекающим от взрослых дел. И как следствие вырастает подросток, у которого неверно расставлены жизненные приоритеты: в первую очередь виртуальный мир, и только потом реальная жизнь. Также хочется отметить тот факт, что производители гаджетов не стоят на месте, не останавливаются на достигнутом, постоянно поддерживают интерес подростков, используя особенности их психологии. Это замкнутый круг, который разорвать смогут только родители, научив своих детей получать удовольствия и впечатления от реального мира, от реальной жизни.
Как определить зависимость от гаджетов у детей и подростков?
Гаджет-зависимость у детей можно определить, проведя маленький тест. Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на следующие заявления:
— Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
— Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
— Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
— Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
— Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
— Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
— Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
— Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
— Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
— Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.
Количество ответов «Да» свыше 5-6 будет свидетельствовать о тенденции к зависимости или уже о имеющейся зависимости от гаджетов. И данный факт будет тревожным сигналом.
Как бороться с зависимостью от гаджетов у детей и подростков?
Во – первых – не следует паниковать. Во – вторых – станьте для своего ребенка реальным примером – максимально исключите гаджеты и из своей обычной жизни, особенно в то время, когда проводите его вместе с ребенком. В-третьих — решение проблемы состоит в правильной расстановке жизненных приоритетов. Здесь возможны следующие варианты: Побеседуйте с ребенком. Сознательно ограничьте время использования любых технических устройств. Будет трудно, но мотивировать свои действия нужно спокойно, без агрессии, не повышая голоса на ребенка, преподнося убедительные доводы, что это для его же блага. Специалисты рекомендуют отключать гаджеты 1-2 раза в неделю, а в году — на две недели (к примеру во время совместного отпуска). Заставьте своего ребёнка отложить гаджет. Найдите время выбраться с ним куда-то вместе: покататься на велосипедах, на роликах, лыжах, коньках, на прогулку в лес, в парк, в кино, в театр, в кафе — куда угодно…, лишь бы вызвать у ребенка интерес к реальным эмоциям, к реальной жизни. Данные мероприятия помогут вам не только отлучить ребенка от современных технических средств, но выстроить другие, более близкие отношения со своим чадом, дадут возможность вернуть ребёнка к нормальной жизни. Но необходимо помнить, что это процесс не будет быстрым. Нужно будет запастись терпением. Процесс сближения ребенка с вами и отлучения его от гаджетов будет сопровождаться ссорами, слезами, агрессией, недовольством со стороны детей. Но это, единственный путь к решению проблемы.