Каждый человек индивидуален, вне зависимости от его возраста. Это особенно касается маленьких детей, которые ведут себя и развиваются очень по-разному. Некоторые детки в 9 месяцев уже учатся самостоятельно ходить, а другие встают на ножки только к первому году.
Шаблонов нет, и незначительная разница не свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. Однако существует ряд признаков, которые могут в действительности свидетельствовать о том, что малыш отстает в развитии.
Причины отставания
Прежде чем начинать паниковать и таскать малыша по многочисленным врачам и клиникам, рекомендуется задуматься о том, почему он отстает от своих сверстников?
Причины могут быть самые разные и одна из них – неправильный подход к воспитанию. Иногда взрослые дают малышу недостаточно информации, не помогают развиваться и не поощряют за хорошие результаты. Все это может привести к остановке умственного развития и снижению способности мозга усваивать и запоминать материал.
Задержка часто проявляется в специфическом поведении малыша. Он может вести себя слишком «по-детски», у него снижается работоспособность, повышается утомляемость. Отстающие детки редко могут закончить начатое дело, даже если на старте оно приносило малышу удовольствие и вызывало интерес.
Иногда причиной отставания выступают проблемные роды, к примеру:
- при наличии различных нарушений во время беременности;
- при перенесении мамой сложных заболеваний;
- при патологических родах;
- при употреблении алкоголя, курении;
- при употреблении наркотиков.
Кроме того, отставание может возникнуть из-за социальных причин:
- слишком сильный контроль со стороны близких;
- агрессивное отношение в семье;
- наличие психологических травм.
Чтобы поставить диагноз требуется пройти комплексное обследование у специалистов разного профиля: у педиатра, психолога, невропатолога.
Симптомы отставания в развитии ребенка
Иногда отклонения от норм в развитии могут быть выявлены с самого маленького возраста, практически с рождения. В возрасте 3-4 лет такой диагноз можно поставить окончательно и безошибочно на основе осмотра, собранного анамнеза и соответствующих клинических признаков.
Выделяют следующие симптомы отставания:
- грудничок не может сконцентрировать внимание на одном предмете;
- слишком яркая реакция на громкие и резкие звуки;
- отсутствие реакции на резкие звуки;
- малыш не начинает улыбаться к 3 месяцам;
- малыш не может запомнить буквы и т. д.
Симптомов отставания очень много и правильно интерпретировать их может только опытный, грамотный специалист на основе осмотра ребенка и проведения специальных тестов.
Что делать?
При возникновении подозрений в том, что малыш начинает отставать в развитии, родителям необходимо в ближайшее время обратиться за квалифицированной помощью. Не стоит раньше времени думать о самом плохом, в большинстве случаев проблемы с отставанием решаемы, если за дело своевременно возьмется профессионал.
В клинике «Kids MED» в Краснодаре работают опытные специалисты разного профиля, обладающие огромным запасом знаний и навыков, необходимых для общения с ребенком, выявления признаков отставания.
Обращайтесь к нам, мы сможем своевременно найти любые симптомы проблем с развитием и подскажем, как нужно действовать, чтобы ваш малыш рос здоровым, развивался правильно и не имел никаких проблем с учебой.
Кризис – это хорошо! Кризис 3 лет
В период кризиса 3 лет (2,5-4 года) малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он – такой же человек, как и другие. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени.
Да, родителей ждет трудный период, но он определяет новую, очень важную ступень в развитии ребенка. Именно сейчас важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости, так как в этот период формируется воля.
Семь признаков кризиса трех лет.
1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию «нет!» в основном на требование или просьбу определенного взрослого. Помните: негативизм не является патологией или желанием ребенка досадить взрослому. Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Не стоит подавлять бунт и категорично воспринимать такое поведение, иначе малыш не получит жизненно важный опыт, а лишь усвоит следующий урок: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением авторитетным. Такие дети в будущем, не могут сказать «нет».
2. Упрямство – это один из этапов в развитии собственного «Я». Нет нужды переубеждать ребенка и настаивать на своем. Проявляйте мудрость и терпение. Например, малыш упрямится и не хочет одевать варежки (шапку, снимать пижаму, мыть руки). Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда…)» Ребенок обычно сразу начинает делать наоборот. Вот такие «маленькие хитрости», позволяющие не доводить общение до конфликта!
3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни. В зависимости от ситуации, можно решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но только если это не опасно для жизни!
4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое, до боли знакомое, «Я сам!». Пусть многое пока не получается, но ребёнок хочет делать все сам. При этом малыша раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, рев… А вы аккуратно поинтересуйтесь, можно ли ему помочь, немножечко…
5. Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними.
6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может обзываться, драться. Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
7. Деспотизм и ревность. Ребёнок, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание. Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.
Истерики становятся инструментом манипуляции. Ребенок начинает проверять границы дозволенного, поможет ли такой метод добиться своего желания или нет. Кстати, истерики требуют зрителей – вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.
Чтобы удачно миновать кризис трех лет, надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях. При этом важно учитывать индивидуальные особенности малыша.
Итогом прохождения кризиса 3 лет является появление новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности.
Отсутствие кризиса трех лет может быть сигналом задержки развития ребенка, поэтому встречайте этот возраст с радостью: малыш становится самостоятельным!
Итак, рецепт от кризиса трех лет очень прост: терпение, понимание, творчество, игры и, конечно же, чувство юмора.
Признаки возможной задержки развития детей до 3 лет
Ребенка необходимо регулярно показывать педиатру: на плановых осмотрах он оценивает его физическое и психомоторное развитие, осматривает на предмет наличия признаков заболеваний и дает рекомендации по питанию и уходу. В идеальном варианте родителям не надо ни о чем думать – если что-то не так, им об этом скажет доктор. Но нередко родители все равно волнуются, что их ребенок не умеет делать что-то, что умеют делать его сверстники. Изучение таблиц и графиков нормального развития нередко еще больше их запутывает, потому что данные в них отличаются, а иногда вообще не соответствуют истине. Чего стоит только такой критерий нормального развития, который указан в таблице, обычно используемой в районных поликлиниках, как 10 слов в 1 год. Совсем нечасто в практике педиатра встречаются дети, которые говорят в год 10 слов, пусть даже односложных (под «словами» здесь надо понимать любое, но всегда одинаковое, обозначение определенного предмета: например, машина – «би», собака – «ка» или «ав» и т. п.).
Что такое «нормы развития» и как их надо воспринимать?
Ребенка необходимо регулярно показывать педиатру: на плановых осмотрах он оценивает его физическое и психомоторное развитие, осматривает на предмет наличия признаков заболеваний и дает рекомендации по питанию и уходу. В идеальном варианте родителям не надо ни о чем думать – если что-то не так, им об этом скажет доктор. Но нередко родители все равно волнуются, что их ребенок не умеет делать что-то, что умеют делать его сверстники. Изучение таблиц и графиков нормального развития нередко еще больше их запутывает, потому что данные в них отличаются, а иногда вообще не соответствуют истине. Чего стоит только такой критерий нормального развития, который указан в таблице, обычно используемой в районных поликлиниках, как 10 слов в 1 год. Совсем нечасто в практике педиатра встречаются дети, которые говорят в год 10 слов, пусть даже односложных (под «словами» здесь надо понимать любое, но всегда одинаковое, обозначение определенного предмета: например, машина – «би», собака – «ка» или «ав» и т. п.).
Кроме того, «нормы», указанные в таблицах и графиках, – это в лучшем случае диапазон среднестатистических значений: например, может быть указано, что в среднем дети начинают ходить в возрасте от 11 месяцев до 1 года и 3-х месяцев. Да, так ведет себя большинство, но это «большинство» – всего 65%. А есть еще 35% здоровых детей, которые пойдут раньше или позже. В худшем случае в таблицах указаны вообще только одни средние значения: например, сидеть надо в 6 месяцев, ходить в 1 год и т. п.
Стоит еще отметить, что есть таблицы, где указаны признаки, которые вообще не надо оценивать. Например, когда ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, поскольку даже новорожденные могут случайно это делать просто из-за несимметричного тонуса в ручках. Или когда ребенок начинает ползать, потому что на первом году жизни это необязательный навык, и т. п.
Как же педиатр определяет, какое отклонение от указанных «норм» считать патологией? – Единственно верный подход – комплексная оценка развития и здоровья ребенка. Например, если в 1 год и 3 месяца он не ходит самостоятельно, но у него уже развиты другие положенные по возрасту навыки и нет признаков заболеваний (например, дисплазии тазобедренного сустава и т. п.), то педиатр признает его здоровым. Самостоятельно родители такую оценку провести не могут.
Существует несколько хороших шкал для оценки развития детей. Они похожи, но одни для быстрой оценки, а другие – более детальные, для оценки ребенка, у которого подозревается задержка. Не будем приводить их здесь именно по той причине, что оценивать развитие ребенка должен человек, обученный этому.
Признаки задержки развития
Ниже перечислены признаки того, что задержка развития, вероятно, есть (оригинал взят здесь). Почти 100% здоровых детей уже имеют указанные для каждого этапа навыки. Однако, возможно, задержки и нет.
Обязательно придите на прием к врачу, если ребенок не делает что-то из перечисленного.
Нормы развития речи у детей 2-3 лет и старше
О необходимости развития речи у детей 2−3 лет говорят все. Но как понять, что ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям дошкольного возраста.
Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи, когда он еще в младшем дошкольном возрасте. Вот как определить норму развития речи у ребенка 2 — 3 лет, если он говорит без году неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно, большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом возрасте в норме уже должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять». Чтобы развитие речи у детей 2−3 лет происходило активнее, родителям необходимо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно. Ребенок должен пополнять лексический запас и учиться говорить грамотно и красиво.
В 4 года дефекты произношения тоже вполне соответствуют норме развития речи, если вы сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных — все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме.
В 5 лет при правильном развитии речи дети должны уже употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он держать «нить повествования»? В этот же период в норме заканчивается формирование произношения согласных. Хотя допустимы некоторые отклонения в развитии речи, например «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты в речи должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком.
Это самые общие ориентиры и нормы развития речи у ребенка. Но даже если ваш ребенок полностью вписывается в эту схему, один раз сходить к логопеду стоит хотя бы для собственного спокойствия. К тому же, специалист посоветует подходящие именно вашему ребенку упражнения для развития речи.
Как вовремя распознать признаки отклонения в развитии ребенка
Каждый ребенок развивается с такой скоростью, какая необходима его организму, поэтому не стоит пытаться сделать из малыша вундеркинда, если соседский мальчик говорит на три слова больше. Однако прогресс по мере взросления наступать должен, и если вы видите, что есть некоторые нарушения в развитии чада, то лучше сразу обратиться к врачу, а не дожидаться, пока «само пройдет».
Признаки отставания детей до года:
1. Ребенок в два месяца не концентрирует свое внимание на определенном предмете.
2. Отсутствие у ребенка реакции на какие-либо звуки, или же если эта реакция есть, но проявляется в слишком резкой форме.
3. Нет реакции оживления на общение с родителями, ребенок не улыбается к трем месяцам.
4. Малыш не «гулит» в 3 месяца.
5. Ребенок не проявляет интереса к ярким игрушкам.
6. Отстает в физическом развитии (плохо держит голову к 3 месяцам, не сидит в 7 месяцев, не пытается подняться, когда его тянут за ручки)
7. Малыш не следит взглядом за движущимися предметами к 2-3 месяцам.
8. Не появляются первые слова .
Признаки отставания детей в 2 года:
1. Ребенок не может спускаться и подниматься по ступенькам.
2. Не умеет не только кидать, но и ловить легкий мячик.
3. Ребенок не знает, как его зовут, и не может сообщить свое имя взрослому,
4. При общении использует жестовую речь (не называя предмет или действие)
5. Не может называет предметы, которые его окружают.
6. Не вступает в диалог с ровесниками на детской площадке
7. Не может сам надеть носки или штанишки.
8. Не пьет из чашки, не может держать ложку и самостоятельно кушать.
Как понять, что ребенок в 3 года отстает в развитии?
1. Ребенок не говорит или говорит очень мало отдельными словами.
2. В речи нет простых предложений из одного или двух слов.
3. Не любит раскрашивать и рисовать
4. Не слушает сказки, не отвечает на вопросы по тексту.
5. Долго не может усидеть на месте
6. Не может сосредоточиться на одном занятии дольше пяти минут,
7. Испытывает затруднения при строительстве башни из кубиков или если его просят сложить пирамидку.
Если большинство из перечисленных пунктов малыш еще не освоил, а ему уже исполнилось три года, то, возможно, понадобится помощь специалистов.
Что делать с этой проблемой?
Необходимо обратиться за помощью к специалистам, а еще лучше к команде специалистов разного профиля, которые объединены в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
ПМПК–это команда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врач-психиатр и др.), которая призвана выявить имеющиеся проблемы в развитии, обучении, поведении ребенка и предложить оптимальные пути и способы преодоления этих проблем.
Специалисты ПМПК действуют в интересах ребенка, сохраняя конфиденциальность всех полученных данных о ребенке, его семье.
Комиссия даёт рекомендации, а не приказы к исполнению, то есть родители сами принимают решение, выполнять то, что было рекомендовано или нет. Однако мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребёнка, также лежит на них.
Список документов, необходимых для прохождения ПМПК:
— свидетельство о рождении или паспорт ребенка, копия документа
— паспорт родителя (законного представителя), сопровождающего ребенка на ПМПК
— подробная выписка из истории развития ребенка с заключением врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации)
— медицинская карточка ребенка (по желанию родителя, законного представителя)
— направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии)
— психолого-педагогическая характеристика на ребенка из ОО, заверенная подписями педагогов, руководителя ОО и печатью учреждения
— справка по профилю заболевания ребенка соответствующего медицинского учреждения по форме ВК; справка от психиатра (для школьников)
-копия заключения ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (кроме впервые обратившихся)
— для дошкольников: образцы продуктивной деятельности (рисунки, аппликации и т. п.)
Информация, представленная в обзоре, поможет ответить на вопрос о том, как понять, что ребенок отстает в развитии. Если родители подробно изучат данный материал, то найдут для себя много полезного.