Мамы и папы всегда с гордостью и восхищением отмечают каждый новый навык своего ребёнка: вот он сел, встал, пошёл, заговорил. Если же что-то идёт не так, думать о плохом родителям не хочется, и в ход нередко идут оправдания вроде «мальчики начинают говорить позже» или «не нужно давить на ребёнка, всему своё время». Иногда причин для паники действительно нет, но в некоторых случаях нужно насторожиться. Рассказываем о признаках, которые указывают на то, что у ребёнка есть проблемы с коммуникацией.
Суть признаков, о которых пойдёт речь, гораздо глубже поверхностного «ребёнок не разговаривает». Да, малыш может не говорить, но при этом внутренний ход процесса, ведущего к речи, идёт верно. В этом случае беспокоиться не стоит. Но какие признаки должны насторожить?
У ребёнка нет указательного жеста. Он не показывает на предметы и не смотрит на вашу реакцию: увидели вы его обращение или нет. Если у ребёнка нет серьёзных проблем с коммуникацией, он, показав на что-то, будет добиваться, чтобы вы обратили на это внимание, посмотрели в сторону его жеста. Даже если он при этом не говорит, интонацией или звуком обязательно укажет на объект своего интереса.
Не следит за вашим указательным жестом. Если вы показываете ребёнку: «Смотри, собачка!», он должен реагировать на это и смотреть туда, куда вы указываете.
Не продолжает проявлять интерес к предмету после того, как получил его. Например, вы дали ребёнку желаемую игрушку. Он, как правило, хочет, чтобы вы поиграли с ним в неё, обратили внимание на то, как он играет или заметили, как малыш рад ей. Если ребёнку всё равно на вашу реакцию, стоит отметить этот момент.
Не манипулирует взрослым. Если ребёнок плачет, он делает это адресно, как бы жалуясь кому-то, ища поддержки и сочувствия. Да, малыш должен, плача, посматривать на кого-то из взрослых, явно ища утешения и жалости к себе.
Не реагирует на своё имя. Ребёнок должен отрываться от игры даже на зовущую интонацию, на имя — тем более. Конечно, иногда малыш бывает слишком увлечён игрой, чтобы отзываться, но в целом реакция должна быть в любом случае.
Не имитирует действия взрослых. Не пытается накормить куклу, как вы его, не пародирует папу с его каждодневным ритуалом бритья возле зеркала, не пытается накрасить губы, как мама.
Не интонирует. Даже если ребёнок пока не говорит, он должен использовать разные интонации в своей жизни — от возмущения до обиды, от радости до удивления. Эти реакции сложно с чем-то спутать, и они либо есть, либо их нет.
Отсутствует так называемое совместное внимание. Обычно развивающийся ребёнок обязательно среагирует на ваше не совсем обычное поведение. Например, он показывает что-то, а вы игнорируете его. В этом случае ребёнок должен как-то продемонстрировать, что удивлён, не готов к вашей реакции и так далее. Здесь же стоит сказать про зрительный контакт. У ребят со сложностями в коммуникации этого контакта с окружающими нет, и это неспроста. Дело в том, что они просто не видят того, что нужно для эффективного общения. У них нет потребности «считывать» информацию с глаз собеседника, отсутствуют коммуникативные намерения.
Не реагирует на неизвестные и неожиданные ситуации и вещи. Остаётся равнодушным, когда происходит что-то из ряда вон выходящее и не ищет взглядом объяснения произошедшего у взрослого. Например, рядом с ребёнком может громко упасть коробка с карандашами, а он никак на это не отреагирует.
Не жестикулирует. «Дай», «Пока», «Ладушки» — эти жесты должны присутствовать в поведении ребёнка.
Не понимает речь. Даже не разговаривающий ребёнок реагирует на речь окружающих — так или иначе понимает, о чём говорят взрослые, пусть и с позиции своего, «детского» жизненного опыта. Если же реакции нет совсем – не исключены проблемы с коммуникацией у малыша.
Не играет. Ребёнок должен играть, то есть делать что-то понарошку, ради самого процесса, исследовать и познавать этот мир. У ребёнка с коммуникативными проблемами нет интереса к играм.
Если вы обнаружили у своего ребёнка какие-то из этих признаков, не спешите ставить ему диагноз, паниковать и пытаться найти ответ на вопрос «что делать?» в сети. Важно вовремя обратиться к специалисту: только он сможет дать точный ответ, есть ли проблема и как её можно решить.
Подробнее о том, когда ребенок начинает говорить, есть ли вообще «нормативы» и стоит ли паниковать, если он долго не произносит свое первое слово.
«Почему ребенок не говорит?» – вопрос, который тревожит многих современных родителей. Не теряя времени, они начинают искать ответы в статьях и блогах специалистов, приходят в магазины детских игрушек, чтобы найти палочку-выручалочку. К консультантам «Умной Игрушки» довольно часто обращаются с запросом подобрать пособия для стимуляции речевого развития у детей 2-4 лет.
Чтобы найти эффективный инструмент, нужно разобраться с причинами отсутствия или сложностей в формировании речи. С этой целью мы обратились к нейропсихологу нижегородского логопедического центра «Красивая речь» – Жестковой Елене Александровне. Вот что нам удалось узнать у специалиста.
Причины задержки речевого развития
На формирование речи влияет множество факторов. Их принято объединять в 3 большие группы:
- физиологические;
- неврологические;
- психологические.
1. Причины физиологического характера
Малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию. Это может быть связано с особенностями строения, физиологического развития, а также наследственности.
Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении. Ещё классик русской педагогики В. Сухомлинский говорил, что «ум у ребенка на кончиках пальцев». Это не просто красивая фраза, это физиологическая закономерность развития. Познание у ребенка изначально идет через осязание и тактильные ощущения. Напрямую от развития моторики пальцев, силы мелкой мускулатуры, подвижности, ловкости, кистевой моторики зависит овладение речью, причем не только устной, но в дальнейшем и письменной.
Запуск высших психических функций связан с созреванием соответствующих зон головного мозга. Мозг ребенка достаточно пластичен, в нем еще нет четкого разделения зон и прочных связей между отделами. При этом и развиваться он может не плавно, а скачкообразно. В таком случае может возникнуть ситуация, когда малыш понимает, но не может сказать сам.
Нарушение слуха или проводимости между слуховым анализатором и соответствующим отделом мозга приводит к тому, что ребенок не может правильно воспринимать речь. А именно с этой функции начинается развитие самостоятельного говорения.
2. Причины неврологического характера
Тяжелое течение беременности и родов, неврологические сложности в раннем развитии, задержка развития, раннее применение наркоза и антибиотиков, инфекционные болезни в возрасте до года. Все это может влиять на нормальное развития мозга ребенка и, как следствие, приводить к сбою в речевом развитии.
Наряду с физиологическими факторами и социальным окружением важную роль играют и наследственные особенности нервной системы. В том случае, если известно о неврологических нарушениях у одного из родителей, стоит обратить внимание на развитие ребенка.
Причиной задержки речи могут быть психо-неврологические состояния различной сложности: различные формы расстройств аутического спектра, поведенческие нарушения, синдром гипервозбудимости.
3. Причины психологического характера
Этот класс факторов связан с особенностями коммуникации в семье.
Запаздывание речи может быть вызвано нарушением контакта между ребенком и родителями. Если малышу уделяют мало внимания, не разговаривают с ним, не играют в соответствующие возрасту игры, не проявляют эмоции, то происходит социально-психологическая депривация. Это значит, что потребности крошки в общении, принятии и любви блокируются. Ребенок будто находится в изоляции. Это приводит к задержке не только в речевом, но и в интеллектуальном развитии.
Ребенок молчит, когда не слышит правильную речь. Если вы хотите, чтобы малыш заговорил, разговаривайте с ним! Развитие речи начинается с ее восприятия, а если с ребенком не общаются, то что ему воспринимать? Говорите с крохой все время, говорите много, четко, не искажая слова, повторяйте несколько раз – это не просто ваш контакт с ним, это необходимость для его развития!
У ребенка может не возникать мотивации к речи. Эта причина является противоположной предыдущим двум. Действительно, часто бывает так, что мама и все остальные члены семьи понимают маленького буквально с полувзгляда и стремятся сразу дать ему то, что он хочет, не дожидаясь просьбы. В таком случае возникает резонный вопрос: а зачем мне вообще говорить, если и так все хорошо? Если ребенок не понимает потребности в словесной коммуникации, он наверняка будет активно сопротивляться ей, особенно в том случае, если ему это трудно дается.
Отдельной строкой стоит выделить причины билингвистического характера. Задержка здесь может быть связана с тем, что дома с ребенком общаются на одном языке, а где-то в обществе (например, в детском саду) – на другом. Или дома используют оба языка одновременно (мама с папой общаются на одном, а с бабушкой – на другом). Малыш в таком случае слышит разную речь и ему сложно сориентироваться.
Какой бы не была причина отсутствия речи у ребенка, определить ее может только специалист – логопед-дефектолог. А в некоторых случаях требуется диагностика сразу нескольких специалистов: логопеда, дефектолога, невролога, психолога, нейропсихолога, психиатра, сурдолога. Только так можно создать полную картину развития ребенка и выбрать правильный путь коррекции.
Медлить или ждать, что малыш «перерастет» эту трудность нельзя! Чем раньше вы найдете источник проблем и начнете занятия по речевому развитию, тем эффективнее будет коррекция, тем больше шансов полностью компенсировать эту особенность. И здесь вам на помощь придут игрушки и методические материалы.
Материал подготовлен нейропсихологом Жестковой Еленой Александровной
Если ребенок не умеет ходить к двум годам, родители понимают, что это нарушение развития. Однако к тому, что ребенок к двум годам не умеет разговаривать, родители обычно относятся по-разному.
О неврологических нормах
Почему считается, что дети должны говорить в два года? Некоторые слышали, что у знакомых дети начали сами говорить после трех лет, другие надеются на помощь детского сада в развитии речи. К сожалению, чуда не случается — речь ребенка всецело зависит от функционального развития головного мозга. Существуют неврологические нормы, основанные на физиологических данных. Неврологические критерии разрабатывались с учетом этапов развития работы мозга. Ребенок начинает ходить, когда в год-полтора у негоактивизируется двигательные функции, связанные с прямохождением, в том числе мозжечок. Нарушения двигательной сферы могут также привести к задержкам развития.
Речь как высшая функция мозга зависит от развития практически всех его отделов. Но два отдела особенно важны:
- зона Брока;
- зона Вернике.
Зона Брока в головном мозге отвечает за воспроизведение речи — ребенок учится говорить, повторяя за окружающими. Это моторная функция, которая имеет большое значение для развития ребенка. Зона Вернике отвечает за понимание речи, это — сенсорная функция. Обе области активизируются до 2-х лет, что соответствует нормам развития ребенка. Активизация может происходить с опозданием (это не является нарушением, хотя происходит достаточно редко), и ребенок может заговорить самостоятельно. Но всегда сохраняется риск более тяжелых нарушений.
Последствия задержки развития
Родители, которые ожидают, что ребенок заговорит к 3-4 годам, должны понимать, что отсутствие речи может привести к различным нарушениям:
- задержке психического развития;
- тикам;
- психологическим проблемам.
Для устранения задержки развития требуется неврологическая, психологическая и логопедическая помощь. К 7 годам ребенок должен быть готов к школьному обучению. Если терапию ребенку не проводить, задержка в развитии может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
С чего начать
Если вашему ребенку 2 года, но он еще не говорит, то стоит посетить речевого невролога. Именно с посещения этого специалиста начинается процесс выявления причин и лечениязадержки развития. В некоторых случаях требуется психоневролог. Врач осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования.
Для выявления причин нарушения могут понадобиться:
- анализы крови,
- ЭЭГ (электроэнцефалография),
- УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головы и шеи,
- ВП (вызванные потенциалы) слуховые и/или зрительные,
- обследование сурдолога,
- МРТ (магнитно-резонансная томография).
Исследования необходимы для выявления причин нарушения развития головного мозга.
Однако не всегда причина заключается только в соматических нарушениях. Могут потребоваться консультации у специалистов, занимающихся педагогической коррекцией нарушений:
- нейропсихолога;
- дефектолога;
- логопеда.
Посещение этих специалистов необходимо для проверки состояния интеллекта, развития высших психических функций, выявления особенностей восприятия. По результатам диагностики будет разработана реабилитационная программа, учитывающая особенности маленького пациента. Такая программа будет эффективной именно благодаря своей индивидуальности. Ведь причины отставания в развитии бывают разными.
Родителям важно понимать, что упущенные в детстве проблемы оказывают влияние на всюдальнейшую жизнь ребенка. Из-за постоянной занятости зачастую этим нюансам не уделяется достаточного внимания, уповая на то, что само пройдет или «вот такой уродился». Если вы сомневаетесь в правильном развитии ребенка, лучше обратитесь к врачу.
Не надо следовать рекомендациям соседей и знакомых, отдавать ребенка в садик, чтобы он там всему научился. Отставание в развитии не преодолевается средой — его можно устранить только путем индивидуальной терапии и индивидуальных занятий, нацеленных на решение конкретных задач.
Организм ребенка — сложный механизм, он требует осторожного подхода. Советы людей, не имеющих медицинского образования, могут нанести непоправимый вред. Да и проявления чаще всего одинаковые, а причины нарушений у каждого ребенка свои. Лечение вашему ребенку может назначить только компетентный специалист, узконаправленно занимающийся восстановлением детей, — речевой невролог.
Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Буквально с первых недель от рождения нового члена семьи, родители с нетерпением ждут от него первых слов. Мама и папа стараются проводить за разговорами с грудничком достаточно много времени. Уже к 5 месяцу многие малыши способны произносить практически все гласные звуки. А к полугоду даже отдельные, простые слова. Ещё месяц спустя, они уже понимают значение слов (да, нет и дай). Наступает период подражанию звукам транспорта, техники, животным и естественно людям. Но, во сколько ребенок должен заговорить по нормам?
Что влияет на развитие разговорной речи
Формирование речи достаточно сложный процесс, и не стоит торопить некоторых малышей, стараясь их по несколько часов в день обучать одним и тем же словам. К первому году жизни, ребёнок уверенно владеет примерно 20 словами. Родители прекрасно его понимают, даже если они произносятся невнятно, и на свой манер. Нет точной даты, когда ребенок должен заговорить, но родители просто обязаны ему в этом помогать.
Но, есть специальные упражнения, чтобы ребенок заговорил быстрее, и осмысленно применял полученные знания в разговорной речи:
- Не стоит с маленьким человеком сюсюкаться. Искривление речи худший способ правильному обучению. Говорите с малышом обычным голосом. Чаще читайте книги, стихи и детскую литературу.
- Как помочь ребенку заговорить? Побольше увлекайтесь ручным трудом. Лепка и рисование напрямую связаны с речевым аппаратом.
- Не лишними будут и игрушки, развивающие мелкую моторику. Они просто обязаны быть в детской комнате. Сортеры и головоломки должны быть любимыми играми.
- Доброжелательная, спокойная, уравновешенная атмосфера в семье стимулирует к диалогу. Дети в таких условиях начинают говорить намного раньше своих сверстников.
- Во сколько заговорил ваш ребенок, свидетельствует о том, как много вы уделяли ему времени. Осложнения во время родов, частые стрессы гарантировано приведут к задержке во время обучения разговорной речи.
Важные моменты в обучении
Не стоит концентрировать все усилия на том, как помочь ребенку заговорить в год. Если это не происходит естественным путём, лучше обратиться к специалистам. Как показывает практика, диагностика отклонений на ранних стадиях помогает намного эффективнее справиться с негативными последствиями в будущем.
Простые выводы
Как понять, что ребенок скоро заговорит? Он начинает активно заниматься подражанием. Старается копировать собачку, котика, других животных, машины, технику и обычных людей. В сознании уже сформировалась необходимая установка, необходимо только подождать последнего шага.
Многие спрашивают, как понять что ребенок заговорил? Очень просто, он пытается отвечать на ваши вопросы, пусть и односложно. Это можно официально считать началом разговора. Постепенно, когда его словарный запас будет увеличиваться, разговор будет более продолжительным и содержательным. Главное, не переусердствовать в вопросе, что сделать, чтобы ребенок заговорил. Вполне достаточно вышеописанных методов. Девочки начинают говорить немного раньше, чем мальчики, и имеют в раннем возрасте больший словарный запас. Но в школьный период эта ситуация выравнивается.
Ожидание первых слов малыша всегда вызывает трепетные чувства у родителей. Сначала он только плачет и кряхтит, но вскоре начинает гулить, тренировать гласные звуки и произносить целые слоги. Чтобы малыш в будущем говорил правильно, с ним нужно постоянно заниматься, обращая внимание на все изменения в его лепете. Тогда родителям в будущем точно не придется обращаться к логопедам.
Первые звуки и «детский лепет» малыша
До того времени, когда малыш начнет произносить членораздельные звуки, пройдет несколько месяцев. Все дети, конечно, развиваются разными темпами: кто-то быстрее, кто-то — чуть медленнее. Однако первые три месяца каждый грудничок только спит, кушает и плачет. В этот период закладываются основы его будущей речи. Младенец быстро учится использовать свой голос, чтобы объяснять взрослым, что ему нужно. Когда он поймет, как это делать, его успехи в говорении станут для родителей более заметными.
Весь период подготовки к произношению первых слов можно разбить на несколько этапов, в зависимости от возраста карапуза:
- Первый месяц — плач и кряхтение. Этими нехитрыми способами малыш указывает родителям на мокрые пеленки, на то, что ему холодно, жарко, больно (колики, боль в ухе при воспалении, забитый носик), хочется есть или пить.
- Второй-третий месяцы — первые звуки. Двухмесячные карапузы уже пытаются произносить гласные «а», «о», «э». Некоторые тренируют и согласные «м», «б», «п», близкие к механизму сосания. Малыш осознает, что он может издавать звуки, и постепенно начинает контролировать эти действия.
- Четвертый месяц — произношение слогов. К четырем месяцам карапуз развивается настолько, что произносит слоги, которые также называют «детским лепетом». С этого момента остается немного времени до первого слова малыша. Он скажет его, как только научится произносить основные звуки и слоги.
Факторы, влияющие на развитие речи
Речь крохи — ювелирная система, на развитие которой влияют несколько факторов. И это отнюдь не только собственно развитие речевого аппарата будущего говоруна. Что же еще? Говорение — это сложный процесс, который протекает под действием многих факторов.
Физическое развитие
Проблемы со здоровьем могут стать причиной задержки речи. Своевременно посещайте педиатра и других специалистов, которых вам рекомендуют, соблюдайте их рекомендации. Следите за тем, чтобы малыш хорошо питался. До 6 месяцев рекомендуется кормить его грудью. Если это невозможно, проконсультируйтесь со специалистами по поводу выбора смеси.
Крепкая нервная система
Задержку речи вызывают и различные неврологические проблемы. Чтобы избежать их, поддерживайте дома спокойную обстановку, делайте малышу массажи, проводите гимнастику. Если ребенок часто плачет или плохо спит, обязательно покажите его детскому неврологу. Также если были проблемы со здоровьем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога и прислушаться ко всем его рекомендациям.
Грамотная речь в семье
Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль. Чтобы малыш быстрее заговорил, ему важно слышать грамотную человеческую речь вокруг, которую он потом повторит. Поэтому общайтесь со своим карапузом как можно чаще, говорите ему слова и указывайте на людей и предметы, которые они обозначают. Дети — это маленькие “повторюшки”, они всегда подражают взрослым, поэтому разговаривайте с малышом четко.
Почему сюсюканье плохо влияет на речь малыша?
В процессе развития все дети копируют взрослых. Малыши постарше имитируют мамину походку, повторяют ее любимые слова и целые фразы. Это их способ обучения и познания окружающего мира. Если вы будете коверкать слова и искажать интонации, ребенок начнет подражать вам. В результате у него появятся речевые дефекты, которые придется устранять с привлечением логопеда. Поэтому не коверкайте слова, произносите их правильно.
Постарайтесь, чтобы ваша речь была если не образцовой речью артистов академического театра или дикторов телевидения и радио, то, по крайней мере, достаточно правильной фонетически и не засоренной словами-сорняками. Важно следить за правильным произношением и отсутствием слов-паразитов. Соблюдайте эти правила, и первые слова малыша не заставят себя долго ждать.
Развитие речи. С чего начать? Говорит ЭКСПЕРТ
В каком возрасте ребенок начинает разговаривать
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал или группу ВКонтакте.
Если ребёнок не заговорил в период возрастных норм, необходимо обращаться к специалисту и выяснять причину.
Последние несколько лет проблема речевого развития у детей стала актуальна как никогда: всё больше малышей, которым уже исполнилось 2,5–3 года, а говорить они ещё не начали. Кто-то считает, что это вариант нормы и нет ничего страшного: рано или поздно ребёнок заговорит. Но такой подход в корне неверен, есть физиологические нормы правильного речевого и психического развития. Только в этом случае ребёнок будет полноценно развиваться.
— Речь — самая сложная психическая функция, она возможна только у человека, — рассказывает Metro Марианна Лынская, логопед, специалист по работе с детьми с нарушением речи. — Возрастные нормы, по которым ребёнок должен начать разговаривать, таковы: грудничок до 3 месяцев должен начать гулить и реагировать на взрослых, к 8 месяцам должны появиться слоги, к 1,2 года — слова, к 2 годам — предложения. Мальчики начинают говорить слова максимум до 1 года 6 месяцев, девочки — до 1 года 2 месяцев. Фразы мальчики начинают произносить до 2 лет 2 месяцев, девочки — до 1 года 10 месяцев. В 3 года ребёнок должен разговаривать полноценно хотя бы простыми предложениями. Далее словарный запас расширяется и увеличивается, речь становится развёрнутой, в ней появляются более сложные речевые конструкции.
Если ребёнок физически и психически здоров, то он начинает разговаривать в указанные сроки, потому что этому предшествовала многотысячелетняя история развития речи.
— Увеличение числа детей с задержкой речевого развития мы наблюдаем последние 10–15 лет, сложно представить, что речевая функция так эволюционировала за 10 лет, — делится Марианна. — Если ребёнок не заговорил в период возрастных норм, необходимо обращаться к специалисту и выяснять причину. В зависимости от того, в чём она заключается, назначается лечение. Есть специальные упражнения и техники, которые для каждого диагноза свои.
Почему ребёнок не говорит
Ребёнок может не говорить по разным причинам. Безречье может быть симптомом какого-либо нарушения или следствием психологических причин.
По мнению эксперта, детей с задержкой речевого развития всё больше по нескольким причинам.
— Безречье может быть симптомом какого-либо нарушения, например, у ребёнка аутизм или умственная отсталость, — продолжает Марианна. — При умственной отсталости в головном мозге отсутствуют нервные клетки или связи между ними, которые отвечают за речь. При аутизме ребёнку может не хватать дофамина, специального нейромедиатора, который тоже отвечает за мотивацию к речи. Также ребёнок может не говорить из-за локального повреждения структуры головного мозга либо его функций. Это называют алалией. Есть ситуации, когда малыш глухой.
Также могут быть и психологические причины безречья.
— Например, ребёнок находится в неподходящих речевых условиях — и у него нет мотивации и потребности разговаривать, ведь его понимают и так, — объясняет Марианна. — Есть дети, которые оказались в тяжёлом эмоциональном состоянии: потеряли родителя или родителей, испытали сильный стресс, испуг или у них детская депрессия. Да, увы, по современным данным, депрессия бывает даже у младенцев. Это не плохое настроение, как многие думают. Депрессия — заболевание, которое связано с нарушением химической регуляции нервной системы. Причина в таком нейромедиаторе, как серотонин, дети могут рождаться с его недостаточным количеством. Если он не вырабатывается, то эмоциональные структуры мозга не развиваются.
Гаджеты приводят к функциональным нарушениям мозга
До 2 лет ребёнку гаджеты давать нельзя, с 2 лет можно показывать короткие мультики. Игры в виртуальном пространстве возможны с 7 лет.
Также Марианна Лынская считает, что одной из причин функциональных нарушений в головном мозге могут стать гаджеты, которые родители дают детям с раннего возраста.
— Надо признать, что сегодня культура речи у нас значительно ниже по сравнению с тем, какой она была сто лет назад. Причина во многом в том, что появились альтернативные средства коммуникации, такие как Интернет и гаджеты. Они влияют на объём речевой продукции. Многие малыши говорить начинают вовремя, но разговаривают очень скудно, и это тоже не является нормой. Если ребёнку дали гаджет до 1 года, то это может привести к симптомам расстройств аутистического спектра. По сути, ребёнок общается не с человеком, а с двухмерным изображением. Детям же нужно живое общение: чувствовать интонацию, ощущать эмоциональную коммуникацию. Гаджет воспринимается зрительной системой иначе, он активизирует другие области мозга. Эволюцией не было предусмотрено, что они будут активированы в таком возрасте. Именно поэтому подобное «воспитание» приводит к дисбалансу в развитии мозга ребёнка. Могут возникать эмоциональные, психические нарушения.
Детей сегодня без гаджетов представить сложно, но эксперт рекомендует до 2 лет ребёнку их не давать, с 2 лет можно показывать лишь короткие, 2–3-минутные мультфильмы, а разрешать играть можно лишь с 7 лет, не раньше.
— До 7 лет в мозге происходит формирование определённых структур, и, если ребёнок будет поглощать виртуальную реальность, эти процессы могут измениться, — делится Марианна. — Развивающие телепередачи, которые рассчитаны на малышей до 2 лет, не более чем маркетинг. Это точно не про развитие детей. Скорее возможность для мамы немного отдохнуть. Смотреть телевизор ребёнку до 2 лет не полезно.