Как понять что ребенок готов учиться читать

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c «политикой конфиденциальности»

Программы летней школы:

  • логика, нестандартные и олимпиадные задачи
  • грамотное письмо
  • эффективное чтению, развитие внимания и памяти
  • нейрокурс повышения успеваемости в школе,
  • английский разговорно-грамматический клуб
  • развитие математического мышления
  • грамотное письмо
  • написаний сочинений
  • рисование

В зависимости от возраста, есть свой перечень бесплатных и льготных программ.

Количество мест ограничено. Бронирование уже открыто.

Для консультации отправьте форму.

Программы летней школы:

  • логика, нестандартные и олимпиадные задачи
  • грамотное письмо
  • эффективное чтению, развитие внимания и памяти
  • нейрокурс повышения успеваемости в школе,
  • английский разговорно-грамматический клуб
  • развитие математического мышления
  • грамотное письмо
  • написаний сочинений
  • рисование

В зависимости от возраста, есть свой перечень бесплатных и льготных программ.

Количество мест ограничено. Бронирование уже открыто.

Для консультации отправьте форму.

RU,Altay;RU,Altayskiy Kray;RU,Arkhangel;RU,Astrakhanskaya Oblast;RU,Bashkortostan;RU,Buryatiya;RU,Vladimirskaya Oblast;RU,Volgogradskaya Oblast;RU,Vologodskaya Oblast;RU,Voronezhskaya Oblast;RU,Zabaykal;RU,Irkutskaya Oblast;RU,Kemerovskaya Oblast;RU,Krasnodarskiy Kray;RU,Krasnoyarskiy Kray;RU,Leningradskaya Oblast;RU,Murmanskaya Oblast;RU,Nizhegorodskaya Oblast;RU,Novgorodskaya Oblast;RU,Novosibirskaya Oblast;RU,Omskaya Oblast;RU,Orenburgskaya Oblast;RU,Perm Krai;RU,Rostovskaya Oblast;RU,Sankt-Peterburg;RU,Sverdlovskaya Oblast;RU,Stavropol;RU,Tverskaya Oblast;RU,Tomskaya Oblast;RU,Tul;RU,Tyumenskaya Oblast;RU,Khakasiya;RU,Khanty-Mansiyskiy Avtonomnyy Okrug — Yugra;RU,Yaroslavskaya Oblast

Все родители стремятся развить в своем ребенке умение читать как можно раньше. Процесс чтения — это крайне важный навык, который необходим для полноценного обучения в школе. Это то умение, которое позволяет всем нам получать необходимую информацию об окружающем мире, различных явлениях и событиях.

Естественно, родители хотят сделать так, чтобы у их ребенка уже была какая-то начальная база перед поступлением в первый класс. В интернете можно встретить множество советов, многие из которых прямо противоположны друг другу: одни рекомендуют начать учить ребенка читать как можно раньше, а другие советуют не вмешиваться в этот процесс, полностью доверив его педагогам.

По этой причине очень важно знать, в каком возрасте учить ребенка читать, а также какие есть способы, позволяющие ему освоить данный навык, а также прочитать первые в его жизни слова.

Во сколько лет можно начинать учить чтению

Можно услышать разные мнения по поводу раннего обучения детей чтению. При том некоторые родители в этом вопросе доходят до абсурда, отдавая ребенка в студии раннего развития, где детей учат читать с первых лет жизни. Многие из них изучают популярные методики, занимаются с годовалым ребенком, показывая ему слова, записанные на карточках по методике Г. Домана, играют с ним в кубики Зайцева и т.д.

Сразу стоит отметить, что многие специалисты среди дипломированных психологов и логопедов высказываются против раннего обучения чтению. Дело в том, что с самого рождения ребенок начинает активно познавать окружающий его мир. Его развитие происходит поэтапно, поэтому дети младше 5 лет мыслят образами и картинками, т.е. им еще сложно воспринимать информацию в виде букв.

Академик РАО Марьяна Безруких объясняет стремительный рост безграмотности учеников старших классов ошибками в преподавании. «В начале 90-х годов интенсивность обучения резко возросла. Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывали свои рекомендации. Например, ребёнок должен был читать со скоростью 120 — 140 слов в минуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребёнка, а главное – особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себя разные. В практической жизни больше приходится читать про себя, но вот этому в школе как раз и не учат!». Важно помнить, что механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребёнка не раньше, чем к 5-6 годам.

Вот еще несколько аргументов в пользу того, что младший возраст (до 5 лет) – это не самый удачный период для овладения навыком чтения:

  • Могут возникнуть проблемы со здоровьем, потому что ребенок в процессе обучения чтению испытывает сильное умственное напряжение. Нельзя забывать и о вреде для глаз ребенка, которые еще не приспособлены к длительному зрительному напряжению.
  • Если ребенок начала рано учиться читать, то ему зачастую трудно влиться в детский коллектив. Здесь речь не о том, что он более интеллектуально развит, чем его сверстники. Тут дело в другом – у него элементарно не развиты навыки общения, потому что, когда они должны были развиваться, мозг ребенка был занят другим (он учился читать).
  • Дети, которые научились читать слишком рано, зачастую не понимают смысла прочитанного. Кроме того, они могут говорить хуже сверстников, они неправильно изменяют слова, им сложно даются самостоятельные рассказы и т.д. Страдает и образное мышление, потому что при раннем обучении чтению больше всего развивается левое полушарие (отвечает за речь, анализ и логику), а правое, которое отвечает за эмоциональную сферу и воображение, отстает в своем развитии.

В связи с этим психологи не рекомендуют учить детей младше 5 лет чтению. Но это общая рекомендация, потому что всегда нужно исходить из реального развития ребенка: кто-то уже в 3-4 года спрашивает, какая эта буква и что написано на картинке, а у кого-то чтение не вызывает интереса и в 5-6 лет.

Дайте ответ «да» или «нет» на несколько простых вопросов:

  1. Малыш знает буквы?
  2. Он знает буквы и уже пытается соединять их в слоги?
  3. Ребёнок любит, когда вы читаете ему вслух детские рассказы, сказки или стихи?
  4. Ему интересна познавательная литература (о природе, технике, профессиях и пр.)?
  5. Способен ли он внимательно слушать вас в течение 15 и более минут?
  6. Может ли малыш рассказать, что ему прочитали взрослые, правильно называя героев и соблюдая последовательность событий?
  7. Вы замечали за крохой интерес к самостоятельному изучению книжки?
  8. Ребёнок имитирует чтение, раскрывая книгу, рассматривая текст (не картинки) и воспроизводя содержимое по памяти или фантазируя?
  9. Он понимает ценность и назначение книг, относится к ним аккуратно, бережно?
  10. Ребёнок имеет достаточно богатый словарный запас?
  11. Он знает и правильно использует сложные слова?
  12. Он использует в речи развернутые предложения?
  13. Ребёнок правильно произносит все звуки?
  14. Он правильно определяет звуки на слух (не путает парные согласные)?
  15. Ему интересно, когда вы показываете ему, как из букв составлять слоги, слова?
  16. Малыш просит вас научить его читать?

Подсчитайте количество положительных ответов.

Положительных ответов получилось от 6 до 10 ? Скорее всего, ребёнок проявляет интерес к книгам лишь время от времени. Постарайтесь понять, чем это обусловлено. Возможно, стоит тщательнее подойти к выбору детской литературы или внимательнее выбирать время для чтения. Не исключено, что проблема в том, что малышу пока сложно удерживать внимание на одном занятии. В таком случае вам будет полезно почитать о свойствах и видах внимания.

Если положительных ответов не менее 11 , вы можете заниматься с малышом чтением. Он готов, ему интересно, он жаждет читать самостоятельно. Самое главное — не отбить это желание чрезмерным усердием и не забывать, что в дошкольном и даже младшем школьном возрасте основная форма обучения детей — игра.

Пусть ваши занятия чтением станут доброй семейной традицией, которая сохранится на долгие годы, согревая и сближая вас с подрастающими детьми. Счастливого вам родительства!

С какого возраста учить ребёнка чтению? Как понять, что малыш готов к достаточно трудному, требующему мобилизациимногих качеств, процессу? Мнений по этому поводу много. Скорее всего, всё здесь индивидуально. Всегда были бегло читающие четырёхлетки и с трудом складывающие слоги в слова девятиклассники. Малыш сам подскажет, когда уже пора.

Что думают специалисты

В общем случае считается, что кроха «созрел» если:

  • он уже достаточно хорошо говорит предложениями, связно и доступно излагает свои мысли; при невыполнении этого условия у детей могут возникнуть проблемы с развитием речи — при обучении чтению (особенно настойчивом) искусственно активизируются совсем другие участки головного мозга, чем те, что должны в соответствующем возрасте способствовать появлению речи, навыкам общения; есть и печальные примеры — малыши, обучавшиеся по кубикам Зайцева до того, как начали говорить, и в результате получившие задержку речевого развития;
  • у ребёнка хорошо развит фонематический слух: он легко определяет, из каких звуков состоит слово, может выделить общий звук в нескольких словах (например, шоколадка, кошка, камыш), умеет находить на картинке изображения предметов, названия которых начинаются на определённую букву;
  • у малыша отсутствуют логопедические проблемы, которые мешают правильному чтению и формированию фонематического слуха;
  • ребёнок уверено ориентируется в пространстве: знает, где право\лево, верх\низ: это необходимо для того, чтобы малыш не читал слова наоборот, справа налево.

Некоторые дети достигают таких «высот» уже к 3-4 годам, другие же дозревают только к школе. В любом случае, обучать ещё неготового ребёнка — значит, напрасно тратить время и нервы. Так можно только навредить малышу, отбить у него интерес к чтению на всю жизнь, затормозить развитие других навыков и способностей. Лучший вариант в некоторых случаях — заняться не самим чтением, а подготовкой к погружению в этот процесс: развитием речи и фонематического слуха, устранением логопедических проблем.

Сигналы для родителей

Мой старший сын в три года знал буквы и звуки. Сегодня это уже не редкость, многие дети и в более раннем возрасте уверенно называют каждую единицу алфавита. Но когда он вдруг начал спрашивать, что написано на встречающихся нам по дороге вывесках и просить найти в интернете мультики про слоги (для общего развития иногда включали ему такие ролики ненадолго), стало понятно: время пробовать учить его чтению настало. Начинали осторожно, потихоньку, но процесс пошёл очень быстро и легко. Интерес не ослабевал — наоборот, только увеличивался. В результате к 3,5 годам он уже по слогам читал имена детей на бейджах своих одногруппников в секции фигурного катания. Ну, и, конечно, мимо уличных вывесок сын тоже спокойно не мог пройти.

К слову, у младшего такого интереса не возникло до сих пор (ему 4 года). Буквы знает, слоги простые складывает, слова-слоги читать научился, но на вывески не заглядывается, помочь прочитать сложное слово не просит, к занятиям (очень коротким и редким) относится без особого энтузиазма. Все дети действительно очень и очень разные, у каждого свой «талант». События форсировать не стоит.

— Мои дети — смышлёные и любознательные, но всё-таки разные.

Малыши часто сами дают родителям знать, когда они готовы учиться чтению. Эти сигналы важно распознать и не оставить без внимания, тогда все объяснения лягут на благодатную почву. Итак, скорее всего, ребёнок уже созрел, если:

  • периодически сам берёт книгу и подолгу рассматривает её, возможно, делая вид, что «читает»: пересказывает знакомую сказку или сочиняет что-то своё, методично водит пальчиком по строчкам;
  • создаёт собственные «книги»: имитируя взрослый почерк «пишет» на листочке первые произведения, делает к ним рисунки или наклеивает вырезанные из журналов картинки;
  • наизусть знает много стихов и может спеть несколько песен;
  • с лёгкостью выучил все буквы и звуки;
  • обладает богатым словарным запасом;
  • с удовольствием слушает сказки и рассказы в родительском исполнении, может ответить после прослушивания на вопросы о содержании произведения;
  • легко подбирает несколько слов на определённую букву;
  • с интересом занимается с родителями чтением: уроки доставляют ему удовольствие, малыш сам задаёт вопросы, пытается прочесть вывески на улице.

4-летний кроха может прямо попросить маму или папу научить его читать. Но даже в этом случае, чтобы не отбить его стремление, действовать надо осторожно: учить малыша в игре, используя интересные яркие пособия, не перегружать его информацией, не делать первые занятия долгими (максимум 5-15 минут). Ну а как быть, если школа уже не за горами, а ребёнок так и не горит желанием браться за освоение важного навыка? Его можно заинтересовать, но это тема уже для совсем другой статьи.

Как понять что ребенок готов учиться читать

Сегодня все чаще у детей в начальной школе возникают сложности с русским языком: медленное чтение, отсутствие понимания прочитанного, сложности с пересказом и ошибки, ошибки, ошибки! Причина здесь вовсе не в интеллектуальных способностях ребенка и его стараниях. В этой статье рассказываем, какой этап при обучении чтению важно не пропустить, чтобы у ребенка грамотность была на высоком уровне.

Как связано чтение и грамотность

Научить ребенка читать – значит помочь ему совершить серьезный прорыв в развитии. Это очень ответственный процесс. Взрослому, взявшему на себя роль учителя, важно заложить правильный фундамент техники чтения – проложить безопасный маршрут в сотне обучающих способов, технологий и методик.

В нашей онлайн-школе мы часто сталкиваемся с тем, что дети разного возраста не могут определять количество гласных и слогов в слове, испытывают трудности при переносе слов с одной строки на другую и допускают кучу ошибок при чтении и на письме.

В большинстве таких случаев выясняется, что ребенок просто научился читать неправильным способом: вместо побуквенного чтения начал сразу воспринимать слово целостно. Да, такой способ значительно быстрее, но «быстро» не всегда означает «качественно».

Поверхностный навык не является знанием. Вот почему нужно больше времени уделять именно орфографическому чтению – когда слово проговаривается побуквенно: читается именно так, как оно написано.

Метод слогового чтения помогает ребенку глубоко прочувствовать механизм словообразования. Такая система развивает:

— навыки звукобуквенного анализа;

— автоматическое восприятие ударения в слове.

Читая по слогам, ребенок проговаривает и запоминает правильный вариант написания. Что в дальнейшем поможет ему допускать меньше ошибок: правильно переносить слова с одной строки на другую и уметь делить слова на слоги и грамотно писать.

Как правильно учить ребенка читать по слогам

Изучение грамматики можно сравнить с конструктором. Играя, ребенок легко комбинирует детали, собирает и перестраивает свои шедевры. А все потому, что он уже усвоил принцип соединения составляющих элементов.

Слоги – это те же детали, как маленькие кирпичики. Научившись их складывать и соединять, ребенок начинает понимать алгоритм образования слов, и обучение превращается в понятный и приятный процесс с наименьшим количеством ошибок.

Поэтому, начиная самостоятельно обучать ребенка чтению, придерживайтесь некоторых правил:

1. Учите звук, а не букву

На этом этапе не путайте ребенка алфавитным произношением. Так как потом ему трудно будет понять, почему «ДЭ» в словах должно читаться как «Д», «ЭМ» – как «М», и вместо понятного «дом» может получиться «ДэОэМ».

2. Сначала выучите гласные, потом – согласные

Начните с гласных «А, О, У, Ы, И», потом запоминайте с ребенком остальные буквы. Из согласных первыми изучайте «М, С, Х, Ш, Л, Н, Р», потом – «К, П, Т», а затем уже – «В, З, Ж, Б, Г, Д».

Более подробно о том, как правильно учить с ребенком буквы, чтобы он быстро и правильно их запоминал, читайте в этой статье.

3. Изучив несколько букв, переходите к составлению слогов

Чтобы процесс обучения был ребенку в радость, используйте игры. Ведь намного интереснее, когда «А» ищет «У» в лесу и их встреча превращается в громкое «Ау!» Вот вам и первый слог-слово.

По такому же принципу можно соединить «М» и «А». А если добавить такое же звукосочетание, то выйдет «мама». Так постепенно, от простого к сложному, познается конструкция слова. Ребенок учится отчетливо слышать каждый звук, определять слоги и в дальнейшем это поможет ему хорошо освоить грамматику.

4. Начинайте с простых звукосочетаний «АУ», «УА», «МА» и т. п., выделяя на каждое из них пару занятий

5. Обязательно закрепляйте с ребенком выученное

Слоги можно составлять из пластилиновых букв или испеченных из теста, рисовать на песке. А в дороге можно весело играть в «Продолжи слово»: вы говорите первый слог, а продолжение нужно придумать ребенку: «Ко» – «Корова», «Коза», «Колобок».

Также можно воспользоваться карточками со слогами, к которым подбирается пара.

Чтобы вы ни выбрали, главное, чтобы у ребенка выработался устойчивый интерес к чтению и вера в собственные силы.

Но обучение чтению требует мастерства и терпения. Будьте готовы, что вам понадобится море выдержки и фантазии, так как не все дети любят учиться.

Не навредить!

Кажущаяся легкость обучения часто становится причиной серьезных ошибок, которые негативно влияют на дальнейшую успеваемость и требуют долгой коррекции.

Чтобы научить ребенка читать, взрослый должен быть настоящим профессионалом, знать и любить свое дело. Именно поэтому все больше родителей по всему миру доверяют обучение детей опытным педагогам онлайн-школы Kidskey.

Наши педагоги работают на результат и делают это грамотно и интересно, так как хорошо знают детскую психологию и находят подход к каждому ребенку независимо от темперамента и возраста. А игровой формат и интерактивные задания на нашей собственной онлайн-платформе помогают даже самым маленьким детям учиться с интересом и получать быстрый результат.

Как понять что ребенок готов учиться читать

Если вы уже пробовали научить своего ребенка читать, но чувствуете, что что-то упустили или просто не справляетесь – записывайте его к нам в школу. Научим читать с нуля, исправим все ошибки и подготовим к школе.

Первый урок БЕСПЛАТНЫЙ

Попробуйте, и вам больше не придется тратить свое время и силы, ругаться с ребенком и переживать за сохранение русского языка или подготовку к школе.