Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно… Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой в любом случае есть очень много пользы — особенно, если они организованы так, что учитывают потребности ребенка.
Похоже, у моего ребенка нет музыкального слуха!
Развить музыкальный слух можно в любом возрасте, это могут сделать и дети, и взрослые. Слух развивается с помощью тренировок, специальных упражнений — это пропевание нот, трезвучий, постепенное понимание различий между звуками и распознавание их высоты. Есть исследования, которые подтверждают — можно развить слух до абсолютного, наша слуховая система достаточно пластична.
Абсолютный музыкальный слух есть примерно у одного человека из 10 тысяч. Но людям с абсолютным слухом жить не очень-то просто: ведь они слышат высоту каждого звука в окружающем их звуковом фоне, способны даже определить, с какой нотой звучит трение тормозных колодок или с каким звуком закрывается дверь.
Зачем нужны музыкальные занятия, если мы не планируем вырастить музыканта?
Вообще-то, всем детям стоит заниматься музыкой. Музыкальные занятия — это не только тренировка слуха или заучивание определений. Хороший слух и чувство ритма — дополнительный инструмент развития детского мышления, моторики, воображения.
На занятиях для детей 2−4 лет обычно не занимаются именно музыкой. Скорее музыка и звук используются как инструмент взаимодействия с детьми. Например, на занятиях мы поем песни, озвучиваем сказки, стараемся передать то настроение, которое у нас есть на данный момент, или, например, игра или сказка сопровождаются перебором аккордов. Или мы строим лестницу из ноток — и когда наступаем на каждую ступеньку, пропеваем ее, чтобы дети запомнили высоту и название ноты. Музыка — это язык, который можно использовать для коммуникации. А музыкальные занятия — такая же тренировка навыков: нужно просто время и пространство, подходящая среда, чтобы ребенок смог в этих условиях развить свои навыки. Музыкой можно заниматься для удовольствия, для хорошего настроения, для развития. Мы же не будем запрещать ребенку ходить, если он еще не научился бегать, или бегать, если не планируем, что он станет олимпийским чемпионом?
Когда начать знакомство с музыкой?
Начинайте как можно раньше! Пока ребенок еще у мамы в животе, пойте ему колыбельные. Уже в середине беременности ребенок слышит звуки, воспринимает голос матери. Да, внутри все звучит немного по-другому, но малыш родится — и узнает ваш голос. К тому же у него там отличная «аранжировка» в виде ритма сердца, других звуков внутренних органов. Есть даже такое направление — перинатальная музыкальная терапия, она изучает влияние музыки на внутриутробное развитие. Потом малыш рождается — и ему снова можно петь. Во время пения у мамы, как и во время грудного вскармливания, выделяется окситоцин, гормон привязанности, который помогает установить связь между ней и ребенком: пение становится дополнительным «мостиком» между ними.
Ребенок растет — и его музыкальное развитие продолжается в виде игры, с помощью взаимодействия с простыми музыкальными инструментами — металлофоном, перкуссией. Отличная идея — петь песенки про самого ребенка, придумывая их на ходу, так у него появится дополнительный стимул к проявлению внимания, слушанию.
А если ребенок не хочет заниматься?
Если ребенок не хочет слушать музыку или заниматься — конечно, не нужно его заставлять! Так можно сформировать только отрицательные впечатления о занятиях, вызвать негативную реакцию. Не только музыкой не стоит заставлять заниматься, а ничем — пусть все занятия проходят только в игровой форме, ненавязчиво, фоново. Чтобы музыка была скорее приятным дополнением в обычной жизни ребенка, вызывала у него интерес и радость. Потому что на этом этапе развития играть и получать радость — это основная деятельность детей!
Саша Виноградова ведет занятия «Музыка для малышей» в центре «Время и место».
Наверняка среди вас есть те, кто без удовольствия вспоминает детство в музыкальной школе. Заставлять ли детей ходить в музыкалку и как относиться к этому сегменту образования, рассуждает наш новый блогер Людмила Ивонина.
Дискуссия по поводу реформирования системы детского музыкального образования не стихает. Досадно, что среди профессионалов мнения зачастую расходятся. Этим легко могут воспользоваться люди, чьи решения способствуют закрытию многих образовательных учреждений.
Подвергается сомнению, казалось бы, безупречный тезис Екатерины Мечетиной о том, что система музыкального образования в России должна быть признана национальным достоянием.
Причина, как мне видится, в том, что само понятие «система музыкального образования» понимается в обществе по-разному.
Кто-то заступается за кружки, кто-то за школы, кто-то вообще за школы-десятилетки, а ведь всё это, вместе взятое, и есть как раз та система, о которой идёт речь.
Специфика обучения музыке заключается в том, что в основе его лежит обучение музицированию. Установленный ранее принцип «музыкальное воспитание — всем детям» сегодня не теряет актуальности. Более того, психологи настаивают на том, что обучение музыке стимулирует работу мозга. Следовательно, обучение музыке становится, говоря современным языком, привлекательной для родителей инвестицией в ребёнка.
Однако для того, чтобы музыкальное образование сегодня отвечало ожиданиям потребителей (учащихся, родителей, профессионалов, педагогов, активных слушателей музыки), оно должно отвечать определённым условиям.
Первое и общеизвестное требование — единство профессионального и дополнительного музыкального образования. По примеру спорта высших достижений, опирающегося на массовый, музыкальное образование профессионалов должно иметь массовое окружение, обеспечивающее подготовку, выявление и отбор одарённых детей.
10 пластинок, которые нужно послушать с детьми
Музыкальная одарённость, как и всякая способность, проявляется в деятельности. То есть, не начав петь и играть, ребёнок просто не в состоянии себя проявить с музыкальной точки зрения, поэтому крайне важны образовательные структуры, в рамках которых осуществляется раннее музыкальное развитие ребёнка.
Музыкальное обучение, на ранних этапах происходящее в виде обязательного инструментального обучения (приобщение к музыке невозможно без освоения игры на каком-либо инструменте), происходит у детей в разных темпах, что не является показателем одарённости и «неодарённости». «Неровное» музыкальное развитие связано в первую очередь с индивидуальным у каждого ребёнка составом способностей, которые проявляются в ходе постепенного продвижения в музыкальной деятельности и накопления знаний.
Опыт музыкальных педагогов показывает, что талантливые ученики развиваются быстро, но неравномерно, а менее одарённые двигаются более постепенно
Но в продвижении каждого из них может произойти скачок, когда учащийся, быть может, неожиданно для всех поднимается на более высокую ступень. Для такого скачка необходимы условия, и крайне важно поэтому педагогическое внимание ко всем категориям учащихся: и к так называемым «профессионально ориентированным» ученикам, и к тем, кто учится как будто бы для «общего музыкального развития».
Второе условие естественным образом вытекает из первого: для обнаружения и роста музыкальных талантов, а также для благотворного влияния музыки на каждого ребёнка нужна качественно организованная образовательная среда. Музыкальное образование строится на мотивации самостоятельных занятий учащихся, поскольку в музыке речь идёт не столько об образовании, сколько о самообразовании — такова природа освоения инструментальных навыков. Лучшие педагоги музыкальных школ, как правило, мастера мотивации, а основной талант учащегося заключается в способности учиться, в том числе музыке.
Музыкально одарённый ребёнок проявляет себя в «желании заниматься», а музыкальное искусство представляет собой для ученика единый мир со взрослыми людьми, и вхождение в него ребёнка можно считать приобщением к «жизни взрослых».
«„Мировая музыкальная культура“ — само название внушает скуку»
И если мы, взрослые, не наведём порядок в собственных представлениях о системном музыкальном образовании, то этот, так необходимый детям мир может просто исчезнуть.
Ребёнок должен тоже нести ответственность за своё развитие, не только взрослые всё ему должны (разумеется, они должны). Он должен уметь выучить урок, это его обязанность. Музыка — это не таблица умножения, но и не чистое развлечение.
Сколько раз дети бросали играть на инструменте, потому что нужно «немного поработать, постараться, выполнить задание», а потом упрекали нас же, взрослых, что мы позволили им бросить учёбу?
В общеобразовательных школах вопрос выполнения уроков не обсуждается. А музыку может легко бросить ребёнок с музыкальной одарённостью, а ведь она ему дарована природой.
И ему ещё «помогают» взрослые. «Ну не хочет девочка, зачем её заставлять!» — восклицает какой-нибудь любящий отец.
Безусловно, «заставлять» можно по-разному. Можно убеждением, можно наказанием — здесь есть свои проблемы. Я знаю только одно: и музыка, и иностранный язык являются обязательными знаниями для ребёнка, а не пространством свободного выбора.
И если ребёнок будет выбирать сам, что ему учить, а что нет, и мы дадим ему ошибиться, то это время в его жизни никак не удастся восстановить.
Рассказываем, чем музыкальное образование (хотя бы минимальное) может пригодиться каждому.
Фото: Vostock photo
20 марта в московской Филармонии открылся XIV международный фестиваль «Виртуозы гитары», на который съехались прославленные гитаристы со всего мира. Четыре вечера прекрасной музыки на самой крупной академической площадке России — в концертном зале имени Чайковского (с 20 по 24 марта). Классическая гитара, которую можно будет услышать на фестивале, — это завораживающая, глубокая, академическая музыка с широчайшей палитрой — от Баха и Паганини до Фредди Меркьюри. К тому же масштаб события делает его одним из самых значимых мероприятий по классу гитары в музыкальном мире. Гитаристы солируют вместе с большими симфоническими оркестрами и ведущими пианистами.
Мы часто недооцениваем влияние музыки на детей и даже не задумываемся, что игра на гитаре или пианино благотворно влияет на нервную систему, а участие в ансамбле помогает развивать навыки командной работы.
Перед фестивалем мы встретились с его арт-директором, российским мастером классической гитары Артемом Дервоедом и попросили его рассказать, каким образом занятия музыкой могут перевернуть жизнь каждого ребенка.
Преподавательский стаж Артема уже 14 лет, из них — 8 лет в Гнесинке. Также он ежегодно организует бесплатные мастер-классы для студентов гитарных классов в рамках фестиваля, где с детьми абсолютно бесплатно занимаются музыканты мирового уровня. Ближайший состоится 22 марта в Башмет-центре.
Вы заметили музыкальные способности у сына или дочки? Хотите развивать, но не знаете, с какого возраста лучше начать? Какой инструмент выбрать? С чего начать, чтобы не отбить интерес у юного музыканта? Мы собрали для вас несколько советов от профессиональных педагогов и опытных родителей.
Сразу отметим, что музыкальное воспитание – важная составляющая дошкольного развития.
Не зря даже беременным женщинам советуют слушать классическую музыку и петь колыбельные песни, еще не родившемуся ребенку.
Все это не только гармонизирует малыша, создает незримую связь между мамой и младенцем, но и формирует у ребенка будущие музыкальные способности.
Объясняем природу звуков и звуки природы
Когда малыш подрастет, он самостоятельно начнет знакомиться с природой звуков. Ведь все вокруг может стать своеобразным музыкальным инструментом: деревянной ложкой можно стучать, а фантиком шуршать. Гораздо больше звуков существует в природе. Во время прогулки обратите внимание ребенка на пение птиц, журчание весенних ручейков, шорох осенней листвы. Все это будет развивать восприятие, создавать новые нейронные связи в мозге ребенка, и останется приятными воспоминаниями о детстве, совместном досуге с родителями, которые он пронесет с собой через всю жизнь.
Знакомимся с музыкальными инструментами
Маракасы, бубен, барабан или ксилофон – вот те инструменты, с которыми стоит познакомить ребенка в первую очередь. Покажите ему, как звучит тот или иной инструмент. Простучите простейший ритм барабанными палочками или маракасами. Попросите ребенка повторить его. Чтобы ему было проще, совместите ритмический рисунок с чтением детских стихов.
Почаще пойте колыбельные, потешки, детские песенки во время купания в ванной, за обедом или на прогулке. Покачивайте его на коленях и на руках. Эти ритмичные движения не только развивают вестибулярный аппарат малыша, но и учат его чувствовать ритм.
Слушаем классическую музыку
В возрасте двух-трех лет начинайте знакомство ребенка с классическими музыкальными произведениями. Фоном они могут звучать в доме всегда, но именно в два-три года родителям рекомендуется объяснять ребенку сюжет музыкального произведения. Можно предложить ребенку сыграть одну из ролей или просто протанцевать музыкальный отрывок из услышанной пьесы.
В центрах развития детей популярны программы «Знакомство с классикой», «Моцарт с пеленок», и т.д. Дошколят знакомят с музыкальными инструментами симфонического оркестра, органом, русскими народными инструментами. Малыши могут поиграть на музыкальных инструментах и выбрать для себя подходящий.
Главная задача родителей и воспитателей научить дошкольника воспринимать музыку, различать ее характер, чувствовать смену настроений. В возрасте 3-6 лет восприятие отличается непроизвольностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребенка на звучащую музыку. Постепенно, приобретая опыт общения с музыкой, ребенок учится определять характер произведения, передаваемое настроение, связывать их с образом и содержанием музыки.
Скрипка или баян?
Когда ребенок начинает заниматься музыкой, то непонятно, станет ли для него это делом всей жизни, или он бросит музыкальную школу через год. На первом этапе родителям дошколят рекомендуют посещать частные уроки с опытным педагогом, который в игровой форме сможет дать ребенку представление об инструменте и азах музыкальной грамоты.
В вопросе выбора музыкального инструмента лучше «семь раз отмерить», посоветовавшись с профессиональными педагогами музыкальной школы. Во-первых, покупка инструмента — это серьезные траты. Во-вторых, инструмент должен соответствовать возрасту ребенка, его росту, координации и моторным навыкам.
Обучение в музыкальной школе (в зависимости от выбранного инструмента и отделения) длится 5-8 лет, а начинается с 6-7 лет. Для поступающих есть подготовительный класс, где ребенок может подготовиться к сдаче вступительных испытаний. Как правило, на вступительном экзамене ребенок должен проявить музыкальные способности: спеть песню, прохлопать ритмический рисунок, выразительно прочитать стихотворение.
Родителям на заметку!
Будьте готовы, что обучение в музыкальной школе потребует усилий не только со стороны ребенка, но большого терпения и внимания родителей. Зато с уверенностью можно сказать, что дети, обучающиеся музыке, показывают лучшие результаты по академическим предметам в школе, например, математике. Ученые и психологи доказали, что между музыкальными и математическими навыками есть много пересечений.
Многие взрослые рассказывают истории о том, что в детстве их заставляли ходить в музыкальную школу, и что они ненавидели эти занятия. Однако большинство признается, что теперь очень благодарны своим родителям за все усилия, потому как сейчас они начали понимать ценность этих занятий. В связи с этим появляется вопрос: если ребенок не блистает музыкальными способностями и вообще не горит желанием, нужно ли его подталкивать к урокам и заставлять? Вот интервью с лондонским психологом, которая сама с детства в течение 12 лет занималась фортепиано, но так и не стала музыкантом.
Кейчи Лейянг, психолог, Лондон:
Я так и не стала музыкантом. Я родилась в Сингапуре, и там уроки музыки для ребенка – это традиционная часть воспитания. С самого раннего детства мама отдала меня на уроки фортепиано, я не говорила ни да, ни нет – я просто была хорошей девочкой и считала, что нужно делать так, как скажет мама. Не могу сказать, что мне было неприятно играть, но уж точно это не доставляло мне никакого удовольствия. Мама никогда не заставляла меня это делать, и я никогда не репетировала по какой-либо другой причине, кроме как чувство долга. Попросту я почти не играла дома, и занималась этим лишь в течение получаса до начала еженедельного занятия с учителем. Надо уж говорить, каковы были мои успехи…
Большинство моих друзей бросало эти уроки по причине недостатка интереса (кстати сказать, все они позже сожалели об этом). К тому времени я занималась уже почти 9 лет, и удовлетворения у меня было не больше, чем мог бы получить робот или зомби – кстати, мои учителя нередко называли меня этими словами, слушая мою игру. Я начала жаловаться моей маме, говорить, что скоро я брошу уроки. Но, на самом деле, я никогда не упрямствовала в этом, и мне не хватало духа просто поставить точку. А мама была довольно настойчива, и вместо того, чтобы услышать меня, наняла одного из самых дорогих учителей в Сингапуре. «Ты не должна играть дома, если не хочешь. Просто посещай эти уроки!» — говорила она.
Надо ли говорить о том, что я была одной из худших студентов, я постоянно унижалась на прослушиваниях и экзаменах, и самое главное, я все время видела вокруг куда более заинтересованных и упорных учеников, которые делали успехи. Все это страшно изматывало, в конце концов, я ужасно разозлилась и посвятила три года тому, чтобы научиться по-настоящему хорошо играть. Я прошла экзамен и забыла о своих уроках. Я не могу играть, в больших компаниях я никогда не упоминаю о том, что посещала уроки музыки, потому что не хочу выполнять просьбы вроде «Ой, а сыграй нам что-нибудь?» и т.д. Но, признаться честно, даже не смотря на все это, я не жалею ни об одной минуте, проведенной за фортепиано. Хотя бы потому, что этим занятиям я обязана своим музыкальным вкусом, своим эмоциональным и интеллектуальным восприятием музыки и своей открытостью ко всем музыкальным жанрам.
Никогда не заставляйте ребенка учиться путем запугивания, насилия или любых средств агрессии.
Вы и сами, наверняка, это понимаете. Агрессия – путь к тому, что ребенок будет несчастен, а фортепиано или любой другой инструмент не принесут ему никакой пользы. Конечно, можно воспользоваться более скользкими методами, вроде подкупа или уговоров. Это очень действенные способы, но только при условии, если вы не имеете ничего против того, что у ребенка появятся суицидальные мысли или затаившаяся ненависть к вам. Конечно, я сейчас преувеличиваю, и в большинстве случаев подобной драмы не случится. Но постарайтесь не переносить свою одержимость на ребенка, если он не проявляет никакого интереса.
Постарайтесь избавиться от любых ожиданий.
Если вы решили быть хорошим родителем, не надо ничего ожидать от вашего ребенка. Желание того, чтобы ваш ребенок здорово играл и хорошо чувствовал/разбирался в музыке, не имеет ничего общего с желанием видеть его собирающим аншлаги в Карнеги Холле – почувствуйте разницу. Постарайтесь спросить, чего ребенок сам ожидает от своих уроков, нравится ли ему, хочет ли он продолжать? Если он пока не знает, но не жалуется и не отлынивает, то просто задайте тот же вопрос спустя какое-то время. Если ребенок отвечает, что ему просто нравится тусоваться с той симпатичной девчонкой из музыкального класса или ему нравится звенящий звук струн, позвольте ему и дальше наслаждаться процессом, что бы ни было причиной этого наслаждения. Отсутствие ожиданий = отсутствие стресса и давления. Если вы обеспокоены тем, что ребенок оказывает давление сам на себя, то не торопитесь беспокоиться – в большинстве случаев это хорошо, а не плохо, это лишь означает, что мыслит он автономно и сам способен оценивать свои успехи. Если он действительно по-настоящему любит фортепиано и хочет стать величайшим пианистом в истории, то, поверьте, очень скоро он и сам прекрасно поймет, что именно он должен (и хочет) делать.
Если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к урокам и музыке вообще, старайтесь взращивать этот интерес и никогда не бросайте эти попытки.
Не позволяйте им бросать учебу, хотя бы пока они не дорастут до подросткового возраста.
Давайте признаемся, в 99% случаев дети, на самом деле, не знают, чего они хотят (и иногда, к сожалению, это тянется всю жизнь). Они могут легко сдаваться, как только появляются какие-то трудности. Так что ваша задача – это подбадривать, мотивировать, но ни в коем случае не позволять им сдаваться. Старайтесь наглядно показывать «свет в конце тоннеля» — ставьте записи хороших пианистов/гитаристов и пр. Показывайте видео с молодыми исполнителями, упоминая о том, что и они когда-то не знали, как извлечь хоть один звук. В конце концов, начните брать уроки тоже (см. предыдущий пункт), поддавайтесь ребенку в соревновании, и ему будет гораздо интереснее отрепетировать какую-либо композицию, чтобы угнаться за вами и опередить вас. Напоминайте ему, что все это делается просто для развлечения, но уж никак не для того, чтобы оправдать чьи-то ожидания. И когда ребенок повзрослеет и окончательно решит, что музыка – это не для него, он будет вам благодарен за то, что вы были рядом и поддерживали его на каждом шагу. Или же наоборот, вы будете стоять после шоу в Карнеги Холл и со слезами на глазах гордо рассказывать друзьям, что вы когда-то принимали участие в подготовке этого триумфа.