Сильная мама не навязывает ребенку мнение, которое считает правильным или удобным. Она учит чадо тому, как думать самостоятельно: узнавать информацию, выяснять разные точки зрения, а затем анализировать и делать свои выводы. Ее не пугают неудобные и сложные темы и вопросы. Она не накажет за неудачу или ошибку, ведь через это нужно пройти, чтобы чему-то научиться.
2. Выражать свое мнение
Сильна та мама, которая честна и откровенна с малышом. Того же она ждет от своего чада. Эта женщина учит ребенка высказывать свою точку зрения, анализировать свои мысли, эмоции, ощущения и не бояться открыто об этом говорить.
3. Осознавать ценность образования
Она пытается донести до ребенка, насколько важно образование, ведь оно открывает множество дорог. И речь не столько о престижной школе и отличных отметках, сколько о развитии мышления и воображения, способности грамотно выражать собственные мысли, расширении кругозора.
4. Дорожить близкими
Любовь и взаимопонимание в семье, друзья, на которых можно положиться – базовые ценности сильного человека. Детям очень нужны родители, но и родители не меньше нуждаются в детях. Сильная мама акцентирует внимание на важности взаимного доверия, готовности помогать, делиться и умении прощать.
5. Стремиться к финансовой независимости
Сильная женщина добивается независимости и самодостаточности. Те же качества она мечтает увидеть в ребенке. Способность зарабатывать деньги, рационально их тратить и достижение в итоге финансовой независимости – все это крайне важно для выживания в современном обществе, а потому в числе приоритетов сильной мамы.
6. Испытывать эмпатию
Сильной маме хватит мудрости и любви, чтобы принять ребенка со всеми его недостатками, странностями, проблемами – таким, каков он есть. В то же время она не станет отталкивать друзей, тех, кто появляется в жизни чада в определенные периоды его жизни. Доброта, понимание, сопереживание, сочувствие – эти качества очень важны, и сильная мама учит им ребенка на собственном примере.
7. Быть собой
Если мама сильная, она не пытается сломать личность своего чада. Пусть одевается, как хочет, красит волосы в странные цвета, самовыражается через украшения. Не стоит бояться путешествий, новых хобби и интересных знакомств, необычного опыта – сильная мама поддержит своего ребенка во всем этом.
8. Преодолевать себя
Главная победа – это победа над самим собой. Пусть преследуют провалы и неудачи, но важно не останавливаться и продолжать идти к цели. Сильная мама поддерживает ребенка, когда он хочет стать лучше, исправить свои недостатки. Ей важно, чтобы малыш не пасовал перед трудностями и учился самостоятельности.
9. Либо принимать обстоятельства, либо изменять их
Критика и неприятие – части нашей жизни, но сильная мама на этом не зацикливается. Обладая гибким мышлением и умея учиться, человек сможет принять практически любую ситуацию. Не нужно жаловаться, этим все равно ничего не исправишь. Есть только 2 варианта: принимать те обстоятельства, которые есть, или пытаться их изменить.
10. Отстаивать независимость
Сильную маму радует, когда ребенок самостоятельно принимает решения, не ища поддержки и одобрения окружающих, и она всячески поощряет это умение. Для нее важно думать своим умом, принимать решения независимо и нести полную ответственность за свои слова и поступки. Учась этому с самого детства, ребенок вырастет сильной, уверенной в себе личностью. Он не будет ничего бояться и сможет помогать другим – точно так же, как ему когда-то помогала его мама.
1. Уважать его душевный настрой. Бывает: то, что ребенок, говорит, родителям кажется глупостями. Но это не всегда так. Ребенок имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты ни казались взрослым. Когда-то мечты о полетах тоже многим казались сказкой.
2. Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть, то, что он хочет. Однако ему нужно объяснить, что не все желания нужно выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.
3. Дарить безусловную любовь. Дети должны чувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?».
4. Помочь ребенку почувствовать собственную значимость, через освоение самостоятельности. Можно оставить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в ребенка. Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений. Многие дети (и некоторые взрослые) не видят отличия своих решений от решений родителей.
5. Помочь понять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь: «Поражение – прекрасная возможность научиться чему-то новому».
6. Содействовать формированию положительного образа «Я». Ребенок должен знать прежде всего о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей. Говорить о своих недостатках и трудностях. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям.
7. Помогать ребенку верить в интуицию.
8. Давать выражать свои чувства открыто.
9. Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим, играет важную роль в вашей жизни.
10. Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Он не обязан абсолютно соответствовать образу, желаемому родителями. Часто ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что не может быть таким, каким они хотят его видеть. И от этого результаты его деятельности ухудшаются.
Дома и на учебе подростков беспокоят негативные мысли: «никто не хочет со мной общаться», «я — неудачник», «остальные ребята выглядят такими счастливыми», «со мной что-то не так». Исследования показывают, что школьники все чаще испытывают тревогу, а студенты вузов становятся жертвами перфекционизма и оценивают себя по нереалистичным стандартам. Педагог-психолог Эми Л. Ива объясняет, как научить детей справляться с тревогой и принимать самих себя.
В эмоциональном благополучии подростков ключевую роль играет самовосприятие. Если подросток видит себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками и преуспеть в учебе, что в свою очередь сделает его еще более уверенным и счастливым.
Улучшить самовосприятие подростков помогут следующие советы.
1. Заниматься спортом
Подросткам важно регулярно заниматься физическими упражнениями, особенно с учетом их склонности сидеть перед экраном. Исследования показывают, что физическая активность сама по себе улучшает самовосприятие детей и подростков. Кроме того, важны условия, в которых проходят занятия спортом. Подростки, которые занимаются под руководством тренера в учебном заведении или спортивном зале, демонстрируют более заметное улучшение самовосприятия, чем те, кто занимается дома.
В этом возрасте большое внимание уделяется собственной привлекательности и спортивной форме — многие подростки недовольны своей внешностью. Регулярные занятия спортом убивают сразу двух зайцев, улучшая как фигуру, так и психологическое состояние. Когда дети выбираются из дома и занимаются физической активностью, они чувствуют себя более сильными, здоровыми и способными. Вот почему так важно поддерживать и развивать спортивные программы в рамках учебного плана и за его пределами.
2. Фокусироваться на самосострадании
Фокус на самооценке заставляет подростков постоянно спрашивать себя: «чего я добился?», «достаточно ли я хорош?», «как я выгляжу на фоне других?». Психолог Кристин Нефф советует прекратить осуждать себя и сконцентрироваться на самосострадании, то есть относится к себе с добротой и принятием.
Активные, решительные, открытые, смелые дома и робкие, стеснительные, неуверенные за его пределами. Школьники в возрасте 7-10 лет по-разному переживают смену социального статуса. Как поддержать веру в себя у ребенка? Уверенность в себе — важное качество личности, которое помогает человеку успешно достигать целей, опираясь на себя и адекватную оценку собственных способностей. Уверенные в себе дети легче справляются с учебными задачами, им проще адаптироваться в новом коллективе и общаться с учителями. Они меньше зависят от внешней оценки, не боятся ошибаться. Отсутствие веры в себя часто мешает ребенку получать то, что он действительно хочет. Расскажем, что делать, если в силу внешних обстоятельств или личных особенностей к началу школы у ребенка не сформировалась вера в собственные силы.
Откуда берутся неуверенные в себе дети
Быть неуверенным в себе для младшего школьника — это нормально. Новая роль, новые обязанности, новые возможности, новые люди. Кто-то в новых условиях предпочитает активно исследовать окружающую среду. Кто-то наблюдает в стороне, перед тем как начать действовать.
Юлия Соколовская отмечает, что сравнивать себя с другими, стесняться, манерничать и кривляться в новом окружении для ребенка 7-10 лет — нормальный способ адаптироваться.
В семь лет ребенок уже личность. Именно семья формирует его представление о себе, об окружающем мире, о способах коммуникации. В школе свой семейный опыт он начинает развивать: что-то подтверждается, что-то дополняется. Оценочная система в школе начинает влиять на самооценку ребенка. С устойчивой базой ему проще выдерживать публичное оценивание знаний, проще устанавливать отношения в коллективе, проще реагировать на разное материальное положение одноклассников.
Неуверенность в себе часто влияет на то, что ребенок не обращается за помощью ко взрослому, когда что-то не понял. Не получает поддержки от сверстников. Перестает пробовать новое из-за боязни ошибки и страха осуждения. Это растет как снежный ком, который можно остановить, если значимые взрослые окажут своевременную поддержку.
На чем строится вера в себя
Самооценка ребенка начинает формироваться с трех лет. Юлия Соколовская советует с трех лет помогать ребенку чувствовать опору на себя. Можно привлекать его к домашним делам, но не для того, чтобы помочь маме. В этом возрасте не важно качество исполнения — качество придет с практикой. Важно, что мама и папа — значимые взрослые — доверяют ребенку выполнить что-то, и ребенок сам справляется с чем-то в своей зоне ответственности. Это дает ощущение «со мной все в порядке, я крут, я могу сам». В итоге к школе он уже подходит с этим ощущением «я могу, мне не надо никому ничего доказывать».
На уверенность в себе работает любая деятельность, которая помогает ребенку узнавать себя, чувствовать свои потребности. Например, карманные деньги, которые ребенок будет тратить на то, что хочет, можно давать с 3-4 лет. Важно не осуждать и не оценивать выбор ребенка. Все это дает ребенку уверенность в том, что значимый взрослый его уважает.
Когда взрослый критикует ребенка, он, как правило, не сомневается в том, что в этот момент он ребенка любит и заботится о нем. У ребенка же нет богатого жизненного опыта и умения видеть причинно-следственные связи, поэтому критика не мотивирует становиться лучше, а приводит к неуверенности в своих силах. Ребенок всегда будет примерять на себя идеализированные ожидания родителей, при том что соответствовать этим ожиданиям сложно. Вера в себя формируется у ребенка на основе веры родителя в своего ребенка, в его способность справляться со своими задачами сообразно возрасту.
Для уверенности в себе важно, чтобы человек сам оценивал свои действия как успешные. Если у ребенка нет деятельности, в которой он успешен, можно помочь ему такую деятельность найти. Поощряйте попытки, а не результат. Если ребенок доволен результатом, поддержите его. Ощущение успеха для неуверенных детей очень важно — оно окрыляет и помогает двигаться дальше.
С чего начать
Юлия Соколовская рекомендует обратить внимание на следующие аспекты жизни ребенка.
Социализация
Посмотрите, где ребенок общается за пределами дома и площадки, что он еще видит, какой у него кругозор, как он общается с другими взрослыми. Достаточно ли ему этого опыта? Какие именно сложности у него возникают? Это диалог доверия: «Мы точно на твоей стороне, не осудим, не отвернемся, какой бы ни была ситуация». Это дает ощущение, что к родителям можно обратиться за помощью, если нужно.
Ребенок растет, у него появляется новая зона ответственности — школа. Не вмешивайтесь в выполнение домашних заданий без запроса. Помогайте ребенку определить приоритеты, чтобы учеба не влияла на здоровый сон и другие сферы жизни.
Ребенку важно не терять безусловную любовь — особенно важно сохранять тактильность в отношениях. Сохраняйте контакт — свое взаимодействие с ребенком и свое присутствие рядом в делах, не связанных с учебой. Выберите что-то, что вам нравится делать вместе: смотреть кино, кататься на роликах, что-то еще. Если детей в семье несколько, проводите время с каждым ребенком отдельно, так как в зависимости от возраста у детей разные потребности.
Забота о себе
Заботясь о ребенке, помогайте ему учиться заботиться о себе. Ребенок может поддерживать чистоту в своей комнате, собирать сам портфель. Не делайте за него то, что он может и хочет делать сам. Позволяйте ребенку нести ответственность там, где он готов: где ему комфортно, где он хочет быть ответственным.
Обязанности и привилегии
Вместе с новыми обязанностями, давайте и новые привилегии: возможность позже ложиться спать, дольше пользоваться гаджетом — то, что отвечает ценностям вашей семьи. Это особенно важно, если в семье школьника есть младшие дети.
Рефлексивные вопросы для родителей
Родители для ребенка — зеркало, в котором он видит себя. От того, сколько любви и веры в себя увидит ребенок в зеркале, зависят его самооценка и уверенность в себе. Мы предлагаем вам несколько рефлексивных вопросов для того, чтобы вам было легче поддерживать ребенка в его взрослении.
- Почему мне важно, чтобы ребенок был сейчас увереннее в себе?
- Насколько неуверенность в себе мешает моему ребенку?
- Какие особенности и потребности есть у моего ребенка?
- Что я жду от ребенка? Соответствуют ли эти ожидания его особенностям и потребностям?
- Сравниваю ли я моего ребенка с другими детьми?
- Знаю ли я свои потребности?
- Как я могу позаботиться о себе и своих потребностях?
Кроме учебных задач в 7-10 лет есть задачи психики. Ваша поддержка и доверительные отношения помогают смягчить эмоциональные последствия любого неудачного опыта. Чтобы вера в себя крепла, важно, чтобы у ребенка был круг обязанностей, которые он хочет и может выполнять. Так же, как неуспешность может провоцировать неуверенность в себе, успех стимулирует ребенка расширять зоны своей ответственности и становиться более самостоятельным.
Иногда родители так боятся вырастить хулиганов и зазнаек, что частенько воспитывают зажатых и неуверенных в себе людей. Как повысить самооценку ребёнка? Очевидно, что нужно менять своё поведение. Психолог Лариса Милова рассказывает, с чего начинать.
В чём опасность низкой самооценки ребёнка
Если у ребёнка занижена самооценка, скорее всего, ему будет сложно реализоваться как личности, поскольку у него нет самого главного для полноценного бытия — ощущения себя ценным и важным, нет веры в свои силы. Если ребёнок не уверен в себе, то он часто чувствует себя хуже других, вследствие чего может попадать в неприятные ситуации.
Чтобы понять, что именно нужно менять в поведении, давайте разберёмся, из чего складывается самооценка.
Самооценка = уровень способностей: уровень притязаний
Вспоминаем школьную математику и понимаем, что если в числителе (это у нас уровень способностей) число меньше, чем в знаменателе (там у нас с вами уровень притязаний), то результат будет всегда меньше единицы, значит, самооценка будет низкой.
Если у человека низкая самооценка, то, скорее всего, у него заоблачные притязания. Когда мы говорим о детской самооценке, то притязания — это те требования, которые ему предъявляются в семье.
Причина завышенных ожиданий от ребёнка одна — его не принимают таким, какой он есть, а ориентируют на то, что, чтобы заслужить любовь и одобрение, ему нужно быть кем-то другим.
Выражаться это может в разном родительском поведении, это может быть:
- сравнение с другими детьми;
- сравнение с какими-то недостижимыми образцами для подражания;
- критика;
- игнорирование чувств ребёнка и особенностей его характера;
- недостаточное внимание к мнению ребёнка;
- неуважительная или конфликтная атмосфера в семье;
- регулярные наказания без достаточного количества похвалы и эмоциональной поддержки.
Бывает, конечно, и другой вариант низкой самооценки — когда страдают способности, вернее, никто не озабочен, чтобы их у ребёнка развивать. В этом случае ребёнок, подрастая, начинает понимать, что способности сверстников гораздо выше его, он везде и во всём проигрывает (происходит некая проверка реальности), и тогда у него, естественно, снижается самооценка.
Если родитель, прочитав несколько книг и статей, начинает замечать, что у его сына или дочери заниженное восприятие себя, то первое, что он делает — принимается хвалить ребёнка вдоль и поперёк. Как правило, толк из этого небольшой.
Что же делать и с чего начать?
Вывод напрашивается сам собой. Вариантов два:
- Увеличить уровень способностей ребёнка
- Уменьшить уровень притязаний к нему.
11 шагов для поднятия детской самооценки
1. Терпение. Первым шагом будет запастись терпением — дело это непростое, лучше идти маленькими шагами, понимая, что мы делаем и зачем. Важный показатель здесь — возраст ребёнка: чем он меньше, тем быстрее можно всё исправить. Чем старше человек, тем больше запасаемся терпением и валерьянкой.
2. Анализ. Проанализировать своё отношение к ребёнку. Какие требования и ожидания по отношению к нему уже существуют. Задайте себе вопрос: как они сформировались, и не транслируете ли вы требования родителей к вам в детстве (может, вы просто воспроизводите родительскую модель?). Если вы не можете обнаружить изъянов в своём воспитании, а ребёнок уязвим в зоне оценки себя — бегом на консультацию к психологу. Специалист побудет вашим зеркалом и поможет разобраться в проблеме.
3. Экологичность. Оздоровить, насколько это возможно, атмосферу в семье, чтобы она стала спокойной. Уважение взрослых друг к другу в семье — залог самоуважения детей.
4. Акцент на хорошем. Учитесь замечать в своём ребёнке хорошее. Проговаривать вслух это можно время от времени, а вот замечать самому — самое главное. Перестаньте критиковать и вообще следите за своими словами при общении с ребёнком.
Вызубрите наизусть фразу Януша Корчака «Детей нет, есть люди» и не позволяйте себе ничего такого, чего бы не позволили в отношении других взрослых людей
Кроме того, полезно учить ребёнка самого замечать хорошие моменты в жизни — позитивный взгляд на жизнь сильно влияет и на самочувствие и на настроение.
В помощь есть масса игр и упражнений:
- можно гулять по улице и замечать красивые моменты и детали по очереди;
- в конце дня «собирать» хорошие моменты, которые были;
- завести большую банку, куда складывать маленькие записки, когда происходит что-то хорошее (поход в кино, успех в школе, отличная игра), перечитывать их время от времени, особенно в периоды эмоционального упадка.
5. Развитие сильных сторон личности. Помочь ребёнку повысить свои реальные способности. Не ориентировать его на то, чтобы он был лучше всех, а позаботиться о том, чтобы он что-то умел делать хорошо, и самому ценить то, что он умеет. Это не обязательно успехи по математике и русскому. Это вполне может быть хорошее умение вышивать крестиком или плавание.
6. Давать ребёнку свободу выбора. Не навязывать свои решения ни в выборе одежды, ни в выборе еды и всего остального. Даже если ребёнок не привык это делать и ждёт вашей помощи, просто дайте ему больше времени, он сможет определиться. Это не про вседозволенность, а про право голоса.
7. Социализация. Отнеситесь внимательно к тому, чтобы ваш ребёнок умел хорошо общаться. Способность общаться — это навык. Значит, его можно формировать и тренировать. В помощь вам будут различные книги, игры и упражнения, сказкотерапия.
8. Работа с границами. Научите ребёнка говорить «нет» и отстаивать свои границы. Не получается самостоятельно — есть хорошие специалисты, которые умеют это делать профессионально.
9. Самостоятельность. Давайте ребёнку возможность справляться с разными заданиями самостоятельно. Не бросайтесь на помощь по «первому требованию». Вообще аккуратней с этой самой помощью. Если её много, ребёнок вырастает с ощущением собственной беспомощности. Отмечайте его достижения и старания — это поддерживает.
10. Научитесь смиряться. Если ребёнок с характером и способностями не такими, как вы нарисовали ещё до его рождения, задайте себе вопрос: вы хотите вырастить его успешным или счастливым и здоровым?
Психосоматика: что это такое и почему бывает у детей
Научитесь смиряться вообще с последствиями наличия ребёнка в вашей жизни — скорее всего, у вас будет больше хаоса и уборки по дому, меньше времени и эмоциональных сил. Успокаивайте себя тем, что такое настроение посещает не каждый день, а дети вырастают.
11. Внимание на себя. Внимательно посмотрите на себя — а что у вас с самооценкой? Здесь, как и во всех остальных случаях, работает правило: хочешь помочь другому — начни с себя.
Если возникают трудности с прививанием самостоятельности самостоятельно, обратитесь к психологу.
Недавно к нам в редакцию пришло письмо от мамы школьницы, в котором она жаловалась на то, что ее дочка не уверена в себе: боится проявить себя в школе, избегает инициативы.
Проблема, описанная нашей читательницей, не нова. Множество родителей сталкиваются с подобным: ребенок замкнут, неуверен в себе, сложно сходится с одноклассниками, не отстаивает свою точку зрения. А в дальнейшем такая неуверенность может перейти в комплексы, усложнить социальную адаптацию, помешает ему раскрыть свои способности и найти себя в жизни.
Как родители могут помочь ребенку?
Шаг первый. Разведка
Прежде всего нужно понять причины неуверенности, осознать, а для этого проанализировать, в каких ситуациях она проявляется. Следует составить список ситуаций, в которых ребенок испытывает сложность. Например, он неуверен в новой ситуации, тушуется в незнакомом коллективе, боится вступить в контакт с незнакомым человеком. Я лично знаю несколько примеров, когда непреодолимым препятствием становится покупка хлеба в палатке, потому что ребенок стесняется заговорить с продавцом.
Или послушный ребенок становится агрессивным, когда к родителям приходят гости. Он неприветлив, огрызается, ведет себя эпатажно, убегает, не идет на контакт.
Может в школе он получает плохую оценку, хотя накануне рассказывал вам весь параграф наизусть. А в классе он стеснялся выйти к доске и внятно ответить на вопрос учителя. В итоге он предпочел двойку пяти «минутам славы».
Я привела разные с первого взгляда ситуации, но они могут быть объединены одной причиной — неуверенностью в себе. И если ребенок не может пройти ситуацию самостоятельно – ему нужна ваша помощь.
Шаг два. Разговор
Начинать разбор психологической проблемы следует всегда с доверительного разговора. Я подчеркиваю – доверительного и подчеркиваю особо — разговора. Мы все считаем, что разговариваем с детьми, но не всегда действительно говорим с ними с психологической точки зрения.
В данном случае не засчитывается разговор на эмоциях после полученной двойки, разговор по дороге в школу, на бегу за завтраком или телефонная беседа. Равно как это не должен быть монолог родителя, о том, как надо и не надо поступать. Мы должны стремиться к диалогу по душам в уютной обстановке, когда сам ребенок настроен на общение. Не привязывайте беседу к какой-то провинности, малыш не должен готовиться к тому, что его будут не ругать.
Ваша задача как чуткого родителя во время беседы — понять, что заставило ребенка совершить те или иные поступки, что он думал, какие чувства испытывал. При этом в основном говорить должен он. Если ему сложно – можете начать вы: постройте гипотезу, вроде «Мне кажется, ты не любишь, когда к нам в гости приходят Ивановы» или приведите вымышленную ситуацию, о том, как вам в детстве было страшно отвечать перед доской. Такой прием должен задать доверительный тон общению.
Когда ребенок делится с вами своими переживаниями, одобряйте его слова, кивайте в знак понимания, подтвердите, что и вам было бы страшно в подобной ситуации. Ваше внимание и доверие к ребенку – уже первый шаг к тому, чтобы он стал увереннее. Ведь если за ним стоит понимающая мама – то ему уже не так страшно.
Завершите разговор положительным примером о том, как люди, боролись со своей неуверенностью. Пообещайте ему, что в подобных ситуациях он всегда может делиться переживаниями с вами.
Шаг 3. Смотрим на окружение
Теперь , когда информация от ребенка получена, можно начать анализировать внешние факторы. Почему именно такие чувства, ощущения возникают у вашего малыша? Сразу скажу, что определенная стеснительность свойственна детям – это нормально. Кто-то активно осваивает мир, стремится к самовыражению, кто-то, напротив, обращен внутрь себя. Это индивидуальные особенности личности, которые надо уважать. Но при этом ребенку с этими особенностями должно быть комфортно в социальной среде, поэтому некие моменты можно и нужно корректировать.
Итак, после разговора с ребенком можно разобрать поведение других участников сложных ситуаций. Возможно, ребенок ведет себя неуверенно не вообще, а с определенными людьми – например, с теми, у кого властный, авторитарный характер. Он может испытывать страх не перед школой, а только перед определенным педагогом. Тогда переговорите с учителем. Многие дети боятся устных ответов у доски, особенно когда педагог строг и задает каверзные вопросы. Постарайтесь найти общий язык с преподавателем, объясните, что проверяете домашние задания ребенка, уверены в его знаниях и попросите проверять их в письменной форме при возможности.
Важно также посмотреть на собственное поведение: не секрет, дети впитывают модели действий старших. Как вы встречаете новые ситуации? Будьте честны с собой: может, вы тоже отмалчиваетесь в стрессовых ситуациях или перекладываете сложные задачи на родных. Уверенно ли вы общаетесь с незнакомыми людьми? Если нет – то ребенку просто не у кого учиться уверенности, и он на подсознании перенимает вашу модель поведения, считая ее нормальной и рабочей.
Шаг 4. Помогаем
Родители – авторитет для ребенка, поэтому ему нужна ваша поддержка в сложных ситуациях, которые вы обсуждали в первом шаге. Отправьтесь с ним в магазин, специально пообщайтесь с продавцом, посоветуйтесь в выборе товара – устройте мастер-класс перед детскими глазами, чтобы малыш понял, как может быть приятно общаться с новыми людьми и что, общаясь, покупать приятнее. Если ребенок боится говорить по телефону – звоните чаще при нем по своим делам, показывая ему модели общения. Возможно, он действительно не располагает шаблонами поведения.
Если звонок нужно сделать именно ребенку (например, узнать домашние задание у друга), пропишите с ним разговор на бумаге. Этот прием часто используют менеджеры, работающие с клиентами.
Неуверенность очень часто идет рука об руку с заниженной самооценкой, поэтому детей надо хвалить и ругать правильно. Хвалить нужно не только и не столько в общем, а за конкретные действия, чтобы они понимали, в чем преуспевают. Например, говорите, что ребенок молодец, потому что помогает вам по дому и убирает свою комнату. Поддерживаете его инициативу: «Умница, что подготовил интересный реферат».
Ругать нужно тоже содержательно. Нельзя ругать в общем, чем грешат в школах. Никогда не говорите, что ребенок — бездарь, неудачник и достался вам в наказание. Забудьте про это. Правильно ругать за конкретные поступки, избегая отрицаний, которые тоже мы так любим. При этом, критикуя, важно делать акцент на ваших чувствах и ощущениях. Например, «мне было неприятно, что ты грубо говорил с моей подругой», «если ты последуешь моему совету и съешь суп, ты всегда будешь здоров и сможешь гулять с друзьями». Такая форма намного эффективнее, чем привычные «Не ходи без шапки — заболеешь», «Зачем я тебя растила – ничего хорошего от тебя не дождешься». Мамы 21 века, забываем про негатив!
И, конечно, надо развивать сильные качества ребенка, которые будут повышать его самооценку. Обязательно поощряйте те занятия, которые ему нравятся (спорт, танцы, музыка, лепка и т.д.). Даже если вы не планируете растить будущего артиста, уважайте его увлечение и не препятствуйте ему. Любимое дело приносит положительные эмоции, дарит уверенность, повышает самооценку и помогает легче переносить неудачи.