Как помочь ребенку заговорить: почему ребенок не говорит и когда бить тревогу

Как помочь ребенку заговорить: почему ребенок не говорит и когда бить тревогу

Дети учатся путём подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребёнка. Убедитесь, что вы говорите все слова чётко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребёнок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

 

  • Используйте короткие слова, простые и понятные!

 

Маленький ребёнок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?» Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

 

  • Не говорите слишком быстро!

 

Когда ваш ребёнок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

 

  • Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

 

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

 

  • Читайте ребёнку книги!

 

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребёнку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками.
Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

 

  • Ограничивайте просмотр телевизора!

 

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребёнка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.
Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

 

  • Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

 

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.
Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

 

  • Поощряйте двигательную активность ребёнка!

 

Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

 

  • Развивайте мелкую моторику!

 

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребёнку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

 

  • Исключите любые чрезмерные требования!

 

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.

Что нужно сделать чтобы ребенок быстрее заговорил: народные приметы

Как помочь ребенку заговорить: почему ребенок не говорит и когда бить тревогу

Вера в приметы — часть национальной культуры. Есть люди, которые не подвергают сомнению свои слова и действия, а большинство продолжают стучать по дереву, плевать через плечо и опережать дорогу чёрной кошке.

Каждая примета появилась не на пустом месте: рассыпал соль — к ссоре (соль была очень дорогим продуктом — попробуй рассыпь его). На угол сядешь — замуж не пойдёшь (на углу сажали непочётных гостей, а шанс выйти замуж без приданого был очень мал). Разобьёшь зеркало — жди беды (первые зеркала появились у состоятельных людей и стоили дорого, если прислуга их разбивала — её наказывали).

Мать и ребёнок очень уязвимы, поэтому их мир окутан суевериями. С помощью примет люди считали, что могут защитить себя. Какую роль выполняют приметы:

  1. Ослабляют тревожность хотя бы на время, дают самоуспокоение (выполнив простое действие, человек снижает уровень ситуативной тревоги). Присядем на дорогу — и вот в пути уже не так страшно. Постучал по дереву — плохое не случится.
  2. Воспитывает определённые черты. Есть с ножа нельзя – злым будешь (воспитывает безопасность, ответственность). Не свисти — денег не будет (воспитывает сдержанность).
  3. Выполняет функцию прогноза-предсказания будущего. Апрель с водою — май с травою. Событие плюс прогноз равно страховка от неудачи.
  4. Организовывающая функция. До рождения малыша не покупать ему предметы гардероба.

Верить или не верить в приметы — дело каждого человека. Если вы замечаете за собой одно и то же ритуальное действие и хотите от него избавиться (стучим по дереву, не передаём вещи через порог и т. д.), стоит изучить историю данной приметы. Вера в её силу может ослабляться с пониманием её происхождения.

P. S. Я считаю, что каждая мама вправе исполнять ритуалы, следовать обрядам, изготавливать обереги, если она верит, что это защищает ее детей. Главное, чтобы эти действия не вредили ребенку и окружающим. Мама должна быть спокойна, зная и веря, что ее малыш под защитой. Лично я использую красную нитку, прячу фигу в карман и плюю через левое плечо, если вижу, что кто-то смотрит на моего малыша своим «дурным глазом». Тьфу-тьфу-тьфу!)

Как помочь ребенку заговорить

В последнее время все более распространенной проблемой становится отсутствие речи у детей. Причин у этого может быть множество, но мы с вами сегодня поговорим о том, какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы ребенок начал говорить.

1. Вводить новые слова эффективнее в процессе игры и другой практической деятельности.

Не торопитесь покупать развивающие книжки с картинками, большинство слов, которые необходимы ребенку в речи, окружают его каждый день дома, на улице, в детском саду. Вам просто нужно использовать их в игре. К тому же значение слова гораздо лучше закрепляется на реальном предмете, а не на его изображении, так ребенок гораздо быстрее запомнит, что сидит на стуле за столом, а не наоборот.

2. Слова должны быть простые, они должны относится к конкретным

предметам и к действиям, которые происходят в данный момент.
Разговаривайте с ребенком как можно больше, обговаривайте с ним каждое действие, которое совершаете. (Пойдем мыть руки. Где мы будем руки? Включили кран и пошла вода. Вода какая? Мокрая, теплая? А это мыло. Какое оно? Скользкое. Руки стали мокрые, давай их вытрем. Чем вытираем руки?)

3. Во время общения с ребёнком речь взрослого должна быть эмоциональной, при произнесении слов нужно выделять голосом ударный слог и чётко артикулировать.

Так мы учим ребенка различать интонации, различать звуки речи, запоминать, как правильно произносить слова.

4. Очень важно, чтобы во время общения с малышом он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете.

Так он запомнит и правильную артикуляцию и сможет соотнести слово с предметом, который оно обозначает.

5. Не нужно добиваться от малыша механического повторения слов, поскольку его внимание ещё довольно рассеянно, и желаемого результата это не даст.

Он может быть и запомнит слово, но оно останется для него бессмысленным набором звуков, которым можно называть все, что угодно.

6. Чтобы поддерживать интерес ребёнка во время занятий, желательно подбирать такие игрушки и предметы, которые привлекут его внимание своей красочностью, формой, необычной текстурой и т. п.

Нужно дать игрушку ребёнку в руки, показать ему, какие действия можно с ней совершать. Можно спрятать игрушку на глазах у ребёнка (накрыв платком или положив под подушку) и попросить найти её. Такое обыгрывание вызовет у малыша эмоции. А мы знаем, что зачастую появление нового звука, слога, слова связано с яркими положительными эмоциями в жизни ребёнка.

7. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для вашего ребёнка.

Сопровождайте появление в речи новых слов эмоциональной похвалой, чтобы вызвать закрепление этого успеха. Любое новое слово у неговорящего ребенка, это уже хорошо, не важно как оно произносится, придет время и он научится произносить все слова правильно, а пока хвалим просто за то, что он запомнил, что собака — это бака.

8. Не стоит «давить» на малыша, заставляя его повторять новые слова.

Это может привести к такому нежелательному явлению, как речевой негативизм, который проявляется в сознательном отказе от использовании речи. Ребёнок может быть не в том настроении в данный момент. В такой ситуации лучше повторить или ответить на вопрос вам самим. Придёт время, и ваш малыш обязательно выдаст вам долгожданные слова.

Напоследок предлагаю вам забавную игру, побуждающую ребенка к тому, чтобы использовать слова.

Это шуточная игра, смысл которой заключается в том, что
взрослый задаёт малышу вопрос, подталкивая его к ответу. Например, спрашиваем: «Это мяч?» и показываем на машинку. Снова задаём тот же вопрос и показываем не на тот предмет. И только в третий раз предъявляем нужный предмет.
Играем весело, эмоционально, хвалим ребёнка, и уже в скором времени он начнёт называть предъявляемые предметы самостоятельно.

Ребенок не говорит в 2-3 года: когда бить тревогу?

О чень часто дети не говорят после двух лет, и родители начинают бить тревогу и волноваться. Особенно если на детской площадке есть ребёнок, который уже говорит и стихи читает. Или бабушка опять рассказала, что у соседки Кати ребёнок такой «умничка», так хорошо говорит, а наш внук ещё нет. Запомните: никогда не сравнивайте детей и не паникуйте!

Логопеды в этом вопросе делятся на два лагеря. Одни считают, что детям до пяти лет помощь специалистов не нужна. Другие считают, что чем раньше заниматься с ребёнком, тем лучше он будет говорить. Я отношусь к первой категории и считаю, что до пяти лет любая мама, занимаясь со своим ребенком всего 10-15 минут в день, сможет помочь ему заговорить и освоить сложные звуки. Плюс простыми упражнениями, в игровой форме, можно решить многие проблемы.

Психологи, неврологи и другие специалисты согласны во мнении, что нет чётких возрастных рамок, когда ребёнок заговорит. Но также важно вовремя заметить опасные признаки и обратиться к специалисту.

10 причин, по которым ребёнок не говорит

Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!

  1. Проблемы со слухом. Может быть снижение слуха, что создаёт трудности в формировании речи, звукоподражании и т. д.
  2. Патология органов ротовой полости: короткая уздечка, аденоиды, расщепление нёба.
  3. Нарушение работы мозга и нервной системы. Часто возникают вследствие родовой травмы и требуют контроля специалистов.
  4. Аутизм. У таких детей нет потребности общаться с окружающими детьми, с ними необходимо работать психологам, неврологам, психотерапевтам.
  5. Стресс, связанный с рождением младшего ребёнка. Часто малыш может не проявлять свои ревностные чувства, но при этом отдаляться и замыкаться. Просто после рождения ребёнка старайтесь уделять старшим детям не меньше времени, чем раньше.
  6. Недостаток внимания. Если ребёнку часто говорят: «Не сейчас», «Подожди», «Я занята», то у него пропадает желание разговаривать, делиться и идти на контакт.
  7. Генетика. Если кто-то из родителей заговорил поздно, то, возможно, и ребёнок заговорит поздно. Обязательно уточните этот вопрос у своих родителей.
  8. Темперамент. Флегматики любят созерцать, молчать, поэтому и могут заговорить позже. Про таких детей часто говорят: «Молчал, молчал, а потом заговорил предложениями».
  9. Близнецы. Часто начинают говорит позже, так как у них всегда рядом есть друг, который понимает без слов.
  10. Комфорт. Когда ребёнка понимают по жестам и звукам и дают то, что он просит без особых усилий.

Есть стереотипное мнение, не обоснованное научными исследованиями, что мальчики говорят позже девочек. Однако развитие речи зависит от множества факторов, перечисленных выше, и не зависит от пола ребёнка.

Когда родителям бить тревогу

Поводы для обращения к специалисту:

  • Несоответствие физического развития возрасту (маленький или большой рост, вес, пассивный образ дня и поведение).
  • С 4-5 месяцев ребёнок не реагирует на близких улыбкой, звуками, оживлением.
  • После 6 месяцев ребёнок не гулит.
  • После полутора лет ребёнок не реагирует на простые просьбы, например, продать игрушку.
  • После двух лет лексикон состоит из менее 20 слов, ребёнок не может показать пальцем предметы, называемые родителями.
  • После трёх лет ребёнок не знает части тела, простые бытовые предметы.

Прежде чем обратиться к специалисту, мама должна понаблюдать за ребёнком какое-то время. Очень часто малыш не говорит или что-то не делает из-за плохого настроения или самочувствия, дискомфорта. Поэтому важно тщательное наблюдение, чтобы точно понять причину отсутствия речи. И самое главное – не сравнивать его способности с окружающими детьми и делать выводы по разовым примерам.

Развитие речи у ребенка: как его ускорить

Как помочь ребенку заговорить: почему ребенок не говорит и когда бить тревогу

Все детки развиваются по-разному. Одни уже в 2-3 года читают короткие стишки наизусть, а другие используют всего несколько слов. Если ваш малыш относится ко второй группе – не стоит переживать раньше времени. При наличии хорошего пассивного словарного запаса (слова, которые ребенок понимает) можно ускорить появление речи у малыша. Главное, мотивировать ребенка общаться при помощи слов, словесно выражать свои желания. Предлагаем 8 полезных советов, следуя которым вы добьетесь отличных результатов в речевом развитии.

Совет № 1: Ешьте любимое лакомство малыша в его присутствии и не предлагайте ему попробовать. Когда ребенок видит в поле зрения любимую вещь или еду, он ищет оптимальный для него способ попросить: показать с помощью жеста, использовать слова или простые фразы. Например, если ребенок показывает на конфету с просьбой дать ему одну, научите его произносить слово «конфета» или изобразить звук, который будет означать конфету. Малыш должен выразить свою просьбу словами. Если он продолжает показывать на конфету, возьмите его за руку и помогите правильно вербализировать просьбу. Только после этого дайте ребенку конфету. Конечно, конфета выступает здесь лишь в качестве примера. Давать сладости маленьким детям всё же не рекомендуется. Вместо сладостей могут быть вкусные фрукты, несладкое печенье, сок и другие продукты, которые действительно нравятся ребенку.

Совет № 2: Играйте с любимой игрушкой ребенка и не делитесь с ним. Например, если ребенок любит лепить из пластилина, научите его говорить «пожалуйста» или «играть», когда он хочет, чтобы вы дали ему пластилин. Если он уже знает одно из этих слов – научите его связывать два слова в фразу: «играть пожалуйста».

Совет № 3: Во время приема пищи давайте ребенку маленькую порцию, чтобы он попросил добавки. Если ребенок никак не выражает просьбу – помогите ему произнести «еще» или выразить свою просьбу звуком, имитирующим это слово.

Совет № 4: Ограничьте доступ ребенка к игрушкам и еде, а также выход на улицу для того, чтобы он попросил дать ему игрушку или выпустить на улицу. Также можно положить высоко или запереть на замок любимые вещи ребенка.

Совет № 5: Играйте с ребенком в игры, в которых нужны два участника: бросайте друг другу мяч или катайте машинку. Когда наступит ваша очередь, подождите, чтобы ребенок выразил требование. Для этого он может произнести слово «мяч», если это для него слишком сложно – звук «м», имитирующий это слово. Если ребенок уже может произносить слова – научите его выражать просьбу фразой: «мяч, пожалуйста» или «дай мяч».

Совет № 6: Держите вещи в коробках, которые плотно закрываются. Когда ребенок захочет печенье, дайте ему его вместе с коробкой. Ребенок не сможет её открыть и отдаст её вам обратно с просьбой о помощи.

Совет № 7: Используйте заводные игрушки или другие игрушки, с которыми ребенку будет сложно обращаться. Заведите игрушку и дайте её ребенку. Когда завод закончится, ребенок вынужден будет попросить вас о помощи. Научите малыша использовать для этого слова или звуки.

Совет № 8: Пускайте мыльные пузыри вместе с ребенком. Когда наступит очередь ребенка, плотно закрутите крышку. Подождите, пока ребенок словами или звуками попросит вас открыть её.

Используйте эти маленькие уловки, чтобы мотивировать ребенка больше говорить. Это убедит его в важности общения. Он быстро поймет, что для того, чтобы выйти на улицу, ему необходимо сказать «на улицу» или попросить с помощью звука, а плач в такой ситуации не поможет. Важно быстро реагировать на просьбу ребенка, чтобы он лучше усвоил её необходимость. Поэтому позаботьтесь заранее, чтобы печенье было под рукой на случай, если малыш попросит еще одно.

Если он просто показывает рукой на то, что он хочет, или впадает в истерику – не обращайте на это внимания или объясните, что вы не понимаете его просьбу. Затем покажите на примере, как правильно выражать свою просьбу.

Естественно, всё это необходимо делать с терпением и любовью. Когда ребенок увидит, что он научился говорить о своих просьбах и получать то, что хочет, это воодушевит его продолжать осваивать речь в дальнейшем.

Родителям на заметку

Речь не является врождённой способностью, а формируется вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Её развитие, во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни.

Начинать общение с ребёнком нужно ещё тогда, когда он находится в утробе матери. Начиная со второго триместра беременности, малыш слышит всё, что говорит ему мама. Поэтому маме необходимо разговаривать со своим малышом, читать ему сказки, петь песенки.

Когда ребёнок рождается, он уже может произносить первые звуки, пройдёт ещё немного времени и ребёнок начнёт произносить и первые слоги. Развитие речи у детей начинается с момента появления на свет и длится до 6-7 лет.

Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. Родители смогут помочь своему чаду в речевом развитии, соблюдая не сложные рекомендации:

-речевое воспитание должно совершаться на родном языке (усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи может быть для ребёнка трудной задачей и привести к дальнейшим нарушениям в речи);

— с ребёнком нужно разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг (падают листья, дует ветер, лает собака и т. д.), читать книжки;

— обязательно называть вещи своими именами: не БИ-БИ, а МАШИНА; не НЯМ-НЯМ, а КУШАТЬ и т. д.;

-следует говорить короткими предложениями, выделяя между ними паузу;

— нельзя говорить с ребёнком скороговоркой;

— называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке;

— важно повторять одни и не же слова много раз, до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведёт. Не стоит учить ребёнка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймёт, пока не увидит;

-не нужно говорить с ребёнком, когда он этого не хочет или устал;

-нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развёрнуто и медленно, чтобы ребёнок понимал каждое слово;

— не следует угадывать желание малыша и давать ему всё, на что он показал молча пальцем. Заставлять его называть предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребёнок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно;

-если ребёнок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить;

— нельзя, забавляясь, копировать речь ребёнка(«сюсюкаться»), т. к. аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребёнку бывает необходимо специальное корректирующее обучение у логопеда;

— при общении с ребёнком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушивать малыша и правильно ему ответить.

Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить.
Недостаток стимулирующего воздействия взрослых, неизбежно приводит к необратимым последствиям, и у ребёнка не формируется та база, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность, в том числе и речь. А упущенное в этом возрасте, позже наверстать бывает крайне сложно.

Логомаг

Как часто я слышу от родителей вопрос: «Пить ли нам. (тут в основном называется какой-либо ноотроп)». Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений: 1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 2) логопед может порекомендовать обратиться к неврологу для назначения медикаментозной поддержки коррекционного процесса; 3) эффективность медикаментозной поддержки зависит во многом от параллелизации с логопедическими занятиями, таким образом, эффект будет наилучшим от одновременного приема препаратов и занятий; 4) к сожалению, существуют стандартные схемы лечения детей с F.80, зачастую не имеющие ничего общего с конкретным случаем, в связи с этим стоит рассматривать различные варианты гомеопатического, натуропатического лечения.

Однако, бояться принимать ноотропы все же не стоит. В большинстве случаев при сочетании с логопедическими занятиями они все же влияют на положительную динамику. Чтобы не бояться, нужно знать. Давайте рассмотрим, какие препараты чаще всего назначаются неговорящим детям, и каково их действие.

В большинстве случаев, препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos — мышление, разум, интеллект; tropos — поворот, направление). По определению ВОЗ, ноотропные препараты — это средства, оказывающие прямое активирующее действие на ЦНС, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии (кислородному голоданию — наиболее частая причина отсутствия речи) и токсическим воздействиям. Их общее свойство — действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.

В настоящее время для неговорящих детей используются следующие нейротропные средства:

1) производные пирролидона: пирацетам и др.;

2) производные пиридоксина: Биотре­дин, Энцефабол;

3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;

4) препараты, усиливающие холи­нер­ги­ческие процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;

5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;

6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;

7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал и др.);

8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);

9) витаминоподобные средства (Идебе­нон, Магне В6 и др.);

10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);

11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);

12) витамины группы В (Нейро­мультивит и др.).

При повышенной возбудимости ЦНС предпочтение отдается препаратам без возбуждающего эффекта (Пантогам, Пикамилон, Глицин, Фенибут, Кортексин, Церебрум композитум, Мексидол, Энцефабол, Фезам) или сочетание ноотропа с седативным средством (Нервохель, Валерианахель, Лецитин, Магне В6 и др.). В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов.

В любом случае, необходимость и возможность приема тех или иных препаратов определяет невролог, НЕ логопед.

Запуск речи у ребенка: на что обратить внимание родителям?

У каждого ребенка свой темп развития! Если к году ребенок не говорит свои первые 10 слов (учитывайте возраст с поправкой на срок недоношенности) – это не катастрофа. Главное, вы должны видеть прогресс в развитии речи!

Если прогресса нет (ребенок не гулит, не говорит совсем, к 9 месяцам не реагирует на звуки и свое имя), важно обратиться к неврологу, сурдологу. Основная речевая работа происходит в мозге, врачи могут назначить УЗИ – нейросонографию, проверят слух. Еще одна из возможных причин отсутствия речи – нарушенный тонус мышц лица, языка, проблемы с органами дыхания. Нужно разбираться.

КОГДА обращаться к логопеду?

Если речи нет совсем, до 3 лет ждать нельзя. Если кроме речевых у ребенка проблем возникают еще двигательные проблемы, также не откладывайте визит к специалистам, в первую очередь – к неврологу. Начинать занятия с логопедом можно уже в год – логопедический массаж, артикуляционная гимнастика могут дать толчок к развитию. НО логопедические методики лучше всего работают в комплексе.

Между 2-3 годами у ребенка должны появляться первые предложения: «Мама, дай», «Папа, иди». Ребенок начинает компоновать слова. Если к 3 годам такие фразы есть, но слова плохо связаны между собой, их трудно понять – обязательно обратитесь к логопеду.

Ребенок 2-3 лет учится, познает мир через физкультуру, поэтому старайтесь его максимально физически развивать. Это очень полезно для речи.

ПУСТЫШКА, БУТЫЛОЧКА мешают развитию речи?

Если ребенок несколько раз в день сосет бутылочку, никакого влияния на развитие речи это не окажет. Если пустышка во рту все время – это может привести к задержке в развитии речи, ребенок попросту не будет знать, как пользоваться своим речевым аппаратом. Учите малыша есть с ложки, облизывать, пить через трубочку, из кружки – максимально используйте рот ребенка в быту.

КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА мешает ребенку заговорить?

Может мешать, а может не мешать. Наиболее частая проблема, связанная с короткой уздечкой проблема – отсутствие верхних звуков: Л, Р и шипящих, неполное выговаривание. Могут помочь логомассаж и занятия на верхние звуки. Если случаи, когда без хирургического вмешательства не обойтись.

ПОТЕШКИ полезны?

Любая речь от мамы будет положительно сказываться на развитии ребенка. Не нужно учить наизусть тонну потешек и целый день рассказывать их ребенку, достаточно 2-3.

Развивайте малыша всесторонне: это и касается и пирамидок-кубиков, и других занятий. Если позволяет погода – не ленитесь гулять на улице. Надувайте с ребенком мыльные пузыри, высовывайте языки, облизывайте тарелку – ребенок от этого не станет невоспитанным. Не бойтесь смотреть вместе с ребенком в зеркало, разговаривайте с ним. Ребенок понимает речь эмоциональную, не быструю. Если рассказываете потешку, поете песенку, делайте это медленно, понятно, с использованием мимики, жестов.

Специфические расстройства развития речи и языка у детей

При специфических расстройствах развития речи ребенок использует звуки ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при этом имеется нормальный уровень речевых навыков.

При этом ребенок имеет нормальный слух, адекватное умственное развитие, правильно развитый артикуляторный аппарат и нормальные условия владения языком.

Признаки специфических расстройств речи у детей:

  • Поздно начинают говорить (первые слова могут появится только в 2 года)
  • Лексическая бедность языка (плохо усваивают слова)
  • Сложность восприятия длинных предложений (особенно при быстром темпе), поэтому сами дети чаще выражаются короткими предложениями
  • Трудности в чтении и письме

Группы риска:

  • родовая травма
  • гиперактивные дети
  • нарушение поведенческих реакций
  • часто болеющие дети

Это может быть связано с абсолютно разными органами.

В постановке правильного диагноза обычно участвуют специалисты: невролог, логопед, психолог, остеопат. Как правило к остеопату такие пациенты попадают уже обследованные. При необходимости врач назначает необходимые обследования.

Основные симптомы: задержка речевого развития и неправильное произношение звуков.

По статистике распространенность расстройства составляет около 10% среди детей в возрасте до 8 лет и примерно 5% – в возрасте старше 8 лет, причем у мальчиков встречается в 2—3 раза чаще, чем у девочек.

Остеопат

На первом приеме врач ищет причину, что не так в организме: проводит визуальный осмотр, специальные мануальные тесты. Определяет проблему, находит неподвижность, ограниченность движения суставов, костей. Причин может быть множество. У людей с одинаковыми симптомами оказываются совершенно разные проблемы.

Каждая остеопатическая методика подбирается индивидуально, в зависимости от проблемы, возраста, особенностей организма пациента.

Методики остеопата:

  • артикуляционные (работа с суставами)
  • мягко-тканные (работа с фасциями – соединительными мышечными оболочками — движением рук врача, приводит к расслаблению тканей)
  • мышечно-энергетические техники (пациенту нужно двигаться, поворачиваться по алгоритму, заданному врачом)

Эти методики способствуют притоку крови, улучшению поступления питательных веществ, кислорода, выводу продуктов метаболизма, очищению.

Один сеанс остеопата длится от 30 минут до часа, периодичность раз в 10-14 дней. Количество сеансов определяется индивидуально с врачом, в среднем бывает достаточно 5-10 процедур с разной периодичностью.