Как помочь ребенку стать самостоятельным

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и состоявшимся в жизни, помочь ему обрести самостоятельность и воспитать в нем навыки самоорганизации. Подростковый период — как раз то время, когда закрепляются основные социальные роли, начинает появляться чувство и образ взрослости, тенденции к самостоятельности. Становление в обществе происходит в своеобразной борьбе за независимость, где ребенок утверждается и познает себя в социуме. Как могут в этом помочь близкие, рассказала психолог филиала «Тропарево-Никулино» семейного центра «Доверие» Виктория Стальнова.

Предоставляйте больше выбора. Чувство уверенности, способность полагаться на себя, анализировать ситуацию и способы поведения — это одни из немногих черт автономности, которые помогут развивающемуся ребенку справляться с жизненными ситуациями и добиваться успехов. Даже при планировании таких вопросов, как что приготовить на ужин, предоставляйте своему ребенку право выбора.

Помните о важности личного пространства. Несомненно, образ родителей и взаимодействие с ними становится достаточно значимым в подростковом возрасте. Но важно помнить, что ребенку нужно личное пространство для получения навыка выстраивания границ в общении. Постарайтесь освободить от излишнего контроля свое чадо. Если у ребенка есть отдельная комната, то при входе в нее стоит постучать. Также не стоит настаивать на откровенных разговорах: ребенок поделится секретами, когда посчитает нужным.

Ребенок должен понимать, что вы ему доверяете. Выстраивая общение, помните, что вы ведете беседу уже со взрослым человеком, желающим высказать мнение и поступить по-своему. Когда вы не контролируете ребенка на каждом шагу, общение становится более доверительным, он приобретает самостоятельность и реализует ее в своем окружении. Держите у себя в голове мысль, что ребенку можно доверять и он не совершит чего-то ужасного, и тогда интерес поделиться с вами будет исходить уже от него.

Поощряйте самовыражение ребенка. Благоприятные отношения с родителями, значимым окружением помогают проявлять свои истинные качества, отстаивать позицию, принимать осознанные решения. Поощрение выбора и теплые эмоциональные отношения с ребенком помогают ему самовыражаться в интересующей деятельности, чувствовать уверенность в своих действиях, проявлять ответственность и коммуникабельность в близком социальном окружении. Если вдруг подросток решил надеть костюм самурая или покрасить волосы в синий цвет, то ваша критика может породить неуверенность в себе. Вместо этого попробуйте найти с ним альтернативное решение.

Ваши утверждения должны быть последовательными. Дети негодуют, когда точка зрения родителя быстро меняется. Как в таких условиях может сформироваться такое важное качество, как целенаправленность в деятельности? Каждое ваше утверждение должно носить структурированный характер, чтобы смысл доносился целиком. Общение в семье ориентирует на приобретение собственных идей и взглядов на жизнь. Такие ориентиры не должны стать противоречивыми и контролирующими со стороны родителей, взаимодействие и помощь ребенку помогут ему стать самостоятельным, достичь успеха в социальной жизни.

Никогда не поздно. Даже если ребенок зависим от вашего мнения, не выражает самостоятельного интереса к каким-либо делам или не знает, как действовать в сложившихся с ним ситуациях, не стоит отчаиваться.

Квалифицированные специалисты столичных семейных центров предлагают пути решения. Во многих центрах действуют подростковые клубы, где проходят тренинги, в том числе на выработку социальных навыков, помогают улучшить адаптацию.

Казалось бы, что может быть желаннее для родителей, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: «хотелось бы, чтобы мой ребенок был более самостоятельным — сам одевался, сам ел, сам себя развлекал». Но на практике часто так не получается.

Мы всячески стараемся оберегать детей, создавая им тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, не осознавая, что этим мы оказываем им медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Не делайте работу за детей!

Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.

Поощряйте самостоятельную игру

Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.

Разрешайте допускать ошибки
Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».

Хвалите за проявленную инициативу
Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.

Не вмешивайтесь в каждый шаг
Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.

Воспринимайте детей всерьез
Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.

Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий:
низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.

Вводите в курс взрослых дел
Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете
показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.

Закрепляйте домашние обязанности
Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.

На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка. Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.

Чтобы ребенок стал самостоятельным, нужно регулярно поддерживать его порыв «я сам». Правда, это не всегда просто: то он ничего не хочет делать без «инструкции», то делает, но как-то не так. Разбираемся, какие шаги помогут прийти к грамотной родительской стратегии.

О чем эта статья:

1. Установить разумные ожидания

«Я в твои годы сама стирала, прибиралась, делала уроки, да еще и за младшим братом присматривала, а ты. » — с укором сообщаем мы детям, когда за час после пробуждения не сделали ничего, кроме скроллинга соцсетей.

Часто мы требуем слишком многого. Удивляемся, что сын не умеет завязывать бантик, хотя видим, что все его кофты на молниях, а обувь — с системой быстрой шнуровки. Возмущаемся, что дочь не умеет ничего готовить, при этом сами постоянно заказываем домой готовую еду.

Перед тем, как чего-то требовать от детей, было бы здорово задуматься над двумя вопросами:

  • Был ли у них шанс этому научиться? Создали ли мы условия, чтобы дочь готовила еду, а сын — легко завязывал бантик. И объяснили ли, зачем это нужно и при каких обстоятельствах может пригодиться.
  • Эта задача соответствует способностям ребенка? Пятилетнему ребенку трудно заснуть самостоятельно, а десятилетний еще не владеет тайм-менеджментом и не знает, как планировать свой день. И это нормально.

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

2. Очертить сферу деятельности

Чем больше в нашей жизни «умных» помощников с искусственным интеллектом, тем менее ценны обычные бытовые навыки: помыть за собой кружку, а не поставить в посудомойку, протереть пол тряпкой, а не роботом-пылесосом.

Но такие задачи как-раз могут быть полезны: через них ребенок ощущает свою значимость и причастность к порядку и уюту в доме. Обсудите, какую миссию ребенок хочет взять на себя: поливать цветы, кормить кошку или следить за наполнением мусорной корзины.

Чтобы узнать больше о том, как не испортить будущее ребенка, помочь полюбить учебу, воспитать самостоятельность и перестать волноваться за него в интернете, смотрите бесплатные записи интерактивного фестиваля Skysmart и ВКонтакте. Психологи, медийные родители и их успешных дети делятся опытом и лайфхаками.

3. Освободить от контроля — позволить делать выбор

Суперспособность каждого родителя — многозадачность. Они помнят почти все и постоянно перепроверяют себя и других: выучил ли ребенок стих по английскому, купил ли контурную карту, высохли ли кроссовки для физкультуры.

На самом деле у тотального контроля больше минусов чем плюсов. Вот, например, в исследовании про мотивацию выделили три принципа, которые ее развивают:

  • Автономия: ощущение, что я сам решил сделать домашку
  • Компетентность: чувство, что я мастер по мытью посуды
  • Потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Петей на одной волне, он мне отправляет классный мемчик, и я ему в ответ — свою реакцию

Кроме того, уже доказали, что чем больше контроля вокруг человека, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.

Самоощущение ребенка играет важную роль: есть ли у него то самое чувство «я могу» и свобода действовать без проверки. Взрослые могут этому способствовать: «Я вижу твой рисунок. Ух ты, такие приятные цвета! Да, попробуй еще смешать другие краски. Покажешь свои работы на моем дне рождении? Все гости удивятся, а мне будет приятно. »

4. Дать время на свободную игру

Кажется, что для полноценного развития детей нужно составить плотное расписание занятий: школа, кружки, секции. Психологи считают по-другому: они уверены, что такие качества, как независимость и стойкость перед неудачей формируются в обычной игре во дворе. Проще говоря, гоняясь за мячом с соседскими ребятами, ребенок не деградирует, а совсем наоборот — учится работать в команде и укрепляет психику.

Профессор психологии и автор книги «Свобода учиться» Питер Грей заметил любопытную закономерность: чем меньше у детей времени на свободную игру, тем выше в обществе уровень детской депрессии и тревожных расстройств.

Именно в игре дети могут почувствовать свою силу и управлять ходом событий: принимать решения и идти на риск.

5. Позволить ошибаться и поддерживать

Переживать за ребенка — естественно. Не каждый родитель сможет молча наблюдать, как сын изучает карбюратор, а дочь переливает кипяток. Однако, если постоянно показывать свои тревоги, мы рискуем переборщить и дать ребенку ложное послание — что не доверяем и считаем, что он не справится.

Больше уверенности! Можно не только доверять ребенку, но и поощрять его за порыв сделать что-то сложное самостоятельно. Если ребенок вызвался помочь собрать кухонный гарнитур — дайте ему право на ошибку, особенно, если он делает это впервые.

Нашу личность формируют наши действия, а фразы вроде «Ну что ты же натворил!» или «Руки не оттуда растут!» точно не помогут стать увереннее и повзрослеть. Наоборот, ключ к успеху — в поддержке: «Я вижу, как ты стараешься. Попробуй перевернуть инструкцию» или «Что-то уже получается. Хочешь продолжим вместе?».

6. Научить решать проблемы

Проблемы — это ситуации, которые вызывают негативные эмоции и вынуждают что-то предпринять, чтобы их решить. Кажется, если в твоей жизни совсем нет проблем — ты счастливчик. На самом деле, секрет успеха — в нашем отношении к жизненным неурядицам. И это как раз то, чему следует научить ребенка — относиться к проблемам, как к части жизни, которая дает новый опыт, а иногда даже помогает стать лучше.

Отключили горячую воду

Нагреть холодную воду в чайнике, проверить объявления в подъезде, позвонить в ЖЭК

Быть внимательнее с объявлениями, общаться с соседями, поставить водонагреватель

Подружка распустила неприятный слух, и теперь в классе с ребенком никто не разговаривает

Поговорить с подругой (ребенку): поделиться своими чувствами и спросить, что случилось

В школе преподаватели используют специальную технику, чтобы научить детей грамотно подходить к проблемам. Родители тоже могут ее использовать. Например, помочь ребенку определиться с целями на учебную четверть, найти препятствия, которые могут помешать и обсудить, как их избежать.

После такого доверительного разговора ребенку будет проще делиться своими переживаниями и все чаще справляться со сложностями самостоятельно.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Родители сегодня очень вовлечены в жизнь детей: они делают вместе со школьниками домашку, выбирают для них курсы и дополнительные занятия, всюду сопровождают. С одной стороны, это здорово: ребёнку нужны помощь и поддержка взрослых. С другой — не все родители готовы вовремя отпустить контроль и доверить ребёнку принимать решения. В блоге школы WIDE рассказывают, как воспитать самостоятельного человека.

«Мы будем сдавать английский и обществознание, попробуем поступить в Высшую школу экономики. Надеюсь, пройдем», — недавно сказала мне мама семнадцатилетнего выпускника Саши. Мне всегда казалось, что родители такое вот «мы» перестают использовать, когда ребенок выходит из младенческого возраста. Мы же все слышали классическое «У нас вчера первый зубик прорезался» или «Мы вчера всю ночь плакали — колики». Такие фразы я еще могу понять. Но когда это «мы» используют в отношении взрослых уже детей, становится как-то не по себе. Когда услышала эту фразу от мамы выпускника, я задумалась: чему же сегодня должна научить детей школа?

Говорят, главное преимущество школы перед семейным образованием — социализация. Именно в школе, мол, ребенка приучают жить и работать в коллективе. Мне этот довод в пользу офлайн-образования весомым никогда не казался. Каждый день в течение 11 лет куда-то ходить только ради социализации? Неубедительно. С тем же успехом ребенок мог бы учиться дома и социализироваться в выходные дни — в компании, которая была бы ему приятна, не сталкиваясь с буллингом и другими — к сожалению, нередко встречающимися в школе — социальными неприятностями.

Так что же все-таки делает школу незаменимой? Мне кажется, наряду с другими задачами — образованием и воспитанием учеников — школа должна помочь ребенку стать самостоятельным, научить его решать возникающие проблемы и принимать решения. Ребенок становится самостоятельным постепенно: в первом классе его учат не забывать записывать домашнее задание, во втором — помнить о концерте, на который надо прийти в парадной форме, потом — записываться в кружки и выбирать лагеря по интересам, планировать свое время, выбирать экзамены на ЕГЭ и вузы для поступления.

Воспитывать самостоятельность можно по-разному: поставить двойку за невыученный стих или дать возможность исправить ошибку. Чувствуете разницу? В школе WIDE мы требуем, чтобы дети сами несли ответственность за учебу: записывали домашнее задание и готовились к урокам. Учеников «подстраховывают» и электронный журнал, и многочисленные напоминания классного руководителя и тьютора, и, конечно, «второй шанс» после каждого «провала». Родители, конечно, стремятся помочь, но мы всегда просим дать школьникам возможность совершать ошибки.

Сделать это у родителей получается не всегда. Поэтому я записала 5 советов, которые помогут начать воспитывать в ребенке самостоятельность.

1. Без гиперопеки

Для начала можете передать школьнику ответственность за его внешний вид. Пускай учится следить за прической, видеть, что кроссовок надет не на ту ногу, и понимать, когда форму с физкультуры пора стирать. Бесконечно поправляя выбившуюся прядь волос, сползшие колготки, подсказывая, напоминая, предупреждая, вы добьетесь идеально выглядящего ребенка, который без вас никогда и ничего не сможет сделать.

2. Избавьтесь уже от этого «мы»

Очень важно, чтобы родители понимали: ребенок — отдельная личность! И да, местоимений «он» и «она» это тоже касается: говорить о ребенке в третьем лице, когда он стоит рядом, — значит наглядно демонстрировать, что его мнение тут никто не спрашивает, сейчас говорят взрослые. Ваша задача — вселить в ребенка уверенность, что вы ему доверяете, считаете ответственным и взрослым человеком.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

3. Дайте возможность справиться с трудностями

Это касается всего: и надевания колготок, и выполнения домашнего задания. Конечно, сделать самому — быстрее и проще. Да и получится, конечно, лучше. Но ребенок так и не научится натягивать колготки, если вы до 10-го класса будете ему с этим помогать. Естественно, поначалу завязать шнурки или самостоятельно делать проекты будет тяжело, но «мы все учились понемногу». Само собой, это не значит, что надо отказывать в помощи, если вас о ней просят.

4. Научить планировать

Тайм-менеджмент важен для школьника. Например, дети, которые ходят на дополнительные занятия, обычно успевают куда больше, чем их сверстники, посещающие только школу. Дети, чей день четко распланирован, понимают, как организовать своё время. Здесь главное — не самому составлять расписание, а делать это вместе с ребенком. Со временем не вы будете напоминать школьнику, что «до выхода осталось 10 минут», а он вам: «Мам, тренировка через час, а ты не готова!»

Как помочь ребенку стать самостоятельным

5. Разрешите мечтать

Неожиданно, да? Казалось бы, где мечты, а где ответственность! Но только мечтая, ребенок сможет по-настоящему понять себя и свои стремления. Расскажите, что достигнуть желаемого можно только с помощью страданий и труда. Хочешь стать дирижером? Надо научиться играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, развить музыкальный слух, постоянно слушать музыку, знать композиторов и их произведения и так далее. Возможно, эти детские мечты так и останутся приятным детским воспоминанием. Зато знания, которые он приобретет в погоне за мечтой детства, точно ему пригодятся!

Некоторые родители предпочитают переделать за ребенка все, что они могут, но это самая настоящая медвежья услуга. Возможно, таким образом вы продемонстрируете свою любовь, но дети привыкнут к такой заботе.

Поэтому лучше разрешать ребенку допускать ошибки и делать что-то неправильно. Благодаря этому он сможет обучаться на личном опыте.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Обучайте

Выполнять за ребенка его обязанности не нужно, но всегда можно подойти основательно к процессу обучения. Старайтесь раскрыть свой педагогический талант, чтобы завлечь и заинтересовать детей.

Если ребенок будет демонстрировать хорошую склонность к обучению, то это станет важным шагом на пути к независимости и самостоятельности, отмечают эксперты.

Не подавляйте

Иногда родители слишком активно «нависают» над детьми, ругая их за ошибки, высказывая сомнения в их способностях и принимая за них все возможные решения.

Такой подход угнетающим образом действует на детей. Поэтому стоит давать ребенку больше свободы, чтобы он мог развиваться самостоятельно.