Как помочь ребенку стать более общительным

Потребность в общении возникает у малыша практически с рождения. А вот разовьется ли она в такое важное в жизни качество как «общительность» — зависит от родителей.

Уже в два месяца ребенок радостно реагирует на появление взрослого — улыбается, гулит, активно двигает ручками и ножками. По этой реакции (ее называют «комплекс оживления») можно судить о рождении первой поистине человеческой потребности — потребности в общении.

Исследования, проводившиеся на младенцах, показали, что малыши с удовольствием рассматривают человеческое лицо и явно отличают его от маски. В недавнем эксперименте Йельского университета детям в возрасте от 6 до 10 месяцев показывали кукольное представление, в котором были добрые и злые персонажи. Ученые отметили, что дети с удовольствием наблюдали за добрыми персонажами и проявляли беспокойство по отношению к злым. Раньше считалось, что эмоциональное, интуитивное понимание человеческих отношений присуще детям постарше. Но мы можем сделать очень многое для того, чтобы помочь новорожденному приобрести навыки общения.

Не упрекайте ребенка в застенчивости и не высмеивайте: он еще больше замкнется в себе.

Счастье — залог человечности

Хорошие мамы и папы склонны корить и упрекать себя за несдержанность, которую иногда проявляет любой родитель в общении с малышом: накричав, а тем паче шлепнув ребенка, они мучаются и считают себя несостоятельными воспитателями. Конечно, как взрослые люди, мы должны уметь владеть собой, иначе чем же мы отличаемся от неспособных контролировать себя в силу возраста детей? И все-таки даже неловкие воспитательные маневры сгладятся и забудутся, если общий фон наших отношений с малышом — радостный и ласковый. Для развития и становления души крайне важно восприятие изменений, происходящих в ребенке, даже тревожных или явно негативных, — с надеждой. Надеждой на то, что обязательно вырастет хорошим человеком и все недостатки выправятся.

Страх общения

Приблизительно в возрасте 8−12 месяцев у большинства детей проявляется сильная застенчивость по отношению к незнакомым людям: малыш прячется за маму, просит срочно взять его на руки или плачет. Боязнь постепенно проходит после полутора-двух лет. Несмотря на то что страх затрудняет общение, его можно считать хорошим знаком — это сигнал, что у ребенка формируется привязанность к маме, крайне важная для становления психики. Кроме того, то, что ребенок отличает своих от чужих, считается одним из показателей нормального развития.

Подготовьте своих гостей. Расскажите им, что ребенок стесняется незнакомых, и попросите говорить сначала с вами, а потом уже подходить к малышу. Объясните, что малыш должен немного привыкнуть к ним.

Всегда оставайтесь на виду. Когда вокруг новые люди, убедитесь, что у ребенка есть возможность постоянно видеть вас или папу. Если вы находитесь в поле зрения ребенка, он в любой момент может встретиться с вами взглядом, взять за руку и почувствовать себя в безопасности.

Используйте в качестве поддержки игрушку или любимую книжку. Попросите вашего гостя сказать: «Смотри-ка, это твой мишка. Хочешь поиграть с ним?» Это поможет ребенку сосредоточиться на привычной для него вещи.

Смотрите на «незнакомцев» глазами ребенка. Малыша может испугать любой человек, с которым он не видится постоянно; даже дедушек и бабушек, приезжающих нечасто, малыш может просто забыть. Установите для себя правило: сначала успокойте малыша и только потом — ваших гостей. Возьмите малыша на руки — знакомиться с новым человеком, имея возможность периодически уткнуться в мамино плечо, значительно легче.

Давай поговорим!

Задолго до того, как ребенок произнесет свое первое слово, он уже «говорит» вам о своих желаниях — плачем, агуканьем, сжатыми кулачками, улыбками и гримасами. Малыш всеми доступными ему способами стремится поддержать контакт с мамой, спровоцировать ее на общение, а когда мама отвечает на этот призыв к коммуникации, она тем самым поддерживает стремление малыша общаться дальше. Получается своеобразный круг, цепочка взаимных инициаций общения. Учеными описан феномен «холодная мать»: мама осуществляет все необходимые действия по уходу за ребенком и кормлению, но по разным психологическим причинам она не включается в эмоциональное общение с ним — не сюсюкает, не улыбается, старается поменьше брать на руки, не играет. В результате ребенок довольно быстро прекращает попытки взаимодействия со взрослым, он может часами неподвижно лежать в кроватке, слабо реагирует на обращенную к нему речь. Если вы улыбнетесь малышу в ответ на его улыбку, поговорите с ним, он почувствует, что мир вокруг него − доброе, счастливое место.

В этом раннем возрасте закладывается базовое доверие или, напротив, недоверие к миру, к людям, и закладывается очень глубоко, поскольку проходит не по словесным каналам, не через мысль, а по каналам эмоциональным, через чувства и ощущения. Эмоциональные воспоминания — одни из самых сильных и долговременных. Подросший малыш может бояться врачей — он уже не помнит, что когда-то лежал в больнице и пережил ряд неприятных процедур, но помнит эмоцию, связанную с людьми в белых халатах. Чем больше совпадают у родителей и их малышей чувства и интересы, тем быстрее у детей формируются навыки общения и познания. Начните с малого: если ваш малыш улыбается, попробуйте понять, что его обрадовало, поднесите маленького поближе к заинтересовавшему предмету или повторите понравившиеся ему действия. Если ребенок отвернулся, выясните, на что он смотрит. Так ребенок будет чувствовать, что вы понимаете его реакции.

Как научить ребенка общаться и дружить? Опыт родителей

Без дружбы можно обойтись, как без философии или искусства. Она не нужна для выживания, но это одна из тех вещей, ради которых и стоит выживать.
С. Льюис

Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.

Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».

Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.

Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».

Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.

Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?

Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.

Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.

Чтобы воспитать ребенка общительным и популярным среди других детей, надо с первых лет не слишком над ним хлопотать, с годовалого возраста разрешать ему находиться среди других детей одного с ним возраста, предоставлять свободу для развития независимости. Как можно меньше менять обстановку, в которой он живет и ходит в школу. Разрешайте ему одеваться, говорить, играть, вести себя так, как это делают остальные соседские дети, соседские дети, даже если вы не одобряете их воспитания. Это не означает, что можно разрешить ему уподобиться хулиганью. Если родители внушают ребенку высокие стандарты и идеалы, то это скажется в его характере и проявится впоследствии. Но если родителям не нравится их район и компания их ребенка, если они воспитают в нем ощущение, что он отличается от других, не будут поощрять его дружбу с детьми, то он впоследствии останется за пределами любого коллектива и не добьется счастья в жизни.

Если ребенок с трудом заводит друзей, ему поможет учеба в школе или в классе с гибкой программы, где учитель сможет использовать его способности. Тогда другие дети смогут ценить его достоинства. Можно посадить ребенка рядом с самым популярным учеником, назначить их напарниками во внеклассных мероприятиях.
Родители тоже могут помочь ребенку. Нужно дружелюбно и гостеприимно относиться к детям, которых ребенок приводит домой для игр. Пускай ребенок предложит поесть в вашей семье. Угощайте их любимыми блюдами. Если вы собираетесь поехать на пикник, экскурсии, сходить в кино, пригласите другого ребенка, с которым вашему ребенку хотелось бы подружиться. Ваша цель – подтолкнуть ребенка, дать ему шанс войти в группу, в которой раньше его не пускали из-за возрастной склонности к групповой замкнутости. Так ему легче будет воспользоваться своими достоинствами и самостоятельно завязать дружбу с другими детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку стать уверенным в себе!

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее — туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревог.

Как помочь ребенку стать читателем

Советы родителям. Что делать, чтобы ребенок полюбил читать книги.»Люди перестают мыслить, когда они перестают читать» (Д.Дидро).

Презентация «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным.»

«Быть готовым к школе — не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А Тест для родителей.

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми. .

Консультация для родителей «Как помочь ребенку быть общительным, дружелюбным, вежливым»

Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Такой малыш всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит и.

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми. Как.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку быть общительным, дружелюбным, вежливым»

Чтобы научить ребенка вежливости, необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе. Примерно с 2 лет ребенка уже можно зн.

Общение — это сложный, многогранный процесс, при котором происходит обмен информацией, взаимное влияние, взаимопонимание.

Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребёнка дошкольного возраста, умение общаться — одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребёнка. Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых — помочь ему.

— учите своего ребёнка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество;

— не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра);

— не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает;

научите детей знакомиться, ведь знакомство — это важный этап детской дружбы;

— собственным отношением к людям, учите своего ребёнка ценить друзей;

— учите своего ребёнка быть честным и вежливым в общении со своими сверстниками и со взрослыми людьми;

— способствуйте расширению круга общения ребёнка;

— старайтесь, что бы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания;

— привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых ребёнку пришлось бы вступать в контакт с другими людьми;

— подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

— чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, в контакте с ним сохраняйте доброжелательный тон, ребёнок должен знать, что его ценят и очень любят;

— помните, что дети часто копируют поведение взрослых и поэтому будьте для своего ребёнка достойным примером.

Придерживайтесь этих советов, прививайте навыки общения со сверстниками, учите элементарным правилам общения и вы увидите, что в скором времени из них вырастут хорошие люди.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить?» Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить?» Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить?» «Как научить ребёнка говорить?» Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного — ребенок начинает использовать.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка любить природу?» Консультация для родителей «Как научить ребёнка любить природу?» Общение с природой производит огромное впечатление на ребёнка, учит любоваться.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка вежливости» Вежливые дети обычно бывают у вежливых родителей. Однако происходит это лишь при условии, что родители не навязывают своему ребёнку правила.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка аккуратности?» Старайтесь приучить детей к аккуратности с раннего возраста. Ведь это не только опрятный внешний вид и меньше стирки для мамы – это и здоровье,.

Практические рекомендации «Как научить ребёнка быть хорошим другом?» Детей нужно учить дружить? Да, именно так, умение детей взаимодействовать не является врожденным инстинктом поведения, умение дружить –.

Стендовая информация для родителей. Причины, последствия и помощь застенчивому ребёнку.

Вложение Размер
kak_pomoch_rebyonku_stat_bolee_obshchitelnym_i_raskovan.docx 16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку стать более общительным и раскованным?

Психологи отмечают: темперамент ребенка — категория врожденная, и с этим ничего не поделаешь. Около 20% малышей с раннего детства проявляют сдержанность, тревожность и избегают незнакомого окружения. Иногда, стеснительность – это следствие родительского отношения к своему чаду, так как восприятие ребёнка до 5 лет формируется под их влиянием. Причины стеснительности и робости:

— излишняя гиперопека малыша;

— чрезмерная строгость и принципиальность родителей;

— генетическая – унаследованный генотип человека;

— копирование поведения собственных застенчивых родителей;

— страх неудачи и критика в адрес ребёнка;

— особенности характера ( эмоционально- чувствительные дети)

Стеснительному ребенку особенно важно, чтобы семья была надёжным тылом, где его любят и принимают таким, каков он есть.

— не сравнивайте его с другими детьми;

— не подталкивайте ребёнка к активным действиям — дайте ему время привыкнуть к новому. Излишняя торопливость вводит его в состояние ступора: срабатывают защитные механизмы психики — и ребенок закрывается еще сильней.

— не требуйте сразу слишком многого. Оптимальна тактика малых шагов — вчера он заговорил с соседке по песочнице, сегодня — согласился пойти в детскую студию и даже танцевал с другими детками. Похвалите «смельчака».

— не оберегайте от жизненных невзгод — всегда подстилать соломку все равно не получится. Создайте малышу условия для развития самостоятельности, предоставляя возможность самому принимать решения. При этом вы можете играть роль наблюдателя, готового в случае чего прийти на помощь.

— не кричите — чувствительный малыш воспринимает это очень остро.

— если хотите сделать замечание ребёнку, то делайте это наедине — без свидетелей, чтобы не ставить его в неловкое положение перед окружающими.

— запишите ребенка в спортивную секцию, где у него появится возможность играть в команде.

— поддерживайте в нем желание проводить время в компании друзей и ровесников.

— сотрудничайте с воспитателями, учителями и психологами, чтобы лучше понять причины стеснительности малыша и совместно помочь преодолеть ее.

Чем негативна застенчивость?
Постоянная и выраженная застенчивость может во многом снизить качество жизни ребенка, ведь застенчивые дети обычно:

— имеют ограниченные возможности развития и практики навыков общения;

— редко участвуют в веселых играх и соревнованиях, которые требуют взаимодействия с другими детьми, редко занимаются спортом, танцами, музыкой или театральным искусством;

— имеют обостренное чувство одиночества, считают себя ничтожными и страдают от заниженной самооценки ;

— не могут полностью раскрыть свой потенциал, поскольку боятся подвергнуться осуждению;

— страдают от повышенной тревожности;

— имеют физические проявления психологического состояния – краснеют, заикаются или дрожат.

Стеснительность — это не всегда плохо. Положительные моменты:

— умение внимательно слушать;

По мнению ученых, такие дети обладают большим творческим потенциалом, не скучают наедине с собой. Получая мало положительных эмоций от общения с окружающими, они творят свой мир фантазий, в котором им комфортно. И впоследствии вполне могут стать знаменитыми художниками или писателями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку стать самостятельным.

Мы часто считаем своих подрастающих детей ещё маленькими и стараемся делать за них то, что они могли бы сделать сами. А стоит ли.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку стать самостоятельным?»

Данная консультация поможет родителям узнать ответ на важный вопрос «Как помочь ребёнку стать самостоятельным?».

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ (конспект собрания-студии с родителями детей старшей группы))

У каждого ребёнка имеется определённый запас знаний, приобретённый в детском саду, при общении со сверстниками и взрослыми, при просмотре телепередач и т.д. Этот запас знаний будет пополнятся на протя.

Как помочь ребёнку стать внимательным?

— Охота на кота. Детям предлагаются тексты, вырезанные из журналов, газет (одинаковые по количеству слов и длине). По команде, дети должны вычеркнуть из текста три буквы (К, О, Т), кто сделал это быст.

Как помочь ребёнку стать ответственным?

Передача ответственности ребенку, используя переориентацию его ошибочного поведения. Естественные и логические последствия.

Статья для родителей » О добрых дошкольниках или как помочь ребёнку стать добрым»

Дети, также как и взрослые, все разные, со своими характерами, реакциями на ситуацию и т.д. В этой небольшой статье рассказывается о том, как по-разному реагируют на ситуации и ведут себя .

Сегодня многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок много времени проводит за компьютером, а не с друзьями. И действительно, в наш век информационных технологий, когда каждому ребенку доступно множество гаджетов, дети утратили мотивацию общаться вживую со своими товарищами. Они могут часами переписываться в социальных сетях, но при этом трудно будет заставить их выйти на улицу и встретиться друг с другом.

Почему так происходит?

1. Во-первых, повторимся, гаджеты стали бюджетными, и почти каждая семья может приобрести их. Поэтому обычно дети имеют не только компьютер и мобильный телефон, но также планшет и игровую приставку. Разнообразие устройств позволяет проводить за ними многие часы. При помощи гаджетов дети общаются, играют в игры, читают книги и смотрят фильмы, слушают музыку, учатся. Неудивительно, что при таком разнообразии занятий выходить из дома совсем не хочется. Да и друзья – они тут, под рукой, достаточно только написать им сообщение в интернете.

2. Во-вторых, места, где дети любят проводить время, зачастую не подразумевают живое общение. Например, кино. Согласитесь, в темном зале во время сеанса не очень комфортно разговаривать. Также и с кафе, где дети больше заняты едой. Встречаться непосредственно для общения – например, гулять по парку, ходить в гости – сегодня уже не так популярно, как раньше.

Как помочь ребенку стать более общительным

Начнем с того, как делать не нужно. Насильно заставлять ребенка общаться, назначая ему встречи против его воли или записывая в кружки – это заведомо неправильный путь. Метод «клин клином» действительно работает иногда, но только не с такой тонкой материей, как детская психика. Кроме того, ребенок может быть интровертом по натуре, и общение с большим количеством людей только утомит его. Нужно уметь отличить реальную проблему от своеобразного склада характера.

Чтобы помочь ребенку стать смелее и общительнее, нужно, чтобы взаимодействие с другими людьми проходило в непринужденной обстановке. Идеально, если ребенок при этом не будет думать о своих комплексах. Такую обстановку может создать игра.

Игра – это одновременно увлекательное времяпрепровожде ние, общение и развитие полезных навыков. Играя, ребенок не будет думать, что его принуждают к общению, он начнет воспринимать сверстников как товарищей по игре, а не как незнакомых людей.

Также сегодня широкое распространение получила арт-терапия. Это метод, позволяющий ребенку раскрыться с помощью искусства. Совместная арт-терапия тоже отлично работает. Например, задание, где детям нужно вместе нарисовать картину, заранее не договариваясь о ее сюжете – это известный прием, используемый многими педагогами.

Детские творческие студии сегодня используют методики игрового обучения и арт-терапии. Под присмотром опытных наставников ученики становятся более сплоченными, общительными и расстаются со многими своими комплексами. Если вы сторонник того, чтобы с вашим ребенком занимались профессионалы, запишите его в студию. Если нет – воспользуйтесь вышеприведенными советами.