Как помочь ребенку с математикой

У вас наверняка есть навык решения ежедневных задач. А ведь это элементарная логика — основа математики . Значит помочь ребенку вы все таки можете, вам осталось только преодолеть страх и сделать эти 5 простых шагов :

  1. Начинать с ребенком с простых наглядных задач. Они могут быть об окружающем мире, семейном бюджете, последовательности укладки плитки и так далее. По мере того, как ребенок поймет, что задачи решать не только просто, но и интересно, начните усложнять или расширять условия. Тут на помощь придет Маткласс.
  2. Пусть ребенок сочинит задачу для вас . Создание условий задачи не меньше чем решение развивает в ребенке любовь к математике. К тому же ребенок будет гордиться собой, что он сам создал задачу!
  3. Искренне просить, чтобы вам ребенок объяснил решение своей придуманной им задачи подробнее . Детям очень нравится чувствовать себя в чем-то “выше” взрослых. Если вы искренне будете высказывать непонимание и будете просить объяснить вам, ребенок с большим усердием будет разбирать задачу, чтобы “объяснить “непутевой” маме.
  4. Играйте всей семьей в логические игры. У нас в Матклассе есть разработанные нами игры, которые захватили сотни семей в “плен” и не собираются их отпускать.
  5. Приходите вместе с ребенком к нам на занятия в Маткласс. Вас удивит насколько вас увлечет математика, и то, как вы будете с ребенком решать задачки.

Откажитесь от шаблонов гуманитарий — технарь, в современном мире любой человек должен быть математиком, поскольку современные технологии охватили все профессии.

Вопрос о специфическом отставании школьников по математике не нов. Кажется, многолетние старания учителей должны были поставить точку в уже решенной задаче, но как только начинается новый учебный год, проблема встает опять. Можно ли помочь начинающим учителям и, конечно, заинтересованным родителям в преодолении “высоких” математических барьеров, так ли сложна программа или сегодняшние дети не готовы к восприятию этой программы? Что надо учитывать при обучении детей математике? Проблеме неуспешности вполне здоровых детей в настоящий момент посвящено много научных книг. Моя методика проще, а главное, дает положительные результаты.

Не секрет, что все дети по-разному воспринимают информацию, даже очень простую, на наш взгляд. И уж если так случилось, что ребенок имеет не самые высокие показатели по этой дисциплине, с чего начать коррекцию?

Для начала всех отстающих необходимо “продиагностировать” (желательно раньше, чем при переходе из “начальной” школы в “среднюю”). Условно всех отстающих можно разделить по трем поведенческим типам: два основных и третий смешанный.

Первый тип: — ученик с низкой интенсивностью учебной деятельности в области математики. Общими чертами таких детей являются: постоянные отвлечения на уроках, невнимательность, частые нарушения дисциплины, домашним заданиям уделяется очень мало времени, замечания учителя заставляют ребенка сосредоточиться лишь на короткое время, отсутствует всякое желание заниматься математикой. Вместе с тем уровень умственных способностей у учащихся этого типа вполне достаточный для удовлетворительного усвоения предмета.

Основными причинами для низкой интенсивности учебной деятельности являются пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу, пониженный интерес к математике из-за недостатков в методике преподавания учителя, межличностные отношения учитель-ученик, а также недостаточное внимание со стороны родителей.

Комплекс корректировки детей первого типа должен предусматривать ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению интереса к занятиям математикой:

1. В процессе опроса учитель подчеркнуто проявляет по отношению к ученику особую доброжелательность, подбадривает его, создает ситуацию успеха.

2. При объяснении нового материала учитель более часто обращается к отстающему ученику с различными вопросами, по возможности привлекает его в качестве помощника при использовании наглядных пособий и т. п.

3. В ходе самостоятельных или контрольных работ ученик получает необходимую помощь, при чем с постепенным увеличением ее степени. Например, если ученик затрудняется решить задачу, ему указывают на аналогичную, выполненную ранее, затем напоминают основной подход к ее решению и лишь в случае недостаточности такой помощи прямо указывают конкретный путь решения. При этом отмечаются положительные моменты в работе ученика, постоянно поощряя его к новым и новым усилиям.

Второй поведенческий тип – учащиеся с низкой эффективностью учебной деятельности: это дети, которые внимательны, старательны на уроках, на решение задач и примеров затрачивают много сил и времени, но не справляются с ними и поэтому оказываются в числе неуспевающих. Обычно такие дети на урок приходят не подготовленными. Они плохо справляются с устным счетом, не умеют производить элементарные счетные действия.

Причины неуспеваимости таких детей кроются в:

1) несформированности умений и навыков в области математики – как результат либо в методике преподавания учителя, либо в недостатке родительской любви, пробелы в знаниях из-за пропусков уроков по болезни;

2) недостаточности развития способности к логичному рассуждению из-за микропоражений в коре головного мозга или недостатка своевременной родительской внимательности;

3) недостаточности развития способности к обобщению (по тем же причинам, что и в п. 1);

4) низкого уровня развития восприятия и воображения (следствия аналогичные п. 2), ригидность мыслительных действий из-за недостатков в методике преподавания, если данная причина не является результатом поражения коры головного мозга.

Комплекс коррекционных воздействий направлен на формирование приемов анализа и синтеза при решении математических задач. С учеником отрабатывается алгоритм, представляющий систему операций, применяемый в процессе работы над задачей:

1) Внимательно прочитай задачу.

2) Выдели, что дано в задаче и, что необходимо найти.

3) Определи те величины, которые нужны для решения, но числовых значений в условии нет.

4) Разложи задачу на ряд “простых”.

6) Сделай проверку.

Обучение учащихся по указанному алгоритму предполагает формирование у них понятий “величина”, “числовое значение величины”, “составная задача”, “математическое выражение задачи”. С другой стороны, когда ребенок знает, каким должен быть очередной шаг, то это дисциплинирует его мышление, позволяет сконцентрироваться на достижении определенной цели.

Третий тип поведения отстающих учеников сочетает в себе признаки с низкой интенсивностью и низкой эффективностью учебной деятельности. Признаки двух поведенческих типов объединены причинно-следственными связями: и нейрофизиологического, и психологического, и педагогического характера. Причем нарушения и отклонения в развитии личности ребенка имеют здесь более длительную и сложную историю.

Коррекция отставания таких детей должна производиться в специальных классах выравнивания или индивидуально по программам специалистов.

Если класс сформирован без педагогического тестирования для раннего выявления причин, которые в дальнейшем послужат благодатной почвой для отставания ребенка, учителю, работающему в таком классе, придется использовать дифференцированный подход в обучении, что потребует от него больших усилий при подготовке каждого урока, но, несомненно, скажется при достижении положительных результатов в обучении математике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Как помочь ребёнку избежать трудностей в школьном обучении»

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что проблема готовности ребенка к школе на сегодняшний день — основная для огромного большинства родителей и воспитателей детей шестилетнего возраста.

Статья «Как помочь ребёнку в приготовлении уроков»

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать. Одни взрослые сразу заявляю.

Статья «Как помочь ребёнку более успешно учиться»
Памятка «Как помочь своему ребёнку стать внимательным».

Рекомендации для родителей по развитию внимательности.

Совершенствование работы с отстающими обучающимися по математике.

Вопрос о специфическом отставании школьников по математике не нов. Кажется, многолетние старания учителей должны были поставить точку в уже решенной задаче, но как только начинается новый учебный год.

Статья «Как помочь ребёнку развить внимание»
Статья «Как помочь своему ребёнку учиться».

В статье даны рекомендации родителям по закреплению орфограмм в занимательной форме.

Когда мне повезет в лотерею, сколько ткани нужно на платье, стоит ли переходить на новый тариф, кто съел шоколадку, если у брата аллергия, а папы не было дома — на все эти вопросы помогает ответить математика. Кто знает и понимает эту науку, тот умеет рационально рассуждать и логично действовать. Если вы хотите, чтобы ребенок полагался на факты, а не домыслы, принимал взвешенные решения и избегал ловушек мышления, помогите ему подружиться с математикой. Руководитель направления начальных классов онлайн-школы Тетрика Арина Спиридонова рассказывает, как это сделать и избежать трудностей.

Почему школьные уроки отбивают интерес к математике

Сейчас многие ребята дома, в детском саду и на развивающих занятиях играют в математику. Это полезная прививка смелого и изобретательного отношения к предмету. Хорошо, если традиция игр, высказывания догадок, придумывания собственных задач поддерживается школьным учителем. Однако так бывает не всегда.

Первое разочарование случается, когда вместо занятий математикой ученикам предлагают отступать клеточки. Ситуация усугубляется, когда начинается оформление задач разного типа: где писать «дано», как обозначить на схеме условие. Об этой проблеме еще в 1980-х годах писал педагог и математик Александр Звонкин. Прошло 40 лет, а школьные требования почти не изменились.

Фрагмент книги А. Звонкина «Малыши и математика»

Подробные правила оформления загружают школьников работой, которая не имеет прямого отношения к математике. Вероятно у авторов этих требований были благие намерения: научить детей ясно и наглядно представлять свои мысли. На практике все свелось к шаблонам, которые необходимо выучить наизусть и повторять по образцу. Практический смысл таких заданий невозможно объяснить, потому что ни на ЕГЭ, ни в вузе, ни в Академии наук жестких требований к оформлению задач не предъявляют.

В краткие минуты между работой и домашними делами родители экзаменуют школьников: «Семью пять? Шестью восемь?». Ученики стараются вспомнить заученные ответы. Если ничего не приходит на ум, родители сердятся, а дети огорчаются. Так математика превращается в мучительное занятие из разряда «это не мое».

Повлиять на школьные уроки почти невозможно. Остается формировать у ребенка правильное отношение к оценкам. Рано или поздно школа закончится, а математика окружает нас всю жизнь.

Как дать ребенку позитивный опыт изучения математики

Организованные занятия

Даже если в школе с математикой не повезло, не беда! Покажите школьнику другую математику, где ему будет интересно, где он достигнет успеха и увидит смысл в решении задач. Самый простой способ — записать ребенка в математический кружок, на онлайн-курс или выбрать репетитора.

Когда ребенок занимается с профессиональным педагогом, родителям не нужно беспокоиться о подборе полезных материалов, развивающих игр и беседах на математические темы. Все это будет частью образовательной среды, которую создает и поддерживает преподаватель. Главное — убедиться, что ребенку занятия нравятся, что там он развивает мышление и приобретает навыки решения математических задач.

Мотивирующие задания и игры

Фрагмент игры-лабиринта на деление и умножение с сайта neoparaiso

Мама восьми детей и автор блога Людмила Уитман создает наборы обучающих игр и бесплатно выкладывает видеоинструкции в своей группе «Учимдома» в социальных сетях. Например, в игре «Как можно ближе к 1500» игроки по очереди бросают кубик и вписывают числа в ячейки. Побеждает тот, у кого после сложения трехзначных чисел получится результат более близкий к полутора тысячам. Эта игра помогает понять разряды чисел: как влияет количество единиц, десятков и сотен на общую величину числа.

Игровое поле и кубик для игры «Как можно ближе к полутора тысячам» из блога Л. Уитман

Нескучные задания для распечатки вы найдете на сайте Сергея Пархоменко «Реши-пиши». Задачи будут интересны и дошкольникам, и ученикам начальных классов. Другой популяризатор математики — Женя Кац издает сборники заданий и выпускает видео о том, как играть в математику. Материалы на сайте «Мышематика» можно приобрести или скачать бесплатно.

Задания с сайта «Реши-пиши»

Примеры заданий из пособия Жени Кац «Математика в твоих руках»

Тренировочные упражнения и интерактивные тренажеры

Пример записи деления в столбик по-американски

Любое скучное занятие становится интереснее, когда превращается в игру. Для дошколят издано множество сборников заданий типа «найди отличия», «соедини по точкам», «раскрась по цифрам». Школьники незаслуженно обделены вниманием популяризаторов математики, но книги-тренажеры для развития мышления «Думай» и «Думай 2» подойдут ученикам начальных классов.

Сборники заданий «Думай» и «Думай 2» для детей от 5 до 9 лет

Подросткам и старшеклассникам стоит пробовать «тренажеры для мозга»: приложения и математические игры на сайтах. О влиянии подобных игр на мозг в целом судить сложно, однако они действительно помогают натренировать арифметические навыки. Попробуйте «Математические игры», «Математические хитрости» или англоязычные Lumosity, Quick Brain, Brain Wars. Выберите то, что лучше подходит ребенку по содержанию, сложности и интерфейсу.

Подросткам и старшеклассникам стоит пробовать «тренажеры для мозга»: приложения и математические игры на сайтах. Такие игры помогают развивать арифметические навыки. Попробуйте «Математические игры», «Математические хитрости» или англоязычные Lumosity, Quick Brain, Brain Wars.

Чтобы школьник не боялся математики и охотно ей занимался, нужна поддержка родителей или педагогов. Школа Тетрика приглашает учеников 8–12 лет на современный онлайн-курс «Учимся считать быстро и в уме». Даже если в школе что-то пошло не так, ваш ребенок сможет перезагрузить отношения с математикой: освоить хитрые приемы быстрого счета, преодолеть страх и неуверенность.

Если вы сами сильны в математике и можете уделить время играм, обсуждению задач с ребенком, советуем прочесть книгу Александра Звонкина «Малыши и математика». В ней математик описывает свой опыт ведения кружка, рассказывает о развитии математических представлений у детей, делится наблюдениями и размышлениями о математическом образовании.

Математика — один из самых непростых предметов. Кому-то она дается с легкостью, но большинство испытывают трудности. При этом все начинается в начальной школе, и если упустить что-то в начале, дальше будет только сложнее. Мы расспросили педагогов и экспертов о том, как сделать математику в начальной школе любимым предметом.

Марина Романова, кандидат педагогических наук, профессор департамента методики обучения Московского городского университета МГПУ

Не надо использовать вместе со словом математика прилагательные «трудный», «сложный». Сегодня и для родителей, и для многих учителей это сочетание стало устойчивым. «Математика — сложная наука» — в этой словесной конструкции изначально заложена непосильность. Нужно уйти от этого сочетания и использовать эпитеты «интересная», «занимательная», «веселая», «удивительная», «красивая». Ребенок от рождения исследователь, а математические объекты — это то, что нас окружает, поэтому каждый ребенок потенциально готов к исследованию математических объектов.

Еще одна ошибка, которую постоянно допускают педагоги и родители: они пытаются максимально исключить математическую терминологию из речи. Как раз потому, что считают это очень сложным. Но детям очень интересна математическая речь, и они с легкостью используют в своей речи термины «натуральный ряд», «прямой, тупой и острый углы», определяют все виды треугольников, с легкостью рассказывают о свойствах прямых. И им интереснее говорить не «мы сегодня кролики, белочки и зайчики», а «мы сегодня ученые, мы делаем математическое открытие». Вы бы видели, как у них при этом горят глаза!

Наталья Глазкова, педагог начальных классов школы №2120

У нас в школе есть гендерные классы, и математика особенно хорошо дается мальчикам. Мы заметили, что им нравится «добывать материал», и выстроили программу соответствующим образом, разумеется, по ФГОС. В начале урока перед классом ставится невыполнимая задача. В течение занятия ученики пытаются найти решение и в конце концов достигают результата. Например, ставится задача выстроить ряд чисел в порядке возрастания и даются новые величины. Они знают метры и сантиметры — и тут в задании появляются километр или полметра. Цель урока — не просто выучить, что такое километр, а решить задачу, которую раньше не решали.

С девочками больше работает богатый визуальный ряд и сказки. Сейчас, если вы поищете в интернете и на полках книжных магазинов, то найдете очень много математических сказок, где абстрактные понятия подаются через яркие образы. Мы находим интересные сказки и рассказываем их в классах для девочек. Некоторые из них становятся настоящими хитами.

Не нужно бояться олимпиад! Даже если вам кажется, что ребенку будет сложно – пусть попробует! Олимпиадные задачи — это задачи, требующие нестандартного подхода к решению, здесь нет готовых правил и алгоритмов. Над ними требуется дольше думать и искать новые способы решения, дополнительных математических знаний чаще всего для работы с этими задачами не требуется. Олимпиада — это поле, где дети могут показать свое умение применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Она дает возможность детям познакомиться с миром задач, отличающихся от тех, что они решают на обычных уроках. А что-то новое вызывает у детей интерес в силу их природной любознательности.

Например онлайн-олимпиада для младших школьников «Я люблю математику» — это не столько соревнование, сколько способ привить вкус к решению нестандартных задач. Составители олимпиады для детей этой возрастной группы стараются, чтобы каждый ребенок имел возможность почувствовать удовольствие от победы хотя бы над одной олимпиадной задачей. Именно поэтому в нашей онлайн-олимпиаде нет проигравших и победителей. Её участники могут сосредоточиться на процессе: рассматривать хорошо проиллюстрированные задания, двигать объекты на экране, искать пути решения и просто получать удовольствие. Очень важно дать ребенку попробовать свои силы в математике без страха проиграть в конкурсе или набрать мало баллов. Цель олимпиады — показать детям, что математика — красивая и увлекательная наука. Она не сводится к шаблонным решениям и не требует зубрежки, а поиск правильного ответа может превратиться в увлекательный квест. Поэтому мы рекомендуем решать вместе с детьми олимпиадные задачи в качестве «разминки для мозгов», весело и легко. Это не экзамен, а погружение в занимательную науку.

Алексей Мокрищев, учитель начальных классов школы №2065

Оказалось, что детям интереснее и веселее всего решать логические задачи, в которых они допускают ошибки. Например: «На яблоне росло четыре груши и три яблока. Сколько яблок росло на яблоне?» Они могут сложить все вместе, либо сказать «три». Если они замечают подвох, то начинают кричать: «На яблоне груши не растут!» Когда материал подается через такие задачки с подвохом, то его запоминание происходит более эффективно.

Стандартные задачи я обычно предлагаю решать несколькими способами: кому-то — письменно, кому-то — с помощью схем. Все дети разные, поэтому им удобнее использовать разные подходы к решению, и если один подход не интересен, они могут попробовать другой.

Мотивирует детей больше всего похвала: неважно, в чем она выражена, — в почетной грамоте или словах учителя. Все любят, когда их хвалят, и после этого начинают стараться еще больше.

Наталья Зуйкова, учитель начальных классов школы №1368

Мои ученики постоянно участвуют во всевозможных олимпиадах и конкурсах, сами организовывают конкурсы: иногда соревновательные, иногда просто на интерес. Печатаем грамоты, чтобы награждать победителей и отмечать участников. Каждый триместр в начальной школе мы устраиваем линейку и торжественное вручение. При этом детям действительно нравится решать олимпиадные задачи, потому что они намного интереснее, чем задачи, которые есть в учебниках. Иногда, если кому-то становится скучно, он просит дать олимпиадную задачу на уроке.

Современный урок разбит на множество коротких этапов. На математике есть такие этапы, как устный счет и логика. Обычно те, у кого хорошо с устным счетом, преуспевают в решении логических задач больше других, но решать их любят все дети. Мы не перебиваем тех, кто считает медленнее, чтобы они тоже смогли сыграть в эту игру. В результате все остаются довольны.

В точных науках есть своя прелесть. Но чтобы ее оценить, эту самую науку надо понять. А это зачастую бывает не так уж и просто.

— Не могу больше, – 10-летняя Саша страдальчески закатила глаза и уронила голову на тетрадь.

Тетрадь была в клеточку. Математика.

Да, царица всех наук детям нередко дается сложнее, чем литература, история или другое гуманитарное знание. Но без математики нынче никуда. Как же с ней справиться?

Свою методику придумала британская учительница Кэти Хайгэм, которая десять лет своей жизни потратила на то, чтобы втолковать чужим детям математические премудрости. А когда столкнулась с той же проблемой, но уже в собственной семье (у Кэти трое детей), решила, что надо что-то менять. И создала «Классную комнату Кэти» – портал, призванный помочь детям и родителям усваивать сложную науку.

А мы собрали десять главных советов, которые миссис Хайгэм дает ученикам и их родителям. Итак, вот они.

1. Поговорите с учителем

И не один раз – при знакомстве. Регулярно общайтесь с преподавателем математики. Так вы сможете понять, что тяжелее всего дается вашему чаду. И сможете оказать, скажем так, адресную помощь.

2. Практикуйтесь!

Перефразируя товарища Владимира Ильича, практика, практика и еще раз практика. Особенно если на носу ГИА или ЕГЭ. Прорешивайте по несколько раз задачи из сборников, решайте примеры из предыдущих контрольных или экзаменов прошлых лет. Это звучит банально, но действительно помогает. Когда ребенок поймет, что решает все эти когда-то сложные задачи без запинки, он станет увереннее. А ведь именно от недостатка уверенности дети часто ошибаются.

3. Понемножку, но часто

Каждая настоящая женщина знает: регулярность – ключ к решению любой проблемы, будь то косметические процедуры, диета или спорт. Вот и с математикой так же. Даже 15 минут, но каждый день помогут ребенку увереннее справляться даже с самыми хитрыми вычислениями.

4. Записывайте и просматривайте

Пусть ребенок не просто записывает ответ, решая задачу, пусть даже правильный. Лучше, если он будет расписывать весь процесс решения. Тогда, если он все-таки ошибется, вы сможете увидеть, в каком месте случился сбой. И ликвидировать проблему на месте. А если маленький гений решает все в уме, поймать момент, когда что-то пошло не так, будет гораздо сложнее.

5. Поощряйте

Ну или хотя бы хвалите. Маленькие, совсем даже малюсенькие призы и похвалы помогут вашему ребенку почувствовать, что он действительно чего-то добился. Маминого восхищения, например – вы не поверите, но это действительно важно. Немножко хвастовства или даже самолюбования никому еще не мешало. В конце концов установка в детской голове «Я не могу, у меня не получается» сменится на другую, более полезную: «Я пока что не могу, но у меня получится».

6. Учите таблицу умножения

Банально? Ну да. Но не значит, что это не работает. Скорость мышления, быстрота реакции – все это можно отлично натренировать, просто перебрасываясь примерами из таблицы умножения. И времени занимает немного. Этой игрой в «горящие цифры» можно заняться, пока расстилаете постель вечером, моете посуду, убираете игрушки – да хоть на прогулке.