Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе

Застенчивые дети похожи друг на друга — они нерешительные, неуверенные в себе, испытывают сложности в обучении и общении. Как часто случается так, что, зная правильный ответ на вопрос, ребенок растерянно молчит, а когда выходит к доске — покрывается красными пятнами и испытывает панический страх. Ситуация обостряется в старшем школьном возрасте, когда подростку предстоит выбор профессии и формирование успешной карьеры. Чтобы детская нерешительность не превратилась в серьёзную психологическую проблему, очень важно знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость.

Причины застенчивости у детей

Первостепенное значение в преодолении детской застенчивости имеет определение ее первопричины и провоцирующих факторов. Среди возможных причин:

  • сложные семейные отношения;
  • страх неудачи;
  • психологическая травма;
  • личные особенности характера;
  • заимствованное поведение.

Установить настоящую причину проблемы под силу только опытному психологу. Если ваш ребенок испытывает тревожность и сложности в общении, трудности адаптации в школе и детском саду, в образовательном центре «Академия Ростум» вы можете получить профессиональную психологическую консультацию.Квалифицированные специалисты помогут вам построить гармоничные отношения в семье и подскажут, как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка.

Как избавить ребенка от застенчивости: советы для родителей

Главная задача родителей, которые столкнулись с проблемой детской застенчивости, — помочь школьнику стать уверенным в себе, поднять его самооценку и развить позитивное самовосприятие. Что в такой ситуации могут сделать родители?

  1. Поощряйте общение и не ругайте за застенчивость. Хвалите ребенка в тех ситуациях, когда он смог овладеть собой в незнакомой обстановке или познакомился с новым другом. Побуждайте его больше разговаривать. И никогда не ругайте за страх.
  2. Сознательно создавайте новые ситуации. Чаще приглашайте к себе домой гостей, поощряйте участие ребенка в конкурсах и соревнованиях, запишите его в спортивную секцию.
  3. Никогда не выделяйте застенчивость как негативную черту. Наоборот, в общении с другими людьми старайтесь подчеркнуть деликатность, сдержанность собственного ребенка.
  4. Подарите детям домашнего питомца (например, собаку). Ежедневные прогулки с четвероногим другом расширят кругозор ваших детей и поспособствуют новым знакомствам.

Перечисленные рекомендации будут особенно эффективны для детей младшего школьного возраста. Однако в случае застенчивости подростка требуется иной подход. В возрасте 13–15 лет у каждого человека происходит переоценка внутренних ценностей. И часто случается так, что многие подростки негативно оценивают собственное «Я», считая себя неинтересными и незначительными для окружающих. В данной ситуации родителям очень важно поддержать ребенка и показать ценность его мнения.

Игры и упражнения для преодоления детской застенчивости

Существует множество игр и упражнений, которые помогут вашему ребенку избавиться от застенчивости.

  • Упражнение «Если бы я был смелее» — по очереди с ребенком наводите аргументы в пользу смелости и уверенности в себе, моделируя различные ситуации. В зависимости от смоделированных ситуаций упражнение можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.
  • Игра «Живая иллюстрация» (для детей 5–12 лет) — родитель зачитывает стихотворение (рассказ, сказку), предлагая малышу проиллюстрировать мимикой и жестами услышанные эмоции. Лучше всего для такой игры подходят стихотворения Агнии Барто, наполненные детскими переживаниями и тонким юмором.
  • Упражнение «У кого больше доводов» (5–12 лет) — участники игры выбирают утверждение (например, «читать полезно, потому что…») и по очереди приводят аргументы его правильности. Лучше всего для такого упражнения выбирать жизненные ситуации и играть вдвоем.

Когда нужна профессиональная помощь?

Если школьник не может самостоятельно избавиться от застенчивости, и она становится особенно изнурительной, необходимо обратиться за профессиональной помощью. Полезными для застенчивых детей будут психологические консультации, , и тренинги на тему «Как преодолеть застенчивость ребенка».

Специальный тренинг «Я уверен» разработан и «Академией Ростум». Он проводится с использованием эффективных методов (тестирования, ролевых игр, групповых дискуссий) и ориентирован на преодоление различных проявлений неуверенности, стеснительности и застенчивости. Также в «Академии Ростум» действуют курсы подготовки детей к школе и разработан целый ряд полезных программ обучения для юных воспитанников.

Теперь вы знаете, как побороть застенчивость ребенка, и сможете выработать стратегию по формированию коммуникативных навыков и преодолению его неуверенности в себе. Как только ваш ребенок избавится от болезненной стеснительности, для него откроется целый мир ярких красок и впечатлений, он будет лучше учиться, а в перспективе станет успешным человеком! Верьте в него и помогайте стать увереннее в себе и храбрее.

Говорят, что человека уважают настолько, насколько он сам уважает себя. И это утверждение абсолютно правильное, так как самооценка является фундаментом личности. От уровня самооценки зависит успешность, стрессоустойчивость и управление собственными страхами. Как правило, она формируется в детстве и подростковом возрасте, поэтому каждый родитель должен знать, как повысить самооценку ребенку.

Поступление ребенка в первый класс — важное и ответственное событие для каждой семьи. Однако для детей оно также является большим стрессом, связанным с новым коллективом, изменением режима дня и необходимостью учить уроки. Далеко не каждый первоклассник способен быстро справиться с глобальной переменой в жизни, поэтому главная задача родителей — поддержать ребенка на этом этапе.

«Академия Ростум» — это детские развивающие центры в Пензе, которые предлагают профессиональную помощь родителям в обучении, развитии и организации досуга детей дошкольного и школьного возраста.

Её признаки можно заметить в любом возрасте, у взрослых и детей. Это боязнь предпринимать какие-либо действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, знаниях, способностях.

Чаще всего это приобретенное качество, которое появляется вследствие неудачного опыта, запоминающегося поражения, боли. Так же это может быть следствием воспитания ребенка.

Когда и почему появляется неуверенность?

Часто это качество появляется в подростковом возрасте, реже – у маленьких детей.

Причинами детской неуверенности обычно становятся родители.

Высказывания в адрес ребенка: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», отсутствие поддержки с их стороны.

На самооценке сказывается и «уменьшение значимости» потребностей ребенка. Он просит о чём –то, родители игнорируют потребности или говорят о том, что это – совсем не важно и никому не нужно.

Акцент на неудачах, и игнорирование побед и успехов – поругать нужно обязательно, а вот похвалить можно забыть и воспринять это как «само собой разумеющееся»

Взрослым часто им не хватает такта, и они могут запросто унизить его при всех. Причём, унижением является нетактичное замечание в адрес ребёнка. Об этом важно помнить.

Подростки способны отделять себя от других людей, самостоятельно оценивать свои способности. Результатом этого может стать недовольство своей внешностью, физическими данными, социальным положением родителей, и другие моменты.

Если подросток кажется чересчур уверенным в себе, это не всегда так. Окружающие люди воспринимают его высокомерным. Если такой человек одинок, то, скорее всего, самоуверенность – это броня, крепость. Так он ограждает себя от других, хочет показаться сильным, но таковым не является.

Уверенный ребёнок – какой он?

Это – основа успеха в жизни. Возможность развиваться и совершать эксперименты, быть собой и не бояться трудностей.

Качества, характерные для уверенных в себе детей

Способность быть лидером.

Или не быть им, и чувствовать себя счастливым. На самом деле, далеко не в каждом ребенке есть лидерские навыки. Представьте себе, во что превратилось бы наше общество, если каждый его член был бы лидером? А вот понимать свое место в команде, чувствовать собственную важность и ценность необходимо каждому человеку.

Умение нормально воспринимать критику.

Что-то сделал не так и тебя поправили, указали на ошибку? Взгляните на реакцию вашего чада.

Ты не стал «плохим» если совершил ошибку.

Уверенный в себе человек, конечно, может огорчиться, но поймёт, что речь сейчас идёт именно о ситуации, поступке. Но не о нём самом.

Может защитить себя и других.

Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и другим? Если он уверен в своих силах, он обратит внимание на это, и приложит силы, чтобы изменить ситуацию.

Артистичность и непосредственность.

Он легко выражает себя, смеётся и плачет, проявляет эмоции и знает, что это нормально.

Признаки, того, что ребенок вырос неуверенным:

Cкрытность и замкнутость в себе

Он редко рассказывает, что с ним происходи, не любит отвечать на вопросы о его настроении и чувствах.

Он мало общается

Конечно, необщительность может быть просто чертой характера, и далеко не все люди любят много общаться. Но обратить внимание на то, что ребенок больше любит быть один, чем в обществе – стоит.

Что-то понадобилось, а он боится сказать о своей потребности, терпит неудобства и ждёт, пока все решится, само собой.

Подражает уверенному в себе другу

Для детей подражание характерно, однако, если вы заметили в ребенке что он делает это слепо и с без критики. Просто он видит уверенного в себе ребенка и хочет быть «как он».

Ему сложно установить контакт с незнакомыми

Спросить дорогу, да и просто заговорить с новыми людьми – проблема для неуверенных детей.

Ему всегда кажется, что у него не получится, а если ему улыбнулась удача, то он не радуется победе в полной степени, а думает, что это ему просто повезло.

Упрямство и заторможенность

Эти качества в ребенке связаны с боязнью нового. Ему сложно адаптироваться в новых ситуациях, такие дети стремятся оставаться в знакомой и привычной обстановке.

5 советов родителям от подростков – как воспитать в ребенке уверенность

Замечали ли вы, что после ссоры с вами ребенок убегает в свою комнату в слезах? Пользуйтесь ли вы методом: разозлить, указывая на его недостатки, думая, что после этого он будет стремиться стать лучше? Если да, то вы должны понимать, что таким способом вы ничего не воспитывайте в ребенке, а просто травмируете психику и сами формируете у него комплексы!

Любите его таким, какой он есть, и помогайте стать лучше. Замечать в ребенке все его недостатки и указывать на них, называть его толстым, глупым, некрасивым. Замечаете проблемы с кожей – сходите вместе с ним к косметологу и получите рецепт, как избавиться от прыщей. Посетите стоматолога и решите вопрос с зубами. Пусть стилист поможет выбрать правильную стрижку. Поверьте, ребенок будет вам очень благодарен за то, что вы помогаете ему стать лучше, а не указывайте на недостатки.

Будете справедливы и правдивы. Не говорите говорить ребёнку, что он самый красивый или самый умный. Такой способ приводит к высокомерию, что не очень любят в компаниях, а когда такой подросток встречает конкурента – тоже красивого и умного – он не знает, как с этим справиться. И может пойти на все, чтобы доказать своё превосходство. А если не получится – то он ощутит себя самым «плохим» и несчастным.

Не сравнивайте своего ребенка с другими! Во-первых, возникает неприязнь к тому человеку, с которым тебя постоянно сравнивают. Во-вторых, совершенно нет никакого желания походить на него или стать лучше. Хочется сделать всё наоборот.

Делитесь своими проблемами. Так он поймёт, что жизнь – не вечный праздник. Он научится адекватно воспринимать удачи и поражения, опираясь на ваш опыт.

Не ругайте за ошибки. Покажите, что ошибаться – нормально. Боязнь совершить ошибку приводит только к потере веры в себя и отсутствию желания действовать.

«Я застенчивый», «мне сложно сказать «нет», «я боюсь выступать перед аудиторией». Чтобы избавиться от мучительного чувства собственной неполноценности, нужно понять, откуда эта неуверенность к вам пришла.

Неуверенность в себе и излишняя застенчивость, как правило, уходят корнями в детство. Огромное влияние на самоощущение ребенка оказывают родители. Они становятся своего рода зеркалом, которое хвалит, отражая красивую картинку, и критикует, выявляя изъяны.

То, как «отражают» нас родители и другие взрослые, отпечатывается в нашей психике и влияет на формирование представлений о себе. Понять, какое влияние оказали родители на развитие у каждого из нас уверенности в себе или застенчивости, — значит сделать первый шаг для восстановления чувства собственного достоинства.

Неуверенность в себе может быть определяющей характеристикой человека, но чаще всего она проявляется лишь в отдельных аспектах жизни. Например, вы — уверенный в себе профессионал, но с проблемами в общении с друзьями и в построении близких отношений… Или теряете почву под ногами, когда нужно поднять вопрос о повышении зарплаты, хоть и прекрасно справляетесь с поручениями начальства.

Постарайтесь как можно точнее определить те сферы жизни, которые оказались затронуты неуверенностью в себе. Это поможет лучше разобраться с тем, где скрывается проблема.

Мы не рождаемся застенчивыми, слишком робкими или тревожными, мы приобретаем эти черты в течение всей жизни, сталкиваясь с разными ситуациями и людьми, получая тот или иной опыт. Отношения с родителями и другими взрослыми становятся ключевыми в развитии ощущения себя — уверенного или не очень.

Не стоит полностью перекладывать ответственность за собственные неврозы и психологические проблемы на родителей. При этом есть несколько поведенческих паттернов, имеющих потенциальную угрозу для самооценки ребенка.

1.Меняйте мечты родителей на собственные

«Какая ты неуклюжая!» — говорит мать пятилетней дочери, раздраженно глядя на радостного и по-детски пухлого ребенка. Мать когда-то мечтала стать балериной, но не получилось, и теперь она тешит себя надеждой, что хотя бы ее дочь станет следующей Майей Плисецкой.

Родители иногда не могут удержаться и проецируют на детей свои мечты об успехе, счастье или богатстве: там, где они провалились, их дети-то уж обязательно преуспеют. В самих мечтах нет ничего плохого. Однако часто желания самого ребенка совсем не берутся в расчет.

Родители видят в нем лишь будущего «чемпиона», более удачную версию себя и не готовы принимать его таким, какой он есть. В этот момент в сознании ребенка зарождается зерно сомнения: «А достаточно ли я хорош? Что мне надо сделать, чтобы меня любили, если просто быть собой явно недостаточно?»

Чуть позже родители понимают, что их мечтам не суждено сбыться. Вместо того, чтобы разобраться в себе, причину разочарования они видят в неидеальном ребенке. В итоге дети получают неуверенность в себе, а также чувство вины и стыда за несоответствие родительским ожиданиям. Впоследствии эти чувства могут проявляться в любой сфере жизни — на работе, в дружбе, в личной жизни, в отношении человека к собственному телу.

Возможно, сейчас вы все еще стараетесь стать воплощением успеха для своих родителей. Попробуйте отделить желания родителей от собственных и сделать первый шаг навстречу тому, о чем мечтали с детства.

Если вы слышите: «У меня не получится», «Я не справлюсь», «Я боюсь», «Что бы ни делал, это ничего не изменит», «Я не смогу», – значит, вашему ребёнку не хватает уверенности в себе. Уверенность – качество важное. Показатель, что ребёнок себя ценит, открыт для коммуникации, отвечает за поступки и готов справиться с любыми сложностями. Он не боится выражать свои чувства и не уходит в излишнюю эмоциональность, замкнутость или агрессию. Уверенный в себе ребёнок – это реализованный в жизни взрослый.

Metro вместе с Алексеем Андреевым, актёром, режиссёром, педагогом Детского музыкального театра юного актёра, подготовило несколько простых и доступных упражнений, которые помогут развить в ребёнке уверенность и проработать эмоциональные и физические зажимы.

Первое упражнение: «Капризный ребёнок»

Это упражнение на снятие страхов и тревоги. Задача – сделать так, чтобы ребёнок перестал стесняться. Через напряжение происходит быстрое расслабление.

Встаём ровно, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. По команде нужно ручками замахать, ножками затрясти и громко прокричать: «А-а-а». Сделать это нужно на одном вдохе. После этого – глубокий выдох. Сделать так нужно 5–7 раз.

Второе упражнение: «Британский флаг»

Это упражнение на проработку зажимов в теле через сильное напряжение. Задача – помочь ребёнку почувствовать тело и научиться расслабляться.

Встаём ровно. Правую руку вытягиваем в одну сторону, левую ногу – в другую сторону. Растягиваем максимально мышцы, считая до 10. С выдохом – расслабляемся. Повторяем так 3 раза, меняя руки и ноги. Последнее упражнение в этом цикле: встать ровно – руки вверх, тянутся к потолку, ступни ног, как корни деревьев, плотно прижаты к полу.

Третье упражнение: «Внимание на друга»

Это упражнение развивает внимание, где прорабатываем эмоции и учимся быть собой. Задача – научить ребёнка концентрироваться на своём деле и не переживать из-за того, что думают о нём окружающие.

Делается в паре. Дано 10 секунд, за это время нужно успеть запомнить как можно больше деталей своего партнёра: причёска, аксессуары, одежда – вплоть до цвета шнурков. После этого ребята отворачиваются. И рассказывают всё, что запомнили. Сначала один, потом – другой.

Неуверенность в себе — проблема родом из детства. Её корень — во взаимоотношениях с родителями. Ведь самооценка ребёнка формируется на основе оценки значимых взрослых — родителей или людей, их заменяющих.

Вот ребёнок делает первые шаги. Восторг в глазах мамы, подбадривающая улыбка папы, готовность поймать, если что-то пойдет не так… А вот ребёнок уже первоклассник. И как часто его первые шаги в обучении сопровождаются критикой: буквы кривые, тетради грязные, уроки не сделаны вовремя и т.п. Конечно, требования к ребёнку с возрастом увеличиваются. Но вспомните, с какой радостью ребёнок делал первые шаги, с каким упорством он поднимался после падений. И если вам удастся обеспечить ему поддержку, он справится на доступном ему уровне с любым делом.

Давайте разберемся, что значит поддерживать ребёнка. Наверное, многие подумали о похвале. Но поддержка и похвала с точки зрения психологии — разные вещи. Когда взрослый хвалит ребёнка, он оценивает его, остается в позиции «сверху»: я знаю, что ты сделал что-то хорошо, а ты вроде как не знаешь и слушаешь. Положительная оценка приятна, и ребёнок стремится заслужить ее снова и снова. Беда в том, что и во взрослой жизни человек часто остается зависимым от похвалы, стремится получить ее от начальника, жены, соседей и т.д.

Другое дело поддержка. Она позволяет ребёнку научиться ориентироваться на себя, а значит, делает его сильнее. Например, ребёнок нарисовал для вас поздравительную открытку. С позиции поддержки ваша реакция может быть такой: «Ух ты! Как я рада!» Внимание акцентируется на ваших чувствах.

Если вы хотите, чтобы ребёнок научился сам себя поддерживать, спросите его, что ему самому больше всего нравится в открытке, как он ее делал, что в следующий раз он хотел бы сделать иначе. Так ребёнок научится гордиться тем, что делает, у него сформируется любознательность, желание делать что-то новое. А главное — он будет менее зависим от чужой похвалы, научится сам достигать результата и оценивать свои возможности и успехи.

Особенно важна поддержка в трудной ситуации, при неудачах. Не игнорируйте чувства ребёнка, не говорите, что его проблемы — ерунда. Ведь он чувствует совсем другое. Лучше всего озвучить его негативные эмоции: «Ты расстроен, обижен. Это неприятно, я понимаю… Мне тоже грустно». Дайте ребёнку выплакаться, если надо, обнимите, спросите, чем вы можете ему помочь. И не забывайте говорить ребёнку о своей любви.

Если вы видите, что ребёнок нервничает перед контрольной, соревнованиями, конкурсом, лучший способ поддержки — сказать примерно следующее: «Я вижу, ты взволнован. Но я буду любить тебя, даже если ты проиграешь». Для того, чтобы прием сработал, вы действительно должны так чувствовать, то есть разделять успех ребёнка и его самого в своем сознании. Иногда это кажется родителям само собой разумеющимся, но скажите что-то подобное, и вы увидите, как спадет напряжение, и ребёнок сможет сконцентрироваться на том, что ему предстоит сделать.

Один из самых верных способов вырастить неуверенного в себе человека — частая родительская критика. Это могут быть прямые критические замечания, а могут быть фразы, которые начинаются с похвалы, но заканчиваются опять-таки негативом: «Молодец, что убрал в комнате, но я в твоем возрасте еще и мусор не забывал выносить». Знакомо?

Часто родители даже не замечают того, как обесценивают личность ребёнка. Например, ребёнок целый день мастерил самолет. Он бежит с ним к отцу, предлагая испытать, как он летает. А у отца проблемы на работе, он в раздражении говорит: «С такими крыльями он и метра не пролетит». Что испытывает ребёнок? Боль, разочарование. А если подобное происходит часто? У ребёнка может сформироваться убеждение, что он недостаточно красив, умен, успешен. А это прямой путь к личностным проблемам: неумению управлять своей жизнью, неспособностью устанавливать границы и принимать решения из-за страха неудачи. Во взрослой жизни такие люди часто бессознательно выбирают контролирующих или игнорирующих партнеров, что усиливает их сложности.

Родители часто обесценивают чувства и личность ребёнка не из нелюбви, а «чтобы человеком вырос», «чтобы не перехвалить», наконец, потому, что их самих так воспитывали.

Но помните, что родительские принятие и поддержка — основа целостности детской личности, тот запас прочности, который обеспечивает ребёнку уверенность в себе и успех.

развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).