Как помочь ребенку правильно писать

Обучение в школе почти всегда сопряжено с немалыми усилиями. Причем как со стороны ребенка, так и его ответственных родителей. И одним из основополагающих моментов для ученика на все его школьные годы (да и не только) является умение писать правильно.

Однако насколько этот навык важен, настолько же трудно он вырабатывается. Ошибки в тетрадках учащегося любого класса удивления ни у кого не вызывают. Однако если они повторяются из раза в раз, это становится поводом для беспокойства родителей и учителей.

Что такое дисграфия?

Сегодня все чаще детям ставят диагноз «дисграфия». Это нарушение, при котором ребенок не может усвоить навыки письма. При этом правила русского языка он может знать назубок, но, когда дело доходит до практики, писать без ошибок у школьника никак не получается.

Дисграфия выражается следующими «симптомами», при которых следует насторожиться:

  • ребенок пишет лишние элементы букв либо, наоборот, не дописывает буквы;
  • некоторые буквы и цифры написаны в зеркальном отображении;
  • в словах нередко пропущены буквы;
  • на письме ребенок переставляет слоги местами;
  • в слове повторяются буквы («лалина» вместо «малина» и т. п.);
  • могут отсутствовать пробелы между словами, точки между предложениями;
  • строки часто продолжаются за полями тетради.

Если подобные явления систематичны, безошибочное письмо за короткий срок освоить не удастся. Однако ситуация поправима. Если же ошибки носят иной характер — виной всему невнимательность малыша, с которой тоже со временем удастся справиться.

Как помочь школьнику писать грамотно при дисграфии?

Если у вас есть подозрения на наличие у ребенка такого нарушения, следует прежде всего обратиться к хорошему логопеду.

Как помочь ребенку правильно писать

При подтверждении диагноза родителям предстоит кропотливая работа:

«Волшебный диктант»

Научить ребенка не пропускать буквы можно при помощи игры «Волшебный диктант». Перед тем, как написать фразу из 3-4 слов, необходимо определить (простучать), сколько в каждом из них слогов, и зафиксировать каждый черточкой. На следующем шаге обозначаются уже не слоги, а буквы – точками.

Освоение словарных слов

Если малышу не даются словарные слова, можно попробовать вместе с ним составить из них историю: родитель диктует ребенку последовательность слов, а он придумывает сюжет с ними, проговаривая по слогам правильное написание.

Затем последовательность диктуется снова и выполняется самопроверка. Также можно прибегнуть к помощи рисунка, выделяя орфограмму (например, солнце с буквой «л» внутри).

«Иностранное чтение»

Не менее эффективен метод «Иностранное чтение», при котором 5-15 минут в день (в зависимости от возраста) ребенок должен читать орфографически, то есть так, как написано («ДайОт корОва молокО»). Так закрепляются зрительные образы слов. Для такого чтения лучше всего использовать орфографический словарь.

«Карандашные» диктанты и списывания

Устраивайте для малыша с дисграфией «карандашные» диктанты и списывания: пусть ребенок пишет карандашом, затем сам проверяет каждое слово и стирает ластиком неверные буквы, вписывая нужные. В итоге получится чистый и грамотный текст, что станет отличной мотивацией для ученика.

  • игры с конструктором и пазлами,
  • пришивание пуговиц,
  • плетение из бисера и бусин,
  • рисование миниатюр,
  • выжигание – в общем, всё, что развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария мозга.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?

Как мы уже выяснили, далеко не все школьники допускают ошибки в тетрадках из-за дисграфии, большая часть из них получает плохие оценки по письму из-за банальной невнимательности. Ругать детей за это не стоит, а вот исправлять ситуацию необходимо.

В этом случае на помощь приходят игры и упражнения на развитие у ребенка внимания.

Вот некоторые из них:

«Корректор»

Предложите малышу побыть в роли корректора. На первых порах давайте ребенку задание найти в тексте определенную букву и отметить ее. Для более старших учеников можно подготовить текст с ошибками и попросить исправить их, попутно проговаривая правила русского языка, согласно которым должна быть написана та или иная буква.

Игры на изменение состава предметов и логику

Игры типа «Что изменилось?»: ребенок в течение некоторого времени смотрит на последовательность предметов (рисунков, игрушек и т. д.), затем отворачивается, а родитель убирает один предмет либо переставляет предметы местами. Малышу-игроку предстоит определить, что же изменилось.

Всевозможные настольные игры на логику: ходилки, шахматы, шашки и нарды, даже «морской бой» – все они дадут положительный результат. Хороши также пазлы и конструкторы.

Кроме этого, внимание и навык письма можно развивать у ребенка и другими способами. Важнейший из них – чтение. Читайте вместе, по слогам и бегло, регулярно, с интересом. На прогулках замечайте вывески и объявления, ценники, определяйте, есть ли ошибки на них.

Помимо чтения и упражнений, безусловно, важно организовать школьнику правильный рацион и режим дня, игры на свежем воздухе, занятия танцами или спортом. Все это будет держать мозг в тонусе, при этом излишне не напрягая его, а это значит, что научить ребенка писать без ошибок получится быстрее.

В данной статье даны практические советы родителям,как помочь ребёнку повысить свою грамотность.

Вложение Размер
kak_pomoch_rebyonku_gramotno_pisat.docx 15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку грамотно писать.

Пожалуй, заранее можно сказать, что ни один предмет школьного курса не доставит вам столько беспокойства, столько русский язык. Я имею в виду прежде всего грамотное письмо.

Бывают дети, которые пишут грамотно, как они говорят, по интуиции, сами не зная, почему пишут именно так, а не иначе. Как правило, у этих ребят исключительно хорошо развита зрительная память. Они много читают и просто по ходу чтения запоминают правильные написания многих слов. Однако и у этих немногих счастливцев плохо обстоит дело с пунктуацией.

И всё-таки огромное большинство детей овладевает навыками грамотного письма с большим трудом. Загляните в страницу классного журнала, где выставлены оценки. Самая распространённая отметка за диктанты и изложения – тройка.

Очень часто обеспокоенные папы и мамы приходят к учителям с тревожным вопросом: как помочь сыну (дочери) научиться грамотно писать? Между тем помочь всё-таки можно, но для этого папа или мама должны проявить терпение.

Когда вы вернулись с работы, сын уже закончил уроки. Обязательно попросите показать вам дневник. По русскому языку задано упражнение. Не пожалейте своего времени: пусть мальчик достанет свой учебник и тетрадь, пусть вслух прочитает задание к упражнению. Чаще всего в нём надо вставить пропущенные буквы или расставить знаки препинания. Пусть сын объяснит вам, почему он вставляет именно эти буквы, а не другие. Он припомнит правила (если затруднится в объяснение какого-нибудь написания, помогите ему отыскать правило в учебнике), потренируется в устной речи. Теперь проверьте, подчеркнул ли он те слова, буквы или знаки, о которых говорилось в задании к упражнению. Часто ученики считают упражнение выполнимым, если они просто переписали его, не обращая внимания на то, что надо было при списывании подчеркнуть. Такую работу учитель совершенно справедливо считает невыполненной.

Даже такая, не очень сложная проверка упражнения тоже принесёт свою пользу. Но это, конечно, недостаточно, если у ребёнка есть проблемы в русском языке, и учитель советует вам: « Пишите со своим ребёнком каждый день небольшие диктанты». Родители обычно спрашивают, где им брать тексты таких диктантов. На дом заданно упражнение. Выполнить его надо обязательно. Так используйте это упражнение в качестве текста для диктанта. В упражнении обычно бывает 12-14 предложений. Можно продиктовать их разными способами. Скажем, первые два-три предложения медленно, отчётливо. Пусть ваш ребёнок объяснит написание всех трудных слов, которые встретятся в тексте. Особое внимание обратите на те слова, в которых пропущены буквы. В связи с каждой из этих букв надо припомнить правило, по которому пишется именно эта буква или ставится именно этот знак препинания. Остальные слова достаточно отчётливо проговорить по слогам, если, конечно, они не вызывают сомнений. Если же ребёнок не знает, как пишется то или иное слово, постарайтесь вместе с ним найти в учебнике соответствующее правило, а не смогли отыскать — ну что ж, завтра обязательно надо спросить у учительницы, почему оно пишется так, а не иначе.

Но вот все трудные для правописания слова выяснены. Теперь можно записывать предложение под диктовку (диктовать по два- три слова). Теперь обязательно добейтесь, чтобы ваш ученик при записи слов громко проговаривал их по слогам. Это очень помогает их запоминанию: работают одновременно все виды памяти: логическая( ребёнок понимает, почему пишется именно так), слуховая (он слышит то, что пишет),зрительная (видит каждое слово) и моторная (водит при этом рукой).

Записали два-три предложения. Теперь продиктуйте ему два-три предложения другим способом. Их надо записать, все так же громко проговаривая каждый слог и попутно объясняя (до записи этого слова) правило, по которому пишется слово. Кстати, таким образом ребёнок дома потренируется в том самом комментированном письме, которым сейчас много занимаются на уроках русского языка. Это очень важно — уметь одновременно с письмом объяснять правила, по которым пишешь. Собственно, именно так и приходится делать во время контрольного диктанта в школе.

Итак, вы уже применяли два способа диктовки. Теперь попробуйте третий. Следующие два-три предложения просто продиктуйте. Пусть возле записи этих предложений сын или дочь объяснят вам правописание всех слов и постановку всех знаков препинания. Этот вид диктанта так и называется – « объяснительный». Конечно, в известном смысле он менее удобен, чем первые два вида, потому что придётся исправлять. И всё-таки эта работа тоже очень полезна.

Оставшиеся предложения просто продиктуйте и посмотрите, много ли сделано ошибок. Вот ваш диктант и закончен. Одновременно выполнено домашнее задание по русскому языку. И у вашего ребёнка будет ощущение дополнительного затраченного времени.

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например, «м», следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – «м», «б», а не «эм» или «бэ». Говоря так, мы произносим два звука – «э» и «м». Это только путает детей.

Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: «м», «а»и только после этого складывает сам слог: «ма». Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение).

Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа «ап», «ут», «ик» и т. п. Затем переходят к слогам типа «ма», «но», «ву». После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т. д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, «ш» на «с» («сапка») или «р» на «л» («лыба», не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

Если ребенок-левша, то шаблоны для правильного удержания ручки существуют и для левшей.

Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать, почему? Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе, недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырех лет при условии систематических занятий.

Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально, путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.

Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.

Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы : м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:

– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см, ребенок раскрашивает или штрихует ее;

– лепка буквы из пластилина;

– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;

«написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;

– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т. д. ;

– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;

выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т. д. ;

– обводка букв, написанных взрослым;

– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Консультация для родителей и педагогов «Откуда берутся люди-потребители и как правильно воспитать ребёнка, чтоб он им не стал» Психологический портрет человека-потребителя: Потребителями всегда руководит личная выгода. Они делят людей на группы: Родители, родственники.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.

Мастер-класс для родителей «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице» Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста. Целевые ориентиры: -это система методов.

По статистике, 7/10 детей, которые еще не пошли в школу, делают грубые ошибки при написании. Чтобы исправить эту проблему, родители заставляют малыша заниматься больше. Они дают ему учебники и говорят учить правила наизусть, а также постоянно практиковаться. Но, как ни странно, результат ухудшается. И малыш начинает ошибаться чаще и больше. Отношение дитя к русскому языку становится негативным. Ему надоедает постоянно учиться, и он больше не хочет этого делать.

В прошлом детей с такими проблемами считали глупыми, и говорили, что обучить их невозможно. Все, что делали учителя – опускали руки, кое-как ставили тройки, и иногда не давали перевестись в следующий класс, оставляя на 2-й год.

Но после 2010 года к малышам, совершающим ошибки при написании, начали относиться иначе. Выяснилось, что они имеют так называемый диагноз «дисграфия». Статистика говорит, что на территории Российской Федерации около 30% детей в младших классах имеют эту проблему. Она заключается в следующем: малыш может досконально знать каждое правило (из той программы, которую сейчас проходит), но, при этом, ошибаться при написании отдельных слов.

Мы расскажем, как побороть эту проблему, и научить вашего ребенка писать правильно.

Как научить ребенка писать правильно, без ошибок?

Процесс написания букв и слов – это механическое действие. Оно совершается нашим мозгом за долю секунды. И работает так.

Для начала, мозгу нужно понять, как выделять конкретный звук из слова. Потом ему нужно определить, какая буква соответствует вычлененному звуку. После этого, мозг должен попытаться понять, какой внешний вид имеет выбранная им буква. И определить, куда ее нужно вставить в слове. Через долю секунды мозг «говорит» нашей руке писать букву. Правильно размещая ее в слове.

Но на этапе написания задача усложняется. К процессу «вспоминания» буквы и ее внешнего вида присоединяется определение правила, которое нужно применить в конкретной ситуации. Из-за это у ребенка и возникают ошибки при написании. Ему бывает сложно вспомнить сразу две вещи.

При письме задействуются все части мозга. И работают они сообща, последовательно. Если какой-то элемент мозга неправильно выполнит свою функцию, то получится ошибка. Поэтому, в первую очередь, вам нужно обучать мозг ребенка. И чтобы процесс прошел успешно, вам необходимо подготовить дитя к письму.

Как понять, что у малыша дисграфия?

Этот вопрос довольно сложный. Потому, что у плохого правописания может быть две причины – либо дисграфия, либо банальное незнание правил.

Определить у ребенка наличие недуга можно по следующим ошибкам:

Что делать, если у вашего ребенка дисграфия?

Доктора придумали ряд упражнений, которые помогут вам справиться с дисграфией. Попробуйте их с ребенком. Они могут действительно помочь.

Проблема с пропуском букв. Решение – «Волшебный диктант»

Вам нужно взять либо целое предложение, либо четыре слова из него. И прочитать ребенку.

Скажите малышу, чтобы он стучал, когда слышит различные слоги (па-па мы-л под-дон). С помощью этого он сможет почувствовать ритмику повествования. И использовать ее дальше.

После того, как ребенок прочувствует ритм, он должен записать его на бумаге. Каждая черточка – это слог. И выглядеть ритм предложения должен, как пунктирная линия.

Далее, ребенок должен будет посчитать количество букв в каждом слове. И занести эти данные на пунктирную линию. Где одна точка будет равна одной букве. Так ребенок сможет натренировать свое восприятие. И уже начнет видеть, что где-то пропустил букву.

Проблема с окончаниями. Ребенок забывает писать их. Решение – «Образ слова»

Вам нужно назвать определенное слово. А затем малыш должен придумать слово на предпоследнюю букву того, что было сказано вами. Например, вы говорите «ананАс». А ребенок должен сказать, допустим, «Анапа».

Или предложите дитю сказать что-нибудь на букву, расположенную третьей с конца. «жиЗнь» — «Звонок».

Либо вы можете взять для этого упражнения простые слова. К примеру, в слове «орАнжевый» вы можете попросить ребенка придумать слово на третью букву слева. «Абажур».

Так ребенок сможет «почувствовать» наличие всех букв в слове. И поймет, что забывать их нельзя.

Проблема с написанием слов из словаря. Решение – «Веселый мультфильм»

Вам нужно попросить дитя придумать в голове собственный мультик. Он должен использовать в нем те объекты и предметы, которые вы ему назовете. И все они должны быть расположены в том порядке, в котором вы их называете.

Когда малыш закроет глазки, вам нужно будет начать проговаривать тяжелые для ребенка слова. Например, «пенОпласт», «соЛнце», «кОрзинка». Малыш должен задействовать все эти элементы в своем рассказе. После этого, он должен рассказать вам то, что получилось. И ваша задача – сразу оценить рассказанное малышом.

Далее, вам нужно дать ребенку лист бумаги, ручку, и попросить, чтобы он написал все названные слова. После этого, скажите ребенку, чтобы проверил себя сам. Напишите на отдельном листе то, как должны писаться эти слова на самом деле, и отдайте его ребенку. Пусть попытается сверить работы, найти ошибки, и исправить их.

Если ребенок допустил ошибку, то нужно нарисовать проблемное слово. При этом, особое внимание нужно уделить неправильному моменту, нарисовав его яркими красками. Давайте разберем на примере.

Предположим, ребенок ошибся в слове солнце, и написал «сонце». Вам нужно нарисовать солнышко, и, к примеру, внутри него нарисовать черным маркером букву «Л». Так малыш запомнит, в чем особенность того или иного слова.

Такие же манипуляции нужно проделывать с каждым неправильно написанным в ходе этого упражнения словом. С помощью этого вы поможете ребенку справиться с проблемой.

Дисграфия – это проблема, но справиться с ней можно. Если вы вдруг обнаружите, что ребенок допускает ошибки при письме, расстраиваться не нужно. У вашего малыша может быть не дисграфия, а банальное незнание правил русского языка. Поэтому заранее переживать мы вам не советуем. Сначала убедитесь в навыках ребенка.

Чтобы проверить грамотность, в школе проводят контрольные диктанты. Проверяя ошибки, учитель оценивает, насколько хорошо усвоил ученик изучаемый материал.

В диктанте встречаются слова, написание которых можно проверить, пользуясь грамматическими правилами. Некоторые сложные слова проверить нельзя, их нужно запомнить.

Ребенок добросовестно учит правила, но делает ошибки в самых простых словах. Родители хватаются за голову, не зная, что делать. Можно ли помочь школьнику, научить его как писать диктанты без ошибок?

Из этой статьи вы узнаете

Особенности школьного обучения

Ребенок, приходя в школу, приносит определенный запас знаний и навыков, полученный им во время дошкольного обучения.

Нельзя требовать от первоклассника написания грамотных диктантов, если он полгода назад выучил буквы. Даже если малыш читает с четырех лет, ему трудно написать диктант без ошибок.

Для того чтобы быть грамотным, ему необходимо выучить правила орфографии и пунктуации.

Очень помогает в написании диктантов внутреннее чутье грамотной речи. Оно развивается в ходе чтения книг и обучения русскому языку.

Кому-то выпадает счастье встретить учителя профессионала, который грамотно и с любовью доносит материал. Именно благодаря таким педагогам дети находят то, что им интересно, выбирают свою дорогу в жизни.

Но ответственность лежит не только на учителе русского языка, чтобы ученик грамотно писал, ему необходима помощь родителей. Эта помощь заключается в проверке домашних заданий и исправлении ошибок, в совместной работе над пониманием новых правил и исключений.

Что такое диктант

Диктанты бывают контрольными и тематическими.

С помощью контрольных работ проверяют знание материала и ставят итоговые оценки. Тематические диктанты проводят после изучения определенной темы, чтобы закрепить знания на практике.

Учитель во время обучающего диктанта объясняет написание трудных слов, расстановку знаков препинания.

Он может это сделать также после диктовки текста, обсудив с учениками трудности в понимании написания отдельных слов или предложений.

Домашние занятия по подготовке к диктанту

Если у школьника проблемы с грамотным письмом, а диктанты, написанные на тройку – это верх совершенства, не спешите наказывать и ругать.

Это крайность в воспитании, которая не принесет ничего, кроме сопротивления со стороны ученика, и отказа от занятий.

Не впадайте в другую крайность, заставляя школьника все свободное время проводить за чтением книг и написанием диктантов, не зная как научить писать грамотно.

Если вы не учитель, лучше наймите хорошего репетитора, который понимает, как правильно сформировать навыки у ребенка и закрепить их, не отбив охоту к процессу обучения.

Ваша помощь будет уместна только в том случае, если ребенок просит помочь и готов с вами заниматься. Тогда можете проявить усердие, творческую фантазию и скрытый педагогический талант для общего блага.

Поощрением в обучении с родителями должно быть взаимное доверие и отсутствие скандалов по поводу плохой учебы. Ребенок вам доверяет, позволяя помогать в учебе.

Значит, вы тоже должны ему доверять. Неуместны будут обвинения в лене и тупости и сравнения с более успешными детьми. Имея цель добиться успеха в жизни и вашу поддержку, школьник будет выкладываться в учебе на все 100%.

Помощь родителей

Как научить ребенка правильно писать, если существует проблема грамотности? Необходимо начинать с азов. Проверьте написание слов.

При ошибках, которые повторяются, нужно восстановить пробел в этой области. Объяснить ребенку, почему слово пишется именно так, а не иначе.

  • Можно проводить словарный диктант или давать школьнику списывать слова, выполняя при этом несложные задания.

Вставлять пропущенные буквы, отличать приставки слов от частиц и предлогов, изменять слова по падежам, числам, родам.

  • Закрепление написания трудных слов можно делать при помощи карточек. Написав слова, которые нужно запомнить, повесить их на видном месте. Потом заменить другими словами.
  • В неделю нужно писать не менее двух диктантов, подбирая их под выученные слова и пройденные правила.

Продаются сборники диктантов для каждого класса, которые можно купить в книжном магазине. Диктанты по темам есть в школьных учебниках, если ребенок не пишет их в школе с учителем, можно писать дома.

  • Диктант интересно проводить в форме игры. Пусть сегодня ваш ученик станет учителем и будет вам диктовать предложения. Сделайте специально несколько ошибок и сдайте записанный текст на проверку. Пусть ребенок найдет ошибки и объяснит, почему он считает их ошибками.
  • Нельзя спорить, что грамотность напрямую связана с количеством прочитанных книг. Давайте ребенку интересную детскую литературу, написанную грамотным литературным языком, пусть он читает вам вслух по вечерам.

Или найдите книгу настолько интересную, что ребенок будет читать ее без всякого напоминания с вашей стороны. Это нетрудно сделать, зная предпочтения своего ребенка.

С какого возраста начинать

Когда ребенку исполнится пять лет необходимо обратить внимание на формирование его навыков в освоении письма и чтения. Чтобы предотвратить трудности во время обучения языку в школе, нужно пройти специалистов при подозрении на дислексию или дисграфию.

Это специфические нарушения, которые мешают человеку правильно воспринимать написанное и воспроизводить самостоятельно при чтении или письме.

Дислексия и дисграфия не являются признаками нарушения умственной деятельности. Их возникновение связывают с наследственностью.

Есть гены, отвечающие за проявление этих нарушений. Как научить ребёнка писать грамотно, если он страдает дислексией или дисграфией?

Для родителей это задача непосильная, научить писать диктант в таком случае может только специалист. Важно вовремя выявить нарушения, чтобы в школе не было нервных срывов и трагедий, обвинений в педагогической запущенности и лени.

Выводы

Существует много методик, как научить ребенка грамотно писать диктанты. Можно вспомнить методику Тихомирова, которая была создана еще в XIX веке.

Ее суть в том, что нужно читать слова не так, как они произносятся, а так как пишутся. Тихомиров утверждал, что ребенок может прекрасно запомнить правильно произносимые вслух слова, которые нужно написать.

Слово закрепляется в правильном звучании в слуховой памяти. Во время диктанта ученик способен вспомнить и написать слово правильно.

Другим детям с развитой зрительной памятью помогают часы домашнего чтения любимых книг. Есть дети, которые запоминают, как правильно писать слова механическим способом, переписывая текст из учебников. Метод обучения сможет подсказать вам опытный педагог или домашние занятия с ребенком.