Занятия спортом невозможны без хорошей мотивации. У взрослых есть свои движущие силы для занятия спортом: стремление к самосовершенствованию, мода на здоровый образ жизни, взгляды женщин и мужчин на ваше красивое тело, требования к внешнему виду на работе и многое другое.
Ребенку же эти факторы чужды. О том, чем же можно его увлечь и как это правильно сделать с учетом возраста вашего чада:
До 4 лет
С маленькими детьми очень сложно действовать методом убеждения и каких-либо переговоров. Единственным важным инструментом может стать личный пример. Если вы занимаетесь спортом, то велика вероятность, что малыш станет подражать вам.
Второй немаловажный момент – это элемент игры. Спорт не должен позиционироваться как обязательное занятие, скорее как возможность поиграть. Детский фитнес подразумевает сбор шариков, поднятие мелких деталей пальцами ног, но можно перейти и к более серьзным видам спорта.
Главное – не путать понятия «мотивировать» и «заставлять».
Многие родители при выборе секции обращают внимание на престижность, нежели желания ребенка. Считаю, что ребенок должен попробовать несколько видов физической активности, пока найдет самую интересную для себя. И когда он ее найдет, то самой лучшей мотивацией для него будет, если родители будут обращать внимание на хоть и маленькие, но всё же достижения и победы, обязательно хваля его за это.
Самое трудное – это справиться с начальным этапом. Нужно особенно сильно поддерживать ребёнка, когда он только начал ходить в спортивную секцию, дальше станет проще. Первый успех воодушевит ребенка, у него появится желание заниматься усерднее, чтобы улучшить свой результат.
В некоторых случаях дети не хотят ходить в спортивную секцию только потому, что не знают, зачем им это нужно. Здесь уже задача родителей – пробудить интерес ребенка к спорту.
От 4 до 10 лет
С 4-летнего возраста дети уже начинают заниматься профессиональным спортом и понимают, что это не просто игра. Поэтому на этом этапе важно точно определить, каким спортом будет заниматься ребенок. Выбирать стоит тщательно, исходя из темперамента ребенка и его физических возможностей.
Например, активного непоседу вряд ли можно будет заставить заниматься йогой. Зато он с удовольствием впишется в школу каратэ.
В это время самым важным моментом будет поддержка ребенка и активное участие в его занятиях. Стоит интересоваться его достижениями, ходить на соревнования, посещать тренировки, просить продемонстрировать умения, показать упражнения.
От 10 до 15 лет
В это время гораздо сложнее воздействовать на ребенка. Родительский авторитет снижается, поэтому угрозы и наказания не справятся с упрямством ребенка.
Прежде всего, необходимо сделать активный образ жизни – неотъемлемой частью жизни. Даже если родители не особо увлекаются спортом, стоит хотя бы начать ходить в походы. Да и тренировка на свежем воздухе ребенку может понравиться гораздо больше.
Так же юному спортсмену важно понимать, к чему он стремится. Например, посмотреть вместе фильм об этом виде спорта, либо посетить профессиональные соревнования среди взрослых.
И не забывайте о мудрости самого императора Наполеона: «Игрушки управляют людьми». Порой достаточно комфортной и красивой новой формы, чтобы ребенок ощутил новый приток сил.
Что нельзя делать
Самый последний и совершенно бесполезный подход – это поощрение и начало торгов. Если вы строите разговор по принципу «ты мне – я тебе», то в дальнейшем малыш будет «шантажировать» вас по любому поводу.
Точно также не стоит начинать давить на малыша, если он категорически отказывается ходить на тренировки. Поговорите откровенно и спокойно, выясните, в чем причина. Возможно, вам действительно стоит пересмотреть его увлечения и отдать его в тот кружок, который ему интереснее, а спорт оставить для домашних утренних зарядок всей семьей.
Больше советов по общению с детьми:
Физическая активность в дошкольном возрасте
Наиболее удачный и критически важный момент для формирования привычки заниматься спортом — дошкольные и школьные годы. Приобщение к спорту в этот период важно для того, чтобы человек во взрослом возрасте оставался активным.
Сразу стоит отметить, что спорт и физическая активность — не одно и то же, правильнее было бы сказать, что спорт является одним из видов физической активности. Физическая активность в детском возрасте отвечает за развитие структур мозга и благотворно сказывается как на физическом, так и на когнитивном развитии ребёнка. До пяти лет речь идёт скорее не о спорте, а о том, чтобы ребёнок научился основным движениям (ходьба, бег, прыжки, кувырки), научился ориентироваться в пространстве, привык к подвижным играм.
Движение и учёба
Согласно исследованию Nike (Designed to Move: Active Schools, 2015), спорт улучшает академические показатели учеников, поддерживает их поведение, посещаемость, внимательность и обучаемость. Дети, которые часто двигаются и участвуют в спортивных активностях в школе, как правило, лучше осваивают учебную программу, больше чувствуют свою принадлежность к школе, легче заводят новых друзей и чувствуют себя увереннее как среди сверстников, так и во время выполнения учебных задач.
Сколько часов спорта в неделю нужно ребёнку
Согласно нормам Всемирной организации здравоохранения, дети и подростки от 5 до 17 лет должны уделять физическим нагрузкам любой интенсивности минимум 60 минут в день. Не менее трёх раз в неделю следует заниматься аэробными упражнениями высокой интенсивности (к ним относятся, например, бег, танцы, велопрогулки, плавание). Может получиться такое расписание — часовая прогулка три раза в неделю, бассейн три раза в неделю и один раз в неделю — занятие сезонным видом спорта, например катание на коньках или на роликах.
Почему детям может не нравиться спорт
Часто ребёнок уже в школе отказывается от спорта. Причина обычно кроется в неудачах школьной педагогики. Слишком жёсткий подход или токсичные отношения в классе могут сыграть свою роль в формировании негативных ассоциаций со спортом у ребёнка.
В идеале школьный урок физкультуры должен учитывать все виды мотивации: кто-то из детей хочет победить в соревновании и стать лучшим, кому-то приятно уделить время своему телу, почувствовать удовольствие от движения, для кого-то спорт раскрывается через общение с другими, командную игру. Если в школе ребёнка не смогли замотивировать, важно в диалоге с родителями или самостоятельно сформулировать, что лично вам может дать спорт и физическая активность. Чтобы понять, как полюбить спорт, сначала нужно принять, что вы не обязаны любить его по тем же причинам, что и другие.
Почему спорт полезен
- Спорт стимулирует выработку мелатонина — гормона, который необходим для здорового сна и помогает восстанавливаться от тяжёлой учёбы, активного роста и изменений, которые происходят с организмом подростка.
- Спорт снимает стресс и позволяет переключиться, отдохнуть. Это важный инструмент эмоциональной регуляции, которому лучше научиться как можно раньше, чтобы обращаться к нему в течение жизни.
- Спорт — это хорошая профилактика ментальных расстройств, в частности депрессии. Помимо мелатонина, физические нагрузки также стимулируют выработку гормона серотонина, который отвечает за наше настроение, контролирует уровень тревоги и выполняет много других функций, улучшающих качество жизни (именно проблемы с серотонином часто приводят к развитию расстройств психики).
- Спорт развивает в нас навыки тайм-менеджмента и самодисциплины. На примере своих физических достижений можно оценить, какой результат дают регулярные старания, а также узнать, что помогает вам мотивировать себя даже в самые тяжёлые дни.
- Спорт — это социализация. Секции и клубы отлично помогают найти новых приятелей.
Роль родителей
Ребёнку, который начинает заниматься спортом, необходима поддержка взрослого. Самый важный ресурс, который родитель может дать ребёнку для его физического развития, — внимание, поддержка, похвала и, конечно, общий досуг. Если хотите научить ребёнка чему-то, — делайте это вместе с ним. Придумывайте совместные активности: поход в лес на лыжах, выезд на природу, игра в баскетбол во дворе.
Если вы недовольны низкой активностью своего ребёнка, то не стоит ставить перед ним жёсткие рамки и ультиматумы. Влияние спорта всегда долгосрочное, и дождаться результатов можно только если заниматься регулярно и добросовестно, поэтому важна мотивация ребёнка.
Как полюбить спорт и физические нагрузки
Самое важное, что вам предстоит понять: спортом надо заниматься регулярно и его надо встроить в свою повседневную жизнь. На первых порах вам важно найти что-то, что доставит вам удовольствие, но дальше, в минуты разочарований и усталости, необходимо помнить, что физические нагрузки должны не только давать вам сиюминутное наслаждение, но и помогать вам достичь комплексного эффекта, облегчать вашу жизнь в будущем, делать вас выносливее, открывать вам новые возможности вашего тела и позволять вам делать завтра то, чего вы не могли сделать вчера.
Сперва лучше ставить перед собой совсем маленькие цели, например — выйти из автобуса на одну остановку раньше, подниматься по лестнице, а не на лифте, один раз в неделю ходить на долгую прогулку. Нужно сформировать простые привычки, которые повысят количество регулярной физической активности в вашей жизни. Чтобы облегчить себе задачу, новую привычку стоит привязать к уже существующим рутинным делам. Например, устраивать по выходным пробежку перед встречей с друзьями, или делать зарядку перед тем, как садиться за компьютер.
Необязательно идти в спортивную секцию, но большим подспорьем могут стать всякие любительские клубы, например танцевальные. Особенно если вы любите какой-то конкретный жанр музыки — хип-хоп или кей-поп, наверняка в таком клубе вы сможете встретить людей с похожими увлечениями, к тому же эти занятия не требуют от вас высокой физической подготовки и вполне доступны новичкам. Можно также обратить внимание на такие варианты, как туризм, бассейн (индивидуальные или групповые занятия), бег.
Полезным будет самообразование в области биологии, питания и спорта. Если вы на самом базовом уровне поймёте, как устроено человеческое тело, как работают наши мышцы, как упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему, что происходит с вашим телом, когда вы тренируетесь, вам станет интереснее и проще приниматься за дело каждый раз.
Кому-то подойдёт метод долгосрочных целей — например, пробежать марафон через полгода или пойти летом в пеший поход.
Спорт – это здоровье, выносливость, великолепная закалка для организма.
Радость движения – естественное состояние человека. Каждый ребенок – уникальная личность со своими интересами, но практически все они с радостью бегают, лазают и играют в активные игры.
1. Доверьтесь своему ребенку. Любой человек с удовольствием занимается только тем делом, которое он выбрал сам по своему желанию и усмотрению.
2. Создайте собственный пример. Для этого достаточно просто ходить вместе в небольшие походы, на каток, возможно, посещать боулинг или фитнес клуб, зарезервировать день для развлечения в аквапарке или посетить спортивное мероприятие.
3. Составьте график занятий и повесьте его на видное место. Чередуйте виды спорта, чтобы развивать разные группы мышц. К примеру, по четным дням устраивать велогонки, по нечетным играть в мяч.
4. Повесьте дома турник или установите шведскую стенку. Они развивают ловкость и гибкость.
5. Хвалите своего ребенка. Слова поддержки, участия, внимания, сказанные искренне и откровенно, творят настоящие чудеса. Ваш сын участвует в соревнованиях? Скажите ему, что гордитесь им.
6. Если ребенок увлечен спортом, то ему требуется специальный инвентарь, одежда для занятий, средства для поездок на соревнования. Будьте готовы к таким тратам, помните, что это – вложения в здоровье вашего ребенка.
Подвижный образ жизни – залог здоровья. Для физического развития упражнения просто необходимы. Но у большинства родителей возникает проблема нежелания ребенка заниматься спортом. Бесполезно объяснять детям важность спортивных занятий, если существует множество более интересных вещей: компьютер, игровая приставка. Можно ли заставить ребенка полюбить спорт? В этой статье мы приводим несколько советов, как это сделать.
Как повлиять на ситуацию
Чтобы заинтересовать ребенка спортом, попробуйте соблюдать простые рекомендации:
- Если вы любите какой-то вид спорта, то не факт, что и ребенку он должен нравиться.
- Напоминайте всегда о пользе упражнений для здоровья и будьте примером. Вместе делайте утреннюю зарядку и участвуйте партнером в тренировках дома.
- Если появилась заинтересованность спортивными занятиями, то обязательно это поощряйте.
- Не следует ребенка настраивать на будущие спортивные награды и медали. Лучше ненавязчиво помочь в выборе достижимой цели, чтобы не исчезла мотивация к тренировочному процессу.
- Не следует относиться к его спортивным увлечениям серьезно, но интересуйтесь успехами и проблемами ребенка. Всегда его поддерживайте.
Что не нужно делать
Дети должны получать удовольствие от тренировок, иначе заинтересованность совсем пропадет.
- Спортивные неудачи неизбежны и не следует искать оправданий. Смешно списывать проигрыши на некачественное снаряжение, плохую погоду или ошибку арбитра. Таким поведением вы мешаете детям учиться на ошибках. Они быстро привыкнут не видеть свои промахи и недостатки, а будут обвинять все и всех.
- Ребенок обязательно должен активно участвовать в соревнованиях, но требовать от него успеха не следует. Ваше разочарование от неудачи может на него повлиять, что скажется в потере интереса к дальнейшим тренировкам. Постарайтесь объяснить своему чаду, что поражение не является поводом для расстройства. Это всего лишь очередной этап тренировки.
- Не критикуйте и не вмешивайтесь в тренировку. Ваши бесконечные инструкции только смущают и держат в напряжении ребенка.
Возможные причины отторжения спорта
- Не все дети обладают физическими навыками и концентрацией. Не все способны понять правила командной игры. Это часто бывает причиной слез.
- Давление и крики тренера вызывают стресс. Не все дети рождаются прирожденными бойцами.
- Очень трудно застенчивым детям. Они некомфортно себя чувствуют в командном виде спорта.
- А также присутствует боязнь травм или страх насмешек.
Нужно терпеливо ждать и ребенок найдет вид спорта по душе. Возможно, для этого потребуется много попыток, но когда это произойдет, вы будете счастливы. Да и для ребенка, свершившийся факт будет очень важен. Он выбрал то, что будет его сопровождать по жизни.
Кстати, если не удалось расположить ребенка к спорту, то имеются профессионалы, которые находят индивидуальный подход к детям любого темперамента и характера.
Бассейн с грудничкового возраста, гимнастика для годовалых, футбол и большой теннис для двухлетних — предложений для занятий спортом с маленькими детьми множество. Казалось бы, чем раньше, тем лучше: ведь спорт — это и здоровье, и характер, и дисциплина. Но кто-то настроен скептически: в спортивные школы принимают с шести лет, а все остальное — бессмысленная трата денег и попытка навязать детям ненужную в таком возрасте деятельность.
Моему сыну Герману 3,5 года. Он уже успел позаниматься полгода футболом, вполне сносно стоит на коньках, ездит на двухколёсном велосипеде, плавает и ныряет, начал ходить на акробатику. Глядя на своего сына и других детей, занимающихся тем самым «спортом для самых маленьких», хочу поделиться своими соображениями с родителями, которые ещё не определились, к какому «лагерю» примкнуть.
1. Помните, что вашему ребёнку год (два, три, четыре) — и это очень маленький ребёнок. Даже если вам кажется, что он «вырос и повзрослел». В этом возрасте главное в любых занятиях — веселье и игра. Никакой другой сознательной мотивации нет и быть не может. Если на занятиях ребёнку весело и интересно — ему снова захочется туда попасть. В 2,5 года мой сын ходил в прекрасную футбольную школу Tagsport. Сам футбол как игра с определёнными правилами ему был явно недоступен для понимания. Но вытащить его с поля было невозможно — тренеры играли и веселились с ними так, что он с понедельника начинал спрашивать, когда мы снова пойдём на футбол (занятия были в субботу).
2. Не сравнивайте ребёнка с другими — только с ним самим. Если все дети дисциплинированно построились «в затылочек» и по очереди прыгают через препятствия, а ваш опять закатился куда-то в угол и строит самому себе рожицы в зеркале — не расстраивайтесь. И тем более не ругайте ребёнка.
Вспомните, ещё пару месяцев назад он вообще не понимал, что если всех зовут подойти к тренеру, нужно это сделать. Это, кстати, нормально
Двухлетние дети просто не реагируют на призывы «Все сюда!», их нужно брать за руку и вести или садиться на корточки на уровне глаз и звать, каждого персонально. Сейчас он и это слышит, и задания, пусть не все, но выполняет. Гордитесь своим ребёнком и не забывайте говорить ему об этом. А фразу «Смотри, все детки уже сделали, а ты один не хочешь» — просто забудьте.
3. Постарайтесь обойтись не только без угроз, но и без подкупа с шантажом. Часто родители обещают: «Вот позанимаешься хорошо, куплю шоколадку», «Тренер похвалит — пойдём за машинкой». Этот приём, возможно, имеет право на жизнь, если надо сдать кровь из пальца или пойти с мамой по её важным рабочим делам вместо детской площадки. Но мотивировать ребёнка заниматься спортом ради приза или сладостей — сомнительная затея. Пусть сам по себе поход на спортивное занятие будет для него событием.
Обсуждайте, чему он уже научился и чему научится. Восхититесь тем, что ему удалось на тренировке лучше всего. Попросите научить вас кувыркаться или бить по воротам, как ему показали на тренировке. Посмотрите вместе кино или ролик про детей-спортсменов. Это не отменяет наград за спортивные достижения вообще — если вам вдруг захотелось отметить тренировочный успех походом в кафе или в магазин игрушек, сделайте это. Просто не превращайте это в средство принуждения к занятиям.
4. Не торопите его взросление и не пытайтесь отдать в спортивную школу или клуб для детей постарше, чтобы он «тянулся» за ними. Даже если ваш двухлетний ребёнок умеет плавать и вообще очень сообразительный, в бассейне с четырёхлетками ему просто страшно. Они для него огромные, от них очень много шума и брызг. Видела на одном из занятий, как папа очень настаивал, чтобы его сын, уже четырёхлетний, переходил в группу для 4-5-летних детей из группы для 3-4-летних, чтобы «его учили технике и дисциплине, а не сюсюкались с ним». Мальчик рыдал и просился обратно, ему было спокойно в привычной группе с любимым тренером. Ему нравилось быть старшим и помогать «малышам». А его вдруг всего это лишили, потому что папа так решил.
5. Занимайтесь спортом вместе. В этом возрасте может оказаться ещё трудно ходить в группу с другими детьми: кто-то отвлекается, кто-то пугается, кто-то не готов следовать за тренером и выполнять его указания. Лучшая альтернатива — ваши собственные занятия с малышом. Возьмите его на пробежку — пусть едет с вами на самокате и пробежит метров 200-300 «как большой». Делайте дома зарядку, научите кувыркаться и делать отжимания. Плавайте в аквапарке. Ходите вместе на каток, поставьте малыша на лыжи, учите ездить на велосипеде — пусть занимается тем, что любят и умеют делать в семье. А потом уже можно переходить и к «организованным» занятиям.
6. Следуйте за интересами ребёнка. Ответьте себе честно на вопрос: вы повели свою трёхлетнюю дочку на художественную гимнастику, потому что она подвижная, гибкая и выносливая, или потому что всегда самой хотелось попробовать? Или вы любите смотреть этот вид спорта по телевизору во время Олимпийских игр? Плавание действительно полезно детям с самого раннего возраста, но если ребёнок плачет все 40 минут, что длится занятие, — может, пока стоит подождать?
Наблюдайте за своим малышом на игровой площадке, предлагайте ему разные нагрузки. Кто-то может три часа кряду висеть на шведских стенках и паутинках, кто-то бегает, как заводной, кто-то осваивает велосипед и самокат за две прогулки. Не бойтесь «несерьёзного подхода». Попробуйте сходить в разные спортивные школы и занятия для малышей и возвращайтесь туда, куда попросит вернуться ребёнок.
7. Ищите «своего» тренера. В таком возрасте совершенно неважно, растит ли тренер чемпионов. Важно, любят ли его дети и находит ли он общий язык с их родителями. Помните о дистанции и не пытайтесь руководить действиями тренера, не вмешивайтесь в процесс его взаимодействия с ребёнком. Но если то, что вы видите, кажется вам ненормальным (унижение, ор, рукоприкладство и угрозы), — прекращайте это немедленно. Нет ни одной причины водить двух-, трёх-, четырёхлетнего ребёнка (да и более старшего) на спортивные занятия, кроме одной — ему это очень нравится.