Этот вопрос чаще всего волнует родителей второклассников. В первом классе ребенок мало-помалу освоил чтение и письмо, теперь он может прочитать текст, медленно, но верно списать упражнение из учебника. А вот с диктантами беда: слова не дописывает, путает буквы, делает множество ошибок, причем самых странных и нелепых: вместо «купил» — «тупил», вместо «отец» — «опец». Что это за напасть, к кому обращаться? Как помочь ребенку научиться воспринимать текст на слух?
Что такое фонематический слух?
Возможно, вы будете удивлены, но если у ребенка наблюдаются сложности непосредственно с написанием диктантов, то это вопрос не столько к учителю русского языка, сколько к логопеду. Скорее всего, у малыша небольшое нарушение фонематического слуха, которое на данном этапе можно легко исправить.
В самом общем смысле, фонематический слух — это умение различать и воспроизводить звуки речи. Фактически, это та самая сила, которая позволяет ребенку, выучившему буквы, начать складывать их в слова, научиться читать и писать. Фонематический слух начинает формироваться у ребенка в 4,5 — 5 лет; к середине второго класса практически у всех детей он уже сформирован. За исключением отдельных «страдальцев».
«Починить» фонематический слух можно и в средней школе, но это потребует от родителей и педагогов гораздо больше времени и сил.
Как узнать, что у ребенка проблемы с фонематическим слухом?
Чаще всего мы объясняем множество ошибок в диктанте рассеянностью ребенка. Нельзя сбрасывать со счетов и ситуативные причины: ребенка на уроке отвлекали, ему нездоровилось, в классе было шумно… Однако при определенных обстоятельствах мы можем констатировать, что фонематический слух нарушен. Итак, на что важно обратить внимание?
• Из раза в раз ребенок плохо пишет диктанты, причем число ошибок может перевалить за дюжину на шести печатных строчках.
• Встречаются регулярно ошибки в самых неожиданных словах. Вам кажется, что в этих словах ошибиться сравнительно сложно, но ребенок умудряется и здесь что-то не услышать.
• Ребенок делает ошибки в словах, которые совершенно точно ему знакомы, он их не раз слышал и понимает их значение.
• Ребенок выучил грамматическое правило и может его воспроизвести, но ему сложно понять, какую именно букву нужно проверить в слове, как это сделать.
Откуда берутся нарушения?
Почему у детей возникают проблемы с фонематическим слухом? Причин может быть много, но за годы практики я нашла две самые частые:
1. Нарушение фонематического слуха возникает, если ребенок долгое время не выговаривал те или иные звуки. Скорее всего, такого малыша водили к логопеду, и тот на занятиях поставил ребенку звуки. Ребенок стал говорить лучше — на этом его взаимодействие с логопедом закончилось. А зря! Ведь малышу нужно еще привыкнуть к нормальному звучанию фонем. Уже научившись произносить звуки правильно, ребенок по инерции может записывать их неправильно — так, как когда-то сам говорил и слышал.
2. Есть вероятность, что люди из ближайшего окружения ребенка (родители, друзья) мало уделяют внимание своей речи: говорят слишком быстро, не выговаривают некоторые звуки, сглатывают слова или по привычке «сюсюкают» с ребенком.
Если вы подозреваете, что у ребенка нарушен фонематический слух, лучше проконсультируйтесь со специалистом. Пожалуйста, заранее сообщите логопеду, что у малыша сложности с распознаванием звуков. На консультацию захватите с собой тетрадку, где ваш ученик пишет диктанты: его ошибки расскажут о масштабах бедствия больше, чем он сам.
Ну а пока вы не выбрались на прием к специалисту, можете помочь ребенку домашними средствами — полезными играми.
Этого делать не надо!
Не нужно тренировать сразу все звуки: в этом, как правило, нет смысла. Внимательно прочитав диктанты ребенка, вы сможете понять, с какими именно звуками наш ученик «не дружит», какие путает между собой. На эти звуки и стоит делать упор в играх.
Еще я не советую начинать игру сразу с высокого уровня, даже если у вас «продвинутый» ребенок и ему кажется смешным повторять какой-то простой слог или разбирать на звуки пустяковое слово. Быстренько пройдитесь по азам, чтобы убедиться, что все в порядке, а уж потом перейдете к высшему пилотажу.
Упражнения, способствующие улучшению фонематического слуха.
Во что поиграть, чтобы помочь ребенку улучшить фонематический слух?
«Пробуем звуки на ощупь»
Чтобы сформировать правильное звукоразличение, нужно подкрепить теорию чувственным опытом. Предложите ребенку повторять за вами те или иные согласные звуки, положив руку на горло. Если при произношении горло вибрирует — звук звонкий, если не вибрирует — глухой.
Есть много вариантов этой игры, самая простая и приятная — с мячом. Все просто: вы называете слог — ребенок ловит мяч и повторяет за вами. Начинаете с одного слога, например: па! Да! Та! По! Бо! Если ребенок справляется, уже со второго-третьего броска дайте пару слогов: та-да! Во-во! Ва-фа! Усложняйте упражнение, вводя обратный слог (гласный перед согласным: ап! Оф! Ов!) и увеличивая число слогов: па-ба-ба-па, бапа-ба-ба…
«Сортировщик»
Играем в слова, которые различаются только одним звуком, гласным или согласным: лук-люк, бочка-почка. Советуем заранее запастись словами с такими звуками, которые больше всего «не любит» ребенок. А еще запасаем два стакана и горсть любых вкусных ягод. В один стакан мы будем собирать один звук, в другой стакан — другой, и смешивать звуки нам нельзя. Начинаем игру: вы называете ребенку слова, он различает звуки и бросает ягодки в нужные стаканы.
«Ловля букв»
В эту игру можно начать играть, когда ребенок в целом неплохо показал себя в играх «Эхо» и «Сортировщик». Найдите книгу с крупным шрифтом и не слишком сложным текстом. Выделите один небольшой абзац, попросите ребенка прочитать его вслух, а затем дайте ему карандаш и пусть накинет петлю на каждую букву «Б» («Ш», «З», любую другую букву, которая вызывает сложности). Разумеется, прежде чем давать ребенку текст, нужно сосчитать в нем количество искомых букв.
«Школа дикторов»
Когда вы убедились, что ребенок умеет различать «трудные» звуки в словах, переходите к «чистоговоркам». Работа с «чистоговорками» принципиально отличается от работы со скороговорками: здесь не нужно «быстрее, выше, сильнее». Произносим все слова медленно, отчетливо, тщательно, чтобы различия между звуками были хорошо слышны.
Проблема нарушения письменной речи школьника остаётся всегда актуальной, как для родителей, так и для и учителей начальных классов. Представленные рекомендации помогут заинтересованным лицам оказать посильную помощь ребёнку, имеющему такие проблемы в письме, как не дописывание слов, пропуск букв в слове, слов в предложении.
Вложение | Размер |
---|---|
esli_rebyonok_imeet_trudnosti_pri_pisme_pod_diktovku.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребёнок имеет трудности при письме под диктовку (рекомендации для родителей)
Проблема нарушения письменной речи школьника остаётся всегда актуальной, как для родителей, так и для и учителей начальных классов. Представленные рекомендации помогут заинтересованным лицам оказать посильную помощь ребёнку, имеющему такие проблемы в письме, как не дописывание слов, пропуск букв в слове, слов в предложении. Не секрет, что за последнее время число таких «узких специалистов», как учитель-логопед в общеобразовательных школах существенно сократилось. Однако детей, нуждающихся в логопедической помощи, меньше не стало. Что порекомендовать учителю начальных классов родителям таких детей? Обратиться в частные логопедические центры? Но не все родители в состоянии оплатить услуги частного логопеда. Ребёнок в конце второго года обучения пишет итоговый диктант. Он допускает в письме большое количество типичных ошибок: окончания слов не дописаны, пропущены согласные буквы при их стечении, пропущены слова в предложении. Как помочь ребенку? Вот некоторые рекомендации школьного логопеда.
1. Работаем над звуковым составом слова и слоговой структурой слова: определяем количество звуков в словах (рама, машина, мак и т.д.); выделяем звуки из слова в разбивку; определяем количество гласных и согласных звуков в слове; называем только гласные, только согласные звуки; последовательно выделяем звуки в слове; Слова подбираем в определенной последовательности в соответствии с усложнением слоговой структуры (используем классификацию А.К. Макаровой). Слова усложняются как в наращивании количества слогов, так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него): Двухсложные слова из открытых слогов (рама). Трехсложные слова из открытых слогов (машина). Односложные слова (мак). Двухсложные слова с закрытым слогом (бутон). Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (форма). Трехсложные слова с закрытым слогом (коридор). Двухсложные слова из закрытых слогов (барбос). Трехсложные слова со стечением согласных (подарки). Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (фейерверк). Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (конфетка) Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова (стол), (зубр). Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (тропка). Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (скакалка). Многосложные слова из открытых слогов (телефон). Работая по этому плану, логопед должен учитывать произносительные возможности детей, цели, задачи, стоящие на занятии, изучаемый в это время звук, темы по развитию словаря.
3. Если в диктанте встречается большое количество недописанных слов, то предлагаем упражнения на дописывание слов. Очень полезно при этом подключать кинестетический контроль. Каждое произносимое слова «простукиваем» пальчиками по столу. При этом нужно требовать четкого произношения окончания слов. Саша купил цветн___ карандаши. Сады и поля зеленее___. Следующим упражнением будет диктант только окончаний : «цветной — ————ой, зеленеют — —————ют». Зима холодная, а лето — … Пишем только окончание. Крыша какая? Треугольная- ———— ая.
4. Работаем на уровне предложения. Предлагаем слуховые и графические диктанты. Слуховые диктанты увеличивают объем слуховой памяти. Детям очень нравятся слуховые диктанты. Ребята стремятся сознательно запомнить предложение. Можно поиграть с детьми: назови второе слово, последнее и т.д. Перед тем, как записать предложение полезно составить его графическую схему, т.е. обозначить начало предложения, а затем все слова — отдельными чёрточками. Полезно систематически включать упражнения на списывание текстов и письмо стихотворений, небольших текстов по памяти. Диктанты подбираем в соответствии с возрастом, программой обучения.
С того момента, когда ребенок начинает писать свои первые буквы в прописях, школа и родители стараются научить его писать правильно, без ошибок. Но одному ученику это удаётся без труда, а другому – сложно написать без ошибок даже самые распространенные слова.
Как подготовить ребенка к диктанту? Есть несколько способов, которые «работают» в комплексе:
- чтение книг;
- тренировка в написании диктантов;
- игры.
Чтение книг
Часто можно услышать о понятии «природной грамотности». Но грамотность – это не то, что можно передать по наследству. Грамотность – это навык и для приобретения этого навыка необходимо приложить немало усилий.
Бывают дети, которые пишут грамотно, как они говорят, сами не зная, почему пишут именно так, а не иначе. Как правило, у этих ребят исключительно хорошо развита зрительная память. Они много читают и просто по ходу чтения запоминают правильное написания многих слов. Поэтому, книга – это важный помощник для освоения навыка правописания. Ребенок много раз встречает какое-то написанное в книге слово и запоминает его. Позже, когда это же слово нужно будет написать в диктанте, ребенок с легкостью его воспроизведет.
Тренировка в написании диктантов
Пишите со своим ребёнком несколько раз в неделю небольшие диктанты: несколько предложений из любимой книги, учебника, диктант из специального сборника – это поможет школьнику отработать навык написания диктантов. К тому же, часто причиной ошибок в диктантах служит страх. Постоянные «тренировки» избавят ребенка от этого страха.
Чтобы избежать ошибок при написании диктанта, ребенку важно соблюдать следующий алгоритм:
Ø Полностью выслушай текст, а затем предложение, только потом приступай к его написанию;
Ø Диктуй себе по слогам то, что нужно написать;
Ø Тщательно проверь написанное.
Для того, чтобы ребенок следовал алгоритму, необходимо каждый пункт отработать, довести до автоматизма. Как это сделать?
Шаг 1 – научите ребенка сначала полностью выслушивать текст и предложение, только потом приступать к его написанию. Большинство детей не приучено выслушать предложение целиком: боясь не запомнить, не успеть, ребята бросаются записывать предложение сразу. Как помочь ребенку?
— Запись предложения по плану . Запись предложения после нахождения «ошибкоопасных» мест.
Шаг 2 – диктовка. Каждое предложение повторяется дважды: первый раз – целиком в нормальном естественном темпе, а затем по фрагментам в замедленном темпе. Первое прослушивание предложения необходимо для понимания его содержания, для определения границ предложения. Писать рекомендуется только тогда, когда начата диктовка по фрагментам. Ребёнку необходимо запомнить все слова фрагмента и записать их под собственное проговаривание по слогам. При этом работают одновременно несколько видов памяти: слуховая (ребенок слышит то, что пишет), зрительная (видит каждое слово) и моторная (водит при этом рукой). Дома диктовать себе можно вслух, тщательно проговаривая все звуки. При это важно, чтобы ребенок диктовал слова так, как они пишутся. В классе придется делать это шепотом, что тоже нужно уметь. Дети, умеющие диктовать себе записываемые слова по слогам, допускают в диктантах меньшее количество ошибок.
Шаг 3 – проверка написанного. Далеко не все дети «видят» свой записанный под диктовку текст и способны заметить в нём ошибки. Это должно быть не быстрое прочтение, а внимательное, слоговое, с уточнением всех непонятных моментов. Проверке текста ребенка тоже надо учить. Существует много различных упражнений, развивающих орфографическую зоркость. Человек, обладающий орфографической зоркостью, пишет слова правильно, не задумываясь о правилах языка, автоматически. При этом большое значение имеет и зрительная память , которую тоже можно успешно развивать разными игровыми упражнениями.
— «Зоркий глаз» . Возьмите сборник диктантов или старые детские журналы, разрежьте их на фрагменты с текстами и предложите ребенку отметить все «опасные» места карандашом, при этом важно, чтобы ребенок объяснил, как можно проверить написание слова.
Вариант 2. Заранее договариваемся, каким цветом будут обозначаться орфограммы.
Для этого задания лучше использовать тексты из сборников диктантов.
— «Будь внимателен» . Есть два вида чтения: «как написано» и «как говорим». Это упражнение поможет научить наблюдать за сходством и различием написания и произношения слов. Карандашом над буквами ставим + или – в зависимости от того, совпадает буква со звуком или нет. Ребенок устно объясняет написание.
Важно регулярно тренироваться в написании диктантов, не реже одного раза в неделю. Если вы хотите, чтобы ребёнок быстро ощутил результативность работы, то проводите диктанты более интенсивно: 2 – 3 раза в неделю или через день.
Третий метод – игра . Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Вот несколько игр, которые помогут Вашему ребенку подготовиться к написанию диктантов:
— «Карты-объяснялки». Подготовьте стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание.
— Игра «Маленький учитель». Предложите вашему ученику побыть учителем, проверяющим диктант с ошибками. При этом после слов, где допущены ошибки, указано их количество.
Эти приемы помогут ребёнку научиться писать диктанты. Важно фокусировать внимание не только на заучивании правил, а на всем комплексе действий, требуемых для успешного написания диктанта.
Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?
Яна Полей логопед высшей категории
Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?
Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.
Диагностика дисграфии
По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.
Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.
Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.
А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.
Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.
Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.
Лечение дисграфии
Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.
Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.
Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.
Коротко о главном: что такое дисграфия
Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.
Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.
Пять видов дисграфии
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.
Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».
2. Акустическая форма дисграфии
Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.
4. Аграмматическая дисграфия
Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).
5. Оптическая дисграфия
Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.
Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Предупреждён — почти вооружён
Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:
Для проверки уровня грамотности педагоги в разных классах проводят контрольные работы, предлагая детям написать услышанный текст. При проверке ошибок учитывается степень усвоения пройденного материала. Обычно предлагают слова, верное написание которых легко проверить, если применить правила грамматики. Но есть такие сложные фразы, которые требуется просто запомнить. Даже если ребенок занимается добросовестно, он может допускать огрехи. Как научить писать диктант, не делая ошибок, рассмотрим рекомендации опытных наставников.
Что такое работа на слух
Встречаются тематические либо контрольные тексты. Используя последние, проверяют усвоение материала, а вот первые нужны, чтобы закрепить знания по определенному разделу. Педагог при обучающем диктанте непременно объясняет, как писать сложные слова, где ставить и какие знаки препинания. Также он может озвучить подсказки после завершения диктовки, чтобы обсудить коллективно трудности, возникшие в понимании отдельных предложений.
Советы педагогов
Опытные наставники дают рекомендации родителям, как научить своего ребенка писать диктанты без ошибок. Такие упражнения предлагают детям уже даже с третьего класса.
Тренировка пальцев
Загружайте малыша пальчиковыми упражнениями, лепкой. Это помогает формировать навыки аккуратной письменности в школе.
Регулярность занятий
Невозможно что-то выучить без репетиций. Это правило одинаково для любой деятельности, в том числе и грамоте.
Важно! Запланируйте с ребенком еженедельно писать парочку диктантов. Непременно повторяйте несколько раз сложные фразы.
Нельзя акцентировать внимание малыша на ошибках, подчеркивая их. Полезнее занести непонятное слово в отдельную тетрадку, а затем повторить правило, помогающее написать текст верно.
Подготовка обстановки
Парта, за которой трудится ребенок, обязана хорошо освещаться, быть оборудована удобным стулом. Важно сразу приучить малыша сидеть прямо, выкладывать тетрадь, выдерживая угол примерно 45 градусов. При неудобной позе у школьника появляется сильное напряжение мышц, из-за чего он быстро устает.
Чтение
Озвучивать содержание сказок, стихотворений и колыбельных рекомендуется детям с рождения. Когда малыш научится грамоте, порекомендуйте ему проговаривать все слова именно так, как их следует писать — это поможет запомнить точный текст. Посоветуйте шептать фразы, только потом можно действовать так, как обычно разговаривают.
Важно! Детям всегда нравится обстановка, когда взрослые участвуют в озвучивании ролей, меняя интонацию в соответствии с характером героев произведения.
Игровая форма
Любой, независимо от сложности материал усваивается намного проще в развлекательном виде. Полезно поиграть в урок, когда ребенок поочередно становится то педагогом, то учеником. Ему будет интересно самому организовать диктант для взрослых, а затем проверить их грамотность.
Домашние тренировки
Еженедельно усаживайте ребенка писать небольшие диктанты: читайте по несколько фраз из интересной для малыша книги, тексты специального сборника — так школьник быстрее отработает привычку фиксировать на бумаге услышанные слова. Нередко причиной грамматических ошибок становится страх. Именно постоянные упражнения избавят от него.
Для предотвращения неточностей орфографии ученику желательно соблюдать при тренировках определенный алгоритм действий:
выслушать текст целиком, только после этого, при повторе предложений, их записывать;
следует самому себе диктовать сложные слова по слогам;
скрупулезно проверять результат.
Чтобы эти пункты выполнялись автоматически, следует их хорошенько отработать
Шаг 1. Выслушивание
Приучайте малыша сначала все воспринять вместе, только затем начинать написание. Многие дети не умеют дождаться конца фразы, они боятся, что не запомнят все и бросаются к ручке после первых слогов.
Объясните, как требуется действовать правильно:
следить за паузами в тексте;
терпеливо дождаться конца предложения;
не пытаться что-то списать у товарища, ведь он не застрахован от ошибок;
при появлении сложного слова его желательно проговорить мысленно по слогам.
Шаг 2. Диктовка
При чтении текста каждое предложение повторяют: сначала читают в естественном темпе, потом замедленно по фрагментам. Первое прослушивание требуется для понимания содержания, определения смысла. Писать нужно лишь в тот момент, когда начнется повтор.
Ребенку желательно запомнить целиком весь кусок фразы, фиксируя его на бумаге под собственное шептание слогов. В этот момент функционируют сразу несколько видов человеческой памяти: сначала слуховая, затем зрительная, а в завершение еще моторная. В домашней обстановке диктовать самому себе лучше вслух, стараясь тщательно произносить звуки.
Важно! Следите, чтобы малыш повторял слова точно так, как их нужно писать. На уроке ему придется выполнять это шепотом, что также требуется уметь. Те, кто научился диктовать себе по слогам, в дальнейшем допускают меньше ошибок на контрольной.
Шаг 3. Проверка
Мало тех, кто способен «видеть» правильно записанный текст, замечая допущенные ошибки. Обычно все стремятся быстро просмотреть лист тетради, не совершая внимательный, уточняющий все незнакомые места, разбор. Поэтому ребенка нужно учить. Разработано немало упражнений, способствующих развитию «орфографического» зрения.
Тот, кто им обладает, пишет слова сразу правильно, совершенно не задумываясь — на автомате. Ему помогает зрительная память, а ведь ее также вполне доступно развивать, если применять всевозможные игровые упражнения.
Рекомендованы различные методики, помогающие разобраться, как научить ребенка писать школьные диктанты. Одни дети запоминают механически фиксацию слов, другим необходимо постоянно повторять грамматические правила. Оптимальный способ всегда подскажет опытный педагог, хотя лучше регулярно проводить домашние занятия.