Как помочь ребёнку пережить утрату?
Потеря близкого человека – это всегда тяжело, а детям это даётся ещё труднее. От того, как ребёнок справится с утратой, во многом зависит его будущее.
Как вы можете помочь детям пережить потерю?
▪Не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям.
▪ Заботьтесь о них и утешайте, проводите с ними больше времени.
▪ Проследите, чтобы они знали, куда вы уходите, когда вы вернетесь.
▪ Разрешите им говорить о случившемся, когда им этого хочется.
▪ Поощряйте их к тому, чтобы они дали вам знать, когда они думают об этом или когда возникают новые реакции.
▪ Обозначайте словом – особенно с маленькими детьми – чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься» и т. п.
▪ Поговорите с учителями – чтобы они правильно поняли изменения в поведении детей.
▪ Будьте терпеливы, если у детей появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий и в других областях.
▪ Следует понимать, что новые физические реакции, такие, как головная боль, слабость и т. п. являются ответом на переполняющие детей страхи и попыткой избежать их.
▪ Помогите детям поделиться своими страхами и беспокойством.
▪ Помогите детям часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни.
▪ Не торопите их, говоря: «Ну, пора уже об этом забыть».
Возрастные особенности переживания утраты детьми разного возраста:
В своем реагировании на утрату ребенок по мере взросления постепенно приходит к взрослым способам восприятия и переживания потери.
1.В возрасте от 3 до 6 лет дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию. Ребенок не в состоянии понять значение слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернется». Ребенок будет искать умершего человека, но, в конце концов, откажется от своих попыток и смирится; он будет реагировать на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, или замыкаться в себе.
2.Младшие школьники (7—9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна. Они знают, что основные жизненные обстоятельства изменить невозможно. В этом возрасте дети понимают реальность смерти, но им трудно вообразить себе, что они или близкие им люди могут умереть.
3.Для возраста 10—12-лет характерно периодическое чередование состояния грусти и развлечений, поэтому, чтобы минимизировать пугающие фантазии и сильные переживания у детей, важно давать им точную и подробную информацию о смерти и разрешать им задавать вопросы.
4.Мышление старших подростков уже похоже на способ мышления взрослых. Однако психологические защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя: «Кто я?» Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Подростки могут регрессировать на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты поисками смысла смерти.
Когда необходимо обратиться за профессиональной помощью:
▪ ребенок горько плачет в течение долгого времени
▪ у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева
▪ происходят резкие изменения в поведении ребенка
▪ заметно снижаются школьные успехи и оценки
▪ ребенок надолго замыкается в себе
▪ ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил
▪ ребенку снятся кошмары и нарушается сон
▪ ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания
▪ ребенок резко худеет
▪ ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни
▪ ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме.
Важно помнить, что все процессы протекают индивидуально и всем нужно разное время для восстановления. Будьте рядом!
Как помочь ребенку пережить стресс?
1. Помните, что у ребенка еще не сформировались способы совладания со стрессом. Он справляется с трудностями так, как может, а не так, как правильно. Ваша реакция во многом определяет, как будет реагировать на событие ребенок.
2. Сильные переживания в стрессовой ситуации нормальны. В то же время далеко не все дети бурно проявляют свои чувства. Отсутствие ярких эмоциональных проявлений в поведении ребенка еще не означает, что их нет.
3. Постарайтесь отделять собственные чувства по поводу случившегося и по поводу ребенка от эмоций ребенка. Каждый из вас переживает случившееся по-своему
4. Будьте внимательны к рассказу ребенка о его чувствах. Обсуждайте с ним его переживания, вместе ищите названия его эмоциям, исследуйте способы их выражения.
5. Делитесь с ребенком своими переживаниями на понятном ему языке.
6. Чаще говорите ребенку о своей любви и заботе.
7. Для ребенка очень важен тактильный контакт с родителями, поэтому чаще обнимайте его.
8. Ограничьте контакт ребенка со средствами массовой информации, потому что информация может причинять вред ребенку.
9. Проявляйте терпение, если ребенок многократно повторяет игру или рассказ. Это может быть утомительным для вас, но таким образом он отреагирует болезненные для него переживания. Если же ребенок «застревает», и повторения остаются без изменений несколько недель, обратитесь к психологу.
10. Дети особенно чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции спустя много времени после травматического события.
11. Проводите больше времени за совместными занятиями: играйте, рисуйте, мастерите, гуляйте. Поощряйте игры с песком, водой, «снежками». Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т. д.
12. Включенность в совместную деятельность – важный ключик к пониманию того, что происходит с ребенком и в чем он нуждается. Помните, что важно не столько количество, сколько качество совместного времяпрепровождения.
13. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне, особенно для детей младшего возраста. Это поможет ребенку восстановить чувство стабильности и безопасности.
14. Заботьтесь о том, чтобы взаимодействовать с ребенком, находясь в относительно спокойном, уравновешенном состоянии. Создавайте себе возможность выражать сильные чувства и говорить о том, что их вызывает, с взрослыми людьми (друзьями, коллегами, психологом), которые способны их принять.
15. Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка людьми – воспитателем, учителем, социальным педагогом, психологом – узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.
16. Воздержитесь от рассказов другим людям при ребенке о том, что случилось, тем более, от представления его жертвой.
17. Под влиянием сильного стресса психика ребенка начинает функционировать, как будто он «откатился» к предыдущему возрастному периоду. Это может выглядеть как кривляние, капризы, сюсюканье. Создается впечатление, что ребенок разучился делать то, что уже умел. Это нормально. Это временно. Снисходительно относитесь к таким проявлениям, терпеливо помогайте ему вернуться к достигнутому ранее.
18. Если ребенок замыкается, его поведение вызывает у вас непонимание и тревогу, не бойтесь обращаться за помощью к профессионалу (детскому психологу, детскому психотерапевту).
19. Помните, что психика ребенка очень пластична и способна восстановиться после травмирующего события. Дайте себе и ребенку время на это.
20. Обратитесь за помощью, если сами чувствуете себя тревожно и расстроены. Вы сможете быть полезнее для ребенка, если будете вести себя уверенно и спокойно.
Горе, зависимость и умственное расстройство
Исследования доказывают, что потеря родителя может повысить риск длительных эмоциональных и ментальных проблем, таких как депрессия, тревога и наркотическая зависимость.
Это особенно касается ситуаций, когда человек не получает полноценной поддержки в период переживания утраты и не обретает полноценных приемных родителей, если родные умерли слишком рано. Смерть отца или матери в детстве существенно повышает шансы на появление проблем с психическим здоровьем. Примерно один из 20 детей в возрасте до 15 лет пострадал вследствие потери одного или обоих родителей.
Потерявшие отцов сыновья сложнее переживают утрату, чем дочери, а женщины тяжелее мирятся со смертью матерей
Еще один решающий фактор при возникновении таких последствий — степень близости ребенка с умершим родителем и масштаб влияния трагического события на всю его дальнейшую жизнь. И это совсем не означает, что люди легче переживают потерю того, с кем были менее близки. Могу с уверенностью сказать, что в таком случае переживание потери может оказаться даже более глубоким.
Долгосрочные последствия потери родителя неоднократно исследовались. Оказалось, что это влияет как на умственное, так и на физическое здоровье, причем последнее чаще проявляется у мужчин. Помимо этого потерявшие отцов сыновья сложнее переживают утрату, чем дочери, а женщины тяжелее мирятся со смертью матерей.
Пора обращаться за помощью
Исследования по теории утраты помогли понять, как помочь людям, травмированным смертью родителей. Очень важно сфокусироваться на личностных ресурсах человека и его способности к самовосстановлению. Важно, чтобы значимые близкие и члены семьи оказывали ему всестороннюю помощь. В случае, если человек проживает осложненное горевание, длящееся долгое время после смерти любимого человека, могут понадобиться дополнительные меры и проверка психического здоровья.
Каждый из нас переносит потерю близких по-своему и в своем темпе, и бывает очень трудно распознать, на каком этапе печаль переходит в хроническое комплексное расстройство. Такая затянувшаяся форма — патологическое горе — обычно сопровождается продолжительными болезненными переживаниями, и кажется, что человек не способен принять потерю и двигаться дальше даже спустя месяцы и годы после смерти близкого.
Путь реабилитации
Стадии восстановления после смерти родителя включают важный этап, когда мы позволяем себе проживать боль потери. Это помогает нам постепенно начать осознавать случившееся и двигаться вперед. По мере исцеления мы вновь обретаем способность получать радость от отношений с другими людьми. Но если мы продолжаем зацикливаться и болезненно реагировать на любые напоминания об ушедшем, необходима профессиональная помощь.
Общение со специалистом поддерживает и помогает открыто говорить о печали, фрустрации или гневе, учит справляться с этими чувствами и просто позволять им проявляться. Также в подобной ситуации может оказаться полезным семейное консультирование.