5 способов увеличить скорость чтения за 15 минут в день, даже если летом школьник не брал в руки книгу
5 способов увеличить скорость чтения за 15 минут в день, даже если летом школьник не брал в руки книгу
Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Вместе с преподавателем Полиной Булатовой выбрали способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.
Скороговорки
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.
Самое классное, что скороговорки можно запоминать где угодно: по дороге в школу, на музыку, танцы и карате или утром, во время завтрака.
Примеры скороговорок
Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.
Дыхание
Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.
Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.
- Пусть ребенок сделает глубокий вдох и на выдохе произносит как можно больше слов.
- Если первое упражнение дается легко, подключайте списки слов. Методика та же: ребёнок делает вдох, а на выдохе читает текст или список слов.
Таблицы Шульте
Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.
Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.
«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».
Целые слова
Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.
Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».
Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.
Лесенки из слов
Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
- коты
- коты смотрят
- коты смотрят в окно
- коты смотрят в окно на облака
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книге «Скорочтение».
Знакомые начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» — это буква «Эм», «Б» — это буква «Бэ» и т.д. Неправильно начали.
Первое правило.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Лишь в 5 — 6 лет, фактически подготовительном возрасте к школе, детей стоит начать учить читать и писать основные фразы печатными буквами. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Второе правило.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова
Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Третье правило.
Как правильно учить гласные и согласные?
Для начала учим открытые гласные, твердые: А, О, У, Ы, Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М, Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все. Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж, Ш, К, Д, Т и т.д.
Повторение-мать учения
Обязательно повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили раньше. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
Четвертое правило.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
Пятое правило.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.
Шестое правило.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше закреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления
слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
Седьмое правило.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
Восьмое правило.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами, не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст абзаца, не делая пауз даже, когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, остановился — пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.
Девятое правило.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. Вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.
Поэтому, если вы научите ребенка читать до школы, то в школе ему будет намного легче.
Есть немало методик, которые помогают научить ребёнка читать. Суть многих из них сводится к тому, что обучение проходит в процессе игры, чтобы ребёнок лучше усваивал полученные знания. Рассмотрим подробнее самые популярные методики.
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_nnauchit_rebyonka_chitat.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка читать: методики обучения чтению
Сегодня есть студии раннего развития, которые учат детей читать уже с первых лет жизни. Однако это не одобряется многими врачами, которые рекомендуют начинать обучение чтению не раньше четырёх лет, а лучше всего — в 5-6 лет. Именно к этому возрасту у большинства детей уже развит фонематический слух (умение различать звуки), сформирована грамотная речь, отсутствуют логопедические проблемы, развита ориентация в пространстве (ребёнок различает, где право, а где лево). Поэтому чаще всего родители задумываются, как научить быстро читать ребёнка шести лет, уже накануне школы.
Кроме того, важно учитывать, хочет ли сам ребёнок научиться читать. Если он привык к тому, что родители читают ему детские книги, а сами взрослые тоже неравнодушны к чтению, ребёнок сам с удовольствием потянется за книгой.
Методики обучения чтению
Есть немало методик, которые помогают научить ребёнка читать. Суть многих из них сводится к тому, что обучение проходит в процессе игры, чтобы ребёнок лучше усваивал полученные знания. Рассмотрим подробнее самые популярные методики.
Методика кубиков Зайцева
Она применяется более 20 лет и помогает ребёнку в игровой форме освоить буквы и слоги, понять, как различаются между собой гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Для этого используются 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших кубиках изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий с кубиками родитель пропевает склады, чтобы ребёнок лучше их запоминал — так обучение чтению проходит быстрее и эффективнее.
Методика обучения чтению Вячеслава Воскобовича
Эта методика основывается на кубиках Зайцева, в ней тоже используются склады и «складушки» — красочные картинки с изображением складов, слов и предложений из специальных песенок. Родители пропевают их и параллельно показывают на картинке склады из песенки. На эту методику стоит обратить внимание тем, кто хочет узнать, как научить быстро читать ребёнка шести лет, так как автор утверждает, что шестилетний ребёнок благодаря «складушкам» может научиться читать в течение месяца.
Обучение чтению с помощью карточек Домана
Методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых (мама, папа, дом) к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1-2 секунды и проговаривает их. После освоения карточек со словами ребёнок переходит к запоминанию словосочетаний. Эта методика помогает не только запомнить большое количество слов, но и очень хорошо развивает память в целом.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори в том, что ребёнку сначала нужно нарисовать букву и лишь потом произнести её. Для этого используются дидактические материалы — вырезанные и наклеенные на картонные таблички буквы, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных ребёнок переходит к словам и фразам. Методика не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика обучения детей чтению Ольги Соболевой
Если вы задаётесь вопросом, как научить читать ребёнка пяти лет, обратите внимание на эту методику. В возрасте 5-5,5 лет ребёнок может удерживать внимание на строчке текста в книге. Благодаря методике Соболевой ребёнок запоминает буквы с помощью стихотворений, рисует или лепит их. Этот подход требует учитывать, кто ваш ребёнок — визуал, аудиал или кинестетик — и как ему легче воспринимать информацию. Вместе с обучением чтению у ребёнка развивается интерес к творчеству, фантазия, внимание, память.
Как научить ребёнка читать по слогам
Обучайте ребёнка чтению по слогам постепенно. Расскажите ему о том, что бывают гласные и согласные звуки, глухие и звонкие. Учите с ребёнком буквы и звуки как бы между прочим — во время прогулки, в игре. Ему будет интересно угадывать их на вывесках, дорожной рекламе, объявлениях. Это поможет вам подготовить чадо, и вы будете меньше переживать, как ребёнка быстро научить читать по слогам.
После того как ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению по слогам с простых слов — мама, папа, после переходите к более сложным — бабушка, собака, квартира. Используйте букварь и картинки с буквами, которые можно развесить по дому. Польза таких иллюстрированных материалов в том, что благодаря картинкам ребёнок быстрее запоминает символы. Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.
Далее переходите к составлению слов. Для этого можно разрезать карточки со слогами и дать ребёнку задание составить из этих слогов слова. После составления слов можно переходить к чтению небольших текстов, начинать лучше с 2-3 предложений, чуть позже перейти на тексты из 5-10 предложений.
Надеемся, что наши рекомендации помогли вам лучше понять,с помощью каких методик можно научить ребёнка читать.
Письменная речь — высшая психическая функция и созревание завершается в последнюю очередь к 6-7 годам. Звук первичен, поэтому важно уделить этапу знакомства и исследования звуков достаточно времени и внимания в период раннего детства.
Ребёнок 3-5лет может зрительно запомнить начертание буквы, слова и называть их, глядя на зрительный образ. Он может писать по памяти своё имя и имена любимых им людей.
Бывает и так, что ребёнок читает в раннем детстве слова, короткие фразы с удовольствием, но это не всегда гарантия того, что он будет хорошо и с удовольствием читать в будущем.
Что значит хорошо и с удовольствием читать?
Чтение доставляет удовольствие, когда осмысливается. Ребёнок читает, понимает прочитанное и что-то при этом чувствует. Это возможно при скорости чтения не менее 90 слов в минуту, так устроен наш мозг.
Если при чтении ребёнок «спотыкается», возвращается назад, чтобы по несколько раз прочитать первый слог, проглатывает буквы, не может повторить то, что он прочитал, то любви к чтению и желания читать от него не ждите.
Как помочь ребёнку?
Нааа луууугуууу паааслииись кооониии.
Во время такого чтения, мозг будет «успевать» увидеть следующий слог, слово и «прочитать его», а далее отправить на язык ребёнка.
Вы спросите: » А, если, ребёнок так приучится читать, то его отучать потом придётся?»
Нет! Как только мозг ребёнка «наберёт скорость» быстрого прочтения и плавного воспроизведения слов и предложений, он сам откажется петь.
Как показывал практический опыт, этот процесс может длиться от двух недель до месяца.
2. Исключить возврат в начало слова для того, чтобы ещё раз прочитать слог вам поможет линейка или закладка. Двигайте линейку, закрывая прочитанные ребёнком слоги. Через некоторое время привычка возвращаться назад будет изжита.
3. Обязательно спрашивайте ребёнка о том, что он прочитал. Ребёнок может читать быстро, но, если он не понимает прочитанного, то это механическое чтение никакой пользы и удовольствия не принесёт.
4. Если ребёнок испытывает затруднения при чтении, то вы можете договориться с ним о том, что одно предложение читает он, а другое вы. Вам важно втянуть его в процесс чтения, а далее ему будет легче!
5. Разделите процесс чтения на несколько «подходов к книге». По 15 — 20 минут два — три раза в день. Займитесь домашними делами, а ребёнок вам при этом читает вслух. Обсудите прочитанное вместе.
Детское чтение сегодня — повод для гордости тех родителей, чьи дети уже этот навык освоили, и для беспокойства — в семьях, где ребёнок все ещё (в три, пять, восемь лет) не читает. Вместе с Анной Рапопорт, педагогом и экспертом, специализирующимся на чтении, разбираемся, в каком возрасте надо учить читать, как это делать и надо ли паниковать, если ребёнок не начал читать до школы.
В каком возрасте надо учить детей читать
Нет универсального ответа на вопрос «Когда надо учить читать?»: это делают, когда ребенок готов. Намного сложнее и важнее понять, когда именно он созрел. И здесь снова нет единой цифры — кто-то готов в четыре года, а кому-то и в десять лет рано. Есть три момента, на которые нужно обратить внимание:
- Ребенок знаком с понятием письменной речи.
- Он различает письменный и устный текст. Понимает, что то, что он говорит и то, что пишет — связано, но в то же время это разные вещи.
- Мотивация: ребенок хочет овладеть письменной речью: создавать её (писать) и воспринимать (читать). Потому что чтение — это общение, которое возможно только при желании понять собеседника в лице текста. Когда нет мотивации читать, все попытки заставить ребенка будут провальными, и возраст здесь ни при чем.
В обязательном порядке учить ребенка читать до школы не нужно: большинство школьных программ предполагают реализацию этой задачи в первом классе. Именно к этому моменту у ребенка появляется такой уровень абстрактного мышления, что он в состоянии отличить букву от звука.
Учить ребёнка читать до школы надо только тогда, когда он хочет этого сам, проявляет интерес. По какой методике — каждый выбирает сам. В вальдорфском стандарте дети рисуют буквы, повторяют их и через письмо приходят к чтению. В Монтессори это подвижные алфавиты, карточки для чтения. Единственное, от чего стоит отказаться при обучении чтению, — это от букварей, в которой букве соответствует какая-то картинка («О»-«Обезьяна»). Изображения чаще сбивают с толку — ребенок не всегда правильно определяет место звука в изображенном слове. Да и слышим мы не то, что пишем (в начале слов «обезьяна», «очки» мы слышим звук [а]). Многие профессионалы сегодня отказываются от использования таких инструментов.
Самый простой способ научить ребенка читать — подписывать его рисунки. Его имя — это первое слово, которое он произносит, видит, хочет писать и читать. Покажите ребенку, из каких букв складывается его имя, что они обозначают: это уже будет путь к чтению.
Ошибки родителей при обучении детей чтению
Первая и главная ошибка — принудительно обучать ребенка читать, но не создавать для этого условий дома. Дети копируют взрослых, поэтому если родители привыкли проводить вечер за компьютерными играми, в доме нет библиотеки или она не используется, нет смысла ожидать, что ребенок будет любить книги. У него нет положительного примера чтения, соответственно нет интереса. Надо, чтобы книги не просто покрывались пылью на домашних полках, но и активно использовались, чтобы в семье о них говорили. И школа здесь не поможет.
Вторая ошибка — заставлять детей читать то, что им не интересно. Лучший способ сформировать мотивацию к чтению — искать то, что понравится вашему ребёнку. Нравятся динозавры? Подберите соответствующие художественные, научно-популярные книги, стихи.
Техники и пособия в помощь родителям
Если ребенок готов психологически, в первом классе он научится читать без проблем. К концу четвертого класса дети без всякой помощи родителей, только благодаря образовательной программе, так или иначе могут читать. Со стороны семьи нужна помощь в создании мотивации, желания читать. И здесь отлично работает формирование традиций: каждый день ребенок имеет условные полчаса-час на чтение вместе с взрослыми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой) вслух.
Домашние чтения строятся на трех принципах:
1. Подбирать книгу ребенку по силам. Условно, в три года «Волшебника Изумрудного города» понять будет сложно. Происходящие в истории события не умещаются в сознании. Так же как и «Гарри Поттер», скорее всего, не будет оценен дошкольником: для его чтения нужно самому получить похожий опыт попадания в новую среду.
2. Выбирать разные книги. И художественные истории (сказки, рассказы), и стихи, и научно-познавательные — рассказы про животных, природу и дальше соответственно интересам ребенка.
3. Интерактивность. Делайте спектакли по книгам, ходите в театр на постановки по прочитанным произведениям. Все, что можно придумать вокруг книги, чтобы она входила в жизнь ребенка, вдохновляла, стимулировала жить в ней и дальше.
Можно также использовать и сторонние ресурсы: интерактивные образовательные площадки с курсами, сайт PapMamBook, где есть раздел «Я читаю детям» — там размещаются статьи именно для родителей, который хотят привлечь детей к чтению. Новый курс «Учи.ру» «Чтение» для детей 5-8 лет тоже помогает освоить буквы и слоги, развить навыки восприятия текста, научиться понимать его смысл.
Чтение и логопедические проблемы
Овладеть чтением ребенку могут мешать нарушения речи и её понимания — дисграфия и дислексия. Но эти проблемы невозможно выявить самостоятельно, надо обращаться к специалисту — психологу, нейропсихологу. А значит, и помогать таким детям будет специалист. Существует множество методик обучения чтению для детей с дисграфией и дислексией, но в первую очередь нужна коррекция причины нарушения — проблем с мозговым кровообращением, патологиями позвоночника, психологическими травмами. Только после этого идет работа над чтением.
Конечно, чтение необходимо для учебы, но на минимальном уровне. И на этом уровне можно научить читать абсолютно любого ребенка, даже с дислексией. Намного сложнее сделать так, чтобы чтение стало любимым занятием. Но эта задача обязательна не для всех — возможно, ребенок воспринимает мир через образы, а не буквы. Это не значит, что он будет менее образован или хуже воспитан. Не все должны любить Толстого и Достоевского и знать наизусть тонну стихотворений — это не цель образования и не цель обучения чтению.
Полюбить чтение, познакомиться с буквами, слогами и словами, научиться анализировать тексты и «пользоваться» ими поможет новый курс «Чтение» от «Учи.ру». Он предназначен для детей 4-8 лет и подходит даже тем, у кого русский — второй язык. Ребенок может самостоятельно, без взрослых, проходить задания: по увлекательному пути его ведут персонажи курса. Уроки с буквами и чтением по слогам уже доступны зарегистрированным пользователям «Учи.ру», база будет регулярно пополняться.
Сейчас родители пытаются научить детей читать практически с пелёнок, но иногда взрослые используют неправильную методику. Например, чтение по буквам, а не по слогам. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, рассказала, как правильно научить детей читать.
Все книги чему-то учат. Кто-то скажет, что они учат добру, дружбе, любви. У меня была статья про то, как, читая книгу, можно научиться решать задачи («Методика Вити Малеева: как помочь младшекласснику с домашкой по математике»). Но есть книги, которые лучше не использовать как методическое пособие.
Все знают книгу Андрея Усачёва про умную собачку Соню. Вспомним главу, где Соня училась читать:
— Уф! — вздохнул Иван Иваныч, когда Соня наконец выучила все буквы правильно. — А теперь, — сказал он, — попробуем читать. Какое слово мы выучим первым?
— Сосиски, — сказала Соня.
— Слово сосиски состоит из семи букв: Сэ, О, Сэ, И, Сэ, Кэ, И. Получается: сосиски.
— А большие сосиски или маленькие? — спросила Соня.
— Это неважно, — сказал хозяин. — Повтори.
— Сэ, О, Сэ, И, Сэ, Кэ, И… Получаются: сосиски, — повторила Соня и подумала: «Как же это неважно? Очень даже важно!»
— А вот слово слон, — показал Иван Иваныч. — Состоит из четырех букв: Сэ, Лэ, О, Нэ. Получается: слон.
— Сэ, Лэ, О, Нэ, — повторила Соня и подумала: «Значит, большие. Если слон — всего из четырех букв, а сосиски — из семи… Просто гигантские!»
Соня попыталась представить сосиски из семи букв, но у неё даже не хватило воображения.
— А вот кошка, — продолжал Иван Иваныч. — Состоит из пяти букв: Кэ, О, Шэ, Кэ, А… Повтори.
Собачка Соня была очень умная, поэтому научилась читать способом, предложенным её хозяином. Но если мы захотим научить ребёнка читать по методу умной собачки Сони, то научим его читать не совсем правильно. Дело даже не в том, что в книге собачка неправильно называет буквы, дело в самом подходе.
1. Учить надо не буквы, а звуки — то, как буква читается, без призвуков.
2. Нельзя учить побуквенному чтению, как читала собачка Соня. Правильным считается слоговое чтение. Побуквенное чтение приводит к ещё одной ошибке — повторы слов (когда ребёнок сначала читает буквы названиями, а потом слово целиком).
3. В предложенном фрагменте описывается ещё одно понятие: предмет-слово (размер слова может не соответствовать размеру самого предмета). На практике я ни разу не встречала детей, которые бы смущались от того, что большое количество букв не соответствует размеру самого предмета — слишком высокий уровень абстракции для 6-7-летних детей.
Многие скажут, что учили детей читать так же, как собачку Соню, и они не испытывали потом трудностей в школе. Соглашусь, что такое встречается часто. Но ещё чаще встречаются дети с нарушениями речи различной степени, которым такой способ обучения чтению не подходит.
Как же правильно научить ребёнка читать?
Чтение — это навык. Чтение имеет технические характеристики: правильность, плавность, беглость, осмысленность и выразительность. Выразительности можно достичь лишь на последнем этапе обучения чтению, когда ребёнок уже читает правильно, плавно и бегло, у него хорошее поле чтения, а самое главное, он понимает смысл прочитанного (здесь речь идёт не о подготовленном выразительном чтении, а о чтении незнакомого текста выразительно, с соблюдением интонации при чтении знаков препинания).
Этапы обучения правильному чтению:
1. Выучите алфавит звуками. Если покупаете аудиопособия, то проверяйте, как называются буквы — названиями или звуками.
2. Разделите звуки на две группы: гласные и согласные. Выучите гласные.
3. Теперь можно приступать к чтению слияний. Для этого есть различные приспособления (абаки) с подвижными лентами. Лучше всего самим набрать на компьютере слияния с одинаковыми гласными и объяснить ребёнку, как читать слияния, например, с буквой «а»: читаем первую букву (букву согласного) как в алфавите и открываем рот на «а» (логопеды используют другой приём сливания букв в слоги) и так далее.
4. Чтения слияний недостаточно. Беглость зависит от ширины поля чтения (сколько глаз видит знаков вперёд). Здесь поможет игра «Ловишки»: мы как бы читаем строчку слева направо, от первой, потом переходим во вторую, но выделяем (карандашом, например) и прочитываем только слияния с заданной буквой гласного: «ва», «ба», «жа», «ка». Кстати, такая игра помогает детям, которые читают без желания.
5. Вспомните, как вы изучали иностранный язык в школе. Нам, например, учитель давала сочетания букв, говорила, как они читаются, и мы тренировались в чтении буквосочетаний. При обучении чтению нужно использовать такой же приём. Дети часто испытывают затруднения при чтении слов с мягким знаком, буквой «й», буквой «ё». Наберите им на компьютере сочетания с этими буквами и потренируйтесь в их чтении.
6. Важно научить ребёнка читать слияния с буквами, указывающими на твёрдость согласного (а, о, у, ы), и отдельно слияния с буквами, указывающими на мягкость согласного (я, е, ё, ю, и). Разница в артикуляции при чтении «твёрдых» и «мягких» слияний значительная.
Кроме перечисленных этапов есть ещё и определённые условия, которые необходимо соблюдать при обучении чтению:
- подставка (маленькие дети плохо воспринимают текст глазами, если взгляд расположен под углом);
- крупный шрифт;
- контрастность шрифта и листа;
- правильное освещение.
На обложке: Владимир Алдошин. Книги
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.