Как помочь ребенку научиться дружить

Одна из главных претензий родителей к дистанционному обучению – ребенок меньше общается со сверстниками. Причем беспокоит это обычно именно тех взрослых, кто и сам не очень-то общителен и втайне надеется, что школа «научит дружить», раз в семье не получилось. Увы, обычно дети копируют семейную модель поведения. Но даже необщительные родители могут кое-что сделать. Вот два диалога из радиопередачи «Любить нельзя воспитывать», которую педагог Дима Зицер ведет на радио «Маяк».

Искусство вам в помощь

Ксения: У меня такой вопрос: нормально ли в жизни не иметь друзей? Так сложилось, что мне тридцать восемь лет и у меня нет друзей.

Дима: Это однозначно нормально.

К.: Мне кажется, это ненормально.

Д.: А что за вопрос?

К.: Моей дочери двенадцать лет, и так складывается, что у нее такая же модель поведения, как и у меня. Она не то чтобы отталкивает сверстников, но и не дает возможности им приблизиться к ней. Как научить моего ребенка дружить?

Д.: Научиться дружить. Однозначный ответ, и я уверен, вы его знали до того, как позвонили.

К.: Ну нет. Я не умею дружить и не хочу общаться с людьми.

Д.: Вы — мизантроп, я понимаю.

К.: Да, наверное.

Д.: Ксения, давайте разберемся. Я человек, наоборот, очень общительный, дружелюбный и т.д. Вы человек другой. И это прекрасно! Расскажите мне, в чем ценность отсутствия дружбы? Почему хорошо, когда ни с кем не общаешься?

К.: Меня раздражают люди. Раздражают. По разным причинам.

Д.: Но если вы так искренне говорите, как вы сможете научить своего ребенка действовать наоборот?

К.: Не знаю.

Д.: Я один метод вам подскажу. Он пассивный.

К.: Пассивный?

Д.: Пассивный. Наш с вами разговор еще раз доказывает, что модели поведения передаются через нас. В этом смысле вы действительно сделать ничего не можете, если не хотите. Так устроена ваша личность, ваша натура такова. Вам хорошо одной. Так оно и будет.

Пассивный метод заключается в следующем: если ваша дочь вдруг начнет себя вести иначе, все, что вам нужно сделать, это отступить. Понимаете? То есть в случае, если вокруг нее вдруг появятся какие-то люди (я понял, что сейчас их нет), отступите назад.

Вы не сможете ей сказать: «Доченька, дружить — это хорошо». Она вам не поверит. Она подумает: «Мама сама не дружит и столько раз говорила, что нет в этом ничего хорошего, и тут вдруг начала твердить что-то странное».

Переходим ко второму совету, странному и немного опасному. Поговорите с ней об этом. Не о том, как хорошо не дружить, а о том, как устроены человеческие отношения. Уверяю вас, ваши взгляды не будут абсолютно идентичны. Она взрослая. Ей есть что сказать.

К.: Мне придется объяснить, почему я не дружу. Вдруг тогда она будет хуже ко мне относиться?

Д.: Не будет. Дослушайте совет. Я же не сказал идти к ней на исповедь. Она ни о чем вас пока не спрашивала. Не нужно пугаться заранее. Спросит — ответите. Мне кажется, что человеческие отношения необязательно обсуждать на собственном примере. Вы киношки вместе смотрите?

К.: Да, смотрим.

Д.: Молодцы. Есть столько замечательных фильмов! Почти в любом фильме иллюстрируются человеческие отношения, если только он не очень плоский. Больше говорите об увиденном. Почему героиня поступила так, почему герой поступил эдак? Обсудите друг с другом, что думаете об этом. Если возникнут какие-то личные вопросы, то и слава богу.

Книжку же какую-нибудь в своем прекрасном одиночестве вы читаете? Расскажите ей про эту книжку, поделитесь с ней тем, что вас удивило. Скажите, например: «Ой, никогда бы не подумала, что такие дружеские отношения — это здорово. А ты что думаешь?». И она расскажет.

К.: Я знаю, что она думает. Она меня спрашивает, почему я не могу завести дружеские отношения с кем-то.

Д.: А вы отвечайте: «Не хочу». Я даю вам путь. Идите не через себя. Пусть у вас будет много разговоров на эту тему. Материал — книги, фильмы, спектакли, картины. В общем, искусство вам в помощь.

Дружба – это всегда работа

Андрей: Моя дочь учится в пятом классе. У нее очень мало друзей. В школе их вообще нет. При этом она человек жизнерадостный, общительный, позитивный, неконфликтный. Как найти друзей?

Дима: А что она об этом говорит? Ей друзья нужны вообще?

А.: Конечно, нужны. Она переживает, когда мы заводим эту тему. Подружка на другую девочку переключилась, игнорирует ее.

Д.: Надо спокойненько вместе с ней сформулировать, чего она ищет и что такое дружба. Она в возрасте, когда это понятие начинает обретать серьезное наполнение.

Друг — это кто? Тот, кто приходит к тебе играть, ночевать, или тот, кому секрет можно рассказать, или человек, которой дружит со мной и еще с разными людьми. Тут много разных вариантов. Надо помочь ей понять.

Может, на самом деле у нее есть друзья. Вы говорите, подружка переключилась на кого-то другого. Разве нельзя втроем дружить? Может, есть что-то, что ей мешает? Это первое. Второе: наверняка она ходит не только в школу, но и гулять во двор, и на кружки. Там тоже бывают друзья. У вас много друзей?

А.: Нет, конечно.

Д.: Двое, трое?

А.: На пальцах одной руки можно пересчитать.

Д.: Давайте быстро дадим определение, кто такой друг.

А.: Это тот, кому можно позвонить и в горе, и в радости. Кто поможет. С кем легко общаться. Тот, кто лишнего не спросит.

Д.: Супер. Я абсолютно с вами согласен. В общих чертах, конечно. Может, у нее есть такие друзья рядом? Откуда вы знаете, что нет? Тем более вы говорите, что была подруга, потом она на кого-то переключилась. Так бывает в этом возрасте. Пусть ваша дочь позовет ее лишний раз в гости. Пусть они вместе сходят в киношку, поболтают. Мы же знаем, что дружба — это в каком-то смысле всегда работа.

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.

Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Друзья — важная часть нашей жизни, и школьная дружба не исключение. Ведь друг не бросит в беде, в трудную минуту подставит плечо, разделит и грусть, и радость. Как помочь ребенку социализироваться и научить его дружить?

Присмотритесь к себе

Нам, взрослым, самим для начала нужно разобраться, что мы вкладываем в понятие «дружба», с кем дружим. Возможно, будет полезно составить небольшой чек-лист с короткими ответами на ряд вопросов. Есть ли в вашей жизни человек, которого можно назвать другом? Почему вы его считаете таковым? Сколько лет длится ваша дружба? В каких ситуациях вы выручали или поддерживали друг друга? И самое главное — каким опытом хотите поделиться? Заполнение такого чек-листа поможет вам понять, на что бы вы хотели сделать акцент в разговоре с ребенком, и выбрать оптимальный формат беседы.

Поделитесь опытом

Вспомните свои школьные годы, расскажите, как вы помогли своему другу в сложной жизненной ситуации, потому что испытывали к нему симпатию и привязанность, ценили его человеческие качества. Какие воспоминания вас связывают? Дружите ли вы до сих пор? Так у вас получится ненавязчиво построить разговор о важном, а собственные положительные эмоции сделают его душевным и помогут найти правильные слова.

Расскажите, каким должен быть настоящий друг

Наверняка есть ребята, с которыми ваш ребенок общается чаще всего. Какие качества его привлекают? Как определить, настоящие ли это друзья? Конечно же, по поступкам. Здесь уместно вспомнить пословицы и поговорки о дружбе и обсудить их смысл. Можно также посмотреть фильмы о дружбе, прочитать рассказы. Хорошим итогом таких обсуждений станут выводы о том, что же такое настоящая дружба.

Создавайте возможности для общения

Часто людей объединяет совместная деятельность. И дети тоже объединяются благодаря общим интересам: дружба возникает у ребят, которые вместе посещают спортивную секцию, театральный кружок, слушают одну и ту же музыку. Обратите на это внимание и создайте такие возможности для взаимодействия. Отлично для этого подойдут совместные празднования дней рождения, семейные выезды на природу, походы в гости друг к другу.

Научите прощать и мириться

Иногда человек поступает неправильно — идет вразрез с правилами и договоренностями, проявляет малодушие и слабость. Да, к сожалению, такое бывает и с друзьями. Посоветуйте ребенку не торопиться с выводами и не принимать решения сгоряча. Ошибиться может каждый, и каждый заслуживает шанс на то, чтобы все исправить. А вот умение прощать и вместе искать пути к примирению станет крепким фундаментом для дружбы, которая может продлиться долгие годы.

Марина Попова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра города Москвы

Маленькие дети, в силу своего возраста, еще не понимают, как нужно дружить и играть. Во время общения они действуют интуитивно — радуются, злятся, делятся игрушками, отнимают их. Они еще не привыкли к тому, что, в центре внимания могут быть другие дети, такие же активные, смелые, очаровательные. По этим причинам, ребёнок сталкивается с трудностями, когда пребывает в детском саду. В чем они заключаются? Жадность и жалобы, ссоры и драки, конфликты с воспитателями.

В результате этого, малыш отказывается посещать детскую группу, потому что его там обижают или он является непринятым из-за агрессивного поведения, родители расстраиваются, воспитатели жалуются и качают головой: «Ребёнок совсем не умеет дружить». Что делать, чтобы пребывание в детском саду приносило больше радости, чем огорчений? Как научить ребёнка дружить?

Зачем учить ребёнка дружбе?

У каждого взрослого человека свой характер и свои индивидуальные навыки адаптации в коллективе. Те же самые особенности наблюдаются у детей: кто-то быстро привыкает к сверстникам и находит среди них друзей, а кому-то трудно подружиться и играть хотя бы с одним ребёнком. Детские психологи говорят о том, что способность дружить играет важную роль для детского развития. В чем она заключается и какую приносит пользу?

От того, насколько ребёнок ладит со сверстниками — испытывает симпатию к некоторым из них, умеет уступать, хочет делиться своими игрушками, желает играть в совместные игры — зависит уровень развития его дальнейшей социализации.

Чаще всего люди, отличающиеся замкнутым характером, в детстве не имели друзей и даже приятелей. Жизнь такого человека может быть омрачена одиночеством, а сам он часто страдает от того, что у него не получается строить близкие отношения.

Как понять, что у ребёнка в детском саду есть друзья и он не испытывает серьезных проблем в общении?

Можно спросить — есть ли у него там друзья? Знает ли он, как зовут других детей? В какие игры они вместе играют? Кто из ребят самый добрый? Смелый? Пугливый? Подробные вопросы и внимательное слушание даст родителям представление о том, как адаптировался ребёнок к детскому коллективу. Если он говорит, что ничего не помнит, не знает, жалуется на детей в группе, переводит тему разговора, возможно, стоит поговорить с воспитателем детского сада о том, какую роль он играет в группе — принятого или отверженного? Когда малыш увлеченно рассказывает родителям о том, как ему интересно играть с другими ребятами, с охотой и в подробностях отвечает на все вопросы, значит, с коммуникативными навыками у него все в порядке. Единственное, что можно сделать родителям — во время разговора направлять и корректировать понимание ребёнком того, что, дружить, уступать, быть приветливым — полезно и приятно.

Родители могут прийти в детский сад и понаблюдать, как ребёнок себя ведет и играет, насколько хорошо у него получается налаживать контакт? Посмотреть, не обижает ли он других детей или же напротив, не обижает ли его кто-то. Это будет бесценный опыт, так как, уже на конкретном примере можно объяснить ему дома, как следует вести себя в компании сверстников.

Если у малыша в садике возникают конфликтные ситуации — он подвергается нападению или насмешкам со стороны — то, в нем нужно развивать внутреннюю уверенность и способность защищаться. Родители могут сделать это, если будут демонстрировать пример уверенного поведения сами, чаще хвалить ребёнка, повышая его самооценку.

К сожалению, обратной стороной дружбы часто является манипулирование — когда человек вырастает чрезмерно мягким, другие люди могут пользоваться этим. Оградить собственного ребёнка от таких качеств характера можно, если вовремя привить ему чувство собственного достоинства, объяснять, что никто не имеет права нарушать его границы, брать вещи без спроса, делать больно, насмехаться. Если самооценка ребёнка низкая и он не уверен в себе, следует обратиться за помощью к детскому психологу.

Польза игры для детей дома

Дружба между детьми рождается через игру. Сначала, им интересно играть вместе, а потом они понимают, что нравятся друг другу просто так, имеют много общего. Первые навыки игровой деятельности маленький ребёнок получает в семье, когда с ним играют родители. Поначалу малыши повторяют жизненный процесс своей семьи. Например, девочка катает куклу в коляске. Такие моменты можно разыгрывать дальше: купать куклу, играть с ней, кормить. Родители могут взять две игрушки, сказав, что они дружат и разыграть перед ребёнком сценку, где они радуются, общаются, что-то делают вместе. Усвоив этот наглядный пример, дети получают опыт, которым будут пользоваться в дальнейшем и повторять модели поведения, которые увидели от родителей, с реальными девочками и мальчиками — на игровой площадке, в детском саду, в гостях.

Рекомендации родителям

Что делать, если у ребёнка проблемы — совсем нет друзей, он ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам, его часто обижают?

  • Не стоит преувеличивать ситуацию, эмоционально обсуждать ее с родственниками или воспитателем. Гораздо эффективней подробно разобрать ее и подумать над решением.
  • Не надо внушать малышу, что его, такого маленького, все обижают. Вместо этого следует объяснить ему, как нужно вести себя — в каких случаях не провоцировать конфликт, а в каких — защищаться.
  • Не стоит пугать ребёнка, что, чем дальше, тем страшней — «Если будешь таким слабым, то тебя будут бить». Так, он еще больше встревожится и станет сторониться общения. Дети должны верить в то, что мир вокруг добрый и заботливый. Неприятные и злые люди, конечно, встречаются, однако, следует ближе общаться с теми, кто нравится, с кем интересно, кто тоже хочет дружить.
  • Если у ребёнка нет друзей, а родители осуждают его за это, стыдят или смеются, то, тем самым, они губят его самооценку и разрушают уверенность. С детьми нужно разговаривать спокойно и уважительно, поддерживая и оберегая — это добавит больше уверенности и даст понять, что родителям можно доверять.

В чем заключается поддержка ребёнка?

  • В любой ситуации нужно быть на стороне ребёнка. Если он не прав — сказать об этом дома, наедине.
  • Исключить травмирующую среду — если его обижаю в садике — поговорить с воспитателем, ребёнком и родителями обидчика.
  • Не позволять детям начинать, провоцировать скандалы и ссоры.

Ребёнок, который с раннего детства умеет дружить, успешно адаптируется почти в любом коллективе, хорошо понимает чувства других людей. Это дает ему возможность, в дальнейшей жизни, строить крепкие отношения с другими людьми.

Детей обязательно нужно учить дружить, понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляется с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, умение сочувствовать и переживать, и желание приходить на помощь, быть добрым, щедрым, заботливым и внимательным. Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми в обществе.

Что бы научить ребенка дружить, прежде всего необходимо что бы ваш ребенок усвоил не которые правила «социального успеха»:

1. Это личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, чистоплотность, способность чем-то заинтересовать собеседника.

2. Навыки общения. Первые навыки общения ребенок получает в семье и прежде всего необходима ребенка научить общаться с членами семьи. Как можно больше разговаривайте с ребенком, говорите всегда с ребенком спокойным, ласковым голосом, будте искренни со членами семьи, вежливыми, заботливыми. Дети берут пример со своих родителей, поэтому очень важно всегда следить за своим поведением.

Дети все разные одни легко идут на контакт и знакомство с другими детьми, а для других очень сложно подойти к играющему ребенку и познакомится. Как помочь застенчивому, робкому ребенку познакомится со сверстниками? Для начала нужно поднять самооценку ребенка, помощь ему раскрепостится. Для этого необходимо:

1. При любом удобном случае хвалите своего ребенка, показывайте что вы его очень любите.

2. Старайтесь не предъявлять слишком много требований к своему ребенку, чтобы он не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

3. При общение всегда сохраняйте доброжелательный тон, ребенок должен чувствовать что его любят и уважают. Так ему намного проще будет воспринимать критику в свой адрес.

4. Не давите ребенка своим авторитетом и стремление всегда быть правыми во всем. Иногда стоит ребенку давать возможность учится на своих ошибках и принимать собственное решение.

5. Научите его некоторым «заготовкам» которые помогут ему при знакомстве со сверстниками. Например «Меня зовут Катя! А тебя как зовут? У меня есть мяч, хочешь доиграть со мной?»

А теперь несколько полезных советов как научить ребенка дружить:

1. Приводя ребёнка в новое общество детей, старайтесь не давить на ребёнка и не просите, а тем более не заставляйте подружиться со всеми.

2. Иногда, чтобы стать друзьями, достаточно просто поиграть вместе. Позвольте ребёнку максимально расслабиться, адаптироваться и вступить с кем-то из детей в игру.

3. Необходимо объяснять, что игрушку у приятеля нужно не выпрашивать, а просто вежлива просить

4. Старайтесь не вмешиваться в общение или игру детей. Напомнить о себе стоит только в критических ситуациях: когда назревает явный конфликт. Детям сложно контролировать эмоции, поэтому любая ситуация может вызвать бурную реакцию.

5. Если ребёнок готов делиться игрушками, то стоит предложить ему пригласить в игру соседа по песочнице и поиграть вместе личными игрушками.

6. Разрешите ребёнку приглашать других детей к вам в гости. Домашняя обстановка благоприятно влияет на развитие дружеских отношений.

7. Учите ребенка самоиронии – в этом случае он не обидеться и не заплачет, услышав что-то неприятное в свой адрес.

8. Объясните ребёнку, как важно мириться после ссоры и осознавать свои проступки. Главное в ссоре – уметь признавать свои ошибки и уметь извиниться. Акцентируйте, что это умеют делать только очень сильные духом люди!

9. Если кто-то из детей вызывает у ребёнка страх или отторжение, обязательно проговорите это и выясните, из-за чего сложилась такая ситуация.

10. Важно, что бы ребенок усвоил «правила дружбы»: не дразнится, играть честно, не стремится к превосходству над окружающими, не разбалтывать секреты. Ребенок должен понимать, что он не хуже, но и не лучше.

Разговаривайте с ребенком о дружбе, а том кто такой друг, что дружат с кем-то не из-за какой-то выгоды, а просто так, расскажите, что с другом очень весело, друг может помочь в трудную минуту. Для совместного просмотра вы можете подобрать варианты книг и мультфильмов из предложенного ниже списка:

1. Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы»

2. Николай Николаевич Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

3. Михаил Александрович Самарский «Радуга для друга».

4. Людмила Александровна Дунаева «Дождь».

5. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

2. «По дороге с облаками».

4. «Чебурашка и Крокодил Гена».

7. «Ледниковый период».

8. «История игрушек».

Дружба . Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем, что абсолютно все нам с этим словом понятно. Разумеется, у каждого человека есть друзья; мы, взрослые, не мыслим свою жизнь без дружбы.

Но не каждый родитель догадывается, что ребенка нужно научить дружить. Мы, родители, конечно же, не задаем себе вопрос, зачем нужны друзья нашему малышу. Мы даже не сомневаемся в том, что дружба – это нечто необходимое и очень важное. Но далеко не все родители знают, что в становлении этого самого представления наших детей о дружбе мы должны принять самое активное участие. Мы должны помочь ребенку стать хорошим другом! Детей нужно учить дружить.

А понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, умение сочувствовать и сопереживать, и желание приходить на помощь, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Нельзя забывать о том, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Важно понимать, что социально-личностное развитие вашего малыша как раз и начинается с обычного умения дружить.

Конечно, необходимо помнить, что ребенок, как губка, впитывает модели родительских отношений. Поэтому, чтобы ребенку было понятнее, кто такой друг (или подруга, на собственном примере показывайте, что у вас тоже есть верные друзья. Рассказывайте истории из жизни, когда вам очень помогли друзья, и как выручали друзей вы.

Расскажите ребенку, что жизнь без друзей скучна и однообразна, что без друзей трудно прожить в одиночку. Хотя, в большинстве случаев, дети быстрее знакомятся, чем взрослые. Стоит в песочнице детворе обменяться ведерком или лопаткой, как вы можете услышать: » Мама, этот мальчик — мой друг! » Не стоит скептически к этому относиться. Просто нужно объяснить своему малышу, что такое дружба и кто такой друг. Нужно объяснить, что не стоит путать обычные знакомства с дружбой. Ведь знакомых может быть много, а настоящих друзей, как правило, несколько.

Расскажите ребенку, кто такой друг, что дружат с кем-то не из-за какой-то выгоды, а просто так, расскажите, что с другом очень весело, друг может помочь в трудную минуту. Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсудить детские пословицы:

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»,

«Друга ищи, а нашел – береги»,

значение слов известной детской песенки «Без друзей меня чуть-чуть, с друзьями – много».

Читайте ребенку сказки, там мы всегда найдем множество примеров дружбы между сказочными героями. Читайте ребенку больше стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им. Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия.

Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться. Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность. Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть маленькие дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.

Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников из детского сада, соседских детей. Придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность проявлять самостоятельность в поступках и действиях. Конечно, нужно обсуждать с малышом его проблемы при общении со сверстниками. Обязательно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и понимание. Но не стоит вмешиваться в разрешение детских конфликтов слишком часто. Если вам не нравится друг ребенка, не стоит резко вмешиваться в их отношения. Дайте возможность ребенку самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев малыши неплохо с этим справляются. А резкие выпады родителей: «Я запрещаю тебе с ним дружить! «- как правило, не приносят ожидаемого результата.
Не стоит критиковать друзей своего малыша. Естественно, желание каждого родителя, чтобы их ребенок дружил только с правильными и хорошими детьми. Но нужно помнить о том, что детская логика отличается от логики взрослого человека, и ваши собственные ожидания могут совсем не совпадать с желаниями вашего ребенка. Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей, ведь, как известно, ненужные связи всё равно со временем пропадут сами собой. А тот ребенок, которого выбрал ваш в качестве друга, может быть на самом деле окажется верным и преданным, и эта детская дружба сохранится на всю жизнь. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже.

Каждым маме и папе хочется, чтобы ребенок был чутким, порядочным и отзывчивым, умел дарить любовь и теплоту, был надежным другом, умел откликаться на чужую беду.

А поэтому, помогите своему ребенку найти и сохранить дружбу. Ведь именно друзья из детства, как правило, остаются самыми родными и во взрослой жизни. Некоторые называют детскую дружбу репетицией взрослых отношений, но часто именно она может дать нам, взрослым, настоящий пример верности и человечности.

Уважаемые родители, необходимо помнить, что дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно при дружеских отношениях ребенок учиться полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях.

Помогите вашему ребенку понять, что дружить и иметь верного друга,а также самому быть верным надежным другом — это здорово!