Современные дети все реже играют на улице и все чаще «сидят» в Интернете. Преодолеть зависимость от гаджетов сложно, но есть способы, помогающие ее избежать. Об этом и будет идти речь в данной статье.
Грамотное использование информации из всемирной сети может оказать положительное влияние на развитие детей. Но несмотря на то, что сейчас существует большое количество образовательных и развивающих web-программ, интернет становится серьезной проблемой — источником зависимости и нарушения в поведении.
Признаки интернет-зависимости у детей и подростков
Даже когда ребенок проводит за компьютером несколько часов, это еще не значит, что у него зависимость. Бить тревогу надо, если малыш начинает странно себя вести, стоит только забрать гаджет:
- у него ухудшается настроение,
- учащается пульс,
- появляется звон в ушах,
- не может усидеть на месте,
- его бросает в жар или холод,
- ладони потеют,
- наблюдается упадок сил.
Помимо этого, у ребенка нарушается сон, падает интерес к происходящему вокруг, снижается успеваемость в школе.
Универсальных рекомендаций как бороться с напастью не существует.
зависимость можно вылечить только с помощью специалиста!
Проще предупредить ее появление, для этого требуются профилактические меры.
Мероприятия по профилактике интернет-зависимости у детей и подростков
1. Проанализируйте свое поведение, насколько вы зависимы. Дети — это имитаторы. Вечерами смотрите ленты новостей в соцсетях или играете on-line? Велика вероятность, что ребенок станет также проводить время.
2. Не делайте из компьютера приз. Не стоит угрожать ребенку лишением доступа в виртуальное пространство, если он плохо себя ведет.
Интернет — это способ получать информацию, лишь пункт в списке того, что можно делать в свободное время, но не награда.
И запомните: у малышей родители не отбирают гаджеты, а дают их на время. В личном пользовании техники быть не может.
3. Учите ребенка занимать себя. Речь не о том, что он должен лишиться свободного времени, проводя досуг в секциях. Кружки нужны, но они не могут конкурировать с компьютерной вселенной.
Отслеживайте, чем ребенку нравится заниматься, поощряйте увлечения. Заметили, что засматривается на воздушных змеев? Сделайте вместе свой, придумав модель необычной формы. Пусть малыш экспериментирует, творит свой собственный мир, а не погружается в виртуальный.
Информационная безопасность детей в интернете. Советы родителям
✔ Установите антивирус, чтобы защитить гаджеты от вредоносных программ и взлома аккаунтов.
✔ Расскажите ребенку об интернет-угрозах — вирусах, мошенничестве. Объясните, что разрешено, а что опасно делать. Например, нельзя указывать в соцсетях телефон, номер школы, добавлять в друзья незнакомых людей.
✔ Используйте программы для детской online-безопасности, они помогают оградить малышей от информации, не соответствующей возрасту.
✔ Установите лимит времени, которое ребенок может проводить в сети. Сделать это не трудно с помощью функций игровой приставки или программ родительского контроля.
✔ Расскажите от кибербуллинге — травле в Интернете. Объясните, что в случае конфликта следует обратиться за помощью. Если малыш столкнулся с угрозой, успокойте его. Как можно скорее заблокируйте обидчика и сообщите о случившимся представителям соцсети. Помогите изменить настройки профиля, чтобы агрессор больше не беспокоил ребенка.
✔ Используйте функции Family Sharing. Они требуют вашего подтверждения для покупок в магазине приложений.
Интернет-зависимость у детей и подростков является серьезной проблемой современности. Ее можно смело относить к психологическим расстройствам. Чтобы избежать его, родителям надо быть достойным примером для своего ребенка. Здоровый образ жизни, активный отдых на свежем воздухе, увлечения творчеством и т. д. заложат в нем устойчивый противовес всяким негативным пристрастиям.
Не отрываясь от экрана: как победить зависимость подростка от интернета
Побег от реальности
Каждый четвёртый подросток проводит во Всемирной сети более трёх часов в день. Каждый третий школьник с помощью Интернета уходит от проблем в виртуальный мир. Сбегает от реальности. 5% юных россиян уже нуждаются в помощи психотерапевтов. Обнаружена и обратная зависимость: чем ниже самооценка, чем ниже удовлетворённость жизнью, тем выше тяга к заэкранью.
С первых дней жизни
Подростковую и детскую интернет-зависимость часто формируют родители, которым некогда или лень заниматься с детьми. Они даже грудничку дают гаджет. В результате к трём годам ребёнок не умеет говорить, мелкая моторика у него не развита. Зато до такой степени развито удовольствие от виртуальных игр, что потерян контакт даже с членами семьи.
В современном мире трудно обойтись без Интернета. Он повсюду, но для многих он становится заменой настоящей жизни. В группе риска чаще те, кто ещё не приспособился жить в реальности, — подростки. Особенно подростки-аутсайдеры — те, кого сверстники не принимают.
Конечно, прячась за монитором, легче высказывать своё мнение, «троллить» кого-то, смотреть то, за что в реальной жизни осудили бы.
Что же делать?
Дозировать доступ в Интернет. Тут важно правильно подобрать время. Нужно, чтобы его хватало и на учёбу, и на реальное общение, и на общение в социальных сетях. Главное, чтобы компьютер занимал меньше 50% свободного времени.
Контролировать передачу данных в цифровых устройствах. Технологии сейчас позволяют ограничить скорость Интернета, количество переданной информации. На любых устройствах — вплоть до телефона и планшета.
Записать ребёнка в кружок или секцию, не связанные с Интернетом.
Это может быть любой вид спорта, театральная студия или даже кружок бисероплетения. Главное, чтобы подростки в реальной жизни вместе занимались каким-то общим делом. Обязательно учитывайте интересы ребёнка — важно, чтобы кружок или секция ему нравились.
Чаще отдыхайте всей семьёй. Совместный выход куда-либо — прекрасное лекарство от интернет-зависимости!
И самое главное — выясните: что же ваш ребёнок ищет в виртуальном мире? Потому что в реальном мире ему не хватает именно этого. Как только вы дадите ему то, что ему так нужно, или покажете, где это найти в реальной жизни, он перестанет искать это в Интернете!
Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости?
Большинство детей и подростков сегодня часами сидят за компьютером или смартфоном. Но приближается учебный год, а значит свободного времени станет гораздо меньше: нужно будет ходить в школу, делать уроки. О том, как помочь ребенку справиться с компьютерной зависимостью нашему корреспонденту рассказала психолог семейного центра «Кутузовский» Анастасия Заренкова.
«Одной из самых актуальных проблем среди подростков сегодня является зависимость от гаджетов. Ребенок, таким образом, пытается отвлечься от реальности, окружающих его проблем и конфликтов, старается удовлетворить свои потребности в общении и принятии, с помощью виртуальной жизни. Подросткам важно чувствовать, что они связаны с другими людьми, важно знать, что в чем-то он действительно добивается успеха (хоть и виртуально), поэтому он может бесконечно проводить время в виртуальном мире, забыв о базовых потребностях, и ему всегда будет недостаточно. Время за гаджетами проходит незаметно. Игры на время помогают забыть свои недостатки и наделить своего героя теми качествами, о которых он всегда мечтал, но по каким-то причинам не мог их у себя развить. Результатом такого «увлечения», могут быть необратимые последствия, такие как проблемы со здоровьем, нарушение режима дня, бессонница, конфликты с окружающими, отсутствие интересов. Многие подростки не осознают наличие проблемы, и оправдывают свое поведение нормами социального мира», — говорит психолог.
По ее мнению, перед тем, как начать говорить с подростком, необходимо обсудить ситуацию с другими взрослыми членами семьи. «Нужно согласовать свои действия со всеми близкими, ведь разность мнений может только усугубить ситуацию», — считает Анастасия. Также важно попытаться наладить доверительные отношения с подростком. И постараться придерживаться ряда важных правил.
«Установите фиксированное время для игр за компьютером. Взрослые, а не подросток, должны ограничивать время пребывания в виртуальном мире. Для этого существует функции «родительский контроль» в большинстве гаджетов и компьютеров.
Также необходимо при длительном использовании компьютера установить перерывы для отдыха и разминки. Такое правило поможет ребенку вспомнить о существовании реального мира.
Совместить, так сказать, приятное с полезным помогут обучающие игры. Ребенок, находясь за компьютером или смартфоном, будет узнавать что-то новое. Для младшеклассников это могут быть игры, направленные на развитие навыков чтения, счета», — рассказывает психолог.
Также она советует родителям показать своему ребенку другие занятия, с помощью которых он смог бы удовлетворить свои потребности в общении и добиться уважения среди сверстников, например, разные спортивные секции и кружки. «Сходите вместе с ним на первое занятие, пообщайтесь с преподавателем. Расскажите сыну или дочери о том, чем вы увлекались в детстве», — говорит она.
Помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью сможет не только правильный режим дня, ограниченное пребывание за компьютером, но и помощь в решении его психологических проблем, среди которых может быть заниженная самооценка, неумение конструктивно взаимодействовать с окружающими, непринятие себя и так далее. «Если родителям сложно справиться с проблемами компьютерной зависимости самим, следует обратиться к специалисту», — в заключение беседы рекомендует Анастасия Заренкова.
Способов борьбы с интернет-зависимостью
Настройки роутера: Начнем с тайм-менеджмента — практически каждый современный беспроводной роутер можно настроить так, чтобы он включался / отключался в заданное время суток. Установите себе рамки: например, если вы работаете дома, то роутер, раздающий по беспроводной сети интернет-доступ, должен включаться в 9 или в 10 утра и выключаться в 18:00. При этом кабельное подключение ТВ или жесткого диска для торрентов будет работать без проблем; но вы не будете “висеть в Сети”, перелистывая без конца и края страницы соцсетей.
Труд и физические упражнения: Минимум 1-2 часа в день надо выделить на тренировки, бег, ходьбу, прогулку, физзарядку, работу по дому — неважно, на что-то такое, благодаря чему ваши мышцы, сердце, легкие и кровеносная система будут получать умеренную, но необходимую загрузку, глаза — отдых, а мозг — эмоциональную и умственную разгрузку.
Обязательный оффлайн-день: Раз в неделю / раз в 2 недели у вас должен быть “день без интернета.” В этот день вы можете читать, спать, убираться по дому, путешествовать, медитировать, есть, танцевать, гулять — заниматься чем угодно, но не включать интернет, не проверять почту, не отвечать на звонки и сообщения и даже не пытаться “твитнуть” какую-то случайную мысль с помощью смартфона. Полностью отключитесь от всех этих гаджетов и экранов; посмотрите по сторонам, побудьте в потоке жизни, а не в потоке сообщений, статусов, смайликов и ссылок.
Поездки / путешествия / экскурсии: Дорога — способ не только увидеть новые места и познакомиться с новыми людьми, но и хоть на несколько часов / дней побыть обычным человеком, а не “подключенным к Сети” персонажем.
Активное развитие психики младенца
Рождение это первый критический и переломный моменты в жизни ребенка, это первая серьезная травма, которую переживает человек. Младенцем принято считать ребенка в возрасте 29 дней, до 28 дней это еще новорождённый. Стремительный рост младенца подстегивает активный рост его психики, интенсивно развивается нервная система. Одним из главных показателей развития анализаторов и социальной ситуации психологического развития является реакция ребенка на лицо матери, которая проявляется улыбкой.
Коммуникация ребенка со взрослыми происходит посредством голосовых реакций, будь то всхлипывания или полноценный крик. Это, конечно, еще не язык, но уже важные эмоциональные реакции, поэтому так важно поддерживать в семье позитивные эмоциональный фон.
Первая потребность ребенка — это потребность во взрослом, поэтому необходимо развивать связь младенца с матерью, отцом, в последующем времени с родственниками, потом с друзьями и товарищами, и наконец с обществом в целом, это своего рода закладка последующей социализации.
Еще с рождения с ребенком обязательно нужно разговаривать, улыбаться ему, рассказывать истории, петь песни и читать сказки, ведь дефицит общения в младенчестве будет иметь негативное влияние на всю последующую психическую жизнь уже взрослого человека.
В период до 5-6 месяцев интенсивнее всего развиваются сенсорные системы, сначала ориентирование – потом действие. Малыши хоть и неуклюжие, поскольку еще не до конца развит механизм ориентации в пространстве, но довольно аккуратные. С каждым месяцем ребенок лучше фокусирует взгляд, что означает улучшение зрительных реакций, а спустя пару месяцев начинает следить за предметами, проявляет к ним интерес, реагирует на них, подключая мимические и голосовые реакции.
Зрительный и слуховой анализаторы развиваются стремительней чем касательные, сначала мир познается при помощи зрения и слуха, а только со временем подключатся руки, которые в полной мере задействуются ближе к 5 месяцам.
Настоящим прорывом в развитии младенца становится процесс хватания, рука, которая большую часть времени была согнутой в кулак, начинает исследовать и познавать предметы, делая картинку мира более насыщенной. Хватание провоцирует процесс сидения, тот в свою очередь ползание и уже результатом будут первые самостоятельные шаги. Ходьба символизирует начало отделения ребенка от матери, поскольку уже не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать.
Что касаемо речевого аппарата, то к концу первого года жизни, речь младенца становится более осмысленной, реакции на разные ситуации отличаются, это уже не беспрерывный плач новорожденного, а просьба или протест, жалоба или проявление радости, сигнал к действию или привлечение внимания.
Одним из сложнейших этапов личностного становления ребенка считается кризис первого года, который сопровождается рядом аффективных реакций. Так как ближе к концу первого года жизни ребенок уже достаточно самостоятельный, ведь он самостоятельно передвигается, кушает за общим столом, пытается по-своему общаться с окружающими, то и реакции его проявляются временами очень остро. Аффективную реакцию вызывают ситуации, когда ребенка не понимают или ему что-то запрещают и, в свою очередь, могут проявляться сильным криком и плачем, ребенок может падать на пол и биться в истерике, может топать ногами или травмировать себя. В большей мере это все зависит от ситуации в семье и методов воспитания. Ребенок должен четко понимать границы дозволенного и слово «нет».
Самой распространённой ошибкой есть частичный запрет, если точнее, то это одна и та же ситуация, но с разным исходом. К примеру, сегодня мама позволяет играть телефоном, но, когда приходит папа телефон уже под запретом, или мама запрещает кушать сладости, но в её отсутствие бабушка с легкостью разворачивает очередную обертку. У ребенка возникает диссонанс чувств, ему не понятно почему утром было можно, а вечером уже нет.
Чтобы ребенок развивался правильно, нужно, во-первых, создать вокруг него гармоническую атмосферу, во-вторых, уделять ему внимание и в-третьих, научится избегать противоречий и спокойно искать выход из сложившихся ситуаций.
Интернет-зависимость: все ли так плохо?
Как много времени мы проводим в интернете. Как вреден компьютер. Как деградирует наша память, ухудшаются отношения с близкими и состояние здоровья. Послушать, так все беды — от интернета. А может быть, мы преувеличиваем?
Не проходит дня, чтобы не услышать о компьютеризации как чуть ли не главном зле сегодняшней жизни. Интернет-зависимость пока еще не введена в ряд медицинских диагнозов, но постепенно подбирается к тому, так что, глядишь, и продолжит ряд алкогольной, наркотической, игровой зависимости. Ребенок перед компьютером воспринимается как ужас-ужас-ужас отбивания ума и прочих подобных печальных исходов горящего экранами и мониторами заката культуры. Живое человеческое общение кажется погибающим под ядовитым облучением гаджетов. «Война и мир» в SMS-формате длиной десять строк вот-вот вытеснит бумажную книгу. Ворд и калькулятор делают подрастающие поколения безграмотными идиотами. Жизнь катится в сетевые тартарары.
Пишут об этом все кому не лень, причем не от руки пишут и не на машинках испачканные копиркой пальцы отбивают, а лаская клавиши компьютера. И отправляют в редации не в конверте, а по электронной почте. И публикуют все больше в том же интернете. И в паузах не к почтовому ящику за газетами бегут, а в том же интернете новости проглядывают, ролики 18+ смотрят и чего только не делают. Оно, конечно, сладко чувствовать себя единственным воином на бастионах культуры, но.
Смутно, но помню, как года в 4–5 складывал буквы на полу из запаса наколотых на растопку печки лучинок. Ясно помню свое почтительное удивление в мои 47 перед четырехлетней дочкой американского друга, которая на никогда до того не виданном мной компьютере лихо щелкала клавишами – учила французский. А спустя четверть века – осмысленную радость восьмимесячной внучки перед экраном айпэда с заряженной в него программой Baby Einstein. И рад за них. Недавно в Одессе на Соборной площади видел созданную МТС библиотеку: несколько изображающих книжные полки тумб, где можно бесплатно скачать нравящиеся книги из огромного каталога себе на гаджет. Даже поверхностно зная электронные средства школьного обучения, не могу по-хорошему не позавидовать нынешним детям. Где бы ни находился, могу оказаться в хорошей научной электронной библиотеке.
Так откуда и зачем подозрительно-настороженное и предвзято-обвинительное отношение к компьютеризации и интернету?
Думаю, прежде всего это реакция на новизну. Компьютеризация пришла в Россию поздно и развивается слишком быстро, чтобы не вызывать настороженности, которую когда-то и книгопечатание вызывало. Кажется, что человек может полноценно развиваться в такой же среде, в какой развивались мы сами. При этом наши достижения в развитии, как правило, преувеличиваются, а детские – преуменьшаются. Взрослые прежних поколений в общем проигрывают детям в компьютерных навыках. В 4–5 лет еще не умеющий читать и писать ребенок умеет пользоваться поисковиком и набирать в нем адреса на латинице, а 50–60-летнего человека приходится этому учить не один день. И если я не могу бегать со скоростью ребенка, так, может, его притормозить?
Около 20% пользующихся интернетом в России отмечают, что проводят в нем слишком много времени в ущерб остальным делам. Но, может быть, лучше в интернете, чем в парадном или за гаражами с бутылкой на троих? И есть ли в мире что-нибудь, чем нельзя было бы злоупотреблять? Чем хуже или вреднее вертеть кубик Рубика на экране, чем в руках?
О чем ни говори, нет оснований вешать на компьютеризацию всех существовавших задолго до нее собак. И тогда остается один главный вопрос: для чего и как я пользуюсь компьютером? Не какой компьютер такой-сякой или брильянтово-шоколадный, а как и для чего я его использую. Он, как и большинство достижений цивилизации, только то, что я для себя из него делаю. Приручу я его или он меня?
Последствия интернет-зависимости
Изменения и негативные последствия, сопровождающие интернет-зависимость, поражают все сферы жизнедеятельности человека. Это касается и физиологии, и психики, и духовности, и социума. Описывая последствия зависимости, мы должны понимать, что они возникают по нарастающей, от легких к более тяжким и разделяют болезнь на стадии.
Нарушается работа гормональной, сердечно-сосудистой, нервной систем. Зависимого характеризуют появление нервозов и психозов, проявлениями которых могут стать гнев, физическое насилие направленное на компьютер, окружающих или на самого себя (членовредительство). Больного беспокоят приступы страха, проблемы со сном, появление кошмаров, чувство вины, депрессии, частые мысли о суициде.
Извращается система ценностей. Стираются границы между реальным и виртуальным миром. В сети зависимый чувствует себя более комфортно и естественно, чем в реальности. Человек становится безнравственным, безответственным, циничным эгоистом. Распадается семья, теряется работа, покидают друзья. Пренебрежение гигиеной и неряшливый внешний вид. Постепенная моральная деградация и социальная дезадаптация. Реальная жизнь становится чужой и больной чувствует себя в ней изгоем. Единственное утешение — это вернуться в мир иллюэий. Исчезают перспективы и цели. Жизнь становится бессмысленной и пустой.
На наш взгляд, лечение интернет-зависимости, основанное на устранении последствий без устранения причины болезни, является малоэффективным, ремиссия — неустойчивой и рецидив, как правило, неизбежен.
Усугубляет ситуацию вовлеченность семьи в процесс болезни. У родственников возникает параллельное заболевание — созависимость. Стараясь «решить» проблемы зависимого родные, зачастую, усугубляют ситуацию, загоняя болезнь вовнутрь. Поэтому, лечение требует участия всех членов семьи.
Интернет-зависимость — болезнь прогрессирующая, хроническая, приводящая к тяжелым и трагическим последствиям. Зависимый не может самостоятельно избавится от болезни. Ему нужна квалифицированная помощь, лучше всего, в условиях стационара.
Интернет-зависимость
В век компьютерных технологий и Интернета появилось новое заболевание — компьютерная и , которая поражает молодых людей. Многие недооценивают эту зависимость, ведь, по сути, здесь нет химического воздействия на организм, как при алкоголизме или наркомании. Однако круглосуточное времяпрепровождение в сети Интернет и социальных сетях серьезно отражается на психике человека и неизменно приводит к осложнению отношений внутри семьи.
Специалисты реабилитационного центра «Ковчег» помогают семьям, в которых страдает от . Лечение и реабилитация проходят в 4 этапа, занимают до 6 месяцев и подразумевают работу с зависимым и его семьей. Комплексный подход к решению проблемы помогает справиться с недугом и вернуться к полноценным семейным отношениям.
- Осознание проблемы
- Изоляция и реабилитация
- Семейная психотерапия
- Возращение в социум
1-й этап. Осознание проблемы
Зависимый должен осознать факт существования зависимости и добровольно согласиться на лечение. В противном случае вылечить компьютерную зависимость, как и любую другую, практически невозможно. Однако особенность интернет-зависимости в том, что человек не воспринимает ее как болезнь, считая это обычным безобидным досугом.
Для того чтобы человек понял опасность зависимости, признал ее и дал согласие на лечение, проводится мотивирующая беседа с руководителем центра и психологом. Во время беседы зависимый и его семья узнают, что можно жить иначе, полноценно общаться и без постоянного пребывания в Интернете.
2-й этап. Изоляция и реабилитация
Зависимость от Интернета и социальных сетей – психологическая. В этом случае не требуется медикаментозного лечения в стационаре. Тем не менее, реабилитация проводится под наблюдением опытных врачей.
Основной этап лечения проводится в загородном доме недалеко от Красноярска. В частном доме нет сотовых телефонов, планшетов, смартфонов и компьютеров. Интернет-зависимый учится жить в информационном вакууме, без ежедневного использования компьютера и Интернета.
Программа «12 шагов»
Для успешного излечения от интернет-зависимости человеку важно приобрести психологическую устойчивость. Это поможет в будущем избежать срывов и критически оценивать свое состояние. Специалисты нашего центра помогают обрести духовные ценности, проводят с зависимыми беседы о силе веры. Мы не настаиваем, что вера в Бога – это панацея от всех зависимостей, тем не менее, многим нашим пациентам вера помогает справиться с недугом. В любом случае каждый сам находит свои ценности, ставит свои цели и решает, во что ему верить.
Индивидуальная и групповая психотерапия
Обязательный компонент лечения и реабилитации – психотерапия. Большинство интернет-зависимых людей испытывают трудности при личном общении, стесняются и страдают от внутренних комплексов и противоречий. Индивидуальная работа с психотерапевтом помогает найти истинные причины затруднений в общении и справиться с ними, а групповые занятия способствуют установлению дружеских отношений, поиску новых увлечений и хобби.
Трудотерапия
Деревенская жизнь и ежедневный труд помогают занять время, отвлекают от грустных мыслей и приучают зависимых к дисциплине. Они занимаются домашними делами: готовят еду, убираются, стирают, ухаживают за животными и огородом. Трудотерапия помогает интернет-зависимым осознать, что, кроме посещения компьютерных сетей, можно заняться другими увлекательным делами и помочь родным и близким.
Спорт
Регулярные занятия йогой на свежем воздухе учат интернет-зависимых бороться со стрессом и расслабляться, дают заряд положительной энергии и способствуют выработке гормонов удовольствия. Утренние пробежки, физические упражнения помогают отвлечься от повседневных забот, укрепляют иммунитет.