Вопрос. Что делать, если у ребенка нет друзей в детском саду?
Ответ. У всех детей разный темперамент, характер, интересы и предпочтения в играх. Поэтому, если кто-то не может или не хочет общаться с вашим ребенком, это совершенно нормально.
Переживать стоит в том случае, если вы замечаете, что ваш ребенок настроен на то, чтобы с кем-нибудь подружиться, а его систематически отвергают. Либо если его считают изгоем в группе. Тогда стоит разобраться в причинах и, возможно, задать себе не слишком приятный вопрос: «Что с ним не так?» Что не так с тем, как он общается, реагирует, строит отношения. Когда вы поймете причину конфликта, станет ясно, что делать.
Распространенные причины, из-за которых у детей могут не складываться отношения со сверстниками:
- Неадекватное понимание своих и чужих границ. Когда ребенок еще не овладел этим навыком, он может не услышать, когда другой ребенок скажет ему: «Не делай так, мне это неприятно».
- Неумение взаимодействовать со своими и чужими вещами. Например, ребенок думает, что имеет право подойти и забрать вещь, которую держит в руках другой ребенок. Или не хочет ничем делиться. Сюда же относится неспособность пользоваться общими качелями, песочницей, горкой. Ребенок прогоняет всех и говорит, что только он будет ими пользоваться. В таком случае другим детям будет не очень комфортно с ним взаимодействовать.
- Непонимание своего права и неуважение права другого человека на самостоятельную игру. Допустим, другой ребенок строит что-то из конструктора, а ваш ребенок настаивает: «Нет, я с тобой, мы будем играть вместе».
- Неумение справляться со своими эмоциями. Главным образом с фрустрацией. Если что-то идет не так, как ему хочется, он испытывает агрессию, начинает бить других детей или говорить им гадости. Этого никто не любит: ни взрослые, ни дети. Если ребенок не владеет навыком эмоциональной адаптации, это помешает ему завести друзей.
- Отсутствие гибкости в переключении ролей. Например, ребенок дома выполняет функции ребенка, слушается родителей, а в группе становится лидером. Но не тем лидером, к которому все тянутся, а лидером, который хочет всеми командовать. Такой ребенок подходит к коллективным играм с установкой «Я сейчас всем скажу, что делать и как мы будем играть». В рамках теории привязанности для этого даже есть название — альфа-комплекс, таких детей называют альфа-дети. В обычной жизни мы можем включать или выключать эти роли в зависимости от обстоятельств. Когда это уместно, мы включаемся в такое лидерство, ведем за собой, к нам тянутся люди. Например, когда ребенка назначили капитаном команды. Но если обстоятельства другие, если происходит кооперация на равных позициях с другими детьми, естественным образом должна включиться другая роль. Если этого не происходит и ребенок настаивает, что он главный и все должно быть так, как он хочет, коммуникация с другими детьми может вызвать затруднения.
Если вы видите, что что-то из вышеперечисленного имеет отношение к вашему ребенку, надо пытаться помогать ему развивать эмоциональный интеллект, учить его адаптивности, помогать справляться с фрустрацией, помогать ему налаживать навыки социальной коммуникации. Важно мониторить социальные навыки ребенка и помогать ему социализироваться. Но не диктовать, как себя вести и что говорить, а объяснять, почему его поведение вызывает негативную реакцию у сверстников, и предлагать альтернативные варианты поведения.
Иметь друзей в детском саду — это важный социальный опыт для ребенка. Благодаря этому опыту он видит, как начинаются и поддерживаются отношения. Однако, на мой взгляд, нет ничего страшного, если у ребенка нет друзей, если ему, например, хорошо с собой. Люди разные, и некоторым детям действительно нравится больше играть или заниматься творчеством в одиночестве. У ребенка также может совсем не быть потребности в общении со сверстниками, если он редко ходит в детский сад и чаще общается с семьей. С таким ребенком все в порядке, ничего страшного или ненормального в отсутствии у него друзей нет. Но если у ребенка появляется потребность строить связи и он это пытается делать, а коллектив его отталкивает, тогда этот опыт может стать травматичным, негативно сказаться на самооценке и восприятии себя в мире.
«За одной и той же истерикой могут стоять разные причины». Как научиться управлять эмоциями
Важно сказать, что дружба в саду — это не то же самое, что дружба взрослых людей. Между детьми не завязывается таких глубоких отношений, как, например, в школьном возрасте. Мы, взрослые, часто наделяем эту детскую дружбу своим взрослым смыслом, который предполагает доверие, поддержку. Такой цели в дошкольной дружбе нет. Когда у ребенка нет друзей по какой-то причине, мы на это смотрим с взрослой позиции, и нам кажется, что он может так же страдать, как и мы. Но это не так. У детей в этом плане все немного проще.
И маленький совет из личного опыта: если ребенок не вливается в новый коллектив, потому что он, например, стеснительный, родители могут пригласить в гости какого-нибудь ребенка из садика или предложить детям погулять вдвоем на детской площадке. Так вы упростите задачу ребенку: ему не придется ориентироваться в большом коллективе сразу. Обычно дети в дошкольном возрасте достаточно легко идут на контакт в подобных (отчасти вынужденных) ситуациях — когда оказываются вместе в гостях или на детской площадке. Когда у ребенка получится наладить коммуникацию с другим ребенком, он придет в группу с ощущением, что у него есть там кто-то «свой». От этого ему будет легче строить отношения с другими детьми.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За расшифровку благодарим нашего стажера Елизавету Дергачеву.Фото: Shutterstock / Oksana Kuzmina
Как хорошо, когда есть друзья. Как интересно может быть в детском саду, если там есть с кем поиграть, пообщаться, придумать что-нибудь интересное. Но что делать, если ребенку не удается ни с кем подружиться? Стоит ли переживать из-за этого или для дошкольников друзья не столь и важны? Все это и многое другое приведено в данной статье.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит? Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить.
Как хорошо, когда есть друзья. Как интересно может быть в детском саду, если там есть с кем поиграть, пообщаться, придумать что-нибудь интересное. Но что делать, если ребенку не удается ни с кем подружиться? Стоит ли переживать из-за этого или для дошкольников друзья не столь и важны? Все это и многое другое приведено в данной статье.
Дружба в детском саду (что делать, если с вашим ребенком никто не дружит)
Любимое чадо отказывается идти в детский сад («там плохо», «не хочу манную кашу» и т.д.), придумывает себе болезни или долго не выздоравливает («опять голова болит», «сопли текут» и проч.), жалуется на боль в ноге, животе, но вечером с удовольствием бегает во дворе.
Так почему ваш дорогой малыш не хочет ходить в детский садик?
Почему не рассказывает о том, чем занимался в детском саду?
С кем играл, как гулял, кто его друг – спросите об этом, а не о том, что кушал и как спал.
Не считайте, что все наладится само собой – чудес мало как в жизни взрослых, так и детей, всему надо учиться.
Дружба – это отношения, которые складываются на эмоционально положительном фоне, иногда даже объяснить невозможно, чем дети интересны друг другу. Но дружба между малышами 3-4 лет – это фантастика, совместная игра – ближе к истине, игра с игрушками и отношения по поводу этих игрушек – это именно то, что родители называют «дружат».
Как дети общаются по поводу игрушек тоже важно, из этих отношений может вырасти детская дружба.
Большинство родителей не считают ее серьезной, не придают значения тому, как малыш «находит» друзей, и он ли их выбирает? Считая, что «вырастет, найдет настоящего друга», родители ошибаются. Все закладывается в детстве, и если малыш в 5 лет не умеет общаться в группе с детьми – проблемы будут.
Первые контакты малыша с другими детьми начинаются еще во время прогулок с мамой. Кроха воспринимает других деток через призму маминого отношения к ним. Все совсем по-другому в детском садике, где ваше дитя остается без поддержки, где много незнакомых деток, где вместо мамы какая-то тетя, и все надо делать вместе с другими даже если не хочется. И если сначала жалобы будут на кашу, на молоко с пенкой, то чуть позже будет «он/она меня стукнул», «они шумят», «не дают машину/куклу».
Если же ваш малыш вообще не рассказывает о событиях в детской группе – это уже повод беспокоиться, ведь есть причина, по которой он не говорит маме о своем поведении. Детский садик, а впоследствии школа – это возможность свободного самовыражения, и если любимое чадо не рассказывает о детях, возможно, когда-то вы его не слушали или ругали за активные действия. Родители — опора для «самого младшенького» в семье, в любом случае вы обязаны быть на его стороне. Это совершенно не означает, что надо «с кулаками бросаться в бой» или воспитывать чужих детей. Чем активнее вы будете действовать во благо своего чада, тем пассивнее будет он сам. Зачем себя защищать, если это делает мама? Зачем дружить, если мама скажет, что друг нехороший?
Советы для родителей
Научите дружить. Только не словами, не объяснениями, как надо дружить, а делом. Для этого проведите на себе простой эксперимент: у вас наверняка на работе есть человек, который лично вам приятен, но вы почти не общаетесь. Как предложить ему/ей дружбу? Подойти и сказать: я хотела бы/хотел бы с тобой дружить – так? Уже представили, как на вас посмотрит этот человек?
Детям подружиться сложнее, еще нет опыта социализации, поэтому помощь нужна, только, вот, как помочь? Бесполезно дошкольника приводить по этому поводу к психологу – они друг друга не поймут, ведь «дружить» даже для детей 7 лет – это «играть вместе». Начинать надо с общих интересов, с того, что нравится вашему сыну/дочке и еще кому-то из детей группы детского садика. Спортивные секции, семейные походы, но не детский санаторий или лагерь отдыха – снова ограничения и отсутствие вашей поддержки.
Не паникуйте, не преувеличивайте проблему, отнеситесь спокойно к факту отсутствия друзей на этом этапе жизни. Поищите решение в себе: Гиперопека со стороны родителей воспитывает осторожных детей, которые боятся вести себя свободно. Равнодушие родителей вызывает чувство незащищенности у детей, поэтому они будут сторониться контактов. Попытайтесь изменить отношение к малышу, и его возможности возрастут, легче будет общаться с детьми. К тому же, привязанности дошколят изменчивы и непостоянны, поэтому есть надежда, что и без участия родителей социализация будет успешной…в некоторых случаях
Как хорошо, когда есть друзья. Как интересно может быть в детском саду, если там есть с кем поиграть, пообщаться, придумать что-нибудь интересное. Но что делать, если ребенку не удается ни с кем подружиться? Стоит ли переживать из-за этого или для дошкольников друзья не столь и важны? Все это и многое другое приведено в данной статье.
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba_v_detskom_sadu.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружба в детском саду (что делать, если с вашим ребенком никто не дружит)
Любимое чадо отказывается идти в детский сад («там плохо», «не хочу манную кашу» и т.д.), придумывает себе болезни или долго не выздоравливает («опять голова болит», «сопли текут» и проч.), жалуется на боль в ноге, животе, но вечером с удовольствием бегает во дворе.
Так почему ваш дорогой малыш не хочет ходить в детский садик?
Почему не рассказывает о том, чем занимался в детском саду?
С кем играл, как гулял, кто его друг – спросите об этом, а не о том, что кушал и как спал.
Не считайте, что все наладится само собой – чудес мало как в жизни взрослых, так и детей, всему надо учиться.
Дружба – это отношения, которые складываются на эмоционально положительном фоне, иногда даже объяснить невозможно, чем дети интересны друг другу. Но дружба между малышами 3-4 лет – это фантастика, совместная игра – ближе к истине, игра с игрушками и отношения по поводу этих игрушек – это именно то, что родители называют «дружат».
Как дети общаются по поводу игрушек тоже важно, из этих отношений может вырасти детская дружба.
Большинство родителей не считают ее серьезной, не придают значения тому, как малыш «находит» друзей, и он ли их выбирает? Считая, что «вырастет, найдет настоящего друга», родители ошибаются. Все закладывается в детстве, и если малыш в 5 лет не умеет общаться в группе с детьми – проблемы будут.
Первые контакты малыша с другими детьми начинаются еще во время прогулок с мамой. Кроха воспринимает других деток через призму маминого отношения к ним. Все совсем по-другому в детском садике, где ваше дитя остается без поддержки, где много незнакомых деток, где вместо мамы какая-то тетя, и все надо делать вместе с другими даже если не хочется. И если сначала жалобы будут на кашу, на молоко с пенкой, то чуть позже будет «он/она меня стукнул», «они шумят», «не дают машину/куклу».
Если же ваш малыш вообще не рассказывает о событиях в детской группе – это уже повод беспокоиться, ведь есть причина, по которой он не говорит маме о своем поведении. Детский садик, а впоследствии школа – это возможность свободного самовыражения, и если любимое чадо не рассказывает о детях, возможно, когда-то вы его не слушали или ругали за активные действия. Родители — опора для «самого младшенького» в семье, в любом случае вы обязаны быть на его стороне. Это совершенно не означает, что надо «с кулаками бросаться в бой» или воспитывать чужих детей. Чем активнее вы будете действовать во благо своего чада, тем пассивнее будет он сам. Зачем себя защищать, если это делает мама? Зачем дружить, если мама скажет, что друг нехороший?
Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке. Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_esli_s_rebenkom_nikto_ne_druzhit.docx | 14.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«ЕСЛИ С РЕБЁНКОМ НИКТО НЕ ДРУЖИТ»
Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребёнка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке. Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРОБЛЕМУ
• Помогите ребёнку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.
• Расскажите, как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими.
• Подскажите, какие слова можно сказать, чтобы привлечь внимание другого ребёнка. Как реагировать на отказ.
• Во время прогулок во дворе и сквере побуждайте ребёнка подходить к играющим детям, заводить знакомых друзей.
• Приглашайте сверстников ребёнка в гости, обязательно придумывая какое-либо занимательное дело, например, совместную настольную игру.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ, ЕСЛИ ОНА УЖЕ ЕСТЬ
• Не утешайте себя мыслью, что ваш ребёнок более развит, более серьёзен, чем его сверстники, и ему просто не интересно и не нужно общение с детьми. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно полностью заменить детское общество.
• Оглядитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребёнок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визите к вам. Помогите детям познакомиться, начать разговор или игру.
• Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринуждёнными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.
• Возможно, ребёнок, долгое время изолированный от общества сверстников, поведёт себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающим и снисходительным. Обязательно поговорите с ребёнком о его чувствах после визита
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка знакомиться и дружить?
Статья будет полезна воспитателям и родителям детей.В ней говорится о том, как знакомиться с другими детьми, что делать чтобы ребенок не дрался, делился игрушками.
Как научить ребенка знакомиться и дружить?
Как научить ребенка знакомиться и дружить.
Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит (советы психолога) ?
Как хорошо, когда есть друзья. Как интересно может быть в детском саду, если там есть с кем поиграть, пообщаться, придумать что-нибудь интересное. Но что делать, если ребенку не удается ни с кем под.
Консультация «Как научить ребенка знакомиться и дружить?»
Как правильно подготовить ребенка к первому знакомству? С чего начинаются дружеские отношения для малышей? Подскажет консультация.
Появление в семье детей увеличивает у взрослых зону ответственности. Занимаясь воспитанием, родители берут на себя новые обязательства и расширяют зону компетенции в вопросах развития и детской психологии. К ним относятся не только уход и забота, но также привитие личностных качеств, создание условий для роста, коррекция поведения.
Родители учат детей жить: справляться с негативным опытом, решать проблемы и конфликты, радоваться, брать положительный пример, строить отношения с окружающими и общаться. От того, как взрослые будут делать это, и какие знания дадут младшим членам семьи, будет зависеть характер ребёнка и особенности его поведения в обществе.
В этой статье речь пойдет о проблемах, с которыми могут столкнуться дети, когда начинают взаимодействовать со сверстниками, в частности, почему ребёнок не умеет общаться с другими и ему сложно найти друзей. Что в этом случае могут сделать родители?
Как у детей зарождается дружба?
У каждого детского коллектива есть свой характер. Группа детей может обладать сплоченностью или не отличаться ею. Каждый ребёнок проявляет в социуме свои способности, общается так, как умеет, или как привык. Дети так же, как и взрослые, могут привыкать друг к другу постепенно, обмениваясь привычками, знаниями, предпочтениями. Почему дети могут дружить друг с другом, но могут и конфликтовать? Ответом на этот вопрос служит сложившееся между ними понимание, общие увлечения или их отсутствие.
Если родители внимательно понаблюдают за тем, как ребёнок, вливаясь в новый коллектив, начинает общение и завязывает отношения, то им станет понятно, что дети склонны выбирать друзей по общим предпочтениям, увлечениям, хобби, темам, которые их объединяют. Однако, это не единственное, что способствует началу детской дружбы. Хорошие отношения в группе сверстников зависят от умения строить и налаживать общение. Также они зависят от того, насколько у детей сформированы навыки коммуникации, умение слушать другого, быть интересным, веселым, контролировать агрессию, справляться с конфликтами и переживать обиды.
Если детям комфортно и весело вместе, они могут обсудить общие темы, увлекаются похожими или одинаковыми хобби, уступают друг другу, то шансы, что между ними появятся дружеские отношения, очень велики.
Почему ребёнок не принят группой?
Когда ребёнок жалуется взрослым, что с ним никто не хочет дружить, родителям стоит задуматься, почему это происходит. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что именно в личности ребёнка заставляет группу отталкивать его и не позволяет найти друзей. В первую очередь стоит спросить у ребёнка — почему, по его мнению, у него не получается завязать общение или играть с другими детьми? Как правило, дети обвиняют во всем других и не осознают, что сами вносят некоторый вклад в то, что дружеского взаимодействия не получается.
У ребёнка может не быть друзей, если он агрессивно настроен — пускает в ход кулаки и грубые слова — когда что-то идет не по его правилам — застенчив, обидчив, не умеет делиться с другими. Бывает так, что ребёнок обладает лидерскими качествами, но не умеет их контролировать — обычно это отражается в большом желании организовывать игры и отсутствии умения это делать, что может заканчиваться конфликтами.
Задача родителей на этом этапе развития проявить внимательность к чувствам и проблемам ребёнка, понять, почему у него нет друзей и помочь ему найти их.
Как могут родители помочь ребёнку?
Могут ли взрослые научить ребёнка дружить со сверстниками, если среда в семье и коллективе отличается? Проживание детского опыта всегда отлично от взрослого. Там, где с взрослым человеком можно провести беседу, указать ему на ошибки, подсказать пути решения проблемы, поговорить по душам и оказать поддержку, то с детьми эти методы не будут эффективными. Причиной этому служит преобладание у ребёнка не аналитического мышления, а образного. Ему легче понять свою модель поведения, осознать ошибки через образы, символы и чувства. Поэтому рассказы, сказки, рисунки, истории личного опыта из детства обычно являются самыми подходящими.
Помочь детям наладить общение могут раскрытые темы, в которых сказочные или другие герои успешно проживают похожие ситуации и находят друзей.
Организуйте общий праздник
Ребёнок может получить положительный опыт общения и сблизиться с кем-то, если он будет пробовать общаться. Этому поможет детский праздник, который могут организовать родители. Необязательно это должен быть день рождения или новый год. Можно устроить, например, день желтого цвета и пригласить знакомых ребят домой — в желтой одежде и с желтыми игрушками или воздушными шариками. Можно стать организатором игр в детском коллективе — это поможет не только развеселить и сплотить компанию, но и понаблюдать за ребёнком, чтобы понять, что мешает ему найти друзей.
Обеспечьте ребёнку общение в социуме
Если ребёнок испытывает трудности с установлением дружеских отношений, не стоит совсем лишать его общения с детьми. Напротив, сделайте его разнообразным — запишите ребёнка в творческие или спортивные группы, где он сможет не только развивать способности, но и получить новый опыт общения.
В случае если ребёнку сложно общаться в любой компании — он боится, стесняется, не идет на контакт, не интересуется общими играми — стоит показать его специалисту. Возможно, имеют место серьезные комплексы характера или психологическая травма, после которой он замкнулся в себе и избегает социума.
Изучите свои привычки общения
Дети, взрослея, во всем берут пример с родителей. Чтобы понять, почему они не могут найти друзей, стоит понаблюдать за своими привычками общения. Если они являются негативными, такими, как обидчивость, грубость, отсутствие эмпатии и понимания другого человека, возможно в детском коллективе ребёнок ведет себя также и это мешает ему дружить и быть принятым.
Родителям стоит поработать над своими комплексами характера, задуматься, есть ли у них настоящие друзья и если нет, то почему. Также важно проанализировать свой способ общения с людьми, чтобы понять, на что опирается ребёнок, когда берет пример с взрослых.
Дети не всегда умеют дружить просто потому, что у них еще нет такого навыка. Одни стесняются, другие хотят общаться со всеми сразу — и не получают желаемого. Вместе с педагогом-психологом московской школы № 2120 Вардуи Карапетян разбираемся, как помочь ребенку пережить первые неудачи в дружбе.
Вопрос. Дочке 6 лет, осенью будет 7, пошла в школу. По причине здоровья в сад не ходила. Очень дорожит дружбой, общением с детьми любого возраста. Всегда отзывчива, не обижает никого и не обзывает. Не знает, что такое сказать: «Я с тобой не дружу». Но ведь есть дети противоположные, более напористые, хитрые. Бывает так, что мою дочь обижают из-за ерунды. А она очень переживает, до слез. Как ей подсказать, что нужно отвечать обидчику, если он, например, обзывается? Или не хочет дружить — как реагировать? Понимаю, что в классе такие дети точно найдутся, очень переживаю.
Ответ. Важно понимать, что проблемы со сверстниками в школе могут быть как у тех, кто ходил в детский сад, так и у тех, кто там не был. Коммуникативные навыки приобретаются методом проб и ошибок.
Посоветую родителям говорить ребенку такие слова: «Я рядом, если тебе трудно, ты можешь прийти ко мне, и мы все обсудим», «Помни, что ты не обязана терпеть к себе плохое отношение и общаться с людьми, которые недобры к тебе». Это придаст девочке уверенности — она будет меньше расстраиваться, если кто-то не захочет с ней играть.
Отдельная рекомендация для мамы — найти центр психологических услуг, где есть тренинги по развитию коммуникативных навыков. Если ребенок сильно переживает из-за нежелания общаться, высока вероятность, что он не уверен в себе. Помочь может как психолог, так и занятия в кружках: например, хореография, хор, — все то, что раскрепощает личность.
Дома стоит читать книги и смотреть фильмы (и мультфильмы), в которых поднимается тема дружбы и общения между героями. После совместного чтения рассказа или просмотра фильма обязательно спросите ребенка, что понравилось, а что нет, мог ли герой повести себя иначе и как.
Тот же мультфильм «Головоломка» — отличное наглядное пособие. В нем есть и переживания ребенка, и конфликты в классе, и чувство одиночества. Главное — начать разговор, а дальше ребенок сможет попросить у вас совета, и вы вместе обсудите его личную ситуацию в комфортной и безопасной с точки зрения психологии обстановке.
Старайтесь как можно чаще находить конкретное действие, за которое можно похвалить ребенка
«Мы сейчас разговаривали, и мне так интересно было тебя слушать!», «Мне очень понравилось, как ты объяснил эту ситуацию!» — так вы вселяете ребенку веру в себя, и ему становится легче общаться со сверстниками.
Во время разговоров ребенок учится прогнозировать действия других, самостоятельно приходит к выводу, что люди не всегда понимают друг друга. Например, маленькие дети часто говорят: «Давай дружить», но реакция на это может быть негативной от неожиданности, а вовсе не потому, что одноклассник не хочет общаться. И ребенок тоже должен понять это самостоятельно.
В ситуации расстройства, гнева, растерянности ребенок с 100%-ной вероятностью забудет подсказки и не сможет ими воспользоваться. В этом случае можно предложить ребенку обратиться к учителю.
Это задача учителя — создать комфортный эмоциональный фон в классе. При этом ребенок должен понимать, что он не становится ябедой, когда обращается к взрослому. Маме или папе важно самим установить контакт с классным руководителям, рассказать о сложностях дочери в общении. Дети в младшей школе и правда обзываются, дерутся. Взрослые начинают разбираться, кто начал ссору, кто что сказал, кто как ответил, а нередко говорят: «Оба виноваты». Дети остаются один на один со своей проблемой и не получают нужной поддержки взрослых. Здесь необходимо прийти к соглашению, что ребенок может всегда подойти и поделиться своей бедой, и учитель должен действительно разобраться в ситуации, поговорить с обидчиком, спросить, что бы он почувствовал, если бы его обозвали, ударили.
Есть ли у дружбы «норма»
Нужно понимать, что изначально есть люди с разными потребностями в общении. Кому-то постоянный контакт с окружающими жизненно необходим, а кто-то предпочитает быть в одиночестве. Одним достаточно небольшого количества друзей, и они не хотят быть в шумных компаниях на виду у всех, а другим нужен шум и гам и как можно больше народу вокруг.
Эту индивидуальную потребность человека невозможно, да и не стоит менять. Многие родители переживают: «Мой ребенок ни с кем не общается, у него нет друзей». Но если сам ребенок из-за этого не страдает и не переживает, значит, у него такой уровень потребностей. Ему просто не нужна дружба со всем классом. А может быть и так, что у него каждый день разные друзья. И это тоже нормально. Беспокоиться стоит лишь тогда, когда ребенок совсем не вступает в общение.
У вас есть вопрос, на который вы хотите получить ответ специалиста, а не случайную выдачу поисковика? Задайте его в форме ниже, а мы найдём эксперта, который вам ответит. Это анонимно — не стесняйтесь спрашивать о чём угодно.