Первый раз – в первый класс. Какой это волнующий день! И нет ребёнка, который с нетерпением не ждёт момента, когда он впервые сядет за парту и у него начнётся взрослая жизнь. Но уже через несколько недель энтузиазм куда-то девается и новая жизнь перестаёт радовать ребёнка. Давайте разбираться, почему адаптация к школе порой оказывается сложной и как мы можем помочь первокласснику.
Дайте время привыкнуть к новой роли
Ребёнок действительно переходит определённый рубеж, отправляясь в школу. Теперь слово «надо» будет главным в его жизни. Смириться с этим не очень просто. Новоиспечённый ученик ещё пока остаётся ребёнком, которому хочется играть, бегать и делать то, что хочется, а не то, что от него требуют. Психологически это очень сложный момент.
И если в школе ему проще (все в одинаковом положении), то дома он чувствует себя неуютно в новой роли. И здесь на первых этапах хорошо бы подчеркивать значимость смены статуса: был ребёнком, стал учеником. Можно выражать ему сочувствие, если он устаёт и не хочет делать уроки. Или, наоборот, отмечать, что он стал взрослым и самостоятельным, и вы им гордитесь. Но в любом случае ваша реакция должна быть в поддержку чувств и переживаний.
Обратите внимание на психологическое состояние
Некоторым детям трудно высидеть целый урок и удержать внимание на учителе. После школы они совсем уставшие, не хотят делать домашнее задание, лепят много ошибок. Здесь вы просто эмоциональной поддержкой не обойдётесь. Велика вероятность, что только сейчас проявились особенности нейропсихологического статуса ребенка.
Надо разобраться в причинах такого состояния. На всякий случай я бы рекомендовала сходить на диагностику к детскому нейропсихологу, чтобы понимать: ребёнок объективно не может учиться так, как от него требуют, или просто ему скучно и не хочется переходить в новую реальность. Ведь если проблемы объективные, то лучше заняться коррекцией как можно скорее. После 9 лет эффективность нейропсихологической коррекции сильно снижается.
Посмотрите на успеваемость
Другой вариант – ребёнок спокойный и внимательный, пришёл в школу подготовленным, и ему просто скучно. Он уже умеет читать и считать, его раздражает, что учитель отвлекается на замечания другим ученикам. Такому ребёнку быстро надоедает этот «сумасшедший дом», и в школу ходить неохота.
Здесь надо посмотреть, что на самом деле происходит. Если ребёнок может больше, чем школа может предложить, то надо подумать о смене школы. Если школа сильная, но пока идет период адаптации детей к новым условиям, то можно дома поговорить с ребёнком о том, что все разные, и надо научиться эту разность видеть и принимать. Может оказаться полезным поговорить с учителем и попросить его давать специальные задания вашему ребёнку, пока остальные бесятся.
Поддержите тягу к знаниям
Если говорить о школе вообще, то очень важно не упустить момент, когда ребёнок теряет интерес к учебе. Не имеет значения, по какой причине: трудно ему или скучно. И роль родителя в том, чтобы сохранить любознательность и естественную тягу к знаниям.
Эта тяга есть изначально у любого здорового ребёнка. Поэтому очень важно быть не только в курсе того, что задают ребёнку и как он делает уроки, но и как он видит свой образовательный процесс. Что ему нравится, что раздражает, чего он хочет от школы и учителей. Мы часто упускаем эти сигналы, а потом жалуемся, что ребёнок ленится и ничего не хочет. Хотя очевидно причина совсем не в этом.
5 советов, как помочь первокласснику быстрее привыкнуть к школе
Каждый ребёнок уникален по характеру и темпераменту, но втягиваться в учебу тяжело всем. У первоклассников адаптация происходит по-разному. Кому-то легче даются знания, но тяжело идет общение с классом. Другим легче дружить, но трудно вникать в науки. Но если рядом есть понимающие и терпеливые взрослые, процесс адаптации пройдет легче и быстрее. Вместе с Надеждой Ковалевой, воспитательницей детского сада № 19 из поселка Яйва Пермского края, участницей Программы дошкольного образования «ПРОДЕТЕЙ», даем 5 рекомендаций, которые пригодятся как семьям озорников, так и родителям тихонь.
1. Помогите выбрать друзей
Ребенку легче ходить туда, где ему рады, и где есть друзья. Расспросите о других детях и предложите несколько шагов, чтобы завести новые знакомства.
2. Научите правильно ссориться
Это сложно, потому что вы далеко и можете не знать обо всех ситуациях. Умейте активно безоценочно слушать — ребенок будет делиться сокровенным. В те минуты, когда ему плохо, просто слушайте. Когда он успокоится, разберите конфликт и постарайтесь предложить другое решение.
Лайфхак. Прочтите вместе книгу об эмоциях, и как ими управлять. Например: Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший и очень плохой день»; Ульф Нильсон и Эва Эриксон «Один на сцене».
3. Позвольте быть более самостоятельным
Большая проблема современных родителей — излишняя опека. Но первоклассник уже не дошкольник, и часть ответственности за свою жизнь может нести сам.
Лайфхак. Приучайте к самостоятельности играя. Вечером давайте ребенку задания. Например, собрать портфель. Или вместе составьте план на завтра. Пусть ребенок сам решит, что нужно сделать в первую очередь и запишет это в доступной ему форме — например, с помощью символов. А затем проанализируйте вместе, удалось ли выполнить план. Это научит ребенка саморегуляции.
4. Разрешите беситься
Для семилетнего ребенка важно как можно больше двигаться, чтобы снять напряжение. Не запрещайте ему бегать, кричать, беситься. Пусть резвится в свое удовольствие. Новые спортивные тренировки вводите после адаптации к школе. Принцип: не все сразу.
Лайфхак: устройте «борьбу понарошку». Эта игра не бесполезна: ребенок учится управлять своим телом, например, рассчитывать силу удара. Как и другие физические активности «борьба понарошку» помогает перевести внимание из головы в тело, что целительно для школьника, которому придется много сидеть за партой.
5. Не запрещайте играть в игрушки
Игра — это один из важных способов детей справляться с переживаниями, перерабатывать жизненный опыт. Начало учебного года в первом классе — стрессовый период. В такие моменты дети могут регрессировать на предыдущие этапы развития, и это нормально. Игрушки уйдут из их жизни сами тогда, когда в них больше не будет необходимости.
Лайфхак: Обращайте внимание на игры ребенка. Они могут помочь вам понять его лучше. Например, в сюжетно-ролевой игре находят отражение переживания и впечатления, связанные со школой.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложные и для самого малыша и для родителей.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Выделяют три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза , которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психическими, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды. Различают следующие уровни адаптации:
Уровни адаптации
Физиологический Биологический Психологический Социальный
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада
К основным критериям адаптации относят:
— уровень нервно-психического развития;
— заболеваемость и течение болезни;
— главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают три степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1) легкая адаптация : ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;
2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;
3) тяжелая адаптация: длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца. Возникает стойкий энурез.
4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Как бы мы не готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия ( может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Все этот может отразиться на его здоровье.
Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечаются задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет один раз, не более недели, без осложнений; увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
4 совета, как облегчить адаптацию первоклассника
Линейка, первый звонок, первый урок — всё это сильный стресс для ребёнка. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, рассказывает, что переживают дети, когда приходят в первый раз в первый класс, и как вести себя родителям, чтобы помочь юным первоклашкам.
Для ребёнка и семьи начало обучения в школе — это очередной кризис и стресс. Новая реальность требует от ребёнка адаптации в первом классе, а от родителей — адаптации к тому, что их ребёнок — ученик и ему надо, о ужас, делать уроки!
В отличие от детского сада и даже подготовительных занятий, школа встречает ребёнка целым набором требований: рано вставать, иметь с собой собранный портфель, сидеть в классе спокойно в течение 45 минут, на перемене не бегать, постоянно выполнять указания учителя. Раньше звали только по имени, теперь могут и по фамилии, могут «наградить» кличкой. Плюс теперь оценивают, критикуют, сравнивают, могут прикрикнуть — не обязательно на тебя, но всё равно страшно.
Много новых требований и правил, учитель — новое незнакомое существо, наделённое властью похлеще родителей. Естественно, психика ребёнка испытывает напряжение, и ей надо дать время и помочь перестроиться и адаптироваться к новым условиям. В начале первого класса ребёнок может быть капризен, раздражителен, склонен к быстрой утомляемости. Ему требуется внимание, помощь и готовность поддержать, а никак не лозунги: «Ты же уже взрослый?! В первый класс пошёл?!» Очень важна стабильность дома, в семье, чтобы у ребёнка был такой свой «тыл», где он мог бы расслабиться и отдохнуть. Я сейчас не о количестве времени дома. Ребёнок вполне может (и очень рекомендую, но без фанатизма) ходить на какие-то дополнительные занятия, просто хорошо бы, чтобы с близкими было надёжно, весело, доброжелательно и тепло.
Как родители могут помочь ребёнку адаптироваться к школе?
1. Следите за атмосферой в школе
Ребёнок из рая детства попадает в своё первое общество со всеми вытекающими: оценивание, конкуренция, ревность, деление по социальным ролям (любимчики, лидеры, звёзды, серые мышки, изгои). Держите «руку на пульсе» — следите, комфортно ли ребёнку с одноклассниками, нет ли проблем в общении, не нужна ли ребёнку помощь в налаживании отношений с ребятами. Для этого расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Татьяна Владимировна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?» Море внимания и живого участия!
2. Помогите собрать портфель (и не только)
Школа — это система оценок. Даже если их не ставят, они — между строк в посланиях учительницы, в насмешках или уважении ребят. Поэтому на первом этапе, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно — а для этого должны сформироваться в ходе тренировки определённые нейросвязи в мозге, — проследите дома, чтобы он был готов к урокам, освоил материал, собрал портфель — готов к бою, так сказать! Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время контролируйте — доброжелательно, а не тоном учительницы и свысока.
3. Научите ребёнка учиться и делать уроки
Заблуждение многих родителей, что это само собой разумеется, что ребёнок вполне понимает, как это нужно делать. Ничего подобного! Как и любая новая деятельность, выполнение уроков — навык, который нужно показать и освоить. Так что открываете дневник, вместе читаете задания и наводящими вопросами («Как ты думаешь, что нужно сделать сейчас?») помогаете в крайне ласковой и доброжелательной манере. Будьте рядом первое время. Не уходите сразу по своим делам, убедившись, что ребёнок понял, что нужно делать. Следите, чтобы он учился не отвлекаться, выполнял задание до конца. Когда задание закончено, можно отдохнуть, съесть яблочко и так далее. Это крайне необходимо, чтобы научить ребёнка сосредотачиваться и удерживать внимание всё более продолжительное время.
4. Хвалите, поощряйте, поддерживайте
Ребёнок в школе постоянно находится в зоне того, что он чего-то не умеет. Это вызывает много тревоги, неопределённости, может быть разочарование в себе, своих способностях, и также затрудняет адаптацию ребёнка в первом классе. Спокойно реагируйте на ошибки. Он учится, и ошибаться — это нормально! Подчёркивайте его успехи, чтобы сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо поднапрячься. Справился с трудным заданием — похвалите, покажите, как рады за него. Ошибся — ничего, главное, чтобы он понимал, что может это исправить, и верил в свои силы!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как помочь ребёнку социализироваться в школе?
Нельзя заставить учителя любить вашего ребёнка, а детей в классе — дружить с ним. Но можно научить малыша строить отношения с окружающими и ладить с одноклассниками. Психолог Анна Семёнова рассказывает, что для этого нужно сделать родителям.
Совет №1: создайте дома комфортную атмосферу
Когда дети волнуются и переживают из-за того, что происходит дома, они не могут сосредоточиться на учёбе и общении с одноклассниками. Их мысли заняты домашними проблемами. Ребёнок в таком состоянии может замкнуться в себе или, наоборот, пытаться привлечь внимание любым доступным способом: срывать урок, мешать другим ребятам в классе.
От отношений в семье зависят спокойствие ребёнка и уверенность в себе. Если родители уважают личные границы, прислушиваются к мнению друг друга, обсуждают чувства и переживания — то и ребёнок будет знать, что его поймут и защитят в любой ситуации. В атмосфере принятия и любви дети не боятся рисковать и ошибаться. А это важно для развития и ощущения себя «живым», творческим человеком, который способен справляться с трудностями.
Профи для любой задачи
Совет 2: сформируйте у ребёнка адекватную самооценку
Не нужно внушать ребёнку, что он самый лучший на свете во всём. Это может принести больше вреда, чем пользы. В школе учителя и одноклассники не будут относиться к нему так же, как родители. А другие дети могут оказаться в чём-то успешнее — лучше отвечать на уроке, быстрее бегать или красивее рисовать.
Ребёнок может потерять доверие к взрослым — «почему мама и папа говорили неправду?». Или даже усомниться в своей внешности, уме и талантах.
В результате он либо сам отгородится от всех в классе, либо от него отвернутся другие — кому захочется дружить с воображалой?
Лучше объясните малышу, что все люди разные — у кого-то хорошо получается одно, у кого-то другое. Но для своей семьи он всегда будет самым умным, талантливым и любимым.
Совет 3: научите принимать отказы и говорить слово «нет»
Маленькие дети склонны к эгоистичному поведению — особенно в возрасте до 3–4 лет. Поэтому, готовя ребёнка к школе, нужно постепенно приучать его к мысли, что люди могут ему отказать. И вовсе не потому, что хотят обидеть или наказать. Например, родители могут отказаться играть, если устали или просто заняты своими делами — читают книгу, смотрят кино.
Важно объяснить причину, даже если это «я сейчас просто не хочу». Так дети учатся не только принимать отказ, но и замечать, что кто-то рядом расстроен и нуждается в помощи или покое. Ребёнок, который умеет считаться с чужими эмоциями, спокойно отнесётся к тому, что одноклассники или учитель не готовы с ним играть прямо сейчас. И сам сможет уверенно сказать «нет», если не хочет чего-то делать.
Совет 4: помогите поверить в себя
Очень важно научить ребёнка верить в свои силы. Например, до школы можно иногда поддаваться ему в настольных играх. Так он, во-первых, почувствует радость от победы. А во-вторых, поймёт, что проиграть не страшно — ведь родители не расстроились.
Неуверенность может проявляться по-разному. Иногда ребёнок отказывается что-либо делать — например, не хочет вставать на коньки, потому что боится упасть. В таком случае есть смысл чуть-чуть его «подтолкнуть» и предложить попробовать прокатиться хотя бы один раз. Когда всё получится, ребёнок будет счастлив, что смог преодолеть свой страх. И поймёт, что даже те задачи, которые кажутся невыполнимыми, вполне ему по плечу.
Но бывает и обратная ситуация: ребёнок ведёт себя вызывающе, нарочно рискует. Не стоит радоваться тому, как смело он за всё берётся. Постарайтесь понять, почему он так поступает — просто подражает кому-то, хочет обратить на себя внимание или же пытается преодолеть страх и неуверенность.
Совет 5: контролируйте сон и расписание
Чтобы быть бодрым, весёлым и уверенным, первоклашке нужно обязательно высыпаться. Поэтому если он, например, не успел выполнить домашнее задание, лучше написать записку учителю, чем решать до часа ночи задачу про двух землекопов.
Также нужно помнить, что жизнь школьника не ограничивается уроками. Да, дети сидят в классе и за домашними заданиями по 5–8 часов в день. Но даже с таким графиком важно находить время на занятия, которые интересны и приятны ребёнку. Попробуйте вместе составить график так, чтобы времени хватало и на спорт, и на развлечения — игры и общение со сверстниками во дворе, любимые кружки, мультики и компьютерные игры.
Мы попросили Анну Семёнову посоветовать книги по психологии детей и подростков, исследования о школе и образовании. Вы сможете найти их на книжной полке Профи в «Букмейт».
Что делать если ребенок не может адаптироваться в школе?
“
Чем станет для ребенка школа — волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заточения — во многом зависит от близких ему людей. Ведь если вы сами будете переживать, многократно пересказывать друзьям и знакомым ваши опасения, ребенок будет воспринимать школу как нечто опасное даже до знакомства с ней и до начала систематического обучения.
Чем станет для ребенка школа — волшебным миром знаний или местом одиннадцатилетнего заточения — во многом зависит от близких ему людей. Ведь если вы сами будете переживать, многократно пересказывать друзьям и знакомым ваши опасения, ребенок будет воспринимать школу как нечто опасное даже до знакомства с ней и до начала систематического обучения.
Если вы станете пугать ребенка, предупреждая его о строгости и дисциплине, царящей в школе, — он, скорее всего, будет робеть даже при упоминании о ней.
Если вы, подогревая интерес ребенка, постараетесь описывать предстоящее обучение только в ярких красках, обещая интересные уроки, добрую учительницу, замечательных товарищей — ребенок вправе будет ожидать того, что школа — это вечный праздник, и тогда ежедневные занятия, требующие терпения, собранности, могут стать для него неприятной неожиданностью. Как же тогда поступить?
Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)
Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли «козла отпущения», «гадкого утенка». Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя — совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача — просто подать правильный сигнал.
Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого «общественность». Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания «паршивой овцы». Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое. Надеюсь, ни вы, ни возмущенные родители не хотите, чтобы впоследствии подросший и доведенный до крайней степени озлобления ребенок встретил их собственных «нормальных» детей где-нибудь в темном углу.
Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: «Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты». Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога «белым и пушистым». Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть — ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.
Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.
Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же бывшая жертва отвечает сама весело и технично, к ней перестают приставать.