Дети начинают интересоваться деньгами и всем тем, что можно купить за деньги, очень рано. Дошкольники обязательно будут играть в магазин. Уже в детском саду дети поймут про неравенство – у одних игрушек больше, у других меньше. Кроме того, они будут требовать купить им игрушки, совершенно не считаясь с возможностями родителей.
Лет в 11 детям всерьез понадобятся собственные деньги – пусть и маленькие. В 14 они уже могут их легально зарабатывать: по российским законам, с этого возраста дети имеют право легально трудоустраиваться и работать 4 часа в день.
Ко всему этому их нужно готовить заранее. Самый простой рецепт – говорить правду. Ничего бесплатного не бывает. Каждый день мама с папой ходят на работу, чтобы заработать деньги и купить на них еду, одежду, игрушки и оплатить коммунальные счета, отложить на отпуск или покупку новой машины. В принципе, ребенок в состоянии это усвоить уже лет в пять.
Уже с этого возраста ему вполне можно объяснить, что денег не может хватить на все. Если сейчас всю зарплату потратить на, допустим, велосипед, то потом целый месяц будет нечего есть. Концепция «потерпеть сейчас, чтобы получить желаемое потом» поначалу может показаться ребенку дикой, но он к ней привыкнет.
Концепция «потерпеть сейчас, чтобы получить желаемое потом» покажется ребенку дикой, но он к ней привыкнет
К какой-то момент можно попробовать объяснить, сколько именно времени нужно потратить, чтобы заработать на ту или иную вещь. Арифметика здесь уровня второго класса, так что вряд ли стоит это делать раньше.
Чуть подросшему ребенку вполне можно объяснить и что такое кредит, и что такое процент, и какие бывают механизмы для покупок и сбережений, и как он может заработать деньги сам.
До подросткового возраста дети слепо копируют экономическое поведение родителей. Если родители финансово грамотны и экономны, их дети еще в школе научатся копить сами и даже, может быть, откроют накопительные счета в банке (это можно сделать с помощью родителей). Если родители относятся к деньгам легко, то и дети все карманные деньги будут тратить на угощение товарищей.
В подростковом возрасте – в рамках подросткового протеста – финансовое поведение может резко поменяться. Но если родители будут разговаривать с детьми о деньгах системно и будут пытаться привить им правильное финансовое поведение, то, скорее всего, их привычки поменяются и они начнут считать расходы, экономить и откладывать.
Финансовое воспитание: как научить детей обращаться с деньгами
Сперва дети думают, что на одну монету можно купить все, потом считают родителей банкоматом, и лишь затем начинают зарабатывать. Анна Хархота (Национальный центр финансовой грамотности), — о том, как привить им верное отношение к деньгам на каждом этапе
Когда ребенку два-три года
Что происходит в этом возрасте
В два-три года дети не понимают, что за монеты разного номинала можно покупать предметы разной стоимости.
Чему учить
Разбираться в номинале денег.
Как
— Играйте дома в магазин и кафе. Показывайте, как можно обменять деньги на товары. При этом старайтесь почаще меняться ролями. Так ребенок поймет больше нюансов, просто наблюдая за вами.
— Ходите вместе в магазины.
Когда ребенку от четырех до шести лет
Что происходит в этом возрасте
Для дошкольника деньги — волшебное средство, которое позволяет взрослым покупать все, что они хотят. Дошкольники часто воспринимают родителей как волшебный банкомат с безлимитным наличным и безналичным ресурсом.
Как научить своего ребёнка финансовой грамотности
Финансовой грамотности надо учить с самого детства. Но как успешно пройти с ребёнком путь от карманных денег до банковской карты: подсказать основы обращения с деньгами, обучить правилам безопасности? О первых уроках финансовой грамотности для детей в 5-6, 7-9, 10-12 лет и старше рассказал Сиб. фм директор территориального офиса Росбанка в Новосибирске Евгений Рузавин.
В современном мире начинать обучать детей финансовой грамотности надо в том же возрасте, когда они учатся читать и писать. Необходимые навыки – как распоряжаться своими деньгами – ребёнок впитывает и усваивает весьма успешно.
Когда и с чего начать?
«Что и как рассказывать детям про обращение с деньгами, зависит от возраста детей. Например, в 5-6 лет ребёнка можно научить различать номинал наличных денег, научить считать монеты и денежные купюры», – поясняет директор территориального офиса Росбанка в Новосибирске Евгений Рузавин.
В 7-9 лет ребёнок уже способен самостоятельно принимать решение о том, как потратить карманные деньги, сравнивать цены перед покупкой, уметь экономить, запомнить и применить основные правила финансовой безопасности при использовании банковской карты, телефона.
В этом возрасте неизбежно возникнет деликатный вопрос: давать ли деньги ребёнку и за что? Это могут быть не только небольшие денежные подарки, но и оплачиваемая работа по вашему заданию: так ребёнок учится ответственности и осознанию, что он может принести пользу для семьи и деньги он получил за свой труд. Карманные деньги на школьные обеды или подобные расходы станут первым бюджетом, который ребёнок сможет самостоятельно планировать.
«При общении с ребёнком на финансовую тему рекомендую говорить на равных, исключить негативные эмоции. Общение необходимо сделать живым и интересным, дайте ребёнку право на собственные ошибки», – советует эксперт Евгений Рузавин.
Тинейджер 10-12 лет вполне может понять и оценить финансовую ситуацию семьи и её возможности, регулярно сберегать 10-30 % личного бюджета, рассчитываться банковской картой.
13-15-летний подросток уже начинает проявлять интерес к возможностям самостоятельного заработка, ему важно разъяснить соотношения выгоды от сиюминутного приобретения и переплаты по кредиту.
Безопасность – «иммунитет» к мошенникам
Будьте готовы к ошибкам своего ребёнка – они неизбежны, как «детские болезни». Важно с детства выработать финансовый иммунитет, чтобы не попадать в неприятности, не наращивать долги, грамотно оценивать свои финансовые возможности и не попасться на удочку мошенников.
С детства научите не отвечать на звонки мошенников, представляющихся сотрудниками банков.
Важно защитить детей от финансовых угроз в интернете. Необходимо научить использовать антивирусные программы на компьютере и смартфоне. Хранить в тайне логины и пароли. Не загружать приложения из непроверенных источников – только из официальных магазинов. Предупредить о последствиях взломов аккаунтов соцсетей и мессенджеров.
Ребёнку не стоит покупать игры, приложения – с помощью основной банковской карты. Гораздо безопаснее пользоваться виртуальной картой с лимитом трат. А лучше настройте «Семейный доступ» в App Store и iTunes. Если в вашем доме есть техника Apple, подключите «Семейный доступ», чтобы платить за покупки с одной карты (привязанной к Apple ID того, кто настраивает доступ). Без разрешения ребёнок не сможет ничего купить, а фильмы и приложения, оплаченные кем-то одним, будут доступны вам всем.
От вас зависит то, насколько финансово грамотным и подготовленным вступит во взрослую жизнь ваш ребёнок. Финансово грамотный человек подсчитывает свои расходы и доходы, ведёт семейный или личный бюджет, не влезает в излишние долги, имеет финансовую подушку безопасности. Финансовая грамотность даёт возможность управлять своим благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться успеха.
Как школьнику правильно откладывать деньги?
Первые серьезные деньги в юном возрасте порождают много радости и идей, на что их потратить. Разумеется, все они не находятся в области необходимого для жизни, а связаны с воплощением заветной мечты. Скорее всего, ты не захочешь копить на теплый приглянувшийся маме свитер. А вот горный велосипед, новый телефон, дрон или водонепроницаемые часы – наверняка уже есть в твоем списке желаний. Каждый пункт это списка – удовольствие не из дешевых, потому приведем несколько простых правил, которые помогут накопить серьезную сумму и приблизиться к заветной покупке.
Родительская поддержка
Наверняка родители выделяют тебе деньги на карманные расходы. Обычно они дают их на покупку сладостей, походы в кино и другие мелкие радости. Порой родители в суете дней и различных хлопот могут забыть дать тебе очередные 200 рублей. Чтобы такие ситуации не привели к конфликтам, поговори с родителями о еженедельном отчислении или четком ежедневном графике денежных переводов. Так ты сможешь точно понимать, на что можешь рассчитывать, распределить средства на ежедневные расходы, а оставшиеся – отложить на серьезную покупку.
Предположим, родители дают тебе 200 рублей в день на школьные обеды и перекусы.
200 рублей х 5 дней = 1000 рублей за будние дни.
Можно договориться с родителями о бонусе, получая дополнительные 200 рублей за «подвиги» еще и на выходных. «Подвигами» может считаться, например, хорошая успеваемость в течение недели или вовремя выполненная домашняя работа. Благодаря бонусам тебе удастся увеличить свой еженедельный доход еще на 400 рублей.
Заранее обсуди с родителями, что карманные деньги – твой первый личный бюджет. Потому им не нужно контролировать, тратишь ли ты их на еду в школьном буфете или на покупку компьютерной игры. Своим бюджетом ты управляешь сам.
Распределяй доходы
Ты можешь потратить все деньги сразу или «растянуть» их на длительный срок. Стратегию управления личным бюджетом ты выбираешь сам. Помни главное – десять маленьких желаний в сумме дают одно большое. Если тебе хочется купить что-то серьезное, стоит немного подождать и придержать накопленное. Это позволит оценить необходимость покупки, ее плюсы и минусы, не даст пустить деньги на ветер. Другой важный момент – деньги в долг. Занимать можно, если ты готов в следующем месяце потратить меньше, потому что часть денег придется отдать за сегодняшние желания. Вспомни народную мудрость – «Берешь чужое и ненадолго, отдаешь свое и навсегда». Кроме того, заработать статус вечного попрошайки, с которым никто не захочет иметь дела, очень легко.
Как заработать?
Главное – желание
Случается так, что денег нет совсем: у родителей черная полоса, да и у тебя пропала возможность подработки. Но это не повод для отчаяния. Посмотри вокруг – хорошая погода и прогулки с друзьями ничего не стоят. Летом можно придумать массу увлекательных дел – футбол, рыбалка, езда на велосипеде. Зимой – лыжи и коньки. Никто не отменил чтение в качестве полезного способа проведения досуга. В конце концов, деньги и те блага, которые можно на них купить, обязательно появятся, а хорошее настроение ты можешь получить совершенно бесплатно.
Надо ли платить ребёнку за помощь по дому?
Стоит ли поощрять ребёнка за помощь по дому или хорошие оценки деньгами?
– Есть две точки зрения на данный вопрос. Часть родителей считает, что, получая деньги за домашнюю работу и оценки, ребёнок начинает привыкать к взрослой жизни и понимать, что любой труд должен быть оплачен. «Его работа – это учёба, пусть зарабатывает», – уверены такие взрослые. То же самое касается домашней работы. Сделал генеральную уборку, всю неделю ходил за продуктами, присматривал за младшим братом, прополол грядки на даче – получи небольшое вознаграждение.
«Оппозиция» категорически против денежного поощрения за учёбу или помощь по дому. И, кстати, многие психологи с этим согласны. Они говорят, что такая практика вместо здоровой мотивации «я учусь для себя и потому что интересно» может закрепить нездоровый шаблон «я учусь ради денег». Теряется интерес к самому процессу учёбы, стремлению узнать что-то новое. В результате на первый план выходят не знания, а итоговые оценки и полученное за них вознаграждение. «И работа по дому – это общая обязанность всех членов семьи. Мы делаем её друг для друга, потому что это один из способов проявить заботу о каждом, и это не ради денег, а потому что любим друг друга», – говорят мамы из «оппозиции». Конечно же, они дают своим детям карманные деньги. Но эти средства выдаются на текущие нужды ребёнка и не являются платой за работу по дому или оценки.
Так что вы, как родители, должны сами для себя решить, на какой вы стороне, поддерживаете вы или нет поощрение ребёнка деньгами. Если решите это делать, то стоит начинать не раньше, чем вашему малышу исполнится 5–6 лет.