Как подготовить ребёнка к детскому саду: советы психолога

В детстве мы переживаем тысячи событий, но, став взрослыми, помним лишь самые эмоционально окрашенные. Многие истории связаны с детским садом. Кому-то было ужасно интересно ходить в садик, и даже ранние подъемы не влияли на хорошее настроение. А другие, вспоминая строгих воспитателей, драчливых одногруппников и частую одинокость – сочувственно смотрят на своего малютку, которому только предстоит пойти в сад.

И как не понять кроху, которую отрывают от любящих мамы и папы, и помещают в совершенно незнакомую обстановку:

  • где нужно жить по новым правилам,
  • где много чужих, взрослых и маленьких – людей,
  • другая еда, игрушки, кроватка – все непривычное, не похожее на то, что дома.

Ну как малышу 1,5-2 лет справиться с такими переменами?

Приятная новость в том, что каждый родитель может помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Скажем больше – высоки шансы найти в садике радость и удовольствие от посещения. Но обо всем по порядку.

Когда лучше отдавать малыша в сад

У ребёнка до двух лет остро выражена потребность в телесном контакте с мамой. Воспитатель, будь он хоть профессионал высокого класса, не заменит мамины объятия и прикосновения. Но если посещение все-таки необходимо (нет возможности оставить с няней/бабушкой) важно, чтобы воспитатели не менялись часто, были постоянными.

Когда в группе мало детей (9-12 человек) – 2-х летним малышам уже будет легче привыкнуть к детскому саду. К этому времени они довольно сносно умеют объяснить свои потребности, выразить желания.

В возрасте 3-х лет у детей появляется стремление к самостоятельности, «взрослости». Если есть поддержка воспитателей, трехлетки постепенно вливаются в садиковскую среду и чувствуют себя там довольно комфортно.

Дошкольники 4-5 лет быстро осваивают режим детского сада. В этом возрасте появляются первые закадычные друзья, у малышей возникает потребность в ежедневном общении со сверстниками.

Детям любого возраста непросто начинать ходить в детский сад. Все без исключения проходят период адаптации. Некоторые родители относятся к этой фазе беспечно, как к чему-то само собой проходящему. Между тем, для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Адаптация к детскому саду: советы от воспитателей Sun School

  1. Для начала маме нужно справиться с собственными страхами. Поискать садик, который понравится, познакомиться с воспитателями, поприсутствовать на занятиях, узнать как проходит день в группе. Параллельно готовить малыша к новому этапу жизни, чтобы обеспечить плавное вхождение.
  2. Дети до 2-х лет осознают себя и маму как одно целое, а потому очень восприимчивы к ее настроению. Будьте спокойны и уверены в своем решении, когда отдаете ребенка в сад. Помните, ваш настрой моментально считывается: когда вы переживаете тревогу или чувство вины – ребенок улавливает это и ему тоже становится страшно. Он ни за что не захочется расставаться с вами, потому что вы – его зона комфорта.
  3. Ни в коем случае не угрожайте малышу детским садом, не обосновывайте пребывание в саду тем, что вам нужно содержать семью, а дети должны сызмальства привыкать к тяготам жизни. Наоборот, формируйте у ребенка представление о садике, как территории интригующей и безопасной.
  4. Обрисовывайте выгоды нахождения в саду, с учетом характера малыша: одним важно знать, что в детсад ходят самостоятельные дети, других интересуют новые знакомства, некоторые соблазнятся выступлением на утренниках.
  5. С 2-х лет происходит формирование внутреннего «Я», личности ребенка. В этом возрасте детям нужны некие ритуалы. С них и стоит начать посещение садика. Например, с утра предлагайте самому выбрать игрушку, которая будет с ребенком в саду. Можно превратить сборы в игру: «Хочешь полететь до садика на самолете? Или лучше поехать в карете?». Кстати, если ваш ребенок привык к определенным ритуалам – в Sun School тоже будут их придерживаться: читать малышу сказку во время тихого часа, гладить спинку. Первый месяц или пока ребенок полностью не привыкнет к саду.
  6. Не ругайте, не стыдите малыша, если он открыто протестует против садика, выражайте сочувствие, но уверенно говорите о том, что садик – надежное место для него, пока родители на работе.
  7. Начинайте посещение садика с понедельника, и ходите всю неделю. Так ребенок осознает продолжительность своего пребывания в саду. А самое главное – у него появляется ощущение безопасности. Знаете, как выглядит безопасность для ребенка?:
  • близкий взрослый, которому он доверяет;
  • определенные правила, которые этот взрослый контролирует.

Мы понимаем, что мам и пап в первую очередь волнует безопасность детей. Особенно когда они остаются наедине со своими тревогами. Поэтому нужен проводник, который расскажет родителям, что задача и его, и сада – научить ребенка грамотно реагировать, переживать стрессовые ситуации.

С первого июля у нас появился отдел заботы о родителях, где работают штатные психологи. У них можно получить много полезных рекомендаций, в том числе, как пережить адаптацию, сделать ее приятной для ребенка, и для себя.

Теперь каждый из родителей Sun School напрямую связывается с опытными психологами, в любой момент общается с ними, проговаривает свои тревоги, страхи и сомнения.

Специалист рекомендовала родителям начать с рассказа о своём опыте посещения дошкольных учреждений. Это поможет детям быстрее адаптироваться в новом месте.

«Вам может помочь старший ребёнок, с позитивным опытом посещения садика. В этом возрасте ребёнок доверяет маме и папе, он должен точно знать, что они придут на помощь», — пояснила психолог. Эксперт добавила, что адаптация ребёнка в саду обычно занимает около месяца.

Екатерина Булгакова отметила, что к трём годам ребёнок должен уже уметь самостоятельно ходить на горшок, расстёгивать пуговицы, молнию, бегать и прыгать. На фоне стресса у некоторых детей забываются некоторые навыки и это нормально.

Перед садом следует научить ребёнка, как сказать воспитателю, что наелся, как попросить у других детей игрушку, как реагировать на конфликтные ситуации.

Родителям стоит чаще приходить к ребенку в детский сад первое время, так как иначе он может почувствовать себя одиноким и недостаточно любимым. Также из-за постоянных переживаний понижается иммунитет, что приводит к частым болезням.

Эксперт порекомендовала хвалить детей даже за маленькие успехи, так как им нужно показать, что вы остаетесь семьей и не бросаете его.

«Расскажите, как вы в свое время ходили в детсад. Вам может помочь старший ребенок, с позитивным опытом посещения садика. В этом возрасте ребенок доверяет маме и папе, он должен точно знать, что они придут на помощь», – отметила психолог.

По мнению Булгаковой, до трех лет нужно научить ребенка ходить на горшок, застегивать пуговицы и молнию, держать равновесие. При этом не стоит пугаться, если что-то будет периодически забываться, во время обучения такое очень часто происходит.

Для ребенка, который впервые отправляется в детский сад, это может стать серьезным испытанием, поэтому родителям важно подготовить его к этому шагу. Общественная служба новостей разобралась, как правильно подготовить ребенка психологически к детскому саду.

Больше информации и мотивации

Следует рассказать ребенку о детском садике, о том, какие игры и активности там проводятся. Возможно, стоит привести примеры знакомых детей, которые уже посещают это учреждение. Не лишним будет и привить ребенку мотивацию для посещения детского сада.

«Очень важно мотивировать малыша. Мотивация бывает неправильной. Например, ни в коем случае нельзя говорить: «Не будешь слушаться — отведу тебя в садик. Там тебя научат!» Ребёнок будет стараться избегать детского сада, думать, что там детей наказывают. Абсолютно недопустимо мотивировать ребёнка игрушками, сладостями или, что хуже всего, деньгами. Например, говорить: «Пойдём в садик! А я тебе за это куплю…» Это может грозить не только тем, что у ребёнка сформируется потребительское отношение к родителям, но и неадекватные установки во взрослом возрасте», – рассказывает доцент кафедры дошкольного образования факультета психологии Государственного университета просвещения, кандидат педагогических наук Светлана Фёдорова.

Хорошим примером могут стать ваши собственные позитивные истории, связанные с детским садиком. Также важно рассказать ребенку о положительных моментах, которые есть в детском саду: новые знакомства, новые игры, игрушки и так далее.

Кроме того, во время прогулок можно дойти до ближайшего детского сада, показать и объяснить ребенку, что происходит на площадке. Пусть он своими глазами увидит, что в детском садике не страшно, дети там веселятся и играют.

Преодолеваем страхи

Если ребенок после посещения детского сада больше не хочет туда возвращаться, возможно, ему там страшно. Не удивительно, ведь для малыша, который привык видеть только маму, папу и близких родственников, детский сад — что-то совершенно новое и неизвестное.

Знакомство с воспитателями

Важно, чтобы первые знакомства с воспитателями, нянечками и детьми проходили в присутствии родителей. Так ребенку будет комфортнее психологически. Воспитателей же следует проинформировать о привычках и особенностях ребенка.

«Одно из золотых правил педагогики — соблюдайте принцип постепенности. Не приводите ребёнка в детский сад сразу же на целый день! Для самых маленьких детей есть группы кратковременного пребывания. Ребёнок может находиться там от 30 минут, постепенно увеличивайте время до 10 минут в день. Важна систематичность: водите ребёнка в детский сад каждый день. Не пропускайте, даже если малыш говорит: «Не хочу!». Самое главное для родителей — подружитесь с ребёнком, установите с ним доверительные отношения. Всегда говорите сыну или дочери слова поддержки: «Я всегда рядом», «Я тебя люблю» и «У тебя всё получится!», – советует Светлана Фёдорова.

Научите ребенка самостоятельности

Важно, чтобы в детском саду ребенок мог самостоятельно себя обслуживать, это придаст ему дополнительной уверенности в своих силах. Поэтому следует научить его самостоятельно:

  • Одеваться и обуваться.
  • Есть и пить без посторонней помощи.
  • Пользоваться туалетом или горшком.
  • Мыть руки.

Также следует объяснить малышу, что не следует стесняться обращаться за помощью к воспитателю или нянечке.

Этапы адаптации ребенка в детском саду

Постепенное знакомство ребенка с детским садиком позволит ему наиболее комфортно привыкнуть к новому месту и окружению. Следует разбить подготовку на несколько этапов:

1. В первые дни лучше ограничиться кратковременным посещением только прогулок, чтобы ребенок лучше познакомился с воспитателем и другими детьми. Полезно будет поучаствовать и в вечерней прогулке, чтобы ребенок увидел, как других детей забирают домой родители.

2. Первую неделю постепенно наращиваем время пребывания в детском саду, но не оставляем малыша на дневной сон.

3. На второй неделе можно оставить малыша на дневной сон, но забирать его из садика лучше сразу после. Затем время пребывания ребенка в детском саду после тихого часа постепенно увеличивается.

4. Не стоит затягивать период прощания. Полезно будет научить ребенка узнавать время по часам, например, сказав, что вы вернетесь, когда маленькая стрелка будет на соответствующем делении.

5. Если ребенок с трудом расстается с мамой, будет лучше, если первое время его будут отводить в садик другие члены семьи.

6. Забирая ребенка из сада, покажите ему свое хорошее настроение. Похвалите за рисунки и поделки, которые он сделал днем, а также внимательно выслушайте истории, которые он вам расскажет. Следует показать ему, что пребывание в детском саду – это важно и нужно.

7. На выходных следует уделять ребенку больше внмиания, вместе играть и проводить больше времени.

8. При встрече со знакомыми хвалите ребенка за то, что он уже взрослый и ходит в детский сад.

Как правило, период адаптации ребенка к детскому саду занимает от одной до трех недель. Если же по прошествии этого времени малышу не удается адаптироваться, следует обратиться к специалистам за советом.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!

Подписывайтесь на ОСН:

Самое интересное:

Картина дня

Главный редактор: Сергей Сергеевич Касаткин
Шеф-редактор: Виталий Витальевич Рыжов.
Телефон редакции: +7 495 795-53-05
101000 г. Москва, Потаповский переулок, 16/5с1
E-mail: [email protected] | Вакансии

Отводя ребенка в детский сад, родители ждут, что малыш социализируется и научится чему-то новому. Однако дети часто видят смысл садика совсем в другом и сталкиваются с проблемами, которые не приходят взрослым в голову или не кажутся существенными. В этой статье разбираемся, как выглядит детский сад глазами ребенка.

Если мама не придёт

Самый сильный и частый страх ребенка в детском саду — что родители за ним не придут. Наверное, нет ни одной мамы, которой бы не приходилось хоть раз утром долго обнимать ребенка, вытирать ему слезы и обещать забрать сразу после работы. У маленьких детей еще нет чувства времени, для них день в саду — это целая жизнь без мамы, вне дома, с чужими людьми.

Эти страхи иногда подпитывают те, кто окружает ребенка в детском саду. Сказать, что мама не придет, могут и другие дети, и воспитатели. Вот реальный пример использования такого «воспитательного приема»:

«Сын пошел в садик, все было неплохо. Только отказывался есть, несмотря на все уговоры. В один «прекрасный» день воспитательница сказала, что сегодня он съел все, что давали. Мы очень обрадовались, хвалили его весь вечер. А утром он со слезами отказывался идти в сад. Дальше — хуже. Стал плакать ночью, в саду истерики, появились проблемы с туалетом. В итоге мы выяснили, что нянечка ему сказала, будто мама за ним не придет, потому что он не съел борщ. «Я очень боялся, что ты за мной не придешь, мамочка!».

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Доступна рассрочка.

Обманная каша

Питание в детском саду — тоже большая проблема для детей. Одни вообще отказываются есть, другие едят избирательно, а третьи, наоборот, едят все и при этом постоянно голодны. Попытки воспитателей накормить ребенка насильно могут только ухудшить ситуацию и вызвать отвращение к еде и детскому саду.

«Нам нянечка в садике накладывала второе блюдо в тарелку с первым — неважно, доел ты суп или нет. После этого я ненавижу супы».

Но если обстановка в садике дружелюбная и на ребенка никто не давит, то постепенно самый капризный привереда начнет есть за компанию с друзьями. И рассказывать дома о новых гастрономических впечатлениях.

«Сегодня на обед давали: супчик, котлетку и расплавленную картошку».

«Мама, знаешь, какой мы сегодня суп ели? Вареный!»

«На завтрак была обманная каша».

«Завтра опять будут ощипанные ленивцы (ленивые голубцы)».

«Стукнул?» — «Нет, поцеловал»

Взаимоотношения с другими детьми и воспитателями — один из самых сложных аспектов пребывания в детском саду. Даже общительному, активному ребенку бывает сложно найти приятелей для игр. Что уж говорить про тихих и скромных детишек. Ребенок может чувствовать себя неуверенно, испытывать страх перед новыми людьми, однако вынужден строить с ними отношения. Получается по-разному. Некоторые родители жалуются, что вечером забирают ребенка с того же стульчика, на котором оставили его утром.

Проблемы с общением в младших группах иногда возникают из-за того, что у детей еще недостаточно развиты навыки речи. Бывает, что ребенок не в состоянии выразить что-то словами, поэтому стесняется и замыкается в себе.

«Внучка, а дети в садике умеют разговаривать?» — «Нет, только Ира». — «Вот и дружи с ней». — «Я и дружу, она же воспитательница».

Ребенка может напугать кто-то из воспитателей или персонала — случайно или с целью заставить что-либо делать.

«Сын (три года) рассказывает, что, когда он не спал днем, воспитательница сказала, чтобы он перестал скулить, а не то она его отведет в туалет».

Дети могут бояться не только воспитателей или нянечек, которые могут наказать, но и других детей.

«На прогулке в детском саду моего внука с горки толкнул другой ребенок. Внук получил травму и сильно испугался. Теперь при слове „садик“ у него начинает чесаться тело, хотя никакой сыпи нет».

Хотя подобные рассказы — далеко не всегда повод для беспокойства и разбирательства с воспитателями. Жизнь в детском саду кипит не менее бурно, чем во взрослом мире, и это нормально. Малыши выстраивают отношения, заводят друзей, влюбляются и осмысляют это:

«У тебя есть друг в садике?» — «Да, Никита. Я бью его, а он бьет меня!».

«Дочка, откуда синяк на щеке?» — «Это Богдан». — «Стукнул?» — «Нет, поцеловал».

«Милана, детки ссорятся в группе?» — «Только мальчики.» — «Из-за чего?» — «Из-за меня».

Диалог двух друзей: «У нас в группе все девочки уродливые». — «Все равно жениться придется».

«Тима, ты хорошо себя сегодня вел?» — «Да!» — «А чем ты занимался весь день?» — «Говорил: «Я больше так не буду».

Война с индейцами

Дети в саду учатся считать, лепить, вырезать, наблюдать за окружающим миром, декламировать стихи, петь, танцевать и так далее. Но родителям не стоит ждать, что полученная информация уложится в детской голове сама собой. Иногда эти сведения приходится серьезно корректировать.

«Завтра опять туда идти?»

Даже если в целом детский сад нравится, нормально, что иногда ребенок устает. Ведь там он целый день находится в замкнутом пространстве с другими детьми и взрослыми, которые могут быть ему неприятны.

Бабушка спрашивает у внучки: «Машенька, бывает, что ты грустишь в садике?» — «Я не грущу, я сразу плачу!».

«Сашенька, тебе понравилось сегодня в садике?» — «Да, мы играли, гуляли и занятие было. Устала, сил нет!» — «Ну, ничего, отдохнешь и завтра с новыми силами пойдешь!» — «Что? Завтра опять туда идти?»

Иной раз раздражение копится не только к садику, но и к родителям, которые туда отводят. Эти эмоции требуют выхода.

Пять утра. Дочь стоит у кровати и строго повторяет: «Вставай в детский сад! Вставай в детский сад!» Мама спросонья: «Ты чего?» Дочь, ехидно: «Я тебе мстю».

Хотя, к счастью для родителей, бывает и по-другому. Иногда в садике дети отдыхают от них.

Маша вечером перед сном спрашивает маму: «Мне завтра в садик?» — «Да». — «Ура! Свобода!»

Материалы по теме:

Вот несколько сигналов, на которые родители часто не обращают внимания, а зря.

Все мамы и папы без исключения переживают, когда ребенок отправляется в детский сад. Кто знает, как малыш адаптируется, как и с кем будет общаться? А вдруг его обидят, и он не сможет за себя постоять? А вдруг.

Вообще детсад — это отличный жизненный опыт, и именно здесь нужно начинать учиться решать конфликтные ситуации и искать правильные решения. Однако, отгоняя пустые страхи и охи, родителям важно не пропустить реальные «звоночки», сигнализирующие, что в саду действительно что-то пошло нет так. О них «Летидору» рассказала основатель петербургской сети билингвальных садов CDF Наталья Фесенко.

Не будем говорить о ссадинах, синяках, рваной одежде и прочих очевидностях, когда следует обеспокоиться и задать соответствующие вопросы персоналу сада. Посмотрим на не самые очевидные вещи.

• Нехороший признак, если поведение ребенка резко изменилось. К примеру, малыш всегда радостно бежал в сад, чтобы поиграть с другими детками, а тут и слышать про сад не хочет.

Насторожитесь, если ребенок ни с того ни сего начал устраивать утренние истерики, не хочет одеваться и всячески затягивает утренний ритуал сборов в сад.

• Повод для беспокойства, если вы заметили, что ваш разговорчивый малыш перестал рассказывать о садике, друзьях, воспитателе и вообще замыкается в себе, отказывается отвечать на простые вопросы про то, как прошел его день, что он делал, какое у него настроение.

• Пора начинать родительское расследование, если ребенок симулирует болезнь — нарочито покашливает или жалуется на живот. Сюда же отнесем вдруг возникшие вредные привычки — грызть ногти и ковырять в носу.

• Если малыш стал плохо спать и перестал нормально есть , это уже серьезный сигнал о том, что с ребенком не все в порядке. Причиной могут стать внутренние переживания и стресс. Природа устроена таким образом, что ребенку не обязательно рассказывать все самому, его организм сам просигнализирует маме о его проблеме. Такого рода нарушения — это своеобразная защитная реакция на внешний или внутренний негатив.

Конечно, родителям нужно ежедневно внимательно слушать рассказы ребенка о том, как он проводит время в саду. Например, это можно сделать по дороге домой, интересуясь, с кем он играл, с кем поругался и почему, какие были занятия.

В то же время, если малыш заявляет, что его обидели, не торопитесь идти разбираться.

Возможно, просто Света из группы решила поиграть не с ним, а с Колей. Сначала задайте наводящие вопросы, чтобы прояснить для себя истинное положение дел.

Если вы поняли, что есть проблема, а ребенок не может ее озвучить или сформулировать, психологи рекомендуют использовать игру, в ходе которой можно ненавязчиво расспросить, что происходит и что волнует малыша.

Например, поиграйте с малышом в садик. Определите вместе с ним образ-куклу воспитателя, самого ребенка, посмотрите, какие игрушки он выберет для обозначения других детей. Проиграйте в этом кукольном театре несколько сценариев, в которых ваш ребенок сможет продемонстрировать поведение или реакции воспитателя и одногруппников. Можно задавать наводящие вопросы: «А если Вася будет баловаться, что воспитатель скажет?», «Если Петя не захочет спать, что воспитатель сделает?», «А что ты делаешь и чувствуешь в этот момент?».

Таким образом, вы должны проиграть с ребенком все режимные моменты сада от расставания с вами до встречи.

Наверняка вы услышите фразы, которые часто звучат в саду, и действия из окружения ребенка.

Важно, чтобы игра была ненарочитой и не напрягала ребенка.

Отличный способ диагностики скрытых ситуаций — рисунок. Можно попросить малыша изобразить на бумаге свой сад, одногруппников, нянечек и воспитателя.

При анализе рисунка обращайте внимание на цвета, которыми нарисованы персонажи, размеры, расположение и выражения лиц героев рисунка. Аккуратно задайте вопросы, рассматривая рисунок вместе. Если не разберетесь сами, такой рисунок можно показать любому детскому психологу. И конечно, пообщайтесь с персоналом сада, озвучив беспокоящие вас моменты. Адекватные сотрудники всегда заинтересованы в том, чтобы детям было в детском саду хорошо и комфортно.

Бывает, что мамы опасаются разговаривать и выяснять проблемы с воспитателем, чтобы потом на ребенке не «отыгрывались». Тем не менее существуют ситуации, когда родители обязаны досконально разобраться и в случае необходимости защитить собственного ребенка.

Социализация и умение жить в коллективе очень важный этап в развитии ребенка. Но только в том случае, если отправляя кроху в садик, вы учитываете возрастные особенности ребенка. Иначе можно нанести психологическую травму, которая останется с ним на всю жизнь.

Почему не стоит отправлять в садик малыша младше трех лет, и к каким последствия это может привести, рассказала детский психотерапевт Елена Кузнецова.

Адаптация к детскому саду, или что под этим принято понимать

Ребенок в детском саду в нашей культуре (советской и постсоветской) одна из самых печальных тем для меня, и возвращалась я к ней неоднократно. Нынче август, время активной «адаптации» — время детских слез. И, если я обычно достаточно деликатна с родительскими чувствами, в этой теме не буду.

Если вашему малышу не пошел четвертый год и вы отдаете его в садик, будьте честными. Вы совершаете серьезный поступок. Для ваших взаимоотношений с ребенком, для его будущего.

Дети – не просто люди, которые привыкают («адаптируются») к новым условиям. Детство это особое состояние, время усиленной работы по освоению реальности. Происходящее в психической сфере можно сравнить с компьютером, на который последовательно подгружаются его будущие возможности. Создание дополнительных трудностей (таких как изменение среды) можно приравнять к аварийному режиму существования.

Возрастная психология давно открыла тайны периодов загрузки программ развития относительно возраста человека. Так вот – разлука с мамой в раннем возрасте и изменение среды общения (более чем на 1,5-2 часа) в планы природы не входила. Если вы сейчас выбираете этот режим, возьмите на себя ответственность за все последующее.

Прочувствуйте и возьмите.

До 3-х лет дитя находится в контексте эмоционального поля мамы

Да, что-то еще, если вовремя спохватитесь и готовы будете вложиться – энергетически и материально — можно будет исправить вместе с психологом. Но большую часть последствий вы отправите в наследство. Детские травмы капсулируются и спустя время активируются в ключевых жизненных точках. Общий баланс — отношения с партнерами, родительство, успешность в работе, отношения с собой (к своему телу, здоровью) и миром — завязан на последствиях детских историй.

До 3-х лет дитя находится в контексте эмоционального поля мамы и очень нуждается в становлении близких эмоциональных отношений.

«Я так устаю с ним, он не слушается. Подруги говорят — в садик пойдет, лучше станет». «Он гиперактивный и режим соблюдать не получается. Педиатр советует в садик, там режим и усидчивости научат».

Внимание! Из вас двоих – взрослый не ребенок. Почему он должен пойти куда-то, чтобы ваши отношения улучшились? Почему не взрослые члены семьи организуются для режима, а «нарушитель спокойствия» будет выведен из семьи? (И совет педиатра-то как кстати! Так прям и легче становится.) «Ой, меня саму в садик с 1,5 лет отдали, и выросла нормальным человеком» – даже комментировать смысла не вижу.

Жару добавляют педагоги – «Плачем ребенок манипулирует вами», «Плач перед садиком это нормально – это слезы тщетности. Ребенок должен поплакать». О, боги! Каким еще способом существо, едва освоившее речь, должно сообщать миру о своих сильнейших чувствах, как не плача вам о них? Единственным, известным ему инструментом, дитя пробует объяснить о происходящей в его душе катастрофе. («Слезы тщетности» оставлю без комментариев, ибо тут про «слышал звон».)

На третьем году жизни ребенка принято говорить о проявлении кризиса самостоятельности — время «Я сам!». Когда ребенок пробует совершать первые шаги в мире как индивидуальность. Очень важно, чтоб он ощутил себя на этом пути как победитель, способный к преодолению трудностей. Сам штаны надел, сам машинку починил, сам чашку вымыл, и т.д. И это тоже не лучшее время, чтобы оказаться «одним из многих». (Время закладки веры в себя)

Лучшее время знакомства с садиком на этапе «Я сам»

В начале 4-го года жизни, при благоприятном стечении обстоятельств, у малыша появляется естественная (вот оно!) потребность быть в группе детей. Есть желание — и возможности, ибо мозг дозрел — играть в совместные со сверстниками игры, понимать правила игры, договариваться.

«Появляется» — это про начало, а не про полную компетентность! Здесь очень важна поддержка взрослого: чтобы освоить экологичные навыки взаимодействия. (Об экологии отношений в группе, где 15-20 детей и один взрослый надо ли говорить? Когда и один на один не все просто!)

Получается, как ни крути, лучшее время знакомства с садиком на этапе «Я сам». А полностью посещать его стоит на четвертом-пятом году жизни.

Оставьте идеи раннего развития неумным людям! Психика ребенка должна (имеет право) подготовиться изнутри. Огромный пласт общечеловеческого знания (нет, это не про буквы и цвет) должен лечь в основу здоровой системы. Время того, что могут дать сторонние «обучатели» придет гораздо позднее.

Поэтому, если хотите не просто убрать проблему с глаз долой, а действительно решить ее, вам не в садик. Запишитесь к семейному психологу. Ваши ресурсы — в вас.

И еще. Посмотрите честно на это:
«Я устаю…», «Все ходят в садик, хочу чтоб мои не отстали от всех» , «Мне не интересно родительство, хочу работать», «Муж не зарабатывает достаточно», «Я одна и мне надо его куда-то деть», «я должна доказать, что у меня все хорошо». Вы действительно считаете, что заплатить за это должен ваш ребенок?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.