Как подготовить ребенка к школе: что должен знать и уметь ребенок перед школой

Как подготовить ребенка к школе: что должен знать и уметь ребенок перед школой

Переезд в новый микрорайон или город, выбор в пользу более сильной гимназии или школы с углубленным изучением какого-либо предмета. Сюда же можно добавить еще ворох причин, по которым взрослые решают, что ребенку пора сменить школу. И часто бывает, что из веселого и хорошо успевающего ученика получается тревожный и нежелающий вообще посещать учебное заведение ребенок.

В канун 1 сентября обсуждаем с психологом, большая все-таки или нет проблема – переход в новую школу. А также рассказываем, как можно легче пережить адаптацию. Сегодня наш эксперт – детский, семейный психолог Елена Хонихоева.

Как подготовить ребенка к школе: что должен знать и уметь ребенок перед школой

– Переход в новую школу для ребёнка – стресс, или мы часто преувеличиваем последствия от таких изменений?

– Конечно, это стресс. Как и для любого взрослого, смена привычного уклада жизни является таким же стрессом. Даже если ребенок сам хотел перейти в новую школу, даже если там максимально благоприятные обстоятельства для него, например, уже есть друзья, знакомые учителя, все равно изменение привычных автоматизмов вызовет напряжение. Если же, наоборот, он теряет старых друзей, любимых учителей и переходит в школу, где все незнакомые и все по-новому, то стресс может быть очень сильным.

– В каком возрасте переход в новую школу проходит мягче?

– Можно отметить, что в младшем школьном возрасте переход в новую школу проходит относительно мягче. Но опять-таки все зависит от личности ребенка. Тревожные дети переживают смену привычного уклада тяжелее. Поэтому тревожный ребенок младшего школьного возраста может испытать больший стресс, чем уверенный, спокойный подросток.

Подростку же сложнее менять свой круг общения, терять друзей. В этом возрасте очень важно быть «своим» в компании сверстников, быть «принятым».

– Но если обстоятельства сложились так, что перевод в другое учреждение неизбежен, как подготовить ребёнка к нему и надо ли вообще?

– Ваше спокойствие и уверенность в силах и способностях вашего ребенка – самая важная поддержка. Если вы тревожитесь и переживаете, то ребенок это почувствует и будет нервничать еще больше. Я всегда говорю, если вы переживаете из-за эмоциональных или поведенческих трудностей своего ребенка, идите к психологу сначала сами, а уже потом ведите ребенка. Скорее всего, трудность решится после вашей консультации и работа с ребенком уже и не понадобится.

Обсудите с ребенком переход в другую школу заранее. Дайте ему возможность свыкнуться с этой мыслью, морально подготовить себя. Серьезно отнеситесь к его чувствам, помогите увидеть, как он сможет поддерживать связь со старыми друзьями. Опишите все плюсы от перехода: возможность найти новых друзей, сэкономить время на дороге в школу, интересные кружки. Создайте как можно больше приятных связей и ассоциаций с новой школой.

Важный момент – сначала вам надо принять и разделить с ним чувство грусти от смены школы и потери друзей, а только потом показывать новые возможности. Если вы отмахнетесь от его огорчения и станете сразу накидывать, как хорошо в новой школе, ребенок закроется и впадет в протест. А дальше все станет сильно сложнее.

– Как вовремя понять, что в новой школе что-то идёт не так?

– Лучший способ понимать, что происходит с ребенком – доверительное общение. Создание близости между вами и вашим ребенком – это ваша задача как родителей. Если же нет уверенности, что ребенок рассказывает вам обо всем, что его волнует, тогда обращайте внимание на смену настроений и поведение ребенка. Подавленное состояние, закрытость, апатия, агрессивность могут быть признаками трудностей в школе.

– Какие причины являются вескими для смены школы, а что можно и потерпеть?

– Конечно, любые признаки травли, насилия, унижений. Как со стороны сверстников, так и со стороны учителей. Отсутствие друзей среди одноклассников, крайне негативное отношение к школе и учителям – признаки того, что ребенку тяжело находиться здесь. Можно поговорить с ним и спросить, хочет ли он поменять школу.

Дорогие родители, лучший способ быть спокойными за своих детей – дать им чувствовать вашу поддержку, создавать близость в ваших отношениях и верить в их способности справляться с жизненными неурядицами.

Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

1. Постарайтесь соблюдать режим дня. Первокласснику для сна необходимо не меньше 10 часов. Подъем — хотя бы за час до начала занятий, допустим, в семь утра, ночной сон — в 21 час. После занятий в школе — прогулка минут на 40. Потом обед, может быть, снова отдых, а уж потом домашние задания.

2. Обсудите с ребенком ситуации, которые с ним уже случались, но теперь все это будет происходить в новой обстановке. Например, что делать, если на уроке ребенок вдруг захотел в туалет? Щепетильный вопрос, согласитесь. Родителям надо заранее спросить у учителя, какие правила приняты в школе. Во всех школах они разные: где-то нужно поднять руку, а где-то дети могут выйти из класса без разрешения. Учителя начальных классов очень просят родителей научить детей перед школой завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

3. В первом классе оценки, конечно, не ставят, но уж поверьте, ваш ребенок точно знает, что в школе есть колы и двойки. И то, что это плохо и стыдно. Скажите ему, что ошибки — это абсолютно нормально, ошибки совершает каждый. Не ошибается только тот, кто ничего не делает: «Даже если ты принесешь тройку или двойку, мы это исправим».

4. Ребенка надо подготовить к тому, что в школе будут новые знакомства. Он будет попадать в непривычные для него ситуации. «Научите ребенка здороваться с другими детьми и взрослыми. Не бойтесь открыть дом для друзей вашего ребенка. Напоминайте, что нельзя говорить грубо о ком-то за спиной, чтобы сформировать уважительное отношение к своим друзьям, одноклассникам», — рассказала на вебинаре в рамках Всероссийской недели родительской компетентности преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» МГППУ Маргарита Тюхтина.

5. Помните, адаптационный период для первоклашки — первые два — два с половиной месяца. Но это усредненные данные. Бывает, что процесс затягивается и это вовсе не значит, что с ребенком что-то не так. Психологи напоминают: все дети разные. По сравнению с детским садом в школе у ребенка колоссальная нагрузка. Поэтому постарайтесь почаще хвалить ребенка и замечать даже самые небольшие успехи.

Как не потерять связь с ребенком, если вы все время заняты

Для мамы, которая строит карьеру, вынуждена много работать или учиться, вопрос сохранения эмоциональной связи с ребенком далеко не праздный. Давно доказано, что отношение матери к ребенку решающим образом влияет на его последующую жизнь: личность, привычки, психическое и физическое здоровье.

Элина Паредес — психолог и автор книги «Большая Мама: как быть в ладу с ребенком и все успевать» — рассказывает, что делать, если времени на общение с самым близким человеком не хватает, а чувство вины захлестывает все сильнее:
— Мы не первое поколение работающих женщин: чем же мы отличаемся от наших мам и бабушек? Во-первых, современная мама тратит гораздо больше времени на дорогу — раньше люди чаще выбирали работу по территориальному признаку, поближе к дому. Во-вторых, почти каждой работающей женщине с ребенком приходится маневрировать не только между его учебой и своей работой, но и многочисленными дополнительными развивающими секциями и кружками. В-третьих, в век цифровых технологий нередко приходится тратить на работу и свободные часы: то отвечать на электронную почту, то реагировать на сообщения коллег в мессенджерах. Наконец, раньше работающая мама могла рассчитывать на помощь родственников — многие жили под одной крышей. Сейчас молодые семьи стараются отделиться, да бабушки с дедушками не спешат уходить на пенсию и полностью посвящать себя внукам.
Еще одно важное отличие — повышенный уровень стресса у современных женщин. Несмотря на множество помощников в виде умной бытовой техники, тревожность выше, чем раньше. Мама находится под давлением забот и обязанностей. Выматывающая ежедневная рутина, стресс приводят к срывам или апатии, чувство вины за «неидеальность» по отношению к ребенку все нарастает.

Как маме помочь себе?

Нельзя убрать из жизни пробки или уйти от многозадачности, поэтому стресс, скорее всего, сохранится на высоком уровне. Во повседневной суете маме необходимо найти баланс, обеспечить собственный покой, что очень важно и для отношений с детьми. Вот несколько способов для этого:

Отдохните от ведущей роли
В отношениях с ребенком мама является «ведущей», и эту роль сложно сохранять постоянно. Отдыхайте и позволяйте себе:
Кафе — вам сварили кофе, после за вами уберут чашки,
Спа — специалист сделает расслабляющий массаж,
Салон — мастер позаботится о ваших волосах.

Следите за эмоциональным состоянием
При помощи методики самопомощи HALT (Hungry, Angry, Lonely, Tired) вы можете контролировать эмоции. Если раздражены — дайте экологичный выход негативу, устали — позвольте себе отдохнуть.

Важно понять, что полностью удовлетворять потребности ребенка, быть бессменным аниматором, развлекать каждую минуту — невозможно. Нормально, если ребенок грустит, потому что мама с ним сейчас не играет или не читает книжку. Любой психолог подтвердит, что важно не количество проведенных вместе часов, а качество.

Для укрепления отношений в повседневной жизни очень полезно:
Обниматься с ребенком, целовать его, если он не против
Искренне интересоваться его делами
Подтверждать его значимость: находить время заниматься тем, что нравится малышу

И всегда помните первое правило «деловой мамы»: забота о себе поможет поддержать и сохранить крепкие отношения с ребенком!

Что должен знать ребёнок, поступающий в школу?

Предлагаем примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника.

РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • своё имя, отчество, фамилию;
  • свой возраст и дату рождения;
  • свой домашний адрес и номер телефона;
  • название своего города, его главные достопримечательности;
  • название страны, в которой он живет;
  • фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;
  • названия времен года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
  • названия домашних животных и их детёнышей;
  • названия некоторых диких животных и их детёнышей;
  • названия зимующих и перелётных птиц;
  • названия овощей, фруктов и ягод;
  • названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.